ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Данные взяты из статьи:: Шириков А. Наполовину
зрячие [Электронный ресурс] /Эл. журнал
«Эксперт Online 2.0». 24.12 2007. URL: http://www.expert.ru/printissues/management/2007/04/napolovinu_zryachie/
(дата обращения 15.04.2008).
2.
Текст доклада размещен на сайте Федерального агентства по печати и
массовым коммуникациям http://fapmc.ru/document/other/item158.html
(дата обращения 15.04.2008).
3.
Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы типологии//Типология
периодической печати: Учеб. пособие
для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред.
М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской.
М.: Аспект Пресс, 2007. С. 16.
4.
Власова Е.
Газета, телевизор, книга. Представители медиасообщества – о перспективах
развития индустрии// Российская газета. 2007. Федеральный выпуск № 4310.
5.
Цит. по: Мировой тираж газет вырос на 10% за 5 лет [Электронный
ресурс] / Про рекламу и о рекламе. 02.2007. URL: http://www.advesti.ru/news/press/922007newspapers
(дата обращения 15.04.2008).
6.
Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы типологии //
Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов,
О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 12.
7.
Аникина М.Е. Молодые и недоверчивые // Теория и социология СМИ / Отв. ред. и сост.
И.Д. Фомичева. – М.: Издательство «ВК», 2006. С. 29.
8.
Данные взяты с сайта Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация
для всех», URL: http://www.ifapcom.ru/
9.
Цит. по: Вандышева Л.В. Молодежная занятость:
Репрезентация проблемы в прессе // Русская молодежь. Демографическая ситуация.
Миграции. М., 2004. С. 176–191.
10.
Полный отчет по исследованию можно прочитать на сайте проекта института Пью «Интернет и американская жизнь», URL: http://www.pewinternet.org/
-230-
11.
По материалам Круглого стола «Конвергенция в СМИ. Точка приложения –
Сеть», организованного РАМИ РИА «Новости» при поддержке Министерства связи и
массовых коммуникаций РФ. URL: http://www.tatmedia.ru/obzor_press/tradicionn1/
(дата обращения 15.04.2008).
12.
Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» изданий // Типология
периодической печати: Учеб. пособие
для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред.
М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской.
М.: Аспект Пресс, 2007. С.79.
13.
Там же. С. 91.
14.
Миронова А. Обзор рынка подростковой и молодежной прессы. [Электронный ресурс] /
Индустрия рекламы. 2005. URL: http://propel.ru/pub/24.php
(Дата обращения 15.045.2008).
15.
Молодежная культура и СМИ. М.: Серебряные нити, 2006. С. 41.
16.
Сандалова К. Воспитание «Хулигана» «Молотком». Чему учат молодежные журналы? Из
Папки Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в
средствах массовой информации Общественной палаты РФ // Москва. 2006. № 3, С.
161–171.
17.
Бачугин С.В. Актуальные вопросы воздействия средств массовой информации
на асоциальное поведение молодежи. [Электронный ресурс] /Чебоксарско-чувашская
епархия. URL: http://www.eparh-chb.ru/documentation
(Дата обращения: 12.04.2008).
18.
Подробнее об этом случае можно прочитать в статье: Саранская прокуратура
намерена ограничить доступ к молодежным журналам. [Электронный ресурс] /
Марксист. 09.08.2006. URL: http://www.marksizm.info/content/view/689/54/
(Дата обращения: 03.05.2009).
19.
Сандалова К. Воспитание «Хулигана» «Молотком». Чему учат молодежные журналы? Из
Папки Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в
средствах массовой информации Общественной палаты РФ // Москва. 2006. № 3, С.
161–171.
20.
По информации Центра экстремальной журналистики от 09.01.2007.
[Электронный ресурс]. URL: http://cjes.ru/lenta/view_news.php?id=158&year=2007&lang=rus (Дата
обращения: 12.04.2008).
-231-
21.
Первоначальный текст документа опубликован в издании «Ведомости СНД и ВС РФ», 13.02.1992, № 7, С. 300.
22.
Сурикова Т.И. Экспансия низменного как этическая проблема языка СМИ // Профессия –
журналист: вызовы XXI века. Сб. материалов международной науч.-практ. конф.
«Журналистика 2006». М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова,
2006. С. 297–298.
23.
Молодежная культура и СМИ // Научное издание. М.: Серебряные нити, 2006.
С. 44.
24.
Социологическое исследование, в котором принимали участие молодые
москвичи в возрасте 14–30 лет. Выборочная совокупность – 754 человека. Среди
них – учащиеся школ и колледжей, студенты, рабочие, служащие, представители
интеллигенции, военнослужащие, не занятые на производстве, безработные,
домохозяйки и др. Руководители – д. филос. н. В.Н. Иванов и д. соц. н. В.К.
Сергеев. Полный текст отчета об исследовании можно прочитать: Молодежь Москвы о
средствах массовой информации (по материалам социологического исследования) //
Молодежная культура и СМИ // Научное издание. М.: Серебряные нити, 2006.
25.
Молодежная культура и СМИ // Научное издание. М.: Серебряные нити, 2006.
С. 43.
26.
Средства массовой информации России. М., 1998. С. 65–67.
27.
Шариков А.В. 12 «зол» телевидения и задачи медиаобразования. // Медиаобразование.
2005 № 6. С. 39–48. Исследование, условно названное «12 зол телевидения в
России», было проведено при поддержке некоммерческой организации «Интерньюс». Оно ставило целью выявить, по каким позициям в
деятельности отечественного ТВ возникает наибольшее напряжение между вещателями
и аудиторией. По этой теме см. также, А. Шариков.
Социальная безответственность телевидения в России. // Телефорум.
2005 № 1. С.100–105, № 2. С.137–140; 109. и др.
28.
Полевую фазу исследования проводила компания GFK-Русь по списку
вопросов, составленных руководителем проекта. Было опрошено 2200 человек,
репрезентирующих население России, как городское, так и сельское, в возрасте от
16 лет и старше.
-232-
29.
См. дополнительные материалы на сайте ВЦИОМ: URL: http://www.wciom.ru
30.
Шеина И.Б.
Телевизионная критика о современном новостном ТВ // Журналистика в 2005 году:
трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сб.
материалов науч.-практ. конф. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова,
2006. С. 394.
31.
Давыдов С., Дутов А. Содержание вечернего телевизионного
эфира в 2007 г. С. 82–84. // Российское телевидение: между спросом и
предложением. [В 2 томах]. Том 2 /под ред. – А.Г. Качкаевой,
И.В. Кирия. М.: Элиткомстар,
2007. 152 с. Исследование в рамках проекта «Обыденные критики» (проводилось
совместно с Фондом «Общественное мнение») Центра анализа медиа Фонда
«Образованные медиа» / Объект исследования – телеэфир шести ведущих российских
каналов. Предмет исследования – содержательные элементы телеэфира (темы и
сюжеты, субъекты действия и социальная среда происходящего). Исследование было
проведено методом контент-анализа аудиовизуальных материалов. Для анализа
отбирались материалы за 2 недели вещания: с 19 по 25 марта 2007 г. и с 16 по 22
апреля 2007 г. Анализировались сделанные в Санкт-Петербурге записи эфира шести
телеканалов: Первый канал; «Россия»; НТВ; СТС; ТНТ; Рен-ТВ.
32.
Основные результаты исследования 2004 года см. в:
Давыдов С., Давыдова Т. Формирование
массовой психологии через средства массовой коммуникации // Психологические
аспекты политического процесса во «второй путинской республике» / Под ред. Е.Б.
Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2006. С. 158–63; Давыдов
С., Селиверстова Н. Представления об обществе в современных
телевизионных сериалах // Меди@льманах.2007. № 2. С. 22–36.
33.
Российское телевидение: между спросом и предложением [В 2 томах]. Том 2
/ [под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия].
М.: Элиткомстар, 2007. С. 86–87.
34.
Данные взяты с сайта компании Telephia: URL: http://www.telephia.com
-233-
35.
Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов.
[Электронный ресурс]. / EVARTIST. 2001. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm
(Дата обращения: 05.05.2008).
36.
Средства массовой информации России. М., 1998, С. 65–67, 103–105.
37.
Отчет о работе круглого стола можно прочитать на сайте журнала «Broadcasting. Телевидение и радиовещание»: URL: http://www.broadcasting.ru/newstext.php?news_id=31531
38.
Интернет в общественной жизни. М.: Идея-Пресс, 2006. С. 13.
39.
Там же. С. 12.
40.
Там же. С. 12.
41.
Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование. (Томский
институт информационных технологий, 2006) // Медиаобразование: от теории к
практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф.
«Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой
коммуникации». Томск, 20–21 ноября 2007. Томск. 2007 С. 246.
42.
Цымбаленко С.Б. Российский подросток в информационно-психологическом
пространстве. Социологическое исследование (ЮНПРЕСС, 2006). //
Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс.
науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры,
образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20–21 ноября 2007. Томск.
2007 С. 279.
43.
Сухарева В. Радио в Интернете.// Среда. 1999. № 10. С. 15–25.
44.
Данные размещены на сайте «Ребенок в сети»: URL: http://www.detionline.ru
45.
Козлов И.
Безопасность детей в Интернет [Электронный ресурс] / ИТ
дома и на работе. URL: www.ci.ru/inform08_08/p_15.htm
(Дата обращения: 08.05.2008).
46.
Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ, полезными людям.
[Электронный ресурс]. / Иосиф Дзялошинский и его команда. URL: www.dzyalosh.ru/comm-books.shtml (дата
обращения: 31.05.2008).
-234-
47.
Американский опыт функционирования гражданской журналистики изложен в
книге: Эдвард Д. Миллер. Шарлоттский проект. Как помочь гражданам
взять демократию в свои руки. М., 1998. Российский опыт проанализирован в
книгах: Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М., 1999;
Роль прессы в формировании в России гражданского общества. День сегодняшний.
М., 2000.
48.
Корконосенко С.Г. Социология журналистики в системе теории журналистики. //
Социология журналистики. Очерки теории и практики. М., 1998, С. 27.
49.
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели
влияния. Как формируется «повестка дня»? Екатеринбург: Изда-во
гуманитарного университета, 2001.
50.
Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям.
М., Престиж, 2006, С. 104.
51.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование
реальности. М.:, Медиум, 1995, С. 219.
52.
Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализации молодежи: проблемы и
перспективы. Оренбург, 1993, С. 22–24.
53.
Там же, С. 22–24.
54.
Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями //
М. Мид. Культура и мир детства. Избр.
произв. / Пер. с англ. М., 1988.
55.
Сметанникова Н.Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские
отношения. // Школьная библиотека. 2005. № 4. С. 20.
56.
Там же, С. 22–23.
57.
Исследовательские данные проектов Фонда «Общественное мнение» «Поколение
XXI» (рук. Екатерина Шумакова), «Новое поколение» (рук. Лариса
Паутова).
58.
Павлова В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи / В.В. Павлова // Социс. – 1998. – № 8.
59.
Голубкова, Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н.Я. Голубкова // Социс. 1998. № 9.
60.
Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов / В.А. Сибирев, Н.А. Головин // Социс.
1998. № 3, С. 108.
-235-
61.
Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова
А.И. и др.
Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004.
62.
Literacy, Economy and
Society. Resultsof the First International
Adult Literacy Survey. Изд. Генеральным секретарем ОЭСР (Париж) и
Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию. Париж, Оттава, 1995.
63.
Lehmann Rainer H. et.
al. Leseverstandnis und Lesegewohntheiten
deutscher Schtiler und Schtilerinnen. Reihe Beltz Stiftung
Lesen. Weinheim, Basel 1995.
64.
Franzmann. Bodo. Vor
dem Einbruch der Multimedia-Kultur Leseforschertiberpriifendie Besta'nde//Spektrumder Wissenschaft.
10/1995. Op. cit., P. 117.
65.
Райнер Пацлаф. Застывший взгляд. Физиологическое
воздействие телевидения на развитие детей. Москва, 2003.
66.
Царегородцева И., Ивашов Н. Отрава для ума [Электронный
ресурс] / Информационный портал медиасообщества Северо-Западного региона, 2008,
URL: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1058291-0.html#1
(дата обращения: 15.04.2008).
67.
Многозадачные дети [Электронный ресурс] / Медиареволюция, 21.12.2006,
URL: http://www.mediarevolution.ru/audience/behavior/525.html
(дата обращения: 15.04.2008).
68.
Там же.
69.
Когда каждый второй – Цезарь. [Электронный ресурс] / Sostav.ru
– Реклама, маркетинг, PR, 19.10.2006, URL: www.sostav.ru/news/2006/10/19/39r/ (дата
обращения: 15.04.2008).
