ВВЕДЕНИЕ

Восемь вариантов самоопределения журналиста

Свои и чужие в журналистике

Восемь вариантов самоопределения журналиста

Вопрос самоопределения или идентичности – один из тех важных вопросов, которые интересуют человечество с древнейших времен. Величайшие философы посвятили свои труды природе человека, его сути – истоки понятия восходят к философским размышлениям Сократа, Платона, И.Канта, Г.Гегеля... Многочисленна литература по идентичности в рамках социологии и психологии. Это работы З.Фрейда, Э.Эриксона, Р.Бернса, Т.Шибутани, К.Хорни, Ж. Лакана, Л.Ионина, В.Ядова, И.Кона и др[1].

Предмет исследования в книге «профессиональная идентичность журналиста» – идентичность журналистов, рассматриваемая с психологической и социально-психологической точек зрения.

Основными трудами для теоретической базы исследования стали книги по психологии, социальной психологии и социологии идентичности и социально-психологических подходах ее изучения[2].

Первая глава книги – теоретическая. Две другие содержат анализ эмпирического материала. Теоретическая глава представляет собой два блока – психологические и релевантные данному исследованию определения и теории, посвященные идентичности, а также психологические теории профессиональной идентичности и, в частности, журналистской идентичности. В первой главе дан обзор литературы по теме, во второй представлен и проанализирован эмпирический материал (более 60 биографий и интервью с журналистами). Здесь речь идет о профессиональных действиях журналистов («практиках» и «проявленной» идентичности); рассматриваются критерии

_____________-3-

профессиональной идентичности журналистской группы и индивидуальная адаптация к этим существующим (явно или латентно) требованиям; таким образом, в каждой практике выделяются проблемные моменты, вызывающие у журналистов психологический дискомфорт, и предложены компенсирующие стратегии, которые могут восстановить «пошатнувшуюся» профессиональную идентичность. В главе 3 предпринят анализ истории жизни журналиста (женщины) – разбираются проблемы и успехи в профессии. Основательная социальная идентичность (успешная карьера), как выясняется, является психологической защитой от личностных проблем и несостоятельной идентичности-индивидуальности. В приложении находится тест, который можно использовать для выявления особенностей профессиональной идентичности журналистов.

Под идентичностью мы понимаем существенное постоянное «Я» человека, субъективное понятие о себе[3], которое переопределяется в социальном взаимодействии и обусловливается контекстом[4].

Согласно психологии развития, выделяются три важнейших сектора в идентичности современного взрослого человека: индивидуальная, семейная и трудовая идентичность[5]. Полноценная идентичность в рамках каждого сектора требует тройного признания. «Я», «Мы» (сообщество), «Они» (другие) – эти три актора (которые переопределяются для каждого сектора) должны признавать одну идентичность, например, идентичность-индивидуальность, идентичность семейной роли или идентичность профессиональной позиции. Представим все возможные варианты профессиональной идентичности журналиста, чтобы затем (в главе 2) перейти к практикам (которые наполняют идентичность действием).

Для последующего перечисления вариантов идентичности журналистов, определим идентичность как «набор факторов, позволяющих человеку отождествлять себя с неким сообществом – семьей, дружеским кругом, профессиональным сообществом, религиозной общиной, нацией, расой, и т.д.»[6]. Что значит принадлежать к журналистскому корпусу? Что значит быть своим среди журналистов? Какой набор факторов (критериев) позволит сказать себе «Я – журналист»?

Полноценная идентичность предполагает наличие следующих трех факторов:

_____________-4-

1)        Нужно, чтобы человек сам считал себя частью сообщества, и не только в душе, а показывая, проявляя это (Это «Я» – фактор или самоидентичность, «проявленная идентичность»).

2)        Надо, чтобы сообщество было с этим согласно, и демонстрировало это согласие не на словах, а на деле («Мы» – фактор).

3)        3) Необходимо, чтобы это признавали посторонние – то есть третьи лица («Они» – фактор).

Идентичность может быть неполной, проблематичной, если выполняются не все, а только некоторые из этих условий. Разберем все возможные случаи профессиональной идентичности журналиста – от полноценной идентичности журналиста до неполноценной – когда отсутствует один или несколько (1–3) из необходимых условий полноценного самоопределения журналиста. Восемь вариантов идентичности журналиста представлены в таблице №1 «Варианты идентичности». Признание журналиста «настоящим», соответствующим явным и латентным социальным критериям, обозначено знаком – «+», непризнание – знаком «-».

Таблица № 1

Варианты идентичности

Варианты

Я признаю себя членом сообщества

Мы (сообщество) признаем своим

Они (другие) признают относящимся

1.

+

+

+

2.

+

+

-

3.

+

-

+

4.

+

-

-

5.

-

-

-

6.

-

+

-

7.

-

-

+

8.

-

+

+

Приведем примеры всех вариантов идентичности журналиста.

_____________-5-

Случай 1. Человек считает себя частью журналистского сообщества, и все с этим согласны. Это журналист «на своем месте», любимый аудиторией и пользующийся уважением коллег и информантов.

Случай 2. Человек считает себя частью сообщества, сообщество с этим согласно, а вот посторонние – нет. Это журналист, которого не знает аудитория и/или не признают источники, не доверяя журналисту, не давая ему информацию. С дипломом и даже с профессиональным признанием у него, однако, все в относительном порядке. Например, среди наших респондентов[7] это случай бывших журналистов, которые занялись административной или менеджерской работой, преподают, пишут в мелкие корпоративные издания и т.п.

Иной случай того же рода: журналист принадлежит к некоему сообществу, но скрывает эту принадлежность от широкой публики (допустим, он представитель некоего сообщества, но не хочет, чтобы об этом знали и пишет под псевдонимом).

Случай 3. Талантливый самоучка, который демонстрирует свой талант в СМИ, аудитория его хорошо знает и/или восхищается его творчеством, однако, у него нет диплома, и профессиональное сообщество забывает приглашать его на свои мероприятия как «своего». Иной вариант: журналист-выдумщик, дурачит публику в желтой прессе, например, а профессионалы могут (хотят) его разоблачить и не принимают за «своего».

Случай 4. Человек вообразил себя журналистом от Бога, но его не признают коллеги – не получается у него, да и образования нет, а то, что удается опубликовать, не имеет откликов. Такая ситуация характерна для начинающих журналистов.

Случай 5. Допустим, журналист считает себя писателем или аналитиком. Он сторонится сообщества, коллеги находят таких, как он, «не от мира сего» («не наш»), а читатели считают их материалы скорее литературой или наукой.

Случай 6. Сообщество признает «своим» эксперта в той или иной области, который публикуется в СМИ, приглашает его на журналистские встречи (для рекламы), читатели находят его скорее экспертом, чем журналистом (например, историк, ведущий передачу по истории города).

Случай 7. Тот же эксперт, которого журналисты не считают своим, признается аудиторией как журналист.

_____________-6-

Случай 8. Тот же эксперт, что и в случаях 6 и 7, не считающий себя журналистом, признается сообществом за своего, и публика считает его талантливым журналистом.

Разумеется, жизненных примеров, соответствующих этим восьми ситуациям, можно привести куда больше.

Рассмотренные позиции находятся на разном логическом расстоянии друг от друга. Ситуации полной включенности в сообщество и полной непричастности к нему (1 и 5) являются противоположными. Однако обе эти позиции лишены двусмысленности: человек, занимающий их, является тем, чем он является; такой профессионал имеет устойчивую идентичность. В первом случае он может сказать про себя: «Я журналист и все меня таковым считают». А в другом случае (5): «Я не журналист (хотя я и оказался на этом месте работы) и другие считают меня, такого «журналиста», не на своем месте». Последние говорят про себя: «Я работаю в журналистике», подразумевая, что могли бы работать и в другом месте при ином стечении обстоятельств. Один шведский журналист и редактор отдела общенациональной газеты в интервью[8] сказал, что он обращает пристальное внимание на то, как журналисты представляются (я работаю в журналистике или я – журналист) – презентация может сказать, насколько «сильно» они принадлежат профессии, насколько «крепкая» у них профессиональная идентичность (такая профессиональная идентичность журналиста во второй форме презентации).

Наименее устойчивыми являются позиции 4 и 8. Они подразумевают внутреннюю дисгармонию (когнитивный диссонанс[9]) и часто являют собой кризис идентичности. Случай 4, «Я – журналист, несмотря ни на чье мнение», заставляет человека упорно добиваться признания, доказывая другим (а в периоды кризиса и себе) свою профессиональную состоятельность. В случае 8, «Все считают меня журналистом, но я другой профессионал (эксперт или еще кто-то)», человек доказывает коллегам-журналистам свою исключительность. Это также пара противоположностей, единых в своей двусмысленности: человек, занимающий эти позиции, максимально далек от идентичности, которую ему приписывает внешний мир. Остальные позиции можно обозначить как промежуточные.

Взаимодействие журналиста с реальными и подразумеваемыми агентами социума, определяющими и оценивающими его позицию, отражают процесс социальной идентификации. Как происходит социальная

_____________-7-

идентификация? Какие практики журналистов способствуют этому процессу? По каким критериям журналист сам себя идентифицирует как профессионала? Как осуществляется профессиональная идентификация?

Свои и чужие в журналистике

Социальная идентификация личности – это соотнесение себя с группами и общностями, которые индивид воспринимает своими, близкими; способен сказать и почувствовать «это – мы»[10]. В «мы – общностях» реализуются основные человеческие потребности (от потребностей низкого уровня – самосохранения и др. до потребностей высшего уровня – самореализации – согласно иерархии потребностей А. Маслоу[11]). Социальные идентификации иерархиизированы (есть «центральные» и «периферийные») и, безусловно, концептуальны (в широком и узком смыслах социокультурного контекста). Идентификация со «своими» группами и общностями одновременно означает различение «других», «не своих», «чужих», с которыми осуществляется взаимодействие в одном поле (информанты, конкуренты, аудитория...).

Идентификации являются ядром субъективных конструкций социальной реальности, а согласно так называемой теореме У. Томаса, если люди определенным образом конструируют реальность, то она реальна по своим последствиям. Этот подход к предмету анализа – феноменологический – предполагает исследование повседневной жизни людей, описание и интерпретацию реальных действий и отношений в «клеточках» социума. Социолог В. Ядов пишет, что «нет ничего более важного для анализа и понимания социальных изменений, нежели анализ формирующихся субъектов социального действия»[12]. Рассматривая формирование идентичности журналиста и наблюдая объективирование субъективных практик и картин мира, мы приблизимся к пониманию социальной динамики нашего общества.

В главе 2 исследуем практики (типичные действия, присущие определенной социальной группе) журналистов и других социальных агентов/акторов, действующих в журналистике. Практики изменялись вместе с социальной трансформацией общества. Являющиеся проявленной, актуализированной социальной идентичностью практики

_____________-8-

реконструированы из биографий журналистов и иллюстрируются цитатами из интервью.

Определение журналиста дается разными акторами, участвующими в журналистском процессе производства (отметим, что для журналистов они не «свои», а другие, чужие). Профессиональное самоопределение пересматривается и самим журналистом – в зависимости от ситуации. Профессиональная идентичность чаще всего определение динамичное, не жесткое, ситуационное. Однако нам удалось выявить базовые критерии «журналистскости», реконструированные из биографий журналистов России и Швеции, которые являются основанием надситуационной профессиональной идентичности. Итак, социальная идентичность, вбирающая в себя стереотипы, категории, установки и проч. проявляется через практики, о которых можно задать следующие вопросы:

          Что значит действовать по-журналистски?

          Какие действия типичны для человека, имеющего «сильную» журналистскую идентичность?

          А не «сильную»? А если он только кажется другим таким «настоящим» журналистом, а в душе он не уверен в себе, не чувствует удовлетворения от работы как в случаях 6,7,8 в таблице №1?

В главе 2 мы рассмотрим профессиональную идентичность и то, как она являет себя в действии в определенном контексте – во время трансформации российского общества. Выделим три ипостаси (фактора) данного феномена – самоидентичность, публичную идентичность, социальную идентичность, а также три диспозиции[13] – когнитивную, аффективную, практическую. От себя в эту традиционную социологическую и социально-психологическую рамку добавим психологический компонент – гештальт[14] профессиональной идентичности журналиста (журналистский гештальт). Это ощущение свершившейся, состоявшейся профессиональной идентичности. Для наших исследовательских целей мы вкладываем в это понятие смысл законченного очередного цикла профессионального роста, – когда все аспекты идентичности выражены в практиках, и человек чувствует сильную идентичность. Такое ощущение длится временно до начала нового цикла самосовершенствования. «Журналистский гештальт» будет мерилом основательности, непоколебимости профессиональной идентичности журналистов.

_____________-9-

Глава 3 посвящена психологии личности журналиста. Здесь исследование базируется на психологической структуре личности. В этой главе рассмотрим вопросы о кажимости и истинности, харизме и идентичности-в-себе, аутентичности, имидже и самоактуализации. Также речь пойдет о феноменах нормальности и уникальности, о стремлении человека к идентификации с другими и индивидуализации.

Выведенную для наших целей конструкцию идентичности приложим к конкретной биографии и детально ее разберем. Во всем тексте книги будут фигурировать несколько биографий. Из всех собранных нами биографий эти интересны содержательно и отличаются рефлексивностью, активизирующей идентичность, которая начинает отчетливо проявляться в тексте.

Согласно Р. Бернсу, любое описание себя содержит самооценку, которая определяется нормами социума[15]. Таким образом, описание себя в автобиографии подразумевает активизацию идентичности (по крайней мере, аффективного и когнитивного компонентов), которую можно проанализировать. В основе нашего психологического анализа биографий лежит когнитивистско-конструктивистская парадигма[16], представленная далее.

Эго балансирует между социальными предписаниями и аутентичностью – разбирая детали историй жизни, мы рассмотрим феномен профидентичности как вариант психологической защиты, не допускающий до сознания вытесняемые проблемы личности[17].

В заключении укажем критерии журналистской идентичности, дадим классификацию практик, которые любой будущий журналист в начале карьеры, в начале пути профессиональной идентификации может освоить и присвоить, а также перечислим выявленные психологические особенности профессиональной идентичности журналиста.

_____________-10-

Примечания (начало с.10 – окончание с.11) – размещены в конце текста

в оглавление ►►

в раздел библиотека



[1] Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.

[2] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Giddens A. Modernity and Self-identity. Cambridge, 1996; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2002; Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003; Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2000; Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2000; Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

[3] Reber A. The Penguin Dictionary of psychology. M., 2003.

[4] Обзор социологических и социально психологических исследований идентичности Европейских авторов см.: Cerulo К., Identity Construction: New Issues, New Direction in Annu. Rev. Sociol. 1997. 23:385–409.

[5] Грейс К., Психология развития. М., 2002.

[6] Крылов К. «Идентичность» www.traditio.ru/. Автор представил варианты идентичности врачей, 2003.

[7] Всего респондентов более 60 человек. Диссертация Сосновской А. М. «Трансформация журналистских практик и самоидентификация журналистов (сравнительный анализ на материале СМИ России и Швеции)» http://www.socio.ru/public/sosnovskaya/dis.zip.

[8] 1998, «Экспрессен».

[9] См.: Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999.

[10] Ядов В.А. Социальные и социально-психологическиме механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3/4, 1996. № 1.

[11] Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.

[12] Социальная идентификация личности / под ред. В.А. Ядова, в 2-х кн. М., 1994. С. 12.

[13] Ядов В.А. Указ. соч.

[14] Мельник Г. С. MassMedia: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. Щербакова М. Идентичность и гештальт-подход. http://www.gestalt.sp.ru/noframes/articles_13.htm.

[15] Бернс P. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. С.36.

[16] Согласно Cerulo К., указ. соч, существует 3 основные парадигмы рассмотрения идентичности – эссентиалистская, конструктивистская, постмодернистская.

[17] Парыгин Б.Д.Социальная психология. СПб., 2003. С. 191–207; Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб., 1997. С. 289–340.

Hosted by uCoz