Глава 4. ОТГОЛОСКИ КАВКАЗА

Татьяна СЕДЫХ (Ванино)

ОРОЧИ – ПРИМАНКА ДЛЯ ТУРИСТОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ ГРАНТОВ

«К вам обращаются коренные малочисленные народности Севера – орочи, эвенки, проживающие в селе Уська-Орочская. В 2006 году наш сельский клуб получил грант по сохранению и развитию орочской культуры. Недавно узнали, что срок гранта закончился. Мы в недоумении: как работники клуба сохраняли нашу родную культуру, если мы этого не почувствовали?! Нас не приглашали ни на какие мероприятия, встречи, выставки. Нас не ознакомили с результатами работы по гранту!

В клубе ссылаются на праздник «Звезда рыбака», но это было шоу с дискотекой, салютами. Этот праздник к сохранению культуры орочей не имеет никакого отношения. Мы знаем от своих родственников из Советской Гавани, что там вывезли семьи орочей с детьми на бухту Мапаца Татарского пролива с ночевкой. Дети вместе со взрослыми ловили рыбу, учились обрабатывать ее, варили уху. До позднего вечера слушали рассказы взрослых о культуре своего малого народа. Играли в орочские игры, учились танцевать по-орочски. Проводились вечера по сохранению и развитию этнокультуры орочей.

В школе-интернате нашего села ведется кружок по прикладному искусству. Дети учатся и изготавливают национальные изделия из рыбьей кожи, бересты, лозы. Идут занятия по национально-культурному наследию орочей. Дважды музей собирал стариков орочей не только Ванинского района, но и приглашал орочей из Советской Гавани для записи орочского языка, снимали фильмы об орочах, собран большой материал о быте и культуре орочей. Вот такое отношение к сохранению нашей родной культуры вызывает уважение. А для кого и для чего провел все мероприятия наш клуб? Мы, представители коренных малочисленных народностей Севера, жители этого села, оскорблены таким отношением к нашей культуре».

-201-

Сородэ! – Здравствуйте!

С этого приветливого слова начинается письмо-обращение в редакцию газеты «Мое побережье» от коренных малочисленных народов Севера, проживающих в селе Уська-Орочская. Его полный текст приведен выше, а первоначально был напечатан в газете «Мое побережье» за 6 августа. Напомню, что прежде чем обратиться в редакцию, такое письмо жители направили в адрес председателя КМНС Ванинского района Владимира Васильевича Цирульникова. Он в свою очередь обратился за разъяснением в районный отдел культуры, но официального ответа не получил даже спустя месяц. Никто в районной администрации не отреагировал и на публикацию обращения в газете. В итоге по инициативе редакции было решено организовать общую встречу, чтобы с участием тех, кто создает и реализовывает проекты грантов, кто их одобряет, и тех, кто считается их участником, обсудить накопившиеся актуальные вопросы. Но не тут-то было.

Пришли на встречу председатель Совета уполномоченных коренных малочисленных народов Севера Советско-Гаванского района Инна Фоминична Акунка, председатель общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ванинского района Владимир Васильевич Цирульников и его заместитель Валентина Владимировна Павлова, уполномоченный по делам коренных малочисленных народов Севера села Уська-Орочская Ирина Ивановна Шеварева. Из числа приглашенных это все, кто смог или захотел прийти: кто-то сослался на неотложные дела, а кто и просто отказался. Но более всего поразило, что никакого желания выяснить и разрешить ситуацию не было со стороны тех, кто обязан это делать по долгу службы. А впрочем, об этом чуть позже.

Ну а встречу мы начали с того, что первой слово предоставили Ирине Ивановне Шеваревой:

– Ирина Ивановна, на ваш взгляд, на чем нам стоит сейчас акцентировать внимание, чтобы привлечь к решению вопросов министерских работников, которые, возможно, попытаются изменить что-то в лучшую сторону?

– Чтобы они более внимательно подходили к отбору тех, кто претендует на грант, мог этот грант правильно и грамотно отработать, а не только получить деньги. Когда наш клуб на грант «Мы вместе» получил 117 тысяч рублей, мы поздравили работников клуба, ведь это очень нужное дело – пропаганда и развитие культуры КМНС. Но прямая задача любого гранта и его предназначение – дать возможность развиться. А вышло так: в библиотеке провели две беседы, причем по готовому материалу, который взяли у меня в музее. На День рыбака провели мероприятие, которое

-202-

назвали «Звезда рыбака». И купили для клуба компьютер. А когда мы задали вопрос, в чем смысл такого гранта, нам даже не соизволили ответить. Вот и вся пропаганда и возрождение орочской культуры. Выходит, деньги по грантам получают для того, чтобы решать свои насущные вопросы. Тот, кто это понял, начал на грантах эксплуатировать тему «возрождения орочской культуры». Извините, чтобы заниматься возрождением, надо хотя бы иметь представление о самой культуре, надо общаться с ее представителями и надо иметь большое желание помогать возрождению этой культуры, а не ставить главной целью заработать на гранте денег для своих нужд. С нами не считают нужным даже посоветоваться. А ведь в каждом селе у нас есть уполномоченные по делам КМНС».

Еми синини и минини? – Почему твоё и моё?

– Ирина Ивановна, вы работаете педагогом дополнительного образования и отвечаете за работу школьного музея. В самом начале нашей беседы вы сказали, что сейчас не можете найти даже 8 тысяч на обновление экспозиции музея. По сравнению с теми деньгами, которые получил ваш сельский клуб, это капля в море. А когда грант осваивали или только создавался его проект, к вам кто-нибудь обратился и спросил, в чем нуждается музей, что можно попытаться сделать, чем помочь, – ведь будут «живые» немалые деньги, которые можно с большой пользой использовать по прямому назначению?

– Нет. Ко мне только обратились, когда им понадобились материалы для бесед. Причем я говорила клубным работникам: то, что у меня имеется, не стоит брать, так как в музее мы давно проводим работу и школьники уже бывали на этих беседах. Но меня никто не услышал, видимо, очень нужно было, так как беседы были запланированы в проекте гранта. Речь шла о пропаганде нашей культуры, но, в чем это выразилось, мы так и не поняли. В проведении бесед, к которым работники клуба даже не имеют отношения, ведь они подготовлены мною? Или в проведении праздника «Звезда рыбака» на День рыбака? Но если говорить об орочской культуре, то такого праздника, как День рыбака, нет у этого народа...

– Владимир Васильевич, вы передали обращение в отдел культуры. Что же было дальше?

– Меня пригласили на встречу в отдел культуры, где присутствовала директор клуба села Уська-Орочская и представители отдела культуры. Мне рассказали, как проходил этот грант, что по бухгалтерии все нормально,

-203-

и отчитался клуб как надо. Письменного ответа на обращение жителей так и не дали.

– Валентина Владимировна, а у вас какое мнение по поводу происходящего?

– Меня очень волнует эта тема, я всегда переживаю за орочей. У меня такое мнение, что нас обманывают, обходят стороной. И хочу задать вопрос, почему так и по какому праву? Невозможно найти правды. Чтобы услышать ответ на конкретно поставленный вопрос, нужно этого добиваться, вместо того чтобы решать вопросы цивилизованно. Значит, замалчивание кому-то на руку и за этим что-то скрывается? Ведь деньги по гранту дали не на развитие клуба. Была конкретная и совсем иная цель. Выходит, под вывеской «сохранение и забота о культуре орочей» кто-то приобретает себе оборудование, проводит на драгоценные деньги гранта мероприятие, которое всегда считалось календарным. День рыбака во всех населенных пунктах отмечают без всяких грантов. В это же время сельский национальный музей, который действительно занимается возрождением культуры орочей, не имеет 8 тысяч на обновление экспозиции, не имеет средств, чтобы купить манекены для демонстрации национальной одежды?!

– Наверняка из скромности звучит и цифра восемь. На самом деле денег требуется гораздо больше, Ирина Ивановна?

