Часть IV.

Интернет-журналистика как технология поиска

Глава 1. Сеть путей к источникам информации

Глава 2. Мир платной информации

Глава 3. Инструменты поиска

Глава 4. Работа с экспертами

Глава 5. Планирование поиска и точки отсчёта при поисковых задачах

Глава 6. Собственная публикация как источник информации

Резюме

Ключевые понятия

Вопросы и задания

на предыдущую страницу <<< к содержанию >>> на следующую страницу

Тезисы

Интернет, веб-технологии для журналистов превратились из обычной реальности в жесткую неизбежность. Однако для многих сеть как средство производства все еще в значительной степени напоминает сталкерскую Зону: хождение туда не всегда продуктивно, а порой и небезопасно.

В онлайновом и офлайновом режимах создаются все более совершенные курсы и пособия по интернет-журналистике и интернету для журналистов. Их применимость на практике зависит прежде всего от собственного опыта автора, от проблем, которые приходилось решать ему при помощи глобальной сети.

Сетевые технологии, как и другие медийные технологии нашего времени, развиваются с такой скоростью, что рекомендованные сегодня ресурсы, приемы работы с информацией и последние разработки в области соответствующего инструментария уже завтра могут оказаться безнадежно устаревшими. Поэтому мы предлагаем считать конкретные примеры ресурсов и ссылки, приведенные в тексте, лишь типовыми образцами того, что может понадобиться журналисту в профессиональной деятельности.

Представляется целесообразным рассматривать сетевые технологии для журналиста в сочетании с другими медийными, средами. Во-первых, комплекс технологий в руках профессионала всегда дает результат более высокий, чем тот, который достигается в рамках одной технологии. Во-вторых, границы между медийными средами весьма условны, а в перспективе могут вообще исчезнуть.

В книге «Реконструкция России. Массмедиа и политика в России девяностых» И.И. Засурский цитирует статью Дж. Хартли «Communicative democracy in the redactional society: the future of journalism studies». В эпоху, когда количество возможностей прямой коммуникации бесконечно увеличивается, «журналисты становятся поисковыми машинами, которые предоставляют услуги по отбору и редактированию материала для других пользователей», пишет Хартли. По мнению автора, роль журналиста постепенно все больше и больше будет напоминать роль не писателя, а редактора.

В этом ключе и попытаемся познакомить начинающих журналистов с некоторыми профессиональными навыками поиска и обработки информации.

Итак, каждый журналист должен знать следующее.

           Современная телекоммуникационная среда дает одинаковые шансы на получение информации как сотрудникам мировых информационных агентств, так и тем, кто пишет в региональных СМИ. Информация стала равнодоступной.

           Сбор и передача информации перестали быть монополией профессиональных журналистов. Каждый человек, вооруженный мобильным телефоном со встроенной камерой, может оказаться обладателем уникального информационного материала и передать его неограниченной аудитории через интернет.

           Представление о возможностях использования всей коммуникационной среды одно из важнейших в деятельности журналиста.

           Онлайн и офлайн разделены условно.

           Практически любая информация есть в открытом доступе.

           Информация не всегда доступна в готовом виде. Но для подготовки сенсационного материала часто достаточно восстановить связи между общеизвестными фактами.

           Поиск информации никогда не формализуется настолько, чтобы его можно было осуществлять единожды выбранными способами; поиск информации всегда есть и поиск путей поиска информации.

в начало

Глава 1. Сеть путей к источникам информации

Типы информационных источников

Информацию для журналиста можно разделить на шесть условных видов[[1]]:

1)      фактографическая (фиксация изменений объектов реального мира, их географического и временного положения, структуры их взаимодействия и пр.);

2)      комментарийная (характеристика фактов, позиционирование путем прямых или косвенных оценок);

3)      аналитическая (сопоставление нескольких фактов с восстановлением причинно-следственных связей и возможным прогнозом последствий);

4)      справочная (статичное описание объектов реального мира в их исходной форме, а также наборы характеристик, позволяющих идентифицировать данный объект, и базовые представления о взаимосвязи между объектами);

5)      иллюстративная информация;

6)      методическая информация (описание путей изготовления информационного продукта, законов его создания и существования, а также отдельных элементов процесса).

Источниками такой информации могут быть:

         СМИ как бумажные, так и электронные;

         публицистическая литература;

         научная и специальная литература;

         документы официальных учреждений;

         материалы конференций, круглых столов и других форм непосредственной публичной дискуссии текстовые, аудио и видео;

         чаты, форумы, сайты, контент которых формируется по принципу форума, и другие формы опосредованной публичной дискуссии;

         аналитические исследования, маркетинговые отчеты, обзоры рынков;

         справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;

         графика, видео- и аудиозаписи.

Соотношение видов информации и источников ее получения приводится в таблице ниже.

Вид информации

Источник

Факты

СМИ, документы официальных учреждений, материалы публичных дискуссий

Комментарии

СМИ, чаты, форумы, публицистическая литература, видео- и аудиозаписи и транскрипты

Аналитика

СМИ, научная и специальная литература, аналитические исследования, отчеты, обзоры рынков

Справочная и методическая информация

Справочники, каталоги, персоналии, энциклопедии, учебная литература

Иллюстрации

Банки видео- и графической информации, объединенные, авторские или принадлежащие одному владельцу; например фотоархивы ТАСС, системы обмена телесюжетами

Оценка источника информации

Журналисту при выборе источника важны следующие параметры эксклюзивность, авторитетность и актуальность.

Эксклюзивность источника определяется либо доступом его условного автора к первичной информации будь то факты, документы или комментарии, либо оперативностью трансляции первичной информации (например, информационные агентства), либо наличием качественных аналитиков, которые могут сложить в оригинальную картину фрагментарные факты, почерпнутые из других источников, предлагая читателю оригинальные исследования причинно-следственных связей и прогнозы. Также следует обращать внимание на компетентность авторов, пусть даже имеющих доступ к первичным фактам и аналитические способности.

Авторитетность источника серьезная проблема для журналиста. Факты вещь субъективная. Это хорошо видно, например, на том, как освещают военные действия самые что ни на есть авторитетные информационные агентства воюющих сторон. Поэтому приходится считать за истину наиболее распространенное в соответствующей аудитории мнение. Если же общепринятую истину в публикации приходится опровергать, то это следует делать так доказательно, чтобы читатели без колебаний стали вашими единомышленниками, т.е. сделать свою версию событий наиболее распространенной. Авторитет справочников, энциклопедий и других источников как раз и основан на том, что они являются сборниками наиболее распространенных представлений о мироустройстве.

Таким образом, выбор источников в значительной степени диктуется тем, насколько оригинальные факты (в это понятие здесь включены не только события, их детали и хронология, но также комментарии) вам необходимы. Естественно, источники, содержащие авторские, эксклюзивные материалы, ценятся выше. Но при этом требуют отдельного определения их авторитетности. Простейшая проверка поиск подтверждений найденному оригинальному факту в нескольких источниках.

Инструментом измерения авторитетности источника в сети могут также служить разнообразные рейтинги: готовые, составленные по определенным формальным признакам; случайные, например чужие списки готовых источников по теме, рекомендуемых ссылок, а также уникальные, составленные, например, на основе анализа статистики посещений нескольких сайтов вкупе с характеристиками аудитории, на основе отдельных экспертных оценок или с применением специальных инструментов. С профессиональной точки зрения наибольшее доверие вызывают источники с высоким индексом цитирования.

Например, в Национальной электронной библиотеке, ныне входящей в «Интегрум», для оценки влиятельности СМИ по аналогу с оценкой влиятельности научных журналов был разработан соответствующий инструмент. Он позволяет определять ссылки на конкретное издание в текстах других СМИ. Для исследуемого издания по архивам библиотеки могут быть выявлены все СМИ, ссылающиеся на него за определенный период времени, количество ссылок в каждом издании, даты ссылок.

На основании этой информации вычисляется так называемый импакт-фактор издания характеристика его авторитетности. Импакт-фактор тем выше, чем больше цитат из статей данного издания встречается в прессе. Легко представить, что импакт-фактор, а значит, и авторитетность РИА «Новости» как информационного агентства в целом выше, чем, например, РБК. При этом вычисление импакт-фактора РБК как источника экономической информации покажет его превосходство над РИА, тогда как традиционное сравнение источников по охвату аудитории здесь показательным не будет.

Кроме того, важна оценка информации, которую содержит источник, по признаку актуальности.

Следует отметить, что упомянутые здесь характеристики источников весьма изменчивы, поэтому выбор постоянного круга источников информации особого смысла не имеет. Кроме того, новые источники появляются с огромной скоростью. Поэтому важен не список источников как таковой, а лишь представление о том, какого рода информация, где содержится и как можно сравнить источники с точки зрения ценности информации и удобства пользования.

Источники также можно классифицировать по их генезису в обществе. Они могут быть результатом деятельности органов власти, силовых структур, государственных предприятий, коммерческих компаний, финансовых структур, партий и общественных организаций, СМИ и частных лиц.

При такой классификации на популярность источников среди журналистов влияет степень доступности, активности, компетентности и информационная открытость структур, в которых они возникли. Поскольку эти характеристики динамичны, меняется и картина востребованности таких источников. Вот, например, данные, которые приводит Комиссия по свободе доступа к информации:

Данные об основных источниках информации, используемых журналистами,

% всех опрошенных представителей массмедиа[[2]]

Источники информации

1999–2000

1999

2000

Законодательная власть

56,6

39,1

Исполнительная власть

83,7

76,8

Правоохранительные, судебные органы

46,2

53,6

Госпредприятия

48,4

58,0

Коммерческие структуры

22,9

36,2

Финансовые структуры

17,9

34,8

Партии и общественные организации

34,6

31,9

Информационные органы

37,5

47,8

Частные лица

39,7

56,5

Навигация по источникам

Количество источников информации, которые могут пригодиться в работе профессиональному поисковику или журналисту, так велико, а классификации их так разнообразны, что выбор был бы невозможен, если бы не каталоги, перечни и другие средства навигации в информационном пространстве, а также профилированные базы данных, объединяющие едиными инструментами поиска иногда сотни тысяч источников.

Простейший способ навигации вопрос к компетентному коллеге. Как правило, в каждом издании существует уже сложившийся круг источников, которыми принято пользоваться. Обращение к справочной литературе также служит ориентиром в море источников. Однако опять же следует отметить, что готовые списки быстро устаревают. Представляется более целесообразным пользоваться профессиональными онлайновыми ресурсами, где актуальность списков поддерживается редакцией или самими посетителями. Навигаторами могут быть также специализированные ресурсы, оповещающие о появлении новых источников информации в новостийном режиме.

Чаты и форумы, особенно профессиональные, также могут служить делу навигации в информационном поле значительное количество посетителей обращается к сообществу с вопросом, где бы найти нужную информацию. В этом случае ответ будет содержать не только ссылки или названия, а также характеристики источников, но не будут гарантированы полнота или компетентность.

Общего закона навигации по информационным источникам не существует. Отвечая на вопрос, где об этом можно узнать, каждый выбирает свой путь, определяемый особенностями поисковой задачи, фантазией, логикой, компетентностью и связями с окружающим миром.

Однако существуют системы, объединяющие порой сотни тысяч источников, с практически идеальной навигацией. Речь идет о базах данных как источниках информации для профессиональных журналистов.

в начало

Глава 2. Мир платной информации

Разговор о базах данных обязательно должен коснуться темы платной информации. Связь проста базы данных есть продукт серьезного профессионального труда. Чем выше профессионализм создателей базы, чем большие массивы информации им удалось обработать и подготовить для хранения, чем совершеннее инструменты поиска и обработки информации, которые сопровождают базу, тем выше ценность базы, но тем выше и цена обращения к базе. Поэтому, базами пользуются в основном профессиональные поисковики и журналисты. Большинство серьезных изданий подписаны на следующие текстовые базы данных.

           «Лексис-Нексис» крупнейшая полнотекстовая политематическая электронная библиотека, инструменты и информационные ресурсы которой позволяют решать любые поисковые задачи. Ресурсы системы баз данных LexisNexis, созданной в 1968 г., насчитывают более 33000 информационных источников (более 3,5 млрд. документов) с глубиной архива до 30 лет для бизнес-информации и более 600 лет для юридической информации. Общий объем информации в LexisNexis около 30 терабайт. Еженедельно в архивы LexisNexis ложится 18 млн. документов из самых разных сфер бизнеса, экономики, политики, науки, юриспруденции в Европе, Америке, Азии, Австралии, Африке и Тихоокеанском регионе. LexisNexis включает: финансовые отчеты и прогнозы о компаниях во всем мире, аналитические исследования по странам и регионам, маркетинговые отчеты, подготовленные наиболее известными коммерческими и государственными компаниями; более 20000 постоянно обновляемых полнотекстовых периодических источников деловой и юридической информации, включая специальную и отраслевую прессу, информагентства; законы, судебную практику, юридическую информацию США, ЕС, Великобритании, Франции, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Китая, РФ и других стран; более 6,5 млн. патентов, поданных в Бюро Патентов США с 1790 г.; более 100 баз данных о сотнях миллионов компаний мира и др.

           «Интегрум» российская компания, которая ведет единый электронный архив всех русскоязычных открытых источников информации и предлагает клиентам доступ к архиву в комплексе с уникальными инструментами поиска и обработки данных. «Интегрум» располагает крупнейшим в мире массивом русскоязычных документов в электронном виде. Это старейшая компания России, занимающаяся сканированием информационного пространства. Круглосуточно базы «Интегрума» пополняются материалами прессы, радио и ТВ, открытыми документами коммерческих и государственных структур, материалами интернет-сайтов, адресно-справочными базами данных более 10000 документов ежедневно, включая и электронные версии только что вышедших из печати документов и архивные массивы. На момент написания этого текста в хранилищах «Интегрума» насчитывалось 257,45 млн. документов, а объем баз составлял 896,79 Гбайт. В отличие от большинства платных поисковых систем, работающих либо со СМИ, либо с узкотематическими базами данных, «Интегрум» аккумулирует электронные версии любых текстовых документов и документы, относящиеся к любым общественно значимым темам.

           Публичная интернет-библиотека специализируется на предоставлении услуг «в области отечественной периодики и исходя из этого решает следующие основные задачи: создание архива публикаций центральных и региональных периодических изданий, предоставление массового доступа к нему, организация справочно-библиографического обслуживания пользователей, исследование рынка СМИ. Основной фонд библиотеки составляют публикации отечественных газет и журналов. Фонды хранятся на бумажных носителях и в электронном виде.

           «Лабиринт» электронная БД, включающая комплекс справок по политической и экономической жизни России. На апрель 2004 г. включала в себя 34500 справок общим объемом 211 Мбайт: 21685 биографий российских политиков, чиновников, бизнесменов; комплексные справки по 89 субъектам Российской Федерации (1869 справок) и материалы по региональным выборам; свыше 1000 справок по федеральным органам власти; 1470 справок по коммерческим структурам; 1810 справок по политическим организациям. 1373 справки по федеральным выборам 19932004 гг.

           «Гарант» компьютерная справочная правовая система. Полный объем информационного банка системы «Гарант» более 1000000 документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение составляет около 4000 документов. Это специализированные правовые блоки по всем разделам федерального законодательства и 132 правовых блока по законодательству субъектов Федерации. В системе «Гарант» представлено законодательство 77 регионов Российской Федерации, а также практика 10 федеральных арбитражных судов.

           «Кодекс» интернет-версия профессиональных юридических и специализированных систем «Кодекс». Банк данных нормативно-правовой, нормативно-технической и специализированной информации для всех сфер деятельности, включающий более чем 700000 документов. Система представляет в том числе базы данных по арбитражной практике и нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, ЕНИРы и т.п.) по различным отраслям: строительство, топливно-энергетический комплекс, электроэнергетика, торговля, библиотечное дело и т.п. Кодекс предоставляет также образцы правовых и деловых документов, формы отчетности в той или иной области, консультации юристов и аудиторов, словари юридических и бухгалтерских терминов, ежедневные обзоры законодательства России, Москвы, Санкт-Петербурга, проекты нормативно-правовых документов и новости о них, электронную юридическую библиотеку, Большую Российскую юридическую энциклопедию и др.

           AK&M-LIST. База данных содержит полную информацию о деятельности предприятий, банков и финансовых компаний, а также подробную информацию обо всех сегментах финансового рынка. Объединяет все данные о российском фондовом рынке и компаниях-эмитентах за период с 1993 г. по настоящее время. Веб-интерфейс AK&M-LIST позволяет получить доступ к информации этой базы данных через сеть интернет (www.disclosure.ru).

В числе наиболее популярных баз данных, доступных в онлайновом режиме. «Лексис-Нексис» и «Интегрум» заслуживают отдельного внимания, так как фактически являются гипертекстовыми, аккумулируя документы различного типа, включая в себя массивы других баз данных, в том числе и не имеющих электронных версий вне «Лексис-Нексис» или «Интегрум».

По сути, база предполагает, что часть поисковой работы уже выполнена материалы собраны по тематике, разложены в определенной последовательности и снабжены каталогом, который позволяет легко ориентироваться в информационном пространстве базы, снабжены инструментами поиска и обработки информации, а также часто дополнительными видами сервиса.

Доступные бесплатно в онлайновом режиме фрагменты такого рода баз, как правило, отличаются от платного массива отсутствием последних обновлений, наиболее актуальной информации или наиболее ценных источников.

Выбирая между платными и бесплатными источниками, следует учесть и еще один момент бесплатные поисковые машины типа Яндекса и Google предоставляют журналисту не материал, а лишь ссылку на страницу, где он находится. Однако может оказаться, что попасть на страницу нельзя хранение бесконечно больших объемов информации, кроме того бесплатное архивирование даже одного сегмента глобальной сети, например рунета, несколько раз в сутки попросту невозможно. В то же время базы данных гарантируют бессрочное хранение информации в том виде, как она поступила в базу.

В ряде сетевых ресурсов, куда приведет журналиста общедоступная поисковая машина, существуют сложности с идентификацией текстов определением даты создания материала, автора или первоисточника (например, при перепечатке), и найденная интересная «новость» может оказаться не такой уж новой. В базах данных, как правило, дата, автор и источник восстановлены и указаны, и наличествуют гарантии правовой чистоты материалов.

Безусловно, поисковый аппарат баз данных (язык поиска, поля описания материалов, структура базы) создан с учетом особенностей базы и материалов, которые в ней содержатся. Глобальные поисковики работают с разными материалами сети на общих принципах.

Итак, основные отличия поиска в платных базах данных от бесплатных источников: гарантии доступа к материалу и совершенство инструментов. Следовательно, журналист или поисковик, определяя, пользоваться ему платными или бесплатными ресурсами, может выбирать по следующим параметрам: охват источников, глубина архивов, уровень «шума», полнота документов, а также доступность материалов и время на доступ.

Кроме платных баз данных существуют также отдельные платные источники информационные агентства, газеты, журналы, аналитические издания, ресурсы, занимающиеся маркетинговыми или социологическими исследованиями и т.д. Как правило, они предлагают действительно эксклюзивную информацию. Среди крупнейших российских источников платного контента можно назвать РБК, Интерфакс, РИА «Новости». Однако перед тем как платить за доступ к такого рода источнику, следует выяснить, не поступают ли его материалы в глобальные базы данных, чтобы не платить дважды и получить доступ сразу к максимальному количеству источников.

Платным является большинство ресурсов мультимедийной информации, которая также может потребоваться журналистам как онлайновых, так и традиционных изданий в целях получения информации, а также для иллюстрации текстов.

Говоря о платных источниках, нельзя не упомянуть о существовании так называемых «серых» баз. По сути, эта информация в момент появления на рынке уже открыта, но необходимо отметить, что такие серые базы даже при условии, что диск, на котором они записаны, не имеет брака, не гарантируют полноты и актуальности данных и не имеют профессионального инструментария.

