Практикум
А.П.
Журавлев
ЗНАЧЕНИЕ И
ЗВУЧАНИЕ[1]
ЗВУК И ЦВЕТ
Как-то попался нам на глаза сонет французского поэта Артюра Рембо «Гласные». Привожу его в переводе А. Кублицкой-Пиоттух:
А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый.
О – синий: тайну их скажу я в свой черед,
А – бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е – белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И – пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У – трепетная рябь зеленых волн широких.
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный.
Полеты ангелов в тиши небес пространной –
О – дивных глаз ее лиловые лучи.
Что это – странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно «окрашены» в восприятии всех носителей языка?
Решили провести немудреный пробный эксперимент, который вы легко можете повторить и сами. На доске в строчку пишутся шесть гласных Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик – названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, – пишите наугад.
Экспериментатор не должен ничего объяснять и, конечно, ни в коем случае не приводить никаких примеров, доказательств или собственных соображений в пользу тех или иных решений. Информанты работают самостоятельно и безымянно.
Уже первые результаты нас просто ошеломили: против А почти все написали «красный», И для большинства «синий», О – «желтый» или «белый», Ы – «черный».
Стоит ли говорить, что вся наша группа немедленно переключилась на звукоцветовые эксперименты. Мы проводили их во множестве, применяя разные методики, опрашивая все новых и новых информантов. Проверяли и перепроверяли результаты, пока наконец окончательно не убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем.
Если учесть еще и результаты измерения значимости гласных по «световым» шкалам, то для гласных звуко-цветовые соответствия можно охарактеризовать так:
А – густо-красный
Я – ярко-красный
О – светло-желтый или белый
Е – зеленый
Ё – желто-зеленый
Э – зеленоватый
И – синий
Й – синеватый
У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый
Ю – голубоватый, сиреневый
Ы – мрачный темно-коричневый или черный
Цвета гласных получились, правда, совсем не такими, как у Рембо, но мы забыли пока про сонет – ведь нам открылось новое и невероятно интересное свойство гласных.
С согласными дело обстоит сложнее – много звуков, и работа очень усложняется. Пока можно только вполне определенно сказать, что Р четко воспринимается как «темно-красный».
Трудно сказать, от чего зависят эти «цветные» свойства звуков. Возможно, что А и Р ассоциируются с красным цветом потому, что входят в слово красный. Причем звук А в этом слове ударный, так же как И в слове синий, а О в слове желтый. Но почему тогда У – «сине-зеленый», а Ы – «коричневый»? Может быть потому, что У и Ы – самые «темные» из гласных, и для них выбираются цвета потемнее?
А возможно, и наоборот – слово красный стало обозначать цвет, потому что в нем был ударный «красный» А? Ведь когда-то это слово не имело никакого отношения к цвету, а означало «красивый». Тогда соответствующий цвет назывался «червонный», и в этом слове нет ни одного А. Слово синий тоже когда-то не обозначало «небесный цвет», его значением было – «блестящий». Не «синий» ли И придал этому слову цветовое значение?
Но тогда откуда взялись первоначально цвета звуков? Может, А потому «красный», что это самый громкий, самый сильный, а следовательно, и самый «яркий» звук? Он и ассоциируется с самым броским, самым ярким цветом.
Заметьте еще, что особенно четко, в чистые цвета окрашены только три звука – А, И, О. Но ведь и все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех цветов – красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного соответствия между природой цвета и звуковым устройством языка?
Вопросы, вопросы... И пока нет ответов. Но одно ясно: звуко-цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны где-то использоваться, проявляться.
ЗНАЧЕНИЕ И ЗВУЧАНИЕ
Попробуем проанализировать отношения между звучаниями и значениями слов на простом и наглядном материале, а именно на словах, называющих какое-либо звучание или звучащий предмет: рык, шорох, писк, барабан, свирель и т.п. Ясно, что звуковая форма таких слов непременно должна соответствовать характеру называемого звучания.
Давайте посмотрим. Вот характеристики звучания слов, сданные компьютером по существенным для данных слов шкалам.
Аккорд – красивый, яркий, громкий.
Барабан – большой, грубый, активный, сильный, громкий.
Бас – мужественный, сильный, громкий.
Ботало – громкий, подвижный.
Бубен – яркий, громкий.
Взрыв – большой, грубый, сильный, громкий.
Вой – громкий.
Вопль – сильный.
Гвалт – большой, грубый, сильный, громкий.
