ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрены основные функции бизнес-ПР. Менеджер все в большей мере становится
коммуникатором. Топ-менеджмент должен создавать образ компании для
общественности, власти, СМК, управленцы низшего и среднего звена должны
заниматься взаимодействием с персоналом. В постиндустриальной экономике роль
человеческого фактора в экономке принципиально изменяется. Из “рядового”
фактора производства, придатка к конвейеру, человек становится создателем
инноваций, без которых немыслима экономика информационного общества. А
заставить работника включить творческий потенциал не удается традиционными
способами мотивации, “кнутом и пряником”, “морковкой или сосиской перед носом”.
Работник, наряду с социальной защищенностью, достойной оплатой, должен
чувствовать себя частью команды единомышленников, равноправным партнером хозяев
и менеджмента.
Маркетинговая деятельность
превращается из набора мер по “навязыванию” массовых серий продукта потребителю
в работу с небольшими сегментами рынка и даже с конкретными потребителями. Эта
работа ведется, преимущественно, не рекламно-маркетинговым, а рилайтерским аппаратом. Вся ПР-активность
превращается в один из ключевых элементов неценовой конкуренции. “Ваш товар не
возьмут, хоть бесплатно предлагайте, если о Вас ничего не знают”, – подобную
фразу можно сегодня услышать и от представителей директората прежней формации.
И, уж тем более, необходимость диалога с властью, СМК, обществом все в большей
мере осознают современные менеджеры. Основанный на реальном участии фирмы в
общественной жизни образ социально ответственной корпорации обеспечит
привлечение новых клиентов, лояльность постоянных потребителей, существенно
облегчит поиск новых партеров и инвесторов.
Обострение глобальных проблем и
трудности формирования современных социально-экономических и политико-правовых
отношений в новой России также требуют от деловой элиты признания
ответственности бизнеса перед обществом.
Рынок политического консалтинга, на
котором, к сожалению, преобладают спрос на манипулятивные
технологии, равно как и их предложение, в значительной мере сложился. Рынок
услуг по бизнес-ПР пока не сформировался. Возможной,
но далеко не единственной тенденцией его развитие станет утверждение норм
цивилизованной конкуренции между агентствами, оказывающими частным фирмам
услуги по ПР-консалтингу. Снижение цен вследствие
конкурентной борьбы и тиражирования стандартных услуг может привести к росту
популярности агентств, падению роли корпоративных ПР-отделов.
И, в том случае, если нормы
современной жизни будут постепенно утверждаться в бизнес-ПР,
вполне может сформироваться и предложенная нами модель: имидж коммерческой
фирмы – это ее реальные позитивные характеристики, отражающие подлинную
ответственность компании перед обществом.