– Вы правы. Ведь мастер, который занимается сейчас изготовлением национальных орудий охоты, лова, тратит не только свое время и труд, ему требуется металл, дерево, другие материалы. А мы оцениваем все это по минимуму, и фактически, человек работает «за спасибо».

– Валентина Владимировна, на ваш взгляд, в силах ли мы с вами изменить сложившуюся, мягко говоря, нездоровую ситуацию?

– Возможно, кому-то и все равно, что мы пытаемся добиться правильного результата в решении проблем коренных малочисленных народов, но нас это не остановит. И положительного решения в злободневном вопросе, который поднят в обращении, мы все равно добьемся, не на районном уровне, так на краевом или на уровне самого президента страны.

– Номер газеты, где было опубликовано обращение, вышел три недели назад, но никто из ванинской администрации не проявил какого-либо участия, не позвонил, не сделал предложение. Просто отмалчиваются. Что это за позиция такая, как вы думаете, Ирина Ивановна?

– Наплевательская позиция. К сожалению, я сама не могу создать проект гранта и проводить по нему работу, так как музей при школе, а гранты проходят по линии Министерства культуры. А деньги нам очень нужны не только для

-204-

музея. Сейчас у нас много желающих освоить ремесла. В селе закрывается одно из предприятий и будет немало безработных. Вот бы куда деньги пригодились – на обучение, на добычу сырья, чтобы потом работать, изготавливать национальные изделия. Я лично могу обучить работе и с берестой, и с лозой, и с рыбьей кожей, но чтобы других научить и даже вести в школе кружки, мне нужны инструменты, оборудование. А этого ничего нет. И когда я слышу, какие огромные деньги в нашем районе получают по грантам, я могу об этом только мечтать. И мне странно, что драгоценные грантовские деньги уходят на то, чтобы отметить календарный праздник День рыбака. И это вместо того, чтобы что-то реально сделать для возрождения нашей культуры. Тем более и положительный пример этому уже есть, когда деньги идут действительно по прямому назначению. Вон какой великолепный Центр этнической культуры создан у Инны Фоминичны Акунка. Вот это действительно настоящий Центр, не чета ванинскому Центру «Сэнкэ».

– Инна Фоминична, поделитесь наработанным опытом.

– В 2006 году я тоже работала с грантом, средства от которого полностью пошли на создание национального культурного центра «Киа-Хала» («Родной край») в Советской Гавани. По гранту на 185 тысяч рублей мы изготовили и приобрели очень многое и нужное для работы Центра: полуземлянку «Туэдзя» с очаговым отоплением, двускатный шалаш, юрту «хамаран», национальные долбленые лодки, экспонаты для выставочного фонда, национальные костюмы, мебель, расходные материалы для работы кружков, музыкальные инструменты, палатки для этнологического лагеря, заготавливали кору для национальных жилищ, провели фольклорный праздник «Первой горбуши», купили видеокамеру. То есть мы задумали создать Центр, постепенно оснастить его, и вот что нам удалось сделать уже на деньги первого гранта. И, на мой взгляд, к работе с грантами ни в коем случае нельзя допускать случайных людей, которым вдруг приспичило помогать возрождению орочской культуры. Просто «вдруг» ничего не бывает, тем более со стороны тех, кто никогда этим не то что не занимался, но и не интересовался.

Авяди агдавасу! – Радуйтесь празднику!

Проговорили мы почти три часа, а темам, насущным, требующим разрешения, казалось, не было конца. Вот где не хватало представителей того же Министерства культуры – послушали бы, о чем говорят люди в глубинке. И вдвойне было жаль, что их нет, так как в то время, когда в редакции началась встреча, начальник районного отдела

-205-

культуры господин Харитонов повез представителей этого самого министерства в... Уське-Орочскую. И ехали они проверять клуб на предмет работы по гранту. Как нам стало известно в дальнейшем, проверка прошла успешно. А с представителями коренных малочисленных народов, видимо, никто и не собирался встречаться. Во-первых, Владимиру Цирульникову все-таки удалось, через секретаря, поставить в известность начальника отдела культуры о встрече в редакции (накануне он не смог этого сделать в течение целого дня), но никто и не подумал приехать в редакцию и выслушать тех, для кого, собственно, и разрабатывали грант. А во-вторых, никто и самих орочей заранее не предупредил о приезде проверяющих. Так что все прекрасно, «мы вместе», и нравится вам это или не нравится, а радуйтесь орочи тому празднику, что провел для вас клуб!