Гонг – сильный, быстрый, яркий.
Гром – грубый, сильный, злой.
Грохот – грубый, сильный, шероховатый, страшный.
Гудок – громкий.
Гул – большой, грубый, сильный, громкий.
Звон – громкий.
Лепет – хороший, маленький, нежный, слабый, тихий.
Набат – сильный, громкий.
Окрик – громкий.
Писк – маленький, слабый, тихий.
Рев – громкий.
Рокот – большой, грубый, активный, сильный, тяжелый, страшный, громкий.
Рык – грубый, сильный, страшный.
Свирель – светлый.
Скрежет – шероховатый.
Тишь – тихий.
Трель – хороший, радостный.
Треск – шероховатый, угловатый.
Фырчание – плохой, шероховатый, устрашающий, злой.
Храп – плохой, шероховатый.
Хрип – плохой, шероховатый, страшный, тихий.
Шелест – шероховатый, тихий.
Шепот – тихий.
Шептун – плохой, низменный, тихий.
Шипение – шероховатый, тихий.
Шорох – шероховатый, тихий.
Шуршание – шероховатый, тихий.
Эхо – громкий.
Да, все так, как и должно было быть: и рев – «громкий», и тишь – «тихий». И во всех остальных случаях результаты весьма показательны. Не правда ли, когда читаешь признаки, полученные для этих слов, невольно создается иллюзия, что это признаки значений, а не звучаний? Настолько точно, настолько явно их звучания соответствуют значениям! Звуковая форма здесь, конечно, небезразлична к содержанию, не произвольна, напротив, она своим звучанием подчеркивает, поддерживает, буквально выражает содержание.
Интересно, что соответствия звучания и значения обнаруживаются не только по линии «звуковых» признаков типа «громкий – тихий», но и по другим признакам, которые описывают звучание образно. Например, звуковой комплекс треск получил характеристики «шероховатый» и «угловатый». И хотя звук не может иметь осязательных или линейных признаков, тем не менее согласитесь, что сухой, резкий, прерывистый треск не назовешь гладким, плавным, округлым, это действительно какой-то шершавый, ломаный звук. Или звучание слова свирель. Оно получило единственную характеристику – «светлый». И хотя это не «звуковой», а «зрительный» признак, все же звучание свирели действительно представляется нам светлым.
Итак, фонетическая мотивированность явно существует и вместе со смысловой и морфологической мотивированностью обеспечивает тесную взаимосвязь между содержанием и формой слова.
Правда, «звуковые» слова – это лишь небольшая и специфическая группа лексики. Собственно говоря, неудивительно, что на таком материале получены хорошие результаты. Так и должно было быть. А вот как поведут себя обычные слова? Обнаружится ли у них стремление звуковой формы и содержания к взаимосоответствию? Вот главный вопрос всей книжки и всей теории фонетической содержательности.
С чего начать анализ лексики этого типа? Видимо, с таких слов, которым фонетическая мотивированность нужнее всего. Обратим внимание на слова, вызывающие и обозначающие различные чувства. Таким словам необходима выразительность, яркость звучания, подчеркивающая, усиливающая и «чувственное», экспрессивное содержание. Рассмотрим некоторые характеристики звучания, выданные компьютером для такой лексики.
Ажиотаж – большой, громкий.
Ахинея – плохой, отталкивающий.
Балдеж – грубый.
Барыга – грубый, темный.
Военщина – страшный.
Мелюзга – маленький.
Восторг – сильный, величественный, яркий.
Грымза – грубый.
Дрын – большой, грубый, сильный.
Дылда – большой, грубый, медлительный.
Егоза – активный, сильный, красивый.
Жадина – отталкивающий.
Жлоб – большой, грубый, отталкивающий.
Жратва – грубый.
Жуть – плохой, темный, страшный.
Забулдыга – грубый, страшный.
Карга – грубый, страшный, угловатый.
Кошмар – темный, страшный.
Кощей – страшный, угловатый.
Крах – страшный.
Ласка – хороший, гладкий.
Любовь – хороший, нежный, светлый.
Милашка – нежный, женственный.
Нега – гладкий, безопасный.
Нецензурщина – низменный.
Нытик – плохой, печальный.
Обуза – большой.
Очарование – хороший, сильный, красивый.
Пакость – темный, тусклый, печальный.
Печаль – тусклый, печальный, тихий.
Пигалица – маленький, слабый.
Подонок – грубый.
Похабщина – темный, страшный, низменный.
