Глава 5

РЕЧЬ. ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

 

Типичные речевые ошибки

Особенности склонения имен числительных

Элементы актерского мастерства

Орфоэпия и техника речи

Орфоэпические нормы современного русского языка: ударение

Речь и дыхание

Артикуляция

Звук

Дикция

Вопросы и задания

 

Увлечение разговорной, а порой и жаргонной, лексикой – болевой синдром телевидения и радио последних лет.

Другим серьезным изъяном речи в эфире является языковая небрежность. Среди прочих – чрезмерная раскованность, стремление к эпатажности, увлечение иноязычной лексикой. Это – лишь краткий перечень негативных тенденций современного русскоязычного ТВ.

Бывший руководитель Дирекции информационных программ РТР Александр Нехорошев однажды отметил: «Самая серьезная трагедия, которую сейчас переживают телевидение и радио – это забвение русского языка. Мы самокритично обливаем себя помоями на ежедневных летучках, когда у нас случаются проколы. Я бы хотел, чтобы победа в области великого русского языка была бы окончательной и бесповоротной. Для меня это гораздо более важно, чем внешний вид ведущего».

Речевые ошибки для многих программ и телеканалов стали почти нормой, причем их совершают не только участники передач, которым это в некоторой степени простительно, но и сами журналисты – это уже профессиональный брак. Брак непреодолимый есть профессиональная непригодность.

в начало

 

ТИПИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

 

Речевой ошибкой является любое отступление от современной языковой нормы.

Под языковой нормой понимается общепринятое и формализованное (в словарях и учебниках русского языка) употребление слов, словообразований и синтаксических конструкций.

Типичные речевые ошибки. По мнению специалистов, наиболее типичные речевые ошибки на радио и телевидении можно разделить на несколько групп:

1.      Лексико-стилистические. Обусловлены обычно незнанием подлинных значений слов (присущих им в литературном русском языке), особенностей их сочетаний с другими словами, неправильными представлениями об устойчивых языковых оборотах. Простейшим примером этого типа речевых ошибок можно считать ставшее почти повсеместным смешение понятий «русский» и «российский», «киргизский» и «киргизстанский». Внимательное отношение к этим дефинициям позволяет понять, что они между собой отнюдь не синонимичны. К примеру, доходит до того, что правильное выражение: «узбекистанская авиация» воспринимается в редакциях как ошибка, а зрителями и слушателями – как нечто не вполне нормальное. Зрителя нужно воспитывать от случая к случаю (см. о воспитательной функции ТВ), коллегам – доказывать. Другой случай – неправильное словообразование: применение к понятиям «школа», «искусство», «образование» и т.д. прилагательного «элитный» (вместо литературного «элитарный»). Прилагательное же «элитный» применимо с точки зрения языковых норм к сортам растений и породам животных. Совершенно грубая, но, тем не менее, имеющая быть ошибка: смешение понятий «факт» и «фактор», употребление слова «обратно» вместо «снова» или «опять», ну и т.д. Очень часто случается неправильное применение глаголов типа: «извлечь ошибки», «облегчает боль» и т.п. Чрезвычайно распространенная в разговорной речи ошибка, перенесенная и в эфир: слово «пара» применимо лишь к тем предметам, которые существуют в парном виде: «пара глаз», «пара ног», «пара ботинок», но ни в коем случае не «пару лет», «пару человек» и пр. К этому же ряду можно отнести и нередко встречающееся неверное применение иноязычных слов, таких как «консенсус», «электорат».

2.      Морфолого-стилистические. Являются следствием нарушений правил образования различных форм слова. Особенно часто встречаются при употреблении имен числительных. Эта группа ошибок в силу их распространенности достойна особого внимания, ну, а объясняется этот грустный факт непрофессионализма достаточно просто: незнанием особенностей склонения этой части речи.

в начало

 

ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

 

В составном количественном числительном изменяется каждое слово.

Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Имен. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

 

При склонении дробных числительных изменяются обе части.

Имен. – Три пятых.

Родит. – Трех пятых.

Дат. – Трем пятым.

Винит. – Три пятых.

Твор. – Тремя пятыми.

Предл. – (о) Трех пятых.

 

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.

 

При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.

«Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе).

«Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).

 

Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей.

Имен. – Полтора метра, полторы тонны.

Родит. – Полутора метров, полутора тонн.

Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. – Полтора метра, полторы тонны.

Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

 

Собирательные числительные употребляются: – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

        с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные;

        с существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);

        с существительными имеющими форму только множественного числа;

        с личными местоимениями;

        с названиями детенышей животных;

        в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

        с существительными, называющими парные предметы;

        с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.

 

Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.

В сочетании с предлогом «по» неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.

Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.

 

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных.

Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый»).

В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов» и «н».

Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный», «миллионный», «миллиардный», пишутся слитно.

Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму.

При наличии сочетания «с половиной», за которым следуют «тысячный», «миллионный», «миллиардный», получается сочетание типа «Семи с половиной тысячный».

 

ÜÜÜ

 

Кроме употребления числительных, среди ошибок этой группы нередко встречается неправильное склонение существительных, обозначающих названия многих национальностей.

Правильно не «много Грузинов», а «много грузин»; не «мало осетинов», а мало «мало осетин» и др.

 

3.      Синтаксико-стилистические. Ошибки этого типа возникают в результате нарушения норм управления, согласования, а также неправильного соединения однородных членов предложения. Типичными являются ошибки, допускаемые при употреблении деепричастных оборотов. Весьма распространенной является ошибка такого рода. Существительное в родительном падеже употребляется с предлогами «согласно» и «благодаря». Имя существительное в сочетаниях с предлогами «согласно» и «благодаря» употребляется в дательном падеже.

Примеры часто употребляемых ошибочных словосочетаний:

«Утверждает о том...» – Правильно сказать: «Утверждает, что...»

«Привели в ситуацию» – Правильно сказать: «Привели к ситуации...»

