Глава 1. КАК В РОССИИ ОХРАНЯЮТ ПРАВО

Татьяна СЕДЫХ (пос. Ванино, Хабаровский край)

Пасха для братвы

Выстрел

ПАСХА ДЛЯ БРАТВЫ,

или Вновь вспомним тот Ванинский порт

После минувшей Пасхи настоятель Свято-Никольской церкви поселка Ванино отец Александр написал заявление в милицию. И дело в данном случае не в том, кто и в какого бога верит или не верит.

С точки зрения сотрудников Ванинского районного отдела внутренних дел, это было нарушение общественного порядка. И не более того. Батюшка и прихожане, напротив, считают случившееся не только чистой воды безобразием.

Вот только говорят они как-будто на разных языках. Стражи порядка – о «нарушителе тишины и спокойствия», что два часа куражился в церкви, как у себя дома. Батюшка и народ – о поведении самих стражей порядка. Ведь заявление в милицию отец Александр написал на... саму милицию!

Не гоните чернуху!

О том, какие герои работают в местном РОВД, в муниципальной газете пишут нередко и с пристрастием. Между тем, пока славным сынам в мундирах графоманы поют оды и даже посвящают книги, милицейское начальство тоже не дремлет. Статистику выдают на высоте, оттого по Хабаровскому краю Ванинский РОВД оказался в числе сильнейших по раскрываемости. Довольна была и районная власть – как же, имидж района, это главнее главного, а уж как на самом деле живется населению, не столь и важно. Тем более стоит ли обращать внимание, что пишут о коррупции и непрофессионализме в местных правоохранительных органах независимые СМИ? Это они чернуху гонят, и не более того!

Словом, все хорошо устроились. И поделили территорию: господа менты в креслах, господа братки не на нарах, а население – между ними. И как будет жить это население, зависит от того, как господа договорятся между собой?

Но жизнь доказала в очередной раз – нельзя ратовать в кабинетах и на газетной полосе рупора власти за внимание к человеку и законность, когда на самом деле все это попирается!

-62-

Зачем нам такая милиция?

Эту пасхальную ночь многие из ванинцев запомнят надолго. Как рассказывают очевидцы, два часа на их глазах какой-то пьяный мужик куролесил в церкви, кидался куличами и яйцами, плевал на иконы, жевал свечи, хватал за грудки и крыл матом всех, кто попадался на его пути. Словом, клал мат-перемат и на церковь, и на Бога, и на всё вокруг. Люди в страхе разбегались кто куда, зато на «карнавал» с разноцветной яичной скорлупой спокойно взирали сотрудники милиции. Со стороны. Словно они не на дежурство выехали, а так, погулять вышли. Многочисленные уговоры пойти и усмирить хулигана на них почему-то не действовали.

За два часа к церкви были стянуты четыре экипажа (это восемь милиционеров, находящихся при исполнении!), но никто так и не отважился помочь напуганным женщинам и детям! Правда, кто-то попытался самым непонятливым объяснить, что, мол, это местный «авторитет» гуляет, а когда он в гневе, то лучше к нему не подходить... Но прихожанам было всё равно – «авторитет» или «не авторитет», а праздник испорчен. И огорченные, люди стали расходиться по домам.

Впрочем, никто и не противкаждый в своем королевстве чувствует себя королем, только при чем тут Пасха и церковь?! Вот и отец Александр решил задать через свое письменное заявление районному милицейскому начальству вопрос, почему милиция бездействовала и показала свою несостоятельность, когда нужно было наводить порядок? Ведь праздник, старики, дети...

В ответ на проповедь настоятеля о человеческом подходе, долге и ответственности милицейское начальство не смолчало – мол, мы аж пятые в крае по раскрываемости, а вы о нас так... Но то, что этот случай взят под особый контроль, будет проведена проверка и дан ответ, пообещали. Когда? Наверное, как только, так сразу.

Задать вопрос поострее настоятель счел нетактичным. А напрасно. Интересно, что бы ему ответили, если б он напрямую спросил: «А сколько бы дней господа милиционеры разбирались, если б какой-нибудь отморозок зашел в кабинет начальника милиции, стал плеваться и крыть его матом?» Впрочем, батюшка, даже отвечая на вопросы журналистов о «той» пасхальной ночи, все острые углы «срезал», как только мог: к различного рода инцидентам он уже почти привык. Мало того, церковь уже не единожды обворовывали – что ж, общество у нас пока такое, да лихие времена еще не прошли. Но данный случай потряс его до глубины души не самим фактом хулиганства:

«Да, я не могу давать оценку работе милиции и не могу ее делать, но я показываю факт и хочу, чтобы оценку своей работы в милиции сделали сами. Я написал заявление и попросил провести проверку на пригодность тех

-63-

людей, которые должны были обеспечивать порядок в церкви, а на самом деле просто стояли и бездействовали. Зачем нам такая милиция?»

В подробностях же обо всем журналистам рассказали сами прихожане, которых, как и отца Александра тоже интересует ответ на вопрос: «Почему народу не была оказана помощь? И что остается людям теперь думать о ванинской милиции, если прилюдно в поселке хулиганам можно безнаказанно вытворять все, что угодно?!»

Впрочем, я лично нисколько не сомневаюсь, что настоятелю и прихожанам ответ – о действиях или бездействии милиционеров во время несения дежурства у церкви - все-таки дадут. Поскольку отвечать в местном РОВД научились уже давно. Только не погонами и должностями, а на бумаге, которая, как известно, стерпит все.

Точка отсчета

На следующий день после случившегося поселок бурлил, обсуждая ночной инцидент...

А к недавно приступившему к своим обязанностям новому главе администрации района по случаю из ряда вон выходящего «события» были приглашены отец Александр, депутаты, начальники Ванинского РОВД и Ванинского ЛОВДТ, представители ФСБ...

И оттого, что они собрались вместе именно по такому случаю, отчетливо проступил круг всех нравственных проблем в районе. Ведь спустя годы наконец-то хоть кто-то решил честно посмотреть, а что же у нас на самом деле творится за искусственной ширмой благополучия?! И не была дана команда «не разглашать и не будоражить», а, наоборот, сочли необходимым довести до сведения всех СМИ реальный факт и событие.

