ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В общественном мнении сложилось два крайних представления о PR: как некой эзотерической (тайной) игре, которую ведут «злые» PR-силы против тех, кто попадается на их пути, игре азартной, возможно даже небезопасной, но явно небезобидной, либо как опять же об игре, но бесполезной и пустой, как об очередном модном развлечении.

Примечательно, что и в том, и в другом случае ключевым является слово «игра». И надо признать, что PR действительно является игрой в самом серьезном смысле этого слова. Согласно мнению известного культуролога Й. Хейзинги, «игра» представляет «борьбу за что-то либо является состязанием в том, кто лучше что-то представит». Если подставить в это определение PR, то более точную характеристику PR трудно придумать. В отличие от тех традиционных определений, в которых акцент делается на информационном обмене и достижении взаимопонимания, «игровое» определение ярко высвечивает соревновательность как одну из ключевых характеристик PR. Достигаемый в этом соревновании результат и позволяет оценивать эффективность PR как с точки зрения его соответствия целям заказчика, так и с точки зрения оправданности затрат.

Как это ни парадоксально, но игровой подход ставит PR в достаточно жесткие прагматические рамки, прежде всего с точки зрения четкой постановки цели и оценки ресурсного обеспечения ее реальной достижимости. Без соблюдения этого условия оценка эффективности PR всегда будет колебаться от наивной веры в его всемогущество до категорического его отрицания. С другой стороны, через понятие игры высвечивается и то, что в PR важно – чтобы было не только «дешево и сердито», но еще и красиво. И если этого нет, то это – что угодно, но уже не PR.

Цель любого проекта, будь он коммерческий или политический, может быть достигнута разными способами. Поскольку эти цели реализуются в конкурентной соревновательной среде, то по отношению к соперникам возможны достаточно жесткие меры, если цель того заслуживает. Опыт многих информационных войн последнего времени, связанных как с бизнесом, так и с политикой, наглядно продемонстрировал такие возможности. Но являются ли подобные технологии пиаровскими? Только в той мере, в которой они обеспечивают «красивое» достижение цели.

Красоту игре придает наличие четкой системы правил. Эти правила являются своего рода ограничителями, необходимость которых с точки зрения интересов не только общественности, но и заказчика диктуется той силой, которой обладает информация. Без этих ограничителей говорить об эффективности PR бессмысленно – нож почти

-7-

всегда «эффективнее», чем кулак, тем более кулак в перчатке. Кулак, правда, иногда тоже побеждает – и если так, то это игра филигранная.

Итак, вопрос об эффективности PR звучит совсем по-разному, если мы признаем, что PR – это информационное соревнование в рамках определенных правил игры или нет. И только в первом случае он может стать предметом действительно серьезно профессионального обсуждения.

Каковы же условия успеха?

Прежде всего, побеждает не только самый сильный, но и самый ловкий. Имеющего численный перевес (превосходящие ресурсы) можно только переиграть. С этой точки зрения, интенсивность PR-кампании иногда менее значима, чем инициатива. Успех предвыборных кампаний, например, почти всегда критически зависит от способности вовремя захватить инициативу и ее удержать. Существует ряд критериев, позволяющих оценить, в чьих руках находится инициатива в данный момент – более оперативное реагирование на изменение ситуации, повторение соперниками реализованных ходов, спонтанное усиление поддержки в среде лидеров общественного мнения и т.п. Игра «на опережение» и технология «темной лошадки» – образцы игровых PR-технологий, связанных именно с управлением инициативой в условиях более слабого ресурса.

Стратегическое планирование PR-кампании на этом уровне требует некого целостного ее замысла – не только на уровне содержания (транслируемого имиджа), но и на уровне динамики. Тем самым в кампанию привносится живая интрига, делающая ее реально интересной.

В этом смысле, эффективная PR-кампания – это красивая сюжетная игра с захватывающей интригой, спланированная и реализованная в динамике. Подобный путь достижения результата значительно уместнее для зрелого рынка PR, чем «чудодейственные» PR-технологии или уличная информационная потасовка.

Мирослав Кошелюк,

Выдержки из статьи «Игровые технологии в PR»,

РАСО, 2000 г.

-8-

к содержанию ►►

Hosted by uCoz