ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БУДУЩЕЕ ГАЗЕТЫ
До сих пор мы занимались
прошлым газеты, ее историей – возникновением, развитием и в еще большей степени
– ее настоящим. Наше внимание, понятно, привлекало все, что связано с основами
работы газетной редакции на всех ее направлениях и с современным процессом
подготовки и выпуска номера. Однако, рассуждая о настоящем, мы неоднократно
вынуждены были смотреть в будущее. Поэтому естественно приходим к необходимости
вглядеться в него, чтобы своевременно подготовиться к нему, не отстать от хода
развития и не оказаться в числе слабейших. Сделаем попытку предугадать
направление развития газеты в системе других средств массовой информации,
характер ее изменений и их значение.
Первый и важнейший вопрос,
ответ на который представляет для нас живейший интерес: какой станет газета в
ближайшем и более отдаленном будущем? И вообще, останется ли газета столь
привычным для многих средством массовой информации, сохранится ли ее известная
нам социальная роль, или она обретет новые черты, кардинально меняющие ее место
в жизни общества?
Позволим себе дать на этот
вопрос положительный ответ. Да, по нашему мнению, в течение ближайшей четверти XXI в.,
а может быть и дальнейших лет, газета продолжит свое существование, останется
одним из средств массовой информации, которым будут пользоваться многие
представители различных слоев нашего общества. Она останется и важным элементом
рыночной экономики, средством получения прибыли – ее значение в этом даже
возрастет. Но она существенно изменится – как по содержанию, так и по форме,
своему облику. Кардинальным образом также изменится процесс как ее подготовки и
выпуска, так и распространения.
Будущее газеты органично
связано с будущим нашего общества. Как российского общества, так и мирового
сообщества. Будем надеяться, что через определенное время в России, наконец,
возникнет и сформируется полноценное гражданское общество. Его развитие и
изменения немедленно получат отражение в средствах массовой информации, в
частности в газете, и приведут, в свою очередь, к ее изменениям. Она, как и
другие СМИ, входит в число движителей
этого процесса. Его особенности предопределят содержание газеты, цели и
характер ее публикаций. Глобализация мирового пространства, господство рыночной
экономики, научно-технический прогресс, развитие новых технологий, с одной
стороны, и связанные с этим изменения роли и психологии членов общества – с другой, станут теми факторами, которые обусловят
преобразование газеты. Она вынуждена будет меняться для того, чтобы обеспечить
свое существование.
Изменится аудитория газеты, сам ее читатель – будет меняться ее содержание. Оно приобретет, с одной
стороны, более общий характер – в соответствии с расширением
интересов читателей. Процесс глобализации повысит их интерес к общемировым
проблемам, укреплению интернациональных связей, в которые будет вовлечена все
большая часть членов нашего общества. С другой стороны, сохранится и даже,
возможно, укрепится национальный характер российских средств массовой
информации, их интерес к событиям и процессам, происходящим на территории нашей
страны. Это приведет к изменениям типологической системы газетных изданий в
России. Уменьшится количество общефедеральных газет, которые будут читать во
всех регионах страны. Но зато усилится специализация газетных изданий, нацеленных
на обслуживание самых разных аудиторных групп. В том числе региональных групп,
своя газета появится, чуть ли не в каждом населенном пункте – городке или крупном селе. Это станет возможным после
перехода к использованию новых технологий в процессе подготовки и выпуска
газеты. Большую часть газетной периодики составит газета факта, газета
новостей. Но и газета мнений, первичного анализа не исчезнет, более того – ее значение будет возрастать с повышением
образовательного уровня читательской аудитории. Это приведет к формированию
обширного сектора массовой качественной прессы.
Укрепится и кардинально изменится экономическая база
газеты. Вместе с другими СМИ она станет одним из важных составляющих индустрии
средств массовой информации, которая будет аккумулировать крупные финансовые
средства и давать государству немалую часть национального дохода. Газетные
редакции сумеют реализовать, все свои доныне не используемые, реальные
преимущества как предприятий и будут получать все большие прибыли. Это позволит
им вкладывать все более значительные средства в укрепление и развитие своей
технической базы. Прежде всего – в приобретение и использование
новейших технологий на всех этапах сбора информации, подготовки и выпуска
номеров газеты, а также ее распространения и реализации.
Переход к использованию новейших технологий преобразит
не только газету, но и ее редакцию. Это скажется на ее размерах, составе,
структуре и организации работы коллектива. Полная компьютеризация редакции,
оснащение рабочего места каждого журналиста и других сотрудников персональными
компьютерами, предоставление репортерам ноутбуков, фотокорреспондентам цифровых
фотокамер, использование в редакционном секретариате электронного «каталога» и
других технических средств уже ознаменовали в настоящее время начало поистине
революционных изменений процесса подготовки и выпуска газеты. Но это лишь
предвестники тех перемен, к которым уже сейчас обязаны вести подготовку
руководители редакционных коллективов.
Попытаемся предугадать направления и характер хотя бы
части этих изменений. Многие из них, очевидно, будут связаны со сменой
характера, роли и места различных СМИ. Специалисты предсказывают возникновение
в недалеком будущем мультимедиа – средств
массовой информации, объединяющих особенности и возможности газеты, журнала,
телевидения, радио и сетевого периодического издания. Уже сейчас бумажные
печатные газеты вынуждены соревноваться с сетевыми периодическими изданиями,
обычно уступая им в оперативности получения и распространения новостной
информации. Для того чтобы не потерять свою читательскую аудиторию, редакции
некоторых крупных зарубежных газет стали одновременно с выпуском своего
бумажного издания выпускать его сетевой аналог. С другой стороны, некоторые
владельцы телевизоров стали соединять их с приставками, обеспечивающими
перепечатку телетекстов на бумажные листы – в
соответствии с интересами телезрителей. Это уже означает попытку лишить газету
ее кардинального преимущества перед другими СМИ –
материальности бумажного листа как носителя и хранителя газетной информации.
Попытка эта не представляет серьезной угрозы существованию газеты уже потому,
что владелец телевизора пока еще не в состоянии переносить его с собой как
газету. Однако это монопольное свойство газеты подвергается опасности с другой,
неожиданной стороны.
Наряду с убыстрением процесса компьютеризации
населения России начался столь же интенсивный процесс его мини-телефонизации. В
течение нескольких лет с феноменальной быстротой миллионы наших граждан – прежде всего молодых –
обзавелись мобильными телефонами, которые становятся одним из важнейших средств
личного и делового общения. Уже можно встретить владельцев мини-телефонов,
которым предоставляется возможность не только слышать своих собеседников, но и
видеть их лица на мини-экранах. Нет сомнения, что в недалеком будущем мобильные
телефоны будут использоваться для передачи и получения небольших текстов, в том
числе документов, а также изображений. А через короткое время мини-телефония
станет новым чрезвычайно удобным средством передачи оперативной новостной
информации. Это, конечно, облегчит работу газетных репортеров, передающих свою
информацию в редакцию, но одновременно откроет широкие возможности для желающих
оперативно и непрерывно получать новости в любом месте, где находится владелец
такого мобильника. Несомненно, пройдет немного времени для того, чтобы такой
мини-телефон был оснащен устройством, позволяющим его владельцу при желании
перенести текст сенсационной или любой другой информации на ее бумажный
носитель. Мини-телефон совместит таким образом, кроме своей основной функции
общения, возможности мини-газеты, мини-телевизора и мини-радиоприемника.
Конечно, полностью заменить газету он не сможет, но для человека с недостаточно
высоким уровнем образования и невысокой потребностью в информации возможностей
этого аппарата будет достаточно.
Интернет-издание предоставит читателю полную свободу
выбора формы восприятия передаваемой информации. В том числе, при желании, в
печатной форме, в бумажном варианте. Желая сохранить сообщение, читатель может
напечатать его на бумажном листе – весь текст
сообщения, подборки, раздела или целой страницы и даже всего номера. Он получит
таким образом цельный бумажный номер газеты, который будет читать и
перечитывать или хранить его неопределенное время.
Заметим, кстати, что со временем может измениться
материал, на которым печатают газеты. Будем надеяться, что люди наконец
прекратят истреблять леса – легкие нашей планеты – и перестанут перерабатывать деревья на бумагу. Ее
заменят каким-нибудь пластиком, пригодным для восприятия и хранения печатных
знаков.
В библиотеках не будут больше хранить старые пыльные
комплекты газет за многие прошедшие годы. Содержание целых номеров, месячных и
годовых комплектов будет храниться в магнитных дисках, сконцентрированных в редакционных
и библиотечных дискотеках. Там сохранится вся информация о событиях прошлого,
весь аромат прошедших лет и столетий существования газеты. Газетные диски
облегчат международный обмен информацией – актуальной и
исторической.
Возможны несколько вариантов дальнейшего развития
газеты. Первый из них – будем считать его
оптимистичным: в процессе своего развития, при всех ее изменениях, газета в
течение нескольких ближайших десятилетий сохранится как особое средство
массовой информации, один из важнейших элементов системы СМИ, со своими
специфическими возможностями и социальной ролью. И второй вариант, назовем его
пессимистичным, – изменения средств массовой информации в нашем
обществе будут столь радикальными и столь быстрыми, что газета как особое периодическое
издание исчезнет, как, впрочем, и телевидение вместе с радио. На базе новых
технологий на их месте возникнет Мультимедиа – новое
универсальное средство массовой информации, сочетающее качества и возможности
газеты, журнала, телевидения, радио, сетевого издания, дающее человеку
возможность в любой момент получать в соответствии с его желанием, интересами и
потребностями новостную, аналитическую и образную информацию, текст и
изображение в любой форме – печатной, визуальной или
звуковой. Но ведь этот вариант является в действительности тоже оптимистичным.
Для воплощения этих или других вариантов в
действительность потребуются новые люди – новые
журналисты. Требования к ним возрастут – к их знаниям
и умениям, к их интеллектуальному и культурному уровню, к их профессиональному
мастерству. В том числе – к владению новыми техническими
средствами. Но в первую очередь, как и прежде, как в наше время, к их умению
получать информацию, осмыслять ее и создавать полноценные журналистские
произведения.
И конечно, к их пониманию своей ответственности за
результаты своей деятельности, к осознанию своей миссии в нашем обществе.
Чтобы соответствовать всем этим требованиям, придется
учиться – и переучиваться. В соответствии с потребностями
времени.