Возможно, теперь у населения появится и вера в защиту справедливости? Трудно предположить. Еще труднее дать утвердительный ответ. Но должно быть ясно как местной власти, так и журналистам: о чем бы ни говорилось с высоких трибун или о чем бы ни писали, должна быть главная цель – человеческое содержание проблемы, ее нравственный эквивалент.

Кто подсчитает и можно ли подсчитать цену безверию, усталости и накопившейся обиды у людей за долгие годы? Да, в каждом из нас намешано разное, и каждый из нас со своими плюсами и минусами. Тем не менее вера в порядочность чиновников утрачена полностью. Но с человека в форме милиционера спрос особый.

-64-

Пока же спросить – словно попасть в замкнутый круг.

«Почему о случае в церкви нет никакой информации в сводке происшествий за неделю?» На этот вопрос в милиции толком мне ничего не смогли ответить и из районного штаба ОВД направили в уголовный розыск. Там очень удивились: «Почему к нам?» – и посоветовали обратиться к заместителю начальника милиции... Поняв, что ответа я так и не получу, задаю одному из начальников вопрос: почему же милиция все-таки не скрутила хулигана, терроризировавшего людей, и не доставила его в дежурную часть – в милиции все запуганы, или у вас процветает коррупция?

Тут ответ мне выдают моментально: «Да, что вы, никого мы не боимся и никакой коррупции у нас нет».

Как говорится, кто бы сомневался. Вот только непонятно, почему в Ванино вот уже несколько лет невозможно назвать хотя бы одно раскрытое преступление из разряда так называемых «громких дел». Почему местные предприниматели запуганы многочисленными (и, разумеется, так и оставшимися нераскрытыми) поджогами магазинов, рынков, парикмахерских, автомобилей, домов, баннеров? Это что, называется бизнес по-ванински, или передел собственности с помощью бандитов?

Почему в районе процветает угон и хищение иномарок, которые пострадавшим автовладельцам тут же, после угона, предлагают выкупить за большие деньги. И люди вынуждены влезать в кредиты, лишь бы вернуть автомобили. Что, в ванинской милиции не знают, кто в районе промышляет угонами? И почему воры для милиции неуловимы и народ идет к тем, кто его же обокрал – выкупать свое, кровное, трудом заработанное? Вот в этих случаях населению от мала до велика, наоборот, хорошо известны все местные «положенцы», кто кого крышует и кто за что отвечает. Доходит до курьезов: не найдя справедливости в милиции, из которой, похоже, уже давно ушли почти все настоящие аниськины, люди идут за помощью именно к ним, к «авторитетам». Поскольку веры в «погоны и мундиры» уже давно никакой. И назвать этих «почему?» еще можно немало. А ведь это мы уже проходили!

Что было 60 лет назад?

«Ванинская пересылка» и «Я помню тот Ванинский порт» – разве что совсем маленькие дети не знают в наших краях, о чем эти книги местных историков и краеведов. Написаны они по воспоминаниям заключенных и старожилов Ванино и Ванинского района. Что же касается блатного мира, то песня про Ванинский порт и о том, что от качки здесь

-65-

стонали зэки, многим из них почему-то кажется своей. Хотя...

«...новый воровской закон был объявлен в 1948 году на пересылке в бухте Ванино» – воспоминания политических, прошедших ванинскую пересылку по 58-й, приводит в своей книге «Я помню тот Ванинский порт» краевед Марина Кузьмина. По Ванино тогда гремел «беспредел». Вот что рассказывает о нравах, которые царили в Ванино Асир Сандлер: «Самым страшным для меня был случай в изоляторе ванинской пересылки... У воров «в законе» в профессиональном мире уголовников был свой «кодекс» поведения, кодекс воровской чести. Действовали неписаные законы, нарушение которых каралось. А потом появилась порожденная войной и голодом беспредельщина. Очень точный термин. Эта группа, ставшая довольно многочисленной, не признавала ничего и никого. Отнять хлеб? Запросто. Убить – запросто. Никаких ограничений. Полная вседозволенность до безграничности».

В карцере у политического Сандлера сокамерники по очереди забирали пайку хлеба. «Вы что же, нарушаете закон?» На этот вопрос он получил все объясняющий ответ: «Мы законов не имеем». Вскоре Асир Сандлер уже не вставал, потому что из еды ему доставалась только жидкая баланда. Спасло умирающего от голода то, что его поместили в больницу. Позднее в своих воспоминаниях он напишет: «…Самое страшное в том, что запомнилось навсегда, – бессилие перед смертельной беспредельной бессовестностью».

Это была жизнь, так сказать, по одну сторону колючей проволоки. В это же время по другую происходило следующее.

Все, о чем будет сказано далее, Марина Кузьмина нашла в государственных архивах, то есть документально подтверждено. Так вот, «растраты и хищения по п. Ванино за 1948 год составили 542 тысячи рублей (по тем временам огромные деньги). Здесь велась исключительно плохая финансово-хозяйственная деятельность. Почти все поступавшие в порт грузы не взвешивались. В 1948 году в Ванино было заслано и завезено огромное количество совершенно ненужных материалов и неходовых товаров. Вот только некоторые из них: …скульптур для украшений – 47 тонн, халатов среднеазиатских – 4500 штук, сумок базарных – 6550 штук, артиллерийской упряжи на сумму около полумиллиона рублей! По итогам комиссии МВД безответственное отношение работников Перевалбазы в бухте Ванино привело к громадным хищениям и недостачам».

Кроме того, парткомиссия при Политотделе Управления Перевалбазы Дальстроя МВД СССР в бухте Ванино рассматривала и дела тех, кто отвечал здесь за порядок. А дела эти были следующими: злоупотребление служебным

-66-

положением в корыстных целях, растраты, подлоги и хищения, морально-бытовое разложение. Вот выдержки из документов только о некоторых из них:

– сопровождающий заключенных получил на них продукты. Часть раздал заключенным, остальные реализовал на базаре.

– в поселке Ванино двое неизвестных избили и ограбили возвращавшегося с собрания сержанта Тенгелеева. Бандитов арестовали. Ими оказались надзиратель Ванинского ВСО и сержант...