Тут, пожалуй, самое время вспомнить и обо всех остальных, кого приглашали в редакцию на встречу с представителями коренных малочисленных народов. Поскольку сейчас в Ванинском районе идет реализация грантового культурного проекта «Нада биани», направленного на поддержку и развитие культуры села Датта, где проживает большинство орочей района, то и решили обобщить опыт и ошибки уже реализованных грантов в Ванинском и Советско-Гаванском районах и послушать мнение тех, кто внедряет в жизнь и поддерживает грантовые проекты сейчас. Но. Глава Даттинского поселения Бурмышева В.Н, которая значится в списке тех, кто поддерживает данный грант, сослалась на занятость. Руководитель проекта (он же директор студии «Планета-Восток») Дмитрий Дмитриев в ответ на приглашение сказал председателю ассоциации, что не собирается ни перед кем отчитываться и что-то с кем-то обсуждать. А исполнитель и автор проекта Светлана Глечик на приглашение отреагировала ответным приглашением – лучше пусть журналист придет к нам в студию. Что касается начальника отдела культуры, то, как уже было сказано, он отправился с проверкой по гранту в Уська-Орочскую. То есть встречаться с теми, для кого, судя по высоким заявлениям, изо всех сил стараются обладатели грантов, никто не захотел. Ну что ж, не обиделись собравшиеся. Люди в поте лица трудятся над сохранением орочской культуры, им некогда встречаться с орочами и разговоры разговаривать, так что пусть Бог им будет в помощь!

А что такое «Нада биани», на который по гранту выделяется 300 с лишним тысяч рублей, решили разобраться с помощью районного сайта (где об этом много и красочно написано) и Владимира Цирульникова, который тоже в списке тех, кто поддерживает грант.

-206-

Но председатель общественной организации КМНС Ванинского района наше намерение не оценил, поскольку очень удивился, и потому, что в этом списке вообще оказался, и потому, что о гранте ему было известно не больше нашего.

Нада биани – жаркий месяц

На официальном сайте администрации Ванинского района сочных красок для информации о проекте «Нада биани» не пожалели: «…Это целый комплекс мероприятий на основе аудиодиска Светланы Глечик «Нада биани», итогом реализации которого станет выпуск DVD-формата театрализованного концерта под тем же названием... Учитывая, что орочи – это один из самых малых народов России, следует сказать, что они не были обойдены вниманием исследователей. Но при всех достоинствах исследовательских данных они устремлены только в прошлое. Однако возникает вопрос: какой он ороч, нынешнего времени? Славяне и тунгусоманьчжуры! Мы так долго вместе живем на одной земле, что наши беды стали общими. У нас есть чему друг у друга поучиться!..»

Рассказывается здесь и о том, что «не осталась равнодушной к этому проекту администрация Ванинского муниципального района в лице заместителя главы по социальным вопросам Воробьёвой Л.В. Ее знания, опыт помогают реализовывать проект в полном объеме». Как же так, Лариса Владимировна! Оказывается, вы такой опытный в данном вопросе специалист, но почему-то абсолютно не обратили внимание на то, что коренным малочисленным народам Севера, проживающим рядом с вами в Ванинском районе, совсем не по душе то, как идет реализация в районе грантов?!

Между тем создатели проекта пошли еще дальше. «Приготовьтесь к жаркой поре и орочскому драйву. это затронет душу. потому что это настоящее…» – уверенно пишут они на сайте. На что капризные орочи им опять решили возразить. «Да нет, как раз это и есть совсем не настоящее, – говорит представительница орочского народа Инна Фоминична Акунка. – Ничего грандиозного я не вижу в проекте «Нада биани». А если итог гранта – выпуск DVD-дисков, то это вообще издевательство над деньгами, которые дают на эти гранты, в то время как денег так не хватает орочам в возрождении их культуры на самое насущное!»

