Часть вторая
ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ВОЙНЫ
Глава 8. ОСОБЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
3. Распространение слухов и
мифов
Психологическая война невозможна без
широкого использования особых способов и приемов воздействия, к которым
относятся дезинформирование (обман),
манипулирование, распространение слухов и мифов.
__________________________
«Дезинформирование – это способ
психологического воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении
противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно
истинного положения дел. Дезинформирование включает в
себя использование заведомо ложных данных и сведений. В этом случае оно
становится обманом. Грани между дезинформированием и
обманом трудно различимы».
В 1922 г. английские специалисты психологической
войны весьма откровенно высказались (в статье, помещенной во втором томе
Британской энциклопедии) по вопросам соотношения дезинформации, правды и
обмана:
«"Правда
ценна только тогда, когда она действенна. Полная правда вообще излишня и почти
всегда приводит к заблуждениям. Использовать правду возможно лишь частично.
Хотя правда вовсе не обязательна для успеха пропаганды, из этого
однако не следует, что те лица, которые занимаются пропагандой, являются
убежденными лгунами. Безусловно, в работе по воздействию на общественное мнение
порой участвуют люди, которые пренебрегают доказательствами или считают, что
цель оправдывает средства. Но чем больше делается призывов к чувствам, пусть
это будет патриотизм или алчность, гордость или сострадание, тем более
заглушается чувство критики. Подозрительность, которую возбуждает всякая явная
пропаганда, уменьшает ее эффективность; из этого следует сделать вывод, что
основная часть работы должна проводиться незаметно"».
Один из первых исторических примеров
применения дезинформации в военных целях связан с вторжением монголов в Венгрию
в 1241 году. Разбив венгров и их союзников на реке Шайо,
монголы среди захваченной добычи нашли королевскую печать. По приказу Батыя
грамотные пленные от имени короля Белы написали на венгерском языке указ о
прекращении сопротивления, копии которого, скрепленные королевской печатью,
были разосланы в разные концы еще не завоеванной полностью страны.
Советское военное командование во
время подавления венгерского мятежа в 1956 году использовало аналогичный прием.
Оно арестовало прибывшего для переговоров о выводе советских войск министра
обороны повстанческого правительства П. Малетера, а
через предоставленную им для связи военную радиостанцию передало "приказ
министра обороны" не оказывать сопротивления советским войскам.
Довольно успешно мероприятия по
дезинформации, осуществляли органы советской специальной пропаганды во время
войны в Афганистане.
Дезинформирование (обман) в психологической войне
должно характеризоваться отсутствием шаблона в формах и содержании. Так,
однажды на письменный стол генерала У. Чартерса,
возглавлявшего английские органы военной пропаганды в годы Первой мировой
войны, случайно попали две фотографии. На одной были изображены трупы
германских солдат, которые оттаскивали за линию окопов для погребения, а на
другой – трупы лошадей по дороге на мыловаренный завод. Генералу
неожиданно пришла мысль заменить подпись под первой фотографией на другую,
стоявшую под второй, и поместить отредактированный таким образом материал в
газетах. Фотография "Немецкие трупы по дороге на мыловаренный
завод" обошла вскоре всю Европу и Америку, вызывая отвращение и презрение
к немцам.
Мероприятия по дезинформированию
должны осуществляться по единому замыслу; с
тщательным согласованием пропорций правды и лжи (при максимальном
использовании правдоподобной информации); с
обязательным сокрытием истинных намерений, целей и задач, решаемых
собственными войсками.
Дезинформирование широко применяется во всех видах
психологических операций.
«В стратегических операциях основными направлениями дезинформирования
обычно являются»:
·
введение
в заблуждение будущего противника относительно истинного времени начала боевых
действий и их характера;
·
создание
иллюзии подготовки крупномасштабных операций на ложных направлениях;
·
широкое
освещение "труднопреодолимых" проблем в формировании и боевой
подготовке штабов и подразделений войск;
·
"утечка"
заведомо завышенных (заниженных) данных о переброске своих войск на различные
операционные направления;
·
преувеличение
отрицательного влияния климатических и бытовых условий на морально-психологическое
состояние войск;
·
критика
"низкого качества" вооружения и техники своих войск, их
боеспособности;
·
значительное
преувеличение боевых возможностей войск и вооружения противника (для
формирования неоправданной самоуверенности его командования и личного состава);
·
демонстрация
по ТВ видеоматериалов о ходе боевой учебы на "необходимых"
операционных направлениях.
Основным инструментом дезинформирования в стратегических психологических
операциях обычно являются средства
массовой информации – печать, радио, телевидение.
В оперативно-тактических психологических операциях основными
направлениями дезинформирования обычно являются:
·
распространение
ложной информации о местах дислокации и характере действий своих войск, их
профессиональной выучке, морально-психологическом состоянии;
·
распространение
ложной информации о деморализации воинских частей противника;
·
распространение
ложных приказов, ложных распоряжений, команд и т.д.
В этом случае инструментами
дезинформирования являются преимущественно радио и печать.
Например, в ходе арабо-израильской
войны 1973 г. в период выдвижения египетской 4-й танковой дивизии для нанесения
контрудара израильтяне вошли в ее радиосети и передали ложный приказ на отход
за Суэцкий канал. Приказ был принят как истинный, дивизия повернула назад, и
контрудар не состоялся. Еще ранее с курсировавшего в нейтральных водах
Средиземного моря транспорта типа "Либерти" израильские специалисты
передавали закодированные ложные приказы на арабском языке. Например, в районе Эль-Ариш египетские войска пытались создать оборону, но получив "приказ" с борта этого судна, без сопротивления
оставили свои позиции.
