ВВЕДЕНИЕ

Динамика, с какой меняется современный мир такова, что общество едва успевает фиксировать те социальные сдвиги, которые влекут за собой глубинные трансформации в сознании и структуре личности. Особенно стремительно меняется медиасреда и ее взаимодействие с индивидом.

В современном медиапространстве по-новому складываются отношения всех участников процесса коммуникации. Трансформируются традиционные роли и стратегии, смещаются векторы развития. Особенно чутко на происходящее реагирует молодежная аудитория. Как наиболее мобильная и подвижная, она быстро меняет свои медиапредпочтения и конструирует свою медиареальность. Этому способствует коммерциализация средств массовой информации, которая вытесняет молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка. Сегодня СМИ в значительной степени утратили воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребностей.

Отмечая всепроникающий характер современных СМИ и их экономическую заинтересованность в «легкой» аудитории, общество сегодня обеспокоено сложившейся ситуацией, и все громче заявляет о противоречии своих интересов и интересов медиаиндустрии. Этот конфликт, выраженный в несоответствии медийного спроса предложению, породил проблемную ситуацию, которая может быть преодолена с помощью нестандартных решений.

Сегодня вряд ли стоит рассчитывать на то, что СМИ в ближайшее время повернутся лицом к молодежной аудитории. Здесь мы имеем в виду не потакание лежащим на поверхности примитивным потребностям и человеческим слабостям, а соответствие проявленным и не проявленным интересам молодежной аудитории в социально значимой информации, а также запросы общества на формирование личности в соответствии с гуманистическими идеалами и ценностями.

Чтобы повлиять на ситуацию и получить положительный результат, целесообразно подойти к проблеме с другого конца – попытаться изменить отношения между аудиторией и СМИ. Оптимизация этих отношений может произойти через реформирование не СМИ, а аудитории. Одним из эффективных способов такого вмешательства

-8-

является медиаобразование аудитории, от разработки, реализации и развития технологий которого во многом зависит будущее и СМИ, и молодежи.

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи самостоятельному восприятию продуктов медийного производства, сегодня как никогда актуально. Это умение поставить СМИ на службу людям, извлекать из них наиболее ценное, а также активно участвовать в создании собственных медиапродуктов.

С помощью медиаобразования молодежь сможет, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности, понимая природу манипуляций, осмыслить и сформулировать свои мироощущения и осознанно предъявить свои запросы медиаотрасли.

В сфере масс-медиа возникает новая медиаобразовательная концепция, в рамках которой речь идет об усилении влияния аудитории на средства массовой информации в целом и на журналистику в частности. Соответственно возникает проблема медиаобразования молодежной аудитории, ее самоидентификации и самопроявления. Этот процесс может происходить в условиях взаимного повышения медиакомпетентности, медиаграмотности потребителей и производителей информационного продукта, когда меняется в первую очередь сама аудитория, а затем, естественно и эволюционно, меняются и СМИ.

Реализация функции медиаобразования позволяет СМИ гармонизировать свои отношения с аудиторией. В свою очередь молодежная аудитория приобретает способность профессионального выражения своих интересов, с которыми вынуждены будут считаться СМИ.

Медиаобразование – это новая парадигма существования СМИ, особая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом.

Сама по себе необходимость медиаобразования в нашем медиатизированном мире сегодня уже никем не оспаривается. Многие международные организации – ЮНЕСКО, Совет Европы – неоднократно ставили задачу

-9-

просвещения и образования в сфере СМИ. По существу, речь идет о развитии у молодежи понимания деятельности СМИ как необходимого элемента общественной жизни. Журналистика, по поводу которой и формируются определенные представления, не может не участвовать в этом процессе.

Развитие IT-технологий, расширение возможностей для информационного обмена между участниками коммуникации, принципиальное изменение их объект-субъектных ролей в сторону диалоговых коммуникаций, а также экономически обусловленная необходимость привлечь новую аудиторию, побуждают средства массовой информации все активнее обращаться к современным медиаобразовательным стратегиям и технологиям.

Изучение и обобщение практики редакционных процессов в этой сфере сегодня представляется крайне актуальным. Медиаобразовательная составляющая деятельности СМИ становится неотъемлемой частью коммуникативного менеджмента современных медиакомпаний, одним из эффективных способов привлечения молодежной аудитории, а также инструментом формирования позитивного имиджа СМИ. Из области теоретических умозаключений медиаобразование переходит в сферу экономических категорий медиабизнеса.

Без широкого рассмотрения сегодняшнего состояния молодежной аудитории, выявления роли СМИ в ее адаптации и социализации, анализа современных теорий и моделей медиаобразования, а также определения на их основе практических задач, стоящих перед средствами массовой информации, невозможно говорить о стратегии развития как отдельно взятого СМИ, так и информационного общества в целом.

В данной монографии впервые в теории журналистики предпринята попытка систематизировать редакционную практику с точки зрения медиаобразовательных задач и возникающих во взаимодействии с аудиторией медиаобразовательных технологий, определить их функциональное значение и возможные пути развития. Нам представляется эта деятельность чрезвычайно перспективной как в плане формирования коммуникативного менеджмента СМИ, так и в контексте просветительских и общегражданских проблем современного общества.

-10-

◄◄ в оглавление ►►

Hosted by uCoz