– начальник инспекции ВПО взял 35 кубов леса, стекло, доски и рабочую силу. Все бесплатно.

– начальник лагпункта вывел заключенных на строительство своего дома.

– секретарь парторганизации уговорил шофера подвезти ему на квартиру 11 мешков сухофруктов.

– заведующий парткабинетом, принимая членские взносы, недосдал 1023 рубля, подделывал подписи коммунистов.

– начальник конвоя вел на лесобиржу 118 человек. Напился. Применил оружие по заключенному Чиркину. Тот умер от ранения.

– коллективная пьянка, пили на Пасху – религиозный праздник – руководители транзитного отделения Ванинского ИТЛ...

Это мизерная часть тех данных, что имеются в архивах (понятное дело, со всеми ФИО, но я не привожу их специально, поскольку в Ванино и в районе могут до сих проживать потомки данных «героев», так что же им-то теперь краснеть за своих пращуров). И все-таки, как пишет Марина Кузьмина, это были дела коммунистов и комсомольцев – авангарда того общества: «Из воспоминаний Ф.Ф. Кудрявцева, прошедшего три войны и после пяти ранений попавшего в лагеря: «…Мало бывало среди тех, кого называли хозяевами, порядочных людей… Чаще всего ими были развращенные безграничной властью над людьми и безнаказанностью пьяницы и развратники, не брезговавшие обворовывать заключенных. Многие из них пользовались бесплатным трудом, чтобы разводить для себя огороды, строить дома, обзаводиться мебелью…»

Заканчивались же «разборки» со стороны начальства к провинившимся чаще всего выговорами и предупреждениями, а вот с работы снимали их очень и очень редко – кадры (даже такие) берегли! И это, несмотря на то что страна тогда с великим трудом поднималась из разрухи после войны?!

Наложило ли и на Ванино отпечаток то далекое прошлое? И как мы живем сейчас? Об этом вы уже прочитали в самом начале. Но не могу не привести и еще одно высказывание Марины Кузьминой. А пишет она следующее:

-67-

«Сегодня мы ощущаем, что наша жизнь пропиталась духом воровской «малины». Лагерный жаргон вошел в нашу речь, лагерные песни звучат по телевидению, криминальный мир скрещивается с государственной властью, «воры в законе» и воры вне закона являются уважаемыми людьми. Как это вдруг случилось? Не вдруг. Когда страна десятилетиями, как нарывами, была покрыта лагерными зонами, надо было ожидать, что, в конце концов, эти нарывы лопнут, и лагерный гной будет заливать наши души. Можно ли было этого избежать? Я думаю, можно было, если бы… Но история не признает сослагательного наклонения».

Голубые купола малой родины

Ванинскую церквушку – от основания до маковок – строили всем поселком. И не только на пожертвования народа, но и руками местных мастеров, которые выкрасили ее купола в голубой цвет – цвет чистого, ясного и мирного неба над головой. Именно этого наши с вами земляки, по сути бессребреники, желали нам, своим потомкам, тем, кто будет жить на многострадальной ванинской земле после них.

Что же касается службы в милиции, то это не только звания, должности, оклады, бесплатный проезд в отпуск, вещевые и продуктовые пайки. За материальными ценностями не мешало бы вспоминать и о народе. И о долге перед ним. И о чести мундира тоже.

Газета «Моё побережье» (пос. Ванино, Хабаровский край),

30 апреля 2008 года

ВЫСТРЕЛ

Во время дискотеки в селе Уська-Орочская Ванинского района из охотничьего карабина был застрелен подросток. Местные жители уверены, что рано или поздно, но трагедия в селе должна была произойти. А виной тому, утверждают они, преступное равнодушие чиновников, погоня за прибылью работников культуры и безнаказанность бандитов.

Бумеранг молчания

В Ванинском РОВД об убийстве подростка местным СМИ почему-то решили не сообщать, а потому это ЧП в сводке за неделю не значилось. Воровство мобильников, хищения, угоны авто – это пожалуйста, и в большом

-68-

количестве. А вот убийство – нет. Словно ничего и не произошло?! Между тем метод замалчивания, давно практикующийся в РОВД, в данном случае чуть было не сыграл злую шутку с самими «молчунами»: о случившемся уже гудел весь район, ведь помимо отсутствия достоверной информации из официальных источников очередную волну возмущения среди населения вызвал и слух о том, что убийца подростка находится на свободе.

Как это ни поразительно, о происходящем не имела понятия и мама убитого мальчика. Хотя чему тут можно удивляться – до выяснения ли подробностей было матери, потерявшей единственного ребенка! Но на девятый день после гибели сына Наталья Владимировна Кретова все же решила обратиться к журналистам: «Помогите мне. Разве это справедливо, что убийцу моего мальчика отпустили под подписку о невыезде? А если он скроется?!» С обращением в СМИ и к местным депутатам выступили друзья, одноклассники и знакомые убитого Паши Кретова: «Почему так случилось, что убийца на свободе, а наш близкий человек, друг и товарищ в земле? Почему так произошло? Мы верим, что правосудие свершится...» Под обращением стоит 195 подписей.

Так почему же произошло убийство? И как оно произошло? Тайна следствия, как известно, бывает надолго покрыта мраком. И после встречи с мамой убитого мальчика я поехала в село, чтобы на месте, по мере возможности, попытаться разобраться в разыгравшейся трагедии.

Гости дикой деревни

Неподалеку от Дома культуры возле пешеходной дорожки букеты цветов – на этом месте убили Пашу. Сам Дом культуры закрыт, на всех дверях замки. Зато на месте глава сельской администрации Светлана Викторовна Юмашева. Она старается ввести меня в курс событий: «…произошло это не на дискотеке, уже дискотека закрылась. Народ просто продолжал еще находиться возле клуба. Село у нас более-менее спокойное, вот молодежь и гуляет после дискотеки. После того, что случилось, я, конечно, задала вопрос работникам клуба, почему никто не сообщил ни мне, ни кому-то еще, когда услышали первые выстрелы? Мы бы сразу поднялись. Как только привезли мальчика в больницу, мы все тут же собрались. Пришел и наш внештатный инспектор. Вместе с врачом больницы они собрали гильзы возле клуба… У нас до 16 лет запрещено ходить на дискотеку, если что, то ходят родители вместе с детьми. Вообще у нас дискотека до часу ночи, ну а проводят до двух часов ночи, потому что есть платная услуга по продлению дискотеки, кто-то платит за этот час, и все танцуют...»

