ВВЕДЕНИЕ
Журналисты, особенно те, кто по роду
своей специализации занимаются новостями и освещением текущих событий, как
правило, значительно лучше разбираются в политике или экономике, чем в
проблемах, связанных с религиозностью.
И в этом нет ничего необычного или
странного – ведь именно политические и экономические события, главным образом,
наполняют новостной эфир или первые полосы газет. Однако религиозные деятели
или события, связанные с религией, все чаще оказываются в центре внимания СМИ.
И очень важно понимать, что проблемы
духовной сферы затрагивают очень глубокие пласты, можно даже сказать, основы
самосознания каждого человека. И журналист рискует ошибиться и оскорбить
человека или даже большие группы людей просто потому, что он не знает или недостаточно
знает особенности той или иной конфессии. Но этого легко избежать.
Так, например, один известный
телеведущий по ходу дискуссии в прямом эфире, не зная правильной формулировки,
обращался к раввину «отец Зиновий». Это звучало оскорбительно для раввина и,
кроме того, показывало безграмотность ведущего, выставившего себя в невыгодном
свете. А это ведь еще и подрывает доверие зрителей.
Правильно было бы говорить,
например, «господин Коган» или «реб Коган».
В этом случае журналист ошибся
просто по незнанию. Он также будет неправ, если назовет живого человека «шахидом», потому что правильное значение слова «шахид» – человек, мученически погибший за веру или за
родину.
Список таких ошибок можно
продолжить. Важно, однако, что их легко избежать. И эта книга призвана помочь
журналистам в этом.
Есть ряд понятий и терминов,
связанных с религией, которые у всех на слуху, но далеко не каждый знает, что они означают.
Например:
●
Где
находится аналой?
●
Являются
ли молокане старообрядцами?
●
Кто
такие несториане?
●
Чем
древние восточные церкви отличаются от католических или православных?
-7-
●
Кто
такие униаты?
●
Как
правильно писать имя пророка: Мухаммед, или Мохаммад?
●
Что
такое большой джихад и что такое малый джихад?
●
Что
такое Церковь последнего завета?
●
Когда
начинается Шабат (праздник субботы)?
Ответы на все эти – и многие другие –
вопросы есть в этой книге.
Можно спорить о значении религии и
религиозных чувств в жизни современного человека.
Можно оспаривать истинность и глубину религиозности, вышедшей на первый план в
России и странах СНГ после распада СССР.
Действительно, многим не очень ясно,
как это получилось, что в странах, которые еще совсем недавно были частью
большого атеистического государства, резко увеличилось число тех, кто посещает
церкви, мечети, синагоги или молельные дома.
Люди верят в Бога или богов, в
приметы, в магию и колдовство, в НЛО и инопланетян, в высшие силы,
предопределенность судьбы и во многое другое. Наверно, это свойство
человеческой натуры – верить во что-то, не поддающееся рациональному объяснению
или толкованию.
И все чаще говорится, что
принадлежность к той или иной конфессии становится важной частью самосознания
человека – такой же, как и национальность. Бывает даже, что в общественном
сознании выстраивается знак равенства между национальностью и верой. Есть даже
словосочетание, которое приписывается академику Сергею Петровичу Капице:
«русский православный атеист».
Эти феномены, однако, являются,
скорее, предметом изучения для социологов, чем для журналистов, которым нужно
освещать события, происходящие в среде верующих, конфликты, возникающие между
разными группами верующих, а также верующих и государством.
И для того, чтобы правильно и
адекватно описывать религиозные процессы и события, связанные с религиозной
жизнью, нужно понимать, о чем идет речь. Так, например, были ли «пензенские
затворники», о которых писалось зимой 2007/8 гг., сектантами? Или, например,
что такое протестантство? Как правильно писать имя пророка Мухаммеда? Что
значит «Алмазная колесница» (кроме того, что это название романа популярного
писателя Б. Акунина)?
И это довольно простые вопросы,
ответить на которые может не каждый журналист, которому по долгу службы
приходится освещать религиозную тематику.
Ответы на эти вопросы вы найдете в
нашей книге.
-8-
Читать ее можно двумя способами.
Можно, как обычно, начать с начала и читать до самого конца. Тогда в первом
разделе книги вы узнаете, что значит писать о религии, как организовывать
освещение религиозных проблем, какими приемами пользоваться, чтобы добиться
максимально точного освещения. Затем вы прочитаете о типичных ошибках, которые
допускают журналисты, когда пишут о вопросах и событиях, связанных с религией.
Завершается первый раздел главой, рассказывающей о правовых, юридических
аспектах освещения религиозной тематики.
Второй раздел посвящен описанию
различных конфессий. Начинается он рассказом о христианстве, который
открывается главой о возникновении христианства и развитии его до 1054 г.,
когда произошел формальный раскол между западной и восточной его ветвями, то есть между католицизмом
и православием. Туда же включены и крестовые походы, завершившие этот раскол.
Вы сможете прочитать о православии, католицизме и протестантизме, о различных
течениях и группах, с течением времени появившихся в рамках этих направлений.
Вслед за этим можно будет
ознакомиться с иудаизмом: его историей, обрядами и праздниками. Затем последует
краткое описание ислама, включающее рекомендации для журналистов, потом будет
глава о буддизме, и завершится раздел описанием некоторых новых религиозных
движений.
Авторы глав, вошедших во второй
раздел, являются известными специалистами-религиоведами. И тексты, которые они
написали для этой книги, представляют собой популярные и увлекательные описания
конфессий.
В конце книги помещен глоссарий, в
котором дано краткое описание всех терминов, вошедших в книгу. И второй способ
ее чтения заключается в том, чтобы начинать читать именно с конца – с
глоссария, в котором можно найти тот или иной нужный термин и прочесть его
толкование. Если этого не достаточно, то вслед за самим термином в квадратных
скобках дано название главы, к которой он относится. А дальше надо найти соответствующую
главу и прочитать ее.
Авторы надеются, что журналисты
смогут в большинстве случаев найти ответы на интересующие их вопросы.
Второй способ чтения хорош тем, что глоссарием можно
пользоваться в редакционной горячке, когда в ограниченное время нужно уточнить
тот или иной термин. А уж потом, когда спешка позади, можно прочитать более
подробное и развернутое объяснение термина.
***
-9-
Книга «Религиоведение для
журналистов» следует за другим изданием Центра экстремальной журналистики –
«Прикладной конфликтологией для журналистов» (Москва, 2006 г.).
Эти две книги объединяет единый редакционный подход и
общие принципы построения. Они посвящены таким областям действительности, с
которыми журналисты сталкиваются в своей повседневной деятельности. И о которых желательно знать как можно больше, чтобы работа
журналиста была лучше и профессиональнее.
-10-