Прохиндей – плохой, отталкивающий, низменный.
Разбой – грубый, активный, страшный, громкий.
Ругань – грубый, громкий.
Смущение – тихий.
Спесь – низменный.
Страшилище – страшный.
Тихоня – слабый, тихий.
Увалень – большой, округлый, медлительный.
Удаль – мужественный, красивый.
Ужас – темный, страшный.
Фанатик – плохой.
Фигляр – плохой, низменный.
Фитюлька – плохой, маленький.
Хам – плохой, грубый, темный, отталкивающий.
Харя – плохой, отталкивающий.
Хиляк – плохой, слабый, хилый, медлительный.
Хлюпик – слабый, медлительный.
Хрыч – плохой, грубый, отталкивающий, злой.
Цаца – плохой.
Чистюля – хороший, светлый.
Чудовище – страшный.
Чушь – низменный.
Шантрапа – плохой, грубый, темный, отталкивающий, низменный.
Щелкопер – низменный.
Экстаз – сильный, яркий.
Юмор – светлый, легкий, безопасный, радостный, добрый.
Как по-вашему, соответствуют ли эти характеристики признаковым значениям слов? Едва ли кто-нибудь ответит отрицательно. Звучание и значение во всех приведенных словах, несомненно, находятся во взаимном соответствии. Вот почему эти слова так выразительны и жизнеспособны. Они эмоционально окрашены и широко употребляются в речи, особенно разговорной, а также в художественных произведениях.
Интересно, что у слов такого типа гармония звучания и значения проявляется наиболее ярко по нескольким основным для признакового значения характеристикам, остальные признаки как бы игнорируются фонетической формой. Это происходит, очевидно, потому, что в признаковом значении таких слов очень сильно подчеркнута одна какая-либо сторона, один аспект. Например, хиляк или хлюпик – слабый, пассивный человек, но эти признаки так выделены в значении, что становятся буквально понятийными, и звучание слова всячески подчеркивает именно эти признаки, все другие характеристики отступают, они не важны. Иначе говоря, и звучание, и значение в этих случаях узко направлены, но ярки. Звучание создает мощную поддержку признакового значения, еще более усиливая его. Отсюда можно сделать вывод, что между степенью выразительности слова и степенью соответствия его звучания и значения существует прямая связь.
Продолжим поиск соответствий звучания и значения, обратившись теперь к словам, которым, казалось бы, нет необходимости иметь яркую и выразительную звуковую форму. Возьмем, скажем, названия растений, птиц, животных, явлений природы и т.п. Слова самые обычные. Мы их постоянно слышим и произносим и едва ли замечаем что-то особенное в их звучании.
Но послушайте, как твердо звучат слова дуб, бук, граб и как мягко – ива, липа. Баобаб звучит мощно, тяжело, мимоза – нежно, невесомо. Слово бамбук – крепкое и звонкое, а тюльпан – изысканное и красивое. И даже представить себе нельзя, чтобы было наоборот: могучее дерево назвали бы словом лилия, а нежный цветок – словом баобаб.
Или это все наши субъективные суждения? Фантазии, порожденные образами растений? Посмотрим на «машинные» характеристики звуковой формы таких слов.
Ананас – хороший.
Апельсин – хороший, маленький, светлый.
Арбуз – большой, гладкий.
Астра – яркий, могучий.
Баобаб – большой, величественный, могучий.
Береза – светлый, яркий.
Василек – светлый.
Гвоздика – яркий.
Дуб – большой, сильный, красивый, могучий.
Дубрава – большой, красивый, величественный.
Ель – красивый.
Ива – нежный, женственный, светлый, красивый.
Мимоза – нежный, женственный.
Калина – красивый.
Лаванда – хороший, красивый.
Лавр – красивый, величественный.
Лен – нежный, красивый, яркий.
Лилия – нежный, женственный, светлый, красивый.
Лопух – грубый, темный.
Лотос – красивый, гладкий, величественный.
Лютик – светлый, красивый, гладкий.
Малина – хороший.
Маслина – гладкий, округлый.
Миндаль – маленький, нежный.
Мята – нежный, гладкий.
Нива – хороший, безопасный, добрый.
Плющ – красивый.
Репей – маленький, шероховатый.
Рябина – яркий.
Семечко – маленький.
Сирень – нежный, светлый.
Тюльпан – нежный, красивый.
Хворост – шероховатый.
Чаща – темный, страшный.
Эвкалипт – большой, красивый, величественный.
Эдельвейс – светлый, красивый.
Яблоко – хороший, красивый, гладкий, округлый.
Не обманули нас наши впечатления. Все так и есть – звучания слов гармонично слиты с их значениями, что придает словам жизненную силу, обеспечивает широкое их употребление в прямом и в переносном значениях. Почему дуб – символ мощи, силы, мужественности, а ива или рябина – нежности и женственности? Конечно, в первую очередь потому, что дуб – мощное и могучее дерево, а ива – гибкое и трепетное, рябина – тонкое и красивое. Но и звучание, поддерживая именно эти характеристики, тоже помогает «одушевлению».
Или возьмите слово лилия. Оно стало женским именем не только благодаря красоте цветка, но, несомненно, благодаря красоте и женственности звучания. А вот из слова лопух, имя никак не получится – звучит плохо. Зато в переносном значении грубость звучания используется точно: «Эх ты, лопух» – характеристика отнюдь нелестная, хотя в самом-то растении что же плохого?
Слова растительного мира не исключение. Вся окружающая человека природа давно отлилась, отпечаталась в словах, обкатанных, отшлифованных языком и временем.
Звучание слова весна получает очень подходящую к значению характеристику «нежный», а вулкан – «большой», «сильный», «величественный», «громкий» – опять-таки в полном соответствии со значением. Еще несколько примеров.
Буря – активный, сильный.
Валун – большой, гладкий.
Водопад – активный, величественный, громкий.
Волна – активный, гладкий.
Гора – большой.
Гроза – активный, сильный, яркий, громкий, злой.
День – светлый.
Заря – светлый, яркий.
Засуха – страшный.
Звезда – яркий.
Лето – хороший, светлый, радостный.
Луна – округлый.
Море – большой, могучий.
Мороз – сильный.
Небосвод – красивый, величественный, яркий.
Облако – большой, округлый.
Огонь – светлый, яркий.
Осень – красивый, яркий.
Остров – округлый.
Пещера – тусклый, тихий.
Потемки – тусклый.
Пустыня – плохой, большой, округлый, печальный.
Пыль – плохой, тусклый.
Река – сильный, быстрый, подвижный.
Родник – активный, подвижный.
Росинка – яркий.
Ручей – активный, быстрый, громкий, подвижный.
Свет – светлый.
Стужа – страшный.
Сумерки – тусклый.
Туча – темный, страшный.
Тьма – темный.
Ураган – сильный, страшный.
Урочище – темный, страшный.
Холод – плохой.
Шквал – плохой, темный.
Штиль – тихий.
Шторм – страшный, могучий.
Поражает точная организация звуковой формы названий многих зверей, птиц и других существ. Послушайте, как «рычит» слово барс или рысь. И признаки звуковой формы соответствующие:
барс – «грубый», «сильный», «быстрый»;
рысь – «темный», «сильный», «страшный».
Но сравните: лань, олень. Чувствуете контраст; в звучании? Компьютер подтверждает наши впечатления, выдавая для этих слов совсем иные характеристики: «хороший», «быстрый»; «красивый», «гладкий».
Другие примеры:
Аист – хороший, большой, светлый, красивый, легкий.
Акула – большой, гладкий, округлый, могучий.
Альбатрос – большой, активный, сильный, красивый, величественный.
Антилопа – красивый.
Бекас – быстрый, легкий, подвижный.
Буйвол – большой, сильный, могучий.
Бык – большой, грубый, сильный, страшный, могучий.
Волк – активный, сильный.
Воробей – быстрый, подвижный.
Вьюн – гладкий.
Галка – активный, громкий.
Горилла – сильный.
Грач – активный, громкий.
Зубр – большой, могучий.
Иволга – красивый, легкий, яркий.
Кабан – грубый, активный, быстрый.
Каракатица – быстрый, угловатый, тихий.
Касатка – быстрый, подвижный.
Кашалот – могучий.
Килька – маленький, слабый, быстрый.
Клещ – страшный, низменный, тихий.
Кобра – активный, сильный, быстрый, страшный.
Краб – быстрый, угловатый.
Крыса – отталкивающий, страшный, тусклый.
Лебедь – хороший, нежный, женственный, светлый.
Лиса – красивый, гладкий, яркий.
Медуза – нежный, гладкий, медлительный.
Морж – большой, сильный.
Налим – гладкий, округлый.
Носорог – большой, грубый, активный, могучий.
Паук – темный, страшный, тусклый, тихий.