Нередко в целях сокрытия истинной
дислокации своих войск, для имитации переброски их на другие направления
применяют звуковещательные средства подразделений психологических операций.
Звуковая имитация передвижения колонн гусеничной и колесной техники является
особенно эффективной в случае отсутствия у противника авиационных и других
оперативных средств разведки. Это еще раз подтвердилось во время войны в Чечне
в 1995 г. Применяя имитационные шумы, удавалось дезориентировать формирования
чеченских боевиков о реальном направлении предстоящей атаки. Кроме того,
услышав "шум приближающейся техники", местные жители покидали зоны
боевых действий, что значительно снижало количество жертв среди
них.
Наиболее
наглядно технологии дезинформирования на государственном и армейском уровнях
можно увидеть на примере действий многонациональных сил (МНС) в зоне Персидского
залива против иракских войск.
Целями дезинформирования являлись:
сокрытие сроков стратегической перегруппировки войск; масштабов и целей их
оперативного развертывания; введение противника в заблуждение относительно даты
начала военных действий, их характера и главных направлений; обеспечение
внезапности первого и последующих ударов МНС.
Организацией дезинформации
занимались пропагандистский аппарат государственного департамента США (т.е.
министерства иностранных дел) и служба психологических операций министерства
обороны. Они проводили мероприятия на всех уровнях с использованием различных
каналов передачи ложной информации. Использовав
доминирующее положение американских информационных агентств, поставляющих миру
до 70% международной информации, военно-политическое руководство США сумело
навязать мировой общественности свою точку зрения на ход событий. При этом
помимо СМИ, в качестве своих рупоров американцы широко использовали
контролируемые ими международные политические, общественные, культурные и
религиозные организации.
В процессе развертывания группировки
войск в зоне конфликта (операция "Щит в пустыне") мероприятия по
дезинформированию осуществлялись по специальному плану комитета
начальников штабов вооруженных сил США. Так, после начала операции
американское командование стало распространять заведомо ложные сведения о
характере подготовки своих войск к боевым действиям против Ирака. По каналам
радио, Печати и телевидения распространялась дезинформация, касающаяся не
только планов ведения боевых действий, но и относительно численности иракской
группировки. Она была сознательно завышена, по некоторым данным, в 1,5–2 раза.
Мощным средством дезинформации
противника относительно истинных направлений наступления 7-го армейского и 18-го
воздушно-десантного корпусов служила печатная пропаганда. Миллионы экземпляров
листовок с изображением эмблем этих корпусов были сброшены вдоль иракских
позиций на побережье оккупированного Кувейта в том месте, где командование США
хотело создать видимость наступления.
Наиболее важные дезинформационные
мероприятия были осуществлены во второй половине августа 1990 г. – в период
интенсивного наращивания группировки американских войск в Саудовской Аравии. В
это время по всем информационным каналам передавались завышенные цифры
переброшенной в регион новой силы и техники, что позволило предотвратить
нападение Ирака на группировку американских войск, которая, по словам генерала
Н. Шварцкопфа, в тот момент была чрезвычайно уязвима.
Для того чтобы ввести противника в
заблуждение относительно истинных сроков начала операции против Ирака, была
создана специальная группа журналистов, прошедших проверку на лояльность и
давших подписку о неразглашении доверительной информации. Одновременно было
резко сокращено число иностранных корреспондентов, аккредитованных при штабе
объединенного центрального командования международной группировки в Эр-Рияде
(Саудовская Аравия), а также введена жесткая цензура на передаваемую информацию.
Для контроля за работой оставшихся
иностранных корреспондентов, аккредитованных при штабе, было создано
специальное информационное бюро, на которое возлагалась вся полнота
ответственности за цензуру информации о деятельности союзных вооруженных сил в
зоне Персидского залива. В состав бюро вошли представители всех видов
вооруженных сил США, уполномоченные поддерживать официальные контакты с
журналистами в пределах своей компетенции. Это бюро устанавливало перечень
сведений, запрещенных к публикации, а также контролировало контакты иностранных
корреспондентов с американскими военнослужащими.
Характерно, что доступ иностранных
корреспондентов в американские войска, развернутые в Саудовской Аравии,
ограничивался посещением небольшого количества подразделений, перечень которых
был утвержден американским командованием. К общению с журналистами допускали
только специально проинструктированных и подготовленных военнослужащих.
В целях сокрытия боеготовности
группировки широко освещались те трудности, с которыми столкнулись войска при
оперативном развертывании в зоне конфликта. Значительно преувеличивалось
отрицательное влияние тяжелых климатических условий, нехватки воды и бытовой
неустроенности на психику военнослужащих, состояние техники и вооружения, на
боевую готовность в целом. В прессе публиковались выступления руководящих лиц
министерства обороны США о необходимости продления сроков подготовки к военным
действиям до конца февраля – начала марта 1991 г.
Для обеспечения широкой народной
поддержки своего курса на конфронтацию с Ираком, президент Дж. Буш в ноябре
1990 г. заявил, что Ирак в состоянии изготовить ядерный заряд в ближайшие 10 месяцев (между тем, по оценкам американских
экспертов, технологическая база Ирака не могла позволить сделать это ранее чем
через 5–10 лет). Значительно завышались также возможности Ирака по применению
химического и биологического оружия. Неоднократно подчеркивалось, что режим С.
