Федеральный
конституционный закон
«О
ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
(извлечения)
(от 30 мая 2001
года № 3-ФКЗ,
в ред. Федеральных конституционных
законов
от 30.06.2003 № 2-ФКЗ 07.03.2005 №
1-ФКЗ)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1.
Чрезвычайное положение
Статья 3.
Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Глава II.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 6.
Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного
положения
Статья 9. Срок
действия чрезвычайного положения
Статья 10.
Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения
Глава III.
МЕРЫ И ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 11. Меры
и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения
Глава IV.
СИЛЫ И СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18.
Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение
Глава V.
ОСОБОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ, НА КОТОРОЙ ВВЕДЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
к списку: нормативные правовые акты
Статья 1. Чрезвычайное положение
1. Чрезвычайное положение означает
вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим
Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или
в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо
от организационно – правовых форм и форм собственности, их должностных лиц,
общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным
конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской
Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и
общественных объединений, а также возложение на них дополнительных
обязанностей.
<…>
Статья 3. Обстоятельства введения
чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь
при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу
жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения
чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения
конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти,
вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или
захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и
деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные,
межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными
действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной
деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе
эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений,
катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие
жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
<…>
Глава II. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
<…>
Статья 6. Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении
чрезвычайного положения
Указ Президента Российской Федерации
о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по
каналам радио и телевидения, а также незамедлительному
официальному опубликованию.
<…>
Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения
1. Срок действия чрезвычайного
положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может
превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток.
2. По истечении срока, указанного в
части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В
случае, если в течение этого срока цели введения
чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен
указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных
настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного
положения.
Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного
положения
При устранении обстоятельств,
послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее
установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального
конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет
чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской
Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же
порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Глава III. МЕРЫ И ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ
ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 11. Меры и временные
ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения
Указом Президента Российской
Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного
положения может предусматриваться введение следующих мер и временных
ограничений:
<…>
б) установление ограничений на
свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение,
а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее,
включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание
на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
<…>
е) запрещение или ограничение
проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также
иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных
способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
<…>
Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях
чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в
пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения
при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего
Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным
ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного
закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом
Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть
предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
<…>
б) ограничение свободы печати и
других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с
указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или
арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических
средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
<…>
е) выдворение
в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не
проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее
пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств федерального
бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
<…>
Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях
чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в
пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного
положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 настоящего
Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным
ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного
закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом
Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть
предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
<…>
в) привлечение государственного
материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы,
переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях
чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного
положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
<…>
е) в исключительных случаях,
связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и
других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение
транспортных средств граждан для проведения указанных
работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
<…>
Глава IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
<…>
Статья 18. Комендант территории, на
которой введено чрезвычайное положение
<…>
2. Комендант территории, на которой
введено чрезвычайное положение:
<…>
з) оповещает через средства массовой
информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных
мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
и) устанавливает особый порядок
аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное
положение, и порядок их работы.
<…>
Глава V. ОСОБОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ, НА КОТОРОЙ ВВЕДЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
<…>
Статья 23. Обращение Президента Российской Федерации при введении особого
управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
При необходимости введения особого
управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент
Российской Федерации обращается к населению территории, на которой введено
чрезвычайное положение, и должностным лицам органов государственной власти
субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на
данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления
территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания
временного специального органа управления территорией, на
которой введено чрезвычайное положение, либо
федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное
положение. Указанное обращение доводится до сведения населения территории, на
которой введено чрезвычайное положение, через средства массовой информации.
<…>
Президент Российской
Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
30 мая 2001 года
№ 3-ФКЗ