в начало

Глава 3. Инструменты поиска

Инструменты поиска и обработки информации могут существовать как отдельно от источников (например, общедоступные поисковые машины или специальные программы), так и внутри баз данных. Встроенные инструменты позволяют работать только с содержимым базы, но зато результат этой работы отличается, как правило, высокой четкостью.

Инструменты линейного поиска

Значительная группа поисковых инструментов предназначена для линейного поиска информации, т.е. для обнаружения в текстах (а именно с текстами работают поисковые машины, даже если поиск идет по базе видеосюжетов или фотографий) фрагментов, аналогичных заданному.

К таким инструментам относятся прежде всего общедоступные поисковые машины.

Среди поисковиков наибольшей популярностью в рунете пользуются Яндекс, Google и Рамблер. Мировой лидер Google в среднем дает больше ссылок на запрос, так как у него шире охват индексируемых страниц, но у Яндекса в целом выше релевантность. Рамблер превосходит конкурентов по ценности как рейтинговая система, позволяющая осуществлять не только поиск информации, но и поиск источников с одновременной их оценкой по тематике и степени их авторитетности, популярности.

Выбор поисковой машины дело субъективное и определяется по результатам поиска опытным путем. При выборе следует внимательно изучить возможности расширенного поиска, который предлагают глобальные поисковые системы. Именно условия составления поискового запроса определяют степень «зашумленности» результата.

Составление запросов для систем линейного поиска

Работа с линейными поисковыми системами подразумевает определенные навыки в составлении запроса. Традиционные языки запросов подразумевают выбор ключевых слов, указание на их обязательное наличие или отсутствие в текстах, положение ключевых слов относительно структуры текста (например, в заголовке или в самом теле документа) и относительно друг друга (расстояние между словами, последовательность употребления, жесткость словосочетаний, нахождение внутри одного предложения, одного документа и пр.).

В профессиональных системах линейного, или универсального, поиска возможности дополнительных параметров значительно расширены. Например, в системе «Гарант» реализована уникальная технология поиска через «Энциклопедию ситуаций». Пользователь формулирует запрос, используя привычные ему термины, система «переводит» запрос и в течение нескольких минут предоставляет ответ. В «Интегруме» реализованы следующие уникальные возможности поиск с опечатками или вариантами написания, поиск по фамилии, имени, отчеству, когда умная система находит в текстах все формы употребления фамилии, имени, отчества, которые могут соответствовать заданному, даже уменьшительные. Например, если вы ищете человека с фамилией Александров и инициалами А.Ю., то, задав эти параметры при поиске с включением нужной функции, получите документы, где упоминается Шурик Александров, Алексей Юрьевич Александров, Антон Александров, Александров Автандил Юлианович, А. Александров и т.д.

В материалах проекта «Гардарика» поисковикам рекомендуется составлять тезаурусы в зависимости от конкретных интересов и пополнять их постоянно, по мере выявления новых терминов в ходе работы. Более адекватной представляется структура тезауруса в виде семантических срезов, где для каждого основного термина отдельно строится таблица сопутствующих слов и слов шумовых (которые не должны встречаться в источнике). Это весьма актуально для журналистов, работающих по одной теме, но, прежде всего этот совет относится к пользователям общедоступных поисковых систем. Профессиональные системы более специализированы и поэтому могут предложить пользователю готовые тезаурусы и типовые запросы.

Инструменты нелинейного поиска и построение связей

Особую ценность для профессиональных журналистов и поисковиков представляют системы, позволяющие выбирать данные о связях между объектами. Именно построение связей, систематизация фактов и является конечной задачей поисковика. В некоторой степени эту задачу можно автоматизировать.

Так, например, в «Интегруме» разработан инструмент, позволяющий выбирать из текстов отдельных документов информацию вида человек должность организация (ФДО).

Фактически ФДО это база данных, в которой хранятся объекты «человек» и «организация», связанные отношением «занимать должность». Другими словами, это база, из которой можно узнать, в каких организациях (и на каких должностях) работал определенный человек и какие люди (и на каких должностях) работали в определенной организации. База позволяет также получить все документы, из которых была почерпнута соответствующая информация.

Производными от ФДО являются сервисы «Коллеги?» (поиск общих мест работы для двух человек) и «Связанные организации?» (поиск общих сотрудников для двух компаний).

Сходные функции имеет разработанный компанией Xanalys инструмент анализа связей Quenza. Он позволяет получать и накапливать данные из текстов о людях, событиях и организациях и идентифицировать связи в пределах этих данных. Quenza работает с информацией, сохраненной в MS Word, PDF, электронной почте и формате HTML.

Безусловный интерес для профессионалов представляет инструмент визуализации анализа информации Watson, разработанный той же компанией Xanalys. Watson позволяет в графической форме выявлять связи между внешне не связанными наборами данных.

Например, Watson дает возможность накладывать информацию о транзакциях из одного файла на информацию о телефонных переговорах из другого файла. Полученная в результате база данных позволяет запрашивать информацию о соответствующих связях.

Развитие технологий и объемы информации, которую приходится перерабатывать журналистам и профессиональным поисковикам, требуют появления новых и новых инструментов для ее оптимальной обработки, поэтому здесь мы приводим лишь отдельные примеры наиболее оригинальных инструментов.

К средствам нелинейного поиска также можно отнести инструменты рейтингов и статистики. Так, например, «Медиалогия» предоставляет клиентам инструмент расчета индексов отношения прессы к персонам, компаниям или торговым маркам, «Интегрум» позволяет автоматически определять персон, лидирующих в информационном поле дня, не по заранее заданному списку, а выбирая из СМИ все упоминания о физических лицах.

Самые продуктивные результаты, как уже говорилось в начале данного раздела, дает совмещение онлайновых и офлайновых методов и инструментов работы с информацией.

Онлайновый и офлайновый режимы – едины и неделимы

Приведем несколько примеров.

Например, одна из PR-структур решила привлечь к обсуждению налогового законодательства средних и мелких предпринимателей, когда-либо компетентно выступавших на эту тему. В качестве источников берутся материалы соответствующих круглых столов, конференций, а также публикации в СМИ, поиск по которым ведется по текстовой базе данных. По этим источникам определяется круг людей, чьи критика и предложения, а также практический опыт могут оказаться полезными организаторам обсуждения. В этот круг через статью в районной газете попадает хозяйка небольшого заводика по переработке молочных продуктов из малоизвестного села в Центральном федеральном округе. Далее перед поисковиком ставится задача в течение нескольких часов связаться с хозяйкой предприятия и пригласить ее участвовать в дискуссии. Маленькое хозяйство не фигурирует в общедоступных каталогах и справочниках, но по телефону удается связаться с районной газетой, опубликовавшей статью. Однако журналист, готовивший материал, отсутствует, а контактная информация в редакции не сохранилась. Тогда поисковик просит в редакции телефон любого продуктового магазина в районе и, дозвонившись, узнает, что упомянутый молочный заводик действительно поставляет туда свою продукцию. Но директора, у которого имеются координаты поставщиков, на месте нет. Поисковик просит продавца взять в руки пачку творога, произведенного на этом заводике, и продиктовать ему адрес производителя.

