ЮМОР В РЕКЛАМЕ

 

К юмору в рекламе предъявляются два основных требования. Во-первых, юмор не должен быть плоским и пошлым. Плоский и пошлый юмор оскорбит людей с высокими интеллектуальными стандартами и послужит скорее антирекламой. И, во-вторых, важна направленность юмора шутим не над читателем, а вместе с ним.

Ограничением для использования юмора служит иногда сам объект рекламы неуместно шутить над здравоохранением, религиозными конфессиями или банковскими операциями.

Разберем теперь примы создания смешного. Они практикуются не только в рекламе, но и в любой другой коммуникации. Сначала приведем те, которые мне удалось найти в рекламе.

1.         Нарушение прогноза. Суть приема неожиданность, непредсказуемость второй части по отношению к первой. Например, был такой рекламный ролик: в кадре появлялись юноша и девушка, бегущие навстречу друг другу. Их лица выражали восторг, казалось они, наконец, встретятся. Но вдруг, в самый последний момент, юноша пробегал мимо возлюбленной и оказывался перед компьютером. В этот момент голос за кадром произносил: «Любовь приходит и уходит, а математическое обеспечение фирмы ... остается».

Пример рекламы компьютеров: «Скажите, правда ли, что благодаря покупке компьютера в ТДФ ИНФОТЕХ Вы смогли сэкономить достаточно денег, чтобы приобрести автомобиль?» Ответ: «Да! Конечно! Я купил в ТДФ ИНФОТЕХ и компьютер, и принтер, а на сэкономленные деньги приобрел автомобиль! Мой сын теперь таскает его на веревочке по всей квартире».

Вышеназванный прием использован и в рекламе напитка SPRIT, где под изображением жестяной банки без этикетки надпись: «Еще одна обнаженная модель в рекламе!»

2.         Пародия. Суть приема берем чужую форму и наполняем ее своим содержанием. Причем форма остается узнаваемой. Расхождение своего содержания и чужой формы и создает смешной эффект.

Пример политической рекламы против коммунистов: «Если из искры возгорится пламя, звоните 01!»

3.         Переосмысление слов или их частей. Мы вдруг видим, что в одном слове кроется два, и смысл одного вполне можно связать со смыслом другого без ущерба. Этакая матрешка. Прием, знакомый на материале слогана. Примеры:

АБСОЛЮТное качество (водка АБСОЛЮТ)

Безопасное удоVOLVствие

БЕЛЛеет Паккард одинокий (компьютеры ПАККАРД БЕЛЛ)

4.         Перевод внимания на другой смысловой акцент. Суть приема концентрация внимания читателя не на той детали, на которую он сам обратил бы внимание. Прием хорошо иллюстрирует такой пример: Ф. Раневская стояла в своей гримерной совершенно голая и курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель и ошарашенно замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: «Вас не шокирует, что я курю?».

Примеры из рекламы:

«Нашу доску объявлений не видно! Ее слышно!» (реклама справочной рекламной службы).

Фотография мужчины и женщины. Подпись: родители Сталина; Вторая фотография мужчины и женщины. Подпись: родители Гитлера; Третья фотография мужчины и женщины. Подпись: родители Муссолини. Общая надпись: Если бы они пользовались презервативами X, то история пошла бы по-другому.

5.         Ломка штампов, стереотипов, шаблонов. Мы все привыкли видеть вещь под одним углом, а нам предлагают иной угол зрения. Примеры можно увидеть в главе «Рекламный образ» там, где мы рассматривали оригинальность как способ создания образа.

6.         Абсурд. Суть приема смешно, потому что глупо. Примеры из рекламы газированного напитка «Айрн-Брю»:

Газировка для взрослых. Ха-ха, не помогает от прыщей.

В кадре разные люди мужчины и женщины с большими животами. Текст: «Шестой месяц... шестой месяц... Шестой месяц... Это не шестой месяц. Это шестая бутылка Айрн-Брю!»

7.         Использование многозначных слов. Пример, иллюстрирующий прием: Претендентка в офисе по набору манекенщиц:

Я бы хотела работать фотомоделью.

Чиновник, не отрываясь от бумаг, достает из ящика стола крохотный купальник:

            Заполните это.

 

Примеры из рекламы:

 

Ловцы жемчуга! Здесь полно раковин!

 

(реклама сантехники)

 

Лаксигал универсальный ключ от любых запоров.

 

(реклама слабительного).

 

Приведу еще несколько приемов, используемых в коммуникациях, но не найденных мной в рекламе:

 

1.         Неожиданные сравнения. Примеры из армейского юмора:

 

Что вы за ногти на ногах отрастили как у орла, хоть по деревьям лазай.

Что вы матом ругаетесь, как маленькие дети!

Все пуговицы должны быть пришиты намертво, как шлагбаум!

 

Анекдот: в семью, где три дочери на выданье, звонит молодой человек. Трубку берет отец. «Это ты, мой лягушоночек?» спрашивает молодой человек, от волнения приняв отца за дочь. «Нет, отвечает отец, это хозяин болота».

 

2.         Разрыв логической цепочки. Из логической цепочки умышленно изъято среднее звено. При восполнении его цепь замыкается и все становится на свои места. Но восполнять должен сам слушатель.

Примеры:

а)         Муж, вернувшийся с работы раньше времени, застает свою жену с неизвестным ему мужчиной. «Познакомься, милый, это Шарль, говорит жена. И ты познакомься, Шарль, это мой муж. Ну, а теперь вы здесь поболтайте, а я пойду вызову «Скорую».

б)        В редакции:

Нет! кричит главный редактор репортеру. Это слишком длинный репортаж! Выбросьте все ненужные подробности!

Через полчаса репортер приносит текст: «Мистер Дроу вел машину со скоростью 100 миль в час по скользкому шоссе. Похороны завтра в 15.00».

в)         На небольшом корабле пассажир спрашивает капитана:

А что будет, если мы встретимся с айсбергом?

Айсберг поплывет дальше, ответил капитан.

г)         Приятельница сообщает Раневской:

Я вчера была у NN и пела для них два часа.

Так им и надо! Я тоже их терпеть не могу, отвечает Фаина Георгиевна.

Итак, мы осветили некоторые из приемов создания смешного. Подробно же «кухня» смеха описана в книге А. Исаевой «Можно ли научиться острить?» (М.,1996)

 

к содержанию

Hosted by uCoz