Хусейна сделает основную ставку именно на эти виды оружия, чтобы нанести мощный
удар по Израилю.
Со второй половины декабря 1990 г.
был введен режим ограничений на информацию, передаваемую по открытым и закрытым
каналам связи вооруженных сил. Одновременно в открытой печати США и союзных
стран началось дозированное распространение ложных сведений о нумерации,
численности, вооружении и боевой готовности перебрасываемых в зону Персидского
залива соединений. В частности, ложный характер имело большинство статей о
масштабах переброски войск из США и Западной Европы в зону конфликта, о
количестве доставляемого оружия, боевой техники, боеприпасов и различных материальных
средств.
Мероприятия по дезинформированию
проводились одновременно в политической, экономической и военной областях путем
организации регулярных "утечек" секретных сведений и распространения
"личных мнений" информированных высокопоставленных представителей
военно-политического руководства США и их союзников.
Основу плана дезинформирования на
стратегическом уровне составила идея о том, что переброска войск в ближневосточный регион проводится главным образом для
предотвращения агрессии Ирака против Саудовской Аравии. При этом особый акцент
делался на сообщения об отработке находящимися там войсками оборонительных
действий по отражению вторжения иракских танковых группировок в Саудовскую
Аравию.
Для дискредитации политики СССР
среди арабов в средствах массовой информации, рассчитанных на них, была
организована публикация серии статей о якобы имевшей место передаче Советским
Союзом на Запад секретных сведений об Ираке и его вооруженных силах. А в
статьях, предназначавшихся для западных читателей, СССР обвиняли в нарушении
экономического эмбарго, переброске в Ирак танков, запасных частей и другого
военного имущества, присутствии там советских военных специалистов. Наконец, в
тот период, когда американский президент уже отдал указания о начале боевых действий
против Ирака, США всячески пропагандировали свою поддержку мирных инициатив
советского руководства.
За месяц до начала боевых действий
на официальный Багдад обрушилась через международные СМИ масса информации из
"компетентных источников", суть которой сводилась к одному:
многонациональные силы будут готовы к "ночной" войне лишь в начале
марта, к "дневной" – в лучшем случае в середине февраля. Аналогичные
сведения поступали командованию иракских войск в Кувейте по каналам армейской
разведки, их невзначай упоминали антиправительственные радиостанции, вещавшие с
территории Саудовской Аравии.
С начала января 1991 г.
дезинформация стала распространяться по линиям связи тактического звена
вооруженных сил США. Эти действия являлись частью мероприятий американского
командования по сокрытию реального характера и содержания деятельности частей в
ходе оперативного развертывания войск, прибывших в Саудовскую Аравию.
За несколько суток
до начала военных действий против Ирака по американскому телевидению выступил
министр обороны США Р. Чейни. Он дал краткую
характеристику деятельности американских войск в ходе операции "Щит
пустыни" и заявил, что срок окончания действия резолюции
ООН (15.01.91) по вопросу применения военной силы против Ирака не
означает скорого начала боевых действий. При этом он дал понять, что
американские войска в зоне Персидского залива еще не готовы к войне. Это
заявление, по оценке независимых военных экспертов, явилось кульминацией всей
деятельности американского командования по введению противника в заблуждение
относительно срока начала операции "Буря в пустыне". Именно оно
сыграло решавшую роль в достижении внезапности при нанесении первого
массированного ракетно-бомбового удара многонациональных сил по Ираку в ночь на
17 января 1991 г.
Тогда же одно из западных
информационных агентств со ссылкой на "секретные источники" в
Вашингтоне уточнило, в свою очередь, что президент Дж. Буш еще не принял
решение о войне с Ираком, и что "каждый новый день предоставляет Багдаду
возможность избежать войны и выбрать тропу мира". "Имеются все
признаки того, что здравый смысл восторжествует и
вооруженное столкновение будет предотвращено", – подтвердила индийская
газета "National Gerald",
приводя "неопровержимые" доказательства с Капитолийского холма.
Большие усилия были направлены на
создание убедительной иллюзии подготовки крупномасштабного морского десанта на
побережье Кувейта. Для придания этому замыслу максимальной достоверности в
Персидском заливе были сосредоточены крупные силы морской пехоты и десантно-штурмовых
средств, проведена серия учений на побережье Саудовской Аравии и Омана с
практической отработкой способов прорыва противодесантных минно-взрывных
заграждений, захвата плацдарма и развития успеха в глубине обороны противника.
Эти учения подробно описывали в газетах, демонстрировали по ТВ западные и
местные арабские журналисты.
Неизбежность и масштабность
десантной операции на побережье Кувейта подчеркивало и ее наименование –
"Неминуемая гроза". Представителям прессы регулярно сообщали сведения о якобы имевшем место выделении дополнительных
подразделений тактической, палубной и армейской авиации в интересах
авиационного обеспечения десантной операции.
Все это вынудило Ирак выделить для
противодесантной обороны побережья Кувейта 5 дивизий. На самом же деле,
осуществив скрытую переброску основной части группировки в западном
направлении, командование многонациональных сил нанесло удар по наиболее слабой
части иракской группировки на юге страны. Более того, на первом этапе наземной
операции одна из дивизий США имитировала начало крупномасштабного наступления
на приморском направлении. Затем, сковав значительные силы противника, она
совершила отход, перегруппировку, быструю передислокацию в западном направлении
и начала реальное наступление на правом фланге МНС.
И дальше, в ходе начальной фазы
операции "Буря в пустыне", когда соединения 7-го армейского корпуса
стремительным фланговым маневром обходили группировку вооруженных сил Ирака в
Кувейте, пресса продолжала публикацию сообщений о подготовке морской десантной
операции. В частности, британская телерадиокомпания "Би-Би-Си"
получила якобы достоверные сведения о том, что морская пехота США захватила
один из островов в Персидском заливе и выдвигает свои десантно-штурмовые
средства к побережью Кувейта. По оценке американских специалистов, военное
руководство Ирака не сомневалось в реальности данной угрозы на всех этапах
кампании и активно готовилось к ее отражению, сосредоточив на кувейтском
побережье Персидского залива в общей сложности до семи дивизий и выделив в их
распоряжение значительное количество артиллерии и инженерных средств.
Введению иракского командования в
заблуждение относительно направления ударов сухопутных группировок МНС
способствовали также публикации в открытой печати различных вариантов возможных
боевых действий МНС с концентрацией главных сил вдоль побережья Саудовской
Аравии.
Развитие событий в зоне Персидского
залива подтвердило, что силам коалиции уже с первых часов операции "Буря в
пустыне" удалось захватить стратегическую инициативу. Была достигнута
высшая степень внезапности. Руководство Ирака, а также третьих стран оказалось
полностью дезориентированным относительно истинных сроков начала воздушных
налетов и реальных планов многонациональных сил. Данный факт подтверждает то
огромное значение, которую имеет стратегическое
дезинформирование.
"Все произошло более чем
неожиданно", – писала сирийская газета "Ас-Саура",
– С. Хусейн и его окружение почти пять часов находились в шоке и растерянности.
Налицо успешный результат пропагандистских акций, которые умело
осуществляло военно-политическое руководство США".
Для обеспечения максимальной
тактической внезапности и уменьшения боевых потерь личного состава МНС с
началом наземной операции полностью прекратилось распространение официальной
информации из района боевых действий. Командование объединенного штаба ОДК
ввело 48-часовой мораторий на сообщения СМИ и особо жесткие ограничения на
любую информацию, касающуюся содержания оперативных планов и местоположения
группировок войск.
Таким образом, мероприятия по
дезинформации в сочетании с другими мерами позволили руководству МНС сохранить
в тайне время начала боевых действия. Между тем, сроки как воздушной наступательной операции, так и наземной
операции были определены еще в декабре 1990 г. и впоследствии не
корректировались.
Подводя итоги дезинформационной кампании,
проводившейся США и их союзниками, французский журнал "Арме
д'ожурдюи" (Армия сегодня) писал: "Если
раньше много говорилось о генерале "Зима", не следует ли отныне
говорить о генерале "Пресса", чье воздействие на Ирак оказалось более
эффективным, чем собственно война в Персидском заливе?".
Манипулирование – это способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления
активности других людей, осуществляемый настолько искусно, что остается
незамеченным ими. Манипулирование в то же время – это такой
способ применения власти, при которой обладающий ею влияет на поведение других,
не объясняя им, чего он от них ожидает.
Манипуляция сознанием – это своеобразное господство над духовным состоянием
людей, управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов
поведения, выгодных субъекту воздействия.
Выделяют 3 уровня манипулирования:
·
первый уровень – усиление существующих в сознании людей нужных манипулятору идей,
установок, мотивов, ценностей, норм;
·
второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие,
процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое
отношение к конкретному явлению;
·
третий уровень – коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения
объекту.
Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно
скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или
иную сторону, либо вообще становится непонятной.
Большая ложь.
Любимый прием министра пропаганды нацистской Германии Й. Геббельса. Он
утверждал, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят,
главное – подавать ее максимально серьезно. Яркий пример использования данного
приема – фабрикация органами советской спецпропаганды в 1987 году
"научного доклада" о причинах появления СПИДа. Доклад обвинял ЦРУ в
мировой эпидемии этой страшной болезни. Дескать, произошло случайное
распространение вируса из секретной лаборатории в американском штате Мериленд.
Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями,
допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможным
отличит правду от вымысла.
Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать
обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже
поздно что-то изменить.
Возвратный удар. Суть этого способа в том, что вымышленную (естественно, выгодную для
себя) версию тех или иных событий через подставных лиц распространяют в органах
СМИ, нейтральных по отношению к обеим конфликтующим сторонам. Пресса противника
обычно повторяет эту версию, ибо она считается более "объективной",
чем мнения прямых участников конфликта.
Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно
ожидаемой в данный момент ("горячей") информации. Чем больше
содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат.
Потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо
определенный процесс принимает необратимый характер.
Есть и другие способы
манипулирования, нет смысла рассматривать их все без исключения.
Вторая половина XX века
чрезвычайно богата примерами психологических операций по манипулированию
сознанием людей.
Одним из таких примеров может
служить операция "Шарлотта" по
пропагандистскому прикрытию отправки кубинских войск в Анголу в ноябре 1975 г.
для спасения пришедшего там к власти прокоммунистического режима МПЛА.