Безусловно, можно было выбрать и другие пути поиска нужной информации, не выходя из сети, например, оформив доступ к платным базам, содержащим детальную адресную информацию о предприятиях региона или соответствующего профиля. Однако в тот момент выбранный поисковиком путь оказался оптимальным исходя из имеющихся в наличии средств.

Еще один случай из журналистской практики. 16 января 1996 года в черноморском порту Трабзон группа террористов захватила паром «Аврасия». Как получить информацию с захваченного судна? Сотрудники сетевого информационного агентства «Национальная служба новостей (НСН)» по крупицам собирают в сети информацию о ситуации с лент многочисленных информационных агентств, по картам и морским справочникам. Однако удалось найти только информацию справочного характера, оперативных данных в сети нет. Но при этом удалось получить телефон порта приписки парома, а также турецкой полиции, ведущей переговоры с террористами, и в результате в руках журналистов оказывается номер телефона на корабле, по которому устанавливается связь с террористами. Журналистка НСН вступает с ними в переговоры. В тот момент это оказался первый и единственный канал получения прессой прямой информации о происходящем на теплоходе. Центральные каналы ТВ вели съемку переговоров непосредственно в здании НСН и использовали предоставленные агентством записи переговоров.

И еще одна иллюстрация к тому, как дополняют друг друга информационные источники различной природы. Когда чеченские террористы захватили больницу в Буденновске, журналисты стали уговаривать бандитов взять их в обмен на заложников. Колонна автобусов с журналистами-заложниками должна была выйти из Буденновска в неизвестном направлении. Передать информацию журналисты не могли. Тем временем журналист НСН по карте вычисляет возможные пути транспорта из Буденновска. Сеть российских дорог не предоставляет террористам большого выбора. Далее выясняются отдельные телефоны в населенных пунктах вдоль линий возможного следования колонны от частных квартир до телефонных станций и постов ГАИ. Связь позволяет оперативно следить за движением колонны абоненты отвечают, не появилась ли она в пределах видимости, прошла ли она мимо, в котором часу и куда повернула, если был поворот. Информация оперативно поступает во властные структуры.

Эти случаи показывают, что сеть универсальный, но не всегда единственный и кратчайший путь к информации; в поисках ее не стоит ограничивать себя онлайновыми возможностями. События происходят в реальной жизни, комментарии и аналитика также принадлежат реальности. Эксперты и очевидцы являются, прежде всего, реальными людьми.

Но интернет среда не только поиска, но и коммуникации. По данным зарубежных исследователей, половина журналистов проводит интервью с помощью электронной почты, а треть из них принимает участие в интерактивных пресс-конференциях.

в начало

Глава 4. Работа с экспертами

Поиск экспертов

Несложно заметить, что многие СМИ в пределах темы склонны обращаться к одному и тому же кругу экспертов. Иногда кажется, что тему финансов комментируют буквально четыре-пять аналитиков, а политическую ситуацию десяток «штатных» политологов.

Но информационное поле позволяет журналистам находить эксклюзивных экспертов, имеющих на проблему свою, возможно, отличающуюся от официальной точку зрения.

К источникам, по которым возможен поиск экспертов, относятся следующие:

         пресса;

         материалы круглых столов, конференций, симпозиумов и пр.;

         документы, фиксирующие составы профильных комиссий и комитетов;

         экспертные аппараты органов власти и общественных организаций;

         редакции и научные советы профильных изданий;

         авторы специальных изданий, монографий и материалов в специальной периодике;

         рефераты диссертаций;

         эксперты по экспертам, т.е. устные рекомендации уже известных экспертов своим менее публичным коллегам;

         научно-популярные и публицистические передачи по ТВ. В них порой попадают уникальные и совершенно не публичные, т.е. не поддающиеся нахождению другими методами эксперты, например, представители военных и космических НИИ, закрытых медицинских лабораторий. Можно пытаться найти их через архивы телеканалов или через системы обмена телесюжетами.

Компетентность и публичность экспертов не всегда находятся в прямой зависимости. Но чем выше компетентность эксперта, тем ценнее его комментарии или аналитические обзоры. Но действительно компетентных экспертов иногда сложно привлечь к сотрудничеству со СМИ, тем более сетевыми. В России многие вполне компетентные специалисты в своей области все еще не адаптировались к сетевым коммуникациям и попросту плохо представляют, что такое интернет и как может существовать нематериализованное в привычной форме СМИ. Реакция эксперта на предложение сотрудничества с сетевым СМИ определяет дальнейшую форму его общения с журналистом.

Коммуникация с экспертами

Эксперт может дать журналисту интервью, краткий комментарий, принять участие в организуемой СМИ дискуссии или другом публичном мероприятии, снабдить журналиста специально подготовленным авторским аналитическим материалом на нужную тему или информацией об отдельных фактах и наблюдениях.

Современные средства связи позволяют связаться с любым экспертом в любой географической точке и в любое нужное время и при необходимости превратить эксперта в компетентного репортера и комментатора-очевидца.

Онлайновые методы работы предполагают следующие формы общения с экспертами:

         телеконференции в режиме реального времени;

         интервью по электронной почте;

         общение через ICQ или аналогичные коммуникационные системы;

         публичная дискуссия в форуме или в сетевых СМИ, построенных по принципу форума.

Дискуссия в форуме или в сетевых СМИ может привлечь ранее не работавшего с сетью эксперта к новой среде профессионального общения и сделать его постоянным поставщиком информации для издания. По такому принципу построен, например, сайт Kreml.org, где эксперты в произвольной форме обсуждают наиболее актуальные вопросы политики и экономики России. Выбор вопросов для дискуссий диктует редакция сайта.

Чаты и форумы вполне удобные источники мнений независимых экспертов разной степени компетентности. Важно, что участники таких форм коммуникации на общение настроены заранее и фактически заявляют о своей публичности.

в начало

Глава 5. Планирование поиска и точки отсчёта при поисковых задачах

Общее планирование поиска

Планирование поиска укладывается в формулу:

ЧТО ищем, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО (КАК) ищем, ГДЕ ищем.

ЧТО ищем. Чтобы спланировать поиск, следует прежде всего определить объект, сформулировать, о чем (или о ком) необходимо найти информацию о компании, организации, человеке или группе лиц, о секторе рынка и т.д. Если однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным, то поиск следует разделить на задачи с разными объектами.

Например, если необходимо представить какую-то компанию, то полезными могут стать не только стандартные характеристики фирмы (данные об обороте, клиентах и пр.), но и сведения о связях ее первых лиц. И наоборот физическое лицо можно охарактеризовать через компанию, которой оно владеет или в которой работает.

В планировании поиска также следует определить соотношение видов информации в поисковой задаче: какую часть ее составляют факты, нужны ли комментарии, аналитика, иллюстрации.

С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО (КАК) ищем. Единственно возможный ответ на этот вопрос для профессионального журналиста при помощи логики, всеми доступными способами, используя программные продукты, инструменты баз данных, информацию от коллег и экспертов, телефоны, сканеры, факсы, карты, рекламные объявления, телепередачи, беседы в чатах, архивы, рассказы очевидцев, собственные личные связи и контакты друзей и коллег.

ГДЕ ищем. Круг источников диктует объект поиска и представление журналиста о том, где с большей вероятностью находится искомая информация. Напомним, что критерии выбора источников актуальность, эксклюзивность и авторитетность.

Некоторые карты поиска информации

           О компании. Коммерческую структуру более всего характеризуют ее положение на рынке, обороты, внешнеэкономическая деятельность, тенденции развития данного рынка в целом и в конкретном регионе; связи с криминалом, связи с органами власти и группами влияния; степень публичности и информационной открытости, клиентская база компании, ее владельцы, смена руководства, основные конкуренты, партнеры и альянсы, акционеры. При поиске информации об организации важно точно идентифицировать компанию для поисковых систем. В разных документах одна организация может фигурировать под полным официальным, кратким официальным, неофициальным наименованием. Кроме того, у нее могут быть «тезки» с другой зарегистрированной формой собственности (ООО «Машенька» и ОАО «Машенька»).

           О регионе. Основные аспекты информации о регионе: общественно-политический, экономический, социодемографический, криминальный и электоральный. В ходе поиска информации об общественно-политической ситуации в регионе полезны такие источники, как издания местных органов власти и региональных политических структур. Следует учитывать степень ангажированности изданий. Ретроспективу ситуации можно искать в аналитических материалах. Полезны могут быть также базы данных персоналий с данными о представителях региональной элиты. Экономическая ситуация в регионе отражается, как правило, в официальных отчетах предприятий, готовых маркетинговых исследованиях, статистических базах данных, специализированных региональных и корпоративных СМИ. Она не так динамична, как политическая, и требования к актуальности данных здесь ниже. В сжатом виде такого рода сведения содержатся в профильных сборниках, например в ежемесячнике Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России». Социально-демографическая ситуация прослеживается как по статистическим базам (например, те же данные Федеральной службы государственной статистики), так по прессе и готовой аналитике. Возможны также оригинальные решения, например анализ спроса и предложения объектов недвижимости, автомобилей по региональным выпускам газет объявлений типа «Из рук в руки». Картину криминализации региона можно нарисовать по СМИ, по специальным тематическим изданиям, а также по информации о судебных процессах, отчетам и пресс-конференциям представителей МВД. Электоральная оценка региона задача PR-структур и социологических институтов. Наиболее концентрированно эти данные представлены в материалах ЦИК РФ.

           О персоне. В отношении человека как сотрудника, партнера, конкурента или фигуры влияния традиционно исследуются зона его компетенции, степень влиятельности, прогноз действий, а также возможные рычаги влияния на данную персону. О влиятельности и компетенции свидетельствуют ранг персоны (должность, звание), статус сообщества, к которому она принадлежит (компания, организация, партия, группа и т.п.), материальное положение (собственность) и связи. Очень интересны характеристики персоны через прошлые сообщества бывших коллег, соучеников по школе и институту. СМИ показывают степень интереса общества к персоне, формируют представление о ее связях, о прошлых достижениях и провалах и часто представляют набор готовых оценочных характеристик. Фактографические данные о персоне можно почерпнуть из маркетинговых отчетов, обзоров рынка и различных баз данных, реестров и пр. Наиболее публичные персоны удостаиваются занесения в готовые персоналии. Источником данных о персоне являются также готовые рейтинги. Представление о персоне формируется при помощи цитирования фрагментов из интервью и коротких комментариев к ним, а также использования публичных выступлений, например авторство книг и брошюр. Это можно искать по каталогам библиотек. Говорят о человеке также его награды и звания, которые значатся в официальных документах и персоналиях.

           О событии и процессе. Событие в контексте поиска информации рассматривается как единовременное действие, происшествие, без обозначения его отдельных элементов или этапов. События могут объединяться в процесс причинно-следственными связями. Так, принятие закона парламентом можно рассматривать как единовременное событие, повлекшее ряд изменений в деятельности компаний. Но его можно рассматривать и как процесс если интересуют отдельные чтения, выступления депутатов, поправки, итоги голосования и пр. Информация о событии представляется на основании состава участников (персоны и структуры); фактографических данных; комментариев и оценок участников события и независимых экспертов. Описание процесса может осуществляться поэтапно (хронологически, событийно). Процессы и события оцениваются также на основе готовой аналитики. Комментарии могут присутствовать в любых источниках, допускающих наличие оценочной и аналитической информации. Вариантом комментария являются рейтинги. Фактографию событий можно восстанавливать по источникам документального характера (стенограммам, отчетам, реестрам и пр.), а также по материалам СМИ.

           Об отрасли деятельности. Сбор информации об отрасли деятельности (секторе рынка и т.п.) регулярная задача маркетологов. Маркетинговые отчеты незаменимы для журналиста как источник информации по отрасли деятельности или сектору рынка. Полезен также сбор и анализ вторичной информации, опубликованной в отраслевых изданиях, в изданиях официальных организаций, готовых обзорах рынков, аналитических материалах, социологических исследованиях и БД разного рода. Для журналиста весьма полезно иметь доступ к данным Федеральной службы государственной статистики, новостям ТПП РФ, документам НИИ, Счетной палаты, реестрам эмитентов, обзорам экономических показателей и т.д. Большинство источников экономической информации платные.

Полезные ссылки

Здесь приводится список рекомендуемых источников, доступных онлайновым методом. Отметим еще раз, что актуальность его гарантирована на момент составления. Для сравнения в большинстве недавних публикаций по поиску информации в сети в списке рекомендованных общедоступных поисковых машин Google если и присутствует, то лишь как дебютант. Между тем сейчас Google мировой лидер в этой области, успешно освоивший также и рунет.

В список включены только типовые, универсальные источники и гипертекстовые базы, которые с большой степенью вероятности сохранят актуальность в течение длительного времени. Поскольку одни и те же источники в списке содержат разделы принципиально разной информации, не будем пытаться их классифицировать, а предоставим интересующимся для самостоятельного исследования.

РИА «Новости» www.rian.ru

ИТАР-ТАСС www.tass.ru

Интерфакс www.interfax.ru

Росбизнесконсалтинг www.rbc.ru

Newsru.com www.newsru.com

Региональная информация агентства «Регнум» www.regnum.ru

Би-Би-Си news.bbc.co.uk/hi/rassian/news/default.stm

Издательский дом «КоммерсантЪ» www.kommersant.ru

Известия www.izvestiya.ru

Телесюжеты www.rastv.ru

Институт научной информации по общественным наукам www.inion.ru

Интегрум www.integram.ru

LexisNexis www.Lexisnexis.com

Информационное агентство АК&М www.disclousure.ru

Публичная интернет-библиотека www.public.ru

Решения для обработки информации www.xanalys.com

Правовая система «Гарант» www.garant.ru

Справочники И. Гранкина (политика и органы власти) www.dosye.ru

Справочники Максимова по органам власти, а также «Телекоммуникации в России», «Телевидение, радио и Web-вещание в России», «Транспорт и логистика в России» www.maxpubl.ru

Кремльрг – www.kreml.org

Проект «Интерньюс» www.internews.ru

Институт медиаисследований Пойнтера www.poynter.org

Союз журналистов России www.ruj.ru

Картография для СМИ www.merkator.ru

Американское русскоязычное информационное агентство Washington Profile в мае 2004 г. задало вопрос семи экспертам, какие средства массовой информации они постоянно используют в работе. Результаты опроса приводятся в иллюстрации.

________________________________________________________________

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Николай Злобин/Nikolai Zlobin, старший научный сотрудник Центра оборонной информации/CenterforDefenseInformation, директор и главный редактор проекта «Вашингтон Профайл».

Ежедневно читаю «Известия», «Независимую газету», «Московский комсомолец», «Ведомости», «Коммерсантъ», «Время новостей», журналы «Эксперт», «Россия в глобальной политике». Периодически читаю «Новую газету», «Московские новости», журналы «Профиль» (когда могу достать), «Новое время». В интернете посещаю сайты Polit.ru и Gazeta.ru.

Леон Арон/Leon Агоn, директор российских исследований Института американского предпринимательства/AmericanEnterpriseInstitute.

Регулярно читаю газеты «Московские новости» и «Известия», журналы «Новое время» и «Эксперт». Посещаю сайты газет «Ведомости», «Коммерсантъ», а также сайт Polit.ru.

Фиона Хилл/Fiona Hill, научный сотрудник Института Брукингс/ BrookingsInstitute.

Читаю газеты «Moscow Times», «Moscow News», «Известия», «Независимую газету». Посещаю сайты Russian Journal, Strana.ru, Interfax, «Эксперт», агентства ИТАР-ТАСС, получаю электронную рассылку радиостанции «Свобода».

Стивен Бланк/Stephen Blank, профессор военного Института стратегических исследований/StrategicStudiesInstitute, один из ведущих военных аналитиков США.

Регулярно читаю официальные сайты российского правительства, газету «Красная звезда», также читаю журналы «Россия в глобальной перспективе» и «Военная мысль».

Блэр Рубл/Blair Ruble, директор Кеннанского Института русских исследований/KennanInstitute.

Постоянно читаю журнал «Эксперт» и газету «Известия».

Эдуард Лозанский/Edward Lozansky, президент Американского Университета в Москве и медиагруппы «Континент USA».

Читаю «Известия», журнал «Новое время», раньше читал газету «Moscow News». Посещаю сайт Gazeta.ru.

Сергей Коноплев/Sergei Konoplyov, директор Программы черноморской безопасности Гарвардского Университета.

Прежде всего читаю различные российские дайджесты, их много. Регулярно читаю газету «Известия», газету «Свободная Грузия». Посещаю сайты Inosmi.ru, Rosbalt.ru, Eurasia.org.

05 Мая 2004 Washington ProFile

________________________________________________________________

Методы работы с источниками информации в сети позволяют выделить два пути поиска нужных сведений и документов.

1.        Обращаясь к поисковой машине с запросом, журналист не пытается ограничить круг источников и рассматривает актуальность и авторитетность ресурсов во вторую очередь.

2.        Журналист осуществляет поиск по заранее определенным источникам, предполагая, что результат будет достаточным. Оба пути имеют свои плюсы и минусы. Первый представляется более удобным для разработки новой тематики, второй для тех, кто работает над материалами по одной теме. Первый более пригоден для поиска актуальной информации, отдельных деталей, свежих комментариев. Второй для сбора базовых, общеизвестных фактов.

Планирование широты запроса

«Гардарика» рекомендует составлять запросы так, чтобы область поиска была максимально конкретизирована и сужена. Предпочтение следует отдавать использованию нескольких узких запросов по сравнению с одним расширенным. Однако в начале поиска по малоизвестной теме допустим и иной путь максимально общий запрос позволит в процессе обработки результатов составить план и сформулировать отдельные поисковые задачи и узкие запросы.

в начало

Глава 6. Собственная публикация как источник информации

Когда информация будет найдена, эксперты выбраны и опрошены, статья написана и размещена, она тут же из информационного продукта станет источником информации для других журналистов и поисковиков. Поэтому при редактировании собственного материала рекомендуется придерживаться некоторых правил:

           Даже если вы пишете в чате близкому приятелю, ваша беседа может стать для кого-то источником информации.

           В публикации должны присутствовать ссылки на источники информации. При этом интернет позволяет помещать не только упоминания об источниках информации, но и гиперссылки на соответствующие ресурсы. Следует отметить, что базы данных, содержащие оригинальные документы, первоисточником не являются. Поэтому ссылка на Public.ru, а не на конкретную газету, материал которой был найден через Публичную интернет-библиотеку и процитирован, неправомерна. Также на правовые базы типа «Гарант» и «Кодекс» следует ссылаться только в случае, если они содержат эксклюзивный материал. Например, аналитику или комментарий.

           Доступ к информации для поисковика сложнее, чем доступ читателя к журналисту. Сближение авторов и аудитории изменило и отношение читателей к журналистам. Теперь журналист не воспринимается априори как лицо более компетентное и облеченное особыми полномочиями. Квалификацию и компетенцию приходится реально доказывать, иногда в прямой и публичной полемике с читателем.

           Интересный материал может вызвать открытую дискуссию в сети. Материалы этой дискуссии вкупе со статьей могут образовать на стыке ресурсов условный источник информации.

           Сетевые издания допускают редактирование уже размещенных материалов. Коммуникационная среда позволяет журналисту мгновенно корректировать свою профессиональную деятельность с учетом реакции аудитории.

           Рейтинги и счетчики посещаемости дают полезную информацию не только для редакторов и промоутеров ресурсов, но и для журналистов. Если вас не читают, значит, читают что-то более интересное.

Таким образом, интернет проявляет качественно новое свойство практически любой публикации присутствие в тексте ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ в частности, так называемой обратной связи. Собственная публикация не как бы, а на самом деле становится источником информации для ее автора.

