СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
10.1. Система социально-коммуникационных наук
10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации
на предыдущую страницу <<< к содержанию >>> на следующую страницу
10.1.
Система социально-коммуникационных наук
Методология научного познания предписывает различать объекты и предметы науки. Определив социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном пространстве и времени, что мы определили: объект или предмет метатеории социальной коммуникации? Поясним суть вопроса.
Объект познания – это некоторая часть материального или нематериального мира, существующая независимо от нашего знания о ней. Мы можем только назвать объект, перечислить его внешние отличительные признаки, и этих априорных знаний достаточно для того, чтобы начать в принципе бесконечное изучение этого объекта.
Но охватить зараз объект в целом, во всех его многообразных связях и отношениях, с учетом его бесчисленных свойств и аспектов, невозможно. Поэтому разные науки (теории, учения), изучающие данный объект, выделяют одну или несколько его граней, на которые направляется познающая мысль. Эти грани выбираются исследователем не произвольно, а в зависимости от его научных установок и называются предметом познания. Так, химика интересует вещественный состав данного объекта, а историка – история его развития.
Предмет познания существует не в объективной действительности, а в сознании познающего субъекта. Это часть наших априорных знаний об объекте. Предмет познания не содержится в познаваемом объекте, а формируется путем абстрактного мышления исследователя, исходя из традиций и методологии данной науки (теории, учения). Поскольку всякий объект содержит бесконечное количество граней, процесс его познания бесконечен, и можно сформулировать сколь угодно много предметов для наук (теорий, учений), которые могли бы изучать этот объект. Поэтому такие сложные и важные для нас объекты, как Земля, человек, общество изучаются многими десятками наук. Так, человеческое общество изучают экономика, политология, история, социология, этнология, археология, филология, социальная психология, языкознание, этика, культурология, искусствознание, социальная философия и пр. Науки, изучающие один и тот же объект, различаются предметами, и предмет экономики, конечно, совершенно другой, чем предмет социальной психологии, хотя объекты их совпадают.
Определение социальной коммуникации, сформулированное в параграфе 1.1., есть описание объекта, существующего в реальной действительности независимо от каких-либо наук. Движение смыслов в социальном пространстве и времени возникло естественным путем в ходе становления и развития человечества (антропогенеза), оно является, как говорят философы, онтологически объективным.
Теперь произведем систематизацию наук по онтологическим объектам их исследования. Таких объектов оказывается четыре – это четыре самостоятельных, но взаимосвязанных мира: X – природа, данная нам в ощущениях; Y – умозрительно постигаемые смыслы; I – личностный психологический мир, социальная реальность. Соответственно образуются четыре комплекса научного знания:
X – естественные науки
(естествознание);
Y – обобщающие, умозрительные науки;
I – человековедческие
науки;
S – обществоведческие науки.
Эти комплексы пересекаются друг с другом, создавая подкомплексы интегральных языковых наук. Такими подкомплексами являются:
IX – биогуманитарный подкомплекс – науки, изучающие грани соприкосновения естественной природы и личностной субъективной реальности;
IS – культуроведческий подкомплекс – науки, объектов которых являются личность и общество в их взаимосвязи;
SX – подкомплекс технических наук, объект которых – преобразование природы в интересах общества.
Науки, изучающие один и тот же онтологический объект и образующие перечисленные комплексы и подкомплексы научного знания, ограничиваются друг от друга, как уже было сказано, по предмету познания. Перечислим некоторые из этих наук.
X. Естественные науки: астрономия, геология, механика, физика, химия, биология и многие другие. В свою очередь, эти науки делятся в процессе научной дифференциации на более конкретные дисциплины, образуя циклы астрономических, геологических и т.д. наук.
Y. Обобщающие (умозрительные) науки оперируют дематериализованными смыслами, которые не привязаны к явлениям, воспринимаемым органами чувств. Таких наук, точнее – научных циклов, можно назвать три: философия, богословие, математика. Как выразился В.В. Бибихин, «всякая философия чревата вещами невидимыми, однако существующими более надежным и неотменимым существованием, чем наблюдаемые вещи»[1].
I. Человековедческие науки, предметами которых служат разные стороны человеческой личности как таковой оказываются немногочисленными. Это – психология личности, педагогика, психиатрия, акмеология, валеология, геронтология, педиатрия. Зато именно человек является неисчерпаемым объектом искусства.
S. Обществоведческие науки гораздо многочисленнее и образуют развитые научные циклы: лингвистика, литературоведение, журналистика, филология, эстетика и искусствознание, этика и юриспруденция, история, политология, социология, экономика, социальная психология.
IX. Биогуманитарные науки – медицина, физиология человека, биологическая антропология, изучающая биологическую эволюцию хомо сапиенс, этнопсихология, психогенетика.
IS. Культуроведческие науки – культурология (общая теория культуры), социология культуры, история культуры, археология, семиотика, этнология, или культурная (социальная) антропология, книговедение, теория массовой коммуникации, библиотековедение и другие прикладные науки о документных коммуникациях.
SX. Технические науки – автоматика, вычислительная техника, информатика, радиотехника, телевидение, телефония и телеграфия, радиолокация и радионавигация, полиграфическая техника.
Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном пространстве и времени локализована в объектах S и I, т.е. в общественной жизни и в личностном психическом мире. С развитием научного познания, как показано во Введении, проблематика социальной коммуникации начинает занимать все более значительное место в предметах обществоведческих, человековедческих наук и соответствующих подкомплексах интегральных стыковых наук. Более того, есть основания считать некоторые из научных дисциплин социально-коммуникационными науками по существу, ибо они изучают не что иное, как различные грани коммуникационной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов. Перечислим эти частные социально-коммуникационные дисциплины.
Из числа человековедческих наук в систему социально-коммуникационного знания входят:
I.1. Психология общения. Лидер этой дисциплины А.А. Леонтьев определил ее следующим образом: «Психология общения – это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества» (Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. С. 13). В центр человеческого общения Леонтьев ставит речевую деятельность, поэтому в психологии общения центральное место отводится психолингвистике.
I.2. Педагогика – одна из старейших прикладных коммуникационных дисциплин, которая в поисках научной глубины все больше осознает себя коммуникационной наукой. Как известно, педагогическая деятельность представляет собой единство обучения (передача молодежи знаний, умений, навыков, хранящихся в национальном культурном наследии) и воспитания (направленное формирование умственных, этических, эстетических, физических качеств учащихся). Некоторые авторы обращаются к понятию «педагогическое общение» и описывают обучение как «взаимодействие таких трех главных компонентов: преподаватель – содержательная учебная информация – учащийся (учащиеся)» (Орлов В.И. Знания, умения, навыки и обучение. М., 1995. С. 18). В связи с компьютеризацией педагогического процесса появился термин «педагогическая информатика», но термин «коммуникация» пока не вошел в педагогический лексикон. Несмотря на это, вполне очевидно, что педагогическая деятельность – это специально организованная коммуникационная деятельность, целью которой является обучение и воспитание учащихся. В роли коммуниканта здесь выступает педагогический коллектив, а в роли реципиентов – группы учащихся. Согласно рис. 2.2. имеет место форма коммуникационной деятельности ГуГ – мидикоммуникация на групповом уровне.
I.3. Коммуникационная проблематика активно разрабатывалась в психоанализе: коммуникационное взаимодействие Эго, Ид (Оно), Супер Эго (З. Фрейд), коммуникабельность психологических типов (К. Юнг), «подлинное общение» в социальной группе (К. Роджерс).
Из состава обществоведческих наук к социально-коммуникативной системе относятся:
S.1. Лингвистика, изучающая знаковые средства устной коммуникации, правда, преимущественно вербальные; невербальные знаки – объект паралингвистики;
S.2. Литературоведение имеет своим предметом один из документных каналов, обеспечивающих трансляцию плодов словесного творчества; особенно ярко коммуникационный подход выражен в структурном литературоведении.
S.3. Искусствознание изучает документные и недокументные каналы распространения эстетических смыслов, пытаясь постичь таинственные законы воздействия произведений искусства на публику. А.А. Леонтьев справедливо подчеркивает: «непременным условием художественного ощущения является то, что художник (коммуникатор) сообщает зрителю, читателю или слушателю (реципиенту) нечто такое, что позволяет этому последнему подняться над самим собой, получить от соучастия в художественном общении больше, чем он имел до этого общения... Искусство есть – с точки зрения реципиента – средство развития его личности, а не просто носитель какой-то информации. Искусство должно быть понятно зрителю: но если оно только понятно, это не искусство»[2].
S.4. Журналистика бесспорно представляет собой прикладное социально-коммуникационное учение. Здесь аргументы излишни.
Социологию и социальную психологию нельзя, конечно, считать социально-коммуникационными науками, но проблематика социальной коммуникации выражена в них довольно отчетливо и привлекает все большее внимание. В рамках социологии оформляется социология коммуникации, а в социальной психологии, благодаря трудам Б.Д. Парыгина общение становится основополагающей категорией. Не случайно в разделе 2.4. мы квалифицировали общение как социально-психологическую и коммуникационную категорию. Вывод о том, что коммуникационная деятельность, есть духовное общение социальных субъектов, имеет принципиальное значение для правильного понимания соотношения между общением и коммуникацией.
Стимулом для роста заинтересованности фундаментальной социологии и социальной психологии в коммуникационной проблематике явилось бурное развитие прикладной коммуникационной деятельности, востребованной политикой и бизнесом в конце XX века, а именно: рекламное дело, паблик рилейшенз, деловое общение, имидж-мейкерство. Образовались эмпирические учения, предлагающие рекомендации профессиональным коммуникантам. Эти рекомендации нуждаются в социологическим и психологическом обосновании, которое могут дать лишь солидные академические дисциплины.
Культуроведческий кодкомплекс в
системе социально-коммуникационных наук представляют:
IS.1. Социология культуры, изучающая практику общения различных социальных групп с социально-коммуникационными институтами: литература, театр, кино, библиотеки и др.
IS.2. Семиотика включает в свой состав семиотику социальной коммуникации (см. главу 6); ее вклад в социально-коммуникационную проблематику достаточно подробно охарактеризован нами и не нуждается в дополнительной аргументации.
IS.3. Книговедение изучает книжную культуру в историческом и современном аспекте.
IS.4. Теория массовой коммуникации своим названием показывает свою коммуникационную сущность. Именно массовая коммуникация с 30-х годов XX века (Х. Ортега-и-Гассет) привлекает внимание культурологов.
IS.5. Другими прикладными культуроведческими дисциплинами, давно укоренившимися, подобно журналистике, в различных социально-коммуникационных институтах, являются: библиотековедение, библиографоведение, архивистика, музееведение, библиополистика (учение о книжной торговле), теория и практика литературного редактирования и книгоиздания.
Технические дисциплины, входящие в подкомплекс SX, изучают социально-коммуникационную проблематику в аспекте формирования и развития материально-технической базы социальной коммуникации. При этом они ориентируются на схему технической коммуникации (рис. 1.3.), которая абстрагируется от смысла передаваемых сообщений. Однако важность технического обеспечения смысловой коммуникации достаточно очевидна, и перспективы становления мультимедийной электронной коммуникации придают этому обеспечению высокую актуальность и значимость.
Промежуточное положение между техническими и обществоведческими дисциплинами занимают научная информатика, изучающая научную коммуникацию и пути ее совершенствования за счет использования компьютерной техники и телекоммуникации, а также другие «информатики» (экономическая, педагогическая, военная и т.п.) (см. главу 7).
Наконец, обобщающие науки не могли обойти коммуникационную проблематику. Философия интересовалась этой проблематикой издавна, начиная со средневековой герменевтики, но подлинный ренессанс коммуникации в философии наступил в XX веке на фоне всеобщего разочарования в могуществе философской мысли.
М. Фуко даже заявил о смерти философии; его заявление созвучно настроениям П. Фейерабенда и Р. Рорти, которые считают безответственной и опасной претензию философии изрекать окончательные Истины. «Большие философы» рассматриваются как вымирающие представители уходящей эпохи. «Учителя мысли стяжали себе дурную славу» – написал Ю. Хабермас, имея в виду Гегеля, Канта и Маркса[3]. Современное поколение философов, подводя итоги XX столетия, приходят к выводу, что философия не должна передаваться абстрактным идеям и тем более навязывать их жизни, ибо это превратило бы ее в идеологическую репрессивную машину. Философия должна осмысливать общие основы человеческого бытия, не претендуя на то, что она видит и знает то, что недоступно ни научному, ни эстетическому, ни этическому, ни религиозному, ни обыденному познанию. Как возможно такое осмысление? Оно возможно, если философия возьмет на себя роль посредника, обеспечивающего сотрудничество между разными, обособленными формами познания. Всякое сотрудничество есть коммуникация, отсюда – приоритет коммуникационной проблематики в западной философии второй половины XX века. Перечислим наиболее авторитетные философские учения «коммуникационного направления».
1. Аналитическая философия (философия анализа языка или лингвистическая философия) – Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Мур, Дж. Остин, У. Куайн;
2. Философская герменевтика – Г.Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикёр, Л. Парейсон, Дж. Ваттимо;
3. Экзистенциализм – К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Г. Марсель;
4. Диалогический персонализм – М. Бубер, Э. Левинас (см. рис. 2.2);
5. Структурализм: лингвистический структурализм (Н. Трубецкой, Р. Якобсон) (см. 6.1.); антропологический структурализм (К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль); структурализм истории, «археология знания», раскрывающая механизм социальной памяти (М. Фуко); бессознательное, структурированное как язык (Ж. Лакан);
6. Эпистемология (учение о научном познании) – научные революции (Т. Кун), критический рационализм К. Поппера с идеями «фальсификации научного знания» и «миром объективного знания»;
7. Теория символических форм Э. Кассирера, сводящая философию культуры к философии символизма; также семиотические разработки Ч. Морриса (см. 6.1.).
8. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса (80-е годы) утверждает, что коммуникативное поведение, рассчитанное на достижение взаимопонимания между людьми – единственный путь к разрешению социальных, национальных, культурных конфликтов, к самореализации личности, к противостоянию порабощающей человека власти.