Кубинцы высадились в ангольской
столице Луанде 5 ноября – всего через 13 дней после начала вторжения
южноафриканской армии в южную часть этой страны, раздираемой войной между 4-мя
противоборствующими группировками – МПЛА, ФНЛА, УНИТА, ФЛЕК. Если учесть
численность войск (2 дивизии только в первой волне десанта) и количество
задействованных транспортных средств, то становится очевидным, что подготовка
столь крупной военной операции требует значительно больше двух недель. Более
того, на доставку нескольких тысяч солдат морским путем из Гаваны в Луанду
требуется от 15 до 20 суток. Значит в тот момент, когда войска ЮАР пересекли
границу Анголы, советские транспортные корабли с кубинскими войсками на борту
уже шли через Атлантику курсом на Луанду. В последующем был установлен и тот
факт, что к началу агрессии ЮАР 2 тысячи кубинских
"советников" уже находились в ангольской столице.
Мировой общественности кубинский десант представили в
виде интернациональной помощи народу и законному правительству Анголы для
защиты от агрессии южноафриканских расистов. В действительности же кубинскую
военную экспедицию заблаговременно спланировало советское военно-политическое
руководство. В рамках этой операции СССР предоставил
оружие, военную технику и транспортные средства, а Куба – воинский контингент. За несколько месяцев (а не за 2
недели) до начала операции в ряде африканских стран, прежде всего в Конго
(Браззавиль), Мали и Гвинее-Бисау, была развернута сеть промежуточных баз для
советской военно-транспортной авиации, осуществлявшей переброску техники. В то
время Москва и Гавана преследовали общую цель, суть которой заключалась в
установлении прокоммунистических режимов в стратегически важных районах земного
шара. Исходя из этой общей цели, Фидель Кастро
намеревался тогда экспортировать революцию в экваториальную Африку и превратить
Анголу в опорную базу для кубинского проникновения в страны Третьего
мира.
Широкое поле
деятельности для манипуляций с массовым сознанием предоставила и война во
Вьетнаме. Так, в начале 60-х гг. американцы провели операцию под кодовым
названием "Фармгейт" ("Ворота
фермы") в Южном Вьетнаме с целью противодействия партизанам. США направили
туда несколько тысяч советников, чтобы сорвать кампанию партизан НФОЮВ по
мобилизации населения на борьбу с сайгонским режимом. В этой широкомасштабной
акции активно применялась печатная и устная пропаганда (распространение
листовок авиацией и трансляция программ устного вещания), призывавшая крестьян не
вступать в ряды партизан.
Начиная с 1965 г., широкомасштабные
психологические операции по манипуляции сознанием американцев стал проводить и Вьетконг. Так, его партизанам удалось перехватить часть
почтовых отправлений, адресованных американцам из США. Узнав некоторые факты
личной жизни американских военнослужащих, они организовали адресную устную
пропаганду. Партизанские дикторы зачитывали через громкоговорители отрывки из
перехваченных писем, называя имена адресатов. В результате американские солдаты
узнавали, что у одних жены изменили им с их лучшими друзьями, а у других
невесты уже вышли замуж, но не за них. И все это случилось лишь потому, что они
оторваны от дома для несправедливой войны во Вьетнаме. Эти психологические
акции оказывали негативное воздействие на морально-психологическое состояние
американской армии и повлекли многочисленные случаи дезертирства.
Успех наступления, начавшегося в
день праздника Тэт (вьетнамский Новый год по лунному
календарю) в феврале 1968 г., тоже в значительной мере был предопределен
высокой эффективностью психологических операций Народного фронта освобождения
Южного Вьетнама. До начала этого наступления южновьетнамская столица
практически не была затронута войной и представляла собой зону отдыха и
развлечений для американских военнослужащих. Руководству НФОЮВ удалось ввести в
заблуждение американских аналитиков. Они распространяли по радио и через свою
агентуру ложные сведения о больших потерях в результате американских
бомбардировок, о разрушении значительных участков дорог, по которым
осуществлялось снабжение из Северного Вьетнама. Одновременно разведка Фронта
добывала детальную информацию о дислокации, вооружении, боеспособности
американских подразделений, используя в этих целях разветвленную шпионскую
сеть, в том числе многочисленных проституток.
Наступление в день праздника Тэт вскрыло грубейшие просчеты американских разведчиков,
которые в январе 1968 г., т.е. всего за месяц до наступления партизан,
представили правительству США доклад с выводами о невозможности проведения Вьетконгом широкомасштабного наступления в ближайшее время.
Они переоценили потери противника и недооценили ключевую роль, сыгранную
знаменитой "тропой Хо Ши
Мина". Пентагон был убежден, что этот путь снабжения южновьетнамских
партизан практически уничтожен массированными бомбардировками американской
авиации. Однако в последующем оказалось, что американские бомбардировки не
только не вызвали серьезных разрушений троп в горах и джунглях, бамбуковых
мостов, примитивных убежищ, а наоборот расчистили много участков местности, тем
самым значительно облегчив строительство новых путей снабжения.
В дальнейшем вьетнамские операции по манипулированию
сознанием американцев осуществлялись даже на территории США. Пропаганда велась
в основном посредством телевидения и была рассчитана
прежде всего на студенчество. Она подорвала моральный дух американской нации и
настроила большинство населения против дальнейшего участия войск США в войне на
индокитайском полуострове.
Ярким примером
успешного манипулирования массовым сознанием является программа СОИ
(стратегической оборонной инициативы) президента США Р. Рейгана.
В 1993 г. газета "Нью-Йорк
Таймс" рассказала о том, как американской администрации ценой больших
усилий в 1984 г. удалось запустить "утку", предназначенную для обмана
СССР по поводу противоракетной эффективности СОИ. Специалисты Пентагона
сфальсифицировали результаты научных испытаний и подтасовали различные данные
для того, чтобы заставить СССР поверить в серьезность нависшей над ним угрозы.
Всего один факт в данной связи.
После трех безуспешных попыток поразить баллистическую ракету
ракетой-перехватчиком ее, а также ракету-цель, снабдили электронными системами
взаимного наведения, благодаря которым промахнуться стало практически
невозможно. Ракета-цель постоянно передавала сигналы, которые принимал приемник
антиракеты, что позволило осуществлять точное наведение ракеты на цель.
Операция была проведена настолько
безукоризненно, что ввела в заблуждение не только Кремль, вынужденный начать
собственную сверхдорогую программу, но и американский конгресс.
Дезориентированные относительно истинных возможностей проекта, конгрессмены
проголосовали за выделение на его реализацию значительных финансовых средств.
Кстати говоря, именно непосильные расходы на
советский "ответ" СОИ, огромная безвозвратная помощь
"дружественным режимам" и напрасная трата гигантских сумм в
Афганистане (более 70 миллиардов долларов за 10 лет войны), в сочетании со
специально организованным снижением мировых цен на нефть и газ (главный источник
доходов СССР) привели к экономическому краху великого государства, которым был
когда-то Советский Союз. Так что результаты манипулирования сознанием могут
быть самыми ошеломляющими!
Проблеме обучения технологии
дезинформирования и манипулирования специалистов психологической войны сегодня
уделяют пристальное внимание во многих странах. Например, по сообщениям
французской печати, на проходивших в мае 1997 г. крупных учениях вооруженных
сил Франции "Одакс-97" в полном объеме отрабатывались вопросы информационного
противоборства. "Для нас участие в учениях "Одакс-97" было
весьма полезным и поучительным, – заявил начальник школы военных пресс-атташе. –
Они дали возможность нашим слушателям работать со СМИ в обстановке,
приближенной к реальной, совершенствуя свои профессиональные
навыки".
3.
Распространение слухов и мифов
Еще одним способом воздействия,
широко используемым в практике психологической войны, является распространение
слухов и мифов.
Слухи – это специфический
вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди
определенных слоев населения, либо специально кем-то распространяемой для
воздействия на общественное сознание.
Специалисты обычно классифицируют слухи по трем параметрам:
экспрессивному (в соответствии с
эмоциональными состояниями, выраженными в содержании слуха и особенностями
эмоциональных реакций на него), информационному
(в соответствии со степенью достоверности сюжета слуха) и по степени влияния на психику людей.
По экспрессивной характеристике выделяют:
1.
Слухи-желания. Распространяемая в них информация
имеет целью вызвать разочарование по поводу несбывшихся ожиданий и
деморализовать объект воздействия. Так, во время Первой
мировой войны во Франции и Германии противники намеренно распространяли слухи о
скором окончании войны, которые, естественно, не оправдались, что вызвало
массовые проявления недовольства в этих странах. Аналогичные слухи-желания
распространялись во время Великой отечественной войны в осажденном Ленинграде.
Например, слух о скорой высадке воздушного десанта союзников.
2.
Слухи-пугала. Распространяемая в них информация
ставит цель инициировать у объекта воздействия состояние тревоги,
неуверенности. Таковыми могут быть слухи о смертельном сверхоружии, которым
располагает противник (т.е. сторона, распространяющая слух), о катастрофической
нехватке продовольствия, о предстоящих бомбардировках, о заражении местности и
т.д.
3.
Разобщающие агрессивные слухи. Распространяемая с их помощью
информация имеет целью вызвать разлад во взаимоотношениях в среде противника,
нарушить социальные связи. Так, среди германских крестьян незадолго до Первой мировой войны циркулировали слухи о желтых
автомобилях, перевозящих из Франции в Россию через Германию золото для
подготовки будущей войны. Они настолько будоражили сознание крестьян, что те натягивали поперек многих дорог цепи и из-за этого невозможно было
проехать.
По информационной характеристике выделяют слухи
абсолютно недостоверные, частично недостоверные (с элементами правдоподобия),
правдоподобные слухи.
В зависимости от преследуемых целей,
органы психологической войны распространяют слухи того или иного типа. Так, во
время военных действий в Северной Африке (Вторая мировая война) немцы с целью
побуждения мусульман к сотрудничеству с ними распространяли среди арабского
населения абсолютно недостоверный слух о принятии Гитлером ислама. Во время
войны в Чечне (1994–96 гг.) в ряде случаев весьма эффективным способом
воздействия на противника оказались слухи о ранении одного из главарей НВФ, о
захвате базы боевиков, об "обращениях" администрации и старейшин
Чечни к российскому командованию (недостоверные слухи с элементами
правдоподобия), о зомбировании боевиков (абсолютно недостоверные слухи), о
разногласиях в составе их руководства (правдоподобные слухи) и другие. По
сведениям иностранных корреспондентов, работавших по ту сторону фронта, боевики
часто оказывались подавленными или дезориентированными подобными сообщениями,
расходовали время и силы на проверку встревожившей их информации.
По степени влияния на психику людей слухи делят на:
1.
Будоражащие
общественное мнение,
но не вызывающие явно выраженного антиобщественного поведения отдельных лиц или
целых групп.
2.
Вызывающие
антиобщественное поведение среди некоторой части определенных социальных групп.
3.
Нарушающие социальные связи и
организационно-управленческие отношения между людьми, вызывающие массовые беспорядки,
панику и т.д. Например, часто накануне военных действии появляются слухи о
возможном голоде, провоцирующие погромы магазинов и складов.
Опыт различных войн свидетельствует
в то же время, что применение слухов требует большого искусства и осторожности,
так как их содержание после начала распространения выходит из-под контроля.
Циркулируя в массах, слухи зачастую подвергаются весьма серьезным изменениям,
вплоть до того, что приобретают смысл противоположный тому, что предусматривался
их создателями.
Для того,
чтобы какая-то информация стала слухом, необходимо чтобы:
·
информация
была значимой для объекта воздействия (т.е. прямо касалась его интересов);
·
информация
была понятной всем участникам процесса трансляции слуха;
·
обладание
информацией способствовало повышению престижа транслятора слуха.
Использование слухов в интересах психологической войны – это распространение информации,
выгодной источнику. Корреспондент агентства Би-Би-Си приводил пример слуха,
распространявшегося органами спецпропаганды федеральных войск во время войны в
Чечне. Представлял он рассказ боевика-чеченца о якобы имевшем место факте:
«"Вы слышали?
Вчера к моему другу приходила сестра. Она живет под Ханкалой.
Приехали, рассказывает, к ним четыре турка. Как они туда попали, она не знает.
С ними был этот. Исса из Гудермеса. Помните, он
сначала в тюрьме сидел, потом с Лабазановым лазал,
потом пропал куда-то. Так вот. Одеты они все были в какую-то форму и имели
много оружия, в том числе автоматы. Приехали и все ходят, что-то по карте
проверяют. Все что-то высчитывают и ни на кого внимания не обращают. Мулла
местный к ним вышел узнать, что к чему, откуда люди, чьи они, что делают. А они
по нашему говорят совсем плохо. Исса
у них за переводчика. Ну он и говорит, что, мол, люди
эти посланники цивилизации, единоверцы и готовят карту нового государства Туран.
Ну мулла, как полагается, предложил им
заночевать, пригласил в один из домов. Гостей там давно не принимали, а тут
люди большие, мусульмане из самой Турции, которая нам помогает против России. В
доме, где они остановились на ночлег, мужчин нет, все воюют, только хозяйка и
две дочери по 13 лет. Как стемнело, эти четверо напились как псы неверные и
стали к девочкам тем приставать. Мы, говорят, люди цивилизованные, и вас от
русской болезни вылечить и освободить приехали. Вы, говорят, должны считать за
счастье переспать с такими» воинами, «как мы. А вы, говорят, дочери собачьи и
род ваш всю жизнь собачью пищу ел. Мать хотела на помощь кого-нибудь позвать,
они силой ее из дома не выпускают. Говорят, что если шум поднимет, всех убьют.
И ее, и дочерей. Так-то. Она в крик: пусть уж лучше ее убьют или надругаются,
но дочерей малолетних не трогают. А они в ответ ее всякими похабные
словами обзывали. Сестра их и повторять постеснялась. Короче, с ней только Исса и забавлялся по тюремному, ему все одно, старуха или трещина в стене. Так
они над ними всю ночь и глумились, нечестивцы подлые. Девчонок тех подростков
чуть до смерти не изнасиловали. По одной на двоих разделили и забавлялись
безостановочно, отрываясь лишь, чтобы в очередной раз выпить. А один порошок
какой-то несколько раз принимал, и после этого еще лютее становился.
Утром рано сестра моего друга видела, как они в
машину свою пошатываясь завалились и уехали. Девочкам
бедным пригрозили, чтобы молчали, да по упаковке жевательной резинке кинули.
Это они уже позже узнали, когда мать очнулась. Что мать теперь детям своим
скажет? Детям какой позор! Кто же теперь их замуж
возьмет? Днем отец этих девочек по дороге к месту выполнения
военного задания домой на несколько минут заглянул на горе свое. Узнал о
том, что произошло, жену избил за то, что чужих в дом пустила, а дочерям
единокровным поклялся Аллахом, что не будет ему покоя и жизни, пока он
обидчиков и весь их род паршивый не истребит. И родственники все, узнав о беде,
поклялись, что турков тех убивать будут, а Иссу
найдут и на кол посадят или шкуру живьем снимут. Мы вот тут воюем, русских
псами считаем, а псы-то настоящие к нам отовсюду лезут. И ведь единоверцами
себя считают. Перестал я понимать происходящее. Русские хоть Грозный бомбят, да
людей мирных по деревням зазря не убивают. Говорят, одежду, продовольствие,
лекарства в села завозят. Девочек тех бедных сейчас бы к хорошему врачу, может,
и обошлось бы. Да мулла запретил к неверным за помощью обращаться. Что делать?
Кому верить? Я и мои решили всех советчиков да любителей за счет войны поразбойничать резать и стрелять на месте. Да поможет нам
Аллах!"»
Слухи могут возникать и спонтанно,
вследствие неправильно восприятия информации, распространяемой заинтересованной
стороной. Тогда они имеют отрицательный эффект. Вот
как описывал подобную ситуацию, возникшую во время войны в Афганистане, один из
западных корреспондентов:
«"В одном из уездов,
контролируемых моджахедами,» – писал он, – «появились
люди, слышавшие собственными ушами по Би-Би-Си, что в Гардезе
афганские правительственные войска располагаются в страшной тесноте. И что,
несмотря на это, туда продолжают прибывать новые подразделения русских. Как
выяснилось, информацию слышали многие, она передавалась по всему Гардезу. Но первыми прореагировали на нее духанщики
(лавочники), поэтому из Кабула завезли большое количество водки. Чтобы не
разочаровывать доверчивых афганских торговцев в осведомленности Би-Би-Си, через несколько дней в ее афганской
программе вещания появились сообщения, что прибывшие войска находятся в
условиях строжайшей советской дисциплины, которой всегда характеризовалась эта
армия, и что несчастных русских солдат не пускают в город на экскурсию"».