Уже говорилось об интерактиве, о диалоговом режиме, в котором только и может реализовываться интернет-журналистика, о принципиальной невозможности интернет-журналистики «вещательного» типа и т.п. Эти особенности еще раз проявляются в свойстве сетевого текста отражать не только замысел автора, но и реакцию (по сути тоже замысел) читателя, который тем самым становится соавтором этого текста.

Это значит, что между подготовкой текста, его размещением и тем моментом, когда этот текст действительно станет публикацией, может пройти определенное время, за которое текст обрастет ссылками, комментариями, рейтингами, будет отредактирован автором, т.е. станет темой обсуждения части сетевого сообщества. Причем смысл его в момент размещения и после раскрутки может существенно измениться, да так, что автор увидит в нем совсем не то, что пытался вложить. В этом плане текст это еще и средство творческого самопознания автора и источник информации по излагаемой проблеме.

От того, насколько журналист умеет использовать собственные публикации, возвращаясь к их сетевым отражениям, зависят в сущности его успех и признание. Дело здесь не в интересе или отсутствии такового, а в способности автора настроиться на волну сетевой аудитории и вступить с ней в диалог в этом проявляется его авторская творческая активность.

в начало

Резюме

ü        Информацию для журналиста можно разделить на шести видов: 1) фактографическая; 2) комментарийная; 3) аналитическая; 4) справочная; 5) иллюстративная; 6) методическая. Источниками такой информации могут быть: СМИ; публицистическая литература; научная и специальная литература; документы официальных учреждений; материалы конференций и других форм непосредственной публичной дискуссии; чаты, форумы, сайты; аналитические исследования, маркетинговые отчеты, обзоры рынков; справочники, банки данных, энциклопедии; видео- и аудиозаписи..

ü        Журналисту при выборе источника информации важны следующие параметры эксклюзивность, авторитетность и актуальность.

ü        Характеристика авторитетности издания импакт-фактор. Импакт-фактор тем выше, чем больше цитат из статей данного издания встречается в прессе.

ü        Количество источников информации, которые могут пригодиться в работе профессиональному поисковику или журналисту, так велико, а классификации их так разнообразны, что выбор был бы невозможен, если бы не каталоги, перечни и другие средства навигации в информационном пространстве, а также профилированные базы данных, объединяющие едиными инструментами поиска иногда сотни тысяч источников. Общего закона навигации по информационным источникам нет; отвечая на вопрос «откуда об этом можно узнать», каждый выбирает свой путь в силу особенностей поисковой задачи, фантазии, логики, компетенции и связей с окружающим миром.

ü        Существуют системы, объединяющие сотни тысяч источников, с практически идеальной навигацией; это базы данных для профессиональных журналистов.

ü        В числе наиболее популярных баз данных, доступных в онлайновом режиме, «Лексис-Нексис» и «Интегрум» заслуживают особого внимания, так как фактически являются гипертекстовыми, аккумулируя документы различного типа, включая в себя массивы других баз данных, в том числе и не имеющих электронных версий вне «Лексис-Нексис» или «Интегрум».

ü        Основные отличия поиска в платных базах данных от бесплатных источников: гарантии доступа к материалу и совершенство инструментов.

ü        Кроме платных баз данных существуют также отдельные платные источники информационные агентства, газеты, журналы, аналитические издания, ресурсы, занимающиеся маркетинговыми или социологическими исследованиями и т.д. Как правило, они предлагают действительно эксклюзивную информацию.

ü        Значительная группа поисковых инструментов предназначена для линейного поиска информации, т.е. для обнаружения в текстах (а именно с текстами работают поисковые машины, даже если поиск идет по базе видеосюжетов или фотографий) фрагментов, аналогичных заданному. К таким инструментам относятся прежде всего общедоступные поисковые машины.

ü        Особую ценность для профессиональных журналистов и поисковиков представляют системы, позволяющие выбирать данные о связях между объектами. Именно построение связей, систематизация фактов и являются конечной задачей поисковика. В некоторой степени эту задачу можно автоматизировать.

ü        К средствам нелинейного поиска также можно отнести инструменты рейтингов и статистики.

ü        Источники, по которым следует искать экспертов: пресса; материалы круглых столов, конференций, симпозиумов и пр.; документы, фиксирующие составы профильных комиссий и комитетов; экспертные аппараты органов власти и общественных организаций; редакции и научные советы профильных изданий; авторы специальных изданий, монографий и материалов в специальной периодике; авторефераты диссертаций; эксперты по экспертам, т.е. устные рекомендации уже известных экспертов своим менее публичным коллегам; научно-популярные и публицистические передачи по ТВ.

ü        Онлайновый режим предполагает следующие формы общения с экспертами: 1) телеконференции в режиме реального времени; 2) интервью по электронной почте; 3) общение через ICQ или аналогичные коммуникационные системы; 4) публичная дискуссия в форуме или в сетевых СМИ, построенных по принципу форума.

ü        Доступ к информации для поисковика сложнее, чем доступ читателя к журналисту. Сближение авторов и аудитории изменило и отношение читателей к журналистам. Теперь журналист не воспринимается априори как лицо более компетентное и облеченное особыми полномочиями. Квалификацию и компетенцию приходится реально доказывать, иногда в прямой и публичной полемике с читателем.

ü        Сетевые издания позволяют редактирование уже размещенных материалов. Коммуникационная среда позволяет журналисту мгновенно корректировать свою профессиональную деятельность с учетом реакции аудитории.

в начало

Ключевые понятия

Базы данных

Импакт-фактор

Источник информации

Карты поиска

Линейный поиск

Навигация

Нелинейный поиск

Оценка источника информации

Поисковая система (поисковики)

Рейтинг

Эксперт

Язык поисковых запросов

в начало

Вопросы и задания

1.       Какое место поиск информации занимает в профессиональной журналистской деятельности?

2.       В чем преимущества и недостатки платных и бесплатных информационных ресурсов?

3.       Определите виды информации, актуальной для журналистов.

4.       Какими базовыми характеристиками (параметрами) должна обладать информация для журналистов?

5.       Перечислите популярные поисковые системы.

6.       Какие базы данных вы знаете?

7.       Как составлять поисковые запросы?

8.       В каком смысле следует понимать фразу: «Собственная публикация как источник информации»?

в начало

на предыдущую страницу <<< к содержанию >>> на следующую страницу



[1] По материалам, предоставленным специалистом по поисковым информационным системам Н.А. Вихорновой.

[2] Данные приведены в процентах к числу ответивших на вопрос анкеты. Сумма процентов может превышать 100% в связи с возможностью выбора респондентом нескольких вариантов ответа на вопрос и может быть меньше 100% в связи с тем, что в таблицах не указаны цифры, соответствующие вариантам «Другое» и «Затрудняюсь ответить». За последние годы данные, возможно, несколько изменились, но их структура осталась прежней.

Hosted by uCoz