ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: КОМУ И КАК СТОИТ ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ?

(10 вопросов и 10 ответов)

к содержанию ►►

Для кого предназначена эта книга

Если говорить коротко, эта книга – для практиков, занимающихся связями с общественностью в коммерческих организациях, прежде всего для тех, кто возглавляет PR-подразделения в своих фирмах, как бы они ни назывались: департамент, отдел по связям с общественностью, пресс-служба или даже отдел маркетинга и рекламы. Суть одна – всякий, кто руководит внешними и внутренними коммуникациями фирмы, найдет в этой книге много полезного и, более того, готового к немедленному применению.

Кого особенно хотелось бы видеть в качестве читателей

Нам кажется, что наибольшую пользу эта книга принесет не руководителям подразделений крупных корпораций, хотя и они наверняка найдут здесь немало полезного. Главный адресат наших рекомендаций – тот, кто работает в небольших фирмах, таких, где нет четкого разграничения деятельности по рекламированию, маркетингу, связям с общественностью и т.п., где все коммуникации зачастую приходится осуществлять в одиночку. Эта книга призвала такой «самодеятельности» существенно помочь. Ну а так как описанная ситуация широко распространена на провинциальном уровне, то региональным пиарщикам мы будем рады особенно!

Что есть в этой книге

Здесь содержится обобщение большого материала, посвященного методике работы по связям с общественностью, который был опубликован в России и за рубежом в последние годы. Столь же важным источником стал личный опыт автора этой книги и экспертов. Весь материал расположен в той же логической последовательности, в какой строится работа отделов по связям с общественностью – от решения организационных вопросов (которые достаточно универсальны) до действий в частных случаях, по частным

-9-

направлениям. Наиболее актуальным проблемам (таким, как антикризисные коммуникации, работа со СМИ, использование интернет-инструментов и т.п.) посвящены отдельные подглавки, о других направлениях и частных случаях рассказано более кратко. Книгу сопровождают два тщательно отобранных (в каждом всего по 10 наименовании) списка – специальной литературы и интернет-источников.

Как нужно пользоваться этой книгой

Книга состоит из девяти основных глав, посвященных самым актуальным вопросам PR-практики. Каждая глава разбита на подглавки. И если вам интересен не весь блок, например, медиа-рилейшнз, а именно методика проведения пресс-конференции или написания пресс-релизов, можете сразу обращаться к соответствующим подглавкам. В конце каждой главы содержится соответствующая ее теме задача, т.е. практическая ситуация, требующая разрешения. Десятая глава как раз и посвящена вариантам решения данных «задач», предложенным нашими экспертами. Так что книгой можно пользоваться и таким образом – изучать задачи и находить их решения в последней главе, попутно предлагая свои варианты (ибо число их поистине безгранично!). Ну а вообще-то эту книгу можно еще и просто читать, от первой страницы до последней...

Чего нет в этой книге

Здесь нет материалов, посвященных политическому PR. С одной стороны, связи с общественностью в политике завоевали всем пиар-делам громкую славу, с другой – славу эту никак не назовешь безупречной. Кроме того, в современных российских условиях главный путь выживания и продвижения системы связей с общественностью и рекламы – это бизнес-путь, тем более что здесь уже накоплен немалый положительный опыт.

На какой теоретической базе простроена книга

Мы считаем, что никакой принципиальной разницы между связями с общественностью, рекламой, мероприятиями по продвижению товара (типа мерчендайзинга), брендингом и т.п. не существует. Все это – разновидности прагматических (четко ориентированных на получение запланированного эффекта) коммуникаций. Не случайно в последнее время так актуальна концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций, куда всё

-10-

названное входит в качестве составных частей. Коммуникация как совокупность процессов передачи, получения, обработки и хранения информации является главным теоретическим понятием этой книги.

Кто написал эту книгу

Автор книги в 1991 г, закончил факультет журналистики МГУ, с этого времени занят коммуникациями в различных формах и проявлениях. Сначала это была журналистика, потом, уже более 10 лет – реклама и связи с общественностью. Последние два года автор возглавляет созданный им же Центр социальных технологий, занимающийся рекламой, PR и маркетинговыми исследованиями. Коммуникациям посвящены и кандидатская диссертация, и учебные курсы, которые автор этой книги читает все с того же 1991 г. Из числа последних – дистанционные курсы по связям с общественностью, проведенные в рамках программ московской Высшей школы экономики и «Project Harmony» (США-Россия). Стоит заметить также, что данная книга для автора – не первая. Одна из предыдущих, «Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций», соавтором которой стал президент Консалтинговой группы «ИМИДЖ-Контакт» А.П. Ситников, в 2003 г. стала дипломантом Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник».

Кто выступал в качестве экспертов

Отличительной чертой упомянутых дистанционных программ было то, что в них принимали участие действующие специалисты-практики в области связей с общественностью со всей страны. Им в числе прочих были предложены и задачи, вошедшие в данную книгу. Кроме того, все слушатели дистанционных программ активно обсуждали профессиональные проблемы на учебных форумах – эти материалы тоже стали полезными для книги. Другую группу экспертов составили PR-практики, представляющие региональное профессиональное сообщество и знакомые автору по совместным проектам.

Почему главы книги сопровождаются эпиграфами из детской сказки

Всем известно, что самый глубокий смысл скрыт в самых простых вещах. В частности – в детских сказках. Исследователи показывают нам, какое недетское, мягко говоря, содержание – в якобы невинных историях про

-11-

Красную Шапочку, Золушку, семерых козлят и т.п. Чтобы понять многое, нужно почувствовать малое, говорят на Востоке. И это очень справедливо для сферы прагматических коммуникаций, где нет ничего хуже, чем почувствовать себя знающим и умеющим все на свете, способным сворачивать с пути реки и наменять сознание потребителя. Глубокое, могущее повлиять на огромные массы людей (да еще и не в одном поколении) содержание, скрытое в общедоступной, мнимо простой форме, – вот главный и единственный секрет успела в коммуникационных делах.

Почему проводником в мире практических коммуникаций выбран именно Винни-Пух

Во-первых, он прирожденный коммуникатор. Как помним, он только тем и занят, что продуцирует и исполняет публично свои тексты. Во-вторых, он единственный из общеизвестных сказочных героев не склонен ко лжи. Увы, «карьера» большинства из них (что Кота в Сапогах, что Иванушки-дурачка, что Карлсона и т.д., и т.п.) построена на обмане. Винни-Пух же всего достигает сам или с помощью друзей. Его неудачи всегда тяжелы и обидны, но никогда не фатальны. Ну а самое главное – он прост и тем дает нам важный урок.

-12-

к содержанию ►►

Hosted by uCoz