Об авторе
Валерий Аграновский
родился 2 августа 1929 года в журналистской семье. Его отец Абрам
Аграновский работал в ту пору спецкором «Известий», а затем, до рокового
1937, — в «Правде». После того как родители были репрессированы, семилетний
Валерий вместе со старшим братом, которому было четырнадцать лет, остались
«чеэсирами» (членами семьи изменников родины). Родителям повезло: они были
реабилитированы раньше других — в 1942 году. Им разрешили вернуться из
Сибири в Москву, а отцу — в журналистику. До своего последнего дня Абрам
Аграновский публиковался и умер в командировке от журнала «Огонек», в котором
работал специальным корреспондентом. Трудно быть сыном
известного журналиста, но еще труднее одновременно быть и братом
замечательного «писателя в газете», как называли Анатолия, когда он по
стопам отца пришел в «Известия»; Валерий стал спецкором «Комсомольской
правды». Надо сказать, что каждый представитель династии Аграновских умел
петь своим собственным, непохожим на других, голосом. Старший в династии по
образованию был врачом, его старший сын — учителем, младший — адвокатом. За спиной Валерия Аграновского уже пятьдесят лет журналистского стажа, если первой публикацией считать статью, напечатанную в 1948 году в журнале «Пионер», когда автор учился на втором курсе Московского юридического института. После пяти лет адвокатства Валерий в 1955 году окончательно ушел в журналистику и семнадцать лет отдал «Комсомольской правде». В 1965 году В. Аграновский
стал членом Союза писателей СССР. Перу Валерия принадлежат многие острые
публицистические статьи и очерки в центральных газетах и журналах, социально-педагогическая
повесть «Остановите Малахова!», ставшая потом пьесой, которая шла по всей
стране. Валерий Аграновский стал автором многих книг: «Взятие сто
четвертого», «Лица», «Белая лилия», «Кто ищет...», «Профессия: иностранец»,
«Капля добра», «Последний долг», «Ради единого слова» и др. Ныне В. Аграновский ведет
персональную рубрику «Сюжет Аграновского» в популярном журнале «Власть» и
является консультантом издания «Огонек», а также занимается преподавательской
деятельностью, ведет спецсеминар под названием «Основы журналистского
мастерства». О книге «Вторая Древнейшая»
Сегодня мы предлагаем
читателю новое издание книги, известной под названием «Ради единого слова»,
с комментариями автора, примечаниями и дополнениями, сделанными специально
для этого случая. Впервые эта работа была издана в качестве учебника для
студентов журфаков страны двадцать один год назад (в 1978 году). К сожалению, книга была
«аккуратно» общипана цензурой, справиться с которой автор в ту пору,
разумеется, не мог. Второе издание учебника В.
Аграновскому удалось осуществить через десять лет (в 1988 году), когда он
включил эту работу в свою новую книгу «Кто ищет...» в виде ее составной
части, полностью восстановив первоначальный текст. Книга была напечатана
без вмешательства зорких «ценителей» российской печати. Второе издание было
названо автором «Вторая древнейшая», как, собственно, и называют прессу. Размышления В.
Аграновского посвящались технологии журналистского ремесла. Очень скоро
выяснилось, что учебник оказался единственным практическим пособием не только
для студентов, но и для коллег; был выявлен интерес и рядовых читателей,
далеких от журналистики. И скоро «секретное оружие» газетчиков было сметено
с отечественного книжного рынка. Книга превратилась в раритет, не утратив
при этом своей актуальности и сегодня. Учитывая то
обстоятельство, что пресса реально стала четвертой властью, мы решили переиздать
книгу Валерия Аграновского, воспользовавшись готовностью автора осовременить
старое издание: поразмышлять над нынешними способами работы журналистов и
оценить реальное состояние отечественных средств массовой информации,
поделиться многообразием приемов при разработке тем, ведь автор до сих пор
все еще крепко держит перо, часто публикуясь в центральной печати, и знает
журналистскую «кухню» не понаслышке. Предлагая читателю работу
опытного газетчика, мы хотим предупредить вас, что решили отметить скобками
на полях когда-то «откушенные» цензурой кусочки текста. Простейший, казалось
бы, вопрос: какова была логика «мастеров» политической цензуры? Их волновало
не то, что видели глаза читателя, а те мысли, которые могли бы родиться.
Личные страхи переносились на законопослушного читателя. Специально отобранные
автором для этого издания журналистские материалы, мы также сделаем
заметными, напечатав другим шрифтом. в оглавление << >> на следующую страницу |