Глава 4.

ДОКУМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ

 

4.1. Понятие информации и методы ее обработки

4.2. Журналистское расследование и сеть Интернет

4.3. Как организовать и поддерживать собственный архив

 

◄◄ к содержанию ►►

 

4.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ОБРАБОТКИ

 

Что такое информация

 

Важнейшим этапом в проведении журналистского расследования является поиск, систематизация и анализ информации по исследуемой теме.

Информация это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Так определяет ее Федеральный закон «О информации, информатизации и защите информации». Составной частью этого понятия является информация о гражданах (персональные данные), т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность в редакции данного закона. Закон выделил это понятие, поскольку предполагается ряд ограничений на сбор, хранение и пользование персональными данными. Основные правовые нормы в области информации содержатся в Конституции РФ. В соответствии с частью 4, статьей 29, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Основную информацию, необходимую для подготовки публикации, журналист черпает из документов. Их поиск и изучение являются важнейшим этапом в проведении журналистского расследования.

 

Документы и источники

 

Слово «документ» происходит от латинского documentum поучительный пример, способ доказательства. И в том и в другом качестве документ широко используется в журналистике.

Существует несколько трактовок этого понятия. Так, если мы обратимся к толковому словарю, то убедимся, что все содержащиеся в нем объяснения имеют в виду письменный документ: «1. Деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь. 2. То, что официально удостоверяет личность предъявителя (паспорт и т.п.). 3. Письменное свидетельство о чем-нибудь». Современные общественные науки и законодательные акты дают более широкое толкование. Например, действующее российское законодательство определяет документ как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Работа с открытыми источниками информации[1] является одной из главных составляющих в процессе журналистского расследования. С точки зрения методологии, к тактике проведения журналистского расследования вполне применимы правила, которые применимы и обязательны для любой процедуры установления истины в научных исследованиях или в расследовании преступлений. В 1970-х годах бывший директор ЦРУ Уильям Колби как-то в беседе с журналистами заявил: «Мои дорогие собратья, пресса и ЦРУ имеют много общего. В конце концов, не работаем ли мы все ради информации?»

Для того чтобы четко организовать работу с документами во время проведения журналистского расследования, чтобы правильно вести свой личный или общередакционный архив, необходимо четко представлять себе классификацию информационных ресурсов.

 

Классификация информационных ресурсов

 

Все информационные ресурсы можно классифицировать по типу информации, по способу формирования и распространения информации, по режиму доступа, по виду носителя, а также по методам организации, хранения и использования.

Расшифруем каждое из этих понятий

 

1.      Типы информации:

·         правовая;

·         научно-техническая;

·         политическая;

·         финансово-экономическая;

·         статистическая;

·         о стандартах и регламентах, метрологическая;

·         социальная;

·         о здравоохранении;

·         о чрезвычайных ситуациях;

·         персональная (персональные данные);

·         кадастры.

 

2.      Информационные ресурсы по режиму доступа:

·         открытая информация (без ограничения);

·         информация ограниченного доступа;

·         государственная тайна;

·         конфиденциальная информация;

·         коммерческая тайна;

·         профессиональная тайна;

·         служебная тайна;

·         личная (персональная) тайна.

 

3.      Информационные ресурсы по виду носителя:

·         твердая копия (газета, книга, рукопись, надпись на могильном камне и т.д.);

·         на машиночитаемых носителях (кинопленка, магнитная звуко- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, и т.д.);

·         на канале связи (теле- или радиопередача).

 

4.      Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования:

·         традиционные формы (книги, журналы, газеты);

·         массив документов;

·         фонд документов;

·         архив;

·         автоматизированные формы.

 

5.      Информационные ресурсы по форме собственности:

·         общероссийское национальное достояние;

·         государственная собственность;

·         собственность субъектов Федерации;

·         муниципальная собственность;

·         частная (личная или корпоративная) собственность.

К классификации надо подходить дифференцированно, в зависимости от задачи, стоящей перед журналистом. Работая над конкретным материалом, журналисту может быть удобнее применить такой принцип классификации:

·         по хронологии;

·         по способу фиксирования информации;

·         по источникам информации;

·         по статусу (официальные, неофициальные);

·         по способу получения документа (конфиденциальный или из открытых источников).

 

Методы анализа документа

 

Анализируя документ, необходимо четко представлять себе его происхождение, авторство и дату создания. Такой анализ позволит определить ценность документа, его надежность и достоверность. Специалисты различают эти два понятия. Надежность это уверенность, что мы имеем дело с устойчивой информацией. Достоверность это проблема истинности данных, их соответствия действительным событиям. Например, Комитет по занятости ежемесячно публикует статистические данные о людях, не имеющих работы. Эти цифры абсолютно надежны, поскольку представлены компетентным органом. Однако достоверность их сомнительна, поскольку они учитывают только безработных, вставших на учет в службах занятости, и никак не отражают латентную безработицу, которая, как правило, в несколько раз превышает официальную. В то же время журналист может взять информацию о скрытой безработице, например, у социологов, ведущих ежемесячный мониторинг рынка труда. Эта информация будет достоверной, но назвать источник, откуда она берется, абсолютно надежным нельзя.

Порой надежность и достоверность вступают в противоречие друг с другом. Документ может быть весьма надежным и, тем не менее, содержать недостоверную информацию. И наоборот информация может быть достоверной, но взятой не из надежного источника.

 

Способы оценки достоверности документа

 

Как отличить настоящий документ от подделки, как определить степень достоверности того или иного документа? На какой источник можно опереться, а какой может оказаться «липовым»? Без ответа на эти вопросы журналист-расследователь вряд ли сможет выстроить убедительную систему доказательств в материале.

Способы оценки достоверности документа многообразны. Мы выделим лишь основные из них. Во-первых, необходимо отличать описание события от его оценки авторская оценка как правило субъективна. Но она иногда дает прекрасную возможность для составления суждения о самом авторе документа, его взглядах и позициях. Во-вторых, важно установить, какой информацией пользовался составитель документа. При этом необходимо учитывать, что первичные данные надежнее вторичных, а официальный документ предпочтительней неофициального. Хотя и в этом правиле есть исключения. Можно назвать случаи, когда критический анализ документов позволяет реконструировать события лучше, чем они представлены в первоисточниках, и тогда составленный на их основе вторичный документ может оказаться более достоверным.

При работе с документами нужно помнить, что утверждения, которые не будут достаточно очевидны или однозначно приемлемы, нуждаются в ссылке на соответствующий источник. Истинный источник информации нельзя затемнять неясными заявлениями типа «говорят, что...» (кто говорит?), «известно, что...» (известно кому?). Между тем, именно такими таинственными ссылками полны сегодня статьи иных расследователей.

Через журналистов, занятых расследованиями, проходит огромное количество разнообразной информации. По источникам происхождения ее можно классифицировать следующим образом:

1.        Публикации в средствах массовой информации (печатных и электронных).

2.        Публикации в непериодических печатных изданиях.

3.        Данные из специализированных источников информации (базы данных, архивы).

4.        Данные из Интернета.

5.        Информация, полученная в ходе общения с конкретными лицами.

С помощью этой классификации журналист никогда не перепутает информацию, полученную из надежных источников, со слухами, требующими перепроверки. А ссылка на достоверный источник только прибавит авторитета публикации.

 

Организация потоков информации на новом рабочем месте

 

Каждый раз, приступая к работе на новом месте (новая должность, организация или город) и ознакомившись с кругом предстоящих задач, стоит заново оценить свои информационные потребности и ресурсы. Следует изучить имеющуюся на рабочем месте справочную литературу, базы данных и иные источники информации, которыми располагает организация, где вы теперь трудитесь, разузнать о платных и бесплатных телефонных справочных службах и т.п. Нужно выяснить особенности работы пресс-служб и иных информационных подразделений государственных и общественных организаций, деятельность которых может представлять интерес в дальнейшей работе.

Полезно ознакомиться с фондами крупнейших универсальных и специализированных местных библиотек (просмотреть их каталоги и доступные базы данных), с работой их информационно-справочных отделов и служб, отвечающих за копирование документов, узнать расписание работы и особенности доступа к фондам. Не стоит пренебрегать и ближайшей к месту работы районной или ведомственной библиотекой. Такая предварительная подготовка позволит в условиях острого дефицита времени трезво оценивать доступные информационные ресурсы, быстро делать выбор между ними и получать наибольшее количество информации приемлемого качества с наименьшими трудозатратами.

