ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели социологические и
психологические теории идентичности, выработали критерии оценки эмпирического
материала (биографических нарративов журналистов), проанализировали практики
журналистов, вывели критерии журналистской идентичности, разобрали биографию
журналистки, проведя психологический анализ.
Идентичность – это существенное
постоянное «Я» человека, субъективное понятие о себе, которое переопределяется
в социальном взаимодействии и обусловливается контекстом.
Полноценная идентичность в рамках
каждого своего сектора (индивидуальная, семейная и трудовая) требует тройного
признания. «Я», «Мы» (сообщество), «Они» (другие) – эти три актора (которые
переопределяются для каждого сектора) должны признавать одну идентичность,
например, идентичность-индивидуальность, идентичность семейной роли или
идентичность профессиональной позиции.
Идентичность предполагает наличие
следующих трех факторов:
1)
нужно,
чтобы человек сам считал себя частью сообщества, показывая это;
2)
надо,
чтобы сообщество было с этим согласно, и демонстрировало согласие;
3)
необходимо,
чтобы это признавали посторонние, то есть третьи лица.
Идентичность может быть неполной, проблематичной,
если выполняются не все, а только некоторые из этих условий. Возможны восемь
вариантов профессиональной идентичности журналиста – от полноценной
идентичности
_____________-198-
журналиста до неполноценной, когда
отсутствует один или несколько (1–3) из необходимых условий полноценного
самоопределения журналиста.
Познание человеком собственной
идентичности осуществляется в три этапа:
1.
Социальная
категоризация (стереотипизация) – упорядочивание социального окружения;
2.
Социальная
идентификация – процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или
иную категорию;
3.
Социальная
идентичность – полное социальное отождествление индивида.
Внутренняя целостность «Я», т.е. его
аутентичность, достигается посредством интеграции всего жизненного опыта в
контексте биографического повествования о саморазвитии. Поскольку в ситуации
позднего модерна «у нас нет другого выбора, кроме постоянного выбора»,
индивидуальное «Я» вынуждено определить свой жизненный стиль, или «более или
менее целостный набор используемых практик». Этот набор практик имеет не только
утилитарное назначение, но он придает материальную форму личностному
повествованию о самоидентичности.
Идентичности социально
конструируются и творчески создаются индивидами, как любой искусственный
объект. Интернализа-ция (присвоение социального опыта индивидом) – один из
инструментов взаимодействия, с помощью которого осуществляется воздействие
социальной среды на жизни индивидов.
Социальная идентичность
приписывается как индивиду (определенные социальные характеристики, роли,
практики), так и системе (этнические, тендерные, профессиональные и другие
коллективные идентичности).
И в том, и в другом случае
идентичность подразумевает похожесть, типологизацию и вместе с тем сохранение
уникальности личности. Такой смысл идентичности позволяет одновременно
подчеркнуть сходство и уникальность, тем самым сохраняя естественное стремление
людей к обретению аутентичности и внешнего признания, то есть обретению
подлинного «Я» и признанию данного факта окружающими.
Проблема тождества и уникальности в идентичности
выражена и в понятии социального габитуса (система диспозиций, обусловливающая
воспроизведение и развитие социальной идентичности). Выделим ипостаси
_____________-199-
журналистской идентичности.
Журналист:
●
оценивает
себя, свои характеристики (самоидентичность),
●
представляет
свой идеальный образ и стремится к нему (публичная идентичность),
●
оценивает
обратную связь (социальная идентичность),
●
действует
(практическая идентичность) исходя из сконструированной им самим системы
значений, символической картины журналистики и себя.
Представление о профессии играет
важную роль в формировании журналистской идентичности. Образ профессии входит в
идеальный образ себя как профессионала.
Роль журналиста может
рассматриваться как профессиональная несмотря на несоответствие некоторым
традиционным критериям, поскольку в деятельности журналистов присутствует
священный аспект, связанный с обслуживанием жизни человека (люди сегодня не
могут полноценно функционировать без информации), как в профессиях врача и
священника.
Один из главных эффектов воздействия
современных средств информации: помогать строить потребительское общество,
поощряя людей позиционировать свою идентичность в досуге и стилях потребления
скорее, чем в рамках других социальных ролей, таких как работа и церковь. СМИ
являются и частью любого образа жизни, и одним из способов, с помощью которого
такие образы жизни конструируются. СМИ усиливают власть рынка над
идентичностью, даже только потому, что они сами производят идентичности,
которые располагают людей на рынке как потребителей.
Аудитория как потребитель не
пассивна, а очень активна. Люди должны принять решение относительно того, каким
СМИ дать влиять на себя. Цель СМИ – постоянно воспроизводить желание покупать,
и не только изделия СМИ.
Какова роль СМИ в конструировании социальной
идентичности? Согласно эссенциалистской теории представление или изображение в
СМИ – вопрос точности по отношению к стереотипам. Как оспорить отрицательные
изображения, заменив их положительными, как обнаружить и представить подлинное
и первоначальное содержание идентичности? В основном, борьба по поводу
представлений в СМИ здесь приобретает форму предложения новой
_____________-200-
идентичности – полностью отличной от
той, которая существует на данный момент.
Согласно анти-эссенциалистскому
представлению категории идентичности могут быть поняты только относительно.
Идентичность здесь – всегда непостоянный и временный эффект отношений. Теория
признает, что имеются различия между людьми, но упорно утверждает, что те
различия, которые станут важными и видимыми, – это продукт коммуникативных
кодов общества.
Для этого направления вопрос
изображения идентичности в СМИ – не вопрос точности или искажения, но вопрос
конструирования и создания идентичностей с помощью методов СМИ и через СМИ.
В психологии и в социологии
идентичности имеется много сходства, но есть и некоторые важные различия по
поводу структуры идентичности и процесса ее формирования. Психология делает
акцент на изучении субъективного мира человека, в то время как социология
рассматривает взаимодействие человека с социумом.
Познавая «другого», формируется и
познающий. Представление о «другом» (точное, полное, адекватное) тесно связано
с уровнем собственного самопознания.
В процессе идентификации «другой»
должен быть дан в рамках обширной социальной деятельности – соотнесение себя с
ним происходит в разработке совместных решений.
Согласно гуманистической психологии,
люди стремятся к постижению себя, самопознанию как для своего блага, так и для
блага других людей и последующих поколений. Общее самочувствие личности
определяется ее Я-концепцией. Я-концепция – это комплекс установок человека по
отношению к себе в этом мире; целостная система представлений о себе,
идентичностей.
Все эмоции и оценки, связанные с
образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми.
Я-концепция:
1)
способствует
достижению внутренней согласованности личности;
2)
участвует
в интерпретации опыта;
3)
является
источником ожиданий.
Стремление защитить Я-концепцию является одним из
основополагающих мотивов всякого нормального поведения. Человек использует
механизмы психологической защиты, чтобы защитить свою самооценку
_____________-201-
(как положительную, так и
негативную).
Идентификация с журналистской
профессией может быть позитивной и негативной. Позитивная идентификация
является успешной реализацией в журналистике через ощущение единства с
сообществом, профессиональными ценностями. Негативная идентификация наблюдается
тогда, когда суть и ценности профессии журналисту безразличны. Такой журналист
может быть харизматичен, проявляя талант, казаться «таким, каким надо». У
такого журналиста отсутствует чувство ответственности перед обществом,
священный аспект служения обществу.
Современный российский журналист
считает себя и своих коллег журналистами, если он/она обладает всеми
(законченный гештальт) перечисленными далее практиками или заменяет отсутствующие
практики компенсирующими стратегиями:
1.
Работает
в СМИ;
2.
Регулярно
публикует (выдает в эфир) свои материалы;
3.
Зарабатывает
себе на жизнь с помощью этой профессии;
4.
Имеет
интерес к профессии;
5.
Интерес
к социуму;
6.
Предпочитает
преобладание публичного времени и пространства;
7.
Имеет
журналистское образование;
8.
Входит
в журналистское сообщество и признан коллегами;
9.
Имеет
коммуникативные и публичные способности.
Характеристики были реконструированы
из автобиографий журналистов.
Любое описание себя содержит самооценку,
которая определяется нормами социума. Таким образом, описание себя в
автобиографии подразумевает активизацию идентичности, которую можно
проанализировать. В основе нашего социально-психологического анализа биографий
лежит когнитивистко-конструктивистская парадигма.
Разбирая детали историй жизни, мы
нашли, что феномен профидентичности может выступать вариантом психологической
защиты, не допускающим до сознания вытесняемые проблемы личности журналиста.
Описаны особенности использования биографического
метода, встреченные трудности, а именно: влияние социальных и психологических
факторов на интервью, реконструирование своей биографии в зависимости
_____________-202-
от контекста, стереотипное
воспроизведение исторических фактов и т.п. Выявлен потенциал рассказов-интервью
не просто как источника информации, но как самостоятельного объекта
исследования.
В монографии представлено
субъективное восприятие объективной реальности наших респондентов.
Идеально-типичные модели, схемы и критерии профессионализма и идентичности
наполнились индивидуальными примерами, смыслом, который также менялся во
времени. Наличие или отсутствие в индивидуальных историях той или иной практики
получило свое житейское объяснение, проявилась личность со всеми своими
социально-психологическими характеристиками, особенностями восприятия,
ценностями, мотивациями, реакциями на социальные изменения.
Были рассмотрены последовательно
критерии идентичности и профессионализма и их изменение в зависимости от
контекста. Журналисты выделяют как минимум три этапа, когда их практики и
стратегии менялись, когда менялась сама журналистика, а именно: советское
время, время перестройки и постсоветское время.
Принадлежность агента к социальной
общности представлена в виде трехкомпонентной диспозиционной структуры,
включающей в себя когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты.
Компоненты наполнены практиками, которые формируют гештальт, завершенный образ
профессиональной идентичности. Идентичность мы разделяем на ситуативную и
трансверсальную. Профессиональная идентичность журналистов различается в
зависимости от времени (годов) их работы и от страны.
Пять компенсирующих стратегий
восполняют недостатки практических, когнитивных и эмоциональных аспектов идентичности:
1)
нештатная
работа и околожурналистский труд;
2)
получение
дополнительных денег от журналистики;
3)
получение
журналистского образования;
4)
развитие
коммуникативных способностей;
5)
поиск
признания в сообществе.
Эти стратегии в основном направлены на развитие
профессиональных знаний и практических умений, то есть компенсируют
отсутствующие практический и когнитивный компоненты идентичности журналиста.
_____________-203-
Идентичность журналиста
чувствительна к социальным переменным. При смене места жительства идентичность
меняется – либо становится очень низкой, либо сохраняется вместе со старым
опытом, используемым как капитал в новых условиях, что является стратегией
российских (петербургских) журналистов вне дома.
В конструировании значения
журналистского профессионализма принимает участие несколько социальных
действующих лиц. Это интерсубъективное понятие согласно интервью с журналистами
– результат договора и определений следующих акторов: источники (так называют
информантов), журналисты, редакторы, издатели (так называют учредителей,
финансовых директоров, постоянных спонсоров и прочих, контролирующих в первую
очередь прибыль, получаемую от издания, и соответственно содержание СМИ),
аудитория, факультет журналистики, союзы журналистов (лиги, комитеты и т.п.),
государство. Каждый из этих акторов имеет определенные интересы и цели в
определении профессионала в области журналистики.
Также были рассмотрены
публично-приватные практики журналистов, связанные с распределением времени и
перемещением в пространстве. Подняты такие темы, как блат, рабочий график,
дружба, взаимоотношения с коллегами и начальниками, конкуренция, принадлежность
к сообществу через дискурс и др.
Практики трансформируются вместе с
социально-историческим контекстом. В зависимости от времени профессиональная
идентичность имеет ту или иную преобладающую природу. В советское время
доминировал когнитивный аспект идентичности (к сообществу можно было примкнуть
и действовать в нем на основе разделяемого знания и общих норм). Во время
перестройки господствовал аффективный компонент, когда достаточно было только
эмоционально отождествить себя с группой и на этом основании влиться в
сообщество. На постперестроечном современном этапе исключительно важен
поведенческий компонент – практическое знание. Член общности в первую очередь
должен озаботиться своим соответствием основным формам деятельности в
профессии, предъявляемым требованиям, которые постоянно повышаются в условиях
конкуренции.
Выявлены правила, детерминируемые социальными
изменениями контекста российского общества, а именно: двойной стандарт практик
и стратегий (формальные и неформальные) советских журналистов; спонтанные
_____________-204-
и нестандартные навыки, требуемые от
журналистов во время перестройки; очередная модификация практик с приходом
рыночных отношений, двойной стандарт профессионализма.
В целом идентичность (в трех своих
ипостасях – самоидентичность, публичная и социальная) современного российского
журналиста менее постоянная по сравнению с прежними временами из-за
экономической нестабильности в стране, отсутствия былой действенности прессы и
престижности профессии, постоянно предъявляемых новых требований к
профессионалу и т.п. Идентичность высока у «новых профессионалов» журналистики
(им свойственны особые профессиональные техники, стиль, коммерческая
ориентация). Основные схемы «коммерческих» практик: использование недостоверных
фактов, смешение фактов и мнений, принятие вознаграждений от третьих лиц за
публикации материалов и мнений любого характера, распространение информации коммерческого
характера, смешение в сознании и действиях сотрудников СМИ журналистского и
рекламного дела.
Приблизительно третьей части наших
российских респондентов свойственны перечисленные характеристики.
Выявлены психологические особенности
профессиональной идентичности журналиста: для многих российских журналистов
профессиональная идентичность главенствует над другими ипостасями идентичности.
С одной стороны, это говорит о желании общественного служения, призвании,
преданности обществу. С другой стороны – о том, что за общественным служением
люди часто забывают о своей личности, как бы растворяясь в профессии, напоминая
инструменты для функционирования общественной машины.
Мы провели реконструкцию
характеристик личности петербургского журналиста Евы, 1965 г.р., ее идеального
образа себя, установок и стратегий. Рассмотрели профессиональную и личностную
грани идентичности, обнаружив, что Ева идентифицирует себя с профессией и с
миром политической журналистики или «фасадом» и избегает индивидуализации, проявления
«ядра».
Ева сознательно интернализирует и инкорпорирует нормы
доминирующего класса, чтобы преуспеть в выбранном публичном пространстве. Ева –
харизматичный журналист и умеет соответствовать ситуации. Ее ежедневная
практика
_____________-205-
рационализирована, функциональна и
подчинена логике. Ева разделяет западные ценности и считает себя про-западным
журналистом, ценит трудолюбие, работоспособность, рассудительность,
целеустремленность. Оценивая проявление чистой немотивированной экспрессии Евы,
мы обнаружили наличие предпосылок к самоактуализации этого человека –
стремление к естественности, открытости, общению, любовь к природе и музыке,
прорывающиеся неформальные и дезадаптивные характеристики «ядра». Однако сейчас
Ева сознательно идет по другому пути саморазвития – функциональному,
ориентированному на достижения, где главенствуют контроль, рациональность и
стереотипное восприятие реальности.
В результате мы получили методологию
анализа личностной и профессиональной идентичности журналиста. Анализ биографии
как текста можно проводить в 6 этапов:
1.
Разбиваем
биографию на смысловые части по ходу чтения;
2.
Из
каждой части реконструируем характеристики личности, составляющие когнитивный
элемент идентичности;
3.
Выявляем
имплицитную и эксплицитную оценки данных характеристик;
4.
Находим
стратегии, направленные на достижение задач, приближающих к идеалу. Уделяем
особое внимание компенсирующим стратегиям, харизме, имиджу, практикам
потребления;
5.
Дифференцируем
профессиональную и личностную идентичность (идентификация/индивидуализация,
«фасад»/«ядро», харизма/аутентичность, функциональность/экспрессивность);
6.
Рассматриваем
черты «полноценно функционирующего человека» по Роджерсу и
самоактуализированных людей по Маслоу: открытость опыту, доверие к своему
организму, творчество, саморазвитие, зрелость.
_____________-206-