А Б В
Г Д Ж
3 И К
Л М Н
О П Р С
Т Ф X
Ч
Абсентеизм (абсентизм) – добровольный, в большей или меньшей степени осознанный,
отказ гражданина от участия в выборах.
Авторитет – общепризнанное влияние лица,
организации или общественного института на различные сферы социума, основанное
на подлинных или мнимых достоинствах, информированности, опыте.
Агрессивность
коммуникации – см. наступательность коммуникации.
Аномия – утрата индивидом социальных
связей и социальной ответственности.
Архитектурный дизайн – внешнее оформление офисов,
подъездов, паркингов, производственных помещений, размещение построек, их
планировка.
Аффилирование – рыночная стратегия, заключающаяся в подчинении менее влиятельной
структуры, не предполагающая прямого поглощения, а, в ряде случаев, и покупки
контрольного пакета акций аффилируемой организации.
Бенчмаркетинг – использование самых передовых технологий и самых совершенных
социальных инноваций из тех, которые на данный момент доступны фирме
Бифуркационность – нахождение в ситуации, сценарии будущего развития, в которой не просто многовариантны, а непредсказуемы.
Благо – обобщенное абстрактное понятие,
используемое для обозначения положительной ценности предметов, явлений,
институтов.
Благотворительность – финансовая или иная поддержка
общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ,
осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе,
благотворительность отличается от спонсорства тем, что не предполагает даже
неформальных обязательств со стороны получивших поддержку.
Бонус – премия за скорость и/или качество
выполнения работы, как правило, предусмотренная договором.
Бренд – марка товара или, что более
распространено, фирмы, обладающая особой известностью, имеющая б?льшую ценность, чем материальные
активы фирмы.
Брендинг – целенаправленная деятельность менеджеров, маркетологов, пиарменов, по созданию бренда.
Брифинг – кратковременная информационная
встреча руководителей или ответственных специалистов организации с
представителями СМК; может состоять лишь из краткого информативного выступления
представителей организации и распространения среди журналистов пакета
информационных материалов (без ответов на вопросы журналистов).
Бэкграунд – текущая, “поддерживающая” информация, не содержащая сенсаций.
Венчурность – рискованный, “авантюристический” характер бизнеса в инновационных
отраслях экономики.
Вербальные
коммуникации –
совокупность словесной информация, передаваемой организацией или лицом.
Вертикальная
интеграция –
интеграция с потребителями или поставщиками, заканчивающаяся, в идеале,
формированием замкнутого технологического цикла. Вариантом вертикальной
интеграции является обратная (регрессивная) интеграция – подчинение
организаций, оказывающих вспомогательные услуги.
Виртуальный объект – социальный объект, не
существующий как материальная, фактическая данность, но активно участвующий в
общественных процессах.
Выделение – см.
отстройка.
Высокие технологии (хай-тех, хай-текнолоджи) – наиболее передовые, инновационные
технологии.
Вытеснение – набор приемов, позволяющих
заменить сложившийся отрицательный стереотип о рекламном или ПР-объекте нейтральным, а – в идеале – позитивным
стереотипом, или, хотя бы, “вытеснить” из общественного сознания сложившийся
отрицательный стереотип.
Горизонтальная
интеграция – слияние
нескольких рыночных субъектов, примерно равных по уровню влияния и богатства.
Вариантом горизонтальной интеграции является прямая (прогрессивная) интеграция –
поглощение фирмы, “пиратским” способом тиражирующей технологии поглощающей
организации.
Гражданское общество – сфера самодеятельности и
самоорганизации индивидов и их добровольных ассоциаций, независимая от
государства, официальной церкви, крупных монополий и иных влиятельных институциолизированных структур.
Грязный ПР
(черный ПР) – совокупность приемов
создания искаженных имиджей, приукрашенных – для клиентов и заказчиков,
ухудшенных – для их оппонентов, не противоречащих закону, а, зачастую, и
общественной морали, и состоящая, прежде всего, в манипулировании
информационными потоками и, в меньшей степени – в манипулировании
индивидуальным и общественным сознанием.
