Часть вторая
ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ВОЙНЫ
Глава 6. СПЕЦИФИКА ФОРМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
1. Своеобразие устного
вещания
2. Психологическое
воздействие печатными и
изобразительными средствами
3. Особенности
психологического воздействия посредством радио и телевидения
1.
Своеобразие устного вещания
Устное вещание,
воздействие печатными и изобразительными средствами, радио и телевещание
являются основными формами психологической войны, которые определяют ее
внутреннее содержание и внешние атрибуты.
Выбирая формы психологической войны необходимо
учитывать их специфические особенности. Так, устное вещание весьма продуктивно,
но не всегда возможно. Радио и телевещание обеспечивают охват большой
аудитории, но требуют специальной аппаратуры для приема и условий для
прослушивания (просмотра), что в военное время далеко не всегда возможно.
Печатные материалы проигрывают в оперативности, неадекватно воспринимаются
малограмотными людьми (не говоря уже о безграмотных) и требуют специальных
средств доставки к объекту. Однако их можно изучать неоднократно, передавать из
рук в руки, хранить длительное время. Поэтому чаще всего различные формы
психологической войны применяют в комплексе, чтобы сильные стороны одних компенсировали
слабые стороны других.
____________________________________
Устное (звуковое) вещание – это информационно-психологическое воздействие,
осуществляемое путем передачи через звуковещательные станции различных
сообщений и программ, которые непосредственно воспринимают военнослужащие
противника, его гражданское население, пленные.
Устное вещание в разных
странах использовали особенно широко, начиная с Второй
мировой войны и кончая нашими днями. В СССР и России к нему прибегали во многих
конфликтах, возникавших на национальной почве, в том числе в Чечне.
Устное вещание обладает рядом преимуществ перед другими формами
психологической войны.
Во-первых,
«ему присуща высокая степень оперативности». В программах устного вещания удается использовать самую свежую общеполитическую и военную
информацию. Для создания программ устного вещания не требуется больших
материальных затрат и много времени. Передача и прием информации в устном
вещании осуществляются одновременно, что позволяет организовывать прямое
воздействие на войска и население, вносить коррективы в заранее подготовленные
сводки в соответствии с обстановкой, непосредственно реагировать на поведение
противника. Подвижность звуковещательных станций позволяет быстро
организовывать передачи на соответствующую аудиторию.
Во-вторых,
«устному вешанию присуща высокая степень конкретности». Оно направлено на
сравнительно небольшую, строго определенную аудиторию,
что позволяет использовать в программах конкретные факты, примеры и события из
жизни противостоящих частей и подразделений противника. Это значительно
повышает актуальность и убедительность психологического воздействия.
В-третьих, «восприятие передач устного вешания не требует
использования специальных технических средств». Их воспринимают непосредственно
на слух, без специальных усилий. При этом слушателям передач нет нужды
маскироваться от своего начальства, так как в зоне слышимости устное вещание
вынуждены воспринимать все находящиеся там лица, независимо от их желания.
Кроме того, коллективное прослушивание передач
устного вещания дает возможность безбоязненно обсуждать информацию, распространяемую
противоположной стороной.
В-четвертых,
«при устном вешании возможна своего рода "обратная связь" с объектом
воздействия (восприятие его реакции на передачу)». Такие наблюдения позволяют
очень быстро делать выводы об эффективности осуществляемого воздействия, вносить
коррективы в его содержание.
В-пятых,
«устное вешание предполагает использование музыки, шумов и других звуковых
эффектов». Это повышает эмоциональное воздействие на слушателей. Кроме того,
можно сочетать устное вещание с огневыми налетами на позиции противника, что
побуждает его быстрее следовать призывам, содержащимся в передаче.
Вместе с тем устное вещание обладает и недостатками, которые могут снижать
эффективность его воздействия, а именно:
·
на
качество устного вещания существенно влияют боевые и естественные шумы,
погодные и климатические условия, а также помехи, которые может специально
создавать противник;
·
радиус
действия устного вещания ограничен относительно небольшим пространством;
·
противник
может без особого труда обнаружить и подавить звуковещательные средства.
Опыт различных войн показал, что
наиболее благоприятное время для устного вещания – в перерывах между боями и
особенно ночью.
Объектами устного вещания в угрожающий период обычно являются служащие войск пограничной охраны
вероятного противника; подразделения его разведывательных, инженерных и других
частей, выдвинутых к госгранице; жители расположенных близ нее населенных
пунктов; организованные противником на границе скопления людей, демонстрации,
митинги и т.п.
В военное время устное вещание, как правило, осуществляется на:
·
войска
противника в обороне;
·
окруженные
группы, в том числе отбившиеся от своих частей и дезертиров;
·
военнопленных
в пунктах сбора и лагерях;
·
население
занятых (освобожденных) районов;
·
колонны
беженцев.
Характеристика программ устного вещания и требования, предъявляемые к
ним
Основу устного вещания составляют его программы. Это разнообразные тексты,
содержащие короткую, но интересную информацию, снабженную дополнительными
внешними (звуковыми или шумовыми) эффектами. Их составление, оформление и
трансляция непростое дело, которое имеет свои закономерности.
Виды программ устного вещания. Программы устного вещания классифицируют по различным
признакам. Так, по стилю изложения материала программы устного вещания делят на: информационные,
аналитические и ультимативные.
«Информационные программы» устного вещания – это деловые, лишенные комментариев сообщения о различных фактах и событиях,
которые способны привлечь внимание противника. Они могут содержать информацию как общего, так и местного значения, характеризующую
положение в мире, в конкретных странах, на фронте и в тылу в целом, в отдельных
районах. Особой ценностью такая информация обладает в тех случаях, когда она
еще не известна личному составу противника и сообщается дикторами впервые.
Информационные программы не призывают слушателей
принимать немедленные решения. Цель таких программ – оперативно довести до них
конкретные сведения, подтолкнуть к осмыслению событий и тем самым подготовить почву
для последующего решения.
«Аналитические программы» разъясняют причины сложившейся военно-политической
обстановки, событий на фронте и в глубоком тылу, подталкивая
таким образом слушателей к вполне определенным выводам.
Аналитическим программам свойственно широкое жанровое
разнообразие материалов: это сообщения на различные темы, беседы с
военнопленными, их выступления и обращения, обзоры писем военнослужащих, комментарии служебных документов и т.д. Такого рода
программы могут быть и тематическими, то есть содержать информацию лишь по
одной теме.
«Ультимативные программы» устного вещания содержат обращения, призывы,
ультиматумы, требующие скорых практических действий, а также разъясняют
последствия их невыполнения. Такие программы целесообразны тогда, когда
обстановка позволяет диктовать военнослужащим и гражданским лицам противника
свои условия. К числу ультимативных программ относятся приказы военного
командования, обращения политического руководства, призывы пленных офицеров
противника к личному составу их прежних подразделений.
Разновидностью программ устного вещания являются так
называемые «стандартизированные» программы. Они
представляют собой готовые тексты, написанные заранее, и предназначенные для
использования в типичной боевой обстановке. В них имеются пропуски для
подстановки нужных дат, географических названий, фамилий, наименований частей и
т.п. Подобные программы используют подразделения психологической войны низшего
звена, если их сотрудники недостаточно владеют языком противника. В форме
стандартизированных программ обычно передают обращения к противнику после
успешного боя своих войск на данном участке фронта, после артиллерийского либо
авиационного налета на его позиции, а также обращения к окруженным и блокированным
частям противника.
Стандартизированные программы широко использовали
американские и советские войска в годы Второй мировой
войны, когда не хватало квалифицированных специалистов, владеющих японским и
китайским языками. Часто применяли их и российские войска в Чечне, где
выяснилась неподготовленность войсковых специалистов к ведению пропаганды на
специфическую аудиторию кавказцев-сепаратистов.
По способам подготовки программы устного вещания подразделяются на:
1.
«Программы в записи» представляющие собой тексты,
полностью записанные на магнитную ленту. Они, как правило, содержат выступления
военнопленных, перебежчиков, представителей общественности противника.
Трансляция предварительно записанных программ не требует присутствия диктора.
2.
«Прямые передачи». Чаще всего их осуществляют на
основе заранее подготовленных и утвержденных текстов, реже – на основе тезисов,
и в исключительных случаях – в форме диалога диктора со слушателями (при
условии, что им заранее подобраны нужные факты и аргументы, яркие обороты
речи). Прямые передачи обладают высокой эффективностью, их обычно ведут
дикторы, не только отлично владеющие соответствующим языком, но и хорошо
знающие психологию противника, способные быстро и правильно реагировать на
изменения в обстановке.
3.
«Смешанные передачи» комбинируют программы в записи с
прямой трансляцией. В таких передачах заранее подготовленные тексты дикторы
дополняют актуальной информацией, учитывающей изменения обстановки и
психологические особенности конкретных объектов воздействия, что в значительной
мере повышает их эффективность.
Структура программ устного вещания и требования к ним. Программы
звукового вещания имеют определенную структуру, которая зависит от четырех основных факторов:
·
цели
передачи;
·
психологических
особенностей объекта воздействия;
·
продолжительности
программы;
·
обстановки,
в которой осуществляется вещание.
Программа устного вещания должна иметь точный расчет времени (обычно перед ее текстом имеется
оглавление с указанием времени в минутах и секундах). В боевой обстановке
продолжительность сеанса устного вещания, как правило, не должна превышать 2–3
минут. Если же боевое воздействие противника на звуковещательную установку
маловероятно, то устное вещание может длиться дольше, но в любом случае не
более 15–20 минут.
Такие ограничения обусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых, при более продолжительном непрерывном вещании слушатели теряют
остроту восприятия, у них притупляется интерес, ослабевает внимание. Во-вторых,
длительное непрерывное вещание с одной и той же позиции позволяет противнику
установить местонахождение станции, поразить ее огнем и, таким образом, вывести
из строя как технику, так и личный состав.
Программы устного вещания обычно включают следующие структурные
элементы:
1.
Сигнал о начале передачи. Он служит для предупреждения своих
войск о том, что нельзя мешать передаче, и привлекает внимание противника,
эмоционально настраивает его на прослушивание.
2.
Вступление. С одной стороны, оно продолжает
привлекать внимание противника, а с другой – готовит его к восприятию основной
части программы. Обычно вступление начинается с обращения к противнику, в нем
называют ту часть (подразделение), которой адресована передача, и объявляется
ее тема. Чем конкретнее обращение, тем оно действеннее.
3.
Основной текст. Обычно он состоит из разнородных
текстовых элементов, соединенных между собой музыкальными (шумовыми) элементами.
В целом текст содержит в себе информацию или аргументацию психологического
воздействия. Его цель – не прямая агитация, а подведение слушателя к нужному
пониманию проблемы и к необходимым выводам. Основной текст должен быть легким
для понимания, впечатляющим, убедительным, хорошо восприниматься на слух, быть
приемлемым для слушателей с точки зрения норм их языка.
4.
Концовка. В ней подводят итог передачи.
Поэтому, в отличие от основного текста, она содержит политические выводы,
пропагандистские лозунги, призывы к практическим действиям. Концовка как бы
независима от основного текста, но логически связана с его положениями. В
концовке также сообщают о планируемых сеансах звуковещания.
5.
Сигнал об окончании передачи. Это специальный акустический
сигнал, завершающий ее. Часто передачу заканчивают тем же сигналом, каким
начинали.
Дополнительный, но важный элемент программы звуковещания
составляют музыка, шумы и сигналы. Музыкальное оформление помогает объединять и в то же время
разнообразить отдельные части программы: новости, комментарии,
беседы, дискуссии и т.п. Музыка, особенно народная (т.е. близкая
противнику), оказывает сильное эмоциональное воздействие, хорошо привлекает
внимание. Ее целесообразно использовать в качестве фона, в виде музыкальных
заставок, музыкального сопровождения передачи. Передача вообще может состоять
из одной музыки, если ее цель в том, чтобы воздействовать на эмоциональную
сферу. Например, хотят вызвать у противника беспокойство, депрессию, тоску по
родине и т.п.
Шумы в программах звуковещания, это воспроизведение звуков выстрелов и взрывов; возгласы,
выражающие радость, боль, испуг; смех, женский или детский плач, и т.п.
Подобные звуки, транслируемые в нужные моменты, вызывают соответствующие
переживания у слушающих их людей.
Часто готовят специальные программы,
содержащие записи специальных шумов, например, воспроизводят работу двигателей
танков. Такие программы используют для введения противника в заблуждение.
Например, в Чечне воспроизведение подобных шумов в ночное время неподалеку от
позиций боевиков давало неплохие результаты.
Сигналы в своем большинстве занимают
промежуточное положение между музыкой и шумами. В качестве сигналов могут
использоваться популярные мелодии музыкальных произведений, различные варианты
звуков, воспроизводимых с помощью электроинструментов (генераторов звука). Шумы
и сигналы, так же как и музыка, призваны эмоционально усиливать
воздействие текста.
***
Подготовка программы устного вещания обычно включает четыре этапа.
На «первом»
из них вырабатывают общую концепцию (замысел) передачи,
определяют цель, тему и основную идею, выбирают вид передачи и способ ее
подготовки.
На «втором»
производят расчет времени всех работ (общую продолжительность передачи,
распределение времени на музыку, текст, сигналы и шумы), подбирают диктора,
разрабатывают варианты тактики применения звуковещательной станции с конкретной
программой.
На «третьем»
этапе готовят саму программу: пишут текст, подбирают музыку, шумы, сигналы,
утверждают программу у начальства, согласовывают действия диктора и других
участников передачи, записывают ее на магнитную ленту и, если требуется,
размножают.
На «четвертом» этапе, после проведенного сеанса, обязательно анализируют его
эффективность и отмечают те изменения, которые необходимо внести.
Эффективность программы устного вещания во многом зависит от
личных качеств диктора: совершенного знания им языка противника; четкости дикции;
выразительности чтения, а также от его смелости, самообладания, находчивости.
Если диктор владеет языком
противника недостаточно хорошо, то как показал опыт Второй
мировой войны, не нужно пытаться скрывать это. Выяснилось, например, что в
передачах на Германию лучше было использовать дикторов, говорящих с английским
акцентом, чем дикторов с еврейским акцентом. Тогдашние немцы были настолько
заражены антисемитизмом, что ни одна программа, читаемая евреем, не имела в их
глазах никакого веса, несмотря на красноречие, убедительность аргументов и
страстность призывов. Английская же интонация в голосе диктора придавала
выступлениям больше убедительности. Немцы ожидали услышать настоящего
англичанина и очень удивлялись, когда он начинал говорить на литературном
немецком языке. Легкий английский акцент только добавлял ему авторитет.
Кроме того, следует иметь в виду, что любая аудитория, слушая диктора, безупречно говорящего на ее
языке, всегда задает себе вопрос: "А кто он такой?" Она подозревает в
нем перебежчика. Обращение из уст предателя действует менее эффективно, чем
обращение, исходящее из уст противника. В этом, в частности, наглядно убедились
российские войска во время войны в Чечне, где дикторов-чеченцев пришлось не
только особо охранять, но и использовать для устного вещания лишь в
исключительных случаях.
Принципы осуществления устного вещания
Организуя устное вещание, прежде всего, решают вопросы времени и места
проведения передач.
Наиболее удобное время для них – ночь, особенно
предрассветные часы.
Оно подходит по следующим причинам: безопаснее занять позицию и развернуть
станцию, звук ночью распространяется лучше чем днем,
ослабевает боевая деятельность. В это время на переднем крае обычно мало
звуковых помех, препятствующих вещанию. Разумеется, если того требует
обстановка, устное вещание можно проводить и днем.
Следует также учитывать условия,
благоприятствующие или препятствующие вещанию. При дожде, встречном и боком
ветре распространение звука значительно затруднено.
Слабый попутный ветер, спокойная водная поверхность, туман и сильный мороз
создают благоприятные условия для вещания.
Выбор мест для вещания и позиций звуковещательной станции производят
специалисты психологической войны по приказам
командования. Получив приказ, офицер в подчинении которого находится
звуковещательная станция, сначала изучает по карте общую обстановку и
расположение противника, приблизительно намечает те районы, где могут
располагаться пункты ведения передач. Затем он осуществляет рекогносцировку
местности. В ходе ее он выбирает основную позицию для вещания, несколько
запасных или сменных позиций. Позиции надо выбирать на некотором удалении от
заметных местных ориентиров, так как последние обычно заносят в стрелковые
карточки и в таблицы данных для артиллерийско-минометного огня. Это облегчает
противнику поражение экипажа ЗВС и самой станции.
Определив время
для вещания и выбрав место, производят выдвижение звуковещательной
станции на передний край.
Специалисты психологической войны
давно уже выработали правила устного вещания в боевых условиях. При
автоматно-пулеметном огне передачу следует доводить до конца. При беспорядочном
или редком, так называемом методичном артиллерийско-минометном огне, когда
снаряды взрываются на разном расстоянии и с разных сторон от станции, передачу
не следует прерывать даже в случае очень близкого разрыва. Неожиданное
прекращение передачи на половине фразы или при явной незаконченности мысли
указывает противнику на то, что последний разрыв произошел рядом со станцией
или даже поразил ее. В этом случае противник, сохранив тот же прицел и азимут,
может произвести целую серию выстрелов и действительно поразить станцию. Если огонь
носит систематический характер, противник стреляет по площади в шахматном
порядке, "прочесывает" какой-то участок местности, то в случае
приближения разрывов необходимо своевременно прервать передачу и вывести
звуковещательную станцию из-под обстрела. Однако передача не должна обрываться
резко, ее следует заканчивать так, чтобы она была логически завершенной. Тут
многое зависит от самообладания и находчивости диктора.
Для концентрированного воздействия
на определенные части противника звуковещательные станции можно использовать
массированно, как правило, в количестве 3–4 единиц одновременно. Тогда они
должны работать либо одновременно, осуществляя параллельное вещание, либо вести
передачи посменно. В последнем случае сразу после окончания передачи одной ЗВС
начинает работать другая. Пока работает одна станция, остальные меняют позиции.
В обоих случаях для каждой станции должны быть подготовлены основные и запасные
позиции, произведен точный расчет времени на каждую передаваемую программу, на
смену позиций, на свертывание и развертывание станции.
Конечно, устное вещание – это своего рода искусство, которым овладевают по
мере накопления опыта.
2.
Психологическое воздействие печатными и изобразительными средствами
Воздействие на
противника печатными средствами осуществляется путем распространения печатной
продукции на иностранных языках, а также публикации материалов в средствах
массовой информации своей страны и государств-союзников. Оно обладает такими
важными особенностями, как доступность, наглядность, многообразие видов,
способность воздействовать на разнообразные массовые аудитории.
Воздействие с помощью печатных средств требует достаточного количества подготовленных
творческих работников и технических специалистов, хорошей полиграфической базы,
достаточного запаса расходных материалов, а также технических средств доставки
и распространения печатной продукции.
Оперативность и эффективность подготовки печатных
информационно-пропагандистских материалов достигается:
·
четким
взаимодействием органов управления, частей и подразделений психологической
войны;
·
умело
спланированной работой всего творческого и технического состава;
·
постоянной
заботой о материальном обеспечении и техническом состоянии полиграфических средств;
·
заблаговременной
подготовкой проектов информационно-пропагандистских материалов с учетом предполагаемого
развития обстановки;
·
привлечением
гражданских лиц, военнопленных к литературной обработке
информационно-пропагандистских материалов, их набору, корректорской правке и
художественному оформлению;
·
своевременным
и бесперебойным распространением материалов информационно-психологического
воздействия.
Основными видами материалов, используемых при
воздействии печатными средствами являются: листовки, газеты, журналы, брошюры.
Листовки
Листовка – это информационно-пропагандистское
печатное издание, отличающееся небольшим объемом (не более двух страниц),
сжатым и доступным текстом, броским типографическим оформлением.
Листовка обладает
рядом преимуществ по сравнению с другими видами
печатной продукции.
Она намного оперативнее, чем журнал или брошюра,
откликается на изменения в политической и военной обстановке. Ее достаточно
быстро готовят к печати (иногда в течение нескольких часов), издают большими
тиражами на любой полиграфической базе, в короткие сроки распространяют. Одну и
ту же листовку можно многократно переиздавать и в больших количествах распространять
в тех или иных районах.
Расставляя по-разному смысловые
акценты в нескольких листовках, посвященных одному и тому же вопросу, можно
учесть психологические особенности различных групп военнослужащих и
гражданского населения противника. Специфическое полиграфическое оформление
листовки способствует усилению ее эмоционального
воздействия на аудиторию. Воспроизведение в листовке фотографий, копий
официальных документов повышает ее убедительность.
Поскольку содержание листовки всегда
предельно сжато, постольку оно легко воспринимается даже при вынужденно быстром
чтении. Благодаря малому формату листовку легко спрятать, передать кому-либо,
сохранить как пропуск для сдачи в плен.
Вместе с тем листовка как вид
пропагандистской продукции обладает некоторыми недостатками. Так, ее подготовка требует больше
времени, чем программ устного вещания. Тиражирование листовок связано с
существенными материально-техническими затратами (бумага, краска, энергия,
транспорт), требуются также специальные технические средства для их
распространения. Успешность распространения зависит от метеорологических
условий и боевой обстановки.
Однако наличие указанных недостатков
не снижает значения листовки как важнейшего средства пропагандистского и
психологического воздействия.
Требования к листовкам:
1.
Концентрированность содержания. Текст листовки должен быть кратким.
Чтение ее не должно занимать более 30–60 секунд, поскольку по отношению к тем,
кто поднял и прочел вражескую листовку, в военное время применяют суровые меры
наказания.
Листовка – это текст, выражающий какую-то
одну идею. Для ее обоснования можно привести несколько различных аргументов
(фактов), но все они ставят своей целью подведение читателя к усвоению одного
тезиса, являющегося стержнем всего материала. Сосредоточенность на одном
основном положении (тезисе, идее, лозунге) – важнейшее требование к любой
листовке.
2.
Аргументированность. Основное положение листовки надо не
просто декларировать, а обосновывать и подтверждать разносторонними
убедительными доказательствами. Листовка должна, не вступая в полемику,
нейтрализовывать предубеждение к тем, кто ее создал, и заставлять верить в их
правоту.
3.
Простота и доходчивость. Листовка обязана учитывать
особенности аудитории, но в любом случае она должна быть написана простыми
словами. Задача листовки – внушить определенную мысль (идею). Чем проще эта
мысль, чем яснее она изложена, тем больше шансов, что ее поймут и примут.
Никаких туманных намеков, никаких недомолвок в листовке не должно быть.
Нельзя также перегружать текст и оформление листовки
деталями.
4.
Композиционная четкость. Листовка, несмотря на свою
краткость, должна иметь четкую композиционную и логическую структуру. Это
достигается хорошо продуманной логикой изложения материала.
5.
Привлекательность, броскость. Листовку необходимо оформлять так,
чтобы она привлекала к себе внимание и вызывала желание ее прочесть. Для этого
следует умело использовать яркие, броские иллюстрации (фотографии, рисунки,
схемы), подбирать цвет бумаги и краски, различные шрифты и т.д. Размер шрифта
не должен быть меньше шрифта пишущей машинки, иначе текст становится
трудным для восприятия. Чем крупнее шрифт, тем легче читать листовку.
Особое значение имеет выбор цвета. Желательно, чтобы листовка была
яркой, выделялась на фоне местности. Однако, если известно, что за чтение и
хранение листовок противник строго наказывает, то лучше подбирать неброские
цвета.
***
Рис. 18.
"Ежедневно тонет
одна подлодка!" Выдержки из официального сообщения о встрече президента
США Рузвельта и премьер-министра Великобритании Черчилля в августе 1943 г. На
встрече отмечались успехи, достигнутые в борьбе с немецкими подводными лодками,
а также обсуждались планы полного разгрома германского подводного флота.
Рис. 19.
"Французские
солдаты!.. Это французское правительство объявило войну Германии 3
сентября". Немецкая листовка апреля 1940 г.
Рис. 20.
"Немецкие
солдаты!.. Прекращение кровопролития, прекращение войны в наших общих
интересах!" Английская листовка сентября 1941 г.
Время, необходимое для подготовки листовок, определяется целым рядом факторов,
основными среди которых являются: постановка конкретной задачи по подготовке
материала (указание объекта воздействия, темы, предназначения и вида листовки);
степень профессионализма автора (или группы авторов); качество и полнота
справочного материала, наличие профессиональных полиграфистов и необходимой
полиграфической базы.
В целом противник должен получать такие листовки,
которые вполне определенно дают ему понять, насколько хорошо он изучен.
Виды листовок.
Листовки классифицируют по определенным признакам. В зависимости от содержания различают информационные, аналитические и специальные листовки.
«Информационные» листовки призваны донести до адресата соответствующее
сообщение, информацию о каком-либо событии, обстановке в определенном районе,
состоянии или действиях конкретных людей. Для них характерен такой стиль
изложения, при котором воздействие на читателя осуществляется не столько с
помощью логических аргументов, сколько путем подбора фактов.
По форме, периодичности издания, разнообразию тем
информационные листовки близки газете. Их оформление нередко включает элементы
оформления газетной продукции: заголовок, разнообразные выделения в тексте и
т.п. Тем не менее, пропагандистская направленность таких листовок совершенно
очевидна. В лучших из них чувствуется стремление, не навязывая противнику своих
выводов, дать возможность говорить самим фактам, которые помогут читателю
понять истинное положение вещей и подскажут, что делать (см. рис. 18).
«Аналитические» листовки – наиболее распространенный вид листовок. В отличие от
информационных, характеризующихся простым изложением красноречивых фактов,
аналитические листовки разъясняют какую-либо одну проблему. Основной тип подачи
материала в них – изложение, обсуждение, разъяснение. Они обязательно включают
тезис, подтвержденный соответствующей аргументацией (см. рис. 19–20).
Особым видом листовок являются специальные листовки, которые включают: листовки-документы, маскировочные листовки, обращения и письма
военнопленных (гражданских лиц), листовки-пропуска, листовки-лозунги.
«Листовки-документы» содержат тексты правительственных документов, официальных заявлений,
распоряжений, обращений командования к населению и войскам противника,
ультиматумов. Они отличаются однозначностью содержания, могут представлять
собой факсимиле оригиналов различных документов.
В «маскировочных» листовках содержание и полиграфическое оформление маскируется под
соответствующие издание (периодические печатные издания противника, его
приказы, инструкции, другую служебную документацию). Подготовка текста и
полиграфическое оформление такого рода листовок требует очень высокого
профессионального мастерства.
Рис. 21.
На рис. 21 показана маскировочная
листовка, использовавшаяся немцами в годы Второй
мировой войны против американцев. Подлинный источник информации – противник,
т.е. немцы, мнимый источник – армия США. Листовка не имеет ничего общего с
задачей пресечения венерических заболеваний, что было бы обязательно отражено в
подлинно американской листовке. Ее цель – снижение морального духа американских
войск. Содержание листовки:
«"Военные власти
проверили 20000 женщин. Свыше 80 процентов из них оказались больными
венерическими заболеваниями.
Среди проверенных женщин только 21 процент –
проститутки. Остальные 79 процентов распределяются так: 61 процент – замужние
женщины, вступившие в случайную связь, 18 процентов – девушки, знакомые
военнослужащих (при этом 17 процентов в возрасте до 20 лет). Обе группы женщин
оказались в большинстве своем членами быстрорастущего общества женщин
"V" ("Победа"), которые заявили о своем патриотическом
стремлении утешать войска. А твоя девушка тоже среди них?"».
«Обращения и письма военнопленных (или интернированных
гражданских лиц)»
обычно содержат сведения, выраженные доверительным тоном и доходчивыми словами,
хорошо понятные объекту психологического воздействия. Их авторами зачастую
являются такие лица, которые пользуются авторитетом у противника. Подобные
листовки издают не только как обращения (призывы), но также в виде заявлений,
писем, интервью с военнопленными.
Весьма важным элементом этих
листовок являются фотографии и факсимиле подписей их авторов, их биографические
и служебные данные (место рождения, род деятельности, степень известности в
стране, для военнослужащих – звание, личный номер, воинская часть).
В этих же листовках
специалисты психологической войны обычно размещают:
·
фотографии,
показывающие, как военнопленные пользуются благами мирной жизни, выйдя из
войны. Если того требуют соображения безопасности, лица пленных во время съемки
частично закрывают;
·
перечень
продуктов питания, полагающихся военнопленным;
·
заявления
военнопленных об условиях жизни в лагерях, подтверждающие соблюдение там
протокола Женевский конвенции;
·
обещание
тем, кто сдастся в плен, права переписки с близкими на
их родине;
·
описание
фактов, вызывающих у солдат ненависть к различным политиканам и грязным
дельцам, находящимся в тылу и обманывающим тех, кто воюет на фронте.
«Листовки-пропуска» представляют собой своеобразный документ для
сдающегося в плен (см. рис. 22–23). Кроме призыва к сдаче в
плен, они содержат правила сдачи, гарантии безопасности для сдавшихся, объяснение
порядка обращения с военнопленными.
«Листовки-лозунги» и «листовки-призывы»
содержат лаконичные тексты в форме призывов с целью побудить читателей к
желаемым конкретным действиям. Листовки-лозунги имеют, как правило, небольшой
формат (1/32,1/64 печатного листа). Текст их набирают крупным шрифтом, печатают
в несколько красок. Листовки-лозунги могут также
изготавливать в виде плакатов и расклеивать в доступных для обозрения местах,
например, на задних бамперах легковых автомобилей, на боевой технике и т.д.
В зависимости от жанрового
оформления листовки подразделяются на текстовые и
иллюстративные.
В текстовых листовках основную смысловую нагрузку несет сам текст. Текстовые листовки бывают двух видов: «публицистические и художественные»
Содержание «публицистических» листовок имеет, как правило, общий характер и
отличается острым (публицистическим) стилем. Они представляют собой наиболее
распространенный вид текстовых листовок.
Рис. 22.
Американская
листовка-пропуск для сдачи в плен, предназначенная японцам. Ее оформление было
удачным, но название – "Я сдаюсь!" – казалось оскорбительным для японцев, весьма
щепетильных в вопросах этикета.
Рис. 23.
В этой листовке
оскорбительные слова "Я сдаюсь!" заменены словами "Я прекращаю
сопротивление!". Кроме того, был добавлен рисунок, показывающий, как надо
держать листовку, чтобы американские солдаты не думали, будто в своей руке
японец держит гранату.
В «художественных» листовках применяют различные литературные
жанры: стихи, прозу, пародию, драматургию и т.п. Художественные листовки
воздействуют в первую очередь на чувства, настроения, душевное состояние людей.
Такие листовки зачастую отличаются сентиментальностью и рассчитаны на то, чтобы
вызвать у читателя тоску по дому, семье или чувство страха за свою жизнь.
Например, на одной из английских листовок периода Второй мировой войны был изображен пожелтевший листок
дерева. Внутри этого листка размещалось стихотворение пораженческого характера
("Осень"):
«Осень, падают листья и мы падаем как они.
Листья умирают потому, что этого
хочет Бог,
А мы падаем потому, что этого хотят
англичане.
Весной больше никто не вспомнит
Ни о погибших листьях,
Ни о погибших фронтовиках.
А жизнь потечет дальше
Над нашими могилами».
Иллюстративной листовкой принято называть такую листовку, в которой текст обычно
является вспомогательным элементом, он служит для более глубокого понимания
сути замысла художника. Отличительная черта таких листовок – их броскость,
наглядность, выразительность (см. рис. 24).
Структура листовки
Структура листовки – это совокупность всех
шрифтовых, графических и иллюстративных элементов, отражающих ее вид и
тематический замысел. Различные виды листовок имеют как общие, так и
своеобразные структурные элементы.
Рис. 24.
"Черчилль стал
причиной 92 тысяч жертв – скольких он еще убьет, прежде чем уйдет?" (немецкая
листовка осени 1940 г.).
Так, структура
информационных листовок отличается формой основного текста, который состоит из
отдельных сообщений, нередко взятых из различных источников и имеющих
подзаголовки. Информационные листовки, кроме того, имеют постоянные названия, указание
номера и даты выпуска.
Структура специальных листовок зависит от их
разновидности. Например, листовки-документы, как правило, воспроизводят тот или
иной документ. Маскировочные листовки соответствуют имитируемому изданию, и
т.д.
Основными элементами структуры аналитических листовок
являются: заголовок, обращение, вступление, основной
текст, концовка, подпись, ремарка, пропуск.
«Заголовок» (название) должен кратко и ясно выражать тему листовки, ее основную
идею. Его цель – привлечь внимание читателя, вызвать у него желание прочесть
листовку. Заголовки могут быть сформулированы в виде вопроса, утверждения
(констатации факта, явления и т.п.), лозунга, представлять собой
фразеологическое выражение (пословицу, крылатую фразу и т.п.). Недопустимы
стандартные, длинные и маловыразительные заголовки. Они должны быть краткими,
броскими и отражать общий смысл содержания текста. Лозунги лучше запоминаются,
если они рифмованные.
«Обращение»
это обозначение адресата листовки, то есть того, кому она предназначена.
Обращаясь к конкретной аудитории, листовка как бы обещает удовлетворить информационную
потребность адресата.
Во «вступлении» обычно указываются причины, побудившие к написанию данной листовки, ее
цели. Продуманное вступление привлекает внимание читателя, заинтересовывает
его, создает определенный настрой. Иногда вступление может отсутствовать
(например, в листовках, композиция которых основывается на вопросах и ответах).
«Основной текст» листовки сообщает читателю главную информацию, содержащую
пропагандистский заряд, то есть основной тезис и совокупность подтверждающих
его аргументов. Для достижения необходимого эффекта важное
значение имеет расположение информации в тексте: лучше воспринимается та
информация, которая расположена в конце (кульминация) или начале (антикульминация), но не в середине текста.
Антикульминация более эффективна
в тексте, адресованном враждебной (или безразлично настроенной) аудитории, для
воздействия на которую необходим сильный аргумент в начале текста, заставляющий
дочитать его до конца. Причем предпочтительно начинать со сведений, приемлемых
для данной аудитории, а затем уже переходить к аргументам, негативным с ее
точки зрения. Кульминация более
эффективна тогда, когда текст адресован заинтересованному, благожелательному
читателю, для которого достаточно небольшого стимула, чтобы прочитать весь
текст до конца, где он ожидает самых веских аргументов.
В 50% случаев человек пропускает
основной текст, если он длинный, тяжеловесный, набран мелким шрифтом. Поэтому
листовки с сокращенной до минимума основной частью обладают, как правило,
большей силой воздействия.
Содержание листовки, изложенное
сжато, концентрированно, легче воспринимается даже при быстром чтении. В нем
также можно использовать различные иллюстративные средства (фотографии,
рисунки, схемы и т.п.).
Основной текст
завершается концовкой. В ней обычно повторяется основная идея листовки, содержатся выводы, а
также призывы или лозунги.
Под текстом листовки должна быть поставлена подпись выпустившего ее органа или
должностного лица (командующий войсками фронта и т.д.). Подпись повышает
авторитет листовки, делает ее конкретной и убедительной.
«Ремарка»
размещается в верхней части листовки. Это могут быть призывы типа: "Прочти
и передай товарищу!" и другие.
Текст «пропуска» обычно размещается в нижней части листовки или на ее оборотной стороне.
Его печатают на своем языке и на языке противника, после него помещают
изображение своей государственной символики (флага или герба). Пропуск уместен
в основном в листовках, предназначенных для войск противника, находящихся на
переднем крае или вблизи него.
Таким образом, каждый из компонентов
листовки выполняет свою собственную функцию: заголовок, ремарка, обращение, иллюстрация
привлекают внимание к листовке, заинтересовывают читателя, побуждают его к
чтению основного текста; функция основного текста – убедить читателя в
необходимости следовать содержащимся там рекомендациям.
Газеты, брошюры, журналы
Газета – один из эффективных и распространенных видов
печатной пропагандистской продукции. Органы психологической войны издают
газеты преимущественно для населения освобожденных (оккупированных) районов, а
также для военнопленных.
Рис. 25.
"С запада, с
востока, с юга". Рисунок из газеты "Звездный флаг" от 13 июля
1944 г., наглядно демонстрирующий безнадежность положения нацистской Германии.
Союзники наступают со всех сторон.
Так, в годы Второй мировой войны американцы выпускали для немецких
солдат и офицеров газету "Sternenbanner"
("Звездный флаг"; рис. 25). Советские войска распространяли
иллюстрированную газету "Фронт иллюстрирте",
выходившую на немецком, румынском, итальянском, финском языках, и газету "Фрайес Дойчланд", которую
издавал Национальный комитет "Свободная Германия".
Опыт Германии и СССР показал, что в первый период
после вторжения в чужую страну, когда местная печать еще не сформировалась,
газеты оккупационных властей являются для местного населения главным источником
информации о международной и внутренней жизни. С их помощью оккупационное
командование имело возможность проводить необходимую политическую и
организаторскую работу среди населения (рис. 26). Наглядным примером служит
издание немецких газет на языках народов СССР, а также газет, выходивших в советском
секторе Германии. Примеру этих стран последовали спецслужбы войск международной
коалиции, издававшие газеты для населения и военнослужащих Кувейта и Ирака в
ходе операций "Щит пустыни" и "Буря в пустыне".
Рис. 26.
Газеты на белорусском
и русском языках, издававшиеся немцами и их марионетками для жителей Беларуси.
Газета для
военнослужащих и населения противника «имеет
целый ряд специфических особенностей». К ним относятся:
·
передача
содержания на иностранном языке;
·
характерные
только для газеты формы и способы подачи информации; своеобразные
структурно-композиционные и графические элементы (соответствующие принятым в данной
стране нормам и правилам);
·
оригинальность
языкового и стилистического оформления материалов, наличие особых газетных
жанров и рубрик и т.п.
Кроме того, необходимо учитывать,
что все люди усваивают (или не усваивают) газетную и иную информацию в
соответствие с выработанными у них стереотипами. Так, стереотип восприятия,
присущий большинству населения западных стран, требует, чтобы материалы газеты
были динамичными, броскими и занимательными, сопровождались эффектными
иллюстрациями, чтобы в них разграничивалась комментированная информация,
рекламный и справочный материал. Стереотип восприятия жителей Востока
предполагает преобладание в газете в основном иллюстрированной информации.
По мнению специалистов, газета для населения и военнослужащих
противника должна отвечать следующим
требованиям:
·
отличаться
актуальностью и информативностью публикуемых материалов;
·
быть
доступной по своему структурно-композиционному и языковому оформлению;
·
быть
компетентной во всех вопросах, освещаемых на страницах газеты;
·
учитывать
состав читательской аудитории, ее интересы и потребности;
·
демонстрировать
безукоризненное знание языка издания;
·
подавать
информацию с учетом норм газетной журналистики, принятых в данной стране, стереотипов
восприятия ее населения;
·
соблюдать
правила полиграфического оформления газеты, привычные для местной читательской
аудитории.
В первую очередь надо учитывать
типичное мировоззрение большинства читателей, их социальные, национальные и
религиозные особенности, информационные запросы, общее отношение к пропаганде
противника.
Брошюра – относительно распространенный
вид печатной пропагандистской продукции. Преимущество брошюр, по сравнению
с листовками, состоит в том, что в них больше места для текста и иллюстраций.
Следовательно, пропагандисту легче разъяснить несостоятельность аргументов
противника, у него есть возможность подробно проанализировать и
прокомментировать их. Брошюры особенно удобны для разоблачения таких тезисов,
которые подкреплены доводами формальной логики или неверными статистическими
данными, так как в данном случае необходимо опровергать пункт за пунктом, цифру
за цифрой.
Брошюра содержащая главным образом
иллюстрации, доступна для людей с минимальным образованием. Достоинством
брошюры является также и то, что она обычно не задерживается в руках одного
человека, а продолжает путешествовать от одного читателя к другому.
Однако брошюры труднее прятать, чем
листовки. Поэтому чтобы облегчить сохранение брошюр в условиях строгой
полицейской слежки, их обычно каким-то образом маскируют. Например, брошюра,
подготовленная американскими пропагандистами во время Второй
мировой войны для Японии и содержавшая анализ ее тяжелого военного положения,
имела обложку с такой надписью: «"Враг! Внимание! Эта брошюра издана
правительством США. Подобравший брошюру обязан доставить ее в
ближайший полицейский участок"». На обложке также указывалось, что
получившему или подобравшему брошюру полицейскому следует направить ее
начальству как образец вражеской пропаганды.
Выпускали брошюры и японцы. Но у них
маскировка была другая. Одну такую брошюру они издали в виде привычного для
американцев 25-центового карманного издания. На ней были подделаны все выходные
данные, даже эмблема профсоюза печатников. Текст содержал аргументированную
критику военной политики президента Рузвельта. Японцы распространяли эту
брошюру у себя в стране, в оккупированных и зависимых странах Азии под видом
трофея, захваченного у американцев. Целью операции было внушение читателям
мысли о наличии в США антивоенной оппозиции правительству.
Почти все страны, участвовавшие во
Второй мировой войне, издавали также различные "пособия" для симулянтов. Любое из них начиналось с
утверждений о том, что человек должен думать в первую очередь о себе, что
система медицинского контроля пока еще весьма несовершенна, и что симуляция той
или иной болезни является, возможно, единственным средством избежать настоящего
опасного недуга – ранения на фронте. Брошюры этого вида обычно маскировали под
медицинские инструкции или справочники. Они содержали подробные указания как симулировать туберкулез, дизентерию, сердечные
заболевания, психические и другие болезни.
Журнал
отличается от брошюры в основном тем, что больше ее по своему формату и
содержит значительное число фотоиллюстраций. Журналы труднее распространять и
хранить, чем брошюры, поэтому они предназначаются в первую очередь для
гражданского населения и военнопленных противника.
Психологическое воздействие изобразительными средствами
Воздействие изобразительными средствами – это воздействие с помощью наглядных средств, несущих сильный
эмоциональный заряд. Для этого используют художественно оформленные
плакаты, транспаранты, фотостенды, стенные газеты и карикатуры, карты, схемы,
специально организованные выставки, а также другие средства, например,
наклейки, нашивки, сувениры с соответствующей символикой.
Воздействие изобразительными средствами обладает
рядом преимуществ по сравнению с другими формами психологической войны.
а)
Оно основывается на эффекте
многократного влияния. Демонстрирующиеся в определенном месте наглядные средства воспринимает
множество людей, притом многократно. Многократное восприятие одних и тех же
плакатов и лозунгов облегчает запоминание и усвоение их материалов,
способствует возникновению (или укреплению) определенных установок. Правда,
следует помнить, что период экспонирования конкретного изобразительного
средства все же должен быть ограничен по времени, так как один и тот же стимул,
действующий слишком долго, становится привычным, перестает вызывать
соответствующую реакцию.
б)
Изобразительные средства
воздействуют через зрительные рецепторы, то есть через наиболее емкий канал
передачи информации в кору головного мозга. Известно, что от 40 до 80% всей информации человек
получает с помощью зрения. Являясь многомерным стимулом, изображение на плакате
или фотографии может быть насыщено значительной по объему информацией. Оно
позволяет передать человеку достаточно полное описание событий более экономным
способом (в сравнении с текстом) с точки зрения законов восприятия. Кроме того,
то, что мы видим своими глазами, вызывает меньше сомнений, быстрее и легче
принимается как истина. Особенно это относится к фотографии.
в)
Изображение оказывает влияние как на сознание, так и на подсознание. Под его воздействием у человека
возникают определенные интеллектуальные, эмоциональные и другие ассоциации. Эти
ассоциации в последующем можно эффективно использовать для формирования вполне
определенных убеждений и ценностных ориентаций.
Психологическое воздействие
изобразительными средствами учитывает закономерности зрительного восприятия
различных предметов. Отсюда два главных
принципа такого воздействия:
Принцип привлечения внимания. Изобразительные средства должны непроизвольно (т.е. сами
собой) привлекать внимание. Часто применяемыми приемами привлечения внимания
являются: яркое цветное пятно, контрастное сочетание цветов, специальный шрифт,
определенное расположение некоторых деталей (например, периодическое повторение
одной из них на каком-либо фоне), крупная или цветная иллюстрация в центре плаката,
стенда, фотогазеты и т.д.
Принцип возбуждения интереса. Непроизвольное внимание непродолжительно и через несколько секунд либо исчезает, либо превращается в
произвольное (т.е. вполне сознательное). Произвольное внимание – следствие
определенных намерений или мотивации человека, когда он хочет задержаться перед
плакатом, обдумать его содержание, хорошо понять. Поэтому изобразительные
средства должны возбуждать интерес, желание поглубже
вникнуть в их смысл.
Важно, чтобы глубокое содержание
сочеталось с остроумным способом его выражения, умело использовало лаконичный
текст в дополнение к изображению. Разумеется, интерес к тем или иным
изобразительным средствам во многом зависит и от их актуальности для данной
группы людей.
***
Для осуществления целенаправленного
психологического воздействия изобразительными средствами необходимо иметь правильные представления о предмете, символе, цвете.
«Предмет»
выступает в качестве связующего элемента содержания зрительного воздействия.
Для взрослых людей среднее количество предметов, привлекающих внимание,
колеблется в пределах числа 7+1. Это значит, что человек может одновременно
правильно идентифицировать только 7+1 экспонируемый предмет. Следовательно, в
содержание единичного акта воздействия изобразительными средствами нельзя
включать более 7+1 предметов.
«Символ» (в
качестве его может выступать предмет, знак, цвет), помимо информативной, выполняет прежде всего психологическую функцию, вызывая
сильные эмоциональные ассоциации, связанные с определенными образами, событиями
или действиями. Они достаточно эффективно используются в психологической войне.
Например, путем карикатурного, искаженного, деформированного изображения военнослужащих
противника, их командования, политических лидеров.
«Цвет» – одно из самых сильных средств воздействия на психику человека. Цвет
способен порождать как положительные, так и отрицательные ассоциации.
Правильное использование цвета в изобразительных средствах требует соблюдения
определенных норм. К ним относится, в первую очередь, сочетание (комбинация)
цветов. Оно заключается в соответствие выбора и размещение цветов тем целям,
которые мы хотим достичь. Одни сочетания цветов порождают гармоничное
внутреннее состояние человека, другие – вызывают внутреннюю напряженность и
внешнюю конфликтность.
Цвет используют для того, чтобы эмоционально
дополнять содержание изображения. Неправильно подобранные по отношению к
содержанию цвета вызывают диссонанс, отрицательно сказывающийся на восприятии.
Воздействие изобразительными средствами обычно применяется в
угрожающий период,
в пограничных конфликтах, на оккупированных территориях, в условиях
непосредственного соприкосновения с войсками противника – если для этого
имеются соответствующие возможности. Например, при нахождении наших войск в
обороне, при ведении боевых действий в населенных пунктах, при разгроме
окруженных или блокированных группировок противника. Благоприятные условия для
психологического воздействия изобразительными средствами имеются также в
лагерях военнопленных.
В годы Первой
и Второй мировых войн различные виды наглядной агитации воюющие стороны часто
размещали неподалеку от переднего края позиций противника. Тогда же их нередко
забрасывали с помощью воздушных шаров в его ближний и дальний тыл.
Психологическое воздействие изобразительными средствами находит применение и в
современных условиях. Подтверждение тому – опыт советской специальной
пропаганды в Афганистане. Наглядная агитация (особенно рисунки и карикатуры)
была там весьма доходчивой и действенной формой политической пропаганды. С этой
целью использовали бумажные пакеты для продовольствия, поливиниловые стаканчики
и спичечные коробки с многокрасочными рисунками, а также всевозможные вымпелы,
настенные календари, нашивки, наклейки и другие изделия, содержавшие конкретные
призывы и подтверждавшие тезисы официальной пропаганды.
Дальнейшее развитие этот опыт получил при осуществления мероприятий
психологической войны во время операции "Буря в пустыне" в зоне
Персидского залива, в ходе операций ООН в Сомали и Боснии, в Чечне, во время
бомбардировок Югославии.
3.
Особенности психологического воздействия посредством радио и телевидения
Такое воздействие осуществляется
путем передачи в эфир через военные и гражданские радио- и телепередатчики
специальных радио- и телепрограмм, а также путем вхождения в сети боевого
управления и каналы связи противника через войсковые (корабельные)
радиосредства. Данная форма психологической войны позволяет оперативно и
эффективно охватывать массовые аудитории в пределах
радиуса приема радио- или телевещания конкретной станции.
Характеристика радиовещания
Радиовещание в интересах психологической войны –
это использование широких возможностей многочисленных радиостанций для
воздействия на большие аудитории войск и населения
противника. Никакое другое средство массовой информации не может сравнится с радио по широте охвата аудитории. Сейчас около
80 стран мира осуществляют радиовещание на заграницу.
В угрожающий период и в боевых условиях роль радио
значительно возрастает. Это связано с обеспеченностью радиоприемной аппаратурой
не только населения, но и личного состава вооруженных сил на всех театрах
боевых действий. Кроме того, радио чрезвычайно широко используется как средство
связи и управления в вооруженных силах всех стран мира, а в военно-морском
флоте оно фактически является единственным средством связи.
«Радиовещание имеет следующие достоинства»:
Своеобразие восприятия информации. Речь по радио является одновременно средством
эмоционального воздействия (через интонации, смысловые паузы, акцент, порядок
расстановки слов, музыку, шумы) и средством интеллектуального воздействия
(смысл слов).
Имитация прямого общения с людьми. В радиовещании отправитель информации и ее адресат находятся в состоянии акустического
контакта, благодаря чему возникает "эффект соучастия". Он сближает их
и способствует лучшему восприятия информации.
Высокая оперативность сообщения информации адресату. Затраты времени на подготовку
радиограмм обычно незначительны по сравнению с
временем, необходимым на подготовку печатных, изобразительных, телевизионных
материалов.
Способность охватывать массовую аудиторию. Радиослушатели при этом относятся к
разнообразным по социальному и национальному составу, возрасту, полу,
образованию, вероисповеданию категориям людей.
Широкие возможности вешания. Радиовещание и прием можно осуществлять в любое время
суток, в любую погоду, в любых условиях, в том числе в условиях интенсивного
боя. Оно позволяет вести также и скрытую (замаскированную) пропаганду, ибо
слушателю (даже профессиональному радисту) далеко не всегда удается определить
истинного автора передачи. А действительное местонахождение радиостанции можно определить
только с помощью радиопеленгаторов.
Большой диапазон жанров. Существует множество различных видов и жанров радиопередач,
обусловливающих исключительную гибкость радиопропаганды.
Вместе с психологическое воздействие посредством радиовещания имеет
также «слабые стороны и недостатки»
в сравнении с другими формами психологической войны, обусловленные:
·
необходимостью
готовности объекта воздействия слушать передачу противника (между тем,
прослушивание вражеских радиопередач в угрожающий период и военное время, как
правило, сурово преследуется);
·
определенными
ограничениями акустического восприятия информации по сравнению с печатной
продукцией (оно носит разовый характер, нельзя вернуться к сказанному ранее,
невозможно уточнить непонятное слово или фразу);
·
ограниченностью
радиовещания строго определенной продолжительностью передач;
·
необходимостью
наличия у слушателя исправной приемной аппаратуры;
·
возможностью
глушения радиопередач и пеленгования противником радиопередающих станций в
целях их подавления;
·
появлением
в армиях многих стран технических средств, позволяющих автоматически переводить
радиоприемные устройства на запасные частоты либо переходить на засекреченные
каналы связи.
Радиопропаганда осуществляется через широковещательные
радиостанции, через штатные подвижные радиовещательные станции
органов психологической войны, а также путем
вхождения в радиосети противника.
Воздействие через широковещательные радиостанции. Радиовещание с использованием
широковещательных радиостанций имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием
очень мощных средневолновых и УКВ-передатчиков.
Объектами широковещательной радиопропаганды являются: население государства-противника и
особенно его прифронтовой полосы; боевые подразделения вооруженных сил
противника, находящиеся во вторых эшелонах, исходных районах, районах
сосредоточения, на отдыхе; части связи; подразделения других родов войск
(тыловые, технические, специальные и т.п.).
Необходимыми условиями для приема широковещательных
передач выступают при этом знание слушателями частоты и времени вещания
радиостанции, а также наличие возможности и готовности слушать ее программу.
Характер и объем вещания обычно определяются задачей, поставленной перед органами
психологической войны и зависят от:
·
творческих
и технических возможностей ее специалистов;
·
наличия
необходимой информации;
·
особенностей
оперативной обстановки;
·
времени,
имеющегося на подготовку программы;
·
особенностей
аудитории радиослушателей.
Программы вещания представляют совокупность
различных информационных и публицистических сообщений, структурно объединенных
в единое целое и передаваемых в течение определенного времени определенным
категориям населения (военнослужащих) противника в соответствии с поставленными
целями и задачами.
Специалисты делят программы радиовещания на следующие виды:
·
информационное
сообщение;
·
комментарий;
·
интервью;
·
репортаж.
«Информационное сообщение» – это оперативная
информация о важном событии, факте или явлении, представляющая интерес для
большинства тех слушателей противника, на которых ведется вещание.
Информационное сообщение должно ответить на вопросы: что произошло, где, когда,
кто действовал, как, почему, каковы последствия случившегося. Специалисты
считают, что продолжительность каждого информационного сообщения не должна
составлять более 1-й минуты. Сообщения можно передавать в эфир в виде
тематической подборки, например: "Последние известия",
"Положение на фронте" и т.д.
«Комментарий»
– это одно суждение (или несколько разных
суждений) специалистов, раскрывающие суть проблемы. В комментарии они
высказывают свои мнения, сообразуясь с тем, что считают важным донести до
слушателей и что соответствует целям психологического воздействия. Комментарии
могут быть событийными и проблемными. Событийный комментарий служит для оценки
тех или иных событий, в то время как проблемный призван рассматривать важный
для слушателей вопрос, исследовать широкую панораму событий, действий
правительства или командования противника, глубоко анализировать факты.
Продолжительность комментария обычно составляет 4–6 минут.
«Интервью» включает в себя два основных элемента:
вопросы, которые задает корреспондент компетентному лицу, и ответы последнего
на поставленные вопросы. В хорошем интервью ведущий задает интервьюируемому
такие вопросы, которые предположительно хотел бы поставить слушатель и на
которые он хотел бы получить четкие ответы, если бы оказался на месте ведущего.
Продолжительность интервью обычно не превышает 5 минут.
«Репортаж» – это рассказ о происходящем событии в
момент его свершения, показ происходящего звуковыми выразительными средствами.
Главная цель репортажа заключается в достижении "эффекта
присутствия", вызывающего у слушателя чувство сопереживания и обладающего поэтому особой силой эмоционального воздействия.
Репортаж длится в среднем около 5 минут. Он использует
три основных выразительных средства: звучащее
слово, шумы, музыку. Первые два – слово и шумы – он использует обязательно.
Удачно использованные шумы делают передачу ярче. Они помогают
наиболее точно передать атмосферу описываемого события, зрительно представить
все то, о чем рассказывается. Подчас введение в передачу шумов избавляет от
длинных описаний, экономит время. Шумы выполняют роль
информационных и эмоциональных сигналов, придают передаче элемент
достоверности, служат для нее звуковым фоном, являются в целом элементом ее
монтажа.
«Музыка» – важное выразительное средство в любой
радиопередаче. Сочетаясь с текстом, она усиливает те или иные эмоциональные
стороны передачи, создает наиболее благоприятные предпосылки для восприятия. В
радиопрограмме музыка чаще всего используется как иллюстрация, или как фон
сообщения. Музыкальное произведение (либо его часть) служит фоном для всей
передачи, при этом оно должно совпадать с темой передачи. Музыка может
дополнительно характеризовать героя передачи, то есть в этом случае она
созвучна его образу. Наконец, музыка в радиопередаче может быть средством
характеристики конкретных (лирических, героических, драматических) ситуаций.
Например, в Чечне радиостанции боевиков в своих передачах транслировали современные
эстрадные мелодии для воздействия на ностальгические чувства солдат федеральных
войск.
Кроме того, специалисты психологической войны рекомендуют использовать
такие виды передач, как очерк, политический фельетон,
беседа, обзор писем, трансляция митингов и собраний, чтение списков
военнопленных.
Подготовка
всякой радиопрограммы – процесс
творческий, однако она всегда должна
состоять из трех основных элементов – вступления,
основной части и заключения.
«Вступление» обычно включает в себя позывные радиостанции, указание ее
названия и принадлежности, рабочей частоты, обращение к слушателям
(наименование адресата вещания), иногда - сведения о ведущих программу.
«Основная часть» – это совокупность входящих в
радиопрограмму различных жанров. Они несут главную информационную нагрузку
и отражают основную идею программы. Первым по порядку, притом весьма важным
элементом основной части программы является сводка новостей. Вслед за выпуском
новостей идут остальные компоненты основной части – комментарии, интервью,
репортажи, беседы, обзоры писем и т.п.
«Заключение»
является завершающим структурным элементом радиопрограммы. Оно содержит
обращение к слушателям, упоминание о предыдущих передачах, информацию о
содержании последующих передач, название радиостанции, время и частоты ее
выхода в эфир, пожелания, слова прощания. Общая продолжительность звучания
программы может быть различной, но не превышать 30 минут.
Вещание путем вхождения в боевые радиосети противника. Вхождение в боевые радиосети
противника – это такой вид радиопропаганды, для которого используют войсковые
радиостанции (стационарные и установленные на боевой технике). Наличие в
современных войсках значительного количества радиосетей позволяет охватить
психологическим воздействием большое число военнослужащих противника, особенно
в звене "взвод – рота – батальон".
Радиовещание путем вхождения в
каналы управления и связи противника является одним из наиболее эффективных
способов ведения психологической войны. Опыт, накопленный ее специалистами,
свидетельствует, что он лучше всего применим тогда, когда военнослужащие
противника испытывают дефицит информации, находятся в окружении или в условиях
длительной изоляции от своих войск. Очень важно при этом, чтобы солдаты и
офицеры противника о событиях на фронте и в тылу впервые узнавали из
радиограмм, получаемых ими таким образом. Это в значительной степени повышает
их интерес к осуществляемой радиопропаганде.
Эффективность вещания путем вхождения в боевые
радиосети противника в значительной степени зависит также от мероприятий
противника по защите своих радиосредств.
Для ведения
радиопропаганды путем вхождения в боевые
радиосети противника обычно используют
следующие способы:
1.
Передачу сообщений на рабочих
частотах противника без вызова корреспондентов. Один и тот же текст передают через
равные промежутки времени на одной и той же частоте или повторяют непрерывно со
сменой рабочей частоты вещания в определенной последовательности.
Передача сообщений без вызова корреспондентов дает
больший эффект тогда, когда в результате длительного наблюдения за радиосетью
противника установлено, что кто-либо из корреспондентов прекращает вызов других
станций и переходит на прием. В этом случае не нужно представляться, а следует
сразу начинать передачу текста сообщения (радиограммы).
2.
Радиотелефонный обмен с отдельными
корреспондентами радиосетей противника. Осуществление его осложнено тем, что радисты противника,
зная о наблюдении контрразведки за их деятельностью, боятся выходить на связь с
посторонней радиостанцией. Поэтому для того, чтобы убедиться в приеме
радиограммы радистом противника, от него обычно не требуют словесного
подтверждения. Вместо этого, пользуясь неофициальным переговорным жаргоном, его
просят подтвердить получение информации нажатием тангенты
приемного устройства.
3.
Циркулярный вызов всех радиостанций
той или иной радиосети противника. Данный способ является одним из наиболее эффективных.
Его применяют в точно подобранное время. Так, часто головная радиостанция
противника дает указание подчиненным быть на приеме и ждать информацию, а сама
может на время отключиться. Как раз в этот момент и осуществляют вхождение в
сеть противника и передают ему радиограммы, которые могут быть как открытого,
так и скрытого характера.
В вещании путем вхождения в боевые
радиосети противника различают
радиотелефонные сообщения и радиограммы.
«Радиотелефонное сообщение» –
это короткая передача информационного характера, построенная на конкретном
фактическом материале, отличающаяся высокой степенью информативности и
оперативностью. Цели ее могут быть разными: доведение до
солдат противника информации об истинном положении на том или ином участке
фронта; предупреждение о готовящемся авианалете, о радиационной или химической
обстановке; убеждение в бессмысленности сопротивления; призыв к сдаче в плен и
т.д.
Время звучания радиотелефонного сообщения в эфире
обычно не превышает 2 минуты. Для него характерны привлекающее внимание начало,
быстрый переход к изложению содержания, предельная краткость, простота
синтаксических конструкций, информационный официальный стиль, ускоренный темп
речи.
«Радиограммы»
– это предельно короткие передачи
продолжительностью звучания при среднем темпе речи до 1 минуты. Их
структура должна быть близкой к формам радиограмм, передаваемых противником.
Они обычно содержат краткую оперативную информацию о положении дел на
каком-либо участке фронта или призывы. Радиограммы конкретны, ультимативны,
отличаются телеграфным стилем изложения. Для них характерно отсутствие
глаголов-связок, предлогов, других вспомогательных частей речи, использование
усеченных конструкций, солдатской лексики противника.
Своеобразие психологического воздействия с помощью телевещания
Телевидение (ТВ) – одна из наиболее эффективных
форм психологической войны. Уже сейчас большинство семей в развитых странах
Запада и Востока владеют более чем одним телевизором. Его роль непрерывно
растет по мере расширения сети спутникового телевидения, появлением цифрового
ТВ, соединения ТВ с компьютерными сетями Интернет.
Психологическое воздействие с помощью телевещания обладает целым рядом
преимуществ по
сравнению с другими формами ведения психологической войны.
Во-первых,
ТВ влияет на формирование общественного мнения так, как никакое иное средство
информации. Эффект присутствия, синхронности, причастности зрителя к событиям,
происходящим на экране телевизора, заставляет его верить в правдивость
подаваемого ему материала ("лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать"). Сила этого эффекта настолько велика, что ТВ способно вводить
зрителя в заблуждение даже во время прямого репортажа. Примером могут служить
телерепортажи, транслировавшиеся с мест боевых действий в районе Персидском
заливе в 1991 г.
Во-вторых, с
помощью ТВ можно показать конкретные эпизоды боевых действий, фотодокументы,
пропагандирующие мощь и превосходство своего оружия или демонстрирующие
зверства противника. Аналогично может быть сделан видеообзор международных
событий, передан репортаж о жизни сдавшихся в плен военнослужащих противника,
показаны художественные и документальные кино- и телефильмы и т.п.
В-третьих,
телевидение позволяет передавать факсимильным способом различные печатные
издания, в том числе листовки, в другие страны мира. Для этого телевизор
оборудуют специальной приставкой, из которой выходит лента с отпечатанной на
ней информацией, переданной на волнах телевизионного диапазона. В США и Японии
уже разработаны приставки, способные печатать информацию не на ленте, а прямо
на газетном листе бумаги с двух сторон, причем на эту операцию уходит буквально
несколько десятков секунд.
В-четвертых,
в случае невозможности прямой передачи на телевизионные приемники (или
ретрансляции передач) население и военнопленные могут смотреть их записи с
помощью видеомагнитофонов.
Вместе с тем телевещание имеет и слабые стороны:
·
для
осуществления телевизионный пропаганды необходимо
иметь телевизионные передающие (или преобразующие) устройства, равнозначные по
частоте кадров, способу формирования сигнала системам ТВ страны – объекта телепропаганды;
·
несмотря
на всю распространенность ТВ в современном мире, в военное время оно является
каналом воздействия в основном на глубокий тыл противника, а также на
военнопленных. Иногда можно воздействовать на личный состав его кораблей,
находящихся в открытом море. Телепропаганда на личный
состав, непосредственно участвующий в боевых действиях, практически невозможна;
·
телевизионное
вещание в гораздо большей мере, чем радио, подвержено влиянию радиоэлектронных
помех, которые легко создаются противником;
·
процесс
создания пропагандистских ТВ-передач в творческом и
техническом отношениях намного сложнее, чем подготовка
аналогичных по цели радиопередач.
Самым благоприятным объектом психологического воздействия
через ТВ является гражданское население. Современный человек настолько привык получать информацию из
телевизора, что не сможет обойтись без этого и в военное время. Изъять у
населения телеприемники на период войны (особенно с учетом малогабаритных
транзисторных телевизоров), вряд ли возможно в большинстве государств. Кроме
того, военно-политическому руководству противника самому необходимо телевидение
как мощное и эффективное средство воздействия на собственный народ.
Несмотря на то, что любой
телевизионный канал, в любой стране, в любое время предельно идеологизирован и
запрограммирован, люди в подавляющем своем большинстве воспринимают
телепередачи как индивидуальное средство информации. Им кажется, что ТВ по
самой своей природе позволяет свободно оценивать получаемую информацию и делать
независимые выводы. Разумеется, подобное мнение является колоссальным
заблуждением.
В угрожающий период и во время войны
много места в телевещании занимают передачи на третьи страны. Конфликтующие
государства, обращаясь к их руководству и населению, стремятся тем самым
создать благоприятные международные условия для успешного достижения своих военных
и политических целей. Например, приобрести новых союзников.
Специалисты психологической войны в
мирное время используют в своих интересах существующие государственные и
коммерческие ТВ-станции. Во время войны вещание на население прифронтовой
полосы и на войска противника могут осуществлять передвижные военные
телецентры. Для телевещания на население оккупированных районов обычно
используют местные телецентры.