Авария общая – General average
Убытки, понесенные вследствие произведенных намерений
и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна,
перевозимого на нем груза и фрахта, в частности убытки, вызванные выбрасыванием
за борт груза, тушением пожара, преднамеренной посадкой судна на мель,
повреждением машины и котлов при их форсировании, повреждением или гибелью
груза, топлива или другого имущества, в связи с их перемещением на судне,
выгрузкой и т.д.
Расчет
по А.о. – диспаша, может сопровождаться аварийным взносом. Непосредственно
расчеты по А.о. осуществляет диспашер. Эти функции могут быть переданы аджастеру.
А.о.
относится к нормам международного морского права.
В
РФ регулируется кодексом торгового мореплавания.
Выбрасывание
груза за борт рассматривается как А.о., если это сделано преднамеренно в целях
общей безопасности для спасания судна, груза и фрахта, например, чтобы
уменьшить осадку судна при посадке на мель или по другим причинам.
Примерами
А.о. может служить повреждение груза, причиненное тушением пожара; повреждения,
причиненные судовой силовой установке во время работы на повышенных режимах при
снятии судна с мели; намеренная выброска судна на берег с целью спасания людей
(экипажа, пассажиров) и имущества участников перевозки.
Судовладельцы
имеют право до сдачи груза потребовать от грузополучателей взнос А.о., т.е.
определенную сумму денег в обеспечение покрытия их пропорциональной доли
расходов, причиненных по А.о. Взнос по А.о. вносится в депозит на банковский
счет как обеспечение для покрытия расходов по спасанию, и/или по А.о., и/или
аварии частной, и/или др. расходов, которые определит аварийный комиссар. В
некоторых случаях вместо депозита выдается гарантийное письмо.
Расходы
по А.о. обычно покрываются на основании договора морского страхования.
При
чрезвычайных происшествиях во время рейса, которые дали повод рассматривать их
в качестве А.о., составляется аварийный бонд, по которому грузовладельцы
обязаны уплатить пропорционально свою долю в покрытие убытков, понесенных в результате
А.о. Эту долю определяет диспашер.
Аварийный
бонд подписывают до начала сдачи груза получателем.
Убытки,
не относящиеся к А.о., признаются убытками по аварии частной.
На
стороне, требующей распределения убытка по А.о., лежит обязанность доказать,
что заявленные убытки и расходы действительно могут быть признаны А.о.