70.
36 часов в сутки [Электронный ресурс] / Как заставить потребителя
обращать внимание на рекламу? Статьи об электронной коммерции и бизнесе в сети
интернет. URL: http://www.sale4.net/article.php?articleld=97
(дата обращения: 15.04.2008).
71.
Цымбаленко С.Б. Российский подросток в информационно-психологическом
пространстве. Социологическое исследование. (ЮНПРЕСС, 2006) //
Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс.
науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры,
образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20–21 ноября 2007 / сост.
И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. С. 280.
72.
Аникина М.Е. LIFESTYLE Интернет-завсегдатая (Штрихи к портрету молодого
Интернет-пользователя) // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в
постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов
научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.
Ломоносова, 2006. С. 147.
-236-
73.
Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование
(Томский институт информационных технологий) // Медиаобразование: от теории к
практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф.
«Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой
коммуникации». Томск, 20–21 ноября 2007 / сост. И.В. Жилавская.
Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. С. 240–277.
74.
Данные взяты с официального сайта TNS Gallup Media: URL: http://www.tns-global.ru/
75.
Мясникова М.А. Динамика телевизионных форм // Журналистика в 2005 году:
трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник
материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ
имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 380.
76.
Перепелкин А.С. Реалити-шоу и модели жизни // Журналистика в
2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном
пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 384.
77.
Там же, С. 385.
78.
Шилова В.А. Реалити-шоу в оценке студентов. Журналистика
в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном
пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 395–396.
79.
Решение Общественной коллегии по жалобам на прессу «Об обращении
Росохранкультуры по поводу телепрограммы «Дом-2» на телеканале ТНТ»
[Электронный ресурс] / Законодательство и практика масс-медиа. 27.02.2006.URL: http://www.medialaw.ru/publications/zip/140/2.htm
(Дата обращения: 15.04.2008).
80.
Там же.
81.
Кому приносит доход «Фабрика звезд» [Электронный ресурс] / Informacia.ru (компромат, скандалы, новости), 2005. URL: http://www.informacia.ru/2005/news1403.htm
(Дата обращения: 15.04.2008).
-237-
82.
Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество //
Высшее образование в России. 2002. № 3.С. 69.
83.
Собкин В.С., Хлебникова М.В., А.М. Грачева. Насилие и эротика на российском
телеэкране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций // Образование и
информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии
образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В.С. Собкина.
М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 146.
84.
Там же, С. 160.
85.
Там же, С. 143.
86.
Тарасов К.А. Насилие в кино: Притяжение и отталкивание // Испытание конкуренцией / Ред. М.И. Жабский. М.:
Научно-исследовательский институт киноискусства, 1997. С. 89.
87.
Masterman
L. (1985). Teaching the Media.
London: Comedia Publishing Group, 341 p.
88.
Грюнвальдская декларация по медиаобразованию [Электронный ресурс] / Бюро
ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/
(Дата обращения: 15.04.2008).
89.
Рекомендации Венской конференции «Обучение медиа в цифровой эпохе»,
адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).
90.
Rekommendations
Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural
Organization UNESCO. In: Outlooks on Children and Media.
Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, P. 152.
91.
Рекомендации Севильской конференции «Медиаобразование молодежи»,
адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).
92.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. 2-е издание. М.:
«Гиперборея», «Кучково поле», 2007, С. 56–57.
93.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 2002. С. 19.
-238-
94.
Hart, A.
(1998) Introduction: Media Education in the Global Village. In: Hart, A. (Ed.) Teaching the
Media. International Perspectives.
95.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004, С.
18.
96.
Короченский А.П. Пятая власть? Медиакритика в теории и практике
журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003, С. 187–188.
97.
Gerbner,
G. (1995)/ Educators Activists Organize to Promote Media
Literacy in
98.
McMahon, B.
(2003). Relevance and Rigour in Media Education.
Keynote Presentation to the National Media Education Conference.
99.
Media Education.
100.
Педагогический энциклопедический словарь. Изд-во Большая Российская
энциклопедия, 2003, С. 138.
101.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001.
102.
Адрес сайта «Информационная грамотность и медиаобразование»: http://www.mediagram.ru/
103.
Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография.
Челябинск: Изд-во Челяб. гос.
ун-т, 2007, C. 270.
104. Masterman, L. (1997). A Rational for Media
Education. Media Literacy in the Information Age.
105.
Цит. по: Федоров А.В. Медиаобразование в
зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. C. 28.
106.
Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование
и моделирование содержания учебной дисциплины. / Н.И. Гендина,
Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – Межрегиональный центр библиотечного
сотрудничества. М.: 2006, C. 7.
107.
Подробнее о Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» можно прочитать на
официальном сайте программы: http://ifapcom.ru
-239-
108.
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проспект.
2006. С. 8.
109.
Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование. // Высшее образование в
России. 2004. № 8. С. 40–46.
110.
Антошина И.В., Короченский А.П. Организация общественного
мониторинга СМИ и «FAIR» [Электронный ресурс] / Библиотека Центра экстремальной
журналистики. URL: http://www.library.cjes.ru/online/?b_id=450
(Дата обращения: 15.04.2008).
111.
Аношина И.В. Организация общественного мониторинга СМИ и медиакритики «FAIR» (США) в
системе гражданского диалога со СМИ// Журналистика и медиаобразование. 2007:
Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1–3
октября 2007 г.): Т.1. Белгород, БелГУ, 2007, С. 275–281.
112.
Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. – Ростов-на-Дону: Изд-во
ЦВВР, 2001.
113.
Kubey, R. (Ed.) (1997). Media
literacy in the information age. New Brunswick
(U.S.A.) and London /
U.K.P. 21.
114.
Carlsson,
U. & Von Feilitzen, C.
(Eds.) (1998). Children and media
violence. Goteborg: UNESCO.
p. 45–202.
115.
Федоров А.В. Права ребенка и проблемы насилия на российском экране. Таганрог, 2004.
116.
Wnet/Thirteen (1980). Critical television viewing: a training
manual for teachers trainers. New Yourk: CambridgeE,
P. 46–49.
117.
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проспект.
2006. С. 416.
118.
Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации. // Специалист. 1993, № 4.
С. 22–23.
119.
Что такое критическое мышление? // Еженедельник «Русский язык», 2002. № 29.
120. Gonnet, J. Education et Medias.
121. Minkkinen, S. A general
curricular model for mass media education.
122.
McQuail,
D. Mass communication theory: an introduction. Beverly hills, California: Sage, 1987. P.63.
123.
Kubey,
R. Media literacy in the information age. New Brunwick (
-240-
124.
Gerbner,
G. & Gross, L. Living with
television. Journal of communication. 26, Spring, 1976. P. 173–199.
125.
Kubey,
R. Media literacy in the information age.
126.
Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. – 167 с.
127.
Духанин В.Н. Православие и мир кино М., 2005.
128.
Федоров А.В. Теологическая теория медиаобразования // Инновации в образовании. 2007.
№ 11. C. 96–101.
129.
Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом
самоосуществлении личности. Омск: Изд-во Сиб. филиал
Рос. ин-та
культурологии, 2001. C. 446.
130.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов
педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. С.
94.
131.
Усов Ю.Н. и др. Основы экранной культуры // Цикл программ / Рук. Ю.Н. Усов. М.: Изд-во
Российской Академии образования. 1998. С. 55.
132.
Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н. Пензину // Искусство и образование. 2004. № 3.
С. 64–74.
133.
Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. М.: Академия
педагогических наук, НИИ средств обучения. 1991. С. 3.
134.
Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография
/ И.А. Фатеева. Челябинск: Челяб. гос.
ун-т, 2007. С. 25.
135.
Дзялошинский И.М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа
гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике // Сб.
материалов II Всеросс. науч.-практ. конф.
«Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой
коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 90.
136.
Рекомендации Венской конференции «Обучение медиа в цифровой эпохе»,
адресованные ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Бюро ЮНЕСКО в Москве. URL: http://www.unesco.ru/ (Дата обращения: 15.04.2008).
-241-
137.
Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. А/59/525/ Rev.
Distr. General 2 March 2005.
138.
Дзялошинский И.М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа
гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике // Сб.
материалов II Всеросс. науч.-практ. конф.
«Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой
коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008 / Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 93.
139.
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по
общей теории систем. М., 1969.
140.
Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука.
М.: Экономика, 1989, С. 91.
141.
Блауберг И.В. Целостность и системность //
Системные исследования. М., 1977, С. 5–28.
142.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения
проблем): Учебник. Томск: Изд-во Том. Унта, 2004. С. 40.
143.
Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного
социологического исследования. / Под ред.Б.А. Грушина, Л.А. Оникова.
М., 1980.
144.
Прохоров Е.П.. Наглядное пособие по курсу «Основы журналистики» [Электронный ресурс] /
Сайт ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, URL: http://www.iile.edu/library_open_jur.html
(Дата обращения 15.04.2008).
145.
Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007.
146.
Палиева З.И. Природа современной журналистики: сущностные характеристики
// Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском
информационном пространстве. Сб. материалов науч.-практ. конф. М.:
Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006, С. 178.
147.
Средства массовой информации России. 1997. М.: 1998. С. 78.
148.
Телевизионная журналистика. Учебник / Ред. кол.: Г.В. Кузнецов, В.Л.
Цвик, А.Я. Юровский. 4-е издание. М.: МГУ, Высшая школа, 2002 [Электронный
ресурс] /Evartist. URL: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
(Дата обращения: 15.04.2008).
-242-
149.
Словарь по маркетинговым коммуникациям [Электронный ресурс] / SOCIUM-info. URL: http://www.socium.info/dict-mar-com.html
(Дата обращения: 15.04.2008).
150.
Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования // Доклад на российско-британском
семинаре по медиаобразованию. Москва, 1995. С. 39.
151.
Цит. по кн.: Интернет в общественной жизни. М.: Идея-Пресс,
2006, С. 75.
152.
Полный отчет о работе Круглого стола можно прочесть на сайте Российского
образовательного портала: URL: http://edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_no=32087
153.
Панченко И.О. Медиапредпочтения молодежи. Итоги одного нижегородского исследования. //
Молодёжь в современном мире: вызовы цивилизации: Материалы VIII международной
научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации». Нижний
Новгород. 28–30 мая 2007 г. / Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007,
С. 93
154.
Фатеева И.А. Теория медиадеятельности как альтернатива традиционно выделяемых теорий
медиаобразования // Медиаобразование: от теории - к практике: сб. материалов II
Всеросс. науч.-практ.
конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры,
образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008 / Томск:
НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 143.
155.
Гуревич С.М. Редакционный менеджмент [Электронный ресурс] / EVARTIST. 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text11/39.htm#_top
(Дата обращения 15.04.2009).
156.
Ушакова С.В. // Роль журналистики в развитии медиакультуры аудитории. Журналистика и
медиаобразование в XXI веке: Сб. трудов I Междунар. науч.-практ. конф.
Белгород: БелГУ, 2006. С. 222.
157.
Аношина И.В. Организация общественного мониторинга СМИ и медиакритики «FAIR» (США) в
системе гражданского диалога со СМИ // Журналистика и медиаобразование – 2007:
Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1–3
октября 2007 г.): Т. 1. Белгород, БелГУ, 2007, С. 275–281.
158. Бочарский К. Медиаведение [Электронный ресурс] /
Сайт журнала «Секрет Фирмы». 14.07.2008. URL: http://www.kommersant.ru (Дата обращения: 15.04.2008).
-243-
159.
Папантиму М. Media engagement – универсальный
ответ на вызовы нового времени [Электронный ресурс] / Рекламный портал
«МедиаПилот Online» . 04.08.2006 .URL: http://www.mpilot.ru/analitics-view-775-print.html
(Дата обращения: 15.04.2008).
160.
Фатеева И.А. Теория медиадеятельности как альтернатива традиционно выделяемых теорий
медиаобразования // Медиаобразование: от теории – к практике // Сб. материалов
II Всеросс. науч.-практ.
конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры,
образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008 / Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 144.
161.
Там же, С. 145.
162.
Новикова А.А. Технология веб-квестов // Журналистика в 2005
году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве.
Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 538.
163.
Бесова Е.С. Зачем подросткам юнкоровские СМИ?
// Медиаобразование: от теории – к практике //Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ.
конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры,
образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008. Томск:
НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 247.
164.
Официальный сайт Всемирной газетной ассоциации: URL: http://www.wan-press.ru/nie/about.php
165.