Неправильно: «Слушая оратора, возникает мысль...» Правильно: «Когда я слушаю оратора, у меня возникает мысль...»

Неправильно: «Согласно договора». Правильно: «Согласно договору».

Ненормативным является широкораспространенное сочетание «представляет из себя». Правильно: «Представляет собой».

 

4.      Фоностилистические. Это многочисленные нарушения норм ударения (см. ниже). Наиболее универсальным правилом для журналиста здесь может быть одно: не лениться заглянуть в словарь ударений даже в том случае, когда нет и тени сомнений.

 

ÜÜÜ

 

Еще одним замечанием, относящимся к сфере речевых норм, является употребление лишних слов.

Это такие слова как «порядка», «в районе», «где-то» и другие. Без них вполне можно обойтись, их употребление размывает смысловую нагрузку текста, лишает его четкости изложения.

Например, из предложения «Эта тема сейчас как бы не актуальная» остается неясным: актуальна тема, о которой идет или пойдет речь, или все-таки нет.

в начало

 

ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

 

Определенный артистизм, безусловно, необходим репортеру даже при работе за кадром, в голосе.

Но если при использовании закадрового текста непосредственно на зрителя работает только интонация, то в stand-up'е артистических навыков потребуется поболее.

Одна из задач, которую решает корреспондент своим выходом в эфир – убедить зрителя в правоте той информации и/или точки зрения, которая заложена в сюжет. Отсюда самым естественным образом следует, что неуверенное поведение корреспондента, работающего в кадре и даже неуверенные интонации в голосе мало способны убедить зрителя в вашей правоте. Конечно, переигрывать тоже вряд ли стоит. Если речь идет о чем-либо драматичном, даже трагичном, нелепо будет выглядеть жизнерадостный бодрячок в кадре. Характер поведения должен соответствовать атмосфере и в любом случае быть достаточно сдержанным. Наиболее оптимальна некоторая внешняя отстраненность – особенно, если в самом тексте, вынесенном в stand-up, и без того хватает поводов для эмоций. Уверенность, решимость, иногда даже безаппеляционность, должны, прежде всего, говорить о собственной уверенности в правоте произносимых вами слов. Легче всего это происходит, если вы на самом деле оказались неравнодушны к происходящему и доносите до зрителя некие мысли (либо работающую на конкретную точку зрения информацию), которые вами выстраданы, пропущены через себя. В этом случае, ваша работа оказывается вполне идентична работе на сценической площадке, будь то театр или кино.

Однако, вышеописанная ситуация, конечно, является идеальной и случается на практике не особенно часто. Чрезвычайно полезными для корреспондента могут быть несколько уроков, взятых у профессиональных актеров. Необходим минимум владения своей мимикой, умение очень легким, ненавязчивым, жестом, движением головы и т.д. подчеркнуть произносимое в микрофон.

Один из наиболее неприемлемых вариантов: произнося текст в кадре, вы сбиваетесь и смущенно заглядываете в свои записи. Уж лучше сделать это открыто, так, чтобы у зрителя не осталось ощущения, что он поймал вас за чем-то неприличным. Именно поэтому редко когда есть смысл заучивать фрагмент текста сюжета, который вы выносите в кадр. Заучивание частично может быть оправдано лишь в том случае, когда содержание текста настолько ответственно, что любое смещение акцентов может пойти во вред реальному развитию событий. Да и то, в таком случае можно обыграть обращение к блокноту так, что это будет выглядеть естественным.

Если вы произносите непривычные, как правило, иноязычные, географические понятия или имена, которые встречаются очень редко или вообще еще не звучали в СМИ, смело прочитайте их из блокнота прямо в кадре. Это тем более относится к каким-либо цифровым данным. Правда, если вы ведете речь о том, что уже на слуху у зрителя, иноязычность названий и имен оправданием являться не будет.

Категорически неприемлемо обращение в кадре к блокноту в том случае, если произносимое вами состоит из оценок, прогнозов и т.д.

Зритель вправе задаться вопросом: как этот человек может давать оценки и делать прогнозы, если он с ситуацией-то знаком лишь по бумажке... Вообще же, самое главное – не переиграть. Главное, в чем необходимы тележурналисту драматические навыки, это, конечно, речь.

Журналист, работающий в кадре, делает это так, как К.С. Станиставский советовал актерам: «артист действует на сцене словом, с помощью интонаций (повышение и понижение), ударений и пауз (остановок)». Это действие напрямую связано с текстом, характер которого и определяет необходимость изменения интонаций, присутствия в речи ударений и пауз.

Важную роль играют здесь правильно примененные в тексте знаки препинания, поскольку, по тому же К.С. Станиславскому, «прямое назначение знаков препинания группировать слова фразы и указывать речевые остановки или паузы. Они различны не только по продолжительности, но и по характеру. Последний зависит от той интонации, которая сопровождает речевую остановку.

Иначе говоря, каждый знак препинания требует соответствующей ему характерной для него интонации...»

«Случалось ли вам слышать простую речь, без особых голосовых повышений и понижений, без широкой тесситуры, без сложной фонетики, графики, которые так важны в области слога? Однако, несмотря на отсутствие всех этих элементов, простая речь нередко производит впечатление. В чем же ее секрет и сила? В ясности воспроизводимой мысли, в отчетливости и в точности выражений, в логичности, в последовательности, в хорошем построении фраз, в их группировке и конструкции всего рассказа».

Ударение – выразитель жизни в речи, пишет дальше К.С. Станиславский. «Ударение – элемент точности в речи».

Другим показателем точности речи являются паузы. А наилучшим показателем для их распределения являются знаки препинания – конечно, в том случае, когда они правильно расставлены в тексте.

Длительность пауз, обусловленных знаками препинания, зависит от важности, значительности, содержательности, сути и смысла фрагментов текста, разделяемых знаками препинания. Естественно, что длительность пауз, указателями которых являются знаки препинания, - величина относительная, не поддающаяся простому математическому учету.

в начало

 

ОРФОЭПИЯ И ТЕХНИКА РЕЧИ

 

Всякому искусству предшествует техническое умение.

Техника речи – это набор практических навыков а области дыхания, артикуляции, дикции, постановки голоса и т.д.

К технике речи самое прямое отношение имеет орфоэпия – раздел науки о языке, занимающийся определением произносительных норм (от греческих слов orthos – правильный, прямой, и epos – речь).

С.И. Ожегов дает следующее определение «культуры речи»: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е., наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е., само подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».

Под литературным языком понимается тот, что, в отличие от региональных и социальных диалектов, имеет четко отработанные нормы.

Просторечие, подразумевает отклонения от литературной нормы, другими словами – недостаточное владение литературным языком.

Соблюдение норм произношения является необходимым условием для языкового общения. При всей гениальности текста, искажение звуков, неправильная расстановка ударений, неправильное произношение будут мешать восприятию слушателя. Это как раз область действия законов и правил орфоэпии. Другими словами, орфоэпия изучает и определяет как норму специфические явления устной речи, которые на письме обычно не отражаются. Это нормы произношения и ударения.

Основные нормы современной устной речи определил разговорный язык Москвы, сложившийся к 17-му веку.

В Петровскую эпоху русский язык становится национальным – однако, это относится преимущественно к устной речи, литературным письменным языком продолжал оставаться славянский.

Примерно к середине 18-го века происходит некое слияние церковнославянского и бытового языков и образуется новое языковое явление, пригодное для разных речевых назначений.

Окончательно нормы русского литературного произношения устанавливаются в пушкинскую эпоху. В 40-х годах 19-го века меняются взгляды на диалектную речь, за счет которой идет дальнейшее обогащение речи. Литературная бытовая речь признается культурной ценностью. Носителем эталонов культурной речи остается дворянская интеллигенция.

Впрочем, уже во 2-й половине века в культурной жизни страны появляется новая сила – разночинцы. Их влияние на развитие речи совпадает с усилением роли Петербурга как нового центра развития нации. Уже устоявшиеся орфоэпические формы оказываются под влиянием петербургского произношения. В противоборстве двух тенденций – разночинской, петербургской, и дворянской, московской, рождается общий эталон – театральная речь.

Толковый словарь В. Даля уже становится едва ли не самой любимой книгой интеллигенции. Сложный и противоречивый процесс демократизации орфоэпических норм начался после 1917 года. Установившаяся прежде произносительная норма отвергается как устаревшая, буржуазно-дворянская, пострадала даже театральная, сценическая речь – театральная среда пополняется за счет художественной самодеятельности. В то же время, резко возрастает роль устной речи. Слово становится главным агитатором и пропагандистом новой жизни.

Возрастание роли устного слова совпадает с периодом бурного развития радиовещания. В 20–30-е годы именно радиовещание начинает определять уровень речевой культуры.

Важнейшим фактором развития языка является и многонациональный характер страны.

Русский язык является средством межнационального общения, потому-то и возрастает потребность в закреплении единых произносительных норм.

Распространителем единого произношения становится радио, его дополняет кино, позже – телевидение.

Социально-политические изменения, связанные с распадом СССР, влекут изменения и в речевой культуре.

Орфоэпическая норма утрачивает какие-то устаревшие черты, вырабатывая при этом новые.

Главная тенденция нового времени – демократизация, стремительное приближение радио- и телевизионной речи к живому разговорному языку.

Стремление к разговорности делает речь живой, образной, из речевого оборота изымаются штампы и стандарты. Однако, если это стремление не подкреплено серьезным знанием основ орфоэпии, возникает ситуация речевой вседозволенности.

Телевидение и радио начинают тиражировать речевые ошибки. Особенно свойственно это явление небольшим региональным студиям, где зачастую в эфире работают люди, не имеющие соответствующего образования, специальной подготовки. Доходит до того, что интервьюируемый участник программы говорит с соблюдением литературных норм, а корреспондент или ведущий о данных нормах и не слышал никогда. Хотя речевые ошибки могут быть простительны как раз участнику программы, как непрофессионалу, но никак не корреспонденту или ведущему.

В современном телевидении высок удельный вес неорганизованной речи – интервью, выступления экспертов, экспресс-опросы, прямые эфиры и т.д. Именно в качестве противовеса этой неорганизованной речи, журналист должен соблюдать норму как часть общей гармоничной картины явления, называемого живым русским языком.

в начало

 

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА: УДАРЕНИЕ

 

1.      Основные правила

В слове может быть только один ударный слог.

В русском языке ударение разноместное, оно может падать на любой слог слова.

Хохотушка

Автомобиль

Сердце

 

В русском языке ударение подвижное, оно может перемещаться с одного слога на другой при изменении слова.

Окно Окна

Рука – Руки

Передал – Передала

 

Ударение может изменять смысл слов.

Замок – Замок

Мука – Мука

 

Исключения: В сложных словах, имеющих 2–3 корня, есть главное ударение и второстепенное, побочное, менее сильное, чем главное.

Радиовещание

Бронетранспортер

Аэрофотосъемка

Общедоступный

 

Некоторые приставки иностранного происхождения, а также приставки сверх-, после-, могут нести на себе побочное ударение.

Ультразвуковой

Антитеррористический

Сверхмощный

Послеоперационный

 

Сложные слова, давно вошедшие в русский язык и ставшие общеупотребительными, имеют только одно, главное ударение.

Самолет

Паровоз

 

С одним ударением произносятся двусоставные числительные.

Восемьсот

Девятьсот

 

Распространенным недостатком речи является неверная постановка ударений в целом ряде слов.

 

НЕВЕРНО:

ВЕРНО:

Звонит

Звонит

Спала (от спать)

Спала

Начал

Начал

Договор

Договор

Знамение

Знамение

Духовник

Духовник

Каталог

Каталог

Жалюзи

Жалюзи

Красивее

Красивее

Обеспечение

Обеспечение

Углубить

Углубить

Ходатайствовать

Ходатайствовать

Украинский

Украинский

Эксперт

Эксперт

Простолюдин

Простолюдин

 

Однако, встречаются слова с традиционно измененными ударениями – «профессионализмы» – употребляемые в общении людей некоторых профессий:

у моряков:

компас – вместо компас

рапорт – вместо рапорт

боцмана – вместо боцманы

 

у горняков:

добыча – вместо добыча

 

у бухгалтеров:

квартал – вместо квартал

 

2.      С предлогами и союзами

Предлоги, иногда союзы и союзные слова, состоящие в основном из одного слова, частицы и отрицательная частица «не» обычно произносятся слитно со словами, перед которыми пишутся, и не несут ударения.

На полу

Со словами

Правда ли

Не понимает

 

Иногда предлог «перетягивает» на себя ударение со следующего за ним слова.

За голову

Без вести

Под руку

 

Проверить правильность постановки ударения в подобных случаях лучше всего с помощью словаря-справочника (см. список литературы).

 

3.      Произношение гласных звуков

В русском языке существует три положения, в которых находится гласный звук:

Гласный под ударением – произносится так, как пишется. Это долгий и сильный звук. В слове один.

Предударный гласный – произносится короче, менее активно, чем ударный. В слове один.

Безударный гласный – претерпевает ряд изменений, редуцируется.

Редукция качественное (изменение звучания) и количественное (изменение долготы и силы) изменение безударного гласного.

Безударных гласных в слове может быть несколько и они могут располагаться как перед предударным, так и после ударного.

Безударные гласные И, Ы, У, Ю, Э изменяются только количественно, то есть становятся короче в зависимости от их положения по отношению к ударному слогу.

Безударные гласные А, О, Е, Я редуцируются, то есть изменяются и количественно, и качественно. В их произношении может присутствовать йотация (йота) – краткий звук аналогичный Й.

 

Звук

Под ударением

Предударный

Безударный

В начале слова

А

как долгий звук А

короткий звук А

как средний звук между А и Ы

короткий звук А

О

как долгий звук О

как короткий звук А

как средний звук между А и Ы

короткий звук А

Е

как долгий звук Е, йота + Э

как средний звук между Е и И

как звук И

как звук между Е и И с йотацией в начале, йота+Е/И

Я

долгий звук Я йота+А

как средний звук между Е и И

как звук И

как звук между Е и И с йотацией в начале, йота+Е/И

 

Гласные Е, Я, Ё, Ю в середине слова между двумя согласными частично теряют йотацию. Йотация в этих гласных обязательно присутствует в начале слова. Йотация сохраняется и в середине слова при сдвоенных гласных, когда мягкий гласный стоит на втором месте, а также после мягкого и твердого знаков.

В современном русском языке фактом является иканье, т.е. совпадение после мягких согласных всех гласных (кроме У) в звуке близком к И (Е/И). (В старомосковском произношении господствовало эканье, совпадение предударных гласных в звуке Э).

Предударный звук А после Ч и Щ произносится как короткий звук Е/И. После Ш, Ж, Ц произносится как короткий звук А.

О других случаях редуцирования гласных звуков можно узнать в специальной литературе (см. список).

 

4.      Произношение согласных звуков

Согласные звуки Ш, Ж, Ц всегда произносятся твердо:

Ширина

железо

церковь

жеребенок

 

Исключение: в отдельных заимствованных словах и французских именах Ж произносится мягко:

Жюльен

Жюли

жюри

 

Согласные звуки Ч, Щ всегда звучат мягко:

Чудак

Чай

Щавель

щетка

 

Исключение:

Помощник – помошник

Всенощная – всеношная

 

В конце слова звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, З произносятся как парные глухие – П, Ф, К, Т, Ш, С, т.е. оглушаются:

дуб – дуп

любовь – любофь

глаз – глас

след – слет

 

Исключение:

бог – бох

 

Закон ассимиляции (уподобления): Если в слове или на стыке двух слов встречаются два согласных звука – глухой и звонкий или звонкий и глухой, то первый уподобляется второму (оглушается или озвончается).

Резко – реско

подружка – подрушка

град падает – грат падает

женитьба – женидьба

к голове – г голове

с дерева – з дерева

отбрить – одбрить

отдать – оддать

 

Ассимиляция не происходит перед сонорными Л, Р, М, Н и перед В:

из леса (а не ис леса)

к воде (а не г воде)

 

Звук Г под действием закона ассимиляции в словах мягкий, легкий и в производных от них переходит в Х, а не в К:

мягкий – мяхкий

легкий – лехкий

 

Сочетания согасных СШ, ЗШ в словах и на стыке слов произносятся как долгий (двойной) звук Ш (ШШ):

бесшумный – бе[шш]умный

из шубы – и[шш]убы

происшествие – прои[шш]ествие

 

Сочетания согласных СЖ, ЗЖ на стыке двух слов, а также приставки и корня, предлога и слова, произносятся твердо, как долгий (двойной) звук Ж (ЖЖ):

с женой – [жж]еной

изжога – и[жж]ога

разжигать – ра[жж]игать

с жалостью – [жж]алостью

В корне слова встречается твердое звучание (ЖЖ) и мягкое, более свойственное литературному произношению (Ж’Ж’):

дрожжи – дрожжы

вожжи – вожжы

брюзжать – брюжжать

жжет – жжот

 

Сочетания согласных СЧ, ЗЧ в корне слова и на стыке корня и суффикса произносятся как долгий Щ:

счастье – щастье

извозчик – извощик

исчезнуть – ищезнуть

считать – щитать

перевозчик – перевощик

Примечание: на границе предлога и слова или приставки и корня – как ЩЧ:

ни с чем – ни[щч]ем

из чайника – и[щч]айника

 

Сочетания СЩ, ЗЩ в словах и на стыке слов произносятся как двойной мягкий Ш (ШьШь) или двойной Щ (ЩЩ):

из щуки – и[щщ]уки

расщедриться – ра[щщ]едриться

 

Сочетание согласных ЖЧ произносится как Щ:

мужчина – му[щщ]ина

перебежчик – перебе[щщ]ик

 

Сочетание ТЩ в начале слова произносится как ЧЩ:

тщательно – [чщ]ательно

тщеславный – [чщ]еславный

 

Сочетания ТЧ, ДЧ в словах и на стыке слов произносятся как двойной зву Ч (ЧЧ):

летчик – ле[чч]ик

автоматчик – автома[чч]ик

матч – ма[чч]

 

Сочетания ТЦ, ДЦ произносятся как долгий, двойной Ц (ЦЦ):

двадцать – два[цц]ать

от отца – от о[цц]а

подцепить – по[цц]епить

 

Сочетания ТС, ДС произносятся как Ц:

детство – дет[ц]тво

приветствие – привет[ц]твие

заводской – завод[ц]кой

 

Глагольные окончания -ТСЯ, ТЬСЯ произносятся как ЦЦА:

боятся – боя[цц]а

приближаться – приближа[цц]а

заниматься – занима[цц]а

 

Сочетание ЧТ произносится так, как пишется.

Исключение: слово что и производные от него слова произносятся через Ш:

что – [ш]то

чтобы – [ш]тобы

кое-что – кое-[ш]то

 

Сочетание ЧН произносится, как правило, в соответствии с написанием.

Исключение: в некоторых словах – как ШН:

конечно – коне[ш]но

скучно – ску[ш]но

скворечник – скворе[ш]ник

нарочно – наро[ш]но

яичница – яи[ш]ница

 

также и в некоторых женских отчествах:

Ильинична – Ильини[ш]на

Кузьминична – Кузьмини[ш]на и др.

 

В современной русской речи допускается произношение некоторых слов как с ЧН, так и с ШН:

булочная – булошная

лавочник – лавошник

подсвечник – подсвешник

прачечная – прачешная

порядочный – порядошный

стрелочник – стрелошник

сливочный – сливошный

 

Произнесение через ШН характерно для старомосковского произношения, в современном языке проявляется тенденция к уменьшению числа слов с ЧН, употребляемых с ШН.

Двойные согласные в большинстве русских слов и на стыке слов произносятся как долгий удвоенный звук.

 

Выпадение одного из согласных в речи (особенно на стыковке слов) может повлечь искажение смысла:

вводить – водить

вволю – волю

от топота – от опыта

поддать – подать

в ванне – Ване

нас столько – настолько

их хор – их ор

вас спасти – вас пасти

поддержанный – подержанный

 

Примечание: в некоторых русских и во многих иноязычных словах двойной согласный только пишется, но не произносится:

гривенник – гривенник

миллионер – миллионер

Суббота – суббота

теннис – тенис и др.

 

В сочетании СТН выпадает звук Т:

лестница – лесница

грустный – грусный

местный – месный

возрастной – возрасной

областной – обласной

 

В сочетании ЗДН выпадает звук Д:

праздник – празник

поздно – позно

уездный – уезный

наездник – наезник

 

Примечание: возможен вариант с Д в словах:

Бездна

звездный.

 

В театральной речи Д опускается. Оба варианта правомочны. В сочетании СТЛ в ряде слов выпадает Т:

счастливый – щасливый

хвастливый – хвасливый

завистливый – зависливый

 

В сочетании НТСК, НДСК в некоторых словах выпадает Т или Д:

гигантский – гиганский

голландский – голанский

шотландский – шотланский

 

Слова здравствуйте, сердце, солнце имеют свои правила произношения:

здравствуйте – здраствуйте – выпадает В

сердце – серце – выпадает Д

солнце – сонце – выпадает Л.

 

С другими правилами произношения можно познакомиться в специальной справочной литературе.

в начало

 

РЕЧЬ И ДЫХАНИЕ

 

Механизм дыхания требует одновременной работы нескольких органов (носовая полость, гортань, трахея, легкие).

Цикл дыхания, состоящий из вдоха и выдоха, повторяется в состоянии покоя у взрослого человека 16–18 раз в минуту. При напряженной работе дыхание учащается.

В зависимости от участия в дыхательном процессе различных органов и групп мышц дыхание подразделяется на несколько физиологических типов: верхнереберное (ключичное), грудное, диафрагмальное, нижнебрюшное.

Отдельно выделяют фонационное, или речевое дыхание. Именно дыхание этого типа является основным источником энергии при образовании звуков речи.

Фонационное дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста, очередной вдох осуществляется без паузы.

При производстве звука струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути сомкнутые и напряженные голосовые связки. Благодаря колебанию голосовых складок, у голосовой щели в струе выдыхаемого воздуха образуются волны сгущения и разрежения, происходят колебания воздуха, которые и образуют звук.

Речевой выдох происходит в основном через рот, небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия небольшими порциями только при фонации некоторых отдельных звуков.

Общепризнанным типом дыхания при фонации считается реберно-диафрагмальный, который осуществляется за счет сокращения диафрагмы и межреберных мышц.

Естественное в жизни газообменное реберно-диафрагмальное дыхание при пении и речи должно быть изменено так, чтобы добиться наиболее благоприятных условий для деятельности голосообразующего аппарата. Основные критерии правильного фонационного дыхания:

·        не происходит перегрузки воздухом легких;

·        голосовые связки не вынуждаются приспосабливаться к давлению на них воздуха;

·        подсвязочное давление максимально смягчено;

·        дыхательные движения грудной клетки сведены к минимуму;

·        при изменениях голоса по высоте и силе затраты воздуха сведены к минимуму;

·        голосовые связки в процессе речи не изменяют свой функциональный режим;

·        в речевом процессе сохраняется участие всех дыхательных мышц;

·        грудная клетка и вся верхняя часть голосового аппарата освобождены от напряжения;

·        глоточная полость максимально расширения при необходимости.

 

Всем перечисленным требованиям отвечает так называемый «нижнебрюшной тип» дыхания, под которым подразумевается сокращение при фонации мышц нижнего отдела брюшной стенки для поддержания подсвязочного воздушного давления в состоянии равномерности и постоянства.

В отдельности в речевом процессе нет звука и дыхания. Есть звучащее дыхание.

Поэтому тренировки дыхания как самостоятельный процесс нецелесообразны и даже могут быть вредны. Первоначальный этап тренировки – артикуляция на выдохе (от артикуляции каждого гласного и согласного звуков до артикуляции сложных звуко- и слогосочетаний).

После отработки четкости произнесения каждого звука в сочетании с естественным мягким и свободным дыханием, можно начинать работать над голосом и дикцией.

в начало

 

АРТИКУЛЯЦИЯ

 

Гласные У – Ы – И – О – Э – А

В процессе образования гласных речевой канал открыт: все органы речи находятся в таком положении, при котором на пути выдыхаемого воздуха нет значительных преград, струя выдыхаемого воздуха сравнительно слаба.

При образовании гласных обязательна щель между зубами, губы не напряжены, раскрыты.

 

У. Губы сложены трубочкой, в виде воронки, язык сильно оттянут назад, воздух выдыхается в узкое кольцо губ.

 

Ы. Губы раскрыты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед (как при неправильном прикусе), воздух выходит в щель между зубами, а не в верхнее нёбо или зубы. Кончик языка оттянут назад.

 

И. Расстояние между зубами как и при произнесении Ы, но немного выдвинута вперед верхняя челюсть. Кончик языка упирается в нижние резцы. Струя воздуха направлена в щель между зубами, но не на верхние зубы.

 

О. Губы округлой формы, немного выдвинуты вперед. Воздух идет широкой «теплой» струей (так дыханием обогревают замерзшие руки).

 

Артикуляция гласных Э и А требует хорошо развитой и подвижной нёбной занавески, широко открывающейся глотки. Почувствовать поднятие нёбной занавески можно, если попытаться зевнуть с закрытым ртом или мычать, сомкнув губы и зажав пальцами нос.

 

Э. Губы раскрыты, зубы обнажены, расстояние между ними - большой палец, кончик языка располагается у нижних резцов. Нёбная занавеска приподнята, воздух направлен в отверстие между зубами.

 

А. Рот раскрыт. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, глотка широко раскрыта, нёбная занавеска поднята, язык лежит плоско.

 

Артикуляционные упражнения с гласными обязательно выполняются на выдохе. Предварительные физические упражнения на расслабление тела перед артикуляционными тренировками не рекомендуются. Просто обратите внимание на осанку: корпус без напряжения подтянут, плечи опущены и слегка отведены назад, спина прямая, низ живота слегка подтянут, руки и шея свободны, голова прямая. Вдох – только носом, выдох – только ртом.

Первый шаг в тренировке дыхания – освобождение легких от содержащегося в них воздуха. Для этого без напряжения выбрасываем воздух из легких, произнося при этом сочетание из двух согласных ПФ. Нижнебрюшные мышцы живота подтягиваются при этом внутрь и вверх, слегка нажимают снизу на органы брюшной полости, те – на диафрагму, которая, расслабляясь и увеличиваясь в размере, «выдавливает» воздух из легких. Сами легкие, в свою очередь, сокращаясь, «подталкивают» воздух, находящийся в бронхах и трахее.

Не следует «выжимать» воздух из легких до конца, это ведет к сдавленному звуку и последующему шумному вдоху. Следующее за выдохом расслабление мышц живота влечет за собой вдох (только носом) – бесшумный, плавный. Для начала тренировок не следует набирать много воздуха. Лучше всего ставить перед собой ассоциативные задачи. Вдох – вы улавливаете аромат цветка; выдох – дышите на руки, пытаясь их согреть, и т.п.

Вдохнув, таким образом, минимальное количество воздуха, выдыхаем его на каждую гласную отдельно. Во время выдоха воздушная струя должна быть направлена перед собой, а не вверх или вниз, под себя. Артикуляция каждого гласного должна быть точной, но не акцентированной, не утрированной, без напряжения. Выдох должен быть беззвучен, без сипения и шепота. Главная рабочая мышца выдоха – брюшной пресс, он является опорой дыхания.

Со временем может появиться ощущение, будто воздух проходит сначала в живот, а затем уже распространяется в грудную клетку, заполняя ее снизу вверх. Это нормально.

При выполнении дыхательных упражнений следует фиксировать расслабление и напряжение только нижнебрюшных мышц, но не напрягать их искусственно. Не следует также увлекаться процессом длительного вдоха и выдоха: важно умение бесшумно и незаметно добирать воздух, а не произносить длинные тирады на одном дыхании, которое, рано или поздно, ослабевая, снизит качественные характеристики голоса и всей речи.

 

Согласные

Для создания согласных звуков необходима большая, нежели для согласных, сила выдыхаемого воздуха.

Согласные различаются по месту образования (губные, губно-зубные и др.) и по способу образования (взрывные или смычные, продувные или фрикативные, т.е. щелевые).

Смычные согласные образуются путем смыкания языка с зубами, деснами или альвеолами, эту смычку прорывает воздушная волна, в результате чего происходит «взрыв». Если же язык, сближаясь с зубами, деснами, образует узкий канал, щель, через которую прорывается воздух, производя определенный шум, то эти звуки являются щелевыми. Так же, как и гласные, согласные «ставятся» на правильном выдохе.

 

П и Б

Выдыхаемый при плотно сжатых губах воздух образует «взрыв». Губы размыкаются, нижняя челюсть слегка опускается.

П образуется размыканием сомкнутых губ без участия связок, Б – при сильнее сомкнутых губах, при более активном выдохе и участии голоса, а не только шума.

 

Т и Д

Кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под давлением выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов на согласной Т и отрывается вниз на согласной Д. Работа языка при создании согласных Т и Д уничтожает его вялость, развивает силу и упругость.

 

Х

Нёбная занавеска поднята. Выдох теплый, мягкий, прямо перед собой. Нельзя направлять сильную струю в небо, это будет способствовать образованию резкого, гортанного звука.

