РУССКИЕ ИЗДАТЕЛИ НАЧАЛА XX в.

 

В начале XX в. русские издатели, редакторы, журналисты были обеспокоены тем, что когда-нибудь капиталисты-предприниматели окончательно завладеют печатью и организуют ее деятельность по образу и подобию других отраслей промышленности. Но они надеялись, что капитал, если и захватит, то только газеты. Журналы, особенно толстые, с их ярко выраженным политическим направлением, высоким авторитетом у читателей «представляют мало соблазна для предпринимателей-капиталистов: они существуют преимущественно для так называемой интеллигенции... они интересуют публику только своей идейной стороной и не могут служить ни орудием промышленного влияния, ни источником обогащения», так писал журнал «Вестник Европы» в 7-м номере за 1910 г. Однако капиталистические отношения проникали в журналистику все глубже, захватывая новые позиции, в том числе и в журнальных изданиях.

 

·        Издатель «Биржевых ведомостей» С.М. Проппер.

·        И.Д. Сытин и его роль в издании газет и журналов.

·        Издательская деятельность А.С. Суворина.

·        Издательская фирма А.Ф. Маркса.

·        Усиление роли банковского капитала в издательском деле.

 

На рубеже XIX и XX вв. значительно выросли затраты на открытие нового органа периодики, особенно газеты. Если в 80-е годы можно было обойтись начальным капиталом в 4050 тысяч, то к 1904 г. эта сумма выросла до 250300 тыс. рублей. Одному человеку это было не по силам. Именно поэтому в издательское Дело начали приходить предпринимательские фирмы, а к 1910-м годам усилилось участие банков в издании периодики, что особенно пугало журналистов и читателей.

Противостоять этому газеты и журналы пытались при помощи создания различных издательских обществ и товариществ. Подобные товарищества, куда входили ведущие сотрудники редакций, создавались в основном для издания самых влиятельных и серьезных газет и журналов. Но, как с горечью отмечал С.Н. Кривенко, «не пошли у нас артельные товарищеские предприятия, а те немногие из них, которые уцелели, совсем утратили артельный характер и превратились в предприятия в сущности чисто капиталистические»[1]. И.И. Ясинский многолетний сотрудник «Биржевых ведомостей» вспоминал, как издатель газеты С.М. Проппер решил создать подобное товарищество, он разделил капитал на множество паев, которые распространил среди сотрудников, а потом по дешевке скупил их обратно, снова став единоличным владельцем.

С.М. ПРОППЕР швейцарец, принявший русское подданство, одна из характерных фигур в издательском мире России. «Он чистокровный издатель, писал о нем С.Ю. Витте, под покровительством которого было выпущено первое издание “Биржевых ведомостей”. У него одна цель разбогатеть»[2].

Чтобы получить большую прибыль, Проппер выпустил второе издание газеты, рассчитанное на провинциальную публику, так как первое носило специальный характер и не пользовалось популярностью. Второе издание выпускалось в форме массовой газеты, имело хороший провинциальный отдел и многочисленные приложения. Одному из них журналу «Огонек» судьба уготовила длинную жизнь уже в другом государстве и в другой системе прессы.

И.И. Ясинский вспоминал: «Проппер как хозяин был, в сущности, несносен. Он во все вмешивался, называя себя только казначеем газеты, торговался с сотрудниками из-за каждой копейки, а особенно, если расходы выходили за пределы утвержденного им бюджета»[3]. Для того чтобы обеспечить своей газете объявления, он прибегал к шантажу, называя в биржевом отделе некредитоспособными фирмы, отказавшиеся давать ему объявления.

Один из известных в то время журналистов Л.М. Клячко (псевдоним Львов) описывал издательские приемы Проппера. В сентябре, перед началом подписной кампании, издатель приглашал в «Биржевые ведомости» всех популярных фельетонистов. Им сейчас же выдавались авансы, платился повышенный построчный гонорар, их часто и охотно печатали. «Подписку собрали “Мавр сделал свое дело”, тем более, что большинство подписчиков были годичные, так как годичным на более льготных условиях давались многочисленные приложения»[4].

С.М. Проппер и его газета «Биржевые ведомости» стали символом буржуазной прессы для современников.

Капиталистическим предприятием было издательство И.Д. СЫТИНА, но, в отличие от Проппера, Сытин имел репутацию просветителя, издававшего книги русских писателей и книги для народа. Этой славе способствовало происхождение Сытина крестьянский сын, он начал свою трудовую деятельность «мальчиком» в лавке купца Шарапова. С артелью офеней торговцев лубочной литературой для народа он исходил многие губернии юга России. Симпатии русского общества вызывал и факт близости Сытина к издательству «Посредник», существовавшему под эгидой Л.Н. Толстого. Основным делом И.Д. Сытина было его книжное издательство, где печатались произведения русских писателей, книги для народа, которыми торговали на ярмарках, календари. Став на ноги как издатель, Сытин начал заниматься и периодикой. Первым и самым любимым для издателя был журнал «Вокруг света», долгое время остававшийся в его личной собственности. Наибольшую известность ему и его издательству принесла газета «Русское слово», о которой уже было подробно рассказано. Сытинскому издательству принадлежали также журналы «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Для народного учителя», «Заря», «Мирок», «Модный журнал», «Нужды деревни», «Пчелка», «Искры» и т.д., часть из них была приложением к «Русскому слову». Кроме журналов, издательство принимало участие в выпуске газет «Дума», «Русская правда», «Правда Божия» и др. В последние годы перед революцией фирма Сытина имела в Москве газеты «Раннее утро» и «Вечерние известия». В 1916 г. Сытин купил издательство А.Ф. Маркса с самым распространенным в стране журналом «Нива». Фирма Сытина имела книжные магазины и отделения в Петербурге, Варшаве, Екатеринбурге, Иркутске, Киеве, Ростове-на-Дону, Одессе, Самаре, Саратове и на Нижегородской ярмарке.

Деятельность И.Д. Сытина хорошо изучена в современной науке. Ему посвящена большая интересная книга Е.А. Динерштейна «И.Д. Сытин», увидевшая свет в 1983 г. В начале 90-х переведено на русский язык обстоятельное исследование Чарльза Рууда «Русский предприниматель, московский издатель Иван Сытин», где собран очень большой материал и о деятельности издательства, и о газете «Русское слово».

 

И.Д. Сытин

И.Д. Сытин

 

В 1998 г. увидела свет еще одна книга Е.А. Динерштейна, посвященная деятельности уже другого издателя, «А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру».

В отличие от Сытина Суворин издатель периодики в первую очередь. Книжная продукция его издательской фирмы служила для поддержания материального положения газет и журналов Суворина, главной из которых являлось «Новое время». Он практически первый предприниматель, поставивший дело издания газеты на капиталистические рельсы. «Суворин был едва ли не единственным в России образцово и первооткрывательски буржуазным газетчиком»[5].

«Новое время» с его громадными ротационными и другими машинами, с его многочисленным контингентом служащих (конторщиков, метранпажей, корректоров и т.д.) и рабочих, с разными учреждениями для них (пенсионная касса, школа и т.д.) есть хорошо устроенная фабрика», писал Кривенко[6].

Суворин создал и возглавил один из первых в России газетно-издательских концернов. Начав выпускать «Новое время» в 1876 г., он в 1882-м основал издательство и наладил книжную торговлю. В издательстве, кроме книг, выходили «Русский календарь» и справочные издания «Весь Петербург», «Вся Москва» и «Вся Россия», публикации которых интересны и полезны и по сей день. Помимо своего основного детища, «Нового времени», А.С. Суворин издавал и финансировал «Земледельческую газету», газеты «Московский телеграф», «XX век», «Русская земля», «Маленькая газета», «Вечернее время», журналы «Исторический вестник», «Русское обозрение», «Наборщик и печатный мир», «Конский спорт», «Лукоморье» и др.

Кроме типографии, оснащенной самыми современными машинами, Суворин владел 30 тыс. десятин леса и бумажной фабрикой, что давало возможность обеспечивать концерн бумагой. Уже после смерти писателя, в годы Первой мировой войны, был прекращен ввоз бумаги из Финляндии, где производилось 80% всего бумажного запаса России, и многие газеты оказались перед проблемой бумажного голода. Суворинское издательство могло обеспечить себя само.

 

А.С. Суворин в 1876 г.

А.С. Суворин в 1876 г.

 

Издатель периодики хорошо понимал значение отлаженной системы распространения прессы. В стране с огромными расстояниями и слабо развитой сетью железных дорог это было делом непростым.

Почтовые пересылки стоили дорого, на них уходило до 18% подписных денег. Когда на рубеже веков начала распространяться розничная торговля газетами и журналами, ее удалось наладить в основном в столицах, в провинцию печатная продукция доходила плохо[7]. В 1913 г. розничная продажа велась в 409 из 1280 городов России.

Учитывая все это, Суворин создал собственное Агентство по распространению своей печатной продукции. Он купил право продажи издаваемых им газет и книг на железных дорогах страны. В это время в России было 60 железных дорог, на 44 из них была организована продажа книг, газет и журналов в 600 киосках, поставленных на железнодорожных станциях, пристанях и курортах. Эта сторона деятельности Суворина вызвала много недовольства среди других издателей.

Издательство Суворина имело отделения в Москве, Одессе, Харькове, Саратове, Ростове-на-Дону. Такое большое дело трудно было вести одному человеку, поэтому в 1911 г. было учреждено издательское, типографское и книготорговое «Товарищество “Новое время”» с основным капиталом в 4 млн. рублей. Среди пайщиков, кроме семьи Сувориных, были А.И. Гучков, Н.Н. Шубинский, С.Г. Морозов, А.А. Столыпин, Н.Л. Барк, а также Волжско-Камский коммерческий банк. Но в делах царил хаос, который усилился после смерти Суворина в 1912 г. Конечно, такое огромное дело не могло функционировать без сбоев и неприятностей. Некоторые сотрудники были замешаны в финансовых спекуляциях, другие входили в правления банков, что в глазах современников было страшным грехом. В 1914 г. бывший сотрудник газеты В. Снесарев выпустил скандальную, «разоблачительную» книгу о беспорядках в издании газеты «Мираж “Нового времени”».

Надо отметить, что крупнейшие русские издатели создали фирмы, по характеру очень похожие на те, которые существуют в наше время в развитых странах мира. Среди современных издательских концернов специалисты различают «горизонтальные» и «вертикальные». «Горизонтальные» объединяют периодику и необходимые для ее издания сферы производства. «Вертикальные» являются конгломератом, «объединением технологически не связанных между собой сфер деятельности»[8]. Таким конгломератом было и издательское предприятие Суворина. Кроме предприятий по производству и распространению периодики и книг, ему принадлежал театр, которому он отдавал много души, времени, сил и средств.

Но при всем своем предпринимательском характере издательское дело Суворина отличалось от появившихся в XX в. издательских фирм, целью которых было получение прибыли и только. Суворин был, наверное, последним в русской журналистике предпринимателем, который в одном лице совмещал три роли издателя, редактора и автора своей газеты. Недаром Слонимский в опубликованной в «Вестнике Европы» статье «Периодическая печать и капитализм» назвал его «идейным капиталистом». «В ...богатой газете... (имеется в виду «Новое время». С.М.) издавна применяется хотя и без достаточной последовательности принцип участия постоянных сотрудников в доходах издания в качестве пайщиков. Если не в настоящем, то для будущего в высшей степени желательно стремиться к повсеместному и систематическому применению того же руководящего начала»[9]. Е.А. Динерштейн в своей книге сообщает интересные и мало известные сведения о социальной сфере, развитой на предприятиях Суворина. Содержание типографии ему обходилось дороже, чем другим, так как ставки заработной платы у него были выше по сравнению с остальными. Рабочие жили в артельных квартирах, бесплатно пользовались освещением и некоторыми коммунальными услугами, имелись страховая касса, библиотека, аптека с бесплатной выдачей лекарств, свой врач и фельдшер[10].

Популярным в стране было издательство А.Ф. МАРКСА, создавшего самый читаемый журнал «Нива», который выпускался с огромным количеством разнообразных приложений. Причем в «Ниве» А.Ф. Маркс выступал не только как распорядитель финансовой части журнала, но и сам, по свидетельству сотрудников, прочитывал все материалы, поступившие в редакцию, решал вопросы о покупке произведений для журнала и своего издательства. Современники отмечали роль издателя «Нивы» в просветительской деятельности. Но скандальную известность, омрачившую память об издателе на долгие годы, получила покупка Марксом всех прав на издание произведений А.П. Чехова сроком на 50 лет. Чехов это соглашение подписал, но современники считали, что при заключении этого договора писатель оказался в большом проигрыше. Много статей и книг, посвященных этому соглашению, вышло в 1904 г. после смерти Чехова и Маркса, писали об этом и в советское время.

Известным издателем был П.П. Сойкин, выпускавший книги и журналы, самым популярным из которых стал журнал «Природа и люди».

Почти все издательские фирмы начинались в конце XIX в. как дело одного человека, впоследствии превратившись в акционерные компании, они продолжали носить имя основателя. В 1910-х годах возникает большое количество настоящих акционерных обществ, имеющих определенное количество пайщиков. Акционерное общество «Издатель» выпускало «Новости» и «Сын Отечества». К нему примыкало крупное бумажное производство Пализена. Бумага, производимая на его фабриках, сразу же шла в собственную типографию, где выпускались две газеты, журнал «Живописное обозрение» и книги.

Акционерным обществом было издательство «Копейка» в Петербурге, владевшее, кроме «Газеты-Копейки», журналом «Солнце России» и книгоиздательством. На акционерных началах было организовано Московское издательство, имевшее типографию, книгоиздательство, газеты «Коммерсант», «Вечерние известия», «Трудовая копейка», журналы «Женское дело» и «Детский мир».

Капитал начал проникать и в провинциальную прессу, например «Приазовский край» издавался Донским акционерным обществом печати и издательского дела.

К 19081914 гг. усиливается роль банковского капитала в издательском деле. Частные издательства все больше вытеснялись трестами, в которых первую скрипку играли банки. Банки и банкирские дома начали прибирать к рукам даже самые «идейные» органы прессы, в том числе центральные органы различных партий. Газета «Речь» центральный орган партии кадетов за первые годы выхода потерпела огромные убытки, ее основатель и первый издатель инженер Ю.Б. Бак разорился. Для поправки дел через одного из своих сотрудников «Речь» поддерживала связь с Азовско-Донским банком, а через члена правления М.М. Винавера еще с несколькими банками. Это вызывало нападки недоброжелателей партии и ее газеты. Банкирский дом П.П. Рябушинского финансировал ряд московских газет, «Голос Москвы» существовал на средства братьев Гучковых.

Начал проникать в издательское дело и иностранный капитал. «Утро России» было связано с французскими и английскими банками; основанная в разгар Первой мировой войны «Русская воля» поддерживала отношения с германскими банками; хотя Россия и Германия были противниками, немецкие банки участвовали в финансировании черносотенного «Русского знамени», которое в обществе нередко называли «Прусским знаменем»[11].

Русские журналисты с тревогой следили за этим процессом. Старший сын А.С. Суворина А.А. Суворин (псевдоним Порошин) в эти годы издавал газету «Новая Русь», которая начала «крестовый поход» против банков, но она быстро закрылась из-за финансовых трудностей. После смерти Суворина его сыновья и наследники Михаил и Борис не удержали в своих руках «Новое время» и газету продали банкам. В 1915 г. в ее издании стал принимать участие русско-французский банк. Старший брат Алексей устроил братьям грандиозный скандал со стрельбой. Продажа «Нового времени» огорчила не только его, но и читателей. Вот что писал М.К. Лемке в книге «250 дней в царской ставке»: «Переход “Нового времени” в руки банков очень заботит офицеров. Что же они будут читать? ...Есть, говорят, какие-то другие частные газеты, “Русские ведомости”, например, но очень серьезные и там ровно ничего интересного»[12].

В неоднократно упоминавшемся докладе в Московском обществе русской прессы С. Мельгунов говорил: «Как щупальцы спрута, все теснее и теснее охватывают печать, а вместе с тем и писателя, различные промышленные и банковские синдикаты...».

Независимых, свободных от банковского капитала газет оставалось очень мало. Среди них «Русские ведомости» главный печатный орган русской интеллигенции, «Киевская мысль» и некоторые другие. Подобная независимость привлекала особые симпатии образованного, болеющего за судьбы страны читателя.

Несмотря на «деспотизм капитала», который подчас пугал больше, чем «деспотизм самодержавия», русская пресса, и в том числе газеты, продолжали жить и развиваться.

 

к содержанию << >> на следующую страницу



[1] Русская мысль. 1906. №10. Отд. II. С. 3.

[2] Витте С.Ю. Воспоминания. Т. III. С. 367.

[3] Ясинский И.И. Роман моей жизни. С. 288.

[4] Львов Л. За кулисами старого режима. – Л., 1926. С. 77–78.

[5] Соловьева И. Шитова В. А.С. Суворин: портрет на фоне газеты. Вопросы литературы. 1977. №2. С. 172.

[6] Русская мысль. 1906. №10. Отд. II. С. 45.

[7] См.: Голомб Э.Г., Фингерит Е.М. Распространение печати в дореволюционной России и Советском Союзе. – М., 1967. С. 26–27.

[8] См.: Журналистика в буржуазном обществе. – М., 1976.

[9] Цит. по кн.: Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек сделавший карьеру. – М., 1998. С.62.

[10] Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек сделавший карьеру. – М., 1998. С.62.

[11] См.: Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. С. 67–69.

[12] Лемке М.К. 250 дней в царской ставке. – Пг., 1920. С. 476.

Hosted by uCoz