Пескарь – маленький, слабый, тихий, подвижный.
Птица – маленький, быстрый.
Рак – шероховатый, страшный, угловатый.
Светлячок – светлый.
Синица – маленький, легкий.
Снегирь – маленький, яркий.
Спрут – страшный.
Сыч – плохой, темный, страшный.
Улитка – медленный, гладкий.
Удав – большой, сильный, медленный, гладкий, могучий.
Филин – плохой, темный.
Хорек – плохой.
Чайка – быстрый, подвижный.
Шакал – плохой, отталкивающий, низменный.
Шершень – шероховатый, страшный.
Щука – страшный, злой.
Ягуар – активный, сильный, красивый.
Як – большой, сильный.
Слова, запечатлевшие мир природы, обладают конкретным значением с четким признаковым аспектом. Поэтому так легко сопоставлять их форму с содержанием.
Да и другие слова, слова с конкретным значением с такой точки зрения – благодатный материал. Получив «машинные» характеристики их звуковой формы, мы без затруднений обнаруживаем соответствие этих характеристик значениям слов.
Алмаз – красивый, гладкий, яркий.
Алтарь – хороший, величественный.
Арена – красивый, яркий, округлый.
Атаман – мужественный, активный, величественный, громкий.
Атлант – большой, могучий.
Базар – большой, громкий.
Балерина – быстрый, красивый, яркий.
Башня – большой.
Бег – быстрый, легкий.
Бирюза – светлый, яркий.
Бисер – маленький, легкий, яркий.
Блеск – яркий.
Богатырь – большой, мужественный, могучий.
Бой – мужественный, сильный, быстрый, громкий.
Ворох – большой.
Галоп – подвижный.
Гвардеец – мужественный.
Гирлянда – яркий.
Глыба – большой.
Гонка – активный, подвижный.
Дефект – плохой.
Дым – темный, медленный.
Дюйм – маленький.
Езда – активный.
Жало – страшный, злой.
Жернов – большой, шероховатый, тяжелый.
Зараза – страшный, злой.
Золото – светлый, величественный.
Иллюминация – светлый, красивый.
Капкан – грубый, быстрый.
Каторга – грубый, страшный.
Келья – маленький, тусклый, тихий.
Кирпич – угловатый.
Кисея – нежный.
Кнут – страшный.
Кувалда – большой, могучий.
Ладья – красивый, гладкий, округлый.
Лак – гладкий, яркий.
Лира – нежный, женственный, красивый.
Лысина – большой, гладкий.
Люлька – маленький, нежный, легкий, безопасный.
Миг – маленький.
Молот – большой, могучий.
Мяч – округлый.
Наждак – грубый.
Наряд – красивый, яркий.
Невеста – нежный, светлый, красивый.
Нищий – пассивный, тихий, хилый.
Обруч – округлый.
Обряд – красивый.
Ожерелье – светлый, яркий.
Ожог – страшный.
Орден – красивый, величественный, яркий.
Отрыжка – грубый, отталкивающий, громкий.
Очаг – яркий.
Пепел – тусклый, печальный, тихий.
Пилюля – маленький, округлый.
Плаха – страшный.
Погост – тихий.
Погромщик – темный, страшный, низменный.
Пожар – страшный.
Похороны – темный, печальный.
Приют – безопасный.
Прыщ – плохой, отталкивающий, шероховатый.
Пытка – плохой, грубый, отталкивающий, страшный.
Ракета – быстрый.
Рубин – яркий.
Салют – красивый, яркий, радостный.
Скука – тусклый, печальный.
Собор – большой, величественный.
Табор – большой, активный, подвижный.
Талия – красивый, гладкий, округлый.
Таран – большой, активный, могучий.
Трюмо – хороший, женственный, красивый.
Тюбик – маленький, округлый.
Удар – сильный, страшный.
Хворь – плохой, отталкивающий, страшный, печальный, тихий.
Хижина – плохой, темный.
Хитрец – низменный.
Холера – плохой, страшный.
Холст – грубый, шероховатый.
Хулиган – плохой, грубый, низменный.
Царапина – маленький, шероховатый.
Частица – маленький.
Шероховатость – шероховатый.
Шкурник – плохой, низменный.
Щетина – шероховатый.
Эмаль – красивый, гладкий.
Юбка – женственный.
Юла – округлый.
Янтарь – светлый, красивый, гладкий, яркий.
Ярмарка – большой, активный, красивый, яркий, радостный, громкий.
Но не только слова с конкретным значением подвластны действию фонетической мотивированности. Если признаковое значение проявляется достаточно четко в словах с абстрактным значением, то звучание таких слов также дает в общем соответствующие характеристики. Так, для звучания слова добро получен признак «добрый», а для слова зло – «злой». Ясно, что этого достаточно, чтобы говорить о соответствии значения и звучания, независимо от того, какие оценки получат эти слова по другим шкалам. Гармонирует звучание и значение и в других абстрактных словах.
Благо – хороший, величественный.
Борьба – мужественный, активный, сильный.
Веселье – светлый, красивый, легкий, безопасный.
Гибель – плохой.
Гордость – мужественный, сильный.
Грубость – грубый.
Дело – активный.
Диво – яркий.
Доблесть – хороший, активный, сильный, красивый, величественный, яркий.
Добро – хороший, сильный, красивый, величественный, яркий, радостный.
Доверие – хороший.
Достоинство – хороший, большой, величественный.
Ехидство – плохой, отталкивающий, низменный.
Жадность – отталкивающий.
Жестокость – грубый, отталкивающий, страшный, злой.
Здоровье – активный, сильный.
Зло – злой.
Идеал – хороший, светлый, красивый, яркий, добрый.
Изобилие – хороший, радостный.
Изящество – нежный.
Истина – хороший, светлый.
Кара – страшный.
Коварство – активный, сильный, страшный.
Корысть – плохой, отталкивающий.
Кощунство – темный, страшный, низменный.
Лад – хороший, красивый, гладкий.
Милость – нежный, безопасный, добрый.
Мужество – мужественный.
Немощь – пассивный, медленный, тихий, хилый.
Освободитель – хороший, светлый, красивый, яркий.
Отвага – хороший, большой, мужественный, активный, сильный, величественный, яркий, могучий.
Позор – страшный.
Равноправие – величественный, яркий.
Разум – активный, сильный, величественный, могучий.
Раскаяние – хороший.
Свобода – активный, сильный, величественный, яркий.
Святость – светлый.
Созидание – светлый, яркий.
Стыд – плохой, сильный, печальный.
Тщеславие – низменный.
Умиление – нежный, красивый, добрый.
Уныние – печальный.
Холопство – плохой, отталкивающий, низменный.
Цинизм – низменный.
Юность – хороший, нежный, светлый, красивый, яркий, радостный, печальный, добрый, подвижный.
Вы, наверное, заметили, что соответствия звучания и значения до сих пор демонстрировались в основном на словах, давно бытующих в языке. И это не случайно. Язык, как система самонастраивающаяся, веками сравнивает варианты, отбирает из них лучшие и постоянно шлифует отобранные слова, обеспечивая им наилучшие условия функционирования. Отбор и шлифовка идут по разным направлениям, но в том числе, конечно, и по линии гармонии звучания и значения. Поэтому и немудрено, что слова-старожилы дают наиболее яркие результаты.
Однако действие фонетической мотивированности распространяется и на слова, недавно вошедшие в язык, но хорошо в нем закрепившиеся.
Агрегат – большой, активный, сильный, подвижный.
Бижутерия – яркий.
Бульдозер – активный, сильный, громкий.
Гангстер – грубый, сильный.
Геноцид – плохой, низменный.
Гестапо – плохой, низменный.
Джаз – активный, громкий.
Картинг – быстрый, подвижный.
Каскадер – активный, быстрый, подвижный.
Ковбой – мужественный, активный, сильный, быстрый.
Компьютер – хороший, маленький, красивый, округлый, подвижный.
Лазер – светлый, яркий.
Парашют – легкий, безопасный, округлый.
Ралли – мужественный, активный, громкий.
Реактор – активный, сильный.
Регби – активный, быстрый, подвижный.
Репродуктор – громкий.
Робот – грубый, активный, сильный, быстрый, страшный, величественный, могучий, подвижный.
Самбо – мужественный, могучий.
Стюардесса – женственный.
Трактор – большой, грубый, сильный, подвижный.
Фарцовка – плохой, отталкивающий.
Хунта – плохой, грубый, отталкивающий, страшный, низменный.
Цейтнот – быстрый.
Электричество – яркий.
Среди этих примеров есть один довольно редкий. Слово робот получило одновременно и положительные («активный, величественный»), и отрицательные («грубый, страшный») характеристики. Что это, случайность? Может быть. А может быть, удивительное соответствие звучания слова нашему двойственному отношению к «механическому человеку»?