Перед дорогой

* Мешающие детали

* Угол зрения

* Добро и зло

* При  исполнении

 

Мешающие детали

С мыслями «в кармане» действительно не страшно отправляться в путь. Есть возможность заранее очер­тить круг лиц, с которыми следует иметь дело в ко­мандировке; наметить темы бесед; выработать так­тику и стратегию сбора материала, вести поиск не разбросанно, а четко, целеустремленно, без суеты; обеспечить логику будущего повествования; наконец, попросту сэкономить время, действуя не по наитию, которое бывает обманчивым, а по плану, позволяю­щему тщательно и спокойно собрать «урожай» до последней крупинки. Короче говоря, выигрыш нали­цо.

А есть ли проигрыш?

В свое время, говоря о создании концепции, я как бы разделил ее на две части, одну назвав «предвари­тельной» и отведя ей место до сбора материала, а другую «окончательной», подправленной жизнью. За­чем нужна первая? Чтобы планировать сбор матери­ала. Зачем нужна вторая? Чтобы стать конкретной, объективной и правдивой моделью будущего произве­дения.

Так говорил я, уступая потенциальным противни­кам создания концепции до поездки в командировку. Но вот наконец пришло время задать вопрос: если обе концепции полностью совпадут, то есть матери­ал, собранный журналистом, подтвердит «предвари­тельную» настолько, что она превратится в «оконча­тельную», будет ли это показателем высокого уровня журналистской работы? Да, будет: жизнь подтверди­ла то, что журналист предвидел, а подтвержденное предвидение — это и есть высшее мастерство. Ну а если «половинки» не совпадут? Если собранный ма­териал не просто подправит, а полностью опровергнет «предварительную» концепцию? Вероятно, это будет показателем низкого уровня журналистской работы. Вот почему я против деления на «предвари­тельную» и «окончательную» концепции: даже из пе­дагогических соображений не стоит закладывать в методику журналистской работы возможность низко­го уровня.

Однако это вовсе не значит, что концепция в прин­ципе «неисправима». Собирая материал, газетчик может столкнуться с фактами, которые «не лезут» в его концепцию, мешают ей, портят ее стройность и отлаженность, нарушают ее внутреннюю логику. От­казаться от них, не принимать во внимание, испу­гаться их и всеми силами охранять первозданность своей концепции — значит проиграть, перечеркнуть все выигрыши, полученные от предварительных раз­мышлений.

Нет, я не сторонник того, чтобы сдаваться в плен собственной концепции, превратив ее в нечто, сде­ланное из нержавеющей стали. Концепция должна учитывать любой материал, мешающий и не мешаю­щий, должна учитывать жизнь, становясь от этого только богаче, правдивее и убедительнее. «...Необхо­димо брать не отдельные факты, — писал В.И. Ле­нин, — а всю совокупность относящихся к рассмат­риваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникнет подозрение, и вполне законное подозрение, в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной свя­зи и взаимосвязи исторических явлений в их целом преподносится «субъективная» стряпня для оправда­ния, может быть, грязного дела»[1].

Так давайте присядем перед дорогой и поговорим подробней о «мешающих деталях» (термин введен в практику журналистов Анатолием Аграновским). Сделать это надо сейчас, не откладывая, иначе будет поздно, Когда мы доберемся до технологии сбора ма­териала, нам уже не придется делить факты на «лезущие»  и  «не  лезущие»  в  концепцию,   поскольку  спо­собы получения и тех и других едины.

Обращусь к примеру. Несколько лет назад в «Комсо­мольской правде» родилась рубрика «Социальный пор­трет». Она исходила из физиологических очерков и очерков нравов, созданных в свое время Г. Успен­ским, В. Короленко, И. Буниным, но с привнесением науки в виде последних данных социологии, Чего мы хотели? Добиться максимума достоверности и убе­дительности и на базе реальных героев нарисовать синтетические образы-портреты современников,

Задача была не из легких. Сегодня я вижу, что дело не вполне удалось и рубрику «Социальный портрет» следует называть, скорее, «Квазисоциальный», хотя в то время очерки моих товарищей по перу и мой очерк о шофере, опубликованные газетой, вызвали повышенный интерес у читателей, благожелатель­ность критики и почти восторженный прием у кол­лег. Но речь не об этом.

Мне пришлось основательно готовиться к коман­дировке. Создавая концепцию, я перечитал немало специальной литературы, побеседовал с разными людьми и познакомился с данными социологических исследований. В частности, у меня вышло, что со­временный шофер-профессионал (не любитель) представляет собой мужчину в возрасте тридцати лет, имеющего семилетнее образование, второй шо­ферский класс, пятилетний стаж вождения машины, наезд не менее тридцати тысяч километров, зарабо­ток сто тридцать рублей в месяц (цифры приведены по данным на 1965 год, ныне они, естественно, изме­нились) и т. д. Подход, таким образом, был средне­статистический, а к результату надо было стремить­ся индивидуальному, не лишенному типизации, — ничего себе задачка!

Приехав в Саратов (а почему бы не в Смоленск? Но если бы в Смоленск, не миновать вопроса: а почему не в Саратов?), я обосновался с работником ГАИ. У моста через Волгу, по которому шел нескончаемый поток грузовых машин, и стал ловить своего высчи­танного героя. Конечно, мы образовали пробку, и не одну, нам пришлось выслушать массовые благодар­ности шоферов, постигая жизнь в ее первооснове, но в конце концов герой был найден, причем макси­мально приближенный к заданному. Михаил Федоро­вич Пирогов (один из 4,5 миллиона мужчин-шофе­ров: между прочим, женщин-шоферов было тогда всего 24 тысячи), 35 лет от роду, водитель бензовоза, имел семилетку за плечами, первый водительский класс, 19 лет шоферского стажа, 35 тысяч наезжен­ных километров, 130 рублей месячного заработка и т. д. Разумеется, никакой живой человек не может уместиться в «среднестатистическом», и у меня были с моим героем существенные потери. Увы, ни­чего не поделаешь, но уж совпадения на фоне потерь были особенно ценными, их следовало беречь для будущего очерка как зеницу ока.

И вот какая история произошла с одним из ценных совпадений — со 130-рублевым заработком. Однаж­ды я пришел к Пироговым, чтобы заняться арифме­тикой, — впрочем, лучше процитирую для большей точности очерк:

«В воскресенье сижу дома у Пироговых, в комнате, в которой почему-то преобладает красный цвет. Стол накрыт красной бархатной скатертью, такое же покрывало на телевизоре «Рубин», три красных ковра над тремя кроватями, и даже на дочери красного Цвета платье, и Витька щеголяет в ярко-бордовом ко­стюме.

Мы рассчитываем бюджет семьи. Михаил Федоро­вич дает исходные данные и предлагает такую сис­тему подсчета. «Давайте, — говорит он, — прики­нем все траты за минувший год, а что останется — и есть еда». Я догадываюсь, что так, вероятно, они и живут, в основном экономя, если уж приходится эко­номить, на пище. Именно поэтому есть в доме и швейная машина, и холодильник,  и  телевизор,  и ра­диоприемник, и ковры на стенах.

Итак,  что было куплено Пироговыми в минувшем году?

Телевизор взят в рассрочку. Один ковер. Пальто жене и костюм хозяину. Одежда детям. Четыре но­вых стула. Какие еще были траты? За Витькин дет­сад, затем годовая квартплата (сюда входит газ, электричество, отопление — живут Пироговы хотя и в  одной комнате,  но  «со  всеми  удобствами»).  Потом вспоминаем,  что дочь Нина ходит в музыкальную школу, учится на скрипке, — это еще сколько-то рублей. На культурные расходы — кино и клуб — Пирогов отпускает довольно круглую сумму. Затем после некоторых пререканий с женой Марией Никаноровной, он добавляет к этим деньгам еще сто­имость спиртного — по пол-литра каждое  воскресе­нье. (Она всплескивает руками, увидев итоговую цифру, да и сам Пирогов такой не ожидал.) Наконец мы получаем общую сумму расходов. На питание ос­тается 900 рублей в  год. В месяц —  75. В сутки —2 рубля 50 копеек. На  семью,  состоящую из  четырех человек?!

— Неудобно получается, — говорит Пирогов и вдруг неожиданно предлагает: — Знаете что, давай­те вычеркнем ковер и пол-литра! Это даст нам до­полнительные деньги... »

Ну вот, мы на пороге «мешающей детали», сейчас она «вылезет» и испортит мне среднестатистичес­кую картину, уведет в сторону от типизации, и я по-теряю столь дорогое мне совпадение. И если так бу­дет дальше, от моего социального портрета останет­ся банальный очерк нравов. Как быть, что делать?

«Вычеркивать я решительно отказываюсь, но в душе у меня зарождается некоторое подозрение. Пока хо­зяйка хлопочет с обедом (я был случайным гостем, но между тем мы ели щи с мясом, а на второе жар­кое), я с пристрастием допрашиваю Михаила Федоровича, нет ли у него или у его жены дополнитель­ных приработков. Ни по виду самого Пирогова, ни по виду его красивой и дородной жены, ни тем более ре­бятишек никак не подумаешь, что они ограничива­ют себя в пище. С другой стороны, Мария Никаноровна сказала, что картошку и овощи они закупают на год вперед в деревне, у них во дворе погреб:

«Как-никак, а мы с машиной!»

Но все же есть приработки или их нет?

— Ладно, не для печати, — говорит Пирогов, же­лезной рукой кладя вето на мою дальнейшую писани­ну в блокноте. — Мой средний заработок в месяц на сороковку больше.

«Что же вы мне голову морочите!» — чуть было не воскликнул я. Действительно, на следующий день мне дали в автоколонне официальную справку о за­работке шоферов, и против фамилии Пирогова М.Ф. стояла другая цифра. Он не смутился.

«Вы с меня, — сказал он, — хотите писать лицо всех шоферов страны. Но все ли так зарабатывают? Мне прибедняться нечего. Я живу открыто, и семья питается так, что перед соседями по квартире не стыдно. Но есть ребята, которые получают меньше. Так вот, — закончил он решительным тоном, — или берите другого шофера, или вычеркивайте ковер с водкой!»

Теперь я приведу официальные данные. Из 97 шо­феров, работающих в одном отряде с Пироговым, за­работки распределяются таким образом, что, если действительно не прибедняться, можно сказать: деньги у шоферов есть. Водители тем не менее убеж­дены: за рабочий день, за семь часов, хороших денег не заработаешь».

Спрашивается, в чем дело? Почему такое противо­речие со среднестатистическими заработками шофе­ров? А фокус, оказывается, в том, что...

«Однажды Михаил Федорович сказал жене: «Буду приходить домой вовремя, буду меньше получать. Выбирай!» Ответа не последовало. С тех пор Пиро­гов в середине каждого месяца прикидывал: какой будет заработок? Если меньше того, на который рас­считывал, он задерживался на работе дольше, делал лишние рейсы, или брал прицеп, или просил вклю­чить его в график на воскресенье. Фактически он си­дел за двумя, а то и за тремя баранками. Считайте: собственно машина — раз, прицеп — два и полторы-две смены в сутки — три. Это очень трудно...»[2]

Еще бы! Мне стало понятно, почему Пирогову не­когда учиться, почему у него постоянные скандалы с Марией Никаноровной, почему он так ревностно сле­дит за техническим состоянием машины, своей кор­милицы, и отчаянно ругает легкомысленного смен­щика, действительно зарабатывающего пресловутые «среднестатистические», и хитрит с начальством, а начальство — с ним, ведь сверхурочные законом запрещены, но обе стороны, будучи «счастливыми», часов «не замечали» и т. д.

Сделаем вывод. Хорошо ли, что очеркист не испу­гался «мешающей детали», не отсек ее и не выбросил вместе с ковром и поллитровкой, хотя она и грозила спутать одну из запрограммированных  мыслей? Да, хорошо. А мысль, не Бог весть какая, была: посколь­ку шоферы зарабатывают мало, их безусловную лю­бовь к профессии надо объяснять вовсе не меркан­тильными соображениями, а тем, что машина, воз­можно, дает ощущение физической свободы, относи­тельную самостоятельность, скорость передвижения, общение с дорогой, смену впечатлений. Так что же? «Мешающая деталь» поломала эту маленькую со­ставную общей концепции, разрушила ее? Ничуть. Скорее,  подтвердила, укрепила и даже углубила. За­рабатывая не 130, а 170—200 рублей в месяц, шоферы тратили столько сил и трудились с такой нагрузкой, что давно бы бросили шоферское дело, если бы дер­жались только за деньги. Стало быть, не  отвергнув «мешающей детали», мы с ее помощью проникли в суть профессии поглубже,  узнали много скрытых под­робностей, окунулись в густой человеческий быт.

Убежден, верную концепцию никакие «мешающие детали» не в силах поколебать, и потому не нужно от них отказываться. Более того, если концепция верна, никакие детали не могут ей быть «мешающими», Ну а если реальная действительность все же ломает наше предвидение, то грош ему цена, такому предвиде­нию, туда ему и дорога. А. Аграновский, размышляя о «мешающих деталях», однажды вспомнил слова Шерлока Холмса: «Побочные обстоятельства бывают иногда так же красноречивы, как муха в молоке». В нашем журналистском деле очень важно опреде­лить, где «молоко», а где «красноречивая муха», и ни при каких случаях, жертвуя молоком, не выбрасы­вать вместе с ним красноречивых мух.