Группа влияния (группа давления, реже –
корпорация, см. корпорация) – сообщество лиц со
сходным социально-экономическим положением, объединившихся в формализованную
или неформальную структуру с целью лоббирования своих общих интересов.
Деловое общение – искусство, позволяющее войти в
контакт с другими лицами или организациями для
получения взаимовыгодных результатов.
Детализация – создание более понятной и конкретной,
иногда, – более эмоциональной картины.
Диверсификация – маркетинговая стратегия,
основанная на увеличении спектра (“веера”) предлагаемых услуг и продукции;
расширение отраслевого профиля с целью выхода на новые рынки.
Дистанцирование – набор приемов, направленных на то, чтобы показать отличие
рекламного или ПР-объекта от
явлений, событий, лиц, по отношению к которым сложились устойчивые
отрицательные стереотипы.
Журналистика – деятельность СМК по сбору,
обработке, распространению актуальной экономической и социально-политической
информации.
Закрытая
общественность –
сообщество сотрудников фирмы, работающих на постоянной основе и в течение
достаточно длительного периода, объединенных нормами корпоративной культуры.
“Идеалистическая
модель” ПР (чистый ПР) –
набор приемов гармонизации общественных отношений, прежде всего, между тремя
главными акторами – бизнесом, властью,
общественностью, использующий, преимущественно, коммуникативные средства и
построенный на принципах правдивой, непротиворечивой, объективной
(репрезентативной) информированности.
Идентификация – социально-психологическое
понятие, обозначающее один из механизмов социализации, интеграции индивида в ту
или иную общность.
Имидж – 1) совокупность позитивных
характеристик фирмы в представлении ее руководства, ПР-службы,
коллектива, отражающая ее подлинные достижения и ее отличия от конкурентов; 2)
виртуальный образ лица, фирмы, организации, сконструированный в общественном
сознании.
Имиджмейкинг, имижмейкерство – набор технологий создания имиджа
во втором, из предложенных нами, значений этого термина.
Имиджмейкер – специалист по имиджмейкингу.
Инвестор рилейшнз (отношения с инвесторами) –
распространение информации, которая влияет на понимание акционерами и
инвесторами финансового состояния и перспектив компании, а также способствует
улучшению отношений между корпорацией и ее акционерами.
Индустриальное
общество
(индустриализм) – см. современное общество.
Инновация – изобретение в постиндустриальной
экономике, новшество, которое должно дать фирме быструю отдачу и смениться
следующим, столь же быстро внедряемым изобретением. Синонимом
слова “инновация” в постиндустриальной экономике (но не понятия –
“изобретение”, характерного для промышленной экономики) служит термин “ноу-хау”
(англ. know-how
– знаю как).
Интеграция – набор рыночных стратегий,
предполагающий объединение с конкурентами, крупными институциональными
потребителями или поставщиками.
Интерпретация – иное объяснение того или иного
процесса, события, явления; раскрытие смысла концепции другими терминами или
другим языком.
Информационное
общество – см. современное общество.
Информационное поле – сегменты общественного сознания,
в которых сложилось то или иное представление о ПР-объекте.
Информационный дизайн – полноценная знаковая система,
создающая имидж фирмы.
Кадровое ядро
трудового коллектива
– группа работников, имеющих знания, навыки, мастерство, в подобном сочетании
на данном этапе недоступные коллективам фирм-конкурентов.
Карьера – собственное суждение работника о
своем служебном положении, перспективах служебного роста, возможностях
получения больших доходов от занятия профессиональной деятельностью,
возможностях самовыражения, профессионального роста и творческого
удовлетворения; 2) схема профессионального, творческого роста, а также роста
доходов, разрабатываемая для ведущих сотрудников топ-менеджментом.
Кит – см. медиа-кит.
Кооперация – маркетинговая стратегия,
заключающаяся во взаимодействии нескольких рыночных структур, примерно равных
по степени богатства и влияния, но не приводящая к их организационному слиянию.
Креатив – творческий подход к любому ПР-или рекламному объекту, преобразование стандартных ПР-технологий в индивидуализированные,
нестандартные.
Климат психологический (психологическая атмосфера, “аура”
и тому подобное) – установившаяся система межличностных отношений в группе,
имеющая субъективную значимость для каждого ее члена.
