Тема 10.

ПР В ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

1. Общая характеристика “инвестор рилейшнз” [1–3; 11–15; 19].

2. Взаимодействие с потенциальными инвесторами [2; 8; 10; 14–19].

3. Специфика финансового отчета [3; 5; 15; 16].

4. ПР в коммерческих банках [2; 3; 8; 10; 12; 15; 16].

Литература

Контрольные вопросы и задания

1. Общая характеристика инвестор рилейшнз. Финансовые ПР (инвестор рилейшнз, отношения с инвесторами) – распространение информации, которая влияет на понимание акционерами и инвесторами финансового состояния и перспектив компании, а также способствует улучшению отношений между корпорацией и ее акционерами. Вся инвестиционно-финансовая деятельность компании, в том числе, ее рилайтерское обеспечение, должна носить постоянный и целенаправленный характер, учитывать глобализацию и интегрированность рынка инвестиционных ресурсов. К общим принципам финансовых ПР, которые вполне соответствуют общей модели рилайтерства, относятся:

*        наличие стратегического плана ПР-активности и постоянный мониторинг за его выполнением, корректировка, при необходимости, долгосрочной схемы;

*        предоставление объективной и полной информации, создание четкого представления о рентабельности компании – всех формах дивидендов, доходов от продажи акций;

*        предоставление и для внешней, и для внутренней общественности информации о компании, ее подразделениях и филиалах;

*        наступательность коммуникации, продвижение успеха;

*        постоянные поиск инвесторов и взаимодействие с ними, инициатива должна исходить, как правило, от компании, а не от инвесторов.

Ключевыми целями рилайтерской деятельности фирмы в инвестиционно-финансовой сфере являются использование возможностей биржевого финансирования для получения кредитов и инвестиций, увеличение доходов от изменения курса акций, поиск по каналам финансовой и биржевой информации новых поставщиков и потребителей. Ряд более четких задач для инвестор рилейшнз:

*        установление надежного взаимодействия с вкладчиками капитала;

*        установление прочных отношений с финансовыми аналитиками и брокерскими агентствами;

*        мониторинг ситуации на рынке ценных бумаг;

*        предоставление всем заинтересованным кругам (вкладчики, реальные и потенциальные, госорганы, аналитики) объективных доказательств добросовестности фирмы в финансовых вопросах.

Основные типы ПР-акций в инвестиционно-финансовой сфере:

*        оценка мнений о компании ее акционеров, биржевых аналитиков, экспертов по финансам, как независимых, так и работающих в агентствах по бизнес-консалтингу или обслуживающих правящие круги и т.п.;

*        участие пиарменов в подготовке финансовых отчетов, собраний акционеров;

*        подготовка конференций, “круглых столов”, неформальных встреч с участием руководителей компании и ответственных специалистов фирмы, занимающихся инвестиционно-финансовыми проблемами, с одной стороны, аналитиков, экспертов по финансам, обозревателям изданий, специализирующихся на финансово-экономической проблематике, – с другой;

*        стандартные ПР-акции, учитывающие специфику финансовой сферы (стратегическая коммуникация, подготовка финансовых пресс-релизов и т.п.)

2. Взаимодействие с потенциальными инвесторами. Перечислим целевые аудитории, на которые должна быть направлена деятельность по инвестор рилейшнз:

*        биржи;

*        члены союзов и обществ, работающих с ценными бумагами, их директора, ведущие сотрудники, эксперты;

*        агентства по бизнес-консалтингу, занимающиеся анализом рынка ценных бумаг;

*        брокерские компании и независимые брокеры;

*        инвестиционные банки, инвестиционные фонды;

*        коммерческие банки;

*        страховые компании, социальные фонды, общества взаимопомощи;

*        финансовые и деловые издания;

*        финансовые обозреватели (сотрудники специализированных изданий и финансовые обозреватели массовых изданий).

Можно выделить две стороны работы по инвестор рилейшнз. С одной стороны – это работа с существующими и потенциальными неинституциолизироваными инвесторами – мелкими вкладчиками. О важнейшей форме работы с мелкими вкладчиками – проведении ежегодного собрания акционеров, поговорим в следующем разделе. Другая агрегированная целевая аудитория – это профессионалы, работающие в финансово-инвестиционном секторе. При работе с последними, необходим предельно высокий уровень ответственности. Специалистам по инвестор рилейшнз необходимо работать в тесном контакте с финансово-аналитическими службами фирмы. Возможным решением этой проблемы является подчинение ПР-отдела и финансово-аналитической службы корпорации одному вице-президенту.

Серьезные знания в области экономики и финансов или обязательно умение грамотно использовать информацию, которую предоставили финансовые аналитики, – одно из профессиональных требований к ПР-специалисту, работающему на частную фирму.

Пиармен, работающий в области инвестор рилейшнз, должен помнить, что факторы, обусловливающие поведение инвесторов, сводятся к трем агрегированным группам:

*        макроэкономические – общая финансово-экономическая ситуация, характер взаимодействия реального сектора и инвестиционных структур;

*        государственно-регулируемые – нормативные документы, регулирующие инвестиционную, финансовую, банковскую деятельность;

*        микроэкономические – ситуация в самой компании, ситуация в банках, фондах, фирмах, являющихся потенциальными инвесторами.

Круг проблем, интересующих потенциальных инвесторов в первую очередь:

*        риски в деятельности компании (ниже остановимся на этом вопросе подробнее);

*        профессиональные качества руководителя (квалификация, опыт, предыдущие успехи и неудачи, личностные характеристики);

*        технологический уровень;

*        поставщики и потребители;

*        прогноз маркетинговой ситуации;

*        отношения с властью, а, в наших условиях, и с криминалом;

*        репутация в банковских кругах.

К наиболее вероятным факторам, которые могут оттолкнуть инвестора, как мелкого вкладчика, так и крупный банк относятся риск ликвидности, процентный риск, кредитный риск, рыночный риск, форс-мажорные (непредвиденные) обстоятельства. Риск ликвидности – утрата возможности быстро превратить активы, имущество и ценные бумаги в денежную форму или быстро привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Процентный риск – колебания ставки банковского процента. Кредитный риск – возможность невыполнения заемщиками своих обязательств. Рыночный риск – возможность обесценения ценных бумаг.

При предоставлении информации для профессионалов (руководители, специалисты, эксперты, работающие в инвестиционно-финансовых учреждениях и в профессиональных изданиях) можно воспользоваться рекомендацией известного испанского специалиста по ПР Х.Д. Баркеро Кабреро: “… надо предоставлять информацию, но избегать делать выводы. Это работа аналитиков и было бы неделикатно предвосхищать их. Если дана полностью правильная информация, результат всегда будет положительным” [2]. Разумеется, в этом высказывании есть доля преувеличения, но следует помнить о том, что лучше горькая правда, чем первая же вскрывшаяся ложь: “Очевидно, что любая предоставленная информация должна соответствовать сведениям, имеющимся у банков, с которыми предприятие постоянно работает” (Баркеро Кабреро, 1987: 45).

Работа с профессиональными финансовыми аналитиками и институциолизированными инвесторами (крупными вкладчиками) может быть сведена для рилайтера к организации взаимодействия специалистов. Деловое или неформальное общение руководства, а также специалистов фирмы по финансово-экономическим вопросам и представителей банков, инвестиционных групп, финансово-аналитических изданий должно быть организовано с соблюдением всех правил бизнес-коммуникации. Но главное, повторим, – наладить взаимодействие профессионалов с профессионалами, обеспечить безусловную точность информации.

3. Специфика финансового отчета. При проведении годового собрания акционеров, на котором, помимо представителей крупных вкладчиков, присутствуют и частные лица, владельцы небольших пакетов акций, следует представить финансовый отчет, который удовлетворит, насколько это возможно, обоим сегментам аудитории.

К основным принципам оформления финансового отчета отнесем следующие требования:

*        обложка отчета и его общее оформление должны отражать принятый фирменный стиль, у отчета должен быть удобный дизайн;

*        обязательно должны быть опубликованы интервью с первым лицом компании или его авторская статья;

*        обязательно наличие финансового баланса за отчетный год;

*        дается сравнение основных показателей финансово-экономической отчетности за прошедшие несколько лет, прогнозы на ближайший год и несколько лет вперед;

*        завершает отчет заявление аудиторской фирмы.