 

К

Происходит быстрое размыкание задней спинки языка и мягкого неба. Выдох короткий, сильный.

 

Г

Кончик языка упирается в нижние альвеолы, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого неба. Смыкание задней спинки языка с мягким небом при образовании согласного Г происходит ниже, чем при создании согласного К.

 

М

Плотно сомкнутые губы размыкаются. Как бы «мычание» с сомкнутыми губами, которые расходятся при помощи слабой воздушной струи. Необходимо направлять звук не в нос, а в губы, иначе возникнет эффект гнусавости.

 

Н

Кончик языка прижат к передним верхним зубам. Зубы и губы слегка приоткрыты. Воздух направлен не в нос, а на кончик языка.

 

Л Кончик языка у шеек верхних резцов. При твердом Л кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком ЛЬ кончик языка напряжен, корневая часть опущена. Сильная струя воздуха попадает на верхнюю часть языка и прижимает ее к верхним зубам. Звук образуется сначала без отрыва языка, затем язык отрывается.

 

В и Ф

Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При произнесении согласной Ф струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой верхними зубами, попадая в верхнюю губу и в нос. При звуке В нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух как бы просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой виолончельной струны. Струя воздуха не очень сильная.

 

Р

Если согласный твердый – кончик языка поднят и вибрирует у альвеол, если мягкий – вибрация происходит у шеек верхних резцов.

 

Ч Передняя часть языка прижата к альвеолам, быстрый и сильный выдох «выбрасывает» звук вместе с воздушной струей сквозь мягко раскрытые губы. Звук короткий, без примеси гласного.

 

Ц

Кончик языка приподнят, сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и подбородок.

 

С

Губы раскрыты, расстояние между зубами примерно 1 мм, кончик языка приподнят, спинка языка слегка выгнута, посередине языка продольный желобок. Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха попадает на подбородок. Если звук С получается шепелявым или сюсюкающим, значит, либо язык появляется между зубами, либо опущен и упирается в нижние зубы, либо язык вялый. Если звук С получается немного свистящим, кончик языка следует немного опустить вниз.

 

Ш

Губы свободно раскрыты, зубы обнажены, язык свободен, приподнят к альвеолам. Воздух попадает на нижние зубы, которые при этом ощущают холод. Нельзя выдвигать нижнюю челюсть, нельзя опускать язык к нижним зубам (образуется шепелявость), нельзя направлять воздушную струю в верхнюю губу (звук будет приближаться к Ф).

 

Щ

Передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Зубы не зажимать. Выдох сильный.

 

З Положение рта – как при создании С. Выдох не очень активный. Кончик языка мелко вибрирует. Щель между зубами обязательна.

 

Ж

Небольшое расстояние между обнаженными зубами. Язык приподнят к альвеолам, но не соприкасается с нёбом и зубами. Колебания выдыхаемого воздуха ощущаются на языке.

 

Отрабатывать чистоту и четкость произношения согласных следует на сочетаниях из нескольких согласных и согласных с гласными (см. упражнения 5.).

в начало

 

ЗВУК

 

Когда вы достигли легкости и четкости в произношении каждого согласного, наработаны навыки правильного дыхания, необходимо приступать к работе над голосом.

Процесс звукообразования (координированная работа мышц гортани, резонирующей надставной трубы и дыхательной системы) – это автоматизированный процесс, регулируемый отделами центральной нервной системы. Теория голосообразования основывается на учении И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлексах.

Условные рефлексы, как известно, приобретаются в результате опыта. Закрепление определенного комплекса таких рефлексов как единого целого это стереотип. Воспитание навыков правильного голосообразования по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного стереотипа, а значит, когда стереотип сформировался, все действия, входящие в него, совершаются легко, без напряжения, как бы «автоматически».

Добиться этого как раз и необходимо, иначе, любая, самая минимальная работа с голосом будет требовать от вас напряжения высшей нервной деятельности.

Приступая к работе над голосом, прежде всего необходимо определить «центр», то есть, естественное звучание вашего голоса. Для этого применяют упражнение на «стон». Стон – самый естественный звук, беспрепятственно выходящий из гортани без усилий и напряжения (см. упражнение 6.).

в начало

 

ДИКЦИЯ

 

Четкая и ясная дикция – необходимое профессиональное качество диктора, комментатора, корреспондента.

Главная цель занятий дикцией – выработка четкой речи, правильного произношения гласных и согласных, исправление имеющихся недостатков, таких как небрежность в произношении отдельных звуков, вялость или торопливость в речи, склонность к скороговорке, нечеткое произношение начала и конца слов и т.д.

Совершенствование дикции достигается исключительно путем тренинга. (Таблицы дикционного тренинга необходимо найти в специальной литературе).

в начало

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

Упражнения

1.        Прочитайте внимательно, произнесите безударные сочетания -оо, -оа, -ао:

Удивительное воображение.

Гуляем по Арбату.

Вооруженные силы.

Сертификат соответствия.

Спутник на орбите.

Увидите на обороте книги.

Погода на островах.

Расскажите про Ольгу.

Говорите по-английски?

Съедим по антрекоту?

Идти пешком до озер?

Найдите по объявлению.

 

2.        Прочитайте внимательно и правильно произнесите безударные сочетания -еа, -ео, -еи:

Неаккуратный ученик.

Неоднократное предупреждение.

Необоснованное обвинение.

Неаполитанский танец.

Неизученная проблема.

Неисчерпаемые ресурсы.

Необходимое условие.

Неинтеллигентный человек.

Он не архитектор!

Неиссякаемые возможности.

Не играйте громко.

Неописуемый восторг.

Неотложная помощь.

Неактуальный вопрос.

Неизведанный путь.

Неисповедимы пути.

Неизменные привычки.

 

3.        Прочитайте внимательно и правильно произнесите слова и сочетания слов:

Введение

ввинтить – винтить

Брусчатка

Бутсы

Безрасчетный

Отдергивать

Жужжание

Изжога

с женой

с Шаболовки

беспамятство

времяисчисление

бесчинство

азиатский

безжалостный

бесшабашный

высший

расшифровать

тридцать

отцвели

беспутство

без сбоя – без боя

вас сберечь – вас беречь

к галке – галке

к голове – голове

к городу – городу

як горбатый – я горбатый

вас свалить – вас валить

вас спасти – вас пасти

нам мылить – намылить

нам мерить – намерить

нам мазать – намазать

вас сдать – воздать

подделка – поделка

ссудить – судить

в форму – форму

расшит – Рашид

их хмель – их мель

подтёк – потёк

 

4.        Почитайте вслух скороговорки, пословицы:

Добыл бобыль бобов.

Попытка не пытка.

Речисто да не чисто.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Инцидент с интендантом.

Константин констатировал.

Архип осип, Осип охрип.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Около кола колокола.

Слишком много ножек у сороконожек.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Кому чин, кому блин, а кому и клин.

Кому какое дело, что кума с кумом сидела.

Кто кого любит, тот того и голубит.

У святых отцов не найдешь концов.

Всяк хлопочет, добра себе хочет.

В чужой прудок не кидай неводок.

Речами тих, да сердцем лих.

Где щи – тут нас и ищи.

 

5.        Артикуляционные упражнения.

 

1.      П–Ч Т–Ч К–Ч Х–Ч Ф–Ч С–Ч Ш–Ч Ц–Ч Ч–Ч

Без участия голоса, только артикулируя согласные одну за другой, акцентируя шипящую Ч, как бы ставя после каждой запятую.

Произнести эти сочетания по одному разу, по два раза, по три раза.

Каждый согласный должен быть слышен отчетливо, без прибавления гласного и без примеси шумного выдоха.

Аналогичное упражнение выполнять и с согласной Ц (П–Ц, Т–Ц, К–Ц и т.д.)

 

2.      Присоединение согласных к гласным А – О – У – Э – Ы – И – таблица гласных.

Любой согласный последовательно присоединяем к каждому гласному: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ, ПИ.

Затем к слогу присоединяем один, а затем два одинаковых согласных: П – П – ПА, П – П – ПО, П – П – ПУ, П – П – ПЭ. И так далее.

Сильное акцентирование согласного П усиливает тонус диафрагмы, нарабатывает легкость движения губ.

Тренировка с сочетаниям согласного Б способствует выработке навыка энергичного размыкания губ: Б – Б – БА, Б – Б – БО, Б – Б – БУ. И так далее по порядку.

В односложные сочетания между гласным и согласным вставляем согласный Т. Упражнения способствуют укреплению мышц языка. ПТА, ПТО, ПТЭ, ПТУ, ПТЫ, ПТИ РТА, РТО, РТЭ, РТУ, РТЫ, РТИ ФТА, ФТО, ФТЭ, ФТУ, ФТЫ, ФТИ.

Присоединяем согласный Т к беззвучному слогу, составленного из сонорного согласного и гласных:

НА – Т, НО – Т, НУ – Т и т.д.

ЛА – Т, ЛО – Т, ЛУ – Т и т.д.

МА – Т, МЩ – Т, МУ – Т и т.д.

Эти упражнения предназначены для тренировки активной работы языка и нижней челюсти.

Все упражнения должны выполняться в различных темпах, с постепенным ускорением. Закрывать рот после каждого сочетания (в медленном темпе) и добирать воздух носом бесшумно.

В процессе занятий обязательно отдыхать, иначе может начаться головокружение.

Все артикуляционные упражнения способствуют снятию напряжения со связок, полетности и четкости произнесения согласных, тренируют силу и динамичность диафрагмы.

Упражнения необходимо дополнять работой над скороговорками, произнося их «на шепоте», не задевая связок, без звука, так же, как и все звукосочетания, акцентируя каждый согласный.

 

6.        Упражнения для голоса.

1).      Упражнение на «стон».

Расслабить мускулы лица, шеи, плеч, сомкнуть губы. Тихо издать стон на звук М. Звук должен быть еле слышимым, выходящим из глубины на низкой, но комфортной для вас высоте.

Можно представить, что болит голова или горло. Звук короткий. По мере тренировок, звук удлиняется, но обязательно должен быть чистым и глубоким, как и короткий, без напряжения и хрипа.

Следующий этап этого упражнения – «звуковая волна». Представьте, будто вы укачиваете ребенка. Рот сомкнут, звук не прерывается, а как бы течет волной, приподнимаясь на гребне.

 

2).      Произносим всю таблицу гласных по принципу предыдущего упражнения, на «стоне», изменяя гласные.

Гласные не петь. Язык упирается в верхние зубы. Звук напоминает далекий гул колокола. Рука, лежащая на верхней части груди, ощущает вибрацию, отражение звука в грудном резонаторе.

ДЖУНЬ – ДЗУНЬ, ДЖЫНЬ – ДЗЫНЬ, ДЖОНЬ – ДЗОНЬ, ДЖЭНЬ – ДЗЭНЬ.

 

3).      На «стоне» произносится вся таблица гласных.

Звуки сначала короткие, затем удлиненные, следить, чтобы не было примеси согласного Х.

У – Ы – И – О – Э – А.

 

4).      «Выбрасывание» звука, или «летящий» звук.

Это упражнение вырабатывает так называемую "полетность" голоса.

Во всех упражнениях на «стон» звучание поддерживается диафрагмой и нижнебрюшными мышцами.

«Летящий» звук обеспечивается этими же мышцами.

Гласные произносятся в следующей последовательности:

А – О – У – Э – Ы – И.

 

5).      Соединение удлиненного звучания в грудном резонаторе с «летящим звуком» дает полное грудное звучание.

Обе предыдущие таблицы гласных произносятся с постепенным сближением грудного «стона» и «летящего» звука.

 

в начало

 

к содержанию << >> на следующую страницу

Hosted by uCoz