Только нельзя обманывать читателя, нельзя вводить его в заблуждение. Чем быть предвзятым, лучше быть послевзятым. В.Г. Белинский в свое время пи­сал: «Часто путешественники вредят себе и своим книгам дурною замашкою видеть в той или иной стране не то, что в ней есть, но то, что они заранее, еще у себя дома, решились в ней видеть, вследствие односторонних убеждений, закоренелых предрассуд­ков или каких-нибудь внешних целей и корыстных расчетов. Нет ничего хуже кривых и косых взглядов, нет ничего несноснее искаженных фактов. А факты можно искажать и не выдумывая лжи... стоит только обратить внимание преимущественно на те факты, которые подтверждают заранее составленное мне­ние, закрывая глаза на те, которые противоречат этому мнению»[3].

Итак, квинтэссенция: в тему нельзя врываться, в нее надо входить медленно, размышляя; в итоге раз­мышлений должна создаваться концепция — мыслительная модель будущего произведения, свободная от предвзятости; предвзятость — плен для журналис­та, концепция — его свобода; если концепция, повторю, верна, для нее не существует «мешающих дета­лей», если ошибочна — все детали для нее «мешающие». Вспомните Пушкина: 

 

Промчалось много, много дней   

С тех пор, как юная Татьяна

И  с ней Онегин в смутном  сне    

Явилися    впервые    мне, —

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.[4]

 

Переведем на наш профессиональный язык: тема, впервые явившаяся журналисту, не мешает и не дол­жна мешать его свободному роману, даль которого газетчик хоть и различает, но пока еще не ясно. Од­нако да здравствует главное — концепция, тот са­мый магический кристалл, с помощью которого и че­рез который можно разглядеть любые дали докумен­тального повествования.

Прошу заметить, что наш разговор о концепциях, предвзятости и «мешающих деталях» ведется отнюдь не во имя демонстрации гибкости ума или способно­сти виртуозно жонглировать терминами. Разговор этот должен обнажить перед молодыми журналиста­ми метод работы современного газетчика и суть ме­тода, заключенную в такой объективности, которая освобождена от предвзятости, этой родной сестры конъюнктурщины, но не освобождена от трезвого, ре­алистичного и принципиального подхода к явлениям действительности.

в начало

 

Угол зрения

Мы много говорили о том, как выходить на тему, откуда ее брать, но пока еще не касались наиважней­шего вопроса, без ответа на который нечего и думать о сборе материала: какая имеется в виду тема? Любая ли? Ну, понятно: актуальная, ведь мы газетчики. Понятно: значительная по проблематике, на то мы и публицисты, а публицистика по мелководью не пла­вает. Понятно: острая и, как минимум, имеющая све­жий поворот.

А вот достаточно ли всем понятно, что тема, изби­раемая журналистом, должна быть максимально приближена к его личности, соответствовать его зна­ниям, находиться в кругу его интересов и симпатий? Впрочем, что значит «должна»? Быть может, это вов­се не обязательно? Тем более что опытные журнали­сты, хорошо владеющие техникой, умеют «прикры­вать» и свою антипатию к теме, и даже отсутствие собственных знаний по конкретной проблеме.

Иными словами: я «за» или «против» многотемья; «за» или «против» узкой специализации? Что дает, с моей точки зрения, большую эффективность: широта тематического охвата, но при выраженном дилетан­тизме журналиста, или узость, но сопряженная с ис­тинной глубиной?

Спор этот старый, хотя, казалось бы, чего тут ло­мать копья. Идеально было бы при широте охвата да обеспечивать рекордную глубину. Однако как дос­тичь такого идеала? Одни считают, что ближайший путь к идеалу лежит через узкую специализацию, другие отдают предпочтение широкой дороге много­темья.

Моя позиция не столь однозначна, но одно для меня бесспорно: в основе любого творчества должны ле­жать фундаментальные знания. Мгновенной озарен­ности, как и гениального наития, хватает ненадолго, а чтобы целую жизнь прожить, да еще журналистс­кую, из сплошной суеты состоящую, из бесконечных заданий сотканную, из миллиарда строк сложенную, — какая тут, к черту, озаренность! Работать надо из года в год, изо дня в день, из часа в час! Те­перь-то я могу наконец заявить в полный голос, что, ратуя за создание концепций, я ратовал прежде всего за фундаментальность знаний журналиста, как раз и выраженных в этих концепциях, за информирован­ность, за основательность жизненного и социального опыта, В конце концов, — поставим вопрос и так, — что первично в нашем деле: личностные качества, которые позволяют заниматься журналистикой, или занятия журналистикой, которые дают возможность накопить необходимые качества? У меня нет сомне­ний: только личность, непременно личность и еще раз личность, она первична, а уж потом, пожалуйста, копите недостающие качества! Нельзя построить вто­рой этаж, пропустив первый.

Обращусь к опыту известных журналистов «Комсо­мольской правды» и попробую разобраться, «кто» есть «кто».

Василий Песков. Наверное, я посчитал бы его узким специалистом «по природе», если бы публикации на эту тему не имели такого нравственного воздействия на читателя. Кроме того, я не знал бы тогда, «к чему» отнести знаменитую серию публицистических мате­риалов Пескова (написанных в соавторстве с Б. Стрельниковым) «По Америке» и его яркие репор­тажи о полетах в космос, и острейшую статью, по­священную хозяйственной проблеме, развитию рыб­ного промысла в стране, и автобиографический очерк «Я помню...», повествующий о военных годах. Можно долго перечислять темы, которых коснулся в своем творчестве «узкий специалист» В. Песков, де­монстрируя завидное разнообразие.

В таком случае, быть может, избрать критерием ка­чество публикаций? Но кто возьмет на себя роль оценщика? Читатель? Хорошо, И вот, представим себе, «Окна в природу», наиболее популярные у чита­теля, выходят на первое место, что вроде бы позво­ляет нам отнести автора к числу «узких специалис­тов», Но, во-первых, никто читательского опроса по этому поводу не проводил, это всего лишь наше допущение. Во-вторых, известно, что популярность журналиста иногда объясняют не столько качеством, сколько количеством его выступлений в газете. Если так, то «Окна в природу», публикуемые со строгой периодичностью, «забьют» прочие материалы Песко­ва, оттеснят качество как критерий на второй план, то и надежность нашего вывода об «узости» журна­листа будет ничтожной. (В «Известиях», я слышал, по данным читательского опроса, наиболее популярной однажды оказалась мною ' уважаемая Татьяна Нико­лаевна Тэсс, но злые языки утверждали, что читате­ли просто путают «ТАСС» и «ТЭСС».) Так, спрашива­ется, «узкий» или «широкий» специалист В. Песков? Ответ уже на кончике языка, но не будем торопить себя с выводами.

Ярослав Голованов. Я бы сделал науку его «узкой» профессией, тем более что и по должности он — на­учный обозреватель. Но куда девать в таком случае знаменитую публицистическую статью Голованова «Халтура»? И громкое, филигранно отточенное выс­тупление в «Комсомольской правде», связанное с именем фигуриста Горшкова? И публицистический очерк о председателе колхоза? И «открытое письмо» министру путей сообщения, в котором поднимаются вопросы сервиса на железной дороге? Однако не могу отрицать и того, что наука — «конек» Я. Голо­ванова, что в ней он как рыба в воде.

Иван Зюзюкин. Я бы считал его «узким специалис­том» по школьному воспитанию, по школам вообще и педагогам в частности — тому многочисленные под­тверждения в виде очерков, опубликованных, напри­мер, под рубрикой «Люди, я расту!». Но что делать с материалом «Стратонавты», который, кстати, логич­нее «отдать» Голованову? И с прекрасной докумен­тальной повестью «На минном поле», опубликованной некоторое время назад в «Комсомолке»?

Инна Руденко. «Жена», «Женщины», «Просто прав­да», «Он и она» — тут уж, казалось бы, нет никаких сомнений: специалист по так называемой морально-нравственной теме. И вдруг — но вдруг ли? — фи­лософский материал о преподавании литературы в школе, «экономический очерк» о строителе Злобине и его бригадном подряде, очерк об актере, исполняв­шем роль Корчагина в телевизионном фильме, очерк об Алле Пугачевой, потом о Юрии Власове, — «не счесть алмазов»!

Я нарочно начал с тех журналистов, кто даже в ре­дакции имеет амплуа «узких специалистов», но если мы их так просто «развенчали», что говорить о Капитолине Кожевниковой, о Николае Боднаруке, о Татья­не Агафоновой, о Лидии Графовой, о Викторе Липа­тове, которые в «узких» никогда не ходили и «всеяд­ность» которых просто поразительна! Да и я, греш­ным делом, ухитрился выступать в газете на темы моральные, нравственные, хозяйственные, связанные с воспитанием, научные, исторические, экономичес­кие, социальные, имеющие отношение к преступнос­ти, — какой страшный разброс! Плохо это? Хорошо? И о чем свидетельствует?

Не отрицаю: есть в журналистике и «однотемники». В «Известиях», например. Юрий Феофанов, который специализировался на юридической тематике, в «Со­ветском спорте» — Станислав Токарев, в «Комсо­мольской правде» — Юрий Шакутин, (сельская тема). Порывшись в памяти, каждый из нас может добавить еще несколько фамилий. Но не следует обольщаться: даже «чистые однотемники» лишь до тех пор могут называться «чистыми», пока не заняты человековедением, пока не раскрывают проблемы через людей и их отношения, пока не воздействуют на эмоции и чувства читателей. «Узкая специализа­ция» Ольги Чайковской по юридической тематике не мешает ей быть журналистом весьма широкого про­филя. Спортивные репортажи Павла Михалева в «Комсомолке» несли нравственный заряд, который не снился авторам иных очерков на морально-нрав­ственные темы, а сегодня, с легкостью волшебной перейдя со спортивных рельсов на международные, этот журналист прекрасно пишет о политике, закла­дывая в свои репортажи и статьи все тот же нрав­ственный запал. «Чистый деревенщик» Георгий Ра­дов был публицистом высокого ранга, демонстриру­ющим очень широкие интересы; такие же слова можно сказать в адрес еще одного «деревенщика» — Юрия Черниченко.

Кажется,  пришла пора подводить итог.

1. Что характерно для творчества перечисленных выше журналистов? Как ни парадоксально прозвучит мое- утверждение, но — «узкая специализация» каж­дого! Хотим мы или не хотим, а Песков все же «спе­циалист по природе», Голованов — «по науке», Зюзюкин — «по школе», Черниченко — «по сельскому хо­зяйству», а я, например, — «по преступности» и т.д. Но «узкая специализация» никому не мешает браться за самые разные темы, больше того — помогает! По­чему? Потому что и Песков, и Голованов, и Зюзюкин, и Черниченко, и все остальные, обладая фундамен­тальными знаниями в какой-то одной области, не замкнулись в ней, во-первых, и получили угол зрения на прочие темы, во-вторых. Q чем бы ни писал Пес­ков, в его материалах «сидит» забота обо всем живом и неживом, что нас окружает, мы постоянно чувству­ем у него этот рефрен. Какой бы темы ни касался Го­лованов, он подходит к ней как научный обозрева­тель — не только по методологии, но и по сути. По­тому что сумма знаний журналиста — это его точка отсчета, это плацдарм, с которого он ведет наступ­ление на самые разные темы, это фундамент под здание, которое он строит.

Разве мы против такой «специализации»? Думаю, нет. Но против той, что заковывает журналиста в латы одной темы, являясь одновременно и фунда­ментом, и зданием, да еще без окон и дверей, без до­ступа свежего воздуха. Потому что газетчик рано или поздно, но начинает задыхаться, у него появляется, как говорят врачи, резистентность — привыкаемость к лекарству, а в данном случае — к теме, он перестает ощущать ее, начинает повторяться, пере­ходит на штамп и в подходе, и в исполнении, скучне­ет и даже тупеет, теряет способность рождать новые мысли, приводить новые доводы и резоны — короче говоря, вырабатывается.

В самом деле, если журналист написал достойный материал, способный разбудить общественную мысль, значит, он снабдил его достаточно убедитель­ным набором аргументов. А где взять новые аргу­менты, если, не повторяясь, писать на ту же тему через неделю или месяц? Психологически мы так ус­троены, что, однажды выступив серьезно, исчерпы­ваем себя на весьма солидный срок. Читатель, как правило, этого не понимает и, откликаясь на наше выступление, забрасывает нас все новыми и новыми фактами, шлет и шлет «аналогичные случаи», и все это впустую, напрасно, совершенно бесперспектив­но — по крайней мере, в нашем исполнении, разве что для какого-нибудь «обзора писем». Как же не по­сочувствовать бедным «однотемникам», которые не день, не месяц и не год трудятся на отработанном пару! Мысли на деревьях не растут, вот и приходит­ся бесконечно повторяться и цитировать себя, тира­жируя прежние выступления.

А писать-то как раз надо так, чтобы повторение ис­ключалось! Если журналист чувствует, что вслед за одним материалом он тут же готов сесть за второй на ту же тему, это значит, что он в первом не выло­жился — и пусть не обманывается: это было слабое его выступление. Один известный поэт, рассказыва­ют, вошел однажды в бильярдную Дома литераторов, взял кий, помелил его и гордо произнес, прежде чем ударить по шару: «Написал о любви. Закрыл тему!» Мы, журналисты, как бы иронически ни отнеслись к словам поэта, — можем так или не можем, вопрос другой, — должны стремиться к созданию таких ма­териалов, которые «закрывали» бы тему. По крайней мере,  для нас самих.   По  крайней мере,  на какой-то срок.

2. Нет, я не могу быть против «специализации», как не могу быть против лета, если за ним следует осень, за которой придет зима, а за зимою весна, — но я умер бы от тоски, приговори меня кто к пожизненно­му лету!

Людям, занимающимся умственным трудом, не зря рекомендуют для отдыха труд физический. Спорт­смены чередуют ритм тренировочного бега, чтобы уйти от монотонности и не потерять интерес к тре­нировке. Даже не знаю, какие еще требуются анало­гии в доказательство того, что журналист должен менять тематику своих выступлений. Вспомним хотя бы о том, что свежий взгляд на проблему может обеспечить взрыв идей; в большинстве своем они, возможно, будут пустые, но после просеивания вдруг останется какая-то «мыслишка» — она, право же, стоит десяти традиционных, родившихся в головах унылых специалистов. Разумеется, я не призываю к невежеству, якобы облегчающему открытия, а говорю лишь о том, что фундаментальные знания журналис­та в какой-то одной области дают ключ к неординар­ному пониманию проблем, связанных с другими областями. Так, врачи, занимающиеся транспланта­цией внутренних органов, приглашают для консуль­тации и даже соавторства не коллег, а инженеров, ничего не смыслящих в медицине, но зато разбираю­щихся в устройстве насоса, в котором, в свою оче­редь, ничего не понимают врачи, знающие устрой­ство сердца.

Иными словами, «узкая специализация» необходима журналисту не для того, чтобы стать «однотемником», а для того, чтобы с ее помощью, как с помощью бура, проникать в глубины новых тем, имея при этом собственный «угол зрения».

3. В этом смысле «печально я гляжу» на тех, кто без «голоса» пришел на журналистские отделения и Факультеты. Сколько лишних трудностей им придется преодолеть в сравнении с теми специалистами, что шли в журналистику «со стороны», имея диплом врача, инженера, физика, юриста и т. д.! А еще луч­ше не диплом, а практику, дающую вкупе с дипло­мом те самые фундаментальные знания, о которых мы говорили. «Чистым» журналистам, увы, прихо­дится специализироваться на ходу, уже работая в га­зете, а это сопряжено с целым рядом специфических трудностей: разнообразием заданий, при которых просто некогда «остановиться и оглянуться», текуч­кой, непониманием со стороны руководства и т. п.

Если бы в каждой газете молодым журналистам предоставляли время на выявление симпатий к те­мам, а потом год-полтора на глубокое изучение про­блемы, на «узкую специализацию», это был бы самый короткий путь к получению журналиста широкого профиля. Практика показывает, что таким путем прошли многие известные публицисты нашего вре­мени. Любой газетчик, если он того хочет, может приблизиться к идеалу, во всяком случае качествен­но измениться в лучшую сторону. За счет чего? За счет расширения тематики на основе «узкой специа­лизации». Полагаю, этим диалектическим выводом мы и закончим разговор о круге тем и эффективнос­ти журналистского труда.

Что дальше? Не пора ли наконец закрывать чемо­дан и реально приниматься за воплощение замысла? Тема есть, сумма мыслей — с нами, адрес — на конверте письма... Неужто опять какая-то задержка? Что же на сей раз? Пустяк: надо решить, стоит или не стоит ехать в командировку по данному конкрет­ному делу.

в начало

 

Добро и зло

Напомню: в свое время, работая с письмом Сергея Т., мы отложили до создания концепции вопрос о том, нуждается ли автор письма в конкретной помощи журналиста. Пришел момент ответить. Собственно говоря, ради чего следует ехать в командировку? Только ради того, чтобы набрать детали и получить подтверждение концепции? Стоит ли овчинка выдел­ки? Казалось бы, запирайся в любом редакционном кабинете или у себя дома, вчитайся еще раз в письмо Сергея — и пиши! Получится, возможно, умный, на­сыщенный мыслями острый материал, который на­зовут в редакции «безадресным», потому что Сергей так и останется «Сергеем Т.», а город, в котором он живет, будет назван «городом Н.», но дело очерк сде­лает: «разбудит» читателя и внесет свою лепту в формирование общественного мнения. Зачем в таком случае «закрывать чемодан», тем более что и автор письма, вероятно, не желает раскрывать инкогнито?

Типичный вопрос-провокация, ибо ответ на него у нас давно заготовлен и угадывается: надо ехать в ко­мандировку! И не автору письма решать за нас этот вопрос. Журналист, и только журналист вправе при­нимать решение: искать или не искать анонимщика, ехать или не ехать к человеку, укрывшемуся за ка­кой-нибудь буквой алфавита. Но бывает, что инкогни­то не прозрачное, все «концы» спрятаны в воду, тогда ситуация безвыходная: подняв руки вверх, газетчик остается дома. Другое дело — вопрос, связанный с обнародованием: приехав и найдя анонимщика, жур­налист обязан учесть мотивы его инкогнито, его же­лание или нежелание получать «известность» и в случае категорического отказа автора письма гаран­тировать ему написание того же «безадресного» ма­териала.

Почему так? Да потому, что в обязанности журна­листа, кроме прочего, входит делание конкретного добра, причем независимо от того, будет или не будет написан материал, будет или не будет он опуб­ликован. Довольно часто авторы писем скрывают себя, не очень хорошо понимая механизм нашей ра­боты и ошибочно полагая, что, если приехал корреспондент, жди теперь каждый номер газеты. Стало быть, тем более журналист обязан за них решать вопрос о конкретной помощи или о наказании зла.

Человеку плохо, так плохо, что он пишет в редак­цию, и, даже пусть он укрылся за буквой «Т», сам факт обращения в газету есть призыв о помощи. Можем ли мы оставаться равнодушными? Можем ли не протянуть ему руку, имея возможность ее протянуть?

Кроме того, что мы — журналисты, мы еще самые обыкновенные люди, и нам должно быть свойственно умение совершать нормальные человеческие поступ­ки. Когда кричат «караул!», мы так же обязаны ки­даться на помощь, как наш сосед по лестничной клетке, работающий слесарем или старшим научным сотрудником. Больше того, в зависимости от способ­ности творить добрые дела мы либо состоимся как журналисты, либо не состоимся. Фиаско человечес­кое по законам высшей справедливости должно со­провождаться провалом профессиональным, — жаль, действительность иногда делает исключения из это­го мудрого правила.

Вернемся к письму Сергея Т. Оно наполнено отчая­нием, безысходностью — крик души семнадцатилет­него юноши. Учтем излишнюю аффектацию, свой­ственную возрасту, и гиперболизацию негативной стороны дела — так выглядит картина с нашей точ­ки зрения, а для Сергея она истинна, следовательно, чревата последствиями. Юноша на краю беды.

Ехать! — другого решения быть не может. Чем по­мочь и как, надо придумывать на месте. Вовсе не ис­ключено, что одного толкового разговора с родителя­ми подростка окажется достаточно, чтобы они оста­вили сына в покое. Или, возможно, наше официаль­ное обращение к председателю исполкома, который, судя по письму, уже вмешивался в дело, но «не с той стороны», приведет к тому, что напряжение вокруг имени Сергея будет снято. Разумеется, при этом нельзя забывать о наших профессиональных обязанностях, поскольку вопрос о написании то ли адресно­го, то ли безадресного материала остается откры­тым.

Я знаю многих журналистов, которые заслужили всеобщую признательность именно принесением конкретного добра. Покойная Ф. Вигдорова, мне ка­жется, в какой-то степени даже пожертвовала своим публицистическим даром во имя блага конкретных людей, столько времени, сил и таланта она отдавала, добиваясь одним жилья, другим лечения, третьим мира в семье, четвертым перевода из института в институт, а в общем и целом — торжества справед­ливости. О. Чайковская, прекрасно, но редко пишу­щая в «Литературной газете», буквальным образом открыла двери своего дома всем униженным и ос­корбленным. А. Борщаговский, Л. Графова, Г. Медын­ский — сколько их, бескорыстных служителей доб­ра! Сейчас, когда я пишу эти строки, в кабинете «Алого паруса» живет мальчишка, его подобрали на улице молодые сотрудники «Комсомольской правды», привели в редакцию, накормили, напоили, а потом невзначай простудили, и мальчишка на третий день дал температуру, теперь все бегают, устраивая его в больницу, и вопрос о том, будет или не будет в ко­нечном итоге газетный материал о мальчишке, нико­го пока не волнует.

Я говорил однажды, что журналисты должны жить по принципу «Все идет в дело!», то есть — в очерк, на газетную полосу. И сейчас не отказываюсь от это­го принципа, потому что он не только не исключает, а скорее предполагает конкретное добро. «Все в дело» и «рабочее состояние» — это наше профессиональное состояние, наша профессиональная основа, но должна быть, и есть, еще человеческая, которая зовется совестью, и без нее мы можем превратиться в роботов, в «каисс», играющих в шахматы, в «киберов», сочиняющих тексты.

Делать конкретное добро мы так же обязаны, как врач врачевать, кидаться на помощь раненому чело­веку, даже не находясь на службе и работая в дан­ный момент дома над докторской диссертацией. «Оставление без помощи нуждающегося в ней чело­века гражданином, обладающим специальными зна­ниями, карается...» — далее следует статья Уголов­ного кодекса. Мы, журналисты, хотя и не имеем, как имеют врачи, «собственной» статьи в кодексе, мало чем отличаемся в этом смысле от медицинских работников. И вовсе не только в силу общих принципов гуманности, вовсе не потому, что любой человек должен быть «хорошим», «отзывчивым», «добрым», хотя все это имеет к нам, журналистам, самое не­посредственное отношение. Помимо общих мотивов требование делать конкретное добро диктуется нам мотивами профессиональными: гражданской позици­ей, без которой не может обойтись человек, носящий звание журналиста, стремлением к социальной справедливости. Одним умом журналист не сможет быть журналистом, представителем клана, который справедливо полагают в народе «последней инстан­цией», а потому и жалуются в газету, когда исчерпа­ны на местах все официальные возможности. Одних умственных способностей, повторяю, журналисту мало: ему необходимо еще осознание своей почетной и ответственной миссии в обществе.

Помогать формированию общественного мнения? Будить у читателя мысль? Это, уважаемые товарищи, зависит еще от того, кто формирует и будит, от того, какие мы — искренние или фальшивые, циничные или прямодушные, с чистой совестью или замаран­ной, добрые или добренькие, непримиримые или идущие на компромисс, и способны ли мы сами со­вершать поступки, к совершению которых призыва­ем.

Мы не в детском саду и не в школе, где иногда приукрашивают профессии, имея благое намерение от них не отпугнуть. В нашем деле отпугивать даже важнее, чем привлекать. И я, ведя профессиональ­ный разговор, скажу так: какие бы поступки и каче­ства нам ни приписывала молва (как худые, так и положительные), мы все равно такие, как мы пишем, а пишем мы так, какие мы есть, и читатель это пре­красно видит, чувствует, знает, улавливает, угадыва­ет по нашим словам, оборотам и интонациям, какими бы ухищрениями мы ни пользовались, пытаясь при­крыть нашу суть: в глазах читателя нас создает и нас разоблачает наше собственное творчество, Больше того, только оно-то и остается после нашего ухода. Конечно, возможны случаи блистательной мистифи­кации личности автора, но это всего лишь означает, что либо автор всю свою сознательную жизнь стре­мился быть таким, каким выглядел его образ в мне­нии читателей, либо творчество его, наподобие скульптора, постоянно лепило и его характер, и его поступки, чтобы в конце концов он соответствовал тому, что защищал своим творчеством. Читатель всегда точно знает, каково наше истинное отношение к жизни, даже если мы, желая скрыть его, провозгла­сим иное.

И он либо верит нам, либо не верит.

Он либо идет с нами в разведку, либо не идет.

В этом смысле очень важна атмосфера в газете, ко­торую мы представляем. Заблуждается тот, кто ду­мает, что журналиста уже ничто не воспитывает, не развивает и не тормозит в развитии не только в про­фессиональном, а именно в человеческом плане. Ат­мосфера доброты, принципиальности, понимания, демо­кратизма, сочувствия, товарищеской заботы, исклю­чающая злобность, зависть, наушничество, мелоч­ность и беспринципность, делает нас такими, какими мы должны быть, если хотим достойно выполнить нашу святую миссию.

Итак, решая вопрос о том, ехать или не ехать в ко­мандировку по чьему-либо письму, мы, по сути дела, прикасаемся к существеннейшей проблеме журналистики: что для нас важнее — выступить в газете или принести пользу какому-либо человеку или делу? Во имя того, чтобы кто-нибудь когда-нибудь сказал нам простое слово «спасибо» и вспомнил нас «нэзлым» словом, и это при том, что материал может быть так и не опубликован. Должны ли мы поступиться воз­можностью сделать добро во имя написания статья или написанием статьи — во имя достижения конк­ретного добра?

Полагаю, такая постановка вопроса в некотором роде некорректна. Помню, в «Комсомольской правде» однажды была затеяна на газетной полосе дискус­сия: если тонут одновременно физик и рабочий, а у читателя есть возможность спасти только одного, кого надо спасать? Посыпались письма, мнения раз­делились, нашлись доводы и за ученого, и за рабоче­го, а потом вдруг кто-то сообразил, что сама поста­новка вопроса безнравственна. Так не будем повто­рять той же ошибки. Пожарник должен тушить пожа­ры, хирург — резать, а журналист — писать, и если кто-то из вышеперечисленных не выполнит своих обязанностей, нет смысла в его профессиональном существовании, поскольку все «сгорит» к богу в рай. Но, с другой стороны, каждый из них не может не совершать добрые поступки сверх всяких профессио­нальных «норм» и требований, а потому пожарник выносит из горящего дома не только девочку, но и ее любимую кошку, рискуя жизнью; врач оперирует в самолете или в подъезде дома, хотя по «нормам» мог бы этого не делать; а журналист несется за триде­вять земель, чтобы помочь семнадцатилетнему юно­ше по имени Сережа, не размышляя о том, что важ­нее — глобальное выступление в газете на тему о взаимоотношениях родителей и детей по поводу ран­ней любви или душевный покой одного Сергея. Коро­че говоря, не надо ставить в очередь заботы профес­сиональные и заботы общечеловеческие. Одни выте­кают из других, и что в нашем деле первично, а что вторично, не подлежит обсуждению. Уж коли мы, как говорится, втянулись в «дискуссию», для нас не должно быть иного решения, как спасать одновременно и физика, и рабочего, хоть душа вон.

Прежде всего, не вижу ничего дурного в том, что мы действуем как «рядовые граждане», потому что это и необходимо, и прекрасно.

В холле «Комсомольской правды» на обелиске вы­сечены имена шестнадцати журналистов «Комсо­молки», погибших в Великую Отечественную войну с удостоверениями газеты, но как рядовые солдаты. Их смерть, жизнь и работа остаются для нас примером и в мирное время. Мы всегда обязаны помнить, что для журналистов никто не пишет «особых» законов, не придумывает «особой» морали. Мы должны и ра­ботать и жить, принимая решения, и как газетчики, и как рядовые граждане. Такой подход к работе — ос­нова основ журналистики; впрочем, вряд ли кто из нас воспринимает наше дело иначе.

Однако в сравнении с другими рядовыми гражда­нами мы несколько лучше вооружены: у нас есть реальная возможность газетного вмешательства и разоблачения зла, и эта угроза дамокловым мечом висит над «заинтересованными» лицами и даже инстанциями. Зная это, а также зная, что это знают все «заинтересованные», мы получаем преимущество для более решительных и бескомпромиссных дей­ствий.    

Провокация газетным выступлением — тоже ору­жие журналиста, тоже нормальная, с моей точки зрения, форма его активного вторжения в жизнь. Только пользоваться этим оружием следует осторожно, то есть профессионально. Категорически нельзя позволять «личному» перехлестывать через край и сводить с помощью газеты личные счеты. Надо все­гда помнить, что мы работаем в редакции как пред­ставители и выразители общественного мнения, а потому  нам следует постоянно ощущать свою ответ­ственность перед читательскими массами. Сотруд­ники отдела  писем, например, получив чью-то жало­бу и проверив ее с помощью собкора «на месте», пе­ресылают в соответствующую инстанцию, составив «сопроводиловку», в которой выражают свое отноше­ние к факту, то есть, по сути дела, отношение редак­ции. Нет ни статьи, ни публикации, и  между тем «меры приняты»! Что это, как не форменная провока­ция газетным выступлением? Возможно, слово «про­вокация» лучше заменить каким-то другим,   напри­мер «угроза», но суть от этого не изменится. Очерки­сты, по-моему, тоже могут  писать «сопроводиловки», звонить по телефонам и лично ходить по инстанциям независимо от того, намерены или нет писать мате­риал, — разумеется, с санкции руководителей газе­ты, от имени которой они действуют, или, по край­ней мере, поставив руководство в известность. Впро­чем, граница между провокацией написания статьи и ее реальным опубликованием  столь подвижна, что даже это мое громогласное рассуждение на тему о некоторых наших профессиональных «секретах», ока­жись оно доступно потенциально «заинтересованным» лицам, вряд ли способно их успокоить.

Приведу короткий пример. Ко мне обратилась в Горьком, когда я собирал материал об ударничестве на заводе «Красное Сормово», некая Валя М., техни­ческий работник заводоуправления: помогите с жи­льем! Супруг Вали, Владимир, пошел работать мон­тажником на строительство Сормовской ТЭЦ по объявлению, напечатанному в «Горьковской правде»: всем семейным в течение трех лет гарантировали получение квартир. Но миновали три года, и уже четвертый на исходе — квартиры нет, как говорится в таких случаях, и «неизвестно». В один из дней я за­ехал на ТЭЦ, и, потрясенный моим визитом, началь­ник стройуправления выдал мне официальный доку­мент: квартира М. будет дана в очередном квартале.

Потом я вернулся в Москву, занялся своими обычны­ми делами, но в рабочий кондуит записал: «Квартира М. обещана таким-то в первом квартале», Миновало время, и я позвонил из редакции начальнику строй­управления. Как понимаю, он там решил, что все за­быто, и потому еще более, нежели в первый раз, был потрясен, услышав мой голос. Затем я подстраховал дело вторым звонком из редакции, но уже в горисполком, намекнув в разговоре, что история может приобрести «фельетонный характер». Через неделю мне официально сообщили из Горького, что квартиру М. дали. Ни слова благодарности от М. я, естественно, не получил, — они, может, и не знали о моих усилиях, — но, если учесть, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным, я был рад хотя бы тому, что история не принесла мне неприятностей.

«Эпопея» семьи М., (как и борьбы против «холодно­го дома»), свидетельствует о том, что, если уж журна­лист берется за добрые дела, должен к ним отно­ситься не как к чему-то мимоходному и «междупроч­ному», а как к занятию, требующему усилий, после­довательности, настойчивости и ума. Это не два; пальца, небрежно поданные для рукопожатия, это вся рука, протянутая в помощь.

Возникает вопрос: а почему бы в самом деле не вы­ступить в газете по поводу квартирных дел семьи Вали М., не воплотить угрозу публикации в реаль­ность? Разве мало в этой истории типичного, назида­тельного и полезного для всех? Ответ мой таков: я бы, возможно, и выступил, будь у меня концепция, вникни я основательно в дело и разберись в деталях. Писать же, не ощутив в полной мере проблемы, не­прилично. Как говорил Г. Фиш, «тут нельзя обойтись анафемой, тут нужен анализ». Но я был занят удар­ничеством на «Красном Сормове», а следом по гра­фику шла работа над повестью «Остановите Малахо­ва!» — короче говоря, как ни велик соблазн, разор­ваться невозможно. Значит ли это, что, не вмешиваясь по каким-то причинам в попутное дело серьезно журналист может вообще миновать его?   

Перехожу к еще одному уроку «Холодного дома». Когда я упорно и настойчиво посещал его, «портя жизнь» сотрудникам и некоторым организациям, я совершенно не надеялся на публикацию, во всяком случае на скорую. Но понимал:   увиденное мною и прочувствованное, так или иначе, осядет в  памяти и рано или поздно реализуется, увидит свет. Это осоз­нание грело меня и давало дополнительные силы. Гражданская война с «холодным домом» не теряла, таким образом, профессионального оттенка. Удалось же мне спустя шесть лет после опубликования в «Комсомольской правде» очерка «Семеро трудных» написать и   напечатать документальную повесть на том же материале без единой дополнительной встречи с прежними  героями! Но даже если бы и строки тогда, ни строки после, если бы все ос­талось только в моей памяти и умерло бы вместе со мной, я не пожалел бы о силах, потраченных на борьбу с «холодным домом».    Эта эпопея закалила меня и сформировала мой образ мышления,  развива­ла самосознание, накапливала ту боль, которая, воз­можно, прозвучала много позже в звуке сирены, описанной мною в «Малахове». И все же не о настойчи­вости журналиста я веду сейчас разговор,  не  о его упорстве, которые являются только средствами для достижения цели, я говорю о самой цели: де­лать конкретное добро.

