ЖУРНАЛИСТЫ И НПО: ТОНКОСТИ ОТНОШЕНИЙ

Возможные точки сближения

Как уже упоминалось, СМИ являются одним из тех каналов, по которым мы можем донести нужную информацию до широкой общественности. Однако мы уделяем работе с журналистами столь большое внимание не только поэтому. Дело в том, что принцип подготовки информации для журналистов и для общей аудитории, не слишком знакомой с вашей работой, примерно один и тот же. И задачи похожие – привлечь внимание, заинтересовать, вовлечь тем или иным образом в то, что вы делаете (или убедить не делать что-то – не покупать первоцветы, например). Сообщение для такой аудитории, его построение, слова, которые вы используете, примерно одни и те же – пишете ли вы для газеты, делаете ли статью для интернет-сайта или рассказ о дружине в университете. Главное – суметь изложить основную мысль четко и связано, понятным для всех языком.

В этом смысле, журналист является идеальной моделью – обычно он не слишком знаком с темой (мы не имеем ввиду «зеленых» журналистов – наших добрых друзей), обладает профессиональным скепсисом и очень занят. Если вам удастся заинтересовать и привлечь на свою сторону журналиста, то, скорее всего, вам удастся добиться этого и с другой аудиторией.

СМИ – специфическая часть аудитории с особыми свойствами, важнейшее из которых состоит в том, что они являются промежуточным информационным звеном, распространяющим информацию почти на все иные целевые аудитории. Именно поэтому значительная часть информационной работы организации ведется через СМИ. В связи с

-38-

этим чрезвычайно важно создание положительного образа организации у представителей СМИ, что практически решает проблему выхода на большую аудиторию через информационные каналы СМИ.

Возможные точки сближения

Функции НПО отчасти схожи с функциями СМИ: быть в оппозиции, контролировать и корректировать деятельность власти и бизнеса. Когда речь идет о принципиальных вопросах, таких как развитие ядерного комплекса, то сиюминутные политические выгоды или сильное промышленное лобби вынуждают властные органы приносить в жертву интересы общественности. Только широкая общественная поддержка, инициированная НПО при помощи СМИ, может вынудить власти изменить свое решение.

В нашей стране экологически значимые решения всегда принимались авторитарно как стратегически важные и имеющие оборонное значение. Поэтому люди всегда имели минимум информации о состоянии окружающей среды и поэтому очень ей интересовались. После серии экологических катастроф, из которых наиболее известна Чернобыльская, когда власть скрывала истину, люди перестали доверять официальным источникам. Информация общественных организаций вызывала больше доверия. Во время перестройки казалось, что удастся изменить очень многое, но последовавшее затем разочарование снизило общую активность людей.

Сотрудничество СМИ с экологическими организациями имеет широкие перспективы: оставаясь независимыми, журналисты получают доступ к альтернативной информации и возможность дополнительного воздействия на общественное мнение. НПО же получает выход на широкую аудиторию.

Какие сложности обычно возникают в установлении взаимоотношений со СМИ?

Активисты общественных организаций часто озабочены только предметом своих интересов, у них свое понимание того, как эта тема должна звучать. Они совершенно не принимают в расчет то, что СМИ существуют по вполне определенным законам информационного рынка. То, что является образом жизни и, может быть, главной целью для какой-то группы людей, совсем не обязательно должно интересовать других.

-39-

Из-за этого возникают различные недоразумения. Очень часто на семинарах, да и просто в разговорах приходится слышать фразу «журналист должен» (должен внимательно слушать вас, разбираться в теме, точно передавать вашу мысль и т.д.). Однако на самом деле журналист никому ничего не должен, как, впрочем, и мы с вами. Он просто делает свою работу, при этом как-раз-таки подходя к нашей с вами работе с точки зрения обывателя – важно ему это или не важно, интересно или нет.

Практикум

Переделайте для журналистов этот текст

«Большинство популяций крупных китов в дальневосточных морях России все еще находится в глубокой депрессии в результате крупномасштабного китобойного промысла, длившегося более 100 лет. Современная их численность не превышает, как правило, нескольких сот голов. Что особенно тревожно, темпы восстановления почти всех этих популяций пока очень низки. Однако недавно возникли новые серьезные антропогенные угрозы некоторым из наиболее угрожаемых популяций китов, а именно – западной, или охотско-корейской, популяции серых китов. Эти угрозы связаны с началом интенсивной разработки нефтегазовых шельфовых месторождений и существующим проектом сооружения приливной электростанции в Охотском море, что создает реальную опасность деструкции главных и, очевидно, единственных в Охотском море летне-осенних нагульных местообитаний этих чрезвычайно малочисленных популяций, что, в свою очередь, грозит их окончательным вымиранием.

Начиная со второй половины 70-х годов XX века единичные серые киты начали вновь наблюдаться в Охотском море. Их главный и, вероятно, единственный нагульный ареал расположен вблизи северо-восточного побережья Сахалина, где практически вся охотско-корейская популяция держится постоянно в течение летне-осеннего сезона. Это, вероятно, связано с тем, что данный район характеризуется наиболее высокой биомассой бентоса в Охотском море (более 1 кг/кв. м) и серые киты, являющиеся типичными бентофагами, приходят сюда на нагул. Подавляющее большинство их концентрируется почти исключительно на шельфовом мелководье с глубинами до 20–25 м, обычно в пределах 5-километровой прибрежной зоны. Общая численность этой популяции оценивается в настоящее время не более чем в 100 голов. Темпы размножения животных в ней очень низки, детеныши наблюдаются здесь лишь единично, и это вызывает самые серьезные опасения за ее дальнейшую судьбу».

-40-

И даже если вы считаете, что спасать мир – это ваша ежедневная работа, подумайте – а так ли это понятно и видно со стороны. Может быть, если вы сумеете донести приключения в экспедиции, романтику похода, героику схваток с браконьерами до журналиста и его аудитории, то и отношение к вам и к ваше работе изменится. И в один прекрасный день вы поймете, что работать стало легче, потому что у вас появились сторонники, которые вас понимают.

Итак, что нужно рассказывать?

Больше позитивной информации о деятельности организации. Классическая формула PR: сделайте что-нибудь хорошее и расскажите об этом; при этом очень важен результат – не просто проведение субботника, а столько-то деревьев посажено, и столько-то мусора убрано. Пусть люди знают, что вы водите детей в походы, чтобы они познакомились с природой, а не просто работаете «в сфере экологического образования».

Информация по проблеме должна сопровождаться справками, комментариями, новыми фактами. Информационная работа не должна основываться только на рассказе о деятельности организации. Во-первых, не каждый день с ней происходят исторические события, а информационная работа должна вестись постоянно. Во-вторых, выдвижение каждый раз «себя, любимого» на первый план без веской причины будет восприниматься как попытка рекламы.

Например, одна из крупных НПО известна тем, что обычно в ее пресс-релизах сама новость занимает абзац (много два), а остальные несколько абзацев занимает рассказ, какая это замечательная организация. Представьте, как это воспринимают постоянные получатели такой информации.

В-третьих, разносторонняя информация по проблеме сделает работу организации более значимой в глазах людей. Организация должна стать важным источником информации по волнующей проблеме, консультантом, экспертом. Рассказывайте о том, что хотите сохранить – пусть люди увидят это вашими глазами и поймут вас.

Часто открытый протест против чего-либо легко привлекает внимание как СМИ, так и аудитории. Однако если протестовать по мелочам, то очень быстро можно прославиться тем, что вы не способны предложить что-либо

-41-

конструктивное. Тем не менее, в принципиальных вопросах оппозиция официальным решениям на базе аргументированной позиции может помочь привлечь внимание к себе. Подчеркиваем, даже протестуя, не забывайте хорошо аргументировать свою позицию, при этом также не забудьте об альтернативе.

Однако даже если есть ясность, что нужно рассказывать, все же остается вопрос – как?

Кроме того, что «журналист должен», часто приходится слышать жалобы на то, что полученную информацию журналист искажает, перевирает и так далее.

Допустим, у вас биологическое образование. Тогда прочтите вот этот отрывок.

«Отрицание относится к тому семантическому компоненту, который находится в коммуникативном фокусе и входит в рему предложения. Поэтому отрицание сказуемого или глагольного главного члена односоставного предложения (как правило, относящегося к реме) звучит совершенно естественно; ср.: Вася не приехал; мне не страшно, – тогда как отрицание подлежащего или детерминантов, которые обычно составляют тему предложения, его исходный пункт, требует явного указания на альтернативу; ср.: не Вася приехал (а Петя); не мне страшно (а тебе)» (Архив Петербургской русистики).

Сколько процентов из вышенаписанного вам понятно? А теперь попытайтесь изложить это общепонятным языком. Как вы думаете, сколько ошибок вы сделаете с точки зрения филолога? Примерно в таком же положении оказывается журналист, получая некоторые наши тексты.

-42-

◄◄ к содержанию ►►

Hosted by uCoz