Федеральный
закон
"О
ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА"
(извлечения)
(от 21 декабря
1994 года № 68-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ,
от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 04.12.2006
№ 206-ФЗ,
от 18.12.2006 № 232-ФЗ)
Статья 4. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 6.
Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Статья 14.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 20. Подготовка населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций
Статья 21. Пропаганда знаний в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
к списку: нормативные правовые акты
Настоящий Федеральный закон
определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в
области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее –
население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах
Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального
назначения, а также окружающей природной среды (далее – территории) от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные
ситуации).
Действие настоящего Федерального
закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой
формы (далее – организации) и населения в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация – это
обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии,
опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей
или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
<…>
Специализированные технические
средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания
людей – это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием,
обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а
также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных
ситуаций и правилах поведения населения.
<…>
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления,
силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости
функционирования организаций, а также объектов социального назначения в
чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и
средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация своевременного оповещения и информирования
населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и
средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также
иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
<…>
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также
сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в
этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и
достоверно информировать население через средства массовой информации, в том
числе с использованием специализированных технических средств оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам
о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых
мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное
представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за
собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения,
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
<…>
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
<…>
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской Федерации:
<…>
к) определяет порядок сбора
информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами
государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными
на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
л) определяет порядок предоставления
участков для установки и (или) установки специализированных технических средств
оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации:
<…>
г) осуществляют в установленном
порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения, в том числе с использованием специализированных технических средств
оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
<…>
к) содействуют
федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в
предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных
технических средств оповещения и информирования населения в местах массового
пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для
распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного
времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях
и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления
самостоятельно:
<…>
в) осуществляют в установленном
порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения, в том числе с использованием специализированных технических средств
оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
<…>
2.1. Органы местного самоуправления
содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на
решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных
технических средств оповещения и информирования населения в местах массового
пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для
распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного
времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о
чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций.
<…>
<…>
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
<…>
з) предоставлять в установленном
порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или
о возникновении чрезвычайных ситуаций.
и) предоставлять в
установленном порядке федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических
средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания
людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях
своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях,
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и
(или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой
информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными
способами.
<…>
Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
<…>
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций
Порядок подготовки населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской
Федерации.
Подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в
образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей.
Методическое руководство при решении
вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, своевременным оповещением и
информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Руководители и другие работники
органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций
проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего
профессионального и высшего профессионального
образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной
ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно
по месту работы.
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами
управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями,
осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей,
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями.
Для пропаганды знаний в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться
средства массовой информации а также
специализированные технические средства оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей.
<…>
Президент Российской
Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
21 декабря 1994 года
№ 68-ФЗ