НАПРАВЛЕНИЕ
И ТИП ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ
Что такое направление и тип периодического
издания? Что надо исследовать в первую очередь при изучении газет и журналов?
Об этом много спорили специалисты по истории журналистики в 60–70-е
годы XX в.
Термин «тип» был достаточно новым в те годы,
и сфера его употребления не очень ясна. Но, как оказалось, русским публицистам
это понятие было знакомо уже в самом начале XX в., оно встречается в статьях,
посвященных периодике. Они выделяли основные черты изданий, характеризующих тот
или иной тип газеты или журнала.
Названия выделенных ими типологических групп хотя и устарели, но легко переводятся на современную терминологию, потому что сама суть разных типов повременного издания уловлена журналистами начала XX в. достаточно точно.
·
Направление
периодического издания.
·
Классификация
и типология.
·
Русские
журналисты в типологии и типах.
При
изучении журналистики XIX в. исследователи, прежде всего
обращают внимание на направление периодического издания. Это объясняется тем, что
почти целый век в русской печати господствовал один тип издания – толстый ежемесячный журнал,
представленный такими его разновидностями, как энциклопедическое или
публицистическое издание. Подобное единообразие не требовало типологических
исследований каждого отдельного ежемесячника. Аудитория таких изданий – практически однородная до 80–90-х годов XIX в. – была очень хорошо известна
издателям.
Завоевать своего читателя журнал мог только при помощи четко выдержанного направления, т.е. серьезно разработанной, целостной системы взглядов.
К концу XIX в. значительно расширяется читательская аудитория, потребности которой в информации один тип издания удовлетворить уже не может. Развитие науки, искусства, литературы требовало появления новых типов периодики, более подробно освещающих эти сферы деятельности.
Усложнившаяся общественная и политическая жизнь России вызвала появление разнотипных газет и журналов, которые для своей аудитории, тоже разнотипной и по составу и по степени образования, должны были рассказывать о событиях, и комментировать их. Давать злободневную информацию о событиях – это функция газет, комментировать, обобщать газетную информацию – преимущественно задача журналов.
Но с развитием системы журналистики на рубеже XIX и XX вв. появляются многочисленные издания, которые не только отражают развитие русской культуры, но и сами становятся показателями культурного уровня развития общества. В первую очередь, это издания, посвященные разным проблемам литературы и искусства, научно-популярные и некоторые другие. Решение задач, стоящих перед подобными периодическими изданиями, не требует четкого идеологического направления. Идеологическая определенность часто ставит журнал или газету на грань закрытия или приостановки. Поэтому классификация «по направлениям» изданий для семейного чтения, для самообразования, научно-популярных, эстетических, театральных, художественных, к сожалению, встречающаяся в работах по истории русской журналистики, является искусственной, искажает общее представление об издании.
Четкость и определенность направления, которое остается важной характеристикой общественно-политического издания, в XX в. начинает размываться: в одном органе периодики может не совпадать направленность разных частей, например беллетристики и публицистики, и даже разных отделов. Такие факты отмечены исследователями печати этого периода. Кроме того, в изданиях, выходящих по 30 и более лет, направление зачастую менялось в связи с политическими событиями или с приходом в редакцию новых сотрудников.
В конце 1905 г., после возникновения различных политических партий, многие газеты и журналы характеризует однородность уже не типа, как в XIX в., а направления. Девять десятых органов прессы поддержали партию кадетов – партию народной свободы – и начали пропагандировать ее взгляды. Это длилось недолго, но такой факт затрудняет определение направления каждого издания. Либерально-буржуазные и демократические газеты и журналы часто отличались друг от друга тончайшими нюансами, оттенками, тем более трудно уловимыми, что комплекты большинства изданий начала XX в. не прочитаны, их публикации не изучены. Таким образом, исследование прессы этого времени по типологическому принципу должно предшествовать выяснению направления каждого издания.
Если при определении направления важно изучение содержания публикуемых на страницах газет и журналов статей, то при типологическом подходе основное внимание уделяется особенностям самого органа периодики. В зависимости от того, журнал это или газета, рассчитано издание на образованного, интеллигентного читателя или широкие массы, мало подготовленные к чтению периодики, пишет оно об общественно-политических проблемах или знакомит с научными открытиями и достижениями культуры, меняется содержание публикации, манера изложения, форма подачи тех или иных идей.
Тип, по определению Энциклопедического словаря – образец, модель, обладающая существенными признаками. Характеристики различных типов изданий, попытки выделить их основные признаки можно найти в работах по истории и практике русской и зарубежной журналистики, но, к сожалению, бесспорного определения типа издания и точного перечня типообразующих элементов в современной литературе нет. «В чистом виде тип встречается редко, обычно мы имеем дело с индивидуализированными разновидностями типа, смешанным типом... Каждое конкретное издание может иметь свое лицо при некой типологической общности»[1].
Много споров вызывает содержание двух близких понятий – «типология» и «классификация». Классификация – разделение системы журналистики на определенные группы изданий, объединенные сходными признаками. «При типологическом подходе объекты... должны быть расположены, отграничены друг от друга, но и поставлены в некоторую особую, характерную для каждого конкретного случая связь»[2]. Именно связь всех изданий в системе журналистики позволяет печати в целом выполнять роль социального института государства.
Нет единого мнения в определении «существенных признаков», которые и образуют тот или иной тип, помогают отграничить одно издание от другого.
«Тип» и «направление» – понятия несовпадающие. Многие газеты и журналы похожие по типу, совершенно различны по направлению. Тип издания «в значительной степени автономен по отношению к идейно-политическому содержанию»[3].
При исследовании типа издания следует учитывать, что намерения редакции иногда меняются, перед изданием может быть поставлена иная цель или расширена аудитория, или изменена периодичность, т.е. типологические характеристики – величина непостоянная, тип одного и того же журнала или газеты бывает разным в определенные периоды истории.
Как уже отмечалось, деятели русской прессы начала XX в., свободно оперировали термином «тип» и хорошо представляли себе не только различные типы изданий, но и факторы, влияющие на их формирование. Одной из самых интересных публикаций на эти темы является статья А.В. Пешехонова «Русская политическая газета. Статистический очерк», напечатанная в журнале «Русское богатство» в мартовском номере за 1901 г. Статья была написана на основе реферата, прочитанного ведущим публицистом народнического журнала на общем собрании Союза писателей в ноябре 1900 г. Материалом для анализа послужили итоги переписи русских газет, проведенной в октябре этого года. «С каждым годом газета становится все более видной частью нашей литературы, все более важным фактором нашей общественной жизни. Вместе с тем нарастает и потребность в объективном изучении как исторического развития нашего газетного дела, так и современного его состояния. Методы такого изучения могут быть различны и в числе их метод статистический, по нашему мнению, так же должен иметь место», – писал Пешехонов в начале статьи[4].
В статистической части автор приводит очень много интересных подсчетов. Пешехонов использовал не все данные, он просматривал только газеты политические, частные, выходившие на русском языке не менее двух раз в неделю. В 1900 г. таких газет издавалось из них две – «Биржевые ведомости» и «Новости» – в двух изданиях, одна – «Одесские новости» – два раза в день. 21 газета выходила в столицах (14 – Петербург, 7 – Москва). Наиболее развитая политическая газетная пресса существовала на юге России, второе место занимало Поволжье, третье – Юго-Западный край и Прибалтика.
В статье газетные полосы анализировались по различным параметрам. Вот, например, интересные результаты: длина столбцов в номере газеты большого формата: в столичной – 2 м 81 см, в провинциальной – 1 м 24 см. За год длина столбцов составляет более четырех верст. Таких совершенно уникальных данных в статье очень много. Но гораздо интереснее выводы Пешехонова о том, что же формирует тот или иной тип газеты. Этим термином автор оперирует совершенно свободно, не объясняя его содержания, видимо, читателям его смысл был понятен.
Анализируя типы русских газет, Пешехонов выделил несколько «внешних признаков», по которым они различаются. Первый из них – периодичность. Столичные газеты выходили в основном ежедневно, провинциальные – от двух до шести раз в неделю. Увеличение числа ежедневных газет и переход к вечерним выпускам, т.е. выход одной газеты два раза в день – характерное явление для развития газет в начале 90-х годов. Второй признак – размер, третий – соотношение материалов на газетной полосе.
На основе скрупулезного анализа Пешехонов назвал основные типы русских газет, указав, что эти типы еще недостаточно развиты. Подробнее об этом будет сказано далее.