ВВЕДЕНИЕ

 «Есть только два способа управлять людьми, – сказал как-то Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling), – рубить им головы или пересчитывать их». Сегодня, благодаря связям с общественностью, хлесткая фраза поэта выглядит анахронизмом: к двум способам добавился третий – коммуникация. Разумеется, не всякое сообщение проникает в сознание, а только понятное и благожелательное – то, которое лежит в основе явления, называемого по-английски public relations. В июле 1951 г. Мишель Крозье (Michel Crozier) писал в «Temps modernes»: «Связями с общественностью (public relations) называют в Америке совокупность способов, которые применяются деловыми людьми, чтобы привлечь к себе симпатии и обеспечить добрую волю окружающих». Каким бы ограниченным ни выглядело это определение, оно ясно дает понять, что public relations означает также «добрые услуги». Таким образом, осуществлять PR-деятельность – значит:

– обеспечивать распространение информации в должном объеме, глубине и широте (именно поэтому с 1946 года символом связей с общественностью стал знаменитый «стеклянный дом»);

– выражать симпатию, свойственную человеческим отношениям, посредством техники, которая получила в США название human engineering и которая проявляется как во внутренних контактах (внутри фирмы, учреждения, государства), так и при распространении информации вовне (отсюда весь этот общий облик PR американского типа: восхваляющие американский образ жизни лозунги, лик президента Буша, вселяющий и в худшие мгновения кризиса уверенность в будущее, и обязательная улыбка вечно счастливого американца – keep smiling!);

– наконец, направлять и контролировать исподволь (без всякого негативного оттенка в этом слове) некий процесс, цель которого – всеми способами поощрять всестороннее проникновение информации об определенном продукте, услуге или виде деятельности, и широкое его внедрение и использование. Последний взгляд на сущность PR находит авторитетную поддержку в профессиональном кодексе специалистов по связям с общественностью, выработанном Французской ассоциацией PR (AFREP): «Связями с общественностью называется деятельность, предпринимаемая некоей группой с целью установления и поддержания хороших отношений в рамках группы, между группами и различными секторами общественного мнения». Это определение было впоследствии дополнено международной ассоциацией, объединяющей все союзы специалистов по PR, International Public Relations Association (Международная ассоциация PR), постановившей 8 апреля 1959 года следующее: «Связи с общественностью являются функцией управления постоянного и организованного характера, посредством которой предприятие или организация государственного или частного сектора стремится приобрести и сохранить понимание, симпатию и поддержку тех, с кем она взаимодействует сегодня или может иметь дело в будущем».

В предлагаемой вашему вниманию книге после краткого экскурса в историю PR (I), беглого освещения их предмета и смысла (II), а также притязаний на определенное место в общественной жизни (III), вы найдете более подробный анализ случаев применения связей с общественностью на предприятии (IV), в профессиональных сообществах (V) и в сфере социальных услуг (VI). В следующих главах исследуется специфика средств PR-деятельности: непосредственного общения (прямой коммуникации), в том числе методов приема посетителей и организации коллоквиумов и информационных вечеринок (VII); письменных – от почтовых писем до газетных публикаций (VIII); аудиовизуальных, таких как кино или телевидение (IX). Наконец, авторы предпринимают попытку проанализировать, что собой представляет профессия специалиста по связям с общественностью, и обрисовать ее перспективы в информационном пространстве будущего, знамением которого, насколько это может быть видно сегодня, явится всеобщая интеграция.

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz