ПРОЕКТ
Федеральный
закон
“О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ ПО ЗАЩИТЕ
НРАВСТВЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
(Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в марте 1999
года. Отклонен
Президентом РФ.)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего
Федерального закона
Статья 3. Цели и задачи Совета
Статья 4. Порядок формирования и порядок
деятельности Совета
Статья 6. Финансирование Совета
Статья 8. Административная ответственность
вещателя за нарушение нравственности
Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 9. Вступление в силу настоящего
Федерального закона
Статья 10. О
приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным
законом
к списку: нормативные правовые акты
Телевизионное вещание и радиовещание
в Российской Федерации свободно.
Цензура запрещена Конституцией
Российской Федерации. Свобода телевизионного вещания и радиовещания может быть
ограничена федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Настоящий Федеральный закон
направлен на защиту нравственности телевизионного вещания и радиовещания в
Российской Федерации.
Статья 1. Предмет регулирования
настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон
определяет компетенцию Высшего совета по защите нравственности телевизионного
вещания и радиовещания в Российской Федерации (далее – Совет), статус членов
Совета, порядок его формирования и порядок его деятельности, отношения с другими
субъектами права.
Для целей настоящего Федерального
закона используются следующие основные понятия:
•
нравственность – система этических норм, правил поведения, которые сложились в обществе
на основе традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре,
чести, достоинстве, долге, совести, справедливости;
•
телевизионное вещание и радиовещание – распространение посредством
использования электромагнитных волн телепрограмм, радиопрограмм и иной массовой
информации в открытой или закодированной форме осуществляемое в эфире или по
кабельной сети и предназначенное для индивидуального приема неограниченным
кругом лиц;
•
вещатель
– юридическое лицо независимо от формы собственности или зарегистрированное в
качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, осуществляющие
телевизионное вещание и (или) радиовещание на основании лицензии на вещание;
•
территориальный вещатель – вещатель, осуществляющий телевизионное вещание и (или)
радиовещание на территории одного субъекта Российской Федерации;
•
региональный вещатель – вещатель, осуществляющий телевизионное вещание и (или)
радио вещание на территориях двух или не более половины субъектов Российской
Федерации; общероссийский вешатель – вещатель, осуществляющий телевизионное
вещание и (или) радиовещание на территориях более половины субъектов Российской
Федерации.
Статья 3. Цели и задачи Совета
1. Совет в пределах своей компетенции
в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона контролирует
соблюдение вещателями требований законодательства Российской Федерации.
Совет не вправе требовать от
вешателей, редакций средств массовой информации предварительно согласовывать
сообщения и материалы, а равно запрещать распространение каких-либо сообщений и
материалов или их отдельных частей.
2. Деятельность Совета направлена на:
•
защиту
нравственности, культурных ценностей, семьи, материнства, отцовства и детства;
укрепление любви и уважения к Отечеству, веры в добро и справедливость;
•
развитие
языков народов Российской Федерации, их национальных традиций;
•
выработку
государственной политики в области телевизионного вещания и радиовещания.
3. В целях зашиты нравственности,
Совет выносит предупреждения вещателям, применяет к вещателям установленные
настоящим Федеральным законом другие меры воздействия в случае распространения
ими телепрограмм, радиопрограмм иной массовой информации, содержание: или цели
которых направлены на:
•
призыв
к совершению уголовно наказуемых деяний либо формирование у телезрителей или
радиослушателей чувства безнаказанности за совершение таких деяний;
•
угрозу
безопасности личности или государства;
•
пропаганду
или разжигание социальных, расовых, национальных,
религиозных ненависти, вражды либо превосходства;
•
пропаганду
войны, жестокости или насилия;
•
причинение
вреда физическому или психическому здоровью граждан, умственному или
нравственному развитию детей и молодежи либо возникновение возможности
причинения такого вреда;
•
унижение
достоинства личности;
•
нарушение
общепринятых норм русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
•
нарушение
общепринятых норм гуманности и морали, исторически сложившихся семейных устоев.
4. Совет ежегодно присуждает
почетные дипломы Высшего совета по защите нравственности телевизионного вещания
и радиовещания в Российской Федерации вешателям, которые способствуют
укреплению нравственности, любви и уважения к Отечеству, веры в добро и
справедливость.
Название почетного диплома Высшего
совета по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в
Российской Федерации и положение о нем утверждаются Советом.
Статья 4. Порядок формирования и
порядок деятельности Совета
1. Совет является постоянно
действующим государственным органом и состоит из двенадцати членов Совета: три
члена Совета назначаются Президентом Российской Федерации, три –
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, три – Советом
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, три – Правительством
Российской Федерации. Назначение членов Совета проводится в течение двух
месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Совет принимает Регламент Высшего
совета по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в
Российской Федерации.
Для избрания Председателя Высшего
совета по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в
Российской Федерации необходимо присутствие на заседании Совета не менее семи
членов Совета. Председатель Высшего совета по защите нравственности
телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации избирается тайным
голосованием большинством голосов членов Совета, принявших участие в голосовании.
Для принятия Советом решения о
вынесении вещателю предупреждения или о применении к вещателю меры воздействия
необходимо присутствие на заседании Совета не менее семи членов Совета. Решение
принимается простым большинством голосов. В случае,
если подано одинаковое количество голосов за данное решение и против данного
решения, голос Председателя Высшего совета по защите нравственности
телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации является решающим.
3. Совет принимает к рассмотрению
обращения:
Президента Российской Федерации;
Совета Федерации или Государственной
Думы, оформленные соответствующими постановлениями; комитетов и комиссий Совета
Федерации и комитетов и комиссий Государственной Думы; членов Совета Федерации
и депутатов Государственной Думы;
Правительства Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
одного или нескольких членов Совета.
Совет вправе принять к рассмотрению
обращение любого юридического или физического лица.
Совет принимает к рассмотрению
обращение только в том случае, если со дня выхода в эфир телепрограммы,
радиопрограммы или иной массовой информации, о которых идет речь в обращении,
до дня получения Советом обращения прошло не более чем
двадцать дней и обращении содержатся сведения о нарушении определенным
вещателем нравственности.
Решение Совета, принятое об
обращении, на основании представления Совета должно быть опубликовано в
средствах массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются
органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, и подлежит обязательному распространению
вещателем, в отношении которого принято решение Совета.
4. Совет составляет ежегодный отчет
о своей деятельности, который на основании представления Совета должен быть
опубликован в средствах массовой информации, учредителями (соучредителями)
которых являются органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Совет является юридическим лицом.
Совет располагает аппаратом,
руководитель которого назначается на должность и освобождается от должности на
основании решения Совета.
Имущество, необходимое Совету для
осуществления своей деятельности, находится в его оперативном управлении и
является федеральной собственностью.
В пределах своей сметы расходов
Совет устанавливает штатное расписание своего аппарата.
Права, обязанности и ответственность
работников аппарата Совета, а также условия прохождения ими государственной
службы определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
о федеральной государственной службе и законодательством Российской Феде рации
о труде.
6. Местонахождение Совета – город
Москва.
1. Срок полномочий члена Совета
составляет шесть лет и может быть изменен только в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
Назначение члена Совета в пределах
установленных настоящим Федеральным законом квот осуществляется в течение двух
месяцев со дня истечения срока полномочий члена Совета.
2. Полномочия члена Совета
прекращаются досрочно на основании решения назначившего его органа в случае:
•
заявления
в письменной форме члена Совета о сложении своих полномочий;
•
вступления
в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося
членом Совета;
•
признания
члена Совета судом недееспособным или безвестно отсутствующим;
•
ограничения
члена Совета судом в дееспособности;
•
объявления
члена Совета судом умершим;
•
смерти
члена Совета.
Назначение нового члена Совета в
пределах установленных настоящим Федеральным законом квот осуществляется в
течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий члена Совета.
3. Член Совета не может заниматься
другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением
преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Материальные гарантии независимости
членов Совета, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным
обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим
гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности
Российской Федерации.
Статья 6. Финансирование Совета
Средства на содержание Совета
предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий
год.
Совет разрабатывает свою смету
расходов и направляет отчет о ее исполнении Президенту Российской Федерации, в
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской
Федерации.
1. Совет на основании обращений,
принятых к рассмотрению в соответствии с пунктом 3 статьи 4 настоящего
Федерального закона, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за соответствием вышедших в эфир телепрограмм,
радиопрограмм и иной массовой информации требованиям законодательства
Российской Федерации.
2. Совет осуществляет следующую
деятельность:
•
по
запросам Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции
Российской Федерации, судов дает в пределах своей компетенции рекомендации о
разработке государственной политики в области телевизионного вещания и
радиовещания, проводит анализ и экспертизу ситуации в области телевизионного
вещания и радиовещания;
•
привлекает
в пределах своей компетенции государственные органы и экспертов для предоставления
и анализа информации;
•
в
порядке, установленном Регламентом Высшего совета по защите нравственности
телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, в месячный срок
дает вешателям по их просьбам заключения о соответствии планируемых для
распространения фильмов, телепрограмм, радиопрограмм и иной массовой информации
требованиям настоящего Федерального закона;
•
вызывает на заседания Совета представителей вешателей для
получения информации об их деятельности; запрашивает в пределах установленного
законодательством Российской Федерации срока хранения у вешателей копии
телепрограмм, радиопрограмм, иной массовой информации и другую необходимую для
рассмотрения обращений, предусмотренных пунктом 3 статьи 4 настоящего
Федерального закона, информацию, которые вещатель обязан в десятидневный срок
бесплатно предоставить Совету.
3. Совет готовит для Правительства
Российской Федерации рекомендации о предоставлении вещателям льгот, установленных
федеральными законами.
4. При
рассмотрении обращения, предусмотренного пунктом 3 статьи 4 настоящего
Федерального закона, Совет в случае установления им факта распространения
вещателем определенных пунктом 3 статьи 3 настоящего Федерального закона
телепрограммы, радиопрограммы или иной массовой информации вправе вынести
вещателю соответствующее предупреждение, а к вещателю, имеющему вынесенное
Советом предупреждение, Совет вправе применить следующую меру воздействия:
•
наложение
штрафа в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона;
•
подача
заявления в суд об аннулировании лицензии на вещание в связи
с нарушением вещателем лицензионных требований и условий;
•
обращение
в компетентный орган или к должностному лицу об освобождении от должности
руководителя вещателя.
5. Совет извещает вещателя,
нарушившего требования настоящего Федерального закона о вынесении ему
предупреждения и указывает мотивы такого решения.
6. В случае,
если имеются признаки того, что нарушение, выявленное Советом при рассмотрении
обращения, предусмотренного пунктом 3 статьи 4 настоящего Федерального закона,
влечет уголовную ответственность, Совет обращается в правоохранительные органы.
7. Решение Совета о применении к
вещателю меры воздействия может быть обжаловано вещателем в судебном порядке в
месячный срок со дня принятия такого решения.
Статья 8. Административная
ответственность вещателя за нарушение нравственности
1. Осуществление
вещателем вешания с нарушением лицензионных требований и условий, выразившимся
в распространении телепрограммы, радиопрограммы или иной массовой информации,
призывающих к совершению уголовно наказуемых деяний, либо формирующих у
телезрителей или радиослушателей чувство безнаказанности за совершение таких
деяний, либо прямо угрожающих безопасности личности или государства, либо
пропагандирующих, разжигающих социальные, расовые, национальные, религиозные
ненависть, вражду или превосходство, либо пропагандирующих войну, жестокость
или насилие, либо наносящих вред физическому или психическому здоровью
граждан, умственному или нравственному развитию детей и молодежи, либо
способствующих нанесению такого вреда, либо унижающих достоинство личности,
либо нарушающих общепринятые нормы русского языка как государственного языка
Российской Федерации, либо нарушающих общепринятые нормы гуманности и морали,
исторически сложившиеся семейные устои, –
влечет наложение штрафа на
территориального вещателя в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда, на регионального вешателя – от ста до
пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, на общероссийского вещателя – от
тысячи до пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
2. Дела об административных
правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, рассматриваются
Советом в пределах его компетенции.
3. Производство по делам об
административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, а
также исполнение постановлений о наложении административных взысканий по таким
делам осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об
административных правонарушениях.
4. В случае неуплаты вещателем
штрафа в срок, установленный статьей 285 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа
осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
5. Сумма штрафа, уплаченного
территориальным вещателем в соответствии с настоящим Федеральным законом,
зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет
вещание данный вещатель.
Сумма штрафа, уплаченного
региональным вещателем в соответствии с настоящим Федеральным законом,
зачисляется в равных долях в бюджеты субъектов Российской Федерации, на
территориях которых данный вещатель осуществляет вещание.
Сумма штрафа, уплаченного
общероссийским вешателем в соответствии с настоящим Федеральным законом, зачисляется
в федеральный бюджет.
Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 9. Вступление в силу настоящего
Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает
в силу с 1 ноября 1999 года.
Статья 10. О приведении нормативных
правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской
Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.