Коммуникационная проблематика не чужда математике, – достаточно вспомнить математическую теорию информации К. Шеннона. Не обошло ее своим вниманием и богословие. Но мы не будем углубляться в достижения этих наук, а подведем итоги сказанному.
Рис. 10.1. Гипотетическая система
социально-коммуникационных наук (заштрихованная область) на фоне общей системы
научного знания
Итак, вырисовывается довольно богатый и разнообразный по разработанности и научному статусу познавательный материал, раскрывающий разные грани социальной коммуникации. Но системы социально-коммуникационных наук нет, ибо нет системного взаимодействия между социально-коммуникационными дисциплинами. Правда, накоплен обширный «строительный материал» для создания подобной системы. Чего же не хватает? Не хватает обобщающего учения, метатеории, которая нарушила бы отраслевую замкнутость научных комплексов и подкомплексов и обеспечила бы обмен идеями, методами, достижениями и затруднениями между ними.
На рис. 10.1. приведена гипотетическая система социально коммуникационного знания, на фоне общей системы научного знания. Из всех комплексов и подкомплексов лишь естественные науки не затронуты коммуникационной проблематикой, и видимо, она им в принципе чужда. Сейчас слабо разработана эта проблематика в биогуманитарных науках, хотя потенциальные возможности имеются в медицине, в физиологии, может быть, где-либо еще. Мы назвали эту систему «гипотетической», потому что реально предъявить ее нельзя, она лишь формируется.
10.2. Общая
характеристика метатеории социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной коммуникации занимает центральное место (служит ядром) системы социально-коммуникационных наук. Это ее положение в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины – частными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.
Объектом метатеории является социальная коммуникация в целом, т.е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.
Предметом метатеории служат не конкурентные социально-коммуникационные явления, а знания об этих явлениях, добытые частными теориями. Поскольку эти теории относятся к различным научным комплексам, метатеория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.
Функции межнаучных теорий в системе научного знания заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые выполняются всеми научными теориями, метатеории имеют особые функции:
трансляционную – перенос обобщенного значения из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;
стратегическую – ориентация в направлениях дальнейших научных поисков;
терминологическую – упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;
практическую – содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;
методологическую – уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;
общенаучную – раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае – понятия социальной коммуникации и производных от него;
мировоззренческую – содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (социально-коммуникационных работников).
Содержание метатеорий складывается из обобщения проблематики частных дисциплин, а также собственной проблематики, не затрагиваемой последними и связанной с выполнением стратегических, практических, методологических и общенаучных функций. Это содержание в общих чертах представлено в десяти главах настоящего учебного пособия.
Методическому аппарату метатеорий не свойственны такие методы эмпирического познания, как эксперимент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др.
Согласно определению метатеории, источниками знания, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержание частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений. В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной коммуникации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем между частными дисциплинами.
Таблица 10.1. Метатеоретические проблемы и
обобщаемое научное знание
1. В настоящее время сложилась система социально-коммуникационных наук, включающая человековедческие, обществоведческие, биогуманитарные, культуроведческие, технические и обобщающие дисциплины. Это система охватывает как теоретическое, так и прикладное знание.
2. Благодаря развитию системы социально коммуникационных наук созрели условия для формирования обобщающей метатеории социальной коммуникации, объектом которой являются все виды, уровни, формы, средства и технологии социальной коммуникации в целом, а предметом – знание о социальной коммуникации, полученное частными дисциплинами.
3. Метатеория социальной коммуникации является межнаучной теорией и выполняет следующие особые функции: трансляционную, стратегическую, терминологическую, практическую, методологическую, общенаучную, мировоззренческую, которые обеспечивают консолидацию и дальнейшее развитие системы социально- коммуникационных наук.
4. Terra incognita. На рис. 10.1. система социально-коммуникационных наук названа «гипотетической», т.е. не обладающей статусом достоверного и общепринятого знания. Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, – факт несомненный. Однако эти дисциплины оторваны друг от друга и их лидеры не осознают общность изучаемого ими объекта, а именно – социальной коммуникации. Возможно ли установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сумму знаний в системное знание? Вопрос остается открытым. Ясно одно, что без формирования обобщающей метатеории такое преобразование не возможно.
1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя. 1999. 272 с.
2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 268 с.
3. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995.270 с.
4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 294 с.
5. Рождественский Ю.В. Теория риторики: 2-е изд. М.: Добросвет, 1999. 482 с.
6. Рязаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. 212 с.
7. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. 319 с.
8. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Ин-т Психологии РАН, 1999. 448 с.
9. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М.: Радио и связь, 1996. 214 с.
на предыдущую страницу <<< к содержанию >>> на следующую страницу