ВВЕДЕНИЕ

к содержанию ►►

в раздел библиотека

При изучении теоретических курсов по проблемам связей с общественностью (СО) для частного сектора экономики студентам следует обратить внимание на важнейший момент: сфера “паблик рилейшнз” (ПР), и как социальная практика, и как теоретическая рефлексия о способах коммуникации в социуме, сложилась в постиндустриальном обществе. Основными характеристиками постиндустриального (информационного) общества являются превращение работы с информацией в сферу создания ценностей и превращение работы с информацией в отрасль профессиональной деятельности. А переполнение информационных каналов и постоянное старение любой информации, а также ее избыточность, означающая необходимость тщательного отбора, требуют целенаправленной работы по налаживанию коммуникации.

История “коммуникативного воздействия” для получения желаемого действия от объекта коммуникации насчитывает тысячелетия. В определенном смысле “пиарменами” были и первобытный шаман, и придворный шут средневекового монарха, и, разумеется, жреческое сословие. Пропагандистский аппарат нашего недавнего советского прошлого обладал многими чертами “грязных информационных технологий”. Следует отметить, что тоталитарный режим устойчив лишь тогда, когда наряду с репрессивным аппаратом, монополией на власть, он поддерживается искренней верой “винтиков” в идеологию земного рая, т.е. обладает эффективными механизмами контролировать как общественное сознание, так и мысль каждого индивида.

ПР” традиционного и тоталитарного обществ нередко руководствовался принципом “убивать гонцов, принесших дурную весть”. Одной из основ современного рилайтерства является работа с негативной информацией, “встройка” ее в информационную картину с наименьшими потерями для системы, будь то база данных фирмы, мысли конкретного человека или общественное сознание.

Предмет дисциплины – многообразная деятельность частных фирм по созданию своего положительного образа у общества, власти, СМК. Сложившийся корпус литературы по бизнес-ПР, разумеется, не идеален. В конце каждого раздела приводятся книги и статьи, являющиеся дополнением к предложенному материалу и могущие использоваться при выполнении самостоятельных работ.

Предлагаемое пособие, что вполне объяснимо, также как и большинство вышедших за последнее десятилетие книг по ПР, грешит некоторой компилятивностью и, в ряде случаев, некритическим следованием западным образцам. Но при его написании в определенной мере удалось учесть и опыт, отраженный в уже существующих книгах по бизнес-ПР, практику преподавания ПР, и реально сложившиеся в бизнес-ПР технологии.

Несколько слов о терминологии. Не вошли пока в активное словоупотребление термины “рилайтер” и “рилайтерство” (соответственно – специалист по различным формам социальной коммуникации и сама комплексная деятельность по налаживанию общественного взаимодействия, включающая журналистику, рекламу, маркетинг, паблик рилейшнз). Использование заимствования “паблик рилейшнз” вполне корректно, так как нет адекватного синонима (одного слова или краткой, из двух-трех слов, конструкции) в русском языке. Эвфемизмы “коммуникационный менеджмент”, “связи с общественностью”, “управление коммуникацией” отражают отдельные стороны рилайтерства как социальной технологии. Более точно и обозначение профессионала как пиармена, а не менеджера по СО. Но официальное словоупотребление стремится отказаться от заимствований, несмотря на то, что слова маркетинг, менеджмент, бизнесмен уже давно вышли из разряда профессиональных терминов или неологизмов.

Следуя “официозу”, согласно которому рилайтерские службы называют чаще “управлениями по СО”, а дипломированные профессионалы получают квалификацию “специалист по СО”, нередко используется термин “связи с общественностью” и аббревиатура “СО”. А вот структуры, предоставляющие ПР-услуги по уже сформировавшейся традиции будут называться именно ПР-агентствами.

Цели и задачи учебного пособия

*           Представление о специфике ПР в рыночной экономике.

*           Пути использования методов ПР в управленческой деятельности, маркетинге, внутрифирменных отношениях и внешних взаимодействиях коммерческих структур различных форм собственности.

*           Сходство и отличие методов ПР и рекламы, специфику ПР как способа формирования положительного образа организации у органов власти, широкой общественности, а также сотрудников фирмы.

*           Общее представление о структуре и тенденциях развития рынка услуг по ПР в России и за рубежом.

*           Факторы, влияющие на образование цен рынка ПР-услуг, методы стимулирования сбыта на этом рынке.

*           Некоторые практические навыки исследования рынка услуг в сфере коммуникации и работы с клиентами на данном рынке.

*           Практические навыки работы на технических и административных должностях службы ПР в коммерческих организациях.

*           Сложившаяся специализация на рынке ПР-услуг и возможные тенденции ее изменения.

к содержанию ►►

в раздел библиотека

Hosted by uCoz