Желательно иметь представление о печатных и электронных, универсальных и специализированных средствах массовой информации по профилю своей деятельности, как общероссийских, так в особенности и местных. Нужно знать их направление, структуру рубрик и разделов, аудиторию, интересы и ориентацию «хозяина» СМИ. Пригодятся сведения и о постоянных теле- и радиопередачах. Неплохо бы получить доступ к Интернету, тогда, где бы вы ни работали, у вас всегда под руками будет универсальный источник самой разнообразной информации.

в начало

 

4.2. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И СЕТЬ ИНТЕРНЕТ

 

В настоящее время Интернет проник почти во все области человеческой деятельности. Аудитория «всемирной паутины» непрерывно растет: современный человек обитает в среде изменяющихся «мобильных» информационных потоков и ему просто необходимо находиться в курсе этих изменений. Основное достоинство интернет-технологии заключается в том, что она позволяет работать в режиме реального времени. Поэтому для журналиста Интернет стал тем уникальным источником для получения информации, который унифицирует процесс сбора и обработки информации для последующего анализа, а также существенно облегчает ее поиск. Умелое использование ресурсов «всемирной паутины» позволяет журналисту в считанные часы получить доступ к архивам крупнейших библиотек, электронным подшивкам газет, новостным лентам, официальным правительственным документам и банкам данных. Естественно, чтобы не утонуть в этом море информации, необходимо научиться вести поиск наиболее эффективным образом.

 

В работе российского журналиста с глобальной сетью Интернет есть некоторые особенности.

Во-первых, основным языком Интернета является английский, поэтому желательно владеть этим языком, так как «западные» ресурсы (поисковые машины, каталоги), как правило, мощнее и функциональнее отечественных и часто содержат ссылки на российские ресурсы. При поиске существенно знать правильное английское написание (транслитерацию) русских имен, названий организаций, поисковых терминов (кстати, последние часто не являются прямыми переводами русских терминов).

Безусловно, «западные» ресурсы расширяют горизонты восприятия действительности (другой культурный фон, стиль отбора и подачи материалов, иные внутренние и внешние ограничения в работе журналиста, независимые от российских источники информации). Впрочем, если в графе «владение языками» вы вынуждены писать пространное «со словарем», огорчаться не стоит. Нынешним отечественным интернет-ресурсам сегодня уже по силам утолить ваш «информационный голод», и главная проблема заключается в том, чтобы правильно сформулировать задачу и построить поиск.

Во-вторых, надо иметь в виду, что многие ресурсы в сети платные. Сегодня существует множество информационных порталов, аккумулирующих огромные массивы информации, позволяющих с помощью поисковых систем быстро и эффективно искать нужные факты. Работа этих порталов пусть и виртуальный, но труд, а труд должен быть оплачен. Впрочем, тем, кто стеснен в средствах, не стоит отчаиваться: то, что в одном месте придется «покупать», в другом размещается абсолютно бесплатно. Например, за полный доступ к текстам многих газет на специализированных порталах надо заплатить, но при этом на собственных сайтах этих газет вы можете ознакомиться с ними без каких-либо условий. Правда, следует иметь в виду, что на доступ к ним порой накладываются разного рода ограничения: например, бесплатно доступен только свежий выпуск газеты или же доступ разрешен без права копирования материалов. И все же это гораздо удобнее, нежели ежедневная покупка массы печатных изданий, среди которых лишь некоторые могут содержать интересующую вас информацию.

Многие новостные агентства рассылают информацию за плату (по подписке), однако стоит подождать полчаса-час, и эта же информация становится доступной бесплатно на их сайтах. Что касается текущих новостей, всегда можно обратиться к страницам нескольких электронных газет и журналов. Еще один путь комбинация средств поиска Интернета и других, например, библиотек. Можно воспользоваться отличной поисковой системой, расположенной на сайте издательского дома «Коммерсантъ», которая дает ссылки на опубликованные статьи, а сами статьи просмотреть и скопировать в ближайшей библиотеке, что обойдется намного дешевле. Опять же, если заинтересовавшая вас статья носит специализированный характер (например, освещает события внутри конкретной производственной отрасли) можно обратиться к специализированным отраслевым сайтам, где в новостных разделах, как правило, аккумулируются свежие новости, в том числе, опубликованные в газетах.

И, наконец, в-третьих, российскому журналисту следует помнить, что сегодня отечественный Интернет является объектом, который пока не может в полной мере опираться на нормы действующего законодательства. Поэтому сеть нередко используется в качестве места «слива» всевозможного компромата и предоставления заведомо недостоверной, ложной либо непроверенной информации. Впрочем, это явление носит повсеместный характер и не является отражением эдакого специфического российского менталитета. В качестве примера можно привести случай, имевший место в начале 2002-го года в США.

Тогда неустановленные лица взломали сайт мичиганской медицинской компании Aastrom Biosciences Inc. и поместили туда фальшивую новость о предстоящем слиянии компании с калифорнийской биофармацевтической фирмой Geron Corp. Сразу же после появления «новости» акции обеих компаний начали расти. Акции Aastrom выросли на 10% с $4 до $5.19, завершив торги на отметке $4.41, a Geron с $47.19 до $59.63, завершив торги на отметке $51. Компания сразу же после обнаружения подлога послала опровержение на Nasdaq. Надо признать, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам отреагировала на это весьма оперативно, объявив о присоединении к своему штату еще порядка 100 человек для защиты от Интернет-мошенничества. Этой группе вменено в обязанности следить за достоверностью информации, рассылаемой по электронной почте и размещаемой на электронных досках объявлений и web-сайтах.

У нас в России, к сожалению, такого пока нет, следовательно, журналисту при работе с Интернет всегда следует помнить о том, что одним из важнейших свойств информации является ее достоверность, а потому добытые из сети сведения необходимо подвергать всесторонней оценке, анализу и по возможности сопоставлению с альтернативными источниками информации.

 

Средства поиска информации в Интернете

 

Надежным средством поиска являются каталоги. Как правило, они имеют сложную структуру и все их ресурсы классифицированы по иерархическому дереву тем. В разных каталогах те или иные темы могут быть приоритетными (кино, искусство, политика, программы для компьютеров, быт, туризм). Имеются и универсальные каталоги. В популярных тематических каталогах процесс поиска протекает качественно, но медленно. Пользователь передвигается по иерархическому дереву понятий вниз, от общего к частному, пока не доберется до нужного уровня обобщения. Чем ниже тем точнее «попадание», меньше «информационный шум» и меньше широта захвата материалов. Чем выше тем больше «шум», но зато лучше обобщение. Такие каталоги по своему устройству аналогичны библиотечным систематическим каталогам.

Принцип действия поисковых машин иной. Они отчасти сходны с библиотечными предметными каталогами. Поиск осуществляется по набору слов, встречающихся в искомых ресурсах. Эти слова могут комбинироваться с помощью различных логических условий или ограничений (по дате, размеру файла, адресу ресурса). Для поиска информации на русском языке или о России лучше использовать отечественные поисковые системы (Апорт, Yandex, Rambler), которые не такие мощные, как западные, уступают им по объему охваченных материалов, но зато «заточены» под особенности русского языка и отечественных пользователей и часто работают быстрее, так как физически расположены «ближе» к пользователю. Большинство поисковых машин, как отечественных, так и зарубежных, снабжены классификаторами (политика, искусство, государство, СМИ и пр.), которые позволяют резко сужать области поиска. Обычно имеются ссылки на популярные странички. Каждая поисковая машина имеет собственный язык запросов, который дает возможность «отыскать иголку в стоге сена». Конечно, изучение этих языков необязательно, можно обходиться и без этого, но зато их знание позволяет получать релевантные списки ссылок и экономить массу времени. Каждая машина имеет свою специфику. Одна лучше справляется с особенностями русского языка, другая точнее структурирует информацию и ранжирует списки ссылок, третья предоставляет более развернутую информацию о найденных ресурсах. Не стоит забывать, что легко ищется редкое, значительно труднее широко распространенное.

В случае неудачного поиска можно обратиться к специализированным серверам и базам данных, ресурсы которых часто не находят отражения в упомянутых ранее универсальных поисковых машинах. Особый интерес представляют сайты, предлагающие «информационный полуфабрикат», т.е. собирающие, обрабатывающие, структурирующие и делающие доступной первичную информацию (в частности, тексты публикаций разнообразных СМИ за большие промежутки времени). Можно назвать такие ресурсы разного масштаба, как Национальная служба новостей, РосБизнесКонсалтинг, WPS, Lexis-Nexis, Финмаркет, АК&М, Public.ru, IntegrumWorld и многие другие. Подобные сайты имеют, как правило, собственные развитые средства поиска информации. Нужно поинтересоваться способами формулирования запросов ко всем этим ресурсам (изучить, хотя бы поверхностно, особенности их информационно-поисковых языков), возможностями и ограничениями имеющихся у них средств поиска, а также условиями подписки на платные ресурсы и возможностями бесплатного или комбинированного доступа.

Может оказаться полезным изучение интернет-изданий органов государственной власти и различных организаций федерального и местного уровня, являющихся крупнейшими производителями информации. Многие ведомства распространяют для журналистов свои пресс-релизы и основные доклады (Федеральное собрание, правительство, ФСБ, Госкомстат, администрация субъекта Федерации, УВД, таможенный комитет, избирательная комиссия, Леонтьевский центр, Интерфакс, ИТАР-ТАСС и др.). Правовую информацию следует искать в информационно-правовых системах («Кодекс», «Гарант», «Ваше право»).

 

Некоторые особенности «национального» поиска в сети Интернет

 

Интернет неисчерпаемый источник ценной информации для журналиста-расследователя. Однако это далеко не означает, что журналист должен 24 часа в сутки проводить за компьютером, «вылавливая» в сети нужную информацию. Очень часто данные в различных интернет-ресурсах многократно дублируются, а потому простое количественное увеличение обрабатываемых источников приводит только к перегрузке журналиста без видимых результатов улучшения качества работы. В этом случае вы сталкиваетесь с проблемой так называемого «белого шума», которая, кстати, активно используется в качестве одного из дезинформационных методов (речь идет о намеренной выдаче такого количества новостей определенной направленности, которое просто не поддается сортировке).

Поэтому лучше всего определиться с тем сегментом интернет-ресурсов, который наиболее полно совпадает с вашими информационными потребностями, и ежедневно работать преимущественно с ним. Естественно, этот сегмент может подвергаться корректировке с учетом решаемых задач.

 

Полезные адреса в Интернете

 

Поисковые машины

www.yandex.ru

www.rambler.ru

www.aport.ru

www.google.com

www.altavista.com

 

Новости, деловая информация

www.lenta.ru

www.newsru.com

www.fontanka.ru

www.gazeta.ru

www.federalpost.ru

www.dni.ru

 

Информационные агентства

www.itar-tass.com

www.rbc.ru

www.interfax.ru

www.rian.ru

www.abnews.ru

www.rosbalt.ru

 

Базы данных, архивы

www.integrum.com

www.stockmap.spb.ru

www.public.ru

www.yell.ru

www.info.itar-tass.com

www.lenizdat.ru

 

Официальные сайты России и Санкт-Петербурга

www.gov.ru

www.gov.spb.ru

www.assembly.spb.ru

www.spb.ru

 

Законодательство, правовая информация

www.referent.ru

www.garant.ru

 

Для тех, кто занимается журналистскими расследованиями

www.investigator.ru

www.flb.ru

www.compromat.ru

www.cry.ru

 

При работе с отечественными интернет-ресурсами следует помнить, что на корректоров в Интернете мало кто тратится, так что ошибиться в цитировании фамилий или названий организаций проще простого. Поэтому при поиске нужной информации порой следует «подстраховаться», продублировав тот или иной запрос, несколько видоизменив его. Например, при поиске человека со «сложной» фамилией можно попробовать изменить несколько букв в ее написании. В случае, если вы ищете некое юридическое лицо, есть смысл сделать несколько запросов, меняя аббревиатуру его организационно-правовой формы (ТОО, ЗАО, ООО и проч.). Также иногда есть смысл попробовать «закинуть» название фирмы в английской транскрипции. Ну, и конечно, не помешает продублировать запрос на нескольких наиболее мощных поисковых системах: зачастую, найденные выборки будут существенно розниться.

Как уже отмечалось выше, однозначно принимать на веру факты, которые получены через глобальную сеть, нельзя, поскольку оценить степень их достоверности в большинстве случаев очень сложно. Возникший как средство общения компьютерных программистов, Интернет, к сожалению, и по сей день является большой «помойной ямой», куда сливаются разного рода слухи и домыслы, где запросто можно стать жертвой той или иной мистификации.

Сегодня в сети существует множество интернет-ресурсов, из которых можно почерпнуть «убийственные» сведения о политиках, чиновниках, бизнесменах, звездах шоу-бизнеса, актерах и проч. Зачастую подобного рода информация используется лишь как способ завлечения на конкретные сайты, создатели которых заинтересованы в увеличении своей аудитории. Например, для накручивания собственного рейтинга. Отсюда и появляются многочисленные «баннеры» с интригующими заголовками типа «Хазанов вышел на сцену с презервативом».

Произведя серию (порой весьма долгую) последовательных «кликов» с перескакиванием со страницы на страницу нередко вы достигаете конечной цели, где вас ждет большое разочарование: либо материал абсолютно неинформативен, либо его содержание абсолютно не соответствует вынесенному на баннер заголовку. В таких случаях остается лишь сожалеть о потраченном времени и о потраченных деньгах. Впрочем, более-менее опытные пользователи Интернета не часто попадаются на подобные уловки участников сети.

Вместе с тем во время своих поисков вы можете выйти и на материалы, которые на первый взгляд обладают всеми признаками достоверности и содержат в себе по-настоящему интересный информационный повод. В этом случае надо быть предельно внимательными и осторожными. Не секрет, что желающих выставить в негативном свете своего конкурента или недоброжелателя более чем предостаточно. И тогда в дело вступает «его величество компромат».

Компромат компромату рознь. Основанный на реальных фактах компромат порой способствует функционированию защитных механизмов гражданского общества. Одна из его разновидностей так называемый «черный PR», чаще всего либо не связана с реально существующей информацией вовсе, либо, что называется, передергивает факты, выставляя их в свете выгодном тому, кто «заказывает музыку».

Вспомним, как в период предвыборных кампаний именно через «всемирную паутину» усиливается распространение сфальсифицированного компромата на кандидатов, на который так падки журналисты из «желтых» изданий, либо из лагеря информационной оппозиции. Именно через Интернет в 1990-х годах входили в политический истеблишмент сценарии государственных переворотов и никогда не планировавшихся заказных убийств.

Впрочем, в «разгуле» свободы слова были и есть и положительные моменты. Так, благодаря Интернету каждый из нас, например, смог прочесть закрытый доклад в Конгрессе независимого адвоката Кеннета Старка, обвинявшего президента США Билла Клинтона в сексуальных домогательствах к стажерке Белого дома. Только «всемирная паутина» позволяет сегодня любому желающему узнать результаты голосования до закрытия избирательных участков с помощью системы опросов избирателей в день голосования. И таких примеров, связанных с «выбросом компромата» (как положительных, так и негативных) можно привести великое множество.

Наиболее часто и широко компромат используется политтехнологами. При этом чем более проблемный у кандидата имидж, тем сильнее искушение использовать для компрометации конкурентов любые доступные средства. Ну, а найти компромат можно практически на любого человека, на худой конец придумать. В любом случае главная проблема для журналиста-пользователя Интернета заключается в том, чтобы по возможности суметь отделить ложь от правды.

Как разобраться, что стоит за выбросами негативной информации независимое журналистское расследование или «слив», искусная проплаченная подделка? К сожалению, оперативно проверить достоверность компромата порой нет возможности не только у рядовых пользователей сети, но и у журналистов и даже профессионалов-аналитиков. И все же попробуем дать на этот счет несколько рекомендаций, основанных на практическом опыте:

 

Если вам встретятся ссылки на материалы сайтов «compromat.ru», «kompromat.ru», «flb.ru», будьте особенно бдительны. Это главные монстры отечественного компромата. Материалы, размещенные здесь, отличаются повышенной скандальностью, шокируют своими подробностями и при этом зачастую внешне изложены весьма убедительно. Если вы все-таки решились использовать подобную информацию, обратите внимание, что нередко на этих сайтах размещаются публикации, взятые из официальных печатных и сетевых изданий, на что указывает соответствующая ссылка. В данном случае не поленитесь убедиться в том, что эти публикации действительно имели место быть, а заодно сличите, соответствует ли оригинал публикации его копии, помещенной на сайте (нередко электронный вариант коренным образом отличается от своего «бумажного» собрата).

С особой осторожностью надо подходить к так называемым «специальным» материалам, не имеющим ссылки на источник. Как правило, они не имеют подписи или подписаны весьма незамысловато (например, «Василий Пупкин, специально для FLB»). Информацию от подобного рода обезличенных источников следует относить к категории слухов, а значит, в случае, если она вас заинтересовала, ее необходимо тщательно перепроверить, используя при этом более надежные информационные каналы.

