Об авторе

Валерий Аграновский родился 2 августа 1929 года в журналист­ской семье. Его отец Абрам Аграновский работал в ту пору спецкором «Известий», а затем, до рокового 1937, — в «Прав­де». После того как родители были репрессированы, семилет­ний Валерий вместе со старшим братом, которому было четыр­надцать лет, остались «чеэсирами» (членами семьи изменников родины). Родителям повезло: они были реабилитированы рань­ше других — в 1942 году. Им разрешили вернуться из Сибири в Москву, а отцу — в журналистику. До своего последнего дня Абрам Аграновский публиковался и умер в командировке от журнала «Огонек», в котором работал специальным корреспон­дентом.

Трудно быть сыном известного журналиста, но еще труднее одновременно быть и братом замечательного «писателя в газе­те», как называли Анатолия, когда он по стопам отца пришел в «Известия»; Валерий стал спецкором «Комсомольской правды». Надо сказать, что каждый представитель династии Агранов­ских умел петь своим собственным, непохожим на других, голо­сом. Старший в династии по образованию был врачом, его стар­ший сын — учителем, младший — адвокатом.

За спиной Валерия Аграновского уже пятьдесят лет журналист­ского стажа, если первой публикацией считать статью, напеча­танную в 1948 году в журнале «Пионер», когда автор учился на втором курсе Московского юридического института. После пяти лет адвокатства Валерий в 1955 году окончательно ушел в журналистику и семнадцать лет отдал «Комсомольской прав­де».

В 1965 году В. Аграновский стал членом Союза писателей СССР. Перу Валерия принадлежат многие острые публицисти­ческие статьи и очерки в центральных газетах и журналах, со­циально-педагогическая повесть «Остановите Малахова!», став­шая потом пьесой, которая шла по всей стране. Валерий Агра­новский стал автором многих книг: «Взятие сто четвертого», «Лица», «Белая лилия», «Кто ищет...», «Профессия: иностранец», «Капля добра», «Последний долг», «Ради единого слова» и др.

Ныне В. Аграновский ведет персональную рубрику «Сюжет Аг­рановского» в популярном журнале «Власть» и является консуль­тантом издания «Огонек», а также занимается преподавательс­кой деятельностью, ведет спецсеминар под названием «Основы журналистского мастерства».

 

О книге «Вторая Древнейшая»

Сегодня мы предлагаем читателю новое издание книги, извест­ной под названием «Ради единого слова», с комментариями ав­тора, примечаниями и дополнениями, сделанными специально для этого случая. Впервые эта работа была издана в качестве учебника для студентов журфаков страны двадцать один год назад (в 1978 году).

К сожалению, книга была «аккуратно» общипана цензурой, справиться с которой автор в ту пору, разумеется, не мог.

Второе издание учебника В. Аграновскому удалось осуществить через десять лет (в 1988 году), когда он включил эту работу в свою новую книгу «Кто ищет...» в виде ее составной части, пол­ностью восстановив первоначальный текст. Книга была напеча­тана без вмешательства зорких «ценителей» российской печати. Второе издание было названо автором «Вторая древнейшая», как, собственно, и называют прессу.

Размышления В. Аграновского посвящались технологии жур­налистского ремесла. Очень скоро выяснилось, что учебник оказался единственным практическим пособием не только для студентов, но и для коллег; был выявлен интерес и рядовых читателей, далеких от журналистики. И скоро «секретное ору­жие» газетчиков было сметено с отечественного книжного рын­ка. Книга превратилась в раритет, не утратив при этом своей актуальности и сегодня.

Учитывая то обстоятельство, что пресса реально стала чет­вертой властью, мы решили переиздать книгу Валерия Агранов­ского, воспользовавшись готовностью автора осовременить ста­рое издание: поразмышлять над нынешними способами работы журналистов и оценить реальное состояние отечественных средств массовой информации, поделиться многообразием при­емов при разработке тем, ведь автор до сих пор все еще крепко держит перо, часто публикуясь в центральной печати, и знает журналистскую «кухню» не понаслышке.

Предлагая читателю работу опытного газетчика, мы хотим предупредить вас, что решили отметить скобками на полях когда-то «откушенные» цензурой кусочки текста. Простейший, казалось бы, вопрос: какова была логика «мастеров» политической цензуры? Их волновало не то, что видели глаза читателя, а те мысли, которые могли бы родиться. Личные страхи переносились на законопослуш­ного читателя.

Специально отобранные автором для этого издания журналист­ские материалы, мы также сделаем заметными, напечатав дру­гим шрифтом.

 

 

в оглавление << >> на следующую страницу

 

 

Hosted by uCoz