Можно составить отчет компании, который, помимо финансового отчета, включает описание компании, письмо руководства к акционерам, характеристику основных проблем менеджмента и маркетинга, фотографии и таблицы. Как уже стало понятно, отчет о деятельности компании или финансовый отчет – это своеобразная “вершина” работы пиарменов, маркетологов, финансовых аналитиков. Подобный отчет является одновременно и аналитической запиской для специалистов – экспертов и аналитиков институциолизированных инвесторов, обозревателей финансовых изданий, и способом создать благоприятное мнение о компании у неинституциолизированных инвесторов, и элементом паблисити.

На собрании акционеров или пресс-конференции по итогам деятельности компании за определенный период обязательно присутствие руководителя компании и двух-трех ведущих его заместителей, отвечающих за финансово-инвестиционную и маркетинговую деятельность.

4. ПР в коммерческих банках. Специфика ПР-активности банков обусловлена рядом обстоятельств. Прямой запрет на рекламу вкладов и процентов по ним неизбежно заставляет банкиров использовать именно рилайтерский аппарат. Многие специалисты отмечают отказ банков от масштабных, шумных, агрессивных ПР-кампаний. Целый ряд исследований указывает на целесообразность перехода от подобных “силовых акций” к сдержанным формам воздействия на целевые группы, прежде всего, ПР-средствами. Складывается подход, который предлагает банкам использовать весь набор приемов паблисити, позволяющий спокойно и размеренно создавать новостной фон вокруг банка. Этот подход имеет ряд несомненных достоинств. Он позволяет более эффективно использовать маркетинговый бюджет, разработать и последовательно проводить в жизнь целостную имиджевую стратегию.

Возможны следующие виды информации о банках:

*        реклама банка;

*        создание положительного образа банка (спонсорство, благотворительность, социальная активность);

*        высказывания официальных лиц о банке;

*        рейтинг банков;

*        участие в политических акциях, скандалы и т.п.

Целевые аудитории банковских ПР:

*        институциолизированные инвесторы;

*        финансовые аналитики;

*        мелкие вкладчики.

К ведущим институциолизированным инвесторам относятся:

*        крупные совместные предприятия;

*        крупнейшие экспортеры;

*        транспортные компании;

*        иностранные фирмы.

Необходимы, причем постоянно, следующие меры: поддержание отношений с финансовыми СМИ; расширение круга акционеров; постоянное взаимодействие с аналитиками и институциолизированными инвесторами.

Литература

1.           Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.

2.           Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху. М., 1997.

3.           Василик М.А., Вершинин М.С., Козырева Л.Д. Паблик рилейшнз в России: организации и документы. СПб, 2000.

4.           Васильева О. Внутренний PR. Этот велосипед давно изобретен // Советник. 1999. № 6.

5.           Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.

6.           Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб, 1997.

7.           Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. М., 1999.

8.           Лучникова Л. Банк и его ПР-программа // ПР-диалог. 1997. № 1 (сентябрь).

9.           Малькова И.В. Государственное регулирование рекламной деятельности // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М., 1997.

10.       Михайлов С. Что такое investor relations? // PR-news. 2000. № 1 (сентябрь).

11.       Моисеев А. Большой бизнес лучше большой политики // Советник. 1999. № 12.

12.       Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? М., 1993.

13.       Паблик рилейшнз. Связи с общественностью сфере бизнеса. М.: ЭКМОС, 1999.

14.       Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М., 2000.

15.       Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учебник / под ред. Г.А. Васильева. М.: ЮНИТИ, 1998.

16.       Сыровойский С. Внешние коммуникации на финансовом рынке // ПР-диалог. 1998. № 2 (март).

17.       Уткин Э.А. Паблик рилейшнз. М., 1999.

18.       Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000.

19.       Яковлев И.П. Паблик рилейшнз в организациях. СПб, 1995.

Контрольные вопросы и задания

1.           Назовите общие принципы инвестор рилейшнз.

2.           Перечислите цели, задачи, основные функции инвестор рилейшнз.

3.           Назовите целевые аудитории инвестор рилейшнз и основной способ сегментации существующих и потенциальных инвесторов.

4.           В чем отличие работы с институциолизированными и неинституциолизированными инвесторами?

5.           Каковы основные правила подготовки годового финансового отчета?

6.           В чем специфика ПР для коммерческих банков?

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz