МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе обучения студентов
дисциплине «Медийная критика в системе современной
журналистики России» перед преподавателем стоит задача не только ознакомить
обучающихся с таким новым для российской журналистики направлением, как медийная критика или, как ее еще называют, журналистская
критика, но и помочь им попробовать свои силы в самостоятельной работе.
Поэтому, на наш взгляд, на данное время оптимальной можно считать следующую
форму организации обучения.
1.
Лекционные занятия. Этот блок предусматривает
информирование студентов о теоретических основах медийной критики, не зная
которых, вряд ли можно качественно выполнить анализ телевизионных передач или
газетно-журнальных публикаций, а также под критическим углом зрения рассмотреть
и понять практику функционирования современных СМИ. Так, студенты должны знать,
насколько актуальна сейчас журналистская критика, в чем заключаются ее цель и задачи,
каковы ее объект и предмет исследования, функционально-жанровое разнообразие,
различие в типах критики и т.д. Отдельное внимание преподаватель уделяет
этическим требованиям, предъявляемым к каждому медийному критику, а также
совместно со студентами проводит обсуждение такой проблемы: в какой степени
медиакритика соотносится с профессиональной этикой журналиста? В рамках
лекционных занятий для лучшего усвоения знаний студентами преподаватель
подкрепляет теоретические сведения примерами из современной практики
отечественной и зарубежной критики СМИ.
2.
Практические занятия. Данная форма организации обучения
направлена на то, чтобы обучающиеся с помощью преподавателя познакомились с
творчеством ведущих медийных критиков федеральных и республиканских печатных
СМИ. Предполагается, чтобы владея теоретическими знаниями в области медийной
критики, студент на примерах из газет и журналов, а также специализированных
Интернет-ресурсов может посмотреть и сделать свои выводы, как на практике выполняются/не выполняются теоретические положения. В
качестве эмпирической базы используются такие издания, как газеты: «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Вечерняя Казань»,
«Восточный экспресс», «Звезда Поволжья», «Известия», «Комсомольская
правда», «Литературная газета», «Московские новости», «Московский комсомолец»,
«Независимая газета», «Новая газета», «Новые Известия», «Республика Татарстан»,
«Российская газета» и «Труд». Журналы: «Журналист», «Журналистика и
медиарынок», «Журналистика и культура русской речи», «Искусство кино» и «Среда».
-9-
Практические занятия предлагается
проводить в двух видах.
Первый – в начале занятия студентам
раздается подготовленная преподавателем подборка публикаций, содержащих
критический анализ телевизионных передач или материалов печатных СМИ.
Обучающиеся знакомятся с каждым выступлением и совместно с преподавателем
обсуждают его на предмет выявления авторской цели, объекта и предмета данного
исследования, средств художественной выразительности, применяемых критиком, и
уместности тропов в конкретных случаях и т.п. Таким образом, цель данного вида
занятий – дать представление студентам о методике критического анализа
творческого произведения, а также предоставить им возможность самостоятельно
провести мини-исследование конкретного медийного
продукта и сделать собственные выводы по его результатам. К сожалению, в связи
с тем, что настоящий спецкурс рассчитан только на 36 часов, то таких занятий в
процессе обучения может быть только одно или два.
Второй вид обучения – семинар. Его цель – предоставление
возможности каждому студенту попробовать свои силы в исследовании творческого
своеобразия конкретного медийного критика за
определенный промежуток времени (определяется студентом по согласованию с
преподавателем). Учащийся самостоятельно выполняет работу, а на занятии
докладывает коллегам о результатах своего анализа и отвечает на возможные
вопросы. При этом ему необходимо рассказать и о методике своего исследования. В
зависимости от количества желающих выполнить такое задание преподаватель может
выделять отдельные часы для заслушивания выступлений или выделять время (10–15
минут) на каждом занятии и обсуждать работу одного студента.
-10-
3.
Самостоятельная практическая
внеаудиторная работа студентов. Предусматривает проведение
самостоятельного анализа конкретного медийного
продукта и оперативную подготовку по результатам газетной публикации в одном из
наиболее часто встречающихся в современной медиакритике жанров: реплике,
зарисовке, аналитической корреспонденции, творческом портрете, обозрении и
рецензии. За семестр необходимо попробовать себя минимум в трех из этих жанров (в пособии приводятся баллы на каждый
из них). Каждый материал должен быть обсужден с преподавателем. Сверхзадачей
студента является возможность публикации текста в СМИ.
-11-