ПРИЛОЖЕНИЕ

1. В Москве открыт памятник царю Александру Второму // РИА «Новости». 2005. 7 июня

2. Соколов С. Советует врач // Каргополье (Архангельская область). 2005. 22 февраля

3. Колесова Ирина. И ад следовал за ними // Афанасий-биржа. 2004. 23 декабря

4. Речкалов Вадим. Хачи в Париж! // Московский комсомолец. 2005. 7 ноября

5. Иноземцы заселили полстраны. На очереди Сибирь // Комсомольская правда. 2005. 8 ноября

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

Несколько статей, помещенных здесь, в той или иной степени иллюстрируют то, что было сказано в предыдущих главах.

Подборка материалов подготовлена экспертами Информационно-аналитического центра «Сова». Статьи предваряются несколькими абзацами, в которых объясняется, почему именно они приведены здесь как примеры «языка вражды». Мы также предлагаем ряд вопросов к каждой из них. Эти вопросы помогут понять механизм того, как информационное сообщение или яркий полемический материал превращаются в публикацию, нарушающую, по мнению экспертов центра «Сова», этические нормы, а иногда прямо вызывающие расистское насилие.

Мы сознательно не включили в эту выборку статьи, ставшие предметом судебных исков, так как в соответствии с современным российским законодательством воспроизводство такого текста является незаконным.

Все материалы взяты с вебсайта центра «Сова» http://www.sova-center.ru

Центр «Сова» ведет мониторинг языка вражды в более чем двадцати центральных российских СМИ. Центр отслеживает «наиболее ксенофобные или наиболее спорные в смысле наличия языка вражды публикации» в этих изданиях.

Цель мониторинга – «не только обратить внимание на случаи этнической и религиозной ксенофобии в центральной прессе, но и поднять спорные вопросы, которые возникают при прикосновении к теме "языка вражды"».

1. В Москве открыт памятник царю Александру Второму // РИА «Новости». 2005. 7 июня

7 июня 2005 года РИА «Новости» опубликовало сообщение об открытии в Москве памятника императору Александру Второму. При этом в тексте полностью воспроизводилась надпись, сделанная на постаменте памятника, и она, по недосмотру репортера, была воспроизведена неточно. Вместо «османского ига» репортер написал об «исламском иге», превратив императора в борца с мусульманами. Через некоторое время ошибка была исправлена.

-139-

Однако к этому времени заметку успели перепечатать не только многочисленные информационные Интернет-порталы, но и ряд российских газет.

Приводим фрагмент из перепечатки сообщения в газете «Газета» за тот же день.

В Москве у подножия храма Христа Спасителя торжественно открыт памятник царю Александру II.

Пятиметровый бронзовый монумент работы скульптора Александра Рукавишникова покоится на трехметровом мраморном постаменте, окруженный стилизованной колоннадой. Надпись на памятнике гласит: «Император Александр II отменил в 1861 году крепостное право в России, освободил миллионы крестьян от многовекового рабства, провел военную и судебную реформы, ввел систему местного самоуправления, городские думы и земские управы, завершил многолетнюю кавказскую войну, освободил славянские народы от исламского ига. Погиб 1 марта 1881 года в результате террористического акта».

Памятник торжественно открыли мэр Москвы Юрий Лужков, патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов.

«В нашей стране сегодня много возрождается из того, что было потеряно, что важно для памяти, истории и восприятия будущего», – сказал Лужков, выступая на церемонии.

Мэр подчеркнул, что Александр II участвовал в закладке храма Христа Спасителя в Москве и в его создании.

(...)

Вопросы:

1.      Что, по-вашему, стало причиной того, что ошибка была воспроизведена при перепечатке сообщения?

2.      Почему, как вы думаете, ошибся репортер–автор заметки? Что стало причиной такой ошибки?

3.      Бывали ли в вашей практике ошибки такого рода?

2. Соколов С. Советует врач // Каргополье (Архангельская область). 2005. 22 февраля

Эта публикация, на наш взгляд, интересна тем, что, написанная не профессиональным журналистом, а любителем, она в наиболее упрощенном виде воспроизводит типовую схему «антисектантских» статей, написанных на более высоком уровне.

-140-

В статье используется ряд негативных терминов и выражений, неприемлемых в среде специалистов-религиоведов, но прочно укоренившихся в массовом обиходе.

При помощи якобы статистических данных автор стремится создать впечатление о массовом «нашествии тоталитарных сект» на Архангельскую область. Однако в статье не учтено, что согласно закону новыми «религиозными объединениями» являются, например, и приходы Русской православной церкви. Они-то, по всей видимости, и составляли основную массу из названного в статье числа. Ведь невозможно поверить, что в одной области возникло 123 религиозных объединения, новых в смысле вероучения.

И наконец, статье придан антитеррористический пафос, выигрышный не только сам по себе, но и особенно актуальный в России в первые месяцы после Беслана. Для местного читателя «террористический эффект» был усилен еще и тем, что статья появилась на фоне только что завершенного следствия по делу о взрыве жилого дома.*

Осторожно: секты!

Социальные катаклизмы, приводящие к разрушению сложившихся устоев, темпы поточной массовой культуры, удвоение объема современной информации каждые 18 месяцев и вследствие этого нарастание некомпетентности населения приводят к образованию духовного вакуума.

Его быстро заполняют колдуны, различные предсказатели, экстрасенсы, религиозно-культовые организации, использующие веру для достижения целей, не имеющих ничего общего с духовностью: деньги, личные амбиции, политика.

Идет рост числа верующих, а вера, как известно, сильно цементирует структуру личности. Появились десятки деструктивных сект, во главе которых есть даже профессиональные психотерапевты. Например, за последние десять лет в Архангельской области возникло 123 новых религиозных объединения. До сих пор не запрещены «Свидетели Иеговы».

_________________________________

* В ночь на 16 марта 2004 года в одном из жилых домов Архангельска произошел взрыв бытового газа. В результате взрыва погибло 58 человек. Одной из версий произошедшего был теракт. Как установило следствие, взрыв произошел из-за того, что в подъезде дома местный житель, бывший работник «Горгаза», выкрутил газовый вентиль. Еще в двух домах, где также были сорваны вентили, утечку газа обнаружили и перекрыли.

Позже, на суде, обвиняемый пытался представить свои действия как террористические.

-141-

Цель деструктивных сект – контроль над сознанием человека, подавление способности к критическому мышлению, подавление воли и эмоций. Этот контроль в отличие от «промывания мозгов» происходит без насилия, корректно.

О вербовщике в секты обычно говорят: он самый дружественный человек, кого вы когда-либо встречали. И это всех должно насторожить.

Какие причины подталкивают людей к вступлению в секты? Внешние факторы: смерть близких, болезни, потеря работы и т.д. Внутренние: качества и черты личности – застенчивость, доверчивость, потребность в самоутверждении, разочарование в культурных ценностях. Вербовка идет, как правило, в период дезадаптации при каких-то кризисных ситуациях.

Все тоталитарные секты являются террористическими организациями, так как воздействуют на психику человека с целью уничтожения его индивидуальности и подчинения поведения, управления эмоциями и волей. Отличие от других террористических организаций – только по вектору вооруженной агрессии. Психический терроризм – самая массовая форма нелетального оружия. Будьте бдительны!

Вопросы:

1.      Выпишите слова, служащие автору для того, чтобы придать статье негативный оттенок, насытить ее отрицательными эмоциями.

2.      Как характеризует автор религиозные объединения? Какие термины более корректны? (см. главу 3.)

3.      Какие стереотипы утверждаются в данной статье? Найдите авторские обобщения, способствующие стереотипизации.

4.      Вызывает ли какие-либо ассоциации (и если да, то какие) специальность автора заметки? На укрепление каких, по вашему мнению, образов или стереотипов это рассчитано?

3. Колесова Ирина. И ад следовал за ними // Афанасий-биржа. 2004. 23 декабря

Статья является типичным примером антицыганского языка вражды.

-142-

Основной пафос публикации – представление всех цыган наркоторговцами, и, наоборот, представление проблемы распространения наркомании исключительно как результата деятельности цыган. Эффект для читателя регионального (тверского) издания усиливает то, что журналист «локализует» проблему, представляя ее местным злом, которое именно из данного города расползается по России.

Все ксенофобные конструкции – «заслуга» лишь автора статьи. Если внимательно проанализировать текст, можно увидеть, что все комментарии представителей правоохранительных органов, усиливающие своим наличием в тексте достоверность изложения, исключительно корректны.

И еще два нюанса, направленных на усиление противопоставления «свой-чужой».

Во-первых, цыгане из статьи настолько «чужие», что их языка не понимают не только милиционеры, но и другие цыгане.

Во-вторых, даже когда журналист поставлен перед необходимостью упомянуть о том, что в городе также есть и «русские» наркоторговцы, он немедленно нивелирует это упоминание логическими парами «русские – «легкие» наркотики» и «цыгане – «тяжелые» наркотики», и констатацией успеха правоохранительных органов в виде «остановки бурной деятельности цыган».

И ад следовал за ними

Савеловские цыгане покидают Кимры, и неизвестно, какой город России вскоре прослывет новой столицей наркомании.

В последние годы слово «наркотики» стало, пожалуй, главным определением к городу Кимры. Слух о том, что Кимры – самый «наркоманный» райцентр Тверской области, распространился по всей России. Хотя на самом деле кимрских наркоманов никто никогда не считал, и официальной статистики о том, сколько жителей райцентра регулярно употребляют наркотики, просто-напросто нет. Между тем, поднятая шумиха о «городе наркоманов» заставила местную власть и милицию всерьез взяться за борьбу с наркоторговцами, а также заняться профилактической работой среди молодежи. В 2003 году в Кимрах сформировали Межрегиональный отдел Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области, который возглавил 30-летний капитан полиции Михаил Гурьянов. В штате отдела работают 13 сотрудников. Всего за год

-143-

наркополицейским удалось взять под контроль все поле деятельности местных наркоторговцев и перекрыть основные каналы поступления наркотиков в Кимры.

Крестные отцы Савелова

Еще два-три года назад железнодорожная станция «Савелово» (микрорайон города) была настоящим местом паломничества наркоманов. Этот микрорайон практически целиком заселен цыганскими семьями, которые до недавнего времени успешно занимались торговлей наркотиками. Железнодорожная станция была их основным местом продажи героина. Ветка «Москва – Савелово» пользовалась большой популярностью среди столичных наркоманов и наркодельцов. Москвичам было очень удобно: всего 2 часа езды от столицы – и прямо на перроне покупаешь дозу наркотика намного дешевле, чем в Москве. 1 грамм героина в Кимрах стоит от 800 до 1000 рублей. Как рассказали сотрудники наркополиции, имея над собой милицейскую «крышу», цыгане чувствовали себя вольготно и спокойно. Основной доход получали от приезжих покупателей, так как на местных наркоманах особо не заработаешь – в большинстве своем они безработные и безденежные. Сказать, что цыгане в Савелове – люди богатые, это не сказать ничего. Весь поселок застроен двухэтажными каменными особняками, в которых проживают большие цыганские семьи. Теперь здесь нет ни одного дома, где бы не побывали с обысками бойцы Михаила Гурьянова, нет ни одной цыганской семьи, чьи родственники не сидели бы «за решеткой». Совсем не случайно бойцов Михаила Гурьянова прозвали «чертовой дюжиной». Как черти от ладана, прячутся цыгане от наркополицейских, едва заметив их служебные машины. А некоторые цыганские дома уже опустели. Поняв, что местные полицейские взялись разрушить их бизнес окончательно и бесповоротно, цыгане продают свои хоромы. Три семьи, продав дома, уехали из Кимр: кто-то подался в Калугу, кто-то – в Тулу, а кто-то решил осесть в Московской области, поближе к столице. Совсем недавно в Кимры переехали новые владельцы цыганского особняка, построенного прямо на набережной (буквально в нескольких метрах от главной городской достопримечательности – легендарного «туполевского» самолета). В этом году сестру прежней хозяйки дома арестовали за сбыт героина. Не дожидаясь такой же участи, 50-летняя «наркобаронесса» Нина Нитковская продала дом за 50 тысяч долларов и

-144-

покинула Кимры вместе со всем своим многочисленным семейством.

По мнению Михаила Гурьянова, массовое переселение цыган – это явный признак того, что дела в их наркокоролевстве приходят в упадок. Как рассказал капитан полиции, примерно 30–40 лет назад в Кимрах осели «венгерские» цыгане (когда-то их предки перекочевали в Россию из Венгрии). Три больших цыганских клана: Померанцевы, Локотош и Нитковские – поделили между собой сферу «теневого» бизнеса. В 90-х годах, когда пристрастие к наркотикам стало модным увлечением среди молодежи, кимрские цыгане занялись наркоторговлей. Когда сотрудникам Госнаркоконтроля удалось арестовать главных организаторов купли-продажи героина, между «обезглавленными» семействами начались «разборки». Цыгане стали бояться, что кто-нибудь из подельников «сдаст» их родственников. Поставки больших партий наркотиков, в основном из Москвы, постепенно стали снижаться.

Будни «чертовой дюжины»

За 11 месяцев текущего года сотрудникам Михаила Гурьянова удалось изъять более 40 кг героина и марихуаны. 12 уголовных дел, открытых по фактам незаконного сбыта и хранения наркотических и психотропных веществ, направлены в суд. Кимрский цыганский барон Роман Башидзе и его супруга Ванда Понадубова, арестованные за партию «экстази» и сбежавшие из-под ареста, находятся в федеральном розыске.

Михаил Гурьянов поставил перед своим отделом задачу – перекрыть поставки наркотиков в Кимры. Для этой цели была проведена тщательная подготовительная работа. На каком-то этапе наркополицейские столкнулись с непреодолимым для них препятствием – прослушивание телефонных переговоров савеловских цыган оказалось безрезультатным. Владея русским языком, цыгане общались между собой на своем наречии, которое, как выяснилось позже, не смогли перевести цыгане другого племени, проживающие не в Савелове, а в центре города. Тем не менее, «языковой барьер» не помешал наркополицейским действовать в заданном направлении.

Конечно, на настоящий момент в Кимрах по-прежнему можно приобрести и героин (правда, «подпольно», через сведущего «посредника», который за услугу на деньги клиента купит «дозу» для себя), и марихуану (1 стакан (30 гр.) стоит 2–2,5 тысячи рублей). Сбытом марихуаны в основном занимаются русские наркоторговцы.

-145-

В нынешний понедельник сотрудники Госнаркоконтроля задержали с поличным сбытчицу марихуаны. По своему месту жительства задержанная продавала «травку», а хранила ее в другом месте. В ходе обысков на местах продажи и хранения обнаружена и изъята большая партия марихуаны. По данному факту ведется предварительное следствие, в рамках которого подано ходатайство в суд о заключении сбытчицы под арест. Это всего лишь один из последних эпизодов каждодневной работы отдела. За год, как считает капитан полиции, удалось не только остановить бурную деятельность цыган. «С одной стороны, миф, что Кимры – столица наркомании тверского региона, в какой-то степени разрушил «репутацию» нашего города, но с другой – эти страшные слухи заставили и администрацию города, и милицию, и отдел Госнаркоконтроля объединиться и в короткие сроки сделать такую работу, на какую в других райцентрах уходят годы», – сказал Михаил Гурьянов. Наркополицейские всерьез задумались о создании в Кимрах областного реабилитационного центра для наркоманов с обязательной трудотерапией. Предполагается, что центр будет строиться на базе местного наркодиспансера, в котором сейчас состоят на учете 154 человека.

