ВВЕДЕНИЕ
Динамика, с какой
меняется современный мир такова, что общество едва успевает фиксировать те
социальные сдвиги, которые влекут за собой глубинные трансформации в сознании и
структуре личности. Особенно стремительно меняется медиасреда и ее взаимодействие
с индивидом.
В современном
медиапространстве по-новому складываются отношения всех участников процесса
коммуникации. Трансформируются традиционные роли и стратегии, смещаются векторы
развития. Особенно чутко на происходящее реагирует молодежная аудитория. Как
наиболее мобильная и подвижная, она быстро меняет свои
медиапредпочтения и конструирует свою медиареальность. Этому способствует
коммерциализация средств массовой информации, которая вытесняет молодежную
аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка. Сегодня СМИ в значительной
степени утратили воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и
удовлетворения потребностей.
Отмечая всепроникающий характер
современных СМИ и их экономическую заинтересованность в «легкой» аудитории,
общество сегодня обеспокоено сложившейся ситуацией, и все громче заявляет о
противоречии своих интересов и интересов медиаиндустрии. Этот конфликт,
выраженный в несоответствии медийного спроса предложению, породил проблемную
ситуацию, которая может быть преодолена с помощью нестандартных решений.
Сегодня вряд ли стоит рассчитывать
на то, что СМИ в ближайшее время повернутся лицом к молодежной аудитории. Здесь
мы имеем в виду не потакание лежащим на поверхности примитивным потребностям и
человеческим слабостям, а соответствие проявленным и не проявленным интересам
молодежной аудитории в социально значимой информации, а также запросы общества
на формирование личности в соответствии с гуманистическими идеалами и
ценностями.
Чтобы повлиять на ситуацию и получить положительный
результат, целесообразно подойти к проблеме с другого конца – попытаться
изменить отношения между аудиторией и СМИ. Оптимизация этих отношений может
произойти через реформирование не СМИ, а аудитории. Одним из эффективных
способов такого вмешательства
-8-
является медиаобразование аудитории,
от разработки, реализации и развития технологий которого во многом зависит будущее и СМИ, и молодежи.
Медиаобразование, как набор средств
и методов обучения молодежи самостоятельному восприятию продуктов медийного
производства, сегодня как никогда актуально. Это умение поставить СМИ на службу
людям, извлекать из них наиболее ценное, а также активно участвовать в создании
собственных медиапродуктов.
С помощью медиаобразования молодежь
сможет, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности,
понимая природу манипуляций, осмыслить и сформулировать свои мироощущения и
осознанно предъявить свои запросы медиаотрасли.
В сфере масс-медиа возникает новая
медиаобразовательная концепция, в рамках которой речь идет об усилении влияния
аудитории на средства массовой информации в целом и на журналистику в
частности. Соответственно возникает проблема медиаобразования молодежной
аудитории, ее самоидентификации и самопроявления. Этот процесс может
происходить в условиях взаимного повышения медиакомпетентности,
медиаграмотности потребителей и производителей информационного продукта, когда
меняется в первую очередь сама аудитория, а затем, естественно и эволюционно,
меняются и СМИ.
Реализация функции медиаобразования
позволяет СМИ гармонизировать свои отношения с аудиторией. В свою очередь
молодежная аудитория приобретает способность профессионального выражения своих
интересов, с которыми вынуждены будут считаться СМИ.
Медиаобразование – это новая
парадигма существования СМИ, особая социальная функция, которая может быть
реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально
ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом.
Сама по себе необходимость медиаобразования в нашем
медиатизированном мире сегодня уже никем не оспаривается. Многие международные
организации – ЮНЕСКО, Совет Европы – неоднократно ставили задачу
-9-
просвещения и образования в сфере
СМИ. По существу, речь идет о развитии у молодежи понимания деятельности СМИ
как необходимого элемента общественной жизни. Журналистика, по поводу которой и
формируются определенные представления, не может не участвовать в этом
процессе.
Развитие IT-технологий, расширение
возможностей для информационного обмена между участниками коммуникации,
принципиальное изменение их объект-субъектных ролей в сторону диалоговых
коммуникаций, а также экономически обусловленная необходимость привлечь новую
аудиторию, побуждают средства массовой информации все активнее обращаться к
современным медиаобразовательным стратегиям и технологиям.
Изучение и обобщение практики
редакционных процессов в этой сфере сегодня представляется крайне актуальным.
Медиаобразовательная составляющая деятельности СМИ становится неотъемлемой
частью коммуникативного менеджмента современных медиакомпаний, одним из
эффективных способов привлечения молодежной аудитории, а также инструментом
формирования позитивного имиджа СМИ. Из области теоретических умозаключений
медиаобразование переходит в сферу экономических категорий медиабизнеса.
Без широкого рассмотрения
сегодняшнего состояния молодежной аудитории, выявления роли СМИ в ее адаптации
и социализации, анализа современных теорий и моделей медиаобразования, а также
определения на их основе практических задач, стоящих перед средствами массовой
информации, невозможно говорить о стратегии развития как отдельно взятого СМИ,
так и информационного общества в целом.
В данной монографии впервые в теории журналистики
предпринята попытка систематизировать редакционную практику с точки зрения
медиаобразовательных задач и возникающих во взаимодействии с аудиторией
медиаобразовательных технологий, определить их функциональное значение и
возможные пути развития. Нам представляется эта деятельность чрезвычайно
перспективной как в плане формирования коммуникативного менеджмента СМИ, так и
в контексте просветительских и общегражданских проблем современного общества.
-10-