Люди ждут от тебя правды. Но как ее постичь, если она
таится в глубинах жизни, в глубинах человеческих отношений, а у тебя в
распоряжении считанные часы и ты один в нелегком своем поиске? Никто не укажет
тебе конкретных его путей, никто не разделит с тобой ответственность. Каждый
твой шаг – собственное решение, собственный выбор. Ты делаешь
его, ориентируясь на единственного советчика – Внутренний Голос, который в трудную минуту начинает
властно звучать в твоей душе.
Раздумья после бесед
с учениками и коллегами
над тем,
что такое Внутренний
Голос,
откуда он
и почему
не каждому журналисту
дано
его слышать.
СЛОВА ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
Автор учебного пособия считает своим долгом высказать сердечную признательность всем, кто так или иначе способствовал рождению этой книги:
коллегам по
факультету журналистики МГУ, и прежде всего его декану Я.Н Засурскому, умеющему
создать в педагогическом коллективе атмосферу человечности и творческого
поиска;
коллегам по
кафедре периодической печати, с которыми формально и неформально многократно
обсуждались самые разные аспекты изложенного в данной работе материала;
коллегам из
практической журналистики, принимавшим участие в обсуждении идей и оценок
ситуации, сложившейся в журналистском корпусе России в настоящее время;
студентам факультета
журналистики МГУ (в том числе слушателям спецотделения для лиц, получающих
второе образование), во взаимодействии с которыми и формировалась концепция
лекционного курса; а также Александру Кофанову и Роману Клепакову, выполнившим
схемы 1 и 2;
членам моей
семьи – их понимание,
забота, моральная поддержка на всех этапах работы были для меня постоянным
источником сил и вдохновения.
Особая
благодарность – Институту
«Открытое общество», стимулировавшему работу над учебным пособием и взявшему на
себя финансовую поддержку издания.
Автор
признателен и коллективу издательства «Аспект Пресс», в первую очередь его
директору Л.В. Шилову, за конструктивный и творческий подход в подготовке книги
к изданию.
Автор
Октябрь 1999 г.
ОТ АВТОРА
«Профессиональная
этика журналиста» – одна из самых молодых дисциплин в учебных планах
факультетов журналистики российских вузов. Ее история едва насчитывает два
десятилетия, причем последнее из них отмечено такими событиями в нашей стране,
которые иначе, как потрясениями, не назовешь. По всей вероятности, этим и
объясняется тот факт, что до сих пор по данному курсу не появилось ни
учебников, ни учебных пособий. В педагогических целях приходилось использовать
научные монографии. Значение таких работ трудно переоценить, однако решать с их
помощью задачи учебного процесса весьма сложно. Ведь смысл занятий по
профессиональной этике – не только в том,
чтобы дать студентам необходимый теоретический материал. Курс призван помочь
молодым людям глубоко осознать характер нравственных ценностей той
профессиональной группы, в которую они готовятся вступить, и в соответствии с
этими ценностями сформировать свою профессиональную позицию. Только так можно
выработать у себя способность к самостоятельной нравственной ориентации,
необходимой для того, чтобы наилучшим образом справляться с профессиональными
обязанностями.
Предлагаемая
книга – первый опыт учебного пособия, ориентированного на
решение этих задач. Пособие полностью соответствует учебной программе курса
«Профессиональная этика журналиста», разработанной автором, и содержит материал
по всем ее разделам. Однако в подаче материала есть некоторые черты, не
характерные для учебной литературы. Они не случайны.
Многолетний опыт
работы со студентами подтвердил справедливость наблюдений и выводов психологии
о том, что человек более всего открыт знанию, когда оно ему практически
необходимо. Иначе говоря, запрос на знание рождают проблемные ситуации,
требующие скорейшего решения. С обсуждения таких ситуаций и начинается в
учебном пособии каждая глава. Названия глав персонифицируют проблемы, связывают
их с конкретными персонажами, дабы и читателю захотелось включиться в разговор,
почувствовать себя участником коллективного поиска истины.
Эпиграф пособия
подсказан Сократом и Кантом – моими любимыми философами. Историки считают
достоверным, что древнегреческий мудрец говорил в своих беседах о таинственном
Внутреннем Голосе как высшем для человека нравственном авторитете (это
упоминается в предъявленном философу обвинении). Сократ был одним из первых, кто
услышал исходящее от разума человека, из его души веление гармонично сочетать в
поведении свои интересы, свое представление о счастье с интересами общества.
Развитие
этической мысли показало, что морачь – феномен более сложный,
чем это виделось Сократу, но оно подтвердило ее главную особенность,
открывшуюся ему: мораль руководит поведением человека через него самого. Голоса
долга, чести и совести – вот они, проводники
той заботы о жизнеспособности человечества, которую проявило мироздание,
создавая социальную действительность. Кант писал по данному поводу... Впрочем,
не будем спешить: о Канте нам предстоит особый разговор.
С обсуждения
общих вопросов морали и начинается первая часть учебного пособия, хотя центром
внимания в ней станут проблемы, связанные с возникновением профессиональной
этики журналиста и механизмами ее влияния на журналистскую практику. Мы
коснемся многих сторон журналистской деятельности, потому что моральное начало
органически входит в любое из ее проявлений. Ведь необходимость нравственного
выбора встает перед человеком такой профессии едва ли не на каждом шагу. Это и
приводит к возникновению в структуре способа творческой деятельности журналиста
особого звена, функция которого – моральная регуляция его
профессионального поведения.
Цель второй
части книги – подробно познакомить студентов с этим звеном,
систематизируя профессионально-этические представления, вошедшие сегодня в
обиход мирового сообщества журналистов в качестве профессиональных стандартов
поведения, от которых во многом зависит успешность журналистского труда.
Правда, некоторые видят в таких стандартах всего лишь «этические заморочки» и
предпочитают не очень-то считаться с ними. Но это, как правило, те, кого не
особенно заботит дорога к вершинам подлинного творчества.
Дело в том, что
от глубины и полноты представлений о моральных стандартах (принципах, нормах,
правилах) во многом зависит, насколько плодотворно и быстро будет формироваться
у журналиста способность слышать веления долга. Патент на успех –
именно в этой способности, ибо без нее не приходит профессиональная зрелость.
Отправимся же в путь, который поведет нас к главной цели – знаниям. Сами по себе они, конечно, высокий уровень нравственной культуры не обеспечат – для этого требуется долгая работа души. Но вот понять, почему звучит Внутренний Голос и когда удается его расслышать, несомненно, помогут. А он лучше всякого компаса ориентирует на нелегких профессиональных маршрутах. Документы, включенные в Приложение, – своего рода вехи на этом пути.