Органы психологической
войны нередко используют мифы. Миф – это такая информация, которая
объясняет происхождение и дальнейшее преобразование тех или иных явлений
исключительно на основе вымышленных событий. Осмысление человеком окружающей
действительности посредством мифов базируется не на научных знаниях, а на вере
и убеждениях представителей конкретной культуры, этноса, социальной группы.
Воспитание на примерах действий
мифических персонажей формирует в сознании людей систему морально-этических
ценностей, присущих данной общности (этносу, клану, сословию, профессиональной
группе и т.д.), чувство сопричастности к ее истории. Основной принцип
построения сюжета традиционного мифа – сочетание знакомых реалий жизни с
фантастическими поступками героев. Естественно, что с древних времен правители
всех рангов широко используют мифотворчество в своих целях. Так, ради
укрепления собственной власти они организовывали и организуют распространение
такой информации о своей деятельности, в которой им приписываются разнообразные
достоинства, вплоть до сверхъестественных. Дескать,
только благодаря уму, энергии, отваге царя-батюшки, "отца нации",
"всенародно избранного президента", еще какого-нибудь
"благодетеля" (или за счет их доверительных отношений со Всевышним) удалось победить врагов, обеспечить
процветание отечества и благополучие граждан.
Подобная практика способствовала
появлению специального способа воздействия на общественное сознание, принятого
на вооружение специалистами психологической войны. Обычно они используют социальные мифы, являющиеся искаженными
представлениями о действительности, сознательно внедряемыми в сознание людей с
целью формирования нужных социальных реакций. Самое любопытное в социальных
мифах то, что большая часть общества воспринимает их не как вымысел, а как
естественное положение вещей. Под воздействием социальных мифов история
возникновения и развития государств и этносов, как правило, искажается настолько,
что ее объективный анализ можно осуществлять только путем критического
сопоставления различных источников. Однако так в теории. На практике во многих
случаях подобный анализ серьезно затруднен из-за пристрастной субъективности
авторов или заказного (т.е. изначально лживого) характера большинства
источников информации. По сути дела, вся письменная мировая история с самого
начала является объектом постоянных манипуляций.
Специалисты психологической войны пришли к выводу,
что возможности для возникновения и распространения массовых социальных мифов,
а также для злоупотребления ими с помощью СМИ в современном обществе не
уменьшились, а во многом увеличились. Это, с одной стороны, играет на руку
политикам, а с другой – может вредить людям, которых эти политики толкают на
конкретные действия. Так, миф о непобедимости Америки, о способности
американских солдат решать в бою любые сложные проблемы, был серьезно подорван
войной во Вьетнаме. Миф о способности России регулировать межнациональные
отношения на Кавказе оказался сильно подпорчен военным конфликтом в Чечне.
«Специалисты считают, что мифы способны»:
·
оказывать
воздействие одновременно на интеллектуальную и эмоциональную сферы
человеческого сознания. Это заставляет людей верить в реальность содержания
мифа;
·
делать
гиперболическое описание частного случая идеальной моделью желаемого поведения.
Благодаря этой особенности содержание мифов влияет на поведение людей;
·
опираться
на конкретную традицию, существующую в обществе. Невозможно внедрить в массовое
сознание такие ценности, которые противостоят традиционным.
Новые мифы всегда вырастают из старых корней.
Содержание
информационно-пропагандистских материалов, созданных в соответствии с
существующей в конкретной социальной общности мифологической системой,
действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает
процесс восприятия этого содержания. Но при этом следует учитывать то, что
мифы, несмотря на широкие возможности для импровизации, действуют все же в
ограниченных рамках, так как имеют определенные характеристики. Мифы обычно делят на явные, скрытые и сословные.
«Явный миф»
(фольклорные истории и персонажи, популярные сюжеты и герои произведений
литературы и кино) всегда широко применялся в психологической войне. Например,
такие мифы использовали американцы для воздействия на китайских солдат,
воевавших против них в Корее. Однако успех применения явного мифа определяется
правильной интерпретацией событий, описанных в нем. Для этого нужно очень
хорошо знать историю и культуру конкретной страны или этноса, четко понимать, в
каких условиях данный миф применим, а в каких его упоминание принесет лишь
вред.
«Скрытый миф»
– это специфическая часть системы субъективных представлений общества об
окружающем мире и других общностях. Например, чеченцы считают, что русские
всегда были жестоки по отношению к ним. Скрытые мифы редко используют для
психологического воздействии на войска и население
противника. Обычно они существуют в форме идеологических, религиозных,
политических, бытовых установок, предрассудков, убеждений представителей
конкретных социальных общностей. В силу этого использовать их в своих интересах
удается лишь в отдельных случаях. Практика Второй
мировой войны, составление советскими и американскими специалистами
информационно-пропагандистских материалов, содержание которых было
ориентировано на использование в своих интересах таких мифов, убедительно это
доказала.
Зато широко используются «сословные мифы», которые обслуживают
представления о близости или, наоборот, удаленности определенных групп людей
друг от друга по социальному, профессиональному, национальному, религиозному
признаку. Они действуют по простой схеме "свой-чужой"
и достаточно эффективны в условиях боевой деятельности.