Коммуникабельность – умение устанавливать и
поддерживать необходимые межличностные контакты.
Коммуникационный аудит – проведение исследования внешних и
внутренних коммуникационных потоков, проходящих через организацию.
Контент-анализ – предельно формализованный метод
анализа текстов, основанный не на выделении их содержания, а на определении
частоты употребления того или иного понятия, словосочетания, наименования.
Конфликт – столкновение позиций, взглядов,
интересов, сопровождающееся эмоциональными переживаниями участников
межличностного конфликта или представителей конфликтующих сторон.
Копирайтер – специалист по подготовке ПР-текстов, распространяемых без
авторской подписи и выражающих официальную (корпоративную) точку зрения.
Корпоративная культура – совокупность ценностей, этических
и профессиональных, предписывающих определенный стиль поведения во
взаимоотношениях работников между собой, а также их отношениях с клиентами,
потребителями и деловыми партнерами; корпоративная культура объединяет
руководство и кадровое ядро коллектива фирмы (в идеале – руководство и всех
сотрудников фирмы).
Корпорация – коммерческое предприятие,
находящееся в коллективной собственности (обычно, в форме акционерного
общества); сообщество лиц со сходным профессиональным, социально-экономическим
или социокультурным статусом.
Кристаллизация – выражение буквально одной-двумя
фразами общепризнанной или становящейся такой после произнесения точки зрения.
Легислатура – орган представительной
(законодательной) власти на уровне государства или региона (субъекта
федерации).
Легитимность – признание авторитета власти со
стороны подданных или граждан.
Легитимация – процесс постепенного признания
права на существование той или иной общественной реалии, например, частнохозяйственной экономики, а не только утверждения в
обществе авторитета органов и институтов власти.
Лоббизм –
соответствующая признанным нормам права и морали деятельность, имеющая своей
целью добиться закрепления в законах и иных нормативных актах частных интересов
различных групп, организаций и отдельных лиц, не противоречащих общественным и
государственным интересам.
Лоббирование – лоббистская деятельность той или
иной группы влияния.
Локаут (англ. lock out –
“выбросить вон”) – массовое увольнение рабочих в условиях забастовки или
предзабастовочной ситуации.
Лояльность – благоприятное, позитивное
отношение.
Медиа-кит (пресс-кит, кит) – “пакет” информации для
представителей СМИ, включающий пресс-релиз, листок с текущей информацией,
краткую информацию о фирме, фотоматериалы, иногда – финансово-экономическую
отчетность и тому подобное.
Миссия фирмы – краткое, возможно в виде слогана, выражение ответственности фирмы перед обществом.
Мониторинг – постоянное наблюдение за ходом
того или иного процесса, меняющегося во времени явления, предполагающее
внесение изменений в деятельность лиц и структур, для которых ведется
наблюдение; контроль за ходом выполнения плана или
проекта с целью их возможной корректировки.
Мотивация – комплекс внутренних и внешних
факторов, побуждающих индивида к активным действиям.
Наступательность – опережение своих информационных противников.
Невербальная
коммуникация –
общение, опирающееся не на слова, а на мимику, интонации, жесты, паузы в речи и
тому подобное.
Ньюсмейкер – известное и (или) влиятельное
лицо, сам факт присутствия которого на том или ином событии (мероприятии)
интересен для СМК.
Ньюсмейкерство – целенаправленная деятельность по превращению любого
события в жизни фирмы в элемент паблисити, бесплатно распространяемой о фирме
интересной (и, безусловно, правдивой) информации.
Обратная интеграция – см. вертикальная
интеграция.
Обратная связь – каналы получения информации об
ответной реакции аудитории на ПР-акции.
Общественное мнение – состояние массового сознания,
проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах
действительности, проблемах государственной и общественной жизни различных
групп или слоев населения.
Общественность – совокупность граждан, сложившаяся
под влиянием коньюктурных или долговременных
обстоятельств в различных сферах социальной жизни, осознающая проблемный
характер данных обстоятельств и возможность решения названных проблем методами,
отвечающими признанным представлениям об общегуманистических
ценностях.
Олигополия – рыночная ситуация, в которой тот
или иной сегмент рынка контролируется несколькими крупными концернами.
Открытая
общественность –
массовая общность потребителей товаров и услуг, аудитория СМК, представители
СМК, органов власти, общественных объединений.
Отстройка (выделение)
– это такой расположение ПР-или рекламного объекта в
коммуникационном поле, которые позволяют наилучшим образом показать его
достоинства на фоне конкурентов.
Паблик рилейшнз (ПР) – формирование устойчивых, сочетающих институциональные и неформальные
каналы взаимодействия, информационно-коммуникативных связей, отвечающих как
требованию надежности взаимодействия, полноты, объективности,
непротиворечивости информации, так и учету фактора неизбежной стохастичности
социальных процессов.
Паблисити – совокупность информации о фирме,
распространяемая любыми доступными каналами, и, преимущественно, адресно.
Патронаж – долгосрочное финансовое и
организационное покровительство, оказываемое коммерческой структурой
общественному объединению, организации социальной или культурной сферы.
Патронаж предполагает неформальные, личностные обязательства представителей
патронируемой организации (объявлять название фирмы-патрона на своих
мероприятиях, сообщать о патронажной деятельности фирмы при общении с СМК,
представителями власти или других общественных объединений).
Переименование – употребление новых символов,
слов, знаков, образов для обозначения существующей реалии.
Позиционирование – такое размещение, установка,
ракурс ПР-объекта, в котором наилучшим образом видны
его достоинства.
Постиндустриальное
общество (постиндустриализм) – см. современное общество.
Посткапитализм – см. современное общество.
Презентация – акция, организованная
специалистами ПР-службы и руководством фирмы для
представления того или иного значительного достижения фирмы (юбилейная дата,
новая продукция, внедрение принципиально новых технологий).
Пресс-кит – см. медиа-кит
Пресс-конференция – встреча руководителей и
ответственных специалистов фирмы с представителями СМК, организованная пиарменами с целью информирования общественности о
деятельности фирмы. Основной частью пресс-конференции (после краткого
вступительного слова представителей фирмы) являются ответы на вопросы
журналистов.
Пресс-релиз (релиз) – краткое сообщение
информационного характера, подготовленное ПР-специалистами
фирмы и содержащее важную для общественности новость. Пресс-релиз строится по
канонам журналистики новостей, близок по жанру к газетной информации и строится
по принципу “перевернутой пирамиды”: информация располагается по мере убывания
важности.
Преференция – эксклюзивное (исключительное)
преимущество, предоставленное коммерческой организации властными структурами,
например, лицензия на тот или иной род деятельности, госзаказ, право на
разработку земельного участка или месторождения, и полученное, как правило,
путем полулегального или коррупционного лоббирования.
Присоединение – указание на приближенность к
влиятельному лицу или организации, подчеркивание сходства с явлением или
объектом, пользующимися устойчивым авторитетом.
Продвижение – (англ. – promotion) – 1) завоевание
товаром новых сегментов рынка; 2) см. раскрутка.
Промышленный
капитализм – первая
фаза развития современного общества, характеризуется сочетанием быстрого
экономического развития с периодическими жестокими кризисами, постепенное
внедрение в социально-политическую жизнь развитых стран
либерально-демократических ценностей сопровождается острыми классовыми
конфликтами.
Прямая (прогрессивная)
интеграция – см. горизонтальная интеграция.
Раскрутка (“калька” с англ. promotion) – набор приемов по
созданию известности, паблисити, новостей о ПР- или
рекламном объекте.
Регрессивная
интеграция – см. вертикальная интеграция.
Релиз – см.
пресс-релиз.
Реорганизация – маркетинговая стратегия,
заключающаяся в проведении стандартного набора приемов расширения рынков
(интеграция, диверсификация, аффилирование) усилиями
филиалов, а не головной организацией.
Репутация – сочетание устойчивого,
сложившегося восприятия фирмы клиентами, реальными и потенциальными,
общественностью, СМК, органами власти и самоуправления, а также
коммуникативного, информационного поля фирмы.
Рилайтер – специалист по различным формам социальной коммуникации. В нашем
случае, “рилайтер” – синоним слов “пиармен”, “ПР-менеджер”,
“специалист по связям с общественностью”.
Рилайтерство – комплексная деятельность по налаживанию общественного взаимодействия,
включающая журналистику, рекламу, маркетинг, паблик рилейшнз, менеджмент
коммуникаций, коммуникационный аудит.
Связи с
общественностью (СО)
– см. паблик рилейшнз (ПР).
Сегментирование (сегментация) – выделение четко
очерченных групп в той или иной аудитории.
Слоган – основное содержание ПР-обращения в виде краткой запоминающейся фразы (девиза,
лозунга).
Современное общество – общество, наделенное мощным
потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, возможно,
ценой дегуманизации и утраты духовных ценностей. Обязательное существование
внутреннего потенциала развития отличает современное общество от традиционного. Синонимом слов “современное общество” в
экономической теории и социологии служит термин “промышленный капитализм”.
Выделяют две стадии развития современности как социологической категории и
социальной реальности: индустриальное (промышленное) общество, возможно, в двух
формах – промышленный капитализм и реальный социализм; постиндустриальное,
информационное общество (постиндустриализм), иногда
рассматриваемое как посткапитализм. Характеристики постиндустриализма – формирование целых сфер и отраслей,
существующих в форме виртуальной социальной реальности, превращение работы с
информацией в важнейший сектор экономики.
Социализация – усвоение лицом норм и ценностей,
социальных ролей и образцов поведения, характерных для той или иной общности.
Социальная
ответственность бизнеса – признание предпринимателями и топ-
менеджментом того, что бизнес – это не только стремление к коммерческому
успеху, но и служение обществу.
Социально-этический
маркетинг
(социально-этичный маркетинг, социальный маркетинг) – это комплексное
взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами,
контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании
решающей роли социальной ответственности фирмы.
Спонсорство – вклад, в основном, финансовый
(или другими ресурсами – техникой и тому подобное) со стороны коммерческой
фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма
непосредственно не участвует. Спонсорская поддержка, как правило, предполагает
договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением об обязательстве
последнего создавать паблисити для спонсора.
Стереотип – сформировавшееся (сознательно
сформированное или неосознанное сложившееся), как правило, упрощенное
представление о том или ином реальном или виртуальном объекте.
Стимул – внешний фактор мотивации.
Стохастичность – вероятностность,
одна из важнейших характеристик любых социальных процессов в постиндустриальном
обществе.
Стратификация – социальное расслоение общества на
основе нескольких важнейших стратообразующих
признаков: уровень доходов, образовательный уровень, обладание властными
ресурсами, статусные или престижные характеристики.
Статус – отнесение лица к той или иной
социально-политической позиции, а также уровню, характеризующему положение в
группе или в обществе.
Стратегии
кооперативной зрелости – см. кооперация.
Точка бифуркации – см. бифуркационность.
Традиционное
(аграрное, доиндустриальное, патриархальное) общество – общество, не имеющее внутреннего
потенциала для быстрого развития, что не исключает существования в отдельных
традиционных обществах периодов быстрого роста и (или) существования высокой
самобытной культуры. Традиционное общество может, при формационном взгляде на
общественное развитие, включать три стадии: общинную, рабовладельческую,
феодальную. Значительные анклавы традиционализма сохранились
в странах “второго” и, особенно, “третьего”, “четвертого” миров, т.е.
отстающих, слаборазвитых странах.
Фандрайзинг (фондрайзинг, фандрейзинг)
– деятельность некоммерческой организации, политической партии, выборного штаба
по сбору средств на социально-значимый проект или выборную кампанию, ведущаяся,
по преимуществу, рилайтерскими способами.
Финансовые ПР
– см. инвестор рилейшнз
Фирменный стиль – это совокупность устойчиво воспроизводимых
отличительных характеристик общения, манеры поведения, традиций, свойственных
фирме, позиционирующих ее в коммуникационном пространстве современной
экономики.
Хай-текнолоджи – см. высокие технологии.
Черный ПР
– см. грязный ПР.
Чистый ПР
– см. идеалистическая модель ПР.