-69-

Глава поселения ознакомила меня и с письменным объяснением одной из работниц клуба. А написано в нем было следующее: «28 июня в клубе проводилась дискотека. Во время проведения нарушений дисциплины со стороны посетителей не было. Около 12 часов ночи на дискотеку пришел Руслан М. со своими гостями – трое мужчин и две женщины. Во время дискотеки они вели себя прилично, со стороны организаторов дискотеки к ним претензий нет. Они сделали заказ на музыку и заплатили 500 рублей. Когда был объявлен последний танец, то во время звучания музыки с улицы раздались три выстрела. Я вышла на улицу посмотреть, что происходит, увидела мужчину с оружием и узнала в нем одного из гостей Руслана. Заходя в клуб я предупредила молодежь, чтобы были осторожны, так как на улице вооруженный мужчина. Дискотека в это время уже закончилась...»

«Я толком не могу сказать, что и как было. Потому что один говорит одно, другой – другое, но самое страшное, кто дал право расчехлять охотничье оружие?! – возмущается Светлана Викторовна. – Я у следователя спросила, почему эти люди приехали в село вооруженные, а он ответил, что они ему объяснили, мол «мы ехали в дикую деревню». Что значит «дикая деревня»? Ничего не могу понять?!»

К нашему разговору присоединяется главный врач сельской больницы Владимир Петрович Красиков: «Ночью, уже после убийства, возле клуба мы нашли две нестреляные и три стреляные гильзы, днем еще были найдены гильзы, и одну стрелявший забрал с собой. В общей сложности немало. Подростки мне рассказали, что, когда только раздались первые выстрелы «салюта», они сказали Руслану, чтобы он увел своего гостя или забрал у него оружие. А в итоге молодежи пришлось разбегаться – кто в клуб назад вернулся, кто за клуб побежал, кто за памятник спрятался...»

Светлана Викторовна Юмашева тут же припомнила случай, как-то произошедший в селе в одной из семей: «Один сосед зарезал другого. Тоже сдался сам. Но его тут же закрыли и не выпустили до самого суда. Поэтому вопрос почему стрелявшего из охотничьего карабина возле клуба выпустили под подписку о невыезде? Что, достаточно просто сказать, что это была самооборона?! А теперь, как я слышала, обвиняют и маму, что его отпустила, и самого убитого подростка, что он был здесь. Так это или не так, не знаю, но, выходит, мальчику приехать нельзя, а вооруженным по селу разъезжать можно. Люди в селе возмущены. В каждом доме, в каждом дворе все это обсуждается….»

Владимир Петрович Красиков: «Идет речь и об агрессивности наших подростков по отношению именно к этим приезжим. Да если бы это было так, то после случившегося они тут же начали бы разборки, но ведь этого не

-70-

произошло. То есть со стороны малолеток не было никакой агрессии. Если бы она была, то не смогли бы гости на 500 рублей заказывать целый час лезгинку и плясать под нее. Наша молодежь тоже к ним присоединилась и танцевала. И в клубе все было нормально, конфликта не было. А вот на территории возле клуба действительно прямо на капоте своей машины гости распивали спиртные напитки...»

Последний танец

Вернувшись из села в редакцию я еще долго анализировала записанные объяснения и рассказы. В их числе были и подробности от очевидцев убийства. Приведу только два, хотя их гораздо больше. «Я и двое моих друзей вышли из-за клуба и услышали хлопки, – рассказывает одна из девушек. – Мы сначала не поняли, что это выстрелы. Народ побежал кто куда. Все кричали. Мы услышали три выстрела. Потом подошли к тротуару, где стоял Паша с другом. И в этот момент услышали еще один выстрел. Паша упал. Я подбежала к Паше, он не шевелился. Проверила пульс, но пульса не было. Пашу положили в машину и увезли в больницу. Когда мы пришли в больницу, нам сказали, что он умер сразу…»

А вот что рассказывает еще один из очевидцев: «Я вышел из клуба, до конца дискотеки оставалось 3 минуты. Был последний танец. На улице было мало людей. Один парень пошел за клуб, тут к нему подошел Мага с карабином и сказал: «Парень, что, проблем хочешь?» Он ему ничего не ответил и пошел дальше. А Мага начал стрелять и кричать, где моя машина? После этого я ненадолго отвлекся, а потом смотрю, разнимают Пашу с Камилем. Они успокоились, вроде все было нормально. Дальше я стоял возле памятника, а Паша с Димой пошли на бетонный тротуар, остановились там и стали разговаривать с двумя парнями из приезжих. Тут я увидел, как от машины приезжих к ним идет Мага. В этот момент я отвернулся, так как у меня попросили сигарету. И тут раздался выстрел. Обернувшись, я увидел, что на том месте, где стоял Паша, кто-то лежит. Я сразу побежал туда, пытался что-то спрашивать, но Паша уже ничего не говорил. Я стал кричать, звать друзей. Они прибежали, мы положили Пашу в машину и повезли в больницу. А приезжие в это время быстро сели в свою машину и уехали...»

Из множества рассказов передо мной постепенно вырисовывалась картина произошедшего на небольшом пятачке возле Дома культуры. Непонятным оставалось одно. Дом культуры считается одним из лучших в Хабаровском крае и даже отмечен самим губернатором, говорят, скоро за хорошую работу получит грант. В газетах пишут, что на дискотеки в этот клуб ездит молодежь со всего района. Тогда почему здесь и пьянки, и стрельба, и

-71-

убийство? Может, это нелепая случайность?!

Но, отправляясь вновь в Уська-Орочскую, уже за ответом на этот вопрос, я даже и не предполагала, что широко разафишированное великолепие сельского ДК на самом деле окажется просто мифом, что молодежь в этот ДК съезжается вовсе не потому, что он самый лучший, и что утверждения главы о «тихом селе, в котором никогда ничего такого», мягко говоря, просто не соответствуют действительности.

Набат

На этот раз иду в школу – кому как не учителям знать, чем и как живет их село? И я не ошиблась. Как выяснилось, вот уже несколько лет работники школы-интерната совместно с коллективом местной больницы бьют в набат, но их никто даже не хочет слышать. Чего же они добиваются? В качестве примера приведу только некоторые из обращений (на самом деле у директора школы-интерната Нины Фоминичны Абрамовой таких документов уже скопилась целая папка)!

Вот с чем в 2005 году она обращается к главе Уська-Орочского сельского поселения С.В. Юмашевой:

«Администрация Уська-Орочской школы-интерната просит вас на ближайшем заседании Совета депутатов рассмотреть вопрос «О мерах по улучшению работы по предупреждению преступности, пьянства и наркомании среди несовершеннолетних». Нас тревожит бесконтрольное время препровождение подростков в ночное время, свободный допуск на ночные дискотеки малолетних (учащиеся 6, 7, 8-х классов), распитие спиртных напитков за столиками взрослыми в здании клуба во время дискотек в присутствии несовершеннолетних, продажа спиртных напитков подросткам. Эти факты вызывают нашу обоснованную тревогу и необходимость принятия срочных мер для наведения порядка»

В 2007 году под очередным письмом на имя главы поселения от коллектива Уська-Орочской школы-интерната стоит уже 37 подписей:

«…ситуация в нашем селе складывается критическая. Несовершеннолетние подростки бесконтрольно приобретают и распивают спиртные напитки в общественных местах, открытых рынках, в Доме культуры. Ситуация вышла из-под контроля с проведением досуга в Доме культуры села. Постановление главы администрации Ванинского района №133 от 18.03.1994 г. «О мерах по улучшению работы по предупреждению преступности, пьянства и наркомании среди несовершеннолетних» не выполняется. Дискотека проводится до двух часов ночи, нарушая покой жителей. На дискотеку в наше село приезжают молодые люди из Ванино, Токи, Заветы Ильича, Октябрьский, которые

-72-

в состоянии наркотического и алкогольного опьянения куражатся, дебоширят, дерутся, чувствуя свою безнаказанность, так как в селе созданы все условия для пьянства и беспредела, и нет участкового. В селе процветает «братва», которая представляет серьезную опасность для жизни и здоровья подростков, так как они вовлекают их в преступную деятельность. Нашему сельскому поселению необходим участковый инспектор. Просим срочно созвать сельский сход и принять меры в наведении порядка на территории поселения».

А с начала уже этого, 2008 года учителя и медики буквально закидали заявлениями и обращениями различные инстанции, но их по-прежнему так никто и не хотел слышать. Обращались же жители села уже не только к главе своего поселения, но и к прокурору района А.Ю. Пешкову, и к начальнику РОВД М.И. Белову, и к начальнику отдела культуры М.Г. Харитонову, и к заместителю главы района по социальным вопросам Л.В. Воробьевой!!!

«Мы, педагоги и работники школы-интерната, врачи, медсестры и работники участковой больницы просим рассмотреть и разобраться в ситуации, которая сложилась в нашем селе. Случайность это или закономерность?..» Далее приводят и цитаты из хвалебной статьи в районной газете о работе клуба, и свое мнение по этому поводу: «... у нас, проживающих в селе всю жизнь, эти слова вызвали разные эмоции: у кого недоумение, у кого негодование, у кого просто смех...» «Сколько работников состоит в штате клуба? Какова их квалификация? Как аттестуются работники клуба? Проходят ли они переподготовку, курсы повышения квалификации? Сколько кружков работает на базе клуба?» – спрашивают жители села.

Поразительно, население бьет тревогу, а в это время рапорты об успехах Дома культуры в Уська-Орочской из отдела культуры района уходят в край. В итоге клуб занимает призовое место. Знают ли в крае об обращениях сельчан, их мнение о работе местного клуба? Вряд ли, ведь чиновники (инстанция за инстанцией), чтобы показать свою красивую работу, и отчитываются красиво.

«Главная обязанность директора клуба – нести ответственность перед государством за качество предоставляемых населению культурно-просветительских услуг. Неквалифицированные специалисты – некультурное население. Значит, необходимо искать нужных специалистов и при этом очень этого хотеть. Мы не видели объявлений о вакансиях ни в клубе, ни в газетах, ни в селе…»

Наряду с очень многими другими весьма важными вопросами (копии данных обращений и заявлений редакция передаст для проверки в соответствующие незаинтересованные инстанции), поднимается вопрос и о платных

-73-

дополнительных услугах. Вот что пишут жители села: «…на дискотеках сдаются в аренду столы пришедшим повеселиться. Традиционно на столах разрешены все виды спиртного, создаются условия для распития спиртных напитков в общественных местах, ведущие к спаиванию молодежи и подростков. Нарушается закон. Неужели глава поселения и директор ДК не знают этого закона? Почему после неоднократных обращений по поводу столов их продолжали сдавать в аренду? Кто несет ответственность за это перед законом? Почему несовершеннолетние дети находятся в клубе до двух часов ночи? Еще 1 октября 2007 года на собрании трудового коллектива школы-интерната глава администрации Юмашева С.В. заверила, что распоряжение о нахождении детей в рабочие, выходные и каникулярные дни на дискотеках в клубе и в вечернее время будет издано в ближайшее время. В заявлении от 29 ноября 2007 года об этом мы напомнили главе села, но до сих пор этого распоряжения мы не видели (замечу – это пишут уже в мае 2008 года!). Каждую неделю село отражает атаки молодежи со всего района: в Орочах – дискотека! Сей факт – предмет гордости ДК («Наш клуб – лучший в районе»), а для жителей села – сплошная мука и испытание. Почему? Потому что в РДК п. Ванино танцы до 23.00, а у нас до двух ночи. Нигде не разрешают сидеть за столиками и пить, а у нас можно. Молодежь, приезжая, ведет себя разгульно, свободно, нарушая покой жителей села: драки, шум, гам, авторалли с громкой музыкой. Врачей участковой больницы, по их признанию, вызывают для оказания первой медицинской помощи молодым людям и подросткам, травмированным, находящимся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, чаще всего в дни проведения дискотек. И всю эту картину мы наблюдаем из года в год, терпим, надеемся на благоразумие сельской администрации, правоохранительных органов, директора ДК...»

Замечу – под этим заявлением уже 60 подписей! И отправлено оно было всем перечисленным выше чиновникам... 6 июня 2008 года.

До рокового выстрела оставалось всего ничего. Но и до этого в селе, о котором глава сельской администрации говорит, что у них «все тихо», происходит еще несколько ЧП. Да еще каких!

Директору венок, а дело в архив

Цитирую из коллективного заявления от 29 мая 2008 года: «В ночь с 24 на 25 мая в 1 ч.15 мин. ночи после окончания дискотеки разъяренные неизвестные лица забросали камнями окна квартиры директора школы-интерната

-74-

Нины Фоминичны Абрамовой. Толчком этому послужило следующее: в клубе убрали столы и сократили время работы дискотеки. На вопросы молодежи и школьников в клубе им ответили: «Благодарите за это школу и ее директора». Считаем это подстрекательством, настраиванием молодежи против требований Закона, выполнения которого добивается школа. Школа-интернат – учреждение общественного воспитания, работать в которой труднее и сложнее, чем в общеобразовательной школе. Наши воспитанники – дети-сироты и социальные сироты очень подвержены влиянию криминальной молодежи, которая регулярно приезжает в наше село повеселиться. Отсюда рост правонарушений среди воспитанников-сирот. Было написано множество заявлений по этому поводу в правоохранительные органы и нашему главе. Сегодня в Доме культуры властвует его величество Рубль, все пользующиеся спросом услуги (дискотека, бильярд, теннис) – платные.

Еще раз убеждаемся, что случайность – это частный случай закономерности. Мы не раз «били в колокола», в разные органы власти по поводу ситуации в селе!»

А вот что происходит в селе спустя несколько дней. Директор школы-интерната уже вынуждена обратиться к прокурору Ванинского района со следующим заявлением: «На имя начальника Ванинского РОВД М.И. Белова от меня поступило два заявления, но до сих пор на эти заявления РОВД не отреагировало. Тем временем в ночь на 1 июня 2008 г. в 12.30 ночи я услышала в подъезде какие-то крики, которые быстро прекратились. Второго июня соседи рассказали мне, что, выйдя 1 июня из квартиры в 5 часов утра, они увидели на пороге моей квартиры траурный венок. Они отнесли его к гаражам, а мне об этом не сказали, так как не хотели расстраивать. Меня тревожит обстановка в поселке, отсутствие реакции на мои заявления, потому что это способствует правонарушениям и провоцирует молодежь на преступные действия».

Прокуратура, получив заявление от 5 июня, уже 6 июня направила его для проведения проверки в Ванинский РОВД, а уже 10 июня директор школы получила весьма лаконичный ответ от полковника Белова: «Сообщаем вам, что по вашему заявлению проведена проверка. В вашем сообщении усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 ч. 1 КоАП РФ. В связи с тем, что лица, совершившие данное правонарушение не установлены и истекли сроки привлечения к административной ответственности, материал для проверки списан в номенклатурное дело ОВД». Вот так-то.

-75-

Между тем село продолжало жить в прежнем «режиме». Об этом красноречиво говорит коллективное письмо от 4 июня 2008 года. Написано оно на имя начальника Ванинского РОВД М.И. Белова, начальника отдела культуры М.С. Харитонова, главе администрации поселения С.В. Юмашевой: «Мы, жители села Уська-Орочская, проживающие по улице Киевская (а эта улица возле ДК), требуем наведения порядка в нашем селе. Ситуация складывается таким образом, что в клубе проводятся дискотеки до двух часов ночи. Разгоряченная спиртным и наркотиками молодежь становится неуправляемой и весьма опасной. Пока все разъедутся и до отправления поезда в 3 ч. 40 мин. в селе происходят беспорядки, драки, на всю улицу несется шум, крики, нецензурная брань. Вдобавок к этому начинаются автомобильные ночные гонки. Из автомашин несется громкая музыка. До каких пор будет продолжаться это безобразие и издевательство над жителями села, тем более что на нашей улице проживают в основном пенсионеры и люди престарелого возраста. Если не будут приняты соответствующие меры, мы будем вынуждены обратиться с жалобой к главе района Н.С. Ожаровскому и губернатору края В.И. Ишаеву».

Под этим письмом 25 подписей.

После этого, точнее, 5 июня, в администрации сельского поселения собирают совещание при главе администрации. В числе рассматриваемых вопросов и волнующий – «организация досуговой занятости на селе». Вероятно, много надежд возлагали сельчане на это совещание, но их надежды не оправдались. Вот о чем говорит выписка из протокола данного совещания. Председательствовала на нем сама глава поселения, присутствовали (согласно протоколу) и директор ДК, и участковый инспектор. А решение было вынесено такое: по-прежнему проводить дискотеки до двух часов ночи! Кроме того, решили проконтролировать ночные магазины по продаже спиртных напитков после 23.00 и выйти с письмом на начальника Ванинского РОВД о командировании на выходные дни участкового инспектора. Но, как говорится, решить-то решили. А вот успели выполнить или нет? Что касается дискотеки до двух ночи – безусловно! Ночью 29 июня после дискотеки возле клуба и произойдет трагедия... но, как тоже уже хорошо известно, участкового инспектора на дискотеке не было. Потому-то беспрепятственно возле клуба гости давали салют из охотничьего карабина, а потом убили человека.

И это не было громом среди ясного неба, ведь ему способствовало многое, в том числе июньское решение совещания при главе поселения по-прежнему проводить дискотеки до двух часов ночи!

-76-

Участок

Сегодня в селе часто вспоминают бывшего участкового Виктора Федоровича Чумаченко – его крутого нрава хулиганы побаивались, и если он строго с кем обращался, то никто не жаловался, потому что знали: если участковый сказал, так и будет. Никто не хотел и позориться: участковый мог не только сделать замечание на дискотеке, но и за шиворот вывести. Но было это лет пять назад, с тех пор многое в селе изменилось, и в первую очередь потому, что постоянного участкового здесь просто не стало.

На следующий день после убийства Паши Кретова в поселок приехали две ванинские машины, битком набитые молодыми людьми – их было человек одиннадцать, они были с битами, взяли камни, палки и пошли к дому, где живут люди, к которым приезжал тот самый гость из Ванино, совершивший убийство. Сейчас от подобострастных сторонников можно услышать хвалебное, что, мол, как же после убийства подростка заместителю главы по социальным вопросам Л.В. Воробьевой и чиновникам отдела молодежи пришлось нелегко, отвечая на звонки возмущающихся жителей. Что ж, подобная кабинетная работа с телефонной трубкой в руках за многотысячную зарплату, может, кому-то и кажется каторжной, но после того, как годами эти же чиновники не замечали надвигающейся грозы, теперь они и впрямь бедолаги. А вот где в эти дни действительно было нелегко, так это в селе.

...На следующий день после убийства, увидев в окно подъехавшие автомобили и молодежь на крыльце дома, к ним тут же вышел Владимир Петрович Красиков. Вот что рассказывает сам Владимир Петрович, вспоминая тот тяжелый день: «Многие из них меня знают, потому что и в село приезжают, и мой сын примерно такого же возраста. Я попросил всех сойти с крыльца и сказал, что они могут на меня обижаться, но с этими соседями я живу в подъезде более 20 лет и я буду на их стороне. Люди не виноваты, что так произошло и не должны отвечать за своего гостя. Предложил, чтобы только один из них зашел и поговорил, выяснил, как и что было. Ведь наслушаться всякого недолго, да еще и под впечатлением произошедшего так подогреть себя, что можно и все Орочи разгромить. Пока один из них разговаривал, я объяснял другим ребятам, что да, вы сейчас можете и окна перебить, и кого-то избить, но не забывайте, что люди будут защищаться. И что тогда будет? Кого-то из вас или покалечат, или даже убьют, все может произойти... Кому же нужно такое наведение порядка?»

Закончилось все тем, что парни поняли, – не было погромов, не было выяснения отношений – забрали из больницы своего убитого друга, подъехали еще раз к клубу, постояли возле того места, где произошло убийство,

-77-

оставили цветы. Была у них с собой и бутылка водки, но никто не стал пить – поставили тут же.

Всему этому свидетель мама убитого мальчика – Наталья Владимировна Кретова. Именно эти ребята привезли ее из Ванино в Уська-Орочскую, с ними она увозила из села и своего бездыханного сына.

Омут

«Меня удивляет, почему, зная о происходящем, все молчали? Ведь шло многолетнее растление несовершеннолетних? – говорит Нина Фоминична Абрамова. – То, что убили здесь подростка, это далеко не случайность, как это пытаются представить. С 2005 года мы пишем, но нас никто не слышит. Посмотрите, у меня уже скопилась целая папка документов. А в ответ? Заместитель главы по социальным вопросам Воробьева молчит. Все молчат. И ведь, в самом деле, мер-то действенных на все наши обращения принято не было. Незадолго до убийства подростка у меня состоялся разговор с главой сельской администрации, где я в очередной раз обратила внимание на происходящее. И при этом сказала, что пойду до конца, и уже не буду писать вам и начальнику РОВД, к которому обращалась только потому, чтобы он прислал в село бригаду, которая убедилась бы, что здесь творится по ночам, когда проходят дискотеки. Я, беседуя с главой и с директором ДК, сказала им, что это не только лично мое мнение – посмотрите, сколько под заявлениями подписей. Я просто от имени людей озвучиваю проблемы. А чтобы озвучить все это, это значит, сразу же кучу врагов заиметь. Это опять же Воробьева и работники отдела культуры, которые вместо того, чтобы принимать меры, просто думают, что мы кому-то хотим «кровь пососать». Напрасно они так думают. Мы-то с детьми напрямую связаны, мы отвечаем за качество образования, несем ответственность. А вот такая политика в районе – «все тихо, тихо, тихо» – да не тихо и не все благополучно, как это пытаются представить. А платные услуги вообще стали той «медвежьей услугой», когда в погоне за прибылью оказалось плевать на родителей, плевать на педагогов. Нас никто не хотел слышать, пока не произошло убийство. Но и сейчас все хотят свернуть на случайность, а это не случайность, это настоящее детоубийство. Я не знала Пашу, но у меня перед этим ребенком такое чувство вины, что я не успела всего этого беспорядка остановить. А с другой стороны, столько лет от нас, от жителей села, шли в разные инстанции такие мощные письма-предупреждения об элементарных нарушениях закона, на которые просто никто не реагировал…»

-78-

Хотя не совсем права Нина Фоминична, реакция все-таки была. Чтобы нагнать страху на строптивого директора районные чиновники, как никогда, обрушили на нее проверку за проверкой, которые превратились в скрытый террор. «А что нас пугать проверками, – говорит директор. – Я здесь работаю уже 25 лет, из них 15 лет директором, и знаю, что школа старая, что и крышу надо ремонтировать, и много чего еле держится из-за ветхости, но ведь денег не дают. Так что, проверяй не проверяй, не напугаете».

Ужасающих фактов немало

«Память живущих – единственная награда для погибших...» Так про памятник в Уська-Орочской красиво написано в официальных данных о селе. На что главный врач больницы Владимир Петрович Красиков тоже имеет свое мнение: «Самый первый «звоночек» в селе раздался с появлением столиков и выпивки в клубе. Потом избиение учителя. Что тогда можно спрашивать с малолеток? И других ужасающих фактов в нашей деревне можно найти немало: и торговля коноплей, и торговля «паленкой» на дому... Но я хочу остановиться на одном из них – стрельбе по памятнику воинам-землякам. После 9 Мая пьяный житель села стрелял по памятнику. Об этом поставили в известность главу сельской администрации, но никто не предпринял никаких мер. Теперь по селу «гуляет» обрез, да ведь и памятник – лицо поселка, все там собираемся. Выходит, вот такое отношение у нас к памяти. Что касается дискотек, то приезжают в село из поселков по 20–25 человек. Машина на машине. Едут и на поезде. Регулярно, когда дискотеки, приходится оказывать помощь пострадавшим в драках. И когда начинаешь выяснять суть конфликтов, они такие пустяковые – кто-то кого-то толкнул, что-то сказал, ну а поскольку пьяные и обкуренные, то начинается выяснение отношений. А убийство подростка! Почему-то никто не позвонил, не поднял шум, когда возле Дома культуры началась стрельба – пока еще только в воздух. И до смертельного выстрела еще было минут 30–40. Позвонили, когда подростка уже убили…»

Преступные традиции

А после убийства начались разборки в том плане, что, мол, выстрел-то прогремел не на дискотеке, и не в Доме культуры, и даже не на его территории, так при чем тогда мы? Начали считать, сколько же метров составляет эта территория? Лишь бы не оказаться крайними. А ведь от места, где убили Пашу, всего несколько шагов до бетонки, на которой стоял джип с оружием, а от джипа до ДК еще ближе – он стоял почти у самого крыльца клуба. Здесь-то

-79-

беспрепятственно и салютовали из карабина прибывшие в «дикую деревню» гости из Ванино...

Спрашивается, до каких пор все это будет продолжаться? Не пора ли жестко поставить вопрос о соответствии занимаемой должности ряда чиновников и заместителя главы по социальным вопросам Л.В. Воробьевой? Ведь за 18 лет на такой должности можно в сфере навести не просто порядок, а идеальный порядок!

Кроме того, необходимо направить в генеральную прокуратуру все обращения жителей села для проверки и ответа на вопрос, почему своевременно не были приняты соответствующие меры со стороны прокуратуры и РОВД.

Да, можно после убийства сидеть на телефоне и «сглаживать» ситуацию. Этому научились, лишь бы, не дай бог, не коснулось то или иное ЧП самого святого – должностей...

Между тем уже в самом Ванино вовсю процветают и другого рода «культурные инновации» – на уже не первый год закрепленных за ними местах расположены летние пивнушки и рядом с ними детские батуты! Эту «традицию» ввели в райцентре несколько лет назад. Видимо, с точки зрения дающих разрешение и спокойно взирающих на такие нововведения чиновников, подобный опыт очень хорошо помогает в деле воспитания подрастающего поколения. В селе Уська-Орочская тоже хотели неподалеку от ДК поставить такую палатку с батутом, но после убийства подростка «пивную» идею в жизнь решили не воплощать, а дискотеку наконец-то сделали до 23.00. «Почему вдруг?» – спросила я главу поселения. «Согласно закону...» – услышала в ответ.

Суд должен быть открытым!

С убийцей и со следователем я не встречалась. Каждый из них уже сделал свое дело. Один убил безоружного человека, и теперь у него есть очень грамотный (самый сильный в Ванинском районе) адвокат, который помогает ему. Другой занимается расследованием этого убийства, и у него тоже есть еще более сильный помощник – закон. Главное, дай Бог им обоим сил – и совершившему убийство, и следователю – выдержать это испытание достойно. Ведь порой и следователи умудряются трактовать закон по-разному, о чем не зря в народе говорят: «Закон, что дышло...»; а убийцы, не имея мужества признаться во всем честно, могут направить следствие по ложному пути.

Пашина мама – учитель. Она конечно же законопослушный человек. И она знала, с кем общается ее сын, была знакома с родителями тех подростков, к кому он ездил в гости, у кого ночевал. А самое главное, она уверена, что ее

-80-

сын никому не мог нести смертельную угрозу. Так что и обороняться от него не было необходимости, тем более с помощью оружия. «Помогите! Это крик души матери, которая потеряла единственного ребенка! – пишет Наталья Владимировна. – Как могло случиться, что я еще не привезла тело сына в Ванино, а через несколько часов после случившегося убийца уже был на свободе? Где правда и на чьей стороне закон? Я всегда верила, что добро побеждает зло. Наивная простота. И все же хочется надеяться, что правосудие победит, а убийца понесет заслуженное наказание. Ничем не унять боль матери. У меня словно вырвали часть сердца и внутри теперь пустота. Но я точно знаю, что мой сын никому не сделал зла. И стреляли ему в спину. Как же могла у взрослого зрелого мужчины подняться рука на безоружного мальчишку? Суд над убийцей должен быть открытым! Этого ждут все Пашины друзья, все наши родные и знакомые, все, кто не равнодушен к судьбе своих детей…»

...На День молодежи сверстники упорно отговаривали Пашу ехать в Орочи. Потому и получилось, что все ванинские друзья остались в Ванино, а он уехал один. Он любил это маленькое, уютное село, которое кто-то, может, и считает «диким», а для него оно было приветливым, своим. Здесь у него тоже были друзья. И была отличная рыбалка, тем более что рыбачить по-настоящему Паша научился еще в детстве, от деда. Очень любил Паша бывать и на красивом сельском мосту, где бесстрашно прыгал с его головокружительной высоты в реку. Веселый. Отзывчивый. Приветливый. Так о нем отзываются и подростки, и взрослые – память об этом пареньке у всех осталась только добрая. К месту убийства Паши Кретова друзья приносят цветы. Кто-то принес большую мягкую игрушку. Ему было всего пятнадцать...

P.S. Был в моей жизни период, когда целый год довелось прожить в Дагестане – в крошечном, но восхитительно красивом горном крае. Населяет его небольшой по своей численности народ. Но разве по количеству населения измеряется его культура, его душа? Вот тогда-то там я впервые и услышала народную мудрость, которая помнится мне до сих пор. Мудрые горцы говорят: «Чтобы узнать настоящую цену человеку, надо спросить у семерых. 1. У радости. 2. У бутылки. 3. У сабли. 4. У беды. 5. У серебра. 6. У женщины. 7. У него самого».

Выходит, осталось спросить у него самого.

Газета «Моё побережье» (пос. Ванино, Хабаровский край),

28 июля 2008 года

-81-

◄◄ к содержанию ►►

Hosted by uCoz