Здесь не грех припомнить и те копейки – по сравнению с грантовскими деньжищами, – что выделяют КМНС в рамках других, фактически государственных программ. Приведу лишь небольшие статистические данные: «В рамках

-207-

реализации мероприятий Второго Международного десятилетия коренных народов мира на территории Хабаровского края принято Постановление Правительства Хабаровского края «Об основных направлениях развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае, на 2006–2008 годы», которое позволило создать дополнительные предпосылки для дальнейшего социально-экономического развития аборигенного населения региона, в том числе на территории Ванинского района. В 2006 году по этой программе Ванинскому району выделены финансовые средства в размере 80 тысяч рублей. Конкретно: ФАПу села Датта – 20 тысяч; школе-интернату села Уська-Орочская и этнографическому центру «СЭНКЭ» – по 30 тысяч рублей». Согласитесь, эти жалкие цифры – сущие крохи в сравнении с многотысячными суммами грантов.

Саичапи мэни доду – знакомство

В разделе «туризм» на официальном сайте администрации Ванинского района можно ознакомиться даже с орочским разговорником и с таким предложением: «Если Вы приедете в наш район и захотите пообщаться с орочами, особенно со старыми людьми, узнать об их жизни, то орочский разговорник поможет Вам поговорить с ними на их родном языке. И принесет радость общения и Вам, и им».

Что ж, редко бывающий в наших местах турист, может, и клюнет на такую экзотику, а о том, как общаются местные орочи между собой, на своем языке, очень красноречиво сказал старожил села Уська-Орочская Владимир Андреевич Еменка: «Орочи уже не знают своего родного языка, и в селе сейчас нет никого, с кем можно было бы по-орочски поговорить».

И еще мне хочется привести мнение депутата Даттинского поселения Натальи Акунка. На вопрос: «На что бы вы в первую очередь потратили деньги гранта?» – она ответила не задумываясь: «Мы бы в первую очередь направили их на ремонт жилья. А что касается возрождения культуры орочей, то у нас в Датте есть немало тех, кто хотел бы научиться работать с берестой, с рыбьей кожей. И список желающих учиться мы составили и подали в администрацию села еще год назад...»

Они бису? – Как живете?

После получения письма-обращения я побывала в Уська-Орочской, чтобы встретиться со старожилами села. Вместе с Ириной Ивановной Шеваревой мы прошли по нескольким адресам, но кратко о впечатлениях от этого

-208-

общения я расскажу на двух примерах, которые ярко показывают, что же произошло, как и почему.

Итак, говорит пенсионерка, первый уполномоченный по делам КМНС в Уська-Орочской Галина Николаевна Уланка. Именно Галина Николаевна стала организатором создания здесь первой ассоциации. «Совсем мало нас сейчас осталось, – считает Галина Николаевна. – Во время перестройки стали многие задумываться, как живут, о своих правах задумались. И пришли к выводу, что можно жить и теми традициями, что были у наших предков, заниматься национальными промыслами. Вот только представителей коренных малочисленных народов в селе уже осталось человек 65. И у молодежи совсем другие интересы. А «Звезда рыбака», это провели общий праздник для всех – День рыбака, он по календарю празднуется. Хотя такого национального, традиционного праздника у орочей не было – ведь рыбачили они круглогодично, когда была нужна свежая рыба...»

А теперь слово Владимиру Андреевичу Еменка. Ему 71 год, а в Уська-Орочской он живет с детства. Помнит, что когда попал в интернат, то все дети здесь разговаривали только по-орочски, а вот по-русски почти ничего не знали. Сейчас все наоборот, говорит он, орочи не знают своего родного языка и в селе нет никого, с кем можно было бы по-орочски поговорить. Благодаря Владимиру Андреевичу в музее собраны воспоминания о прошлой жизни орочей (практически он рассказал о своей судьбе), о Сельхозе – местечке, куда после ликвидации женского лагеря заселили орочей. «Нас никто не спрашивал, где нам жить и как нам жить, переселяли, как хотели, – говорит Владимир Андреевич. – Уже через несколько лет о нас можно будет узнать только в музеях, если они сохранятся. Все обычаи, наш родной язык – все утрачено». А про праздник «Звезда рыбака» он вообще ничего не знает – просто не был на нем. «Выходит, все возвращается на круги своя, – с грустью смеется Владимир Андреевич. – Раньше учили орочей, где и как им жить, а теперь учат, как петь и под какую музыку танцевать? Веселая жизнь у нас, однако…»

Эи яука? – Что это такое?

«Странная практика нарабатывается у любителей грантов. Провели праздник, деньги прогуляли, попели, потанцевали. А дальше что, культура орочская получила развитие? Всё осталось на том же уровне». Кроме того, по условиям грантов для слушателей и зрителей все мероприятия должны проводиться бесплатно, потому что результат

-209-

гранта становится общим достоянием. Но почему-то при внедрении в жизнь части проекта «Нада биани» вход на их концерт оказался платным? Вообще совместная работа со студией «Планета-Восток» что по созданию диска «Гису», что по «Нада биани» мне не понравилась. Инициатором сотрудничества был Дмитрий Дмитриев, он обратился к нам в Центр «Киа Хала», заверив нас, что мы будем полноправными партнерами в этих проектах. Но после выхода диска «Гису» названия нашего коллектива даже не оказалось в титрах, хотя мы сделали для «Гису» очень много и бесплатно – поставили и исполнили танцы, сшили национальные костюмы, использовались наши атрибуты. А сейчас нам Дмитриев заявляет, что мы не имеем права пользоваться музыкой с этого диска. Мало того, диск повсюду рассылается по линии культуры, мол, вот как благодаря создателям проекта идет возрождение культуры орочей. А на самом деле это песни, написанные на их взгляд, на их вкус, на их усмотрение. И еще надо давать экспертную оценку относительно ценности этих произведений для культуры орочей. Мало того, приняв такое большое участие в этой программе, мы, орочи, теперь оказались в стороне. Нам не разрешают под эту музыку, которую якобы пишут для возрождения культуры орочей, ставить танцы, выступать. Начинают что-то заявлять об авторстве. То же самое произошло и с нашим участием в проекте «Нада биани». Это что такое? Прямое использование очень выгодной и беспроигрышной темы, под которую можно получать деньги? Использование орочей на фоне возрастающего интереса к национальной культуре?»

Свое мнение о диске «Гису», который создавали, чтобы возродить орочскую культуру, и у Ирины Ивановны Шеваревой: «Я слушала песни с «Гису» и, скажу честно, убрала этот диск куда подальше. Там непонятно что звучит. С чего авторы взяли, что орочи так поют-завывают. У них какое-то странное представление об орочах: «что вижу, то пою». С моей точки зрения, для орочей никакой ценности такие произведения не представляют. А Дмитрий Дмитриев ко мне тоже обращался, звонил, хотел приехать и договориться о сотрудничестве, но я отказалась».

Го бивэсу! – Желаем долгих лет жизни!

Хотя, вернее будет сначала задать вопрос: как исчезают цивилизации и постепенно, год за годом, на глазах у всех вымирает целый народ? Ведь статистика неумолимо от переписи к переписи констатирует снижение численности орочей на планете Земля. Если верить последним данным, орочей всего-то осталось около пятисот человек, и 282 из них проживают в Ванинском районе.