Закончу официальной справкой, которую я взял у товарищей по газете. Она покажется, возможно, длинной, несколько сухой, но в ней квинтэссенция нашего разговора, Итак, за пять месяцев одного толь­ко года (с января по май включительно) в результате вмешательства журналистов «Комсомольской прав­ды», без написания и публикации материалов, были приняты соответствующими инстанциями следую­щие меры:

трудоустроено — 78 человек,       

объявлены поощрения — 13 гражданам,

восстановлено на работе — 26 человек, 

восстановлено на учебе — 7 человек,

восстановлены   стипендии —   12   людям,

сняты незаслуженные  взыскания — с 6  человек,

возвращены из мест заключения — 7 человек,

вручены награды —  18 людям,

предоставлена жилплощадь — 77 семьям (где-то здесь и мои М.),

поставлены на очередь по жилью — 39 семей,

оказана материальная помощь — 29  людям,

предоставлено  мест  в  детсадах  и  яслях —   12  де­тям,

госпитализировано —   23   больных,

пересмотрен  размер   пенсий —  7  пенсионерам,

отправлены  на  принудлечение —  26   алкоголиков,

опротестовано решений народных судов и отменено постановлений органов прокуратуры —   101,

сняты с работы — 126 человек,

понижены в должности —  17 человек,

лишены   производственных   премий —   19   человек,

объявлено      административных     взысканий —     272 людям,

партийных  взысканий —   36   членам   партии,

комсомольских  взысканий —  45   членам  ВЛКСМ,

возбуждено уголовных дел — 81,

осуждены  народными  судами —  34  человека,

осуждены  товарищескими  судами —   16  человек,

отчислены с учебы — 15 человек,

лишены родительских прав — 8 отцов и матерей,

направлены в спец.  ПТУ —  13 подростков.

 

Разумеется, все это не врачевание, это — фельдшеризм, который глубоко не выясняет причин болез­ней, который лечит всего лишь по внешним симпто­мам и проявлениям заболевания. Но если не в каж­дом фельдшере заложен врач, то в каждом враче пусть присутствует добрый фельдшер! Когда челове­ку больно, хороши бы мы были, не облегчив боль, если бы позволили страдать, дожидаясь, пока кто-то обнаружит причину заболевания, найдет кардиналь­ный способ лечения и решит проблему глобально! На этом, пожалуй, и закончим разговор о конкретном добре и зле.

в начало

 

«При исполнении»

Я кладу в чемодан книгу. Непременно беру с собой книгу, Какую? Нет, не просто для чтения, хотя и это неплохо. Для работы. Принцип подбора книг может быть разный. Отправляешься, к примеру, на Дальний Восток, почему бы не взять с собой чеховский «Саха­лин»? Едешь писать об ударничестве — и берешь то­мик В.И. Ленина со статьей «Как организовать сорев­нование». Путь газетчика в колонию для несовершен­нолетних — и в чемодан ложится «Трудная книга» Г. Медынского или «Записки из Мертвого дома» Ф. Достоевского. Командировка на БАМ — очень кстати будет «Мужество» В. Кетлинской. Едешь разби­раться в конфликте или писать о каком-нибудь труд­ном деле, связанном с чьей-то безнравственностью или даже преступлением, то что поможет тебе со­хранить холодное перо при горячих мыслях? Что даст душевное равновесие и умерит твой пыл в из­ложении обстоятельств дела, подскажет верную то­нальность — и в статье, и в поведении на месте? Мне лично — тургеневские «Записки охотника» или «Вечное безмолвие» Д. Лондона.

Журналист, собирающий материал, — это ищейка, идущая по следу. След может вывести и на положи­тельный материал, и на негативный, не в том воп­рос; состояние газетчика — всегда в напряжении, зрение обострено, слух насторожен, затраты умственной и физической энергии повышенные. Короче говоря — стресс. А. Шпеер, четверть века отдавший следственной работе, в документальной повести «Уголовное дело» прекрасно описывает это состоя­ние. Следователь выезжает на место совершения преступления, положим, убийства: он едет в автобу­се, прижав портфельчик к груди, ему наступают на ноги, толкают, поругивают, и никто не видит, что едет следователь. И вот дом, где случилось несчас­тье. Взволнованная толпа, с трудом сдерживаемая милиционером. Появляется человек с портфельчи­ком, прижатым к груди. Как, по каким приметам и признакам люди догадываются, что прибыл самый главный представитель власти? Следователь и слова никому не успел сказать, ни жеста не сделал, глаза­ми не повел, а толпа мгновенно расступается, обра­зуя коридор для прохода, и милиционер уже держит под козырек, и следователь принимает все это как должное, потому что находится «при исполнении служебных обязанностей».

С нами, журналистами, происходит нечто подоб­ное. Час или сутки назад мы шли по коридору собственной редакции, никем не замеченные, нас по­следними словами ругали на планерке, мы униженно одалживали друг у друга трешки, мы были такими, «как все». Но вот, оформив командировку, мы оказы­ваемся в дороге, и что-то меняется в нашей психоло­гии, в голосе, в походке, во взгляде, и окружающие это прекрасно чувствуют. И нам ничего не стоит одернуть любого хама, решительно вмешаться в уличный конфликт, потребовать в гостинице тишины, выступить на совещании в присутствии любого мест­ного начальства, защитить женщину от хулигана, на­вести порядок на дискотеке, словно у нас диплома­тическая неприкосновенность.

Мы тоже находимся «при исполнении», что дает нам дополнительные силы и   решительность. Командировочное удостоверение, лежащее в боковом кар­мане пиджака, как золотой червонец, гарантировано всем достоянием печатного органа. И, конечно же, не сами по себе мы становимся сильными, мы сильны газетой, которую представляем. Но и сколько до­полнительной ответственности тяжелым грузом ло­жится на наши плечи! Мы не можем позволить себе в командировке ни одного глупого слова, ни одного необдуманного поступка, никаких фривольных или сом­нительных знакомств, ни вспышек злобы, ни вспы­шек радости.

Постоянное ощущение взнузданности, пришпоренности. Живем, как под стеклянным колпаком. Возможностей — тысяча, но и отвечать — за все!

Каким образом сбрасывать лишнее напряжение?

Я, например, достаю в таких случаях томик стихов:

 

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавески до дивана.

 

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую

И край стены за книжной полкой.

 

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка...

 

... Теперь, кажется, можно с головой хоть в омут.

в начало

 

в оглавление << >> на следующую страницу

 



[1] Ленин  В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 351.

[2] Комсомольская правда. 1967. 3 марта.

[3] Белинский В. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1955, С. 59—60.

[4] Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т 5. С. 191

Hosted by uCoz