Ситуация в Кимрах кардинально изменилась благодаря активности сотрудников наркоконтроля. Тем не менее, Михаил Гурьянов осознает, что от засилья наркоторговцев можно освободить один маленький город, а всю Россию – невозможно. От границы с Таджикистаном самыми изощренными способами наркотики поставляются в разные города нашей страны. Как говорится, был бы спрос, а «товаром» обеспечат всегда. Районный городок Тверской области привлекает наркоторговцев удобным расположением дорог – трех автомобильных магистралей и железнодорожной веткой. Связи кимрских наркоторговцев тянутся по всей России, и никогда не угадаешь, где начинается один наркотрафик и заканчивается другой. Рано или поздно цыганский табор оставит Кимры, но вряд ли прекратит свой прибыльный бизнес. Дети и внуки цыган из Савелова продолжат родительское дело на другом месте – в Туле или Калуге, Твери или Вологде... Не важно, где будут продаваться наркотики, – важно, что проблема, зародившаяся в Кимрах, останется, поменяется лишь место действия.

-146-

Вопросы:

1.      В двух местах автор указывает цены наркотиков. Правильно ли это? Обоснуйте свой ответ.

2.      Найдите логические несоответствия в статье. Что стало причиной их появления?

3.      Найдите в тексте «привязки» проблемы наркомании к географическим и этническим характеристикам. Насколько они корректны и почему?

4.      Есть ли в статье фразы и выражения, которые могут стать причиной иска к автору по обвинению в клевете и оскорблении?

4. Речкалов Вадим. Хачи в Париж! // Московский комсомолец. 2005. 7 ноября

Эта статья стала лишь наиболее ярким примером ксенофобной реакции на беспорядки в парижских предместьях в ноябре 2005 года.

Напомним, в российских массмедиа парижские события рассматривались почти исключительно как расово и религиозно мотивированные столкновения. Альтернативная (а главное, гораздо более адекватная происходящему) точка зрения – о социальном характере этих беспорядков – практически не была представлена в медийном пространстве России.

Главной чертой, выделившей именно эту публикацию из огромного потока истерических антимигрантских статей, стало использование автором откровенно расистской бытовой риторики – «хачи», «черные» и т.п.

В остальном это пример стандартного набора утверждений о некультурности, «засилье», агрессивности, криминальности иноэтничных мигрантов, слегка подкрепленный антизападной риторикой.

Хачи в Париж!

В связи с погромами во Франции широкую российскую общественность очень интересует вопрос: возможно ли такое у нас? Ну, натурально, когда азербайджанцы с таджиками под предводительством чеченцев начнут жечь машины в ЮВАО. Нет, граждане, у нас такое невозможно. У нас будут другие проблемы. Для начала два коротеньких примера.

Я живу на Кутузовском проспекте. В моем доме катастрофа. Дворничиха Зульфия, горьковская татарка, бывшая лимитчица, заселила таджиками весь пятый этаж. Таджики работают на Дорогомиловском рынке, а те,

-147-

кто не смог устроиться на рынок, помогают Зульфие. Теперь она уже не метет двор, как раньше, – за нее это делают таджики, включая малолетних детей. Дети метут двор, а Зульфия стоит у песочницы и контролирует работу. После работы таджики жарят баранину прямо на лестничной клетке. Прищучить Зульфию невозможно. У нее все схвачено и в муниципалитете, и, по ее словам, на Петровке, 38. К тому же у нее преданная армия таджиков численностью до двух взводов. Когда я попытался воевать с Зульфией, какая-то сволочь пнула ночью заднюю правую дверь моей машины. Я попал на 100 баксов. Дверь с помощью автомобильной камеры мне выправил таджик с нашего же двора по имени Войт.

Похоже ли это на то, что творится во Франции? Ничуть. Полгода назад я был в Париже. Ехал в такси. За рулем сидел белый горбоносый водитель – типичный француз. Двое алжирцев ступили с тротуара на проезжую часть. Водитель тут же затормозил. Переходя улицу, один из алжирцев шлепнул по капоту нашего «Мерседеса». Мастер-водитель среагировал мгновенно, он дал чуть-чуть вперед, незаметно ударив алжирца бампером по ногам. Алжирец засеменил, чтоб не упасть, и уже на противоположном тротуаре дружелюбно помахал нам рукой. Дескать, извините, все нормально, был неправ.

Ва-те фэр футр, – сказал водитель. То есть «за..и».

Так почему же у нас невозможно то, что творится во Франции? Да потому, что наши диаспоры в принципе имеют другой статус в российском обществе. Фактически они полноправные его члены, а внешне – самые угнетенные из угнетенных. То есть я публично могу обозвать любого азиата или кавказца «хачем», «черным», «чехом» или «азербутом» – и никто меня никогда не засудит, в худшем случае получу в морду.

Но если «спайка» Зульфия вместе с муниципалитетом и, по ее словам, Петровкой, 38, крышует хачей, то я могу расшибиться в таджикскую лепешку, но они будут жарить свою баранину на лестничной площадке. То есть наши хачи не будут выступать против «белой» власти и воевать с «белой» милицией, потому что хачи и власть – не враги, но партнеры. Хачи нужны нашей власти, потому что белые не хотят мести дворы, строить дома и держать торговые палатки на Дорогомиловском рынке. Белые хотят быть только юристами, политологами и

-148-

жить в Париже. Самые продвинутые хачи уже не работают на рынках, а получают образование и устраиваются в банки, районные администрации, в ГУБОП и прокуратуру. И зачем им воевать с нашей «белой» властью? Если приглядеться беспристрастно и внимательно, не такая уж она и «белая» – эта власть. Да и мы все по сути такие же хачи, даром что русские.

А в Европе другие проблемы. Европейский режиссер Михаэль Ханеке в прошлом году снял кино «Cache» – «Спрятанное внутри» (в нашем прокате «Скрытое», совместное производство Франции, Германии и Италии). Там главный герой, француз лет под 50, терзается тем, что, будучи еще в дошкольном возрасте, повел себя неполиткорректно к другому шестилетнему – алжирцу. В процессе этих терзаний он разыскивает того алжирца, доводит его своими рефлексиями до самоубийства, а затем кончает с собой. Короче, все умерли, конец фильма. Три премии Каннского фестиваля. Там, во Франции, нельзя громко сказать: «Хачи!» – можно только исподтишка толкнуть алжирца бампером. Французы довели до абсурда свою историческую вину перед алжирцами и прочими приезжими. Французы навязчиво, долгие годы внушали им, что хачи – тоже люди. Те и поверили. И заявили о себе. А может, это слишком простое объяснение. Не знаю. У нас-то совсем другие проблемы.

Есть мнение, что иммигранты делятся на плохих и хороших по простому принципу. Плохие живут так, как привыкли жить на своей родине, жарят баранину на лестнице. А хорошие стараются интегрироваться в новое для себя общество. Вчера увидел в своем дворе интегрирующегося Войта. Войт учился кататься на роликах. Войт хороший.

Вопросы:

1.      Найдите в тексте этнические стереотипы. Каким образом происходит стереотипизация?

2.      Найдите этнические обобщения. Несут ли они позитивные или негативные эмоции? Несут ли они информацию?

3.      В последнее время происходит «этнизация» термина мигрант, смешивающая этническую и социальную проблематику. Есть ли в статье примеры, характеризующие этот процесс? Если да, то проанализируйте, как и за счет чего.

-149-

5. Иноземцы заселили полстраны. На очереди Сибирь // Комсомольская правда. 2005. 8 ноября

Материал также появился во время беспорядков в парижских предместьях. Он представлен как попытка представить разные точки зрения. Однако ксенофобный материал Дмитрия Стешина подается как аналитическая статья, сопровождаемая статистическим и иллюстративным материалом (карта и статистика миграционных потоков), вторая не менее агрессивная часть материала – как мнение эксперта, а вот призванное «уравновесить» ксенофобную агрессию реплика Сергея Чугаева в рубрике «Взгляд с шестого этажа», написанная в стиле очень личностного эссе (вторая и третья части здесь не приведены).

Поскольку мы не воспроизводим статистику, которая иллюстрирует материал Д.Стешина, отметим, что карта и статистика миграции, к которым он постоянно апеллирует, – это совокупные данные о миграции за 1992–2000 гг.

То есть эти цифры отражают динамику миграции с момента распада СССР и, таким образом, характеризуют не «орды инородцев», а в первую очередь, исход этнически русского населения из бывших советских республик Кавказа и Центральной Азии (это, кстати, видно в легенде карты, но только в том случае, если ее очень внимательно рассматривать).

Агрессивность материала поддерживается не только заголовком, но и самим журналистским описанием процесса миграции как войны, битвы между «нерусскими» за «русское» пространство.

Д.Стешин. Иноземцы заселили полстраны. На очереди Сибирь

Только в страшном сне можно представить себе такую картину: этнические группировки с Северного Кавказа и из Средней Азии сражаются с китайцами за зоны влияния в Центральной Сибири.

На самом деле это не фантастика, а горькая реальность последних лет. Данные Росстата и цифирь, полученная от десятка частных социологических организаций, складываются в четкую картину. Юг и Центральная Россия почти потеряны для коренного населения. В Ставрополье и Краснодарском крае, по неофициальным данным, на десять коренных жителей уже приходится 3–4 мигранта с Северного Кавказа и Средней Азии. Еще 5 лет – и число коренных жителей сравняется с числом пришельцев. Миром это не разрешится.

-150-

Уже не хватает пахотных земель, уже все ниши в бизнесе заняты, а мигранты продолжают прибывать. Правда, уже не в том количестве. В последние 3–4 года миграционные потоки с Кавказа, Средней и Центральной Азии переориентировались на Сибирь. В старинных сибирских городах как грибы растут национальные диаспоры. В Екатеринбурге за 9 месяцев, по данным ГУВД, зарегистрированы 84.238 иностранных граждан. Еще 13.745 мигрантов получили разрешение на работу. В Оренбурге колония официальных, зарегистрированных мигрантов насчитывает «всего» 300 тысяч человек. В Новосибирске – 200 тысяч. А на юге Сибири пока дремлет миллиардный Китай, ежегодно забрасывающий к нам на постоянное жительство около миллиона соотечественников.

Китай никуда не спешит. Он ждет, когда на сибирских землях не останется русских и можно будет предъявить азиатским и кавказским пришельцам права на эти территории. Единственное, что утешает. По статистике расселения мигрантов, кое-что нам, коренным жителям России, все-таки останется: «зоны рискованного земледелия» севернее Воронежа, наше голодное Нечерноземье со Псковом и Тверью в придачу, суглинки Ленинградчины и мох приполярной тундры.

Вопросы:

1.      Насколько реальной представляется вам как читателям картина, описанная в материале? Если нет, то зачем тогда было давать эту картину?

2.      Можно ли назвать эту статью информационной или информативной? Обоснуйте свой ответ.

3.      Какую роль играет статистика в статье?

4.      Найдите слова и выражения, при помощи которых автор выражает или поощряет эмоции по отношению к «нерусским». Какие это эмоции?

5.      Есть ли в статье антимигрантские, антиисламские и антизападные настроения? Как, каким образом они выражаются?

-151-

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz