КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ
К разделу «Время и пресса»
1. В.В. Розанов и русская журналистика.
2. П.Б. Струве – издатель и журналист.
3. В чем проявилось своеобразие положения печати в период первой русской революции?
4. Почему период после Манифеста 17 октября русские журналисты считали «медовым месяцем свободы прессы»? Когда этот месяц кончился и почему?
5. Положение печати в период реакции.
6. Сборник «Вехи»: участники, затронутые проблемы. Полемика вокруг сборника.
7. Газеты и журналы России и Первая мировая война.
К разделу «Немного статистики»
1. Почему трудно определить точное число газет и журналов, издававшихся в разные годы в начале XX в.?
2. От чего зависел количественный рост изданий?
3. Почему органы периодики России часто были недолговечны?
К разделу «Правительство и печать»
1. Почему самодержавие долго не уделяло внимания правительственной прессе?
2. Основные правительственные издания начала XX века. Попытки создания новых.
3. Почему правительственную газету «Россия» П.А. Столыпин замаскировал под частное издание?
4. «Московские ведомости» в XX в.
К разделу «Направление и тип периодического
издания»
1. Роль выдержанного единого направления в журналистике XIX в.
2. Почему в начале XX в. направление перестает быть определяющей характеристикой периодического издания?
3. По каким признакам русские журналисты определяли тип газеты?
4. Типообразующие принципы, принятые в современной истории русской журналистики.
К разделу «Газета и журнал в системе
прессы...»
1. Когда и почему газеты начинают играть первую скрипку в системе русской прессы?
2. Какие прогнозы о будущем толстых журналов делались в начале XX в.? Оправдались ли они?
К разделу «Газетное дело и газетные люди»
1. Роль газет и журналов в системе прессы рубежа XIX и XX вв.
2. Причины усиления в начале XX в. внимания русских журналистов к газетам.
3. Из каких компонентов складывается тип газеты?
4. Почему «Русские ведомости» называли «органом русской интеллигенции»?
5. Основная программа «Русских ведомостей» на протяжении 50 лет.
6. Особенности организации редакционной работы в «Русских ведомостях».
7. Когда и почему произошло партийное размежевание прессы?
8. Почему центральными органами партии становились газеты, а не журналы?
9. Причины разочарования русских журналистов в принципе партийности.
10. Феномен А.С. Суворина и его газеты «Новое время» в русской журналистике.
11. Что имел в виду А.С. Суворин, называя свою газету «парламентом мнений»?
12. Издательская, редакторская и журналистская деятельность А.С. Суворина.
13. Причины успеха «Русского слова» под редакцией В.М. Дорошевича.
14. Почему «Русское слово» называли «фабрикой новостей»?
15. «Король русского фельетона» В.М. Дорошевич. Своеобразие его авторской манеры («Старый палач», «Дело о людоедстве» и др.).
16. Что такое «газета для улицы»? Первое в России подобное издание.
17. А.В. Амфитеатров. Творческий путь. «Господа Обмановы».
18. В чем секрет популярности «Газет-Копеек» среди широких слоев населения?
19. Где прошли первую журналистскую школу «король русского репортажа» Вл. Гиляровский и «король русского фельетона» В.М. Дорошевич?
К разделу «Русские издатели»
1. Кто из ведущих издателей занимался в основном изданием периодики?
2. Издательство И.Д. Сытина и журналистика.
3. Чем владел издательский концерн А.С. Суворина?
4. Организация издательского дела А.С. Суворина.
5. Кто владел самым высокотиражным русским журналом?
К разделу «Журналы “обычного русского типа”»
1. Роль толстого ежемесячника в системе журналистики начала XX в.
2. Энциклопедический и публицистический журнал начала XX в.
3. В каком журнале, когда и почему на первый план вышел отдел беллетристики?
4. Почему «Вестник Европы» называли «профессорским» журналом?
5. «Вестник Европы» в 1905 г. Партия демократических реформ и журнал.
6. Организация работы «Русского богатства» в XX в.
7. «Русское богатство» и создание партии народных социалистов.
8. «Мир божий» и «средний» человек.
9. «Легальные марксисты» в «Мире божьем».
10. Журналистская деятельность А.И. Богдановича.
11. На какого читателя рассчитывал «Журнал для всех»?
12. Почему «Журнал для всех» имел самый высокий тираж среди толстых журналов?
13. Издательская деятельность B.C. Миролюбова.
14. «Современный мир» и «Мир божий». Сходство и различие.
15. Почему «Современный мир» называли журналом «всех социал-демократов»?
16. Основные сотрудники «Русской мысли». 1-й и 2-й этапы истории журнала.
17. П.Б. Струве и «Русская мысль».
18. «Русская мысль» и сборник «Вехи».
19. Планы В.Я. Брюсова по созданию журнала критики.
20. Попытка А.В. Амфитеатрова возродить «Современник» Н.А. Некрасова. Причины неудачи.
21. A.M. Горький и журнал «Летопись».
22. Полемика вокруг статьи A.M. Горького «Две души».
К разделу «Тонкий еженедельник...»
1. Что вызвало к жизни рост еженедельных журналов в начале XX в.?
2. В чем редакция «Нивы» видела предназначение журнала для семейного чтения?
3. «Нива» и ее приложения.
4. Первые десятилетия истории современного журнала «Вокруг света».
5. Идея космических полетов К.Э. Циолковского и журнал «Природа и люди».
6. Почему научно-популярные журналы пользовались большим вниманием читателей?
7. Союз подписчиков «Вестника знания» – прообраз общества «Знание».
8. «Сатирикон» и «сатириконцы».
9. Какую память о себе оставили русские еженедельники?
К разделу «Журналы русского модернизма»
1. Чем вызвано появление нового в России типа журнала-манифеста?
2. Почему «Мир искусства» явился заметным явлением не только журналистики, но и культуры России начала XX в.?
3. Сотрудники «Мира искусства», их роль в развитии театра, живописи, литературы.
4. Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус в «Новом пути».
5. Революция 1905–1907 гг. и журналы модернистов.
6. Почему В.Я. Брюсов создал литературный журнал без отдела беллетристики?
7. Роль В.Я. Брюсова в «Весах».
8. Полемика В.Я. Брюсова с В.И. Лениным.
9. Сотрудники «Золотого руна». А.А. Блок в журнале.
10. «Аполлон» – журнал-манифест акмеистов.
К разделу «Театральные журналы»
1. Почему на рубеже веков растет количество театральных изданий?
2. А.Р. Кугель и его журнал.
3. «Театр и искусство» и Московский Художественный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
4. Темы и проблемы журнала «Театр и искусство».
5. «Маски» и театр Ф. Комиссаржевского.
6. Кто такой доктор Дапертуто? Почему его журнал назван «Любовь к трем апельсинам»?
7. А.Блок в журнале В. Мейерхольда.