Талалаева Е.М. Роль СМИ в системе массового медиаобразования
детей//Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Междунар.
науч.-практ. конф. (Белгород, 25–27 сентября 2008 г.): в 2 т. Т. 1.
Белгород: БелГУ, 2008.
166.
Форум «Молодежь и медиа» проводил отдел по делам молодежи
ЗАТО Северск Томской области. Методическую разработку
форума осуществлял Томский институт информационных технологий (научный
руководитель И.В. Жилавская).
167.
Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование.
(Томский институт информационных технологий, 2006) // Медиаобразование: от
теории к практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф.
«Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой
коммуникации». Томск, 20–21 ноября 2007. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. С. 240.
-244-
168.
Российское телевидение: между спросом и предложением [В 2 томах]. Том 2.
М.: Элиткомстар, 2007.
169.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе. Как же выжить в мире СМИ?
[Электронный ресурс] / сайт VIVOS VOCO!. 01.1999. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/MEDIA.HTM
170.
Усов Ю.Н.
Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). Доклад на
российско-британском семинаре по медиаобразованию. М., 1995. С. 11.
171.
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования:
концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3.
172.
Челышева И.В. Теория и история российского
медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. С. 49.
173.
Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и
перспективы. М.: Искусство. 1986. С. 7.
174.
Менжинская Ю.И. Ближайшие задачи в области кино для детей. // На путях к новой школе.
1927. № 3, С. 5–14.
175.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] /
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001. URL: http://megabook.ru/
(Дата обращения: 15.04.2008).
176.
Информация взята с сайта «Википедия –
свободная энциклопедия» URL: http://ru.wikipedia.org/
177.
Куличенко В.Ф., Ширина К.Ф., Ковыршина
И.Б., Воейкова И.С., Шепелев
М.Ф. и Бугельский Ю.А. Умелые руки. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ
«Молодая гвардия», 1954.
178.
Ленин В.И.
Полное собрание соч., 5 изд., т. 21, С. 458.
179.
Каравашкова С. В., Чернущенко П.А. Люди высокого долга, М., 1974.
180.
Корконосенко С.Г. Массовое медиаобразование как путь
культурного развития молодежи [Электронный ресурс] / Российский общеобразовательный
портал. 2004.URL: http://edu.of.ru/attach/17/40103.doc
(Дата обращения: 15.04.2008).
181.
Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия. // Специалист. 1933.№
5. С. 3–6.
182.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004, С.
62.
-245-
183.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии
педагогических наук, 1990. С. 38–39.
184.
Там же, С. 3.
185.
Там же, С. 69.
186.
Федоров А.В. А.В. Шариков – пионер российского
медиаобразования // Искусство и образование. 2005. № 6. С. 67–79.
187.
Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России на современном этапе
(1992–2005) // Медиаобразование.2005. № 5. С. 2–13.
188.
Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания
подростков: Дис. канд. пед.
наук. – Кострома, 1999, С. 69–72.
189.
Официальный сайт агентства ЮНПРЕСС: http://www.ynpress.ru/
190.
Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр:
от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и
администрации школ. – М.: МО РФ, 2001.
191.
Усов Ю.Н.
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного
развития школьников. Автореф. дис.
д-ра пед. наук. М., 1989, С. 8.
192.
Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог. Изд-во Кучма. 2003.
С. 124.
193.
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования:
концепции, принципы, модели [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический
журнал «Информационное общество» .2003. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b6bc0258a1270266c3256ee7003be948
(Дата обращения: 15.04.2008).
194.
Там же.
195.
Альварес Н.Л. О создании единого медиаобразовательного пространства в
социокультурной среде региона. Базовые модели медиаобразования [Электронный
ресурс] / Российский
общеобразовательный портал. 2002. URL: http://edu.of.ru/ (Дата
обращения: 15.04.2008).
196.
Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики: Автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб., 2003, С. 16–17.
197.
Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические
рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое
пособие / Р.П. Баканов. – Казань: Издательство Казанского государственного
университета, 2008. – 256 с.
-246-
198.
Фатеева И.А. Теория медиадеятельности как альтернатива традиционно выделяемых теорий
медиаобразования // Медиаобразование: от теории – к практике: сб. материалов II
Всеросс. науч.-практ.
конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры,
образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008 / Томск:
НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 142.
199.
Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации:
монография. Челябинск: Челяб. гос.
ун-т, 2007, С. 135–141, 118–130, 39–54, 34–39.
200.
Миролюбова О.Д. Особенности становления многоуровневой системы повышения квалификации
(на примере республики Карелия) [Текст] / О.Д. Миролюбова. М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. С. 31.
201.
Иванова Л.А. Коллективное решение стратегических проблем медиаобразования в школьной
и вузовской педагогике в рамках Восточно-Сибирского
Центра развития педагогической науки и образования МАНПО [Электронный ресурс] /
Российский общеобразовательный портал. 2007. URL: www.edu.of.ru/attach/17/7244.doc (Дата
обращения: 15.04.2008).
202.
Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной
медиаграмотности. Научно-популярное издание. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
184 c.
203.
К вопросу о кризисе читательской культуры // Медиаобразование: от теории
- к практике//Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф.
«Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой
коммуникации». Томск, 4–5 декабря 2008. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 226.
204.
Там же, С. 240.
205.
Информация взята с сайта компании Price Waterhouse Coopers URL: http://www.pwc.com
206.
Данные взяты с сайта Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация
для всех»: http://www.ifapcom.ru/
207.
Наиболее перспективные тенденции 2007 года в сфере IT по версии Intel
[Электронный ресурс] / Сообщество менеджеров E-xecutive
. 2007. URL: http://www.commcenter.ru/mmedia/ (Дата
обращения: 15.04.2008).
-247-
208.
Alternatives on media content,
journalism and religion. The grassroots discussion panels at the 2007 ICA
Conference; Миллер Э.Д. Шарлоттский проект. Как помочь гражданам взять
демократию в свои руки. – М., 1998.; Третий ежегодный доклад Всемирного форума
редакторов (WEF) «Редакционные тенденции – 2007» и др. Во всех указанных
источниках детско-юношеские издания именуются самодеятельными СМИ.
209.
Гражданская журналистика – это прямой перевод американского выражения «civic journalism». Ее называют
также общественной (public journalism), общинной или
коммунитарной (community journalism),
рефлексивной (А. Согомонов),
гуманитарной (И. Дзялошинский),
проектной, журналистикой соучастия (participatory journalism). Гражданская журналистика – новая концепция,
которая уделяет большее внимание социальной функции СМИ. Наиболее отчетливо эта
парадигма оформилась в США в начале 90-х годов. История понятия «гражданская
журналистика» в России начинается со статьи профессора И.М. Дзялошинского «Еще раз о
технократическом подходе», опубликованной в журнале «Слово лектора» в 1988 году.
Впервые в отечественной литературе была сформулирована концепция журналистики,
ориентированной на модерирование поиска решений проблем.
210.
Глумсков В. Наш век перемен [Электронный ресурс] / Казахтанский
юридический портал «www.zakon.kz». 2007. URL: http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30109748
(Дата обращения: 15.04.2008).
211.
Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям, М.
2006.
212.
Болкунов А. Гражданская журналистика: что это такое [Электронный ресурс] /
Библиотека Центра экстремальной журналистики. 2006. URL: http://www.library.cjes.ru/online/?s=1&a_id=78 (Дата
обращения: 15.04.2009).
213.
Блоги: вопрос доверия // «Власть денег», 2005.№ 42, С. 21–27.
214.
Полный текст Меморандума можно прочесть по ссылке: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
215. Данные взяты с сайта «Wikipedia. The Free Encyclopedia»: http://en.wikipedia.org/
-248-
216.
Полный текст Письма можно прочесть на сайте «The Charter for Media Literacy»: http://www.euromedialiteracy.eu/
217.
Ознакомиться с ними можно на сайте «Российского общеобразовательного
портала»: http://edu.of.ru/mediaeducation
218.
Положение о проекте Российской коммуникационной ассоциации по
направлению «Журналистика и коммуникации» опубликовано в сб. Журналистика и
медиаобразование – 2008: сб. трудов III Междунар.
науч.-практ. конф. (Белгород, 25–27 сентября 2008 г.): в 2 т. Т. 1 / под ред. проф. А.П. Короченского.
Белгород: БелГУ, 2008. С. 356.
219.
Полный текст резолюции можно прочесть на сайте Томского института
информационных технологий: http://tiit.tomsk.ru/
-249-