 

Не следует полностью доверять и тем сообщениям, которые появились лишь на одном сетевом ресурсе и больше нигде не упоминаются. Не исключено, что в данном случае вы имеете дело с единичным залповым выбросом «дезы». Особенно, в случае, если этот ресурс малоизвестен. Кстати, нередко такие ресурсы специально используют для размещения компромата, дабы потом процитировать его на других более популярных сайтах. Таким образом, происходит процесс «отмывания» информации: сначала материал публикуется на малоизвестном или маргинальном интернет-сайте, а затем она массово цитируется известными СМИ с указанием источника для придания видимости достоверности. В данном случае избежать возможной ошибки можно лишь одним путем по одной теме следует «мониторить» несколько СМИ.

 

Всегда нужно помнить о возможной ангажированности того или иного интернет-ресурса. Не стоит преувеличивать независимость журналистов СМИ всегда выражают интересы своих хозяев, и это в полной мере распространяется и на электронные издания тоже. Поэтому хотя бы приблизительное знание о принадлежности средств массовой информации к конкретным финансово-промышленным группировкам поможет вам избежать одностороннего толкования фактов. Проанализировав подачу хотя бы нескольких материалов, посвященных одной проблеме, можно в первом приближении понять, выступают ли авторы сайта заведомо на чьей-то одной стороне или же, напротив, стараются осветить проблему всесторонне, допуская полемику и высказывание разных точек зрения. Мы не говорим, что каждый интернет-портал обязательно лежит в сфере чьих-то политических или бизнес-интересов. Просто для освещения тех или иных событий заинтересованные стороны нередко платят владельцам сайта хорошие деньги за подачу информации в «нужном» ключе. Речь здесь идет не обязательно о прямом компромате. Возможны и такие приемы, как прямое сокрытие фактов, нарушение логических или временных связей между событиями, сообщение информации такими словами, которые можно истолковывать по-разному, смешивание разнородных фактов и проч.

Так, например, в одном из наших расследований, сотрудникам Агентства пришлось столкнуться с тем, что один весьма уважаемый и популярный новостной сайт на протяжении полугода выдавал информацию о корпоративном конфликте исключительно с позиций одной из сторон. Причем, материалы носили преимущественно скандальный характер и появлялись в основном в те периоды, когда та самая сторона начинала сдавать свои позиции. Что касается подачи других материалов, они были достаточно объективны и писались без неуместного для новостного сайта пафоса.

Также следует иметь в виду, что нередко от недостатка внимания общественности ньюсмейкеры публикуют компромат на самих себя, а потом инициируют блестящие опровержения. Заодно, они позиционируют себя «жертвами грязных инсинуаций», что позволяет при необходимости в дальнейшем легко открещиваться от других, отнюдь не ложных обвинений.

 

В настоящее время многие частные структуры (независимо от вида и размаха деятельности) создают собственные корпоративные сайты и странички в Интернете. Если вы используете информацию, полученную на таких ресурсах перепроверяйте ее. Согласитесь, ну кто будет писать о себе что-либо негативное? Поэтому зачастую подборка материалов здесь подается излишне тенденциозно и однобоко.

То же самое касается и личных «домашних страничек». Следует помнить, что, как правило, они отражают точку зрения автора странички и материалы для нее подбираются в соответствии с личными пожеланиями и пристрастиями хозяина ресурса.

 

О компромате в сети Интернет можно говорить еще очень долго. Главное, что следует запомнить журналисту-расследователю, вынужденному работать с таким материалом: настоящий компромат публикуется сравнительно редко то, что вынесено на интернет-страницы по большей части есть продукт выдумки и фантазии заинтересованных сторон. К тому же разговоры об «убойной силе» компромата весьма преувеличены: российская общественность известна иррациональностью восприятия информации и далеко не всякий негатив действительно вызывает у нее отрицательную реакцию.

в начало

 

4.3. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ СОБСТВЕННЫЙ АРХИВ

 

С какой целью вы заводите архив?

 

У любого журналиста в процессе работы скапливается огромное количество самой разнообразной информации в виде печатных и электронных документов, фотографий, видео- и звукозаписей, «вещественных доказательств» и т.п. Этот массив с течением времени растет и постепенно становится неуправляемым. Наконец наступает момент, когда невозможно удержать в голове даже перечень имеющихся документов и уж тем более находить связи между ними. Если вам проще добыть или создать аналогичный новый документ, чем отыскать прежний, значит, настала пора вплотную заняться организацией своего архива.

Первым делом определите, для чего вам нужен архив. Для придания солидности и создания имиджа достаточно импортных книжных полок, уставленных разноцветными скоросшивателями, компьютера с большим монитором и набора симпатичных конторских аксессуаров. Если же работа с информацией является смыслом жизни или способом заработать на жизнь, придется решить множество сложных технических, организационных и финансовых проблем, связанных с созданием архива документов и поддержанием его в рабочем состоянии.

Устройство архива (организационное и техническое) должно быть таково, чтобы он не только мог ускорить поиск интересующих журналиста сведений, но и позволял обнаружить связи между ними, делать анализ и прогноз. Существенно то, имеете ли вы дело с личным архивом или с архивом группы, организации. Личный архив может быть организован произвольным образом, в соответствии с представлениями его владельца о целесообразности распределения материалов ведь за ошибки в этом деле будет наказан лишь он сам. При организации архива, предназначенного для использования группой лиц, или создании специальной архивной службы приходится принимать во внимание ряд взаимосвязанных требований, учитывать разные интересы, порой противоречащие друг другу.

Рассмотрим процесс создания архива подробнее. После того, как вы сформулировали, для решения каких задач он вам нужен и на какие вопросы должен помогать давать ответ, следует определить источники его пополнения. Таковыми могут быть собственное творчество и творчество коллег, копии публикаций СМИ, различные массивы документов, каталоги и базы данных, созданные сторонними организациями. Чем будет пополняться архив: бумажными документами, файлами, звуко- и видеозаписями, фотографиями или чем-то еще? Можно попытаться оценить будущий объем архива, зная скорость создания и поступления в него новых документов.

Архив структура развивающаяся. С течением времени меняются его объем, условия существования, требования к нему, решаемые задачи, способы технической поддержки его деятельности. Заранее все изменения предусмотреть невозможно. Можно лишь быть уверенным в том, что ваш архив через несколько лет будет сильно отличаться от нынешнего. Важно предусмотреть возможность постоянного роста, соблюдать последовательность, внося продуманные поэтапные изменения в структуру архива, обеспечить преемственность и совместимость принимаемых решений.

Архив служба затратная, поэтому придется постоянно искать компромисс между сложностью и эффективностью работы архива, ценностью хранящейся в нем информации и затратами труда и средств на поддержание его в рабочем состоянии.

 

Упорядочение документов

 

Архив представляет собой упорядоченный тем или иным образом набор документов, которые могут храниться на разных физических носителях (листы бумаги, компьютерные файлы на диске, магнитная лента и т.п.). Их упорядочение возможно несколькими способами:

1.        За счет более или менее сложной (говорящей, смысловой) организации размещения документов (шкафы, полки, папки, листы; диски, каталоги, подкаталоги, файлы). Этот способ требует создания хорошо продуманной структуры архива и поддержания (всего лишь!) постоянного порядка на полках или дисках компьютера. Пригоден для хорошо формализуемых документов и ситуаций. Его недостаток затруднено решение незапланированных задач, установление связей между документами, их комплексный анализ. Трудозатраты минимальны на стадии создания и ведения архива и максимальны на стадии обращения к нему.

2.        За счет создания развитого справочного аппарата. Этот способ требует постоянных значительных трудозатрат на актуализацию справочного аппарата архива (ведение подробных картотек, баз данных документов и т.п.). Пригоден для работы в плохо формализуемых или незапланированных ситуациях, для выявления связей, закономерностей, анализа. Трудозатраты на стадии создания архива велики, время экономится на стадии обращения к архиву и анализа документов. Развитой справочный аппарат может включать в себя ссылки на документы (библиографические описания статей, книг, линки ресурсов сети Интернет и т.п.) и описания документов, которые непосредственно в архиве не хранятся, в этом его сильная сторона.

Как правило, реализуется компромиссное решение сочетание некоторой степени упорядоченности документов с более или менее развитыми средствами их поиска (справочным аппаратом). Характер компромисса определяется задачами, для решения которых предназначен архив.

 

Организация ведения и использования архива

 

Очень важным моментом является правильная организация ведения архива. Нельзя недооценивать роль процедур, стандартов, регламентов даже для личного архива. Если же архив ведут и используют несколько человек, отсутствие стандартных процедур его пополнения и ведения справочного аппарата неизбежно приведет к хаосу и разрушению целостности архива.

Правила могут быть писаными и неписаными, но они должны быть! Могут регламентироваться типы документов и их внешний вид, методы их оформления и регистрации, способы присвоения наименований бумагам и файлам, а также шифров, размещения в папках, на полках, на дисках компьютера, правила ведения справочных картотек и баз данных и многое другое, вплоть до цветов наклеек на корешках папок с документами соответствующей тематики. Работая в рамках какой-либо организации, при создании даже личного архива следует ориентироваться на принятые в ней правила, процедуры, использовать совместимую аппаратуру, применять одинаковые операционные системы и совместимые версии программного обеспечения. Это позволит избежать досадных потерь времени и информации в дальнейшей работе.

Столь же существенной является правильная организация коллективного использования архива. Она влияет как на его эффективность, так и на его целостность и безопасность. Как и любой другой сложный механизм, архив требует от потребителя определенной квалификации. Пользователь, незнакомый с особенностями функционирования архива, скорее всего, не сумеет использовать его эффективно, и у него может сложиться превратное представление о его возможностях и полезности. Целостность архива нарушается, если документы, взятые для работы, не регистрируются, не возвращаются на свое место вовремя, если в них вносятся изменения, не отраженные в справочном аппарате, если в архив попадают документы, должным образом не учтенные, если ведение справочного аппарата отстает от пополнения архива. Неквалифицированное использование может привести даже к полному разрушению электронного архива или справочного аппарата.

Материальная и интеллектуальная ценность архива может быть чрезвычайно велика, а документы, в нем хранящиеся, уникальными. В этом случае ущерб от «утечек» информации из архива окажется весьма значительным, поэтому важное значение приобретают меры безопасности при работе с архивом, особенно при работе коллективной. Условно разделим их на административные, процедурные и технические.

1.        Административные меры безопасности могут предусматривать определение круга лиц, ведущих архив и имеющих право пользоваться им, разделение архива на общедоступную и закрытую части, различение прав доступа к электронной части архива по отношению к разным пользователям, запрет входа в помещение архива посторонним лицам.

2.        Процедурные меры подразумевают формулирование правил ведения и использования архива и неукоснительное следование им.

3.        Технические меры обеспечения безопасности архива могут быть самыми разнообразными, как то: замок на двери, запрет курения в помещении архива и наличие огнетушителя, использование надежного компьютерного оборудования и проверенного программного обеспечения, наличие источников бесперебойного питания техники, меры антивирусной защиты; регулярное резервное копирование компьютерных файлов, создание копий ценных бумажных документов и помещение всего этого в отдельное изолированное помещение; определение доступа «только чтение» для потребителей электронной информации и т.п.

К существенным мерам обеспечения безопасности при работе журналиста-расследователя вообще и ведении архива в частности можно отнести использование средств стойкой криптографии, а именно: средств шифрования файлов и электронной подписи. Шифроваться могут как отдельные электронные документы, которые хранит или пересылает по электронной почте журналист, так и целые диски или их разделы. При этом несанкционированный доступ посторонних лиц к зашифрованной информации можно сделать крайне затрудненным и дорогостоящим. Электронная подпись позволяет сделать заметным любое не санкционированное владельцем изменение хранящихся или пересылаемых электронных документов, т.е. гарантировать их аутентичность. Стойкость применяемых средств криптографии зависит от степени ценности и конфиденциальности информации и может меняться в очень широких пределах от простого пароля при загрузке компьютера, паролей, применяемых текстовыми процессорами и программами сжатия документов, до специальных криптографических программных или аппаратных средств.

 

Организация массива документов на твердых носителях

 

В этом многотрудном деле большую помощь может оказать хороший учебник по делопроизводству. Документы упорядочивают в соответствии с одним или несколькими критериями последовательно:

1)        тип носителя (печатный документ, фотография, магнитозапись и т.п.);

2)        источник получения (организация, лицо, газета);

3)        дата поступления в архив (дата создания документа, дата описываемого события);

4)        автор документа или породившая его организация;

5)        тематика документа (кому или чему посвящен в соответствии с принятым в архиве рубрикатором);

6)        формат бумаги, на которой он напечатан;

7)        другие критерии.

Применяемое конторское оборудование (шкафы, папки, скоросшиватели, конверты) должно защищать документы от внешних воздействий, таких как свет, влага, магнитные поля и т.п., не мешать маркированию документов и их групп разными способами (наклейки, цветные метки надписи и т.п.), а также позволять легко извлекать документ из хранилища и помещать его обратно, перемещать документ из раздела в раздел. Оно не должно препятствовать возможному копированию документов.

Массив документов на твердых носителях может отчасти пополняться за счет покупки готовой информации (справочники, словари, карты, таблицы, периодические издания, звуко- и видеозаписи), которые могут быть выделены в отдельную структуру или стать составной частью массива.

 

Организация массива электронных документов

 

В данном случае применимы те же критерии, что и для упорядочения бумажных документов, только вместо типа носителя и формата бумаги указывается формат (тип) файла, функцию шкафов и папок выполняют каталоги и подкаталоги, а вместо меток и наклеек используются соглашения о присвоении имен файлам и средства маркировки документов, встроенные в текстовые процессоры (например, Word). Разрабатываются и средства защиты от внешних воздействий: разрешение доступа «только чтение», шифрование и электронная подпись, регулярное резервное копирование документов. Помощь в упорядочении электронных документов могут оказать разнообразные программы организации документооборота. Вообще говоря, жесткое структурирование для хранения электронных документов менее важно, чем для бумажных, так как имеются разнообразные средства контекстного поиска информации в электронных архивах.

Массив электронных документов также может пополняться за счет их покупки (разовой или регулярной). На рынке широко представлены, скажем, электронные версии наиболее известных газет и журналов за многие годы с возможностью ежедневного пополнения, электронные варианты авторитетных справочников и энциклопедий, правовые справочные системы, содержащие полные тексты действующих нормативных актов. Можно подписаться на электронные издания типа «ленты новостей» того или иного информационного агентства (службы).

В настоящее время в организации универсальных архивов наблюдается постепенный отказ от документов на твердых носителях и переход к хранению текстов, изображений, звуко- и видеозаписей и т.п. в виде массива файлов или непосредственно в базах данных в комплексе со средствами обеспечения поиска информации и доступа к ней.

 

Организация справочного аппарата журналиста-расследователя

 

Конкретная реализация справочного аппарата определяется масштабами решаемых задач и выделенными на его поддержание ресурсами. Справочный аппарат должен, по возможности единообразно, решать, как минимум, две задачи: поиск информации в собственном архиве и поиск информации на стороне. Справочный аппарат может содержать как фактографическую информацию (разнообразные справочники, указатели, энциклопедии, статистические сборники, карты, книги, фактографические базы данных и т.п.), так и библиографическую (картотеки, указатели и базы данных, раскрывающие содержание собственного архива; каталоги и базы данных со ссылками на книги, газетные и журнальные публикации, ресурсы сети Интернет).

Простейшим видом справочного аппарата архива является список (алфавитный, тематический или хронологический) хранящихся в нем документов. Может применяться на начальной стадии работы.

Использовать картотеки гораздо удобнее: их размеры ограничены лишь трудолюбием составителя, их легко пополнять, изменять в них данные и порядок следования записей. Не очень сложно если вдруг срочно понадобится изменить всю структуру картотеки. Карточки располагают в алфавитном (фамилии, названия организаций, улиц или городов), хронологическом (прямом или обратном), предметном или систематическом порядке. Периодически, раз в несколько лет, можно создавать отдельный хронологический ряд картотеки, полностью повторяющий ее структуру. Это позволит ускорить поиск, если известна дата события. Можно вести картотеку собственно архива, а также библиографическую (например, ссылки на публикации в газетах) и фактографическую (установочные данные на персоны или организации). Можно выделить специальные разделы картотеки: некрологи, рецензии, топография и т.п.

Предметная и систематическая формы организации картотеки имеют свои достоинства и недостатки. Предметная картотека больше подходит для поиска ответов на конкретные вопросы, обобщение и анализ в этом случае затруднены; систематическая наоборот, облегчит обобщение и анализ, но, пожалуй, усложнит поиск ответа на конкретные вопросы. Предметную картотеку разумно применять в сочетании с архивом, хорошо структурированным по тематике документов и отраслям знания, систематическую с архивом, структурированным преимущественно по формальным признакам документов. Это в какой-то степени взаимно скомпенсирует слабые стороны архива и его справочного аппарата.

При организации предметной или систематической картотеки разумно взять за образец аналогичный по назначению каталог любой крупной библиотеки по соседству (там же могут помочь и советом). Удобно применять стандартные каталожные карточки, которые легко приобрести. По возможности записи на карточках оформляйте в соответствии со стандартом библиографического описания, принятым в библиотеках. Стандартную библиографическую запись можете дополнить любыми необходимыми для работы элементами.

 

Поисковые системы для электронных архивов

 

Если ресурсы позволяют, то вместо «бумажных» носителей для ведения архива и его справочного аппарата можно использовать электронные. Рассмотрим применение локальных поисковых машин, систем управления базами данных (СУБД) и систем электронного документооборота.

Простейшим (в смысле трудозатрат и умственных усилий) средством организации архива электронных документов является использование локальных поисковых машин «искалок» для контекстного поиска. Они занимают промежуточное положение между средствами поиска файлов, встроенными во все операционные системы, и поисковыми машинами, применяемыми в Интернете. От первых они отличаются развитыми средствами формулировки запросов, скоростью поиска, встроенными генераторами отчетов. От вторых тем, что работают на локальной машине или в локальной сети, хотя, в некоторых случаях, могут передавать запросы на поиск информации большим поисковым машинам Интернет.

После установки «искалки» на компьютер пользователь задает диски или каталоги, в которых хранится архив электронных документов, а также типы файлов, из которых он состоит (текст, документ, файл электронной таблицы, страничка из Интернета и пр.). Программа читает все найденные файлы, причем не только их содержимое, но и специальные поля (заголовок, автор, дата, ключевые слова и т.п.), которые могут присоединять к содержимому файла многие текстовые процессоры и другие программы. Из слов, содержащихся в файлах, строятся особым образом организованные индексы, которые могут составлять 520% от объема исходных файлов.

Эта процедура выполняется в фоновом режиме и может занимать значительное время. Когда в архив вносятся новые документы или изменяются старые, индекс достраивается. При запросе на поиск «искалка» обращается только к индексу и быстро составляет список файлов, в которых формально встречаются искомые слова в нужных сочетаниях. Из найденных документов неплохо бы составить списки их можно обрабатывать дальше, в частности загружать документы для последующей работы в текстовые процессоры, электронные таблицы, выводить на печать. Таким образом, за счет небольших предварительных затрат времени при текущей работе над архивом достигается высокая скорость при обращении с запросом.

Достоинства: компактность, скорость, дешевизна, простота использования. Недостатки: поиск только формальный, контекстный возможность анализа или обобщения на стадии поиска отсутствует; «искалка» не может обращаться к документам, не хранящимся в электронной форме, а значит, не должна быть единственным применяемым средством организации архива или его справочного аппарата.

Использование для организации архива и/или его справочного аппарата различных систем управления базами данных (СУБД) требует, как правило существенных расходов на приобретение программного обеспечения, определенной квалификации разработчиков и пользователей, а также значительных трудозатрат на создание и пополнение баз данных (БД). Больше всего времени уходит на описание документов в БД предварительную обработку документа: оценку его смысла, присвоение каждой записи систематических индексов и ключевых слов, наилучшим образом отражающих его содержание, установление связей между записями базы данных. В специальные поля можно занести сведения об авторах, персонах, названия организаций, даты, статистическую информацию, систематические индексы, ключевые слова, аннотации, ссылки на источник публикации, место хранения документа, линк ресурса в Интернете и многое другое. В некоторых случаях прямо в полях базы данных хранят даже тексты документов или прямые ссылки на них.

Журналисту-расследователю помогают в его работе базы данных, организованные по двум типам (это же относится и к архивным материалам вообще): «объектоцентрический» и «источникоцентрический». В первом случае вся информация об объекте (персоне, организации, строении, событии) собирается с течением времени в одной записи БД, посвященной этому объекту, а на источники информации (исходные документы) устанавливаются ссылки. Например, ссылки на статью в газете о преступлениях банды из 10 человек в Приморском районе Санкт-Петербурга могут попасть в 10 персональных записей на членов этой банды, а также в следующие записи: о бандитизме, о криминальной обстановке в Приморском районе, о деятельности РУБОП, о деятельности оперативника имярек, о грабежах, об убийствах, об угоне автомобилей и т.д. Это требует больших трудозатрат и творческих усилий, зато каждая запись подобной базы данных в любой момент времени представляет собой фактически готовое досье на человека, событие, явление.

При организации баз данных по второму типу конкретной статье в газете (или документу) соответствует только одна запись, с указанием в полях ключевых слов: фамилий бандитов, видов преступлений, географических или топографических объектов и т.д. Это менее трудоемкий и более формальный процесс. В данном случае досье собирается лишь на стадии поиска в базе данных. Такой подход уменьшает трудозатраты на стадии сбора материалов и увеличивает их на этапе поиска информации в архиве и ее обработки.

Недостатком любой базы данных являются значительные денежные вливания и большие трудозатраты на стадии ее создания и пополнения (в основном это относится к покупке программного обеспечения и ручному индексированию документов, требующему высокой квалификации персонала). Достоинства: высокая гибкость подходов к поиску информации, возможности поиска по сложным наборам критериев (причем качество поиска почти полностью определяется качеством предварительного индексирования записей), высокая степень предварительной готовности полученной информации. При организации запросов возможен как предметный, так и систематический подход. Главное преимущество: база данных может служить как хранилищем фактографической информации, так и единым инструментом обращения к электронным документам и документам на твердых носителях любого типа, в том числе хранящимся в сторонних организациях.

Так же, как и в случае с ведением картотеки, разумно использовать форматы описания записей и структуру БД, совпадающие или в основном совпадающие с применяемыми в организациях, с которыми возможен обмен информацией в электронном виде (различные библиотеки, Российская книжная палата и др.). Хотя подобные форматы очень громоздки, иногда чрезмерно избыточны, а подчас не учитывают специфики журналистской работы, готовые описания документов, хранящихся в этих организациях, можно будет использовать для пополнения своей базы данных. В каждом конкретном случае придется решать: применять «чужой», но «совместимый» формат описания документов, что позволит пополнять свою единую БД из разных источников, или пользоваться собственным форматом, лучше приспособленным для нужд журналиста-расследователя, и одновременно поддерживать или обращаться еще к нескольким БД другой структуры. Но в любом случае наличие хорошо разработанной базы данных позволяет полностью отказаться от ведения разнообразных бумажных картотек и описей архива.

В отдельный класс можно выделить системы организации электронного документооборота в масштабах отдельного рабочего места или всей организации. Эти системы сочетают в себе специализированные базы данных для хранения электронных документов и справочной информации о них, инструменты для сжатия информации «на лету», для разграничения доступа к документам разных пользователей, криптографические средства, средства организации коллективной работы с документами и обмена ими между пользователями, средства сохранения и синхронизации различных версий документов и многое другое. Хотя подобные средства предназначены для комплексной автоматизации «бюрократической» работы, они с успехом могут использоваться и для поддержания архива, поскольку «знают» о существовании бумажных документов и имеют особые инструменты работы с ними.

В отличие от использования «искалок», применение систем управления базами данных или систем электронного документооборота требует хорошей дисциплины труда, тщательно разработанных формальных приемов работы для всех, кто пользуется соответствующей системой, строгого следования внутреннему регламенту организации.

В каждой конкретной ситуации журналисту (и не только ему) при создании и поддержании архива приходится делать выбор между различными способами хранения и структурирования информации, исходя из поставленных задач, материальных, финансовых и людских ресурсов. При серьезном изменении ситуации придется еще и еще раз вносить коррективы в работу. Не стоит расстраиваться: ведь столь сложную структуру, как архив, существенно перестроить без потерь времени, денег, труда или информации еще никому не удавалось!

Справочный аппарат лишь отчасти создается собственными усилиями журналиста, недостающее может быть куплено или бесплатно получено на стороне. Для пополнения справочного аппарата приобретают разнообразные справочники, указатели, досье, библиографические и фактографические базы данных, наборы библиографических карточек Российской книжной палаты и т.п.; используют для этого и множество бесплатных ресурсов например, службы подписки некоторых поисковых машин в Интернете (Yandex), которые регулярно сообщают о появлении в сети новых документов, соответствующих заранее сформулированному запросу пользователя. При работе журналиста в рамках какой-либо организации выбор аппаратных и программных средств определяется не только решаемыми задачами и финансовыми соображениями, но и традициями организации, ее «внутренними стандартами», пристрастиями или квалификацией лица, ответственного в ней за «компьютеры».

Такие «внутренние стандарты» могут распространяться на марки и модели компьютеров, мониторов, принтеров, сканеров, модемов, сетевых карт, устройств хранения информации (дискет, дисководов Zip, сменных винчестеров, пишущих CD, магнитооптических накопителей, стриммеров и пр.), на операционные системы, программное обеспечение и его версии. Могут вводиться ограничения на форматы используемых для разных задач файлов (хранение текстовой информации, графики, звука, движущегося изображения), их наименования и размещение на накопителях, на протоколы обмена информацией. Применение непредусмотренных устройств или программ может не приветствоваться, а то и прямо запрещаться. Внутренние стандарты могут предусматривать обращение к криптографии, ограничения на доступ к различным видам информации, на обмен информацией с внешними структурами, запрет на выход в Интернет и т.д.

В любом случае стоит ориентироваться не на освоение нового, передового и интересного программного обеспечения, а на использование уже проверенного, особенно если оно широко применяется коллегами для решения аналогичных задач и/или имеется штатный специалист, который будет заниматься поддержкой пользователя и его обучением.

 

Знания, без которых поиск превратится в пытку

 

Поиск информации в разнообразных справочных изданиях, каталогах, картотеках, электронных базах данных и в сети Интернет является обычным делом в журналистских расследованиях, в повседневной работе печатных изданий и информационных агентств. Однако внешняя простота процесса поиска в этих источниках обманчива. Поиск информации особое искусство. Кроме знания базовых понятий и некоторых навыков для получения качественного результата нужно обладать интуицией, хорошо понимать структуру объекта, устройство соответствующего ему справочного аппарата и особенности информационно-поискового языка, который используется для создания этого справочного аппарата.

 

О структуре объекта

 

Чтобы искать информацию, скажем, в библиотеке, нужно разбираться в том, как она устроена, какие в ней есть структурные подразделения, фонды и где они расположены, а также как организовано обслуживание читателей, какие виды изданий, с какой полнотой, по каким каналам и как быстро в нее поступают. Чтобы искать информацию в периодической печати, нужно знать, какие издания, какого типа и профиля в каких регионах выходят, как организована работа в них, кому адресована информация, каковы способы ее подачи и особенности прохождения от момента события до момента опубликования. Чтобы искать информацию в специализированной базе данных (например, библиографической), нужно понимать структуру объектов, информация о которых в ней отражена (т.е. быть знакомым с особенностями библиографического описания книг, газетных статей и т.п.). Чтобы искать информацию в Интернете, нужно представлять себе устройство сети, источники появления в ней информации.

 

Об устройстве справочного аппарата

 

При подготовке печатных изданий стараются придерживаться определенных традиций. Материал может располагаться в алфавитном, хронологическом, географическом порядке. Как правило, составляют указатели: именной, предметный или тематический, алфавитный и другие. Организуется аппарат внутренних ссылок, выделения шрифтом. Поиску помогает оглавление (содержание), в библиотеке для этого существуют каталоги и картотеки. Обычно это алфавитный, систематический и предметный каталоги, а также специализированные каталоги и картотеки (газетных и журнальных статей, переводов, авторефератов диссертаций, ГОСТов, новых поступлений в библиотеку, каталог краеведческих материалов и т.д.). Некоторые фонды могут иметь свои каталоги (газетный, журнальный, нот и звукозаписей, рукописей, иллюстративных материалов и т.д.). При обращении к базам данных следует знать структуру полей, способы генерации словарей и отчетов.

Для поиска в Интернете вам нужно разбираться в устройстве адресной системы ресурсов и соглашениях об их именах, особенностях функционирования поисковых машин, служб каталогов, списков рассылки.

 

Подходы к поиску информации

 

Обозначим два подхода к поиску информации:

1.        Использование списков специальных дескрипторов (ключевых слов, систематических индексов), заранее присвоенных вручную каждому элементу информации (справке об организации, книге, газетной статье) в соответствии с некоторыми правилами. Эти дескрипторы могут встречаться или не встречаться в тексте документа. Они могут иметь обобщающий или аналитический характер, как, например, библиотечные предметные рубрики или систематические индексы УДК и ББК. Этот способ применяется в обычных записных книжках, телефонных и иных справочниках, указателях, картотеках, библиотечных каталогах, реляционных базах данных и т.п. Дескрипторы могут выстраиваться в линейный список (алфавит фамилий в каталоге, хронология публикаций в газете, адреса строений вдоль улицы) или образовывать древовидную структуру. Например, дерево предметных рубрик в предметном указателе или библиотечном каталоге, дерево рубрик в систематическом каталоге, выстроенное вручную дерево ссылок на тематические сайты в интернет-каталогах.

2.        Контекстный поиск, т.е. поиск нужной информации путем сплошного просмотра массива документов. При этом, разумеется, весь массив не «пролистывают» заново при каждом обращении к нему. Поисковая машина (локальная или в Интернете) заранее просматривает его и строит по особым правилам список встречающихся в нем слов. Этот список периодически обновляется и используется для поиска при запросе. Такой список является формально правильным, но не может нести элемента обобщения или анализа информации. Этот способ применяется поисковыми машинами в Интернете и локальными «искалками».

Кроме того, широко применяется комбинированный способ, когда каждому документу из массива вручную, в соответствии с правилами, присваивается некоторый набор дескрипторов, характеризующих содержание документа, раскрывающих его смысл, назначение и т.д. Эти дескрипторы при сплошном просмотре массива документов также включаются в список встретившихся слов. Данный метод нередко используют для организации работы поисковых машин в Интернете и в полнотекстовых справочных правовых системах, таких как «Консультант Плюс» и др.

Перечисленные способы отличаются еще по одному параметру: Поиск только с помощью дескрипторов, как правило, очень точно выделяет нужные документы, хотя некоторые из них могут не попасть в выборку из-за недостатков систематизации или предметизации. Правильно сформулированный контекстный поиск даст все нужные документы но, к сожалению, и большое количество ненужных (велик «информационный шум»).

Для изменения результатов поиска (расширения или сужения) могут применяться специальные операторы:

·         замены символа: • (одного) или * (нескольких);

·         усечения слова (слева, справа);

·         больше, меньше, равно;

·         операторы буквального соответствия;

·         операторы диапазона значений;

·         логические операторы: И (и то, и это), ИЛИ (или то, или это, или оба вместе), НЕ, исключительное ИЛИ (или только то или только это);

·         операторы близости расположения и порядка следования слов.

Может задаваться старшинство операторов (как в алгебраических выражениях, с помощью скобок).

Развитые системы поиска и базы данных позволяют сохранять результаты поисков и не только производить логические операции над выражениями, но и комбинировать с помощью логических операторов результаты предыдущих поисков, уточняя и дополняя запрос сколь угодно долго, вплоть до получения удовлетворительного результата.

 

Об информационно-поисковых языках

 

Поиск информации в некоторой системе и ее ввод в систему две стороны одной медали. При вводе информации (создании справочника, каталога, ведении базы данных, сайта в сети, упорядочивании массива документов по каким-либо правилам) всегда имеют в виду особенности организации поиска в этой системе, применяемый информационно-поисковый язык, для чего и приспосабливают ее структуру, организуют справочный аппарат, ссылки в сети. При поиске информации всегда нужно иметь в виду, каким образом она попадает в систему, чем при этом руководствуются, как организована конкретная запись, как информацию предметизируют, систематизируют, индексируют.

Как происходит присвоение дескрипторов документу (предметизация или систематизация)? Имеется набор правил предметизации документов, которые применяются в библиотеках, существуют также списки предметных рубрик, в которые со временем вносятся изменения. Все это может применяться в работе журналиста. Имеются также два набора таблиц систематизации ББК (Библиотечно-библиографическая классификация) и УДК (Универсальная десятичная классификация). Они опубликованы в краткой и полной форме и легко доступны. Во многих случаях (указателях, базах данных и т.п.) применяются нестандартные схемы предметизации или, реже, систематизации, «заточенные» под конкретную задачу. Никто не мешает журналисту взять готовую систему и внести в нее необходимые изменения и уточнения. Нужно, однако, иметь в виду, что чем большие изменения будут внесены в стандартную общепринятую схему, тем большие трудности могут возникнуть при попытке обмена информацией и при использовании системы сторонними лицами.

В сети Интернет также применяются особые правила присвоения дополнительных поисковых терминов электронным документам. Отчасти они определяются языком гипертекстовой разметки документов, отчасти традицией и этикетом, а кроме того требованиями, которые предъявляют конкретные поисковые машины к оформлению индексируемых ими документов.

 

Примеры индексирования документов в конкретной библиографической базе данных

 

При индексировании документов используется два вида информационно-поискового языка: классификационные индексы и ключевые слова. При формировании базы данных индексирование осуществляется de visu по полному тексту исходного документа. Такой метод позволяет с помощью набора ключевых слов более полно и адекватно отразить содержание индексируемого документа, а набор ключевых слов по сути может выступать как вспомогательная аннотация документа. Например:

Шмелев К. С металлом в голосе//Мир денег. 1998. 15 апр. С. 2.

Бандиты, вымогавшие цветные металлы у директора «Росвнештерминала» В. Бурова, представились «кобзоновскими».

Ключевыми словами здесь будут:

Цветные металлы. Вымогательство. Контрабанда. ОПГ-кобзоновская. Кобзон И. Буров В. Иваньков В. = Япончик. Захаров А. = 3ахар.

Данный пример хорошо показывает, как можно избежать перегруженности аннотации и при этом не допустить потери информации.

Наиболее сложной частью работы по вводу документа в базу данных является выбор ключевых слов при индексировании этого документа. Эта трудность усугубляется отсутствием какой-либо нормализации лексики, используемой при работе над базами данных. Особую сложность вызывает выбор ключевых слов, отражающих названия учреждений, общественных организаций и т.п. С одной стороны, очевидно, что одному объекту должно соответствовать одно название, но с другой стороны, вольное обращение журналистов с обозначением этих объектов (а выбор ключевых слов происходит на основании текста публикации) приводит к тому, что в базе данных одному объекту соответствует несколько названий.

Например:

Ассоциация правовой защиты и реабилитации инвалидов,

Ассоциация социально-правовой защиты и реабилитации инвалидов,

Ассоциация по реабилитации и социальной поддержке инвалидов.

Это затрудняет пользователю поиск и может снизить его полноту. Поэтому, когда пользователь дает запрос на поиск информации, он тоже должен учитывать, что одно и то же учреждение или организация могут быть зафиксированы под разными названиями. Принятие во внимание этого фактора поможет снизить информационные потери, а в некоторых случаях сведет их до минимума.

Иногда из публикаций не всегда понятно, идет ли речь об одном объекте или это различные объекты со сходными наименованиями. Например:

Антимонопольное территориальное управление,

Антимонопольное управление,

Антимонопольный комитет.

Проблемой является и выбор ключевых слов, соответствующих названиям культовых зданий.

Какое ключевое слово предпочесть создателю базы и пользователю из следующего списка:

Собор св. Петра и Павла,

Собор Петра и Павла,

Петропавловский собор,

Собор св. апостолов Петра и Павла?

Порой трудно идентифицировать культовые здания, когда в исходной публикации используется слово «храм», а не «церковь» или «собор». Например, если в документе употреблено словосочетание «Никольский храм», то не ясно, идет ли речь о Никольском соборе на площади Коммунаров или о Никольской церкви на улице Марата.

Пользователю при формулировании запроса необходимо помнить и о многочисленных переименованиях, начало которым положила перестройка. Например:

Театр им. Ленинского комсомола, см. Балтийский дом.

Необходимо учитывать при составлении запроса и те случаи, когда имеется два общепринятых названия одного объекта. Например:

Центральный выставочный зал, см. Манеж.

Кунсткамера, см. Институт антропологии и этнографии им. Петра Великого.

В настоящее время идет работа по отбору и систематизации ключевых слов, используемых при создании базы данных, что, безусловно, облегчит пользователю доступ к информации. Выявляются параллельные ряды, существующие в словаре, и для каждого ряда синонимов выбирается слово-представитель дескриптор. Предполагается, что после завершения этого этапа работ индексирование будет по-прежнему осуществляться на основе текста публикации, но не непосредственно: термин или словосочетание, выбранное в качестве ключевого слова, которое попадает в словарь, будет сравниваться с контролируемым словарем и войдет в документ в той форме, которая в этом словаре зафиксирована.

Для журналиста, независимо от места его работы, электронные базы данных по-прежнему представляют самый оперативный источник новейшей информации. К тому же это еще наиболее экономичный источник. Но почти для всех журналистов поиск в электронных базах данных остается двухступенчатым процессом, и проводят они его не самостоятельно. У журналиста появляется идея статьи, библиограф переводит эту идею в параметры поиска, отбирает базу (или базы) данных, осуществляет поиск и передает результаты журналисту, который смотрит, соответствуют ли они запросу.

Полнота и точность полученной информации зависит не только и не столько от квалификации библиографа, сколько от того, как грамотно был сформулирован запрос журналистом. Например, журналист исследует проблему бензиновых кризисов, которые время от времени будоражат рынок. Из разных источников известно, что рынок нефтепродуктов и нефтеносителей в Санкт-Петербурге контролируется, в частности, «тамбовским» преступным сообществом. Известно также, что сильной стороной баз данных является их способность объединять несоизмеримые понятия с тем, чтобы избавить журналиста и библиографа от необходимости искать иголку в стоге сена вся информация, не имеющая отношения к делу, при этом исключается. Для одной части уравнения подбираются такие ключевые слова, как организованная преступность, ОПГтамбовская, для другой нефть, бензин, бензиновый кризис. В результате журналист получает миллион ссылок на опубликованные статьи, не отвечающие введенному запросу. Почему так происходит? Да потому, что «бензин» может относиться к бензоколонкам, «нефть» к нефтедобыче и нефтяным компаниям, а словосочетание «организованная преступность» даст десятки статей, посвященных различным криминальным группировкам. Чаще всего это случается, когда поиск ведется в полнотекстовой базе данных и не ограничен, скажем, заголовками или аннотациями статей. Для того, чтобы минимизировать «информационный шум» и информационные потери в данном конкретном запросе, необходимо отсечь лишние ключевые слова, скрестив только лишь понятия «ОПГтамбовская» и «бензиновый кризис».

При формулировании темы поиска для запроса журналисту следует особое внимание уделять используемой при этом лексике. Ведь языковые средства, которые мы не задумываясь применяем в обыденной речи, отличаются от нормативного словаря, с которым работает библиограф. Например, ваше ключевое слово «барахолка» столь привычное и понятное, но имеющее в словаре помету «просторечное» лучше заменить на «вещевой рынок», поскольку библиограф занес в словарь, скорее всего, именно этот термин.

Отобрав первичную и вторичную информацию по интересующей его теме и смежным темам из всех доступных (с разумными затратами времени и средств) источников, журналист может систематизировать ее и составить аналитическую справку.

 

Составление аналитической справки и досье

 

Аналитическая справка включает в себя:

1)        указание авторства, даты создания, прав собственности и условий распространения и дальнейшего использования представленного материала;

2)        постановку задачи;

3)        обзор источников информации с их характеристикой;

4)        историю вопроса;

5)        фактографические материалы, отражающие разные стороны вопроса, спектр взглядов на проблему различных по направленности источников информации (в том числе СМИ);

6)        указания на места хранения документов, источников, файлов, изображений, копий, звукозаписей, вещественных доказательств и пр., которые не включены по тем или иным причинам в саму справку, но могут быть использованы при дальнейшей работе над материалом;

7)        предложения и планы по дальнейшему исследованию темы;

8)        предложения по дальнейшему использованию материалов справки.

Поскольку аналитическая справка, как правило, является документом для внутреннего пользования, она должна быть, насколько это в силах человеческих, объективной, освещать проблему со всех сторон, опираясь на все многообразие имеющейся информации. В ней также должны быть отражены противоречия и пробелы в имеющейся информации. Выводы желательно делать только на основе достоверных данных, которые при необходимости всегда можно подтвердить документально.

Особый вид работы при проведении журналистского расследования составление досье. В сущности, это один из видов аналитической справки. Но если справка составляется на событие, процесс, явление, то досье на персону либо организацию. Досье также может включать в себя:

1)        указание авторства, даты создания, обновления и последней редакции, прав собственности и условий распространения и дальнейшего использования представленного материала;

2)        обзор источников информации с их характеристикой;

3)        фактографические материалы, отражающие разные стороны жизни и деятельности лица (организации), спектр взглядов на лицо (организацию) различных по направленности источников информации (в том числе СМИ);

4)        указания на места хранения документов, источников, файлов, изображений, копий, звукозаписей, вещественных доказательств и пр., которые не включены по тем или иным причинам в досье, но могут быть использованы при дальнейшей работе над материалом;

5)        предложения и планы по дальнейшему пополнению досье;

6)        предложения по дальнейшему использованию материалов досье.

Досье состоит из постоянной и переменной частей: в первую входят «установочные данные» (Ф.И.О., дата рождения, факты биографии, дата регистрации фирмы, бизнес-история и пр.), которые относительно стабильны; вторая часть пополняется и изменяется, как правило, в хронологическом порядке.

При составлении персонального досье нужно как можно подробнее изучить жизненный путь человека, отразить все этапы его биографии и служебной карьеры. Необходимо проследить его связи, в том числе и компрометирующие, привязанности, перемещения по службе, их причины, конфликты, принадлежность к политическим партиям и общественным движениям, семейное положение, хобби.

От того, с какой полнотой отобран материал, насколько грамотно составлен регламент поиска, достаточна ли его глубина, во многом зависит успех любого журналистского расследования.

в начало

 

◄◄ к содержанию ►►



[1] В современном словоупотреблении под источником часто подразумевается не исторический источник или документ, а физическое лица или организация.

Hosted by uCoz