ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе получения
социального опыта молодое поколение испытывает на себе влияние множества
факторов, формирующих личность, помогающих определить вектор духовного
развития. Это такие институты социализации как семья, родители, а также школа,
окружение друзей, молодежные сообщества.
Важнейшую роль в этом процессе
играют средства массовой информации. Через них транслируются образцы поведения,
стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия.
Исследования в области влияния СМИ
на молодежь показывают, что современные российские медиасистемы в значительной
мере пренебрегают интересами этой аудиторной группы. Познавательная, социально
значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой нуждается молодежь,
подменяется содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных
потребностей, на легкое достижение карьерного роста, финансового благополучия,
на развлечения. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежь
с ее истинными интересами на периферию медиа-рынка.
На страницах массовых периодических
изданий молодые люди не находят для себя актуальных тем, пресса и телевидение
не становятся помощниками в решении проблем молодого поколения.
Сегодня ушла в прошлое прежняя
система воспитания молодежи, в значительной степени утрачены и традиционные
воспитательная и просветительская функции СМИ. При этом обозначилась новая
модель коммуникативных отношений, когда молодежь как объект педагогических,
идеологических, психологических, культурологических и прочих воздействий
переходит в состояние субъектности и начинает участвовать в процессе духовного
производства.
Сегодня на фоне лавинообразного развития компьютерных
технологий, стремительного роста скорости и объема производимой и потребляемой
информации, в СМИ наблюдается все углубляющееся противоречие между
-226-
производителями и потребителями
информационных продуктов. То, что предлагает современный российский рынок
средств массовой информации, не устраивает молодежную аудиторию, вследствие
чего традиционные СМИ необратимо теряют молодых читателей/зрителей/слушателей.
Более всего эта тенденция проявляется в печатных средствах массовой информации,
в особенности, в газетной периодике.
В результате молодые люди все меньше
и поверхностнее читают. Однако это не значит, что они перестают читать вообще.
В последнее время в молодежной среде обозначился интерес к журналам. Причем в
этой области наблюдаются две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны,
газетные киоски изобилуют журналами зарубежных издательских домов, которые
предлагают традиционную для современного медиарынка тематику гламура, жизни
звезд, сексуальных отношений, моды, внешней стороны успеха. Они привлекают
аудиторию обилием знакомых лиц с экранов телевизоров, упрощенными текстами,
невысокой ценой.
С другой стороны, появляются пока
весьма немногочисленные нишевые молодежные журналы, которые рассчитаны на
думающего читателя, который интересуется искусством, духовной жизнью,
путешествиями, физкультурой и спортом, политикой, информационными технологиями.
Первую строчку молодежного
«медиаменю» все же пока устойчиво занимает телевидение. Молодых людей на экране
телевизора в основном привлекают образы, приближенные к современной
действительности, которая демонстрирует примеры борьбы за выживание, жестокости
и культа силы. Это отчасти объясняет, почему почти треть всех опрошенных отмечают
наличие противоречивых чувств по отношению к сценам насилия на экране. На
второе место по популярности, потеснив традиционные средства массовой
информации, вышел Интернет. Сегодня можно говорить о возникновении нового
медиаповедения молодежи и формировании новой медиасреды.
Молодежь меняет свои медиапредпочтения, выбирая
виртуальные формы коммуникации, интернет-технологии,
создает свои собственные медиа, формируя, таким образом, новое медиапространство.
Все это информационное
-227-
сообщество, на четверть состоящее из
молодых пользователей, устанавливает в информационном пространстве свои
нравственные критерии, свою меру ответственности. При этом контент,
доставляемый самодеятельными авторами, сегодня все чаще используется
журналистами в их профессиональной деятельности.
В связи с этим в средствах массовой
информации возникает новая медиаобразовательная концепция, предполагающая в
рамках редакционных процессов проведение специальных действий, повышающих
медиакомпетентность молодежи. В результате этих действий меняется молодежная
аудитория, ее отношение к СМИ, и, в конечном счете, эволюционно меняются и сами
средства массовой информации.
Взаимопроникновение журналистики и
молодежной аудитории формирует в обществе новую
медиасреду, в которой только и возможно в будущем существование средств
массовой коммуникации. Идея медиаобразования предполагает позитивный процесс
преобразования СМИ в среду массовой коммуникации, в которой каждый получатель
информации может участвовать в информационном обмене, в создании диалога
пользователей, где будет осуществляться и просвещение, и самоорганизация людей.
Это особенно характерно для молодежной среды, наиболее восприимчивой ко всякого рода новациям.
Для общества в целом
медиаобразование – это один из инструментов гражданских
коммуникаций, с помощью которого молодежь сможет, критически оценивая работу
журналистов, понимая природу манипулятивных технологий, сформулировать свое
отношение к медиатекстам и профессионально предъявить запросы медиаотрасли.
В этих условиях начинает проявляться особая
медиаобразовательная функция журналистики. Она реализуется в целом ряде
медиаобразовательных форм, которые рождаются в непосредственном взаимодействии
журналистов с молодежью, чья сфера интересов относится к области медиа. Этот ряд
включает в себя прямые контакты профессионалов и аудитории, издание ученических
СМИ, привлечение молодежи к подготовке текстов для взрослых СМИ, обучение и
кураторство начинающих журналистов.
-228-
Сегодня на повестку дня
выходят новые вопросы. В частности, какие медиаобразовательные модели, методы,
технологии могут быть более эффективными в подготовке нового поколения к жизни
в современных информационных условиях, к восприятию и пониманию различной
информации, и как медиаобразованная аудитория может влиять на средства массовой
информации, возвращая их социализаторские функции.
Идея медиаобразования, имеющая в стране и мире более полувековую историю, сегодня приобретает глобальный
характер. Получают развитие современные модели медиаобразования, которые предполагают
как адекватное восприятие молодежной аудиторией средств массовой информации,
так и самостоятельное вхождение в информационное пространство. Журналистика в
этом процессе может и должна сыграть одну из ведущих ролей.
-229-