-210-

...А жизнь между тем все течет по своим и не совсем справедливым правилам. И по-прежнему принимаются идиотские законы. Сейчас коренным малочисленным народам даже дали право рыбачить, когда захочется, но если, не дай бог, у той же орочки муж не относится к коренным малочисленным народам, это беда для всей семьи – по закону о рыболовстве националы каждый сам для себя должен выловить рыбу, а не передавать это право другому. А как быть старикам, особенно одиноким?.. И это не вымысел. Муж Ирины Ивановны Шеваревой, русский по национальности, попался на глаза инспекции. Пытаясь хоть как-то объяснить свое присутствие на рыбалке, он предъявил рыболовный билет, в который вписаны его жена и дети, мол, что же, они должны рыбачить, а я буду дома сидеть? На что ему сказали: «Ты под бурята тут не коси…»

И обучиться традиционным ремеслам, даже при большом желании, оказывается не так-то просто. На курсы по обучению изготовлению изделий из лозы, бересты и камыша Ирина Ивановна Шеварева попала, можно сказать, совершенно случайно. А узнала о них от Инны Фоминичны Акунка. «Спасибо ей, говорит Ирина Ивановна. – Я позвонила в администрацию района и спросила об этих курсах. Но мне ответили, что на них отправляют учителя труда из поселка Тумнин. Как же так, удивилась я, вы знаете, что набирают учиться, и нас не ставите в известность? Ведь для такой школы, как наша, для работы музея это очень важно. Ну и что, ответили мне. А мы решили вопрос так! И я поехала учиться сама на свои деньги. Все, кто там обучался, жили в гостинице, а я поселилась у знакомых в Сосновке и ездила оттуда каждый день на занятия в Хабаровск. Посмотрели организаторы на это, и Шабельникова Валентина Григорьевна из Министерства природных ресурсов, увидев мое рвение, сказала, что нужно зачислить меня на курсы официально. И я стала, как все, полноправно учиться. Позднее я ездила еще на обучение, так как оно проходило в несколько этапов. Затем прошла обучение по выделке и пошиву изделий из рыбьей кожи. Раньше я в Ванино обращалась к мастерице этого дела Варшавской Любови Егоровне, но она сказала, что мне еще рановато заниматься выделкой рыбьей кожи. Тем не менее я научилась этому в Хабаровске и получила два диплома – как мастер по лозе, бересте и камышу и как мастер по обработке рыбьей кожи».

Вот так, в доказывании своих прав на элементарное, и рыбу ловят, и учатся. А между тем вокруг песен и плясок крутятся огромные грантовские деньги. И в «драйве» электронной музыки поется и твердится со сцены о единстве и поддержке и на грантовские деньги приобретается дорогостоящее оборудование. А в это же время у тех, для кого

-211-

все это благодетелями создается, нет достойных условий для жизни, нет работы, им не на что освоить свои же традиционные ремесла, а порой и нормально поесть. Уху – вот что запомнили все без исключения на грантовском празднике «Звезда рыбака». Поистине ушица получилась золотой.

«Каждый грант должен служить толчком для дальнейшего развития на годы вперед, – считает председатель общественной организации КМНС Ванинского района В.В. Цирульников. – А то написали проект, вроде как реализовали, отчитались и забыли о том, что орочи, вот они, еще живут рядом, или еще хлеще – даже не успев реализовать грантовские планы, уже переругались с орочами и не собираются прислушиваться к их мнению...»

С ним согласились все, кто присутствовал на встрече. А итогом нашего разговора стал следующий вывод: «Не надо заново изобретать колесо и выпускать на сцену ряженых!»

Вот такие они, орочи нынешнего времени, – добрые, доверчивые и нуждающиеся в элементарном к себе уважении со стороны тех, кто во все тяжкие пустился без них возрождать их же культуру. «Интересно, много было бы желающих нам помогать, если бы грантов не было?» – уже прощаясь, задала наивный вопрос Ирина Ивановна Шеварева. И действительно, ау, бессребреники, если вы есть, отзовитесь! В вашем добром участии давно нуждается маленький и пока еще до конца не уничтоженный реформами народ, которому очень хочется сказать, что Ванинский район – это его родной «эя би дюббаи», то есть родной дом, где его понимают. Но пока почему-то не получается.

Газета «Мое побережье» (пос. Ванино, Хабаровский край),

23 августа 2008 года

-212-

◄◄ к содержанию ►►

Hosted by uCoz