Клуб взаимного страхования – Protecting and Indemnity Club
Особая форма организации морского страхования на
взаимной основе между судовладельцами.
Впервые
возникли в Англии после 1720 г., получили развитие с середины XIX в.
В
связи с тем, что 25% возможного убытка, причиненного столкновением судов,
подлежало возмещению самим судовладельцем (т.е. оставлялось на риске самого
страхователя). Указанный риск стали распределять между
членами К.в.с. Таким образом, в международном торговом судоходстве наиболее
исчерпывающим образом гарантируют свои имущественные интересы судовладельцы,
которые сочетают традиционное морское страхование с участием в К.в.с. (где
убытки компенсируются на коллективной основе).
Первоначальной
формой К.в.с. были клубы
защиты, которые страховали ответственность судовладельца за вред, причиненный
судовому экипажу, пассажирам, береговым рабочим, а также торговым сооружениям и
др., связанным с эксплуатацией судов. Наряду с ними возникли
клубы ответственности, которые через страхование возмещали ущерб
судовладельцам, связанный с ответственностью за сохранность перевозимых грузов
(штраф вследствие ошибок и упущений капитана и экипажа, налагаемые на
судовладельца таможенными, эмиграционными, санитарными, местными властями; долю
общеаварийных расходов, причитающихся с груза или судна, когда общая авария
вызвана небрежностью морского перевозчика и т.д.).
По мере развития данной сферы страхования произошло
объединение клубов защиты и возмещения в К.в.с. (называемые также ассоциациями
взаимного страхования судовладельцев), где утратило практическое значение
разграничение соответствующих рисков, которые сохранились в названиях К.в.с.
как дань исторической традиции.
В
настоящее время в мире действует около 70 К.в.с., преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США.
Осуществляют страхование ответственности судовладельцев на случай смерти или
увечья лиц судового экипажа, пассажиров, торговых рабочих, а также за
сохранность принятого к перевозке груза. Кроме того, на страхование в К.в.с. принимаются расходы по
устранению остатков затонувшего имущества из акватории портов и фарватеров (с
целью безопасности мореплавания), расходы в связи с карантином.
В
рамках страхования К.в.с. возмещает 25% ущерба, причиненного др. судну при
столкновении или повреждении от неподвижных и плавающих предметов, в т.ч. из-за
небрежности, допущенной в судовождении и управлении
судном.
На
страхование в К.в.с.
принимается ответственность по договору буксировки.
В
необходимых случаях К.в.с.
принимают меры к предотвращению ареста застрахованных судов и оформляют в этих
целях банковские гарантии.
Финансовую
базу К.в.с. составляют
страховые взносы членов, из которых формируются фонды для оплаты претензий,
предъявляемых судовладельцам, а также возмещаются текущие расходы, связанные с
функционированием К.в.с. (расходы на ведение дела).
Критериями
для определения размера страховых взносов в К.в.с. служат: тип судна, его брутто-регистровый тоннаж, район
плавания, объем страховой ответственности, а также требования национального
законодательства в отношении ответственности судовладельца за действия членов
экипажа судна и его агентов.
К.в.с. требуют включения в договор перевозки,
заключаемый их членами, а также в выдаваемые ими коносаменты определенных
оговорок (например, о том, чтобы договор перевозки был заключен на условиях
Брюссельской международной конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил
относительно коносаментов либо на аналогичных условиях). При отсутствии подобных оговорок
соответствующее введенное судно исключается из страхования в К.в.с. либо по
нему существенно увеличивается страховой взнос.
После
принятия заявителя в члены К.в.с. ему выдаются сертификат о приеме, которым
удостоверяется вступление в члены К.в.с., перечень принятых на себя в К.в.с. страховых интересов, порядок оплаты страховых взносов,
размер франшизы по каждому рейсу, период страхования. Кроме своих судов,
судовладелец может ввести в К.в.с. суда, арендуемые им
на условиях тайм-чартера или димайз-чартера.
Высший орган К.в.с. – общее собрание членов, которые
избирают Совет директоров, как руководящий орган К.в.с. для рассмотрения и
решения принципиальных вопросов финансовой и страховой политики.
Совет директоров К.в.с. устанавливает размер
страховых взносов (могут быть предварительные, дополнительные и чрезвычайные)
исходя из расчетных и фактических сумм, необходимых для оплаты всех претензий и
покрытия расходов на ведение дела.
Практическая
сторона дела поручается специализированным фирмам, распорядителям (ведущим
расчеты и т.д.) – аджастерам, сюрвейерам и др., которые обладают
профессиональными знаниями в области страхования судоходства, морского права и т.д.
Деятельность
фирмы-распорядителя находится под общим контролем совета директоров К.в.с. За
выполненную работу для К.в.с. фирма-распорядитель получает вознаграждение в
виде определенного процента комиссии от общей суммы страховых премий,
оплачиваемых судовладельцами, членами К.в.с.
В
структуре К.в.с. представители-корреспонденты – действуют в крупных морских
портах, которые контролируют ход выполнения погрузочно-разгрузочных работ и
принимают соответствующие меры при возникновении претензий к судовладельцам,
членам К.в.с.
При
наступлении страхового случая судовладелец должен обратиться в К.в.с., а при предъявлении претензий
представить в К.в.с. аварийный сертификат, акт экспертизы, оправдательные и др.
документы, относящиеся к убытку.
Крупнейший К.в.с. – Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Суммарный тоннаж,
застрахованный этим К.в.с., составляет около 200 млн.
брутто-регистровых тонн. Деятельность этого К.в.с. построена
на интернациональной основе и принимает в свой состав всех желающих
судовладельцев независимо от их национальной принадлежности, типа и размера
судов, которыми они владеют. В настоящее время объединяет в своем
составе судовладельцев более 50 стран.
К.в.с. консультируют своих членов по различным
вопросам морского права, коммерческой практики, оказывают помощь в составлении
проформ коносаментов, а также содействуют в установлении деловых контактов
судовладельцев со стивидорами и др. фирмами, занятыми обслуживанием морских
судов (эти услуги оказываются без дополнительной платы).