ОТ АВТОРА

в оглавление ►►

в раздел библиотека

Медийная критика в нашей стране – пока недостаточно понятое направление. Неясное как для журналистов («какое вы имеете право критиковать нашу информационную политику, мы же в вашу работу не лезем», – такие пассажи, к сожалению, часто можно слышать от коллег), так и для аудитории масс-медиа. В самом деле, для кого прежде всего предназначена эта специфическая область журналистики?

Журналистскую критику образно можно представить в виде Фемиды, весы которой находятся в постоянном колебании. На обложке этой книги Фемида смотрит влево, тем самым, показывая, что в сегодняшней практике СМИ преобладает критика с негативной оценкой. Но все субъективно, и завтра отношение общества к масс-медиа может измениться в противоположную сторону. Медиакритика в России развивается с постепенным освобождением СМИ из-под государственной опеки и проявляется главным образом в печатных СМИ в виде телевизионной критики. По теории у критики два адресата: непосредственно создатель анализируемого творческого продукта и те люди, которые его прочитали (прослушали или посмотрели). Мы также считаем, что критика способствует реализации одной из главных функций СМИ – просвещению аудитории. Но становление медийной критики на российской почве происходит очень непросто. Причин тому несколько: неготовность медийного сообщества к конструктивной самокритике, игнорирование профессиональной этики, власть рейтинга над содержанием...

В данной работе хотелось бы обратить внимание на телевизионную критику. Мы рассматриваем эту область журналистики как составную часть медиакритики. Телекритика – явление для современной журналистики нашей страны не новое: она появилась в начале 1960-х годов в некоторых журналах после начала регулярного телевещания из Москвы на регионы. Но именно в наше время телевизионная критика может и должна сыграть свою важную роль помощника и ориентира, как для телезрителей, так и для работников телевидения, в мире многогранной ТВ-деятельности, не только выявлять творческие удачи/неудачи, но и выработать общие объективные критерии оценки медийного (в данном случае телевизионного) содержания.

-5-

Работа, которую вы держите в руках, выполнена в виде учебного пособия по курсу «Медийная критика в современной журналистике России». Мы рассматриваем здесь региональную практику медийной критики. Как показывает анализ общественно-политических газет Республики Татарстан (РТ), медиакритика реализуется здесь только в виде телевизионной критики, да и то крайне нерегулярно. Мы провели мониторинг наиболее тиражных изданий республики за 1991–2007 годы. Выявленные публикации проанализированы по нескольким аналитическим и художественно-публицистическим жанрам: реплика, обозрение, творческий портрет и рецензия. Кроме того, в данном учебном пособии предложен анализ некоторых материалов, а часть журналистских выступлений собрана для самостоятельного разбора студентами.

Почему мы взялись за изучение этой темы?

Помните фразу героя романа Шолохова «Поднятая целина»: «Народ, что табун, его вести надо»? В наше время скорость передачи информации настолько высока, что человек просто не в состоянии осмыслить и проанализировать не то что все поступающие к нему данные, но хотя бы половину из них. По данным социологов, ХХI век является веком «управляющих информацией» людей, временем, в которое около 70% живущих на Земле так или иначе задействованы в производстве информации. А уж получает и обрабатывает ее каждый из нас. Ситуация «информационного хаоса» способствует развитию и усилению редакциями СМИ манипулятивных приемов по отношению к аудитории. И телевидение здесь – пожалуй, главный пример манипулирования зрителями посредством сетки вещания, а также постоянно измеряемого рейтинга той или иной передачи.

«На рубеже ХХI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному, – пишет А.В. Федоров. – Поэтому вопрос о необходимости и актуальности медиаобразования, уже принадлежит прошлому». И дополняет: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного развития личности»[1].

-6-

Перед автором данного учебного курса стоят несколько задач:

-            рассмотреть медийную критику как часть критики: через анализ материалов о медиа выявить-поделить материалы по типам критики: рецензирующая, проблемно-постановочная, комментирующая, описательная, «желтая»;

-            помочь студентам определить для себя собственные критерии для анализа, используя примеры из практики отечественных медийных критиков;

-            обучить студентов основным правилам подготовки публикаций, содержащих критический разбор медийной продукции. При этом акцент должен быть сделан на постоянной практической работе. Нам представляется, что через знакомство с творчеством ведущих отечественных телекритиков студентам будет легче освоить требования к каждому из жанров, в которых работают критики;

-            понять данное направление в журналистике как одну из форм саморегулирования журналистского сообщества, этического аудита профессии.

Мы учитываем, что дело это крайне сложное. В данном учебном курсе акцент сделан также и на медиаобразование, понимаемое в самом общем виде как образование посредством изучения функционирования приемов деятельности СМИ. Поддерживая мнение некоторых российских (А.П. Короченский, А.В. Спичкин, А.В. Шариков, А.В. Федоров и других) и зарубежных (Л. Мастерманн, К. Базэлгэт и других) ученых, скажем, что в наш информационно насыщенный век каждый человек должен стараться понять принципы деятельности редакций СМИ, а также критически воспринимать любую поступающую ему информацию. А начинать обучение необходимо с вузовских и даже со школьных лет.

В этом учебном пособии впервые собраны все материалы о телевидении, которые были выявлены нами в результате мониторинга республиканских газет. Наиболее важные из них проанализированы, другие (не менее интересные и раскрывающие специфику деятельности ТВ) опубликованы в конце книги как материалы, рекомендуемые для самостоятельного анализа студентами. Также в пособии приведен полный перечень публикаций о телевидении в газетах РТ.

-7-

Мы пока не изучали аудиторию СМИ Татарстана и не знаем, каковы ее предпочтения и пожелания в области медийной критики. Такие исследования актуальны и необходимы, они должны проводиться постоянно. Считаем, что, только выявив мнения населения, можно приступать к формированию «программы развития» медийного образования телезрителей, радиослушателей, читателей. Какие решить задачи, какие использовать для этого средства? Каковы должны быть промежуточные результаты этого проекта? Отвечать на эти вопросы придется в самое ближайшее время.

Надеемся, что учебный курс «Медийная критика в системе современной журналистики России», предназначенный для студентов третьего курса факультетов и отделений журналистики, вызовет интерес как у студентов, так и у профессиональных журналистов.

Данная работа охватывает только практическую, большую часть авторского спецкурса и призвана главным образом дать методические рекомендации студентам по освоению специфики практической деятельности медийного критика.

Предлагаемое учебное пособие состоит из двух частей. В первой, методологической, части собраны рекомендации студентам и всем, кто интересуется критическим анализом медийных текстов, как подготовиться, освоить правила и технологию самостоятельной интерпретации и оценки публикаций.

Часть вторая – практическая. Здесь много внимания уделено жанровой специфике журналисткой критики, даны лучшие образцы для анализа из республиканских и федеральных изданий. Кроме того, для желающих выполнить реферативную, курсовую или дипломную работу в книге приведены методологические указания по организации, целям и задачам исследования, выбору эмпирической базы, оформлению полученных результатов.

Кроме того, во второй части содержатся творческие задания в форме подготовки публикаций в нескольких жанрах критики (рецензия, обозрение, творческий портрет, статья, зарисовка, реплика) и журналистики (аналитическая корреспонденция).

С уважением,

Роман БАКАНОВ,

rbakanov@yandex.ru

-8-

в оглавление ►►

в раздел библиотека



[1] Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. С. 7–8.

Hosted by uCoz