ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Появление книги,
которую читатель держит в руках, обусловлено особой важностью теоретического
осмысления взаимоотношений средств массовой информации и молодежи в связи с
тем, что молодежь является стратегическим ресурсом государства. С молодым
поколением связаны планы и устремления общества, от уровня зрелости и
активности молодежи зависит его развитие.
К сожалению, традиционные СМИ
сегодня не удовлетворяют интересы молодежи в социально значимой информации, что
приводит к отторжению молодежной аудитории от СМИ. Она ищет другие пути
социализации и самоидентификации. Кто-то реализует себя в новых цифровых
технологиях, кто-то уходит в субкультуры, для многих нормой становится
асоциальное поведение.
В монографии И.В. Жилавской
исследованы различные аспекты влияния СМИ на молодежную аудиторию,
разнообразные медиаобразовательные технологии, при помощи которых происходит
формирование медиакомпетентности молодежи и укрепление ее связей со СМИ.
Книгу отличает высокий научный
уровень, новизна, последовательность и самостоятельность в исследовании
поставленной проблемы. В ней впервые охарактеризована
современная модель медиаповедения молодежи, вступающей в информационное
общество, выявлены особенности образовательной функции СМИ в связи с этими
процессами, представлена интерактивная модель редакционной деятельности, для
которой характерно непосредственное участие СМИ в повышении медиакомпетентности
молодежи и активизации ее участия в решении социально-экономических проблем
общества.
В работе обобщены, системно охарактеризованы
разнообразные медиаобразовательные технологии журналистики, способствующие
оптимизации организационной деятельности редакций по отношению к молодежной
аудитории; представлена их подробная классификация; предложены разнообразные
варианты практического применения новой медиаобразовательной модели. Важно, что
исследован и обобщен богатый опыт организаций,
-5-
в том числе входящих в Сибирскую
ассоциацию медиаобразования, которую возглавляет И.В. Жилавская.
Особенно ценным и новым является то,
что на основе социологических исследований, проведенных автором монографии,
проанализированы те качественные изменения в медиаповедении молодежи, которые
происходят под воздействием медиаобразовательных технологий.
Книга, безусловно, будет полезна руководителям СМИ,
журналистам, медиаобразовательным организациям, факультетам и отделениям
журналистики вузов. Она поможет в поиске новых путей возвращения аудитории,
привлечения ее к вдумчивому восприятию медиатекстов, повышения ее медиакомпетентности,
способности противостоять негативному воздействию СМИ на мировоззрение и
ценности молодежи.
Луиза Григорьевна Свитич,
доктор филологических наук, старший научный сотрудник
факультета журналистики
Московского
государственного университета имени М.В. Ломоносова
-6-