Федеральный
закон
«О
СВЯЗИ»
(извлечения)
от 7 июля 2003 года №
126-ФЗ
(в ред.
Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ,
от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от
09.05.2005 № 45-ФЗ,
от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 03.03.2006
№ 32-ФЗ,
от 26.07.2006 №132-ФЗ, от 27.07.2006
№ 135-ФЗ,
от 29.12.2006 № 245-ФЗ
с изм.,
внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 № 186-ФЗ,
от 09.02.2007 № 14-ФЗ)
Полный
текст ФЗ "О связи" смотри здесь
Статья 2.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
Статья 21.
Организация государственного регулирования деятельности в области связи
Статья 22.
Регулирование использования радиочастотного спектра
Статья 23.
Распределение радиочастотного спектра
Статья 25. Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или)
высокочастотных устройств
Статья 27.
Государственный надзор за деятельностью в области связи
Статья 29.
Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи
Статья 30.
Требования к заявлению о предоставлении лицензии
Статья 31. Торги
(аукцион, конкурс) на получение лицензии
Статья 32.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и выдаче лицензии
Статья 33. Срок
действия лицензии
Статья 34. Отказ
в выдаче лицензии
Статья 35. Переоформление
лицензии
Статья 36.
Внесение изменений и дополнений в лицензию
Статья 37.
Приостановление действия лицензии
Статья 38.
Возобновление действия лицензии
Статья 39.
Аннулирование лицензии
Статья 40.
Формирование и ведение реестра лицензий в области связи
Статья 41.
Подтверждение соответствия средств связи и услуг связи
Статья 43.
Декларирование соответствия и регистрация деклараций о соответствии
Статья 43.1.
Экспертиза системного проекта сети связи
Статья 43.2.
Регистрация сети электросвязи
Глава 8. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛУГИ СВЯЗИ
Статья 57.
Универсальные услуги связи
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ СЕТЯМИ СВЯЗИ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 65.
Управление сетью связи общего пользования
Статья 66.
Приоритетное использование сетей связи и средств связи
Глава 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
Статья 69.
Международное сотрудничество Российской Федерации в области связи
Статья 70.
Регулирование деятельности в области международной связи
к списку: нормативные правовые акты
Настоящий Федеральный закон
устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории
Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации
территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области
связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности
или пользующихся услугами связи.
<…>
<…>
Статья 2. Основные понятия,
используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального
закона используются следующие основные понятия:
<…>
4) использование радиочастотного
спектра –
обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой
радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг
электросвязи и других не запрещенных федеральными
законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей;
5) конверсия радиочастотного
спектра –
совокупность действий, направленных на расширение использования радиочастотного
спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
<…>
12) оператор связи – юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании
соответствующей лицензии;
<…>
14) организация связи – юридическое лицо, осуществляющее
деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Положения
настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность организаций связи,
применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим
деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности;
15) пользователь радиочастотным
спектром –
лицо, которому выделена полоса радиочастот либо присвоены
(назначены) радиочастота или радиочастотный канал;
16) пользователь услугами связи – лицо, заказывающее и (или)
использующее услуги связи;
17) присвоение (назначение)
радиочастоты или радиочастотного канала – разрешение в письменной форме на использование
конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного
радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования;
18) радиопомеха – воздействие электромагнитной
энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том
числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества связи,
ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии
воздействия такой энергии;
19) радиочастота – частота электромагнитных
колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного
спектра;
20) радиочастотный спектр – совокупность радиочастот в
установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть
использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных
устройств;
<…>
22) распределение полос
радиочастот –
определение предназначения полос радиочастот посредством записей в Таблице
распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, на
основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы
радиочастот, а также устанавливаются условия такого
использования;
<…>
24) сеть связи – технологическая система,
включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или
почтовой связи;
<…>
28) средства связи – технические и программные средства,
используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки
сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и
программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении
функционирования сетей связи;
29) трафик – нагрузка, создаваемая потоком
вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи;
30) универсальные услуги связи – услуги связи, оказание которых
любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный
срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для
операторов универсального обслуживания;
<…>
32) услуга связи – деятельность по приему,
обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых
отправлений;
<…>
34) услуга по пропуску трафика – деятельность, направленная на
удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между
взаимодействующими сетями электросвязи;
<…>
1. Федеральную связь образуют все
организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие
электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
2. Материально-техническую основу
федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и
сеть почтовой связи Российской Федерации.
<…>
Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
Статья 21. Организация
государственного регулирования деятельности в области связи
1. Государственное регулирование
деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации
и настоящим Федеральным законом осуществляется Президентом Российской
Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом
исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными
федеральными органами исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации
устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области
связи.
2. Федеральный орган исполнительной
власти в области связи:
осуществляет функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в области связи;
на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
самостоятельно осуществляет правовое регулирование в области связи и
информатизации, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации;
взаимодействует по вопросам и в порядке, установленными
федеральными законами, с саморегулируемыми организациями в области связи, создаваемыми
в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – саморегулируемые организации);
выполняет функции администрации связи Российской Федерации
при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в области
связи;
вправе запрашивать у операторов
связи информацию, связанную с оказанием услуг связи для нужд обороны страны,
безопасности государства и обеспечения правопорядка, в том числе о
технологических возможностях оператора связи по оказанию услуг связи, о
перспективах развития сетей связи, о тарифах на услуги связи, а также
направлять операторам связи, заключившим государственный контракт на оказание
услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка,
обязательные для исполнения предписания в связи с указанными контрактами.
3. Утратил силу.
Статья 22. Регулирование
использования радиочастотного спектра
1. Регулирование использования
радиочастотного спектра является исключительным правом государства и
обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации
и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических,
организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией
радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных
технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного
спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного
управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения
правопорядка.
2. В Российской Федерации
регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется
межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе
исполнительной власти в области связи (далее – государственная комиссия по
радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования
радиочастотного спектра.
Положение о государственной комиссии
по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положением о государственной
комиссии по радиочастотам должен устанавливаться порядок распределения
радиочастот. Указанное положение должно содержать, в частности, порядок
принятия решений государственной комиссией по радиочастотам и состав указанной
комиссии с участием представителей всех заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти.
В случае,
если в решении рассматриваемого комиссией вопроса представитель одного из
указанных органов имеет заинтересованность, которая может оказать влияние на
объективность принятия решения, указанный представитель в голосовании не
участвует.
3. Организационные и технические
меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных
каналов и соответствующих радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств
гражданского назначения во исполнение решений государственной комиссии по
радиочастотам осуществляются специально уполномоченной службой по обеспечению
регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при
федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее –
радиочастотная служба), положение о которой утверждается Правительством
Российской Федерации.
4. Использование в Российской
Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими
принципами:
разрешительный порядок доступа пользователей к
радиочастотному спектру;
сближение распределения полос радиочастот и условий их
использования в Российской Федерации с международным распределением полос
радиочастот;
право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с
учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным
спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности
граждан, обеспечения президентской связи, правительственной связи, обороны
страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности,
предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
платность использования радиочастотного спектра;
недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот,
присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;
конверсия радиочастотного спектра;
прозрачность и открытость процедур распределения и
использования радиочастотного спектра.
5. Средства связи, иные
радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками
электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных
средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их
регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Радиоэлектронные средства,
используемые для индивидуального приема программ телевизионного вещания и
радиовещания, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры),
электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации,
не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории Российской
Федерации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, и регистрации не подлежат.
Использование без регистрации
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в
соответствии с правилами настоящей статьи, не допускается.
Статья 23. Распределение
радиочастотного спектра
1. Распределение радиочастотного
спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот
между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования
радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются
государственной комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством
Российской Федерации.
2. Пересмотр Таблицы распределения
полос частот между радиослужбами Российской Федерации проводится не реже чем
один раз в четыре года, плана перспективного использования радиочастотного
спектра радиоэлектронными средствами – не реже чем один раз в десять лет.
Один раз в два года государственная
комиссия по радиочастотам рассматривает предложения саморегулируемых
организаций и отдельных операторов связи о пересмотре Таблицы распределения
полос частот между радиослужбами Российской Федерации и плана перспективного
использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами.
3. Радиочастотный спектр включает в себя следующие категории полос радиочастот:
преимущественного пользования радиоэлектронными средствами,
используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской
связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и
обеспечения правопорядка;
преимущественного пользования радиоэлектронными средствами
гражданского назначения;
совместного пользования радиоэлектронными средствами любого
назначения.
4. Для пользователей радиочастотным
спектром устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за его использование в
целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного
спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных
средств в другие полосы радиочастот.
Порядок установления размеров
разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и
использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того,
что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться
дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот,
количества радиочастот и применяемых технологий.
Статья 24. Выделение полос радиочастот и присвоение (назначение)
радиочастот или радиочастотных каналов
1. Право на использование
радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот
и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
Использование радиочастотного
спектра без соответствующего разрешения не допускается.
2. В полосах радиочастот категорий
совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения и
преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского
назначения выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого
назначения, а в полосах радиочастот категории преимущественного пользования
радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного
управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств
гражданского назначения осуществляется государственной комиссией по
радиочастотам.
В полосах радиочастот категории
преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для
нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для
радиоэлектронных средств, обеспечивающих президентскую связь, правительственную
связь, оборону страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка,
осуществляется в Российской Федерации специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в области правительственной связи и информации и
федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
Выделение полос радиочастот
осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок. По обращению
пользователя радиочастотным спектром этот срок может быть увеличен или уменьшен
органами, выделившими полосу радиочастот.
Предоставленное в соответствии с
настоящей статьей право на использование полос радиочастот не может быть
передано одним пользователем радиочастотным спектром другому пользователю без
решения государственной комиссии по радиочастотам или предоставившего это право
органа.
3. Присвоение (назначение)
радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется федеральным
органом исполнительной власти в области связи по заключению радиочастотной
службы на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений
российских юридических лиц.
Решения о присвоении (назначении)
радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также по другим обращениям
граждан должны приниматься федеральным органом исполнительной власти в области
связи не позднее чем через сто двадцать дней со дня обращения.
Присвоение (назначение) радиочастоты
или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств, используемых для нужд
государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной
связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения
правопорядка, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области правительственной связи и информации и
федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
Присвоение (назначение) радиочастоты
или радиочастотного канала осуществляется на десять лет или на меньший
заявленный срок. Срок присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного
канала для орбитально-частотного ресурса может быть
увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов,
используемых для создания и функционирования сетей связи.
4. Решение о выделении полос
радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала
принимается в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи при положительном
заключении экспертизы о возможности использования заявленных радиоэлектронных
средств. Порядок проведения экспертизы определяется государственной комиссией
по радиочастотам.
5. Порядок рассмотрения материалов и
принятия решения о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении)
радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот
устанавливается и публикуется государственной комиссией по радиочастотам.
6. Присвоение (назначение)
радиочастоты или радиочастотного канала может быть изменено в интересах
обеспечения нужд государственного управления, в том числе президентской связи,
правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и
обеспечения правопорядка с возмещением владельцам радиоэлектронных средств убытков,
причиненных изменением радиочастоты или радиочастотного канала.
Принудительное изменение федеральным
органом исполнительной власти в области связи радиочастоты или радиочастотного
канала у пользователя радиочастотным спектром допускается только в целях
предотвращения угрозы жизни или здоровью человека и обеспечения безопасности
государства, а также в целях выполнения обязательств, вытекающих из
международных договоров Российской Федерации. Такое изменение может быть
обжаловано пользователем радиочастотным спектром в судебном порядке.
7. Отказ в выделении пользователям
радиочастотным спектром полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим
основаниям:
несоответствие заявленной полосы радиочастот Таблице распределения
полос частот между радиослужбами Российской Федерации;
несоответствие параметров излучения и приема заявленных
радиоэлектронных средств требованиям, нормам и
национальным стандартам в области обеспечения электромагнитной совместимости
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
отрицательное заключение экспертизы об электромагнитной
совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными
средствами.
8. Отказ в присвоении (назначении)
радиочастот или радиочастотного канала пользователям радиочастотным спектром
для радиоэлектронных средств гражданского назначения
допускается по следующим основаниям:
отсутствие документов на заявленные для использования
радиоэлектронные средства о подтверждении соответствия в случаях, если такое
подтверждение является обязательным;
несоответствие заявленной деятельности в области связи
установленным для данного вида деятельности требованиям, нормам и правилам;
отрицательное заключение экспертизы об электромагнитной
совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными
средствами;
отрицательные результаты проведения международной процедуры
координации использования радиочастотного присвоения, если такая процедура
предусматривается Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и
другими международными договорами Российской Федерации.
9. Отказ в присвоении (назначении)
радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств,
используемых для нужд государственного управления, в том числе президентской
связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и
обеспечения правопорядка, осуществляется в порядке, определяемом специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области
правительственной связи и информации и федеральным органом исполнительной
власти в области обороны.
10. В случае выявления нарушения
условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении
(назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, разрешение на использование
радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для
радиоэлектронных средств гражданского назначения может быть приостановлено
органом, выделившим полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим)
радиочастоту или радиочастотный канал в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей
статьи на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на
девяносто дней.
11. Разрешение на использование
радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке или срок действия
такого разрешения не продлевается по следующим основаниям:
заявление пользователя радиочастотным спектром;
аннулирование лицензии на осуществление деятельности в
области оказания услуг связи, если такая деятельность связана с использованием
радиочастотного спектра;
истечение срока, указанного при присвоении (назначении)
радиочастоты или радиочастотного канала, если этот срок не был продлен в
установленном порядке или если заблаговременно, не менее чем за тридцать дней,
не была подана заявка на его продление;
использование радиоэлектронных средств и (или)
высокочастотных устройств в противоправных целях,
наносящих вред интересам личности, общества и государства;
невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий,
установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении
(назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;
невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за
его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа;
ликвидация юридического лица, которому было выдано
разрешение на использование радиочастотного спектра;
неустранение нарушения, послужившего основанием
для приостановления разрешения на использование радиочастотного спектра.
12. При наличии в документах,
представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации, повлиявшей
на принятие решения о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении)
радиочастоты или радиочастотного канала, орган, выделивший полосу радиочастот
либо присвоивший (назначивший) радиочастоту или радиочастотный канал, вправе
обратиться в суд с требованием о прекращении или непродлении
срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра.
13. При прекращении или
приостановлении разрешения на использование радиочастотного спектра плата,
внесенная за его использование, не возвращается.
Статья 25. Контроль за излучениями
радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств
2. Радиоконтроль
является составной частью государственного управления использованием
радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения)
радиочастот или радиочастотных каналов. Радиоконтроль
за радиоэлектронными средствами гражданского назначения осуществляется
радиочастотной службой. Порядок осуществления радиоконтроля
определяется Правительством Российской Федерации.
<…>
Статья 27. Государственный надзор за деятельностью в области связи
1. Правительством Российской
Федерации определяется порядок осуществления государственного надзора за
деятельностью в области связи. Государственный надзор за деятельностью в
области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в
области связи.
<…>
Глава 6. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ И
ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
Статья 29. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи
1. Деятельность юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи
осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в
области оказания услуг связи (далее – лицензия). Перечень наименований услуг
связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий
устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
2. Лицензирование деятельности в
области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной
власти в области связи (далее – лицензирующий орган), который:
1) устанавливает в соответствии с
перечнями лицензионных условий, указанными в пункте 1 настоящей статьи,
лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения;
2) регистрирует заявления о
предоставлении лицензий;
3) выдает лицензии в соответствии с
настоящим Федеральным законом;
4) осуществляет контроль
за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении
выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия
лицензий;
5) отказывает в выдаче лицензий;
6) приостанавливает действие лицензий
и возобновляет их действие;
7) аннулирует лицензии;
8) переоформляет лицензии;
9) ведет реестр лицензий и публикует
информацию указанного реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Лицензии выдаются по результатам
рассмотрения заявлений, а в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего
Федерального закона, – по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса).
Статья 30. Требования к заявлению о предоставлении лицензии
1. Для получения лицензии соискатель
лицензии должен подать в лицензирующий орган заявление, в котором указываются:
1) наименование (фирменное
наименование), организационно-правовая форма, место нахождения юридического
лица, наименование банка с указанием счета (для юридического лица);
2) фамилия, имя, отчество, место
жительства, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального
предпринимателя);
3) наименование услуги связи;
4) территория, на которой будут
оказываться услуга связи и создаваться сеть связи;
5) категория сети связи;
6) срок, в течение которого
соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг
связи.
2. К заявлению прилагаются:
1) копии содержащихся в
регистрационном деле юридического лица учредительных документов, заверенные
государственными органами, осуществляющими ведение единого государственного
реестра юридических лиц, копия подтверждающего факт внесения записи о
юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц документа,
заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная
(для юридических лиц);
2) копия свидетельства о
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная
копия указанного документа (для индивидуальных предпринимателей);
3) нотариально заверенная копия
свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального
предпринимателя на учет в налоговом органе;
4) схема построения сети связи и
описание услуги связи;
5) документ, подтверждающий уплату
сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.
3. В случае,
если в процессе оказания услуг связи предполагается использование
радиочастотного спектра, в том числе для целей телевизионного вещания и
радиовещания; осуществление кабельного телевизионного вещания и проводного
радиовещания; передача голосовой информации, в том числе по сети передачи
данных; предоставление каналов связи, выходящих за пределы территории одного
субъекта Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации;
осуществление деятельности в области почтовой связи, соискатель лицензии наряду
с документами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, должен представить
описание сети связи, средств связи, с использованием
которых будут оказываться услуги связи, а также план и экономическое
обоснование развития сети связи. Требования к содержанию такого описания, а
также к содержанию такого плана и такого экономического обоснования
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
4. Для получения лицензии,
предусматривающей при оказании услуги связи использование радиочастотного
спектра, кроме того, представляется решение государственной комиссии по
радиочастотам о выделении полосы радиочастот.
Для получения лицензии на оказание
услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания, вещания
дополнительной информации соискателем лицензии также предоставляется
нотариально заверенная копия лицензии на вещание.
5. Требовать от соискателя лицензии
документы, кроме указанных в настоящей статье документов, не допускается.
6. За представление в лицензирующий
орган недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Торги (аукцион, конкурс) на получение лицензии
1. Лицензии выдаются по результатам
торгов (аукциона, конкурса) в случае, если:
1) услуга связи будет оказываться с
использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по
радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный
спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории.
Победителю торгов (аукциона, конкурса) выдается лицензия
и выделяются соответствующие радиочастоты;
2) на территории имеются
ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный
ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи
устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть
ограничено.
2. Порядок проведения торгов
(аукциона, конкурса) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Решение о проведении торгов
(аукциона, конкурса) принимается федеральным органом исполнительной власти в
области связи в установленном порядке.
Организация проведения торгов
(аукциона, конкурса) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в
области связи не позднее чем через шесть месяцев после принятия такого решения.
3. До принятия решения о возможности
выдачи лицензии [на основании решения по результатам рассмотрения заявления о
предоставлении лицензии или по результатам проведения торгов (аукциона,
конкурса)] лицензия, предусматривающая при оказании услуг связи использование
радиочастотного спектра, не выдается.
4. Положения настоящей статьи не
распространяются на отношения, связанные с использованием радиочастот для целей
телевизионного вещания и радиовещания.
Статья 32. Порядок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и
выдаче лицензии
1. Решение о выдаче лицензии или об
отказе в ее выдаче лицензирующий орган принимает:
в срок, не превышающий тридцати дней со дня принятия
решения, по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса);
в случаях, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего
Федерального закона, в срок, не превышающий семидесяти пяти дней со дня
получения заявления соискателя лицензии со всеми указанными в пунктах 1–3
статьи 30 настоящего Федерального закона необходимыми документами, за
исключением случаев, если выдача лицензии осуществляется по результатам
проведения торгов (аукциона, конкурса);
в иных случаях в срок, не превышающий тридцати дней со дня
получения заявления соискателя лицензии со всеми указанными в пунктах 1 и 2
статьи 30 настоящего Федерального закона необходимыми документами, по
результатам рассмотрения заявления.
2. Лицензирующий орган обязан
известить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче лицензии или об
отказе в ее выдаче в течение десяти дней со дня принятия соответствующего
решения. Извещение о выдаче лицензии направляется или вручается соискателю
лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока
оплаты лицензионного сбора. Извещение об отказе в выдаче лицензии направляется
или вручается соискателю лицензии в письменной форме с указанием оснований
отказа.
3. За рассмотрение заявления о
выдаче лицензии взимается сбор в размере трехсот рублей.
За выдачу лицензии взимается
лицензионный сбор. После получения извещения о выдаче лицензии соискатель
лицензии обязан произвести оплату лицензионного сбора. Выдача лицензии
осуществляется в течение трех дней после представления соискателем лицензии
документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
4. За выдачу лицензии
устанавливается лицензионный сбор в размере:
15.000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской
Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии
будут оказываться услуги связи, – в случаях, указанных в пункте 3 статьи 30
настоящего Федерального закона;
установленном условиями торгов
(аукциона, конкурса), – в случае выдачи лицензии по результатам проведенных
торгов (аукциона, конкурса);
1000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской
Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии
будут оказываться услуги связи, – в иных случаях.
Суммы лицензионного сбора и сбора за
рассмотрение заявления о выдаче лицензии зачисляются в федеральный бюджет.
5. В случае,
если лицензиат в течение трех месяцев не произвел оплату лицензионного сбора,
лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.
6. Территория, на которой в
соответствии с лицензией разрешается оказывать услуги связи, указывается в
лицензии лицензирующим органом.
7. Лицензия или любые предоставляемые ею права не могут быть полностью или частично переданы
лицензиатом другому юридическому или физическому лицу.
Статья 33. Срок действия лицензии
1. Лицензия может быть выдана на
срок от трех до двадцати пяти лет, который устанавливается лицензирующим
органом с учетом:
срока, указанного в заявлении соискателя лицензии;
содержания услуг связи, на оказание которых испрашивается
лицензия;
указанного в решении государственной комиссии по
радиочастотам о выделении полосы радиочастот срока в случае, если услуга связи
оказывается с использованием радиочастотного спектра;
технических ограничений и технологических условий в
соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.
2. Лицензия может выдаваться на срок
менее чем три года по заявлению соискателя лицензии.
3. Срок действия лицензии может быть
продлен по заявлению лицензиата на тот же срок, на который она была выдана
первоначально, или на иной срок, который не превышает срок, установленный пунктом
1 настоящей статьи. Заявление о продлении срока действия лицензии подается в
лицензирующий орган не позднее чем за два месяца и не
ранее чем за шесть месяцев до окончания срока действия лицензии. Для продления
срока действия лицензии лицензиат должен представить документы, указанные в
статье 30 настоящего Федерального закона. Решение о продлении срока действия
лицензии принимается лицензирующим органом на основании представленных
документов в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления указанных
документов.
4. В продлении срока действия
лицензии может быть отказано, если на день подачи заявления установлены, но не
устранены нарушения лицензионных условий.
Статья 34. Отказ в выдаче лицензии
1. Основаниями для отказа в выдаче
лицензии являются:
1) несоответствие документов,
прилагаемых к заявлению, требованиям статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) непредставление документов,
необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) наличие в документах,
представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
4) несоответствие деятельности,
заявляемой соискателем лицензии, установленным для данного вида деятельности
стандартам, требованиям и правилам;
5) непризнание соискателя лицензии
победителем торгов (аукциона, конкурса) в случае, если лицензия выдается по
результатам торгов (аукциона, конкурса);
6) отмена решения государственной
комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот;
7) отсутствие технической возможности
реализации заявленной услуги связи.
2. Соискатель лицензии имеет право
обжаловать отказ в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа в
судебном порядке.
Статья 35. Переоформление лицензии
1. Лицензия по заявлению ее
владельца может быть переоформлена на правопреемника.
При этом правопреемник, кроме
документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 30 настоящего Федерального закона,
обязан представить документы, подтверждающие передачу ему сетей связи и средств
связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой
лицензией, и переоформление на его имя разрешения на использование радиочастот
в случае их использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой
лицензии.
2. При реорганизации юридического
лица в форме слияния, присоединения или преобразования лицензия переоформляется
по заявлению правопреемника. К заявлению должны быть приложены документы,
указанные в пунктах 1 и 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
3. При реорганизации юридического
лица в форме разделения или выделения лицензия переоформляется по заявлению
заинтересованных правопреемника или правопреемников. При этом заинтересованные
правопреемник или правопреемники кроме документов, указанных в пунктах 1 и 2
статьи 30 настоящего Федерального закона, обязаны представить документы,
подтверждающие передачу им сетей связи и средств связи, необходимых для
оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, и
переоформление на их имя разрешения на использование радиочастот в случае их
использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии.
При оспаривании другими
правопреемниками прав заинтересованных правопреемника или правопреемников на
переоформление лицензии спор между сторонами разрешается в судебном порядке.
4. В случае реорганизации
юридического лица либо изменения реквизитов юридического лица или
индивидуального предпринимателя, указанных в лицензии, лицензиат в течение
тридцати дней обязан подать заявление о переоформлении лицензии с приложением
документов, подтверждающих указанные в этом заявлении изменения. В случае, если такое заявление не было подано в установленный срок,
действие лицензии прекращается.
5. Переоформление лицензии
осуществляется лицензирующим органом в течение тридцати дней со дня получения
соответствующего заявления.
6. За переоформление лицензии
взимается сбор в размере одной тысячи рублей, который зачисляется в федеральный
бюджет.
7. При переоформлении лицензии
лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий в
области связи.
8. В случае отказа от переоформления
лицензии лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и
заключенными с пользователями услугами связи договорами об оказании услуг связи
несет ответственность перед пользователями услугами связи.
Статья 36. Внесение изменений и дополнений в лицензию
1. Лицензиат может обратиться в
лицензирующий орган с заявлением о внесении изменений или дополнений в
лицензию, в том числе в лицензионные условия.
Лицензирующий орган обязан
рассмотреть такое заявление и известить заявителя о принятом решении в срок, не
превышающий шестидесяти дней.
За осуществление внесения изменений
или дополнений в лицензию взимается сбор в размере ста рублей, который
зачисляется в федеральный бюджет.
2. При необходимости внесения в
лицензию изменений или дополнений, касающихся наименования услуг связи,
территории, на которой действует лицензия, или использования радиочастотного
спектра, выдается новая лицензия в порядке, предусмотренном для ее выдачи.
3. В случае изменения
законодательства Российской Федерации лицензирующий орган по своей инициативе
вправе вносить изменения и дополнения в лицензионные условия с извещением об
этом лицензиата в течение тридцати дней. В извещении указывается основание
принятия этого решения. Внесение изменений и дополнений в лицензию в этом
случае осуществляется бесплатно.
Статья 37. Приостановление действия лицензии
1. Лицензирующий орган до
приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о
приостановлении ее действия в случае:
1) выявления уполномоченными на то
государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм,
установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области связи;
2) выявления уполномоченными на то
государственными органами нарушений лицензиатом лицензионных условий;
3) неоказания услуг связи более чем
три месяца, в том числе их неоказания с указанного в лицензии дня начала
оказания таких услуг.
2. Лицензирующий орган вправе
приостановить действие лицензии в случае:
1) выявления нарушений, которые
могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или
здоровью человека, а также обеспечению нужд государственного управления, в том
числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны,
безопасности государства и обеспечения правопорядка;
2) аннулирования разрешения
государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом
радиочастот, если такое аннулирование приводит к невозможности оказания услуг
связи;
3) невыполнения лицензиатом в
установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало
устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано
при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.
3. Предупреждение о приостановлении
действия лицензии, а также решение о приостановлении действия лицензии
доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с указанием
основания принятия такого решения или вынесения предупреждения не позднее чем
через десять дней со дня принятия такого решения или вынесения предупреждения.
4. Лицензирующий орган обязан
установить разумный срок устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой
вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии. Указанный срок не
может превышать шесть месяцев. В случае, если в
указанный срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган
вправе приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об
аннулировании лицензии.
Статья 38. Возобновление действия лицензии
1. В случае устранения лицензиатом
нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий
орган обязан принять решение о возобновлении ее действия.
2. Подтверждением устранения
лицензиатом нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии,
является выдаваемое в срок не позднее чем через десять дней с
даты устранения указанного нарушения заключение органа государственного
надзора за связью. Решение о возобновлении действия лицензии должно быть
принято не позднее чем через десять дней со дня получения лицензирующим органом
указанного заключения.
Статья 39. Аннулирование лицензии
1. Аннулирование лицензии в судебном
порядке осуществляется по искам заинтересованных лиц или лицензирующего органа
в случае:
1) обнаружения недостоверных данных
в документах, послуживших основанием для принятия решения о выдаче лицензии;
2) неустранения
в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия
лицензии;
3) невыполнения лицензиатом
обязательств, принятых им в процессе участия в торгах (аукционе, конкурсе) [в
случае, если лицензия выдана по результатам проведенных торгов (аукциона,
конкурса)].
2. Аннулирование лицензии
лицензирующим органом осуществляется в случае:
1) ликвидации юридического лица или
прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его
реорганизации в форме преобразования;
2) прекращения действия
свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя;
3) заявления лицензиата с просьбой
об аннулировании лицензии;
4) неуплаты лицензионного сбора в
течение трех месяцев со дня извещения соискателя о выдаче лицензии.
3. При аннулировании лицензии
лицензионный сбор не возвращается.
4. Решение лицензирующего органа об
аннулировании лицензии доводится до лицензиата в течение десяти дней со дня
принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 40. Формирование и ведение реестра лицензий в области связи
1. Лицензирующий орган формирует и
ведет реестр лицензий в области связи. В реестре должны содержаться следующие
сведения:
1) сведения о лицензиатах;
2) наименование услуг связи, на
оказание которых выданы лицензии, и территория, на которой разрешено оказывать
соответствующие услуги связи;
3) дата выдачи и номер лицензии;
4) срок действия лицензии;
5) основание и дата приостановления
и возобновления действия лицензии;
6) основание и дата аннулирования
лицензии;
7) иные устанавливаемые
лицензирующим органом в зависимости от наименования услуг связи сведения.
2. Информация реестра лицензий в
области связи подлежит публикации в объеме, форме и порядке, которые
определяются лицензирующим органом, с учетом вносимых в указанный реестр
изменений.
Статья 41. Подтверждение соответствия средств связи
и услуг связи
1. Для обеспечения целостности,
устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи
Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия
установленным требованиям средств связи, используемых в:
1) сети связи общего пользования;
2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае
их присоединения к сети связи общего пользования.
2. Подтверждение соответствия
указанных в пункте 1 настоящей статьи средств связи
техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством
Российской Федерации о техническом регулировании, и требованиям,
предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа
исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи,
осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации
о соответствии.
Средства связи, подлежащие
обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации
изготовителем или продавцом.
Документы о подтверждении
соответствия средств связи установленным требованиям,
протоколы испытаний средств связи, полученные за пределами территории
Российской Федерации, признаются в соответствии с международными договорами
Российской Федерации.
Изготовитель вправе принять
декларацию о соответствии тех средств связи, которые
не подлежат обязательной сертификации.
3. Перечень подлежащих обязательной
сертификации средств связи, утверждаемый
Правительством Российской Федерации, включает в себя:
средства связи, выполняющие функции систем коммутации,
цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также
оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи
общего пользования;
оконечное оборудование, которое может привести к нарушению
функционирования сети связи общего пользования;
средства связи технологических сетей связи и сетей связи
специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего
пользования;
радиоэлектронные средства связи;
оборудование средств связи, в том
числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий
при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При модификации программного
обеспечения, являющегося частью средства связи, изготовитель в установленном
порядке может принять декларацию о соответствии данного средства связи
требованиям ранее выданного сертификата соответствия или принятой декларации о
соответствии.
4. Сертификация услуг связи и
системы управления качеством услуг связи проводится на добровольной основе.
5. Правительством Российской
Федерации определяется порядок организации и проведения работ по обязательному
подтверждению соответствия средств связи, порядок
аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров),
проводящих сертификационные испытания, и утверждаются правила проведения
сертификации.
Контроль за соблюдением держателями
сертификатов и декларантами обязательств по обеспечению соответствия
поставляемых средств связи сертификационным
требованиям и условиям и регистрация принятых изготовителями деклараций о
соответствии возлагаются на федеральный орган исполнительной власти в области
связи.
На федеральный орган исполнительной
власти в области связи возлагается также организация системы сертификации в
области связи, включающей в себя органы по сертификации, испытательные
лаборатории (центры) независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности.
6. За регистрацию декларации о
соответствии взимается государственная пошлина в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
7. Держатель сертификата
соответствия или декларант обязан обеспечить соответствие средства связи,
системы управления качеством средства связи, услуги связи, системы управления
качеством услуги связи требованиям нормативных документов, на соответствие
которым была проведена сертификация или принята декларация.
8. При обнаружении несоответствия
эксплуатируемого средства связи, имеющего сертификат соответствия или
декларацию о соответствии, установленным требованиям держатель сертификата или
декларант обязан устранить выявленное несоответствие за свой счет. Срок
устранения выявленного несоответствия устанавливается федеральным органом
исполнительной власти в области связи.
Статья 42. Выдача и прекращение действия сертификатов соответствия при
проведении обязательной сертификации средств связи
1. Для проведения обязательной
сертификации средства связи заявитель направляет в орган по сертификации заявку
на проведение сертификации и его техническое описание на русском языке,
позволяющее идентифицировать средство связи и содержащее технические параметры,
посредством которых можно оценить соответствие средства связи установленным
требованиям.
Заявитель-продавец также
представляет в орган по сертификации документ изготовителя, подтверждающий факт
производства им заявляемого для проведения
сертификации средства связи.
2. Срок рассмотрения заявки на
проведение сертификации не должен превышать тридцать дней со дня получения
органом по сертификации документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. Орган по сертификации после
получения документально оформленных результатов сертификационных испытаний в
срок не более чем тридцать дней принимает решение о выдаче или о мотивированном
отказе в выдаче сертификата соответствия. Сертификат соответствия выдается на
год или три года в зависимости от схемы сертификации, предусмотренной правилами
проведения сертификации.
4. Отказ в выдаче сертификата
соответствия или прекращение его действия осуществляется в случае, если
средство связи не соответствует установленным требованиям или заявитель нарушил
правила проведения сертификации.
5. Федеральный орган исполнительной
власти в области связи публикует информацию о внесении сертификата соответствия
в реестр сертификатов соответствия системы сертификации в области связи или об
исключении сертификата соответствия из указанного реестра.
Статья 43. Декларирование соответствия и регистрация деклараций о
соответствии
1. Декларирование соответствия
осуществляется принятием заявителем декларации о соответствии на основании
собственных доказательств и полученных с участием аккредитованной испытательной
лаборатории (центра) доказательств.
В качестве собственных доказательств
заявитель использует техническую документацию, результаты собственных
исследований (испытаний) и измерений и другие документы, служащие
мотивированным основанием для подтверждения соответствия средств
связи установленным требованиям. Заявитель включает также в доказательственные
материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в
аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
2. Декларация о соответствии
оформляется на русском языке и должна содержать:
наименование и место нахождения заявителя;
наименование и место нахождения изготовителя средства связи;
техническое описание средства связи на русском языке,
позволяющее идентифицировать это средство связи;
заявление заявителя о том, что средство связи при его
использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по
обеспечению соответствия средства связи установленным требованиям не окажет
дестабилизирующее воздействие на целостность, устойчивость функционирования и
безопасность единой сети электросвязи Российской Федерации;
сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и об
измерениях, а также о документах, послуживших основанием для подтверждения
соответствия средства связи установленным требованиям;
срок действия декларации о соответствии.
Форма декларации о соответствии
утверждается федеральным органом исполнительной власти в области связи.
3. Оформленная по установленным
правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом
исполнительной власти в области связи в течение трех дней.
Декларация о соответствии
действительна со дня ее регистрации.
4. Декларация о соответствии и
составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в
течение срока действия этой декларации и в течение трех лет со дня окончания
срока ее действия. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в
федеральном органе исполнительной власти в области связи.
Статья 43.1. Экспертиза системного проекта сети связи
1. Для обеспечения целостности,
устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования
является обязательной оценка соответствия системного проекта сети связи
требованиям в области связи, установленным настоящим Федеральным законом и
(или) в соответствии с ним. Такая оценка осуществляется в форме экспертизы.
2. Экспертиза системного проекта
сети связи проводится юридическими или физическими лицами, аккредитованными
федеральным органом исполнительной власти по надзору в области связи в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
3. Правила проведения экспертизы
системного проекта сети связи устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Статья 43.2. Регистрация сети электросвязи
1. Регистрации подлежит входящая в сеть
связи общего пользования сеть электросвязи в случае, если расчетные значения
монтированной емкости такой сети электросвязи или их изменения превосходят
установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи
соответствующие значения.
Использование сети электросвязи,
подлежащей регистрации, без регистрации не допускается.
2. Регистрация сети электросвязи
осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в области
связи (далее – регистрирующий орган) в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
3. Для регистрации сети электросвязи
заявитель должен подать в регистрирующий орган заявление, в котором
указываются:
наименование (фирменное наименование),
организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица (для
юридического лица);
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа,
удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);
перечень наименований услуг связи, для оказания которых
будет использоваться регистрируемая сеть электросвязи, с указанием даты выдачи
и номера соответствующей лицензии.
К указанному заявлению прилагаются
системный проект сети связи и полученное в результате проведения его экспертизы
заключение о соответствии системного проекта установленным требованиям в
области связи (положительное заключение).
4. Решение о регистрации сети
электросвязи или об отказе в ее регистрации регистрирующий орган принимает в
срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения от заявителя
заявления о регистрации его сети электросвязи и всех
указанных в пункте 3 настоящей статьи документов.
5. Регистрация сети электросвязи
проводится без взимания платы.
6. Основанием для отказа в
регистрации сети электросвязи является:
непредставление одного из указанных в пункте 3 настоящей
статьи документов;
наличие в документах, представленных заявителем,
недостоверной или искаженной информации;
несоответствие величин, определяющих технические возможности
входящих в состав сети электросвязи средств связи,
линий передачи и физических цепей, или фактической монтированной емкости сети
электросвязи расчетным значениям, указанным в представленном заявителем
системном проекте сети связи;
несоответствие сети электросвязи ее описанию,
представленному для получения, переоформления указанной в заявлении о
регистрации сети электросвязи лицензии, внесения в нее изменений и дополнений.
7. Прекращение действия регистрации
сети электросвязи осуществляется:
в судебном порядке по иску заинтересованного лица или иску
регистрирующего органа в случае обнаружения в документах, послуживших
основанием для принятия решения о регистрации данной сети электросвязи,
недостоверной или искаженной информации после принятия такого решения;
по решению регистрирующего органа в случае прекращения
действия всех лицензий, указанных в заявлении о регистрации сети электросвязи,
аннулирования всех таких лицензий или по заявлению соответствующего оператора
связи.
<…>
Глава 8. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛУГИ СВЯЗИ
<…>
Статья 57. Универсальные услуги связи
1. В Российской Федерации
гарантируется оказание универсальных услуг связи.
К универсальным услугам связи в
соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
<…>
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети
«Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа.
2. Порядок и сроки начала оказания
универсальных услуг связи, а также порядок регулирования тарифов на
универсальные услуги связи определяется Правительством Российской Федерации по
представлению федерального органа исполнительной власти
в области связи исходя из следующих принципов:
<…>
в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек
должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети
«Интернет».
<…>
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ СЕТЯМИ СВЯЗИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И В УСЛОВИЯХ
ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 65. Управление сетью связи общего пользования
1. Управление сетью связи общего
пользования в чрезвычайных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной
власти в области связи во взаимодействии с центрами управления сетями связи
специального назначения и имеющими присоединение к сети связи общего
пользования технологическими сетями связи.
2. Для координации работ по
устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного
положения, и его последствий в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть образованы
временные специальные органы управления, которым передаются соответствующие
полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Статья 66. Приоритетное использование сетей связи и средств связи
1. Во время чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, определенных законодательством Российской
Федерации, уполномоченные государственные органы в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации, имеют право на приоритетное использование
любых сетей связи и средств связи, а также
приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.
2. Операторы связи должны
предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности
человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, а также
сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о
стихийных бедствиях, связанным с проведением неотложных мероприятий в области
государственного управления, обороны страны, безопасности государства и
обеспечения правопорядка.
<…>
Глава 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
СВЯЗИ
<…>
Статья 69. Международное
сотрудничество Российской Федерации в области связи
1. Международное сотрудничество
Российской Федерации в области связи осуществляется на основе соблюдения
общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных
договоров Российской Федерации.
В международной деятельности в
области электросвязи и почтовой связи федеральный орган исполнительной власти в
области связи выступает в качестве администрации связи Российской Федерации.
Администрация связи Российской
Федерации в пределах своих полномочий представляет и защищает интересы
Российской Федерации в области электросвязи и почтовой связи, взаимодействует с
администрациями связи иностранных государств, межправительственными и
международными неправительственными организациями связи, а также координирует
вопросы международного сотрудничества в области связи, осуществляемого
Российской Федерацией, гражданами Российской Федерации и российскими
организациями, обеспечивает исполнение обязательств Российской Федерации,
вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области связи.
2. Иностранные организации или
иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области связи на территории
Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для граждан
Российской Федерации и российских организаций в той мере, в какой указанный
режим предоставляется соответствующим государством гражданам Российской
Федерации и российским организациям, если иное не установлено международными
договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Статья 70. Регулирование
деятельности в области международной связи
1. Отношения, связанные с
деятельностью в области международной связи на территории Российской Федерации,
регулируются международными договорами Российской Федерации в области связи,
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Порядок расчетов между
операторами международной электросвязи устанавливается на основе международных
эксплуатационных соглашений и с учетом рекомендаций международных организаций
электросвязи, участником которых является Российская Федерация.
3. Для оказания услуг связи в
пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории
Российской Федерации является обязательным:
создание российских сегментов мировых сетей связи, обеспечивающих
взаимодействие с единой сетью связи Российской Федерации;
создание российских операторов связи, отвечающих
требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом;
обеспечение экономической, общественной, оборонной,
экологической, информационной и иных видов безопасности.
<…>
Президент Российской
Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
7 июля 2003 года
№ 126-ФЗ