ОТ АВТОРА
Медийная критика в
нашей стране – пока недостаточно понятое направление. Неясное как для
журналистов («какое вы имеете право критиковать нашу информационную политику,
мы же в вашу работу не лезем», – такие пассажи, к сожалению, часто можно
слышать от коллег), так и для аудитории масс-медиа. В самом деле, для кого
прежде всего предназначена эта специфическая область журналистики?
Журналистскую критику образно можно
представить в виде Фемиды, весы которой находятся в постоянном колебании. На
обложке этой книги Фемида смотрит влево, тем самым, показывая, что в
сегодняшней практике СМИ преобладает критика с негативной оценкой. Но все
субъективно, и завтра отношение общества к масс-медиа может измениться в
противоположную сторону. Медиакритика в России развивается с постепенным
освобождением СМИ из-под государственной опеки и проявляется главным образом в
печатных СМИ в виде телевизионной критики. По теории у критики два адресата:
непосредственно создатель анализируемого творческого продукта и те люди,
которые его прочитали (прослушали или посмотрели). Мы также считаем, что
критика способствует реализации одной из главных функций СМИ – просвещению
аудитории. Но становление медийной критики на российской почве происходит очень
непросто. Причин тому несколько: неготовность медийного сообщества к
конструктивной самокритике, игнорирование профессиональной этики, власть
рейтинга над содержанием...
В данной работе хотелось бы обратить внимание на
телевизионную критику. Мы рассматриваем эту область журналистики как составную
часть медиакритики. Телекритика – явление для современной журналистики нашей
страны не новое: она появилась в начале 1960-х годов в некоторых журналах после
начала регулярного телевещания из Москвы на регионы. Но именно в наше время
телевизионная критика может и должна сыграть свою важную роль помощника и
ориентира, как для телезрителей, так и для работников телевидения, в мире
многогранной ТВ-деятельности, не только выявлять творческие удачи/неудачи, но и
выработать общие объективные критерии оценки медийного (в данном случае
телевизионного) содержания.
-5-
Работа, которую вы
держите в руках, выполнена в виде учебного пособия по курсу «Медийная критика в
современной журналистике России». Мы рассматриваем здесь региональную практику
медийной критики. Как показывает анализ общественно-политических газет
Республики Татарстан (РТ), медиакритика реализуется здесь только в виде
телевизионной критики, да и то крайне нерегулярно. Мы провели мониторинг
наиболее тиражных изданий республики за 1991–2007 годы. Выявленные публикации
проанализированы по нескольким аналитическим и художественно-публицистическим
жанрам: реплика, обозрение, творческий портрет и рецензия. Кроме того, в данном
учебном пособии предложен анализ некоторых материалов, а часть журналистских
выступлений собрана для самостоятельного разбора студентами.
Почему мы взялись за изучение этой
темы?
Помните фразу героя романа Шолохова
«Поднятая целина»: «Народ, что табун, его вести надо»? В наше время скорость
передачи информации настолько высока, что человек просто не в состоянии
осмыслить и проанализировать не то что все поступающие к нему данные, но хотя
бы половину из них. По данным социологов, ХХI век является веком «управляющих
информацией» людей, временем, в которое около 70% живущих на Земле так или
иначе задействованы в производстве информации. А уж получает и обрабатывает ее
каждый из нас. Ситуация «информационного хаоса» способствует развитию и усилению
редакциями СМИ манипулятивных приемов по отношению к аудитории. И телевидение
здесь – пожалуй, главный пример манипулирования зрителями посредством сетки
вещания, а также постоянно измеряемого рейтинга той или иной передачи.
«На рубеже ХХI века произошла окончательная
переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному, –
пишет А.В. Федоров. – Поэтому вопрос о
необходимости и актуальности медиаобразования, уже принадлежит прошлому». И
дополняет: «Современная система образования в качестве приоритетных целей
рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для
формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния
манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным
условиям жизни, для позитивного развития личности»[1].
-6-
Перед автором данного учебного курса
стоят несколько задач:
-
рассмотреть
медийную критику как часть критики: через анализ материалов о медиа
выявить-поделить материалы по типам критики: рецензирующая,
проблемно-постановочная, комментирующая, описательная, «желтая»;
-
помочь
студентам определить для себя собственные критерии для анализа, используя
примеры из практики отечественных медийных критиков;
-
обучить
студентов основным правилам подготовки публикаций, содержащих критический
разбор медийной продукции. При этом акцент должен быть сделан на постоянной
практической работе. Нам представляется, что через знакомство с творчеством
ведущих отечественных телекритиков студентам будет легче освоить требования к
каждому из жанров, в которых работают критики;
-
понять
данное направление в журналистике как одну из форм саморегулирования
журналистского сообщества, этического аудита профессии.
Мы учитываем, что дело это крайне
сложное. В данном учебном курсе акцент сделан также и на медиаобразование,
понимаемое в самом общем виде как образование посредством изучения
функционирования приемов деятельности СМИ. Поддерживая мнение некоторых
российских (А.П. Короченский, А.В. Спичкин, А.В. Шариков,
А.В. Федоров и других) и зарубежных (Л. Мастерманн,
К. Базэлгэт и других) ученых, скажем, что в наш информационно насыщенный
век каждый человек должен стараться понять принципы деятельности редакций СМИ,
а также критически воспринимать любую поступающую ему информацию. А начинать
обучение необходимо с вузовских и даже со школьных лет.
В этом учебном пособии впервые собраны все материалы
о телевидении, которые были выявлены нами в результате мониторинга
республиканских газет. Наиболее важные из них проанализированы, другие (не
менее интересные и раскрывающие специфику деятельности ТВ) опубликованы в конце
книги как материалы, рекомендуемые для самостоятельного анализа студентами.
Также в пособии приведен полный перечень публикаций о телевидении в газетах РТ.
-7-
Мы пока не изучали
аудиторию СМИ Татарстана и не знаем, каковы ее предпочтения и пожелания в
области медийной критики. Такие исследования актуальны и необходимы, они должны
проводиться постоянно. Считаем, что, только выявив мнения населения, можно
приступать к формированию «программы развития» медийного образования
телезрителей, радиослушателей, читателей. Какие решить задачи, какие использовать для этого
средства? Каковы должны быть промежуточные результаты этого проекта? Отвечать
на эти вопросы придется в самое ближайшее время.
Надеемся, что учебный курс «Медийная
критика в системе современной журналистики России», предназначенный для
студентов третьего курса факультетов и отделений журналистики, вызовет интерес
как у студентов, так и у профессиональных журналистов.
Данная работа охватывает только
практическую, большую часть авторского спецкурса и призвана главным образом
дать методические рекомендации студентам по освоению специфики практической
деятельности медийного критика.
Предлагаемое учебное пособие состоит
из двух частей. В первой, методологической, части собраны рекомендации
студентам и всем, кто интересуется критическим анализом медийных текстов, как
подготовиться, освоить правила и технологию самостоятельной интерпретации и
оценки публикаций.
Часть вторая – практическая. Здесь
много внимания уделено жанровой специфике журналисткой критики, даны лучшие
образцы для анализа из республиканских и федеральных изданий. Кроме того, для
желающих выполнить реферативную, курсовую или дипломную работу в книге приведены
методологические указания по организации, целям и задачам исследования, выбору
эмпирической базы, оформлению полученных результатов.
Кроме того, во второй части содержатся творческие
задания в форме подготовки публикаций в нескольких жанрах критики (рецензия,
обозрение, творческий портрет, статья, зарисовка, реплика) и журналистики
(аналитическая корреспонденция).
С уважением,
Роман БАКАНОВ,
-8-