КЛЮЧЕВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Начнем с определения
рекламы.
Под рекламой мы понимаем
новую для покупателя (1), опосредованную рекламоносителем (2), заранее
оплаченную (3), креативную (4) креолизованную (5) информацию.
Цифрами в скобках обозначены
ключевые смысловые составляющие определения. Остановимся на них.
(1) – Покупатель. Разведем
понятия «покупатель» и «потребитель». Реклама рассчитана на покупателя,
маркетинг – на потребителя. В детские
игрушки играют дети (потребители), покупают их взрослые (покупатели). Мужские
рубашки носят мужчины (потребители), покупают их чаще всего женщины
(покупатели). Таким образом, детские игрушки будем рекламировать взрослым, а
мужские рубашки – женщинам, потому что
рекламу интересуют лица, принимающие решения о покупке – покупатели.
Вообще говоря, рекламист должен приступать к творческой работе только после того, как он четко представит себе портрет аудитории: ее пристрастия, привычки, стереотипы, место жительства, половозрастной состав. Но это не является предметом нашей работы. Поэтому мы говорить об этом не будем – на это есть другие источники.
(2) – опосредованная
рекламоносителем. Реклама всегда имеет материальный носитель: звуковые волны,
теле- и киноэкраны, бумагу, ткань, пластик и т.д.
(3) – заранее оплаченная. Это
принцип «утром деньги –
вечером стулья».
(4) – креативная. Креатив – это интересное существо.
Если он есть, все это знают. Если его нет, все это знают. Что это такое – не знает никто.
Приблизительно можно его объяснить так: это психологическое наполнение
логической информации. Как если бы была обыкновенная вода (информация), потом
ее газировали (добавили креатив) и получили газированную воду (рекламу).
Например, если я напишу два объявления, то всем будет понятно, где информация,
а где реклама:
– Мужские носки оптом. Цена.
Адрес. Телефон. Режим работы.
– Оптом мужские носки
«Босиком по пляжу» (название носков). Цена. Адрес. Телефон. Режим работы.
(5) – креолизованная информация.
Креол – человек, в котором одинаково представлены две крови – индейца и белого, и обе эти составляющие одинаково
важны. Предполагается, что и в рекламе психологическая и смысловая нагрузки
одинаково распределяются между двумя составляющими – вербальным и изобразительным (визуальным) рядами.
Теория креолизованной рекламы разработана Стэнли и Хелен Резор (США, 20-е годы XX века). По их мнению, эффективность рекламы есть
результат взаимодополнения текста образом и наоборот. Ничем нельзя жертвовать.
К вербальному ряду отнесем имя, текст и слоган. К невербальному – образ и композицию.
По виду мы разделим рекламу на сбытовую, имиджевую и образа марки. Посмотрим их различие в сравнении. Сравним их по трем параметрам: объект (что, собственно, продаем), выгода (что рассчитываем получить) и время действия (когда рассчитываем это получить).
Параметр сравнения |
Вид рекламы |
||
Сбытовая |
Имиджевая |
Образа марки |
|
Объект |
товар |
продавец |
товар |
Выгода |
деньги |
репутация |
репутация |
Время
действия |
быстро |
долго |
долго |
По нашему мнению, сбытовую рекламу могут делать только
профессионалы, потому что ее делать труднее – перед ней
стоит задача продавать. Это непросто. Имиджевая (а реклама образа марки – это разновидность имиджевой) реклама может позволить
себе быть просто красивой – она лишь должна пробудить в
зрителе/слушателе приятные образы, ассоциации и воспоминания. Расстаться с
мыслями человеку гораздо легче, чем расстаться со своими деньгами. Вот еще
почему сбытовая реклама сложнее и креатив сбытовой должен быть
профессиональнее.
Имиджевая реклама часто сделана как произведение
искусства – креатив ради креатива. Это делает ее красивой. Но
тогда она продает сама себя, а вовсе не товар. Зритель ее запоминает, а товар
забывает. Сбытовая реклама должна продавать не себя, а товар. Это продавщица.
Имиджевая же – фотомодель. Трудно спорить с тем, что действительно
хороших продавцов очень мало (таких, как Клод Хопкинс, например), а хороших
фотомоделей гораздо больше. Положение усугубляется еще тем, что хорошие
продавцы редко бывают на виду.
Далее, за исключением специально оговоренных мест,
имеется в виду сбытовая реклама.