Сложно
найти
общественную
природоохранную
организацию,
которая
никогда бы не
занималась
издательской
деятельностью.
Буклеты,
бюллетени,
газеты,
проспекты,
журналы – все
это прочно
вошло в
арсенал современного
природоохранника.
Некоторые
издания
достигли
довольно высокого
уровня, в их
редакциях
работают
высококлассные
специалисты.
Однако
основную массу
печатной
продукции
составляют
малобюджетные
издания,
изготавливаемые
в полукустарных
условиях на
стандартном
офисном компьютерном
оборудовании
и
тиражируемые
на ксероксе
или ризографе.
К этому
классу
печатной
продукции относятся
большинство
произведений
молодежных
природоохранных
организаций.
Как же
можно
повысить
качество и
уровень общественных
изданий? Этим
вопросом
задается
всякий
издатель.
Постараемся
ответить,
используя
как
собственный
опыт, так и существующие
наработки в
области
редакционно-издательского
дела.
Хороший
дизайн
газеты,
бюллетеня
или буклета
привлечет
читателя и
передаст
информацию
наиболее
эффективно,
именно
поэтому
дизайн
печатной
продукции следует
рассматривать
как один из
инструментов
природоохранной
работы, а не
только как
средство
украшения.
Специалисты
говорят, что
дизайн – это
процесс, а не
продукт, и он
должен быть
незаметным. А
еще, что
дизайн – не
искусство, а
часть
технологии.
Шрифты
Основным
элементом
дизайна
является шрифт.
Выберите
один шрифт
для вашего
основного
текста. Не
стоит
увлекаться
разнообразием
шрифтов в
одном
издании, это
усложняет восприятие
материала.
Исследования
показывают,
что наиболее
легко глаз
человека
читает шрифт
с засечками,
а не рубленый
шрифт, не
имеющий
подобных
элементов.
-146-
Однако
наиболее
важным в
выборе
шрифта для
основного
текста
является
читабельность.
Если вы не
можете
достичь
приемлемого
качества
печати, то,
возможно,
использование
шрифта с
засечками
будет
неразумно.
Если краска
не ложится на
странице
ровным слоем,
то засечки
букв могут
быть не
видны. В
таком случае
более предпочтительно
использование
красивого рубленого
шрифта.
Определить
наиболее
подходящий
шрифт можно
путем
экспериментов.
Напечатайте
страницу
вашего
бюллетеня
различными
шрифтами и
покажите
коллегам,
знакомым. Возможно,
их замечания
помогут
определиться
с наиболее
подходящим
типом шрифта.
Поскольку,
как мы уже
говорили,
основной задачей
наших
изданий
является
донесение
экологически
значимой
информации
до читателя,
мы всегда
должны
думать об
удобстве
восприятия
текста. Если
текст
напечатан
слишком мелко,
это позволит
сэкономить
на
количестве страниц,
однако
затруднит
чтение.
Особенно
благодарны
за более
крупный
шрифт будут
вам пожилые
люди с
ослабленным
зрением,
являющиеся одной
из целевых
аудиторий
природоохранных
организаций.
Не
злоупотребляйте
жирным
шрифтом и
курсивом.
Конечно,
можно
выделять
отдельные слова
или цитаты,
но не целые
абзацы текста.
Интервал
Примерно
тот же
принцип, что
и при выборе
шрифта,
применим к
выбору
интервала
между строками.
Поэкспериментируйте
и выберите наиболее
приемлемый
интервал. Его
следует использовать
постоянно, не
поддаваясь
соблазну
увеличить
или
уменьшить, когда
статья
слишком
короткая или
слишком
длинная и не
помещается
на страницу.
Большинство
компьютерных
программ для
верстки
автоматически
подставляют
оптимальный
интервал
между
строками,
лучше не
менять его.
Заголовки
Стиль
заголовков
должен быть
прост: один
шрифт (в
крайнем
случае, два). В
вашем компьютере
имеются
десятки
разнообразных
шрифтов, и
вам хочется
использовать
побольше.
Но не
поддавайтесь
соблазну. Вы
можете разнообразить
внешний вид
заголовков
при одном
шрифте,
используя
различные
размеры, разные
стили
(светлый
шрифт,
курсив, узкий
шрифт или
шрифт
обычной
ширины) для
оформления названия
глав,
разделов и
подразделов
публикаций.
-147-
Отдельным
шрифтом
могут
выделяться
заголовки
новостей в
газетах – это
позволит привлечь
читателя
именно к
данному
разделу.
Как
показывают
исследования,
человек читает
и
воспринимает
слова,
напечатанные
только
заглавными
буквами,
намного
дольше, чем
слова,
состоящие из
больших и
строчных букв.
Колонки
Оптимальной
считается
ширина
колонки около
5
сантиметров.
Все, что набрано
уже этого,
трудно
читать. Если
по каким-либо
дизайнерским
задумкам вы
должны использовать
более узкие
колонки, то
не выравнивайте
строки по
правому краю.
Это позволит
избежать
написания
слов с
переносами и
ликвидирует
большие
промежутки
между словами.
Большие
промежутки
между
словами –
довольно
распространенная
ошибка в
изданиях общественных
организаций.
Решается она
просто –
достаточно
использовать
перенос слов,
что
позволяют
делать
практически
все современные
программы
для работы с
текстами или
макетами
публикаций.
Самую
широкую
колонку
следует
делать приблизительно
в 12
сантиметров.
Более
широкие колонки
трудно
читать, и
процесс
восприятия
будет
значительно
замедлен.
Читатель будет
вынужден
охватывать
отдельные
слова, а не
группы слов
одновременно.
Точно также
не стоит
делать
колонки
слишком
узкими.
Не
вставляйте
линейки,
разделяющие
колонки, за
исключением
тех моментов,
когда они нужны
для
разделения
материалов
на странице.
Линейки
между
колонками
загромождают
полосу,
достаточно
пустого
пространства
между
колонками
основного
текста.
Все
связанные
между собой
элементы на
странице
должны
отделяться
одинаковым
пространством,
равным
расстоянию
между колонками
основного
текста. Таким
пространством
следует
отделять
заголовок от
начала статьи,
заголовок от
фотографии,
подпись к ней
от самого
снимка, одну
фотографию
от другой, то
есть все относящиеся
друг к другу
элементы.
Расстояние,
отделяющее
все не
связанные между
собой
элементы,
должно быть в
два раза больше.
Это еще один
ориентир,
который вы даете
своим
читателям. Вы
четко и ясно
показываете,
какие
фотографии
сопровождают
статью и
какие
заголовки к
ней
относятся.
Строчки
текста
различных
колонок на
странице
должны быть
расположены
на одном и том
же
горизонтальном
уровне. Низ
всех колонок
должен быть
выровнен по
одной линии.
-148-
Использование
фотографий
может
улучшить или
ухудшить
оформление
вашего
издания. Иллюстрации
– важная
часть любой
информационной
работы, 80%
информации
человек
воспринимает
через зрение.
При этом
основную
эмоциональную
нагрузку
обычно несут
именно
иллюстрации.
Поэтому, если
вы
отправляетесь
на выезд, на
акцию или
просто
хотите
рассказать о
природе – не
забудьте
фотоаппарат,
даже если это
простая
«мыльница».
Кстати, на
акциях при
различных
конфликтах с
милицией или
охраной
предприятий-загрязнителей
у «мыльницы»
больше
шансов
уцелеть и
сохранить пленку.
«Горячие»
фотографии
Обычно
фотографии с
акций имеют
именно новостную
ценность, и
поэтому
важно, чтобы
они
появлялись
практически
одновременно
с текстом.
Бессмысленно
публиковать
текст, а
через месяц,
когда «дощелкаете»
пленку –
фотографии.
Либо
вставляйте
пленку по 12
кадров, либо
снимайте все
24 или 36 кадров –
будет больше
выбор.
Обычно
интересно
действие, то,
что делают люди,
а не просто
парадные
групповые
портреты. При
этом лучше
снимать
людей
поближе,
чтобы они не
выглядели
муравьями на
фоне великолепия
чего-либо.
Другое дело,
если вы
хотите
показать
величие
какого-либо
объекта, например, дерева –
тогда
человек
служит для масштаба
и оживления.
-149-
Только
качественные
фотографии
В
оформлении
публикаций
(будь то
буклет или
бюллетень)
используйте
только
качественные
фотографии.
Это звучит
вроде бы
банально,
однако
крайне часто
приходится
встречать
что-то
нерезкое или
туманное.
Если
вы печатаете
бюллетени
или листовки на
ксероксе или ризографе
– не
используйте
фотографии,
приемлемого качества
не достичь.
Гораздо
лучше будут смотреться
рисунки или
схемы.
Не
всегда
общественные
организации
имеют
возможность
оплачивать
качественную
печать
фотоизображений.
Именно
поэтому мы
рекомендуем
вместо
фотографий
использовать
графические
изображения
– рисунки,
карикатуры.
Если
же без
фотографий
никак нельзя
обойтись,
постарайтесь
выбрать
наиболее
четкие,
контрастные
снимки,
которые не в
состоянии
испортить
никакая
типография
или ризограф.
Фотографии,
изображающие
действие,
всегда
предпочтительнее
статичных
снимков. Часто
встречающиеся
снимки
участников
каких-либо
акций,
позирующих
перед
камерой во время
перерыва или
по окончании
мероприятия, не
так
интересны,
как,
собственно,
момент акции.
Следует
специально
озаботиться
получением
именно таких
снимков.
«Направление»
фотографии
В
большинстве
случаев лица
на
фотографиях
направлены
направо или
налево.
Размещайте
фотографии
так, чтобы
все они «смотрели»
на страницу,
а не с нее. Они
также должны
быть
направлены
на статью,
которую сопровождают.
Если вы
группируете
фотографии
для
фотоочерка,
то они должны
быть направлены
друг на
друга, а не в
противоположные
стороны.
-150-
О
создании
собственного
стиля в
оформлении
мы уже
писали, когда
рассказывали
о подготовке интернет-страниц.
Постарайтесь
не
использовать
картинки из
стандартных
подборок,
поставляемых
с компьютерными
программами
или распространяемыми
на
компакт-дисках.
Как правило,
в них нет
ничего
такого, что
нельзя было
бы сделать
самостоятельно
любой из общественных
организаций.
Присутствие
оригинального
стиля не
вредило еще
никому.
Узнаваемый
стиль –
визитная
карточка организации,
еще одни плюс
к ее
репутации.
Выбрав
дизайн для
издания,
используйте
его
постоянно, во
всех
выпусках
газеты или бюллетеня.
Часто в
организациях
меняются люди,
ответственные
за выпуск
периодики, и
каждый вновь
пришедший
начинает
придумывать
свой стиль
издания.
Этого, по
возможности,
нужно
избегать,
зафиксировав
во
внутренних документах
организации
или редакции
все параметры
оформления
издания.
Просто при появлении
нового
сотрудника
вручайте ему для
ознакомления
руководство
по дизайну
издания.
-151-