Жилавская И.В.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ
Томск: ТИИТ, 2009
Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.
ББК 76.0
УДК 070
Ж 72
Рецензенты:
Л.Г. Свитич, доктор филологических наук
М.В. Шкондин, доктор филологических наук, профессор
В монографии впервые в теории
массовых коммуникаций рассматриваются вопросы медиаобразования как технологии
взаимодействия средств массовой информации с аудиторией. В книге представлена
медиаобразовательная деятельность СМИ как система, дан подробный анализ
редакционной практики с точки зрения медиаобразовательных задач, определены
функциональные особенности, компоненты системы, предложены способы измерений
эффективности медиаобразовательной деятельности СМИ.
В современном мире эта деятельность представляется
чрезвычайно важной и перспективной как в плане формирования коммуникационного
менеджмента СМИ, так и в контексте просветительских и общегражданских проблем
современного общества.
Zhilavskaya I.V. Media education of a youth audience.
For
the first time in the theory of mass communications the sphere of media
education is being considered as technologies of interaction of mass media with
an audience. In the book, media educational activity of mass-media is presented
as a system: the detailed analysis of editorial practice is given from the
point of view of media educational problems. In addition, functional features
and system components are defined. In the monograph there are different ways of
how to measure the efficiency of media educational activity surrounding
mass-media.
In the modern
world this activity is extremely important and prospective both in the
formation of communication management of mass-media, and in the context of
educational and civil problems of a modern society.
Все права защищены. Содержание этой книги может бесплатно
копироваться и использоваться для образовательных и других некоммерческих целей
при условии, что такое воспроизведение сопровождается ссылкой на издание.
Жилавская Ирина
Владимировна, Irina Zhilavskaya, 2009
Ирина Владимировна
Жилавская о себе
О себе скажу очень коротко.
Имею
удовольствие по жизни начинать новые проекты.
Новые газеты. «Народная трибуна».
Это была первая демократическая газета в Томске. Тогда, в самые первые даже не
годы, а месяцы перестройки, еще никто не знал, как все это будет и чем
закончится. Как делать газету без партийных подпорок – идеологических,
финансовых? Никто не понимал. Газета не выжила.
«Томский вестник». Лучшие годы.
Настоящее строительство новой жизни. На ощупь, по интуиции создавали то, что на
Западе уже давно и эффективно работало. Это была лучшая газета, лучший
коллектив.
Социальный проект – фестиваль
«Золотое перо». Сколько молодых журналистов прошло через его школу! Теперь уже
и не сосчитать. Там на фестивале рождалась журналистская модель
медиаобразования.
Управление по связям с
общественностью Сибирского химического комбината. С чистого листа. Новая
структура по информационной открытости закрытого предприятия.
Томский институт информационных
технологий. С нуля. Вся идеология, система работы и содержание этого
уникального образовательного учреждения были инновационными. Сегодня многое из наработок
ТИИТ легло в основу деятельности Центра социальных коммуникаций и
медиаобразования (Москва).
Сфера моих интересов
простирается далеко за пределы медиаобразования. Но все они тесно связаны с
коммуникациями, с человеческими отношениями, со страстным желанием найти
взаимопонимание со всем миром и с самой собой.
Персональный сайт автора: http://www.zhilavskaya.ru/
Другие работы и публикации автора: http://www.zhilavskaya.ru/mediateka_zhilavskaya.html
Задать вопрос Ирине Владимировне: http://www.zhilavskaya.ru/vopros.html
Выражаем огромную благодарность Ирине Владимировне за
предоставленную возможность разместить настоящую монографию в библиотеке сайта
EVARTIST!
исходная
версия монографии (формат PDF)
ОГЛАВЛЕНИЕ
5 |
|
7 |
|
8 |
|
ГЛАВА 1. Российские СМИ и
молодежная аудитория: особенности отношений |
11 |
1.1.
Средства массовой информации как типологические множества |
11 |
1.2. Российское журналистское
сообщество |
39 |
1.3.
Молодежная аудитория и некоторые аспекты ее социализации |
45 |
1.4.
Трансформация отношений молодежной аудитории и СМИ |
51 |
ГЛАВА 2. Теоретические
основы медиаобразовательной деятельности СМИ |
73 |
2.1.
Причины актуальности медиаобразования в современном мире |
73 |
2.2.
Предпосылки возникновения медиаобразования |
79 |
2.3. Основные понятия |
82 |
2.4.
Теории медиаобразования |
94 |
2.5. Современные модели
медиаобразовательной деятельности |
104 |
ГЛАВА 3. Медиаобразовательная
деятельность СМИ как коммуникативная система |
111 |
3.1. Характер целостности системы медиаобразовательной
деятельности СМИ |
111 |
3.2.
Свойства системы медиаобразовательной деятельности СМИ |
113 |
3.3.
Основные функции системы медиаобразовательной деятельности СМИ |
118 |
3.4.
Компоненты системы медиаобразовательной деятельности СМИ |
123 |
3.5.
Технологии медиаобразовательной деятельности СМИ |
134 |
3.6. Особенности функционирования системы медиаобразовательной
деятельности СМИ |
143 |
3.7. Виды измерений эффективности медиаобразовательной
деятельности СМИ |
164 |
ГЛАВА 4. Российское
медиаобразование: вчера, сегодня, завтра |
176 |
4.1.
История становления медиаобразования в России |
176 |
4.2. Медиаобразование в новой
медиасреде |
204 |
4.3. Стратегия развития
медиаобразования |
216 |
226 |
|
230 |
|
250 |
|
263 |
|
Приложение 1. «Молодежь и медиа». Отчет о
социологическом исследовании (г. Северск, 2008 г.) |
263 |
Приложение 2. «Влияние СМИ на молодежь». Отчет о
социологическом исследовании (Томская область, 2006 г.) |
272 |
Приложение 3. Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО
по медиаобразованию (1982 г.) |
297 |
Приложение 4. Рекомендации Венской конференции «Обучение
медиа в цифровой эпохе», адресованные ЮНЕСКО (1999 г.) |
300 |
Приложение 5. Рекомендации Парламентской
Ассамблеи Совета Европы по медиаобразованию (2000 г.) |
304 |
Приложение 6. Рекомендации Севильского семинара
«Медиаобразование молодежи», адресованные ЮНЕСКО (2002 г.) |
308 |
Приложение 7. Парижская программа или 12
рекомендаций по медиаобразованию (2007 г.) |
313 |
*
Общий список примечаний. В монографии
примечания разнесены по главам, интерактивны и размещены как концевые сноски.