Тема 9.

ПР В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

1. Специфика антикризисного управления [1; 2; 4; 6; 7; 18; 19].

2. Подготовка антикризисного штаба и его рилайтерское обеспечение [3–6; 13; 16; 19].

3. Работа со СМИ в условиях кризиса [3; 5; 8–11;13–15; 17; 18].

Литература

Контрольные вопросы и задания

1. Специфика антикризисного управления. Кризисные ситуации в жизни коммерческой организации – неизбежное явление. Возникновение и развитие неуправляемых процессов нередко связано с неблагоприятной глобальной или региональной экономической конъюнктурой. Специфика современных экономических кризисов, по сравнению с кризисами в развитой индустриальной экономике, несомненна. Даже крупные и устойчивые корпорации оказываются не застрахованными от мировых экономических потрясений. Большинству российских компаний приходится в любых средне- и долгосрочных прогнозах делать поправку на внутренне присущую современной отечественной экономике, экономике “переходного типа”, – от бюрократического рынка к развитой конкурентной экономике через господство олигархических монополистических групп – нестабильность. И выход отечественной экономики на пути более стабильного развития – вопрос, увы, не ближайших полутора-двух десятилетий. Но возможность превращения каждого кризиса в то, чем он должен в идеале являться, т.е. в источник развития, фактор поиска новых решений – это, во многом, проблема грамотного управления. К характеристикам профессионала-менеджера относится умение просчитать потенциальные кризисы, разрешать кризисные ситуации не только путем применения новых управленческих и маркетинговых приемов – реорганизация производства, диверсификация, выход на новые рынки, реструктуризация долгов, но и использованием более совершенных способов взаимодействия с персоналом и внешней общественностью. Наиболее вероятные в нынешних отечественных условиях кризисные факторы:

*        угроза банкротства и (или) прекращения производства;

*        потеря значимого потребителя или сегмента рынка;

*        неплатежи крупных потребителей;

*        проблемы у ключевого поставщика;

*        забастовка;

*        утрата конфиденциальной информации;

*        потеря поддержки властных структур;

*        активность криминальных кругов;

*        возможность террактов;

*        выявление серьезных дефектов в продукции;

*        появление фальсифицированного основного продукта.

Встречающееся в литературе по менеджменту и ПР противопоставление специалистов по кризисному управлению и рилайтеров, на наш взгляд, неправомерно. Но некоторую специфику специалиста по антикризисному управлению можно выделить.

К первоочередным задачам антикризисного управляющего следует отнести: конкретизацию и ранжирование факторов кризиса; разработку сценариев развития кризиса и антикризисной программы, соответствующей целям развития организации; информирование персонала о программе антикризисных мер.

Перечислим ряд специфических требований антикризисного менеджмента (эти требования важны и при решении текущих управленческих задач, но в условиях кризиса их роль возрастает):

*        возможно более точная оценка потенциальных проблем;

*        мобилизация усилий на первоочередных направлениях;

*        тщательный анализ сильных и слабых сторон компании;

*        поиск внешних ресурсов (управление в стабильной ситуации предполагает, преимущественно, поиск внутренних ресурсов, разработку и реализацию программ их использования);

*        на первом месте остаются стратегические цели организации.

2. Подготовка антикризисного штаба и его рилайтерское обеспечение. Необходимо заранее иметь программу антикризисных мер и резервы на случай кризиса. План мер по предотвращению кризиса, разумеется, имеет специфику в зависимости от особенностей организации, но этот план обязательно должен предусматривать:

*        определение потенциально опасных направлений;

*        моделирование проблемных ситуаций и сценариев развития кризиса;

*        формирование антикризисного штаба, наличие резерва для лиц, которые входят в антикризисный штаб;

*        обеспечение антикризисного штаба необходимыми ресурсами.

Черты любого кризиса, которые и обусловливают специфику антикризисного ПР, – это внезапность, недостаток информации, ускоренное развитие событий, потеря управления и контроля, усиление внимания к компании, появление панических слухов.

К мерам по подготовке ПР-отдела к работе в условиях кризиса и рилайтерской подготовке антикризисного штаба относятся:

*        подготовка участников антикризисного штаба к работе со СМИ, общественностью, персоналом;

*        информирование внешней и внутренней общественности о проблемах компании;

*        подготовка и периодическая проверка резервных каналов связи;

*        выявление возможных опасностей – хотя бы приблизительный анализ аудиторий, которые будут затронуты кризисом, исследование факторов, по которым то или иное сообщение будет для них особенно неприятно, путей устранения или смягчения действия этих факторов;

*        подготовка кризисного пресс-секретаря.

ПР-службе и антикризисному штабу необходимо периодически, например, ежеквартально (или чаще) проверить свою готовность ответить на следующие вопросы:

*        есть ли четкая программа мер на случай ЧП?

*        каковы наиболее вероятные кризисы?

*        каковы последствия потенциальных кризисов для имиджа фирмы?

*        кто из ответственных специалистов наиболее подходит на роль сотрудника антикризисного штаба, как связаться с ними в нерабочее время и т.п.?

*        есть ли заместители у членов антикризисного штаба, насколько быстро они способны принять дела?

3. Работа со СМИ в условиях кризиса. Взаимодействие с прессой и общественностью в условиях кризиса не имеет (в предложенной нами “идеалистической модели ПР”) принципиальных отличий от других способов коммуникации. Основой имиджа фирмы как социально ответственной корпорации остаются ее подлинные достоинства. ПР-отдел фирмы, кризисный пресс-секретарь, сотрудники кризисного штаба обязаны вести откровенный диалог с общественностью, помня лишь о том, что в условиях повышенного внимания к компании, появления противоречивых слухов, особой важности сохранения положительной репутации фирмы, оказавшейся в кризисной ситуации, у партнеров, клиентов, инвесторов, ответственность рилайтера за чистоту диалога с общественностью неизмеримо возрастает. Предоставьте о кризисе достоверную информацию – всю негативную информацию следует дать полностью и как можно скорее. Несомненно имеющие место некоторые отрицательные для компании последствия подобного шага не идут ни в какое сравнение с подлинной опасностью – нарастанием “волны” “информационной мозаики” о кризисе, исходящей, к тому же, не от представителей организации. Это вызовет недоверие к организации, породит “растущую как снежный ком” массу ложных слухов и искажений информации. Еще одно не всегда легко выполнимое, но очень важное требование – стремитесь сделать общественность и прессу своими союзниками, или, как минимум, добиться того, чтобы они перестали быть Вашими противниками. Кризис в любой коммерческой структуре порождает очевидные негативные последствия для общества – закрытие рабочих мест, снижение налоговых поступлений, утрату тех или иных полюбившихся потребителям товаров и услуг.

В обобщенном виде комплекс мер по антикризисной коммуникации имеет следующие задачи:

*        не допустить ухудшения отношений с клиентами, поставщиками, органами власти;

*        укрепить чувство лояльности клиентов.

Итак, к принципам антикризисного ПР, не отличающимся от общих принципов ПР, отнесем следующие:

*        признавайте свои ошибки, наличие проблем и трудностей;

*        предоставляйте информацию только если это необходимо;

*        специально добивайтесь неискаженной передачи информации СМИ;

*        решительно опровергайте дезинформацию и слухи;

*        работайте на конкретную аудиторию.

Принципы работы кризисного пресс-секретаря во многом соответствуют обычной работе пресс-атташе:

*        сообщать о проблемах с точки зрения аудитории;

*        избегать профессионального жаргона;

*        сделать сообщения четкими и запоминающимися;

*        исправлять допущенные журналистами ошибки;

*        не повторять фразы журналистов, особенно, критические, но всегда отвечать на вопросы;

*        не говорить “без комментариев”, и, если Ваша информация пока неточна, сказать “Не знаю”, точно назвав время, когда Вы сможете ответить на вопрос;

*        не говорить “не для записи”, отвечать за любые свои слова;

*        контролировать свои эмоции;

*        не считать репортеров своими “доверенными лицами”;

*        помнить, что слухи и дезинформация в условиях кризиса – весьма распространенное явление.

Литература

1.           Афанасьев Г. Crisis management (Кризисное управление) // Советник. 1998. № 8–12; 1999. № 1–4.

2.           Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху. М., 1997.

3.           Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз = Public relation . Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: учеб. пособие для деловых людей. М., 1994.

4.           Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону, 1998.

5.           Василик М.А., Вершинин М.С., Козырева Л.Д. Паблик рилейшнз в России: организации и документы. СПб, 2000.

6.           Гвоздиевская М., Смирнова С. Утомленные кризисом // Советник. 1999. № 2.

7.           Доти Д.И. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1998.

8.           Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб, 1997.

9.           Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., Киев, 2000.

10.       Моисеев В.А. Паблик рилейшнз: теория и практика. М., Киев, 1999.

11.       Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? М., 1993.

12.       Паблик рилейшнз: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Азарова, К.А. Иванова и др. СПбГЭТУ (ЛЭТИ). СПб, 1998.

13.       Паблик рилейшнз. Связи с общественностью сфере бизнеса. М.: ЭКМОС, 1999.

14.       Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М., 2000.

15.       Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. Киев, 1999.

16.       Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учебник / Под ред. Г.А. Васильева. М.: ЮНИТИ, 1998.

17.       Тульчинский Г.Л. Public relation: репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб, 1994.

18.       Уткин Э.А. Антикризисное управление: учебник. М., 1997.

19.       Чумиков А. Креативные технологии “паблик рилейшнз”. М., 1998.

Контрольные вопросы и задания

1.           Перечислите основные факторы, которые могут стать кризисными для коммерческой фирмы?

2.           Какова специфика распространения информации в условиях кризиса?

3.           Перечислите основные правила, которые необходимо соблюдать при формировании антикризисного штаба.

4.           Сформулируйте основные принципы взаимодействия со СМИ и общественностью в условиях кризиса.

5.           Назовите основные принципы работы кризисного пресс-атташе.

◄◄ к содержанию ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz