ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Воздействие цвета

Приложение 2. Воздействие графики

 

Приложение 1

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

 

Цвета, встречающиеся в рекламном объявлении, несут в себе определенную эмоциональную нагрузку цвет может быть печальным и веселым, злым и добрым и т.д.

М. Люшер, швейцарский психолог, в своих исследованиях показал, что цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека, но и определенным образом формирует и сами эмоции человека. Это значит, что с помощью определенных цветосочетаний можно управлять отношением потребителя к рекламе. Создавая необходимую цветовую среду, опираясь на методы психологии восприятия, удается вызвать у потребителя требуемые эмоции. Для иллюстрации этих возможностей приведем несколько примеров, сколь бы необычными они бы ни казались. Предлагается психологический анализ на материалах из художественной литературы. Обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Вспомним эпизод, когда Наташа Ростова открывается матери в своем отношении к Безухову и Трубецкому... с помощью цветовых впечатлений. Именно цвет использует гениальный писатель как выразительное средство описания отношений героев. Вот как отозвалась Наташа о Борисе Трубецком: «...Очень, очень мил. Только не совсем в моем вкусе он узкий какой-то, как часы столовые. Вы понимаете... узкий, знаете, серый, светлый» А вот о Безухове: «Безухов тот синий с красным, четвероугольный, как Вам растолковать...»

Итак, в первом случае: «светло-серый», «очень мил», «только не в моем вкусе». По тесту Люшера: «Готова участвовать и вовлечь себя в необременяющие отношения, однако пытается избежать конфликтов и волнений». Это не что иное, как невинное кокетство, готовность к ни к чему не обязывающему флирту. Все это подтверждается в дальнейшем диалоге с матерью:

Графиня:

Но вот что Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить...

Отчего же?

От того, что я знаю, что это ничем не кончится.

Почему же Вы знаете? Нет, мама, не говорите ему. Не смейте говорить! Ну не выйду замуж, ТАК пусть ездит, коли ему весело. Наташа, улыбаясь, глядела на мать. Не замуж, а ТАК повторила она. (Слово ТАК выделено самим Толстым.)

Еще более интересна в психологическом плане «цветовая характеристика «Пьера Безухова. «Темно-синий с красным» означает: «стремление к тесному союзу, основанному на гармонии, самопожертвовании и взаимном доверии».

Приведем еще один пример. На этот раз из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Напомню эпизод первой встречи главных героев. Автор говорит нам, что Маргарита была в черном осеннем пальто, в черных перчатках и с желтыми цветами в руках. Цитирую: «она несла желтые цветы. Нехороший цвет!» И далее: «Отвратительные тревожные желтые цветы. «Черный и желтый» что по этому поводу утверждает Люшер?» Весьма негативное состояние, отчаяние, суицидальные мысли».

Булгаков об этой же ситуации пишет: «и меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное... одиночество в ее глазах, вспоминает Мастер. Так вот, она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я ее наконец нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что ее жизнь пуста».

 

В.Г. Зазыкын

Психология в рекламе

в начало

 

Приложение 2

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРАФИКИ

 

Стоит привести любопытные данные и относительно влияния графики на эмоции человека. Принято считать, например, что прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые с изяществом и непринужденностью. Однако перейдем к конкретным линиям:

 

 

Грусть, печаль. Когда нам грустно, нас спрашивают: «чего нос повесил?». Когда у нас что-то не получается, мы говорим: «руки опустились».

 

 

Радость, бодрость, счастье, веселье. Знак, идентичный знаку «Виктория», а также знак спортивной победы, ликования.

 

 

Сильное волнение, синдром «морской болезни» со всеми вытекающими неприятными ощущениями.

 

 

Радость, удовольствие, счастье. Очень частый элемент детской тематики: мячи, мыльные пузыри, шары и т.д. Этот элемент почти всегда служит визуальным центром.

 

 

Будничность, рутина, однообразие. Вот так, «в обязаловку», мы читаем научную статью или скучную газетную передовицу.

 

 

Воля, свобода, простор, раздолье. «Есть разгуляться где на воле».

 

 

Эффект, называемый «ивушка плакучая». Ассоциации с дождем, с зареванным окном. Печаль и грусть.

 

 

Торжественность и пафос. Ассоциации с колоннадой, с классическим стилем.

 

 

Устойчивость, равновесие. Не хотим тревожить, будоражить. Психологически это стоит прочно.

 

 

Тревожащая линия, предупреждение об опасности. Ассоциации с молнией и болезнью сердца. Несомненный плюс этой линии она может заинтриговать Если все углы расположить на одном уровне эффект слабеет.

 

 

Очень «живая» линия. Ассоциации с теплом, солнцем, радостью жизни. Почти всегда служит визуальным центром.

 

 

Линия стремительного восхождения, напора, боевитости, скорости, движения. Ассоциации с идиомой «карабкаться наверх».

 

 

Линия пессимизма, упадка сил, стремительного нисхождения. Напрашивается вопрос: «как ты докатился?»

 

 

Эффект этой линии соединяет в себе настроение лиризма, очарования, приятного волнения и силу напора и боевитости.

 

 

Неустойчивость. Человеку не хочется стоять рядом с этой конструкцией: психологически ему будет казаться, что она упадет.

в начало

 

к содержанию << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz