Раздел VII

КНИГОИЗДАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Общность функций различных СМИ специалисты видят в передаче и хранении социально значимой информации, подчеркивая особое значение книги в этом процессе[1]. Современные информационные технологии как бы связали воедино все средства массовой информации и способствовали рождению новых видов изданий (в том числе электронной книги). При этом концепция «свертывания» книгоиздания и постепенного вытеснения традиционной книги электронной не без основания считается весьма противоречивой и надуманной. И сейчас традиционная книга остается уникальным и универсальным средством фиксации, хранения и передачи информации, наиболее приспособленным к природным особенностям человеческого восприятия. Книгоиздание является важнейшей сферой культуры и производства, хотя в современных условиях уже невозможно не считаться с тем, что на повестке дня стоит вопрос о новой содержательной и материальной конструкции книги XXI в.

Специфика, динамика и тенденции развития книгоиздательской отрасли в современной России весьма симптоматичны. Период становления рыночных отношений для книгоиздания оказался сложным и противоречивым.

В середине 80-х гг. издательское дело из-за высокого спроса на книги было одной из самых рентабельных отраслей. Однако большая часть прибыли (до 70%) уходила в бюджет. Ресурсы для отрасли выделялись централизованно. В соответствии с заявками «Союзкниги» издательства передавали типографиям заказы на тиражи. Готовые тиражи поступали на оптовые книжные базы. Ни о какой предоплате не было и речи. Действовала система беспроцентных кредитов, которые выделяли издательствам государственные полиграфические предприятия и оптовая книготорговая сеть. При такой системе издательства не отвечали за реализацию товара, а значит, ничем не рисковали. Цены на полиграфические услуги и книгораспространение были сравнительно невысоки. Все это обеспечивало известную (или видимую) стабильность в издательском деле. Хотя острый ресурсный дефицит, безусловно, имел место.

В 80-е гг. на книжном рынке (если его можно было назвать тогда рынком) сложилась своеобразная ситуация. Потребности читателя в приобретении литературы росли. В то же время известная часть литературы (прежде всего политической) оказывалась постоянно невостребованной следствие регламентированного тематического планирования, обязательного включения в планы книг, соответствующих строгим идеологическим установкам, отсутствия серьезного изучения покупательского спроса на книги, читательских приоритетов. Постоянно сокращалась востребованность книг в библиотеках. Одновременно имел место книжный дефицит, что, естественно, вызвало к жизни существование «черного рынка» литературы.

Условия деятельности издательств в стране позволяли устанавливать сравнительно низкие цены на книги. Читатель имел возможность приобрести книгу в государственных книжных магазинах по вполне доступной цене. Существовавшая система книгораспространения позволяла оформить предварительный заказ на печатающееся издание. Тематические планы издательств публиковались заблаговременно, и читателю легко было найти необходимую ему книгу. Можно было оформить подписку на нужное издание. И все-таки книг не хватало.

С 1 января 1988 г. отрасль была переведена на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. В 19891990 гг. стала коренным образом изменяться ситуация с формами собственности в книгоиздательском деле. Наряду с государственными издательствами появились другие типы издательств, действующих на основе негосударственных форм собственности и разных организационно-правовых начал.

В 1991 г. в России было введено обязательное лицензирование издательской деятельности. Регистрации в Министерстве печати и информации России подлежали все вновь образовавшиеся издательства и те, которые уже действовавали на момент выхода постановления правительства, независимо от форм их собственности. Республикам в составе России было дано право самостоятельно выдавать лицензии на издательскую деятельность.

С июня 1991 г. до конца 1994 г. лицензии в России получили около 7 тыс. издательств и издающих организаций. Из них активно действовали около 2 тыс., примерно треть к издательской деятельности не приступали, а отдельные предприятия издали всего одну-две книги. Издательства представляли собой различные типы организаций (в приведенных ниже данных цифрами указано количество издательств)[2]:

 

Акционерные общества закрытого типа

Акционерные общества открытого типа

Арендные предприятия

Государственные предприятия

Индивидуальная трудовая деятельность

Индивидуальные (семейные) частные предприятия

Кооперативы

Муниципальные предприятия

Объединения

Образовательные организации

Общественные организации

Общества с ограниченной ответственностью

Товарищества с ограниченной ответственностью

Полные товарищества

Смешанные товарищества

Филиалы предприятий

Прочие предприятия

860

155

23

1258

40

743

115

35

42

13

486

179

2159

5

58

11

745

Итого:

6927

 

Статистические данные свидетельствуют о том, что предпринимательский сектор в издательском деле в 90-х гг. развивался за счет государственного (так, в 1997 г. удельный вес государственных издательств по тиражу составил всего 17,1%, а в 1998 15,2%)[3].

Новые экономические условия оказались для издательской отрасли чрезвычайно сложными. Независимо от форм собственности издательствам пришлось покупать бумагу и другие материалы самостоятельно; они вынуждены были заняться реализацией литературы, так как государственная структура оптовой торговли перестала работать. С конца 1992 г. типографии потребовали от издательств предварительной оплаты полиграфических услуг. Монопольное положение бумажных комбинатов и полиграфических предприятий давало им возможность диктовать свои условия, как правило, при этом свертывалось производство и повышались цены.

Издатели выживали каждый по-своему. Печатали книги за рубежом (это оказалось выгоднее, чем размешать заказы на российских полиграфических предприятиях), сокращали штаты, сдавали издательские помещения в аренду, продавали пленки и издательские права. Параллельно с издательской начали заниматься непрофильной деятельностью. Стремились продержаться на выпуске переизданий. Многие издательства, особенно частные, стремились получить «быстрые» деньги на публикации детективов, фантастики, бесконечных серий любовных и исторических романов и пр. Нередко печатали так называемые пиратские издания.

Ситуация на книжном рынке в стране возникла непростая. Государственное регулирование книгоиздания было нарушено. Управление отраслью оказалось бессильным навести порядок в ценовой политике. К концу 1991 г. цены на издательскую продукцию были фактически уже свободными. Менялась структура выпуска книг. Резко сократилось издание научных, технических, справочных книг; возрос выпуск массовых, ходовых изданий (табл. 1).

 

Таблица 1

Динамика выпуска книг и брошюр в России[4]

 

Показатель выпуска изданий

Данные по годам

1970

1980

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Количество названий

Тираж[5]

50040

1006

49563

1393

41234

1553

34050

1630

28716

1313

29017

950

30390

594

33623

475

36237

422

45026

436

Выпуск литературно-художественных изданий

Количество названий

Тираж

2225

120

2977

222

4395

430

5096

538

4994

475

5736

422

5534

208

6076

139

6431

132

7506

125

Выпуск изданий для детей и юношества

Количество названий

Тираж

1385

217

1853

405

1706

300

1610

365

1971

282

1897

142

1742

80

1823

58

2100

54

2207

47

Выпуск учебных изданий (без методических пособий)

Количество названий

Тираж

4876

266

55639

259

6522

230

5131

207

4209

217

4211

161

5331

129

7030

152

7828

119

9624

121

Выпуск массово-политических изданий

Количество названий

Тираж

2489

113

2512

104

1684

62

798

27

324

8,7

257

4,9

262

3,4

551

4,9

334

4,4

313

2,8

Выпуск справочных изданий

Количество названий

Тираж

2118

29

1838

51

1861

58

1534

45

1800

42

1758

31

1801

28

1950

18

1674

15,2

2046

16,2

 

Статистика свидетельствует о снижении издания книг начиная с 1989 г. почти по всем показателям. С 1992 г. эта ситуация стала особенно острой.

В особенно тяжелом положении оказалось издание учебной, научной, технической, детской книги.

Государственная поддержка изданий такого рода была предусмотрена федеральными программами. Но в каждом конкретном случае дотации были малозначительными, выделялись и поступали в издательства с большими задержками и существенно изменить общую картину выпуска социально значимой литературы не могли.

В 1995 г., по «Закону о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания», суммы дотаций были значительно урезаны с учетом финансовых льгот, снижения таможенных тарифов, а также помощи издательствам со стороны заинтересованных ведомств, организаций и местных властей.

Тиражи детской литературы за 19931994 гг. уменьшились на 43,1%. Сократилось и количество выпускаемых изданий на 8,1%. По данным еженедельника «Книжный бизнес»[6], на рынке детской литературы обострилась конкуренция. Среди тех, кто приближался к лидерам, можно отметить такие издательства, как «Сова» (Санкт-Петербург), «Фламинго» (Москва), «Детская книга» (Приволжье).

Статистические данные свидетельствуют о том, что в специальном книгоиздании наблюдался серьезный кризис (за исключением образовательной книги и деловой литературы), хотя просматривалась перспектива создания небольших фирм, рассчитанных на издание такой литературы.

Отдельные издательства сумели справиться с проблемой кни-гораспространения, публикуя тематические планы, собирая заявки, имея свои магазины, создавая книжные клубы, проводя аукционы, используя «Книжную лавку» Российского телевидения и т.д. Несмотря на снижение покупательной способности населения, книги этих издательств находили своего читателя.

Некоторые издательские фирмы не выдержали конкуренции и покинули рынок. Это были прежде всего те фирмы, которые не имели достаточных оборотных средств, собственных помещений. Начался процесс поглощения мелких фирм крупными, объединения фирм и компаний. Но в то же время создавались новые издательства. Небольшие издательские фирмы, нашедшие свою нишу на книжном рынке и имеющие полиграфическую базу, международные связи, наладившие самостоятельное распространение, крепко стояли на ногах.

Специалисты серьезно заговорили об иностранных инвестициях в издательскую отрасль, о слиянии ее с банковским капиталом, появлении крупных издательско-книготорговых капиталов. Следует отметить опыт создания довольно мощных издательско-информационных структур, объединяющих бумагоделательное производство, полиграфическую базу, творческие коллективы, финансовые учреждения, научно-исследовательские организации (во Владимире, Самаре, Барнауле).

Судьба государственных издательств, хотя отдельные из них по-прежнему входили в число лидеров книгоиздания (например, «Просвещение»), была спорной. Стала заметна их явная диверсификация: изменяя структуру выпуска, многие государственные издательства, в том числе и специализированные, выпускали многопрофильную литературу.

Издательское дело в России постепенно начало приспосабливаться к условиям рыночной экономики.

Процветали крупные издательские фирмы. К 1997 г. на долю семи издательств России (шесть из них негосударственные) приходилась примерно третья часть книжного тиража. Довольно успешно развивалось периферийное книгоиздание. К тому времени издательства имелись в 200 городах России, в 30 городах их насчитывалось более 20. А в таких городах, как Новосибирск, Екатеринбург, выпускали книги уже около 100 издательств.

Можно отметить положительные тенденции в развитии книжного дела в стране в последние годы . Тематическое планирование и ценообразование стали теперь базироваться в основном на прибыльности издания. Сам книжный рынок развивается более дифференцированно; учитывая потребности различных групп читателей, выделились новые сегменты рынка. Заметным явлением стал возврат заказов на печатание книг из-за рубежа в Россию. Отечественная полиграфия начала предоставлять большее количество услуг, улучшилось качество выпускаемой продукции, сократились сроки выпуска. При этом следует учитывать, что издательства и книжная торговля в соответствии с «Законом о государственной поддержке средств массовой информации» развивались, имея льготы. Это сыграло свою положительную роль.

Весьма убедительны сравнительные данные о выпуске книг и брошюр за последние годы (табл. 2, 3).

 

Таблица 2

Динамика выпуска книг и брошюр в 19971999 гг.[7]

 

Год

Число книг и

брошюр

(печатных единиц)

Тираж

(тыс. экз.)

Печатных

листов-оттисков

(тыс.)

Всего:

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

45026

46156

47300

102,5

435972,7

407576,1

409371,2

100,4

6822483,2

6276187,0

6301211,2

100,4

Политическая и социально-экономическая литература

1997

1998

1999

1999г. в % к 1998 г.

10960

11322

11630

102,7

60398,4

49935,0

51002,5

102,1

1003934,4

868067,7

871803,1

100,4

Естественно-научная литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

4360

4047

4120

101,8

5760,1

5447,4

5512,3

101,2

98397,3

113377,0

113531,1

100,1

Техническая литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

7952

7755

7810

100,7

23216,5

21602,7

22113,1

102,4

389318,8

378902,0

379716,0

100,2

Сельскохозяйственная литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

1083

1017

1010

99,3

5292,0

3899,4

3881,

5 99,5

66656,3

52167,8

52140,7

99,9

Медицинская литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

1993

2286

2321

101,5

17992,6

16201,5

16857,3

104,0

285635,2

297667,4

300753,6

101,0

Литература по физической культуре и спорту

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

226

304

308

101,0

973,4

1324,8

1310,5

98,9

16554,9

15153,6

15211,7

100,4

Литература по филологическим наукам

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

2042

2144

2200

102,6

7423,3

7781,8

7790,5

100,1

172847,6

193753,2

199820,3

103,1

Художественная литература, включая детскую художественную литературу

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

9085

9407

9510

101,1

154472,5

141872,3

142696,4

100,6

2583396,3

2373068,3

2374515,8

100,1

Литература по искусству, искусствоведению

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

649

620

625

100,8

2649,9

2422,9

2430,1

100,3

54089,9

46221,5

46448,7

100,5

 

Таблица 3

Выпуск книг и брошюр по целевому назначению[8]

 

Год

Число книг и брошюр

(печатных единиц)

Тираж

(тыс. экз.)

Печатных

листов-оттисков

(тыс.)

Массово-политическая литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

313

229

200

87,3

2841,0

1487,5

3921,7

263,6

33489,4

16056,3

15985,7

99.6

Научная литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

7581

8051

7600

94,4

7011,6

7045,4

7020,3

99,6

130790,0

143045,0

137825,4

96,4

Научно-популярная литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

3240

3322

3413

102,7

35213,1

28331,6

29307,2

103,4

575975,0

465911,4

464025,3

99,6

Производственная литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

3745

4009

3985

99,4

16119,8

13169,8

13143,5

99,8

226055,7

191197,9

187598,1

98,1

Учебная литература

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

9634

10435

10511

100,7

121300,4

110602,1

110945,5

100,3

1913887,2

1671433,0

1672451.9

100,1

Учебно-методические пособия, учебные программы

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

5245

3970

3901

98,3

13732,3

13938,0

13921,4

99,9

121668,9

126918,0

126927.3

99,9

Литературно-художественные пособия

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

7506

7615

7701

101,1

125351,0

107259,5

107845,9

100,5

2351071,1

2143447,3

2144375,8

100,0

Издания для детей и юношества

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

2207

2560

2609

101,9

47173,0

54267,9

54531,2

100,5

522058,8

506114,1

508372,3

100,4

Справочные издания

1997

1998

1999

1999 г. в % к 1998 г.

2046

2142

2205

102,9

16233,9

15633,8

15740,1

100,7

427016,2

515737,3

519388,0

100,7

 

Однако ряд факторов сдерживал развитие книгоиздания. Прежде всего сказалась низкая платежеспособность населения, особенно северных, южных и восточных регионов, что затрудняло поставку книг. Слишком долгими оказывались сроки возврата средств, а это не могло устроить издателей. В то же время европейский центр был перенасыщен книгами и при большей покупательской способности наших граждан проблему можно было решить. Общий объем производства учебников из-за нерешенности ряда законодательских проблем сокращался, и обеспеченность школ учебниками год от года снижалась. Кроме того, цены на учебную литературу резко выросли.

Тормозилось развитие розничной книжной торговли. Сказывался ограниченный ассортимент книг при высоком уровне продаж отдельных названий. При отсутствии у торговли дополнительных капиталов и неразвитости информационной инфраструктуры книжного рынка переход на высокоассортиментную торговлю становился весьма проблематичным.

Перечисленные выше обстоятельства определяли особенности книжного рынка России в последние годы.

По-прежнему на повестке дня стоит вопрос о необходимости расширения изданий качественной учебной и художественной литературы. Научная и производственная тематика постепенно становится уделом периодических и узкоспециализированных изданий. Положение справочной литературы на книжном рынке достаточно прочно. Наблюдается интенсивный процесс перевода информации на магнитные носители. Более или менее стабильно в последние годы развивается издание научно-популярной литературы.

В течение последних лет книжный рынок России постепенно становился более цивилизованным. Наряду с прочими факторами, этому способствовало действие «Закона об авторском праве и смежных правах», а также присоединение России к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Гораздо больше внимания стало уделяться юридическим проблемам, связанным с приобретением и продажей авторских прав на литературные произведения.

Несмотря на то, что в настоящее время в отрасли действует множество законов и подзаконных актов международного, федерального и местного значения, как никогда остро стоит вопрос об укреплении законодательной базы российского книгоиздания, необходимости принятия «Закона о правовом регулировании издательской деятельности в Российской Федерации».

Закон должен определять политику государства в области издательского дела как сферы культуры и производства. Особое внимание необходимо уделять государственному регулированию в области издательского дела, поддержке книгоиздания путем финансирования федеральных целевых программ выпуска приоритетных видов литературы. Необходимо определение перечня учебников и учебных пособий федерального значения и установление порядка финансирования их выпуска и распространения. Следует предусмотреть в законе защиту потребителя от выпуска недоброкачественной издательской продукции.

Не менее важно ведение государственной библиографии и статистики. Необходимо обеспечить упорядочение приватизации в издательском деле, уточнить функции государственного управления отраслью. К ним относятся: разработка федеральных программ выпуска литературы; создание федеральной справочно-информационной системы; лицензирование издательской и полиграфической деятельности; ведение реестра авторов граждан Российской Федерации (их правопреемников), чьи произведения опубликованы на территории Российской Федерации.

Принятие такого закона укрепило бы законодательную базу российского книгоиздания в условиях свободной конкуренции, создало бы предпосылки для стабилизации книгоиздания страны. К сожалению, в настоящее время этому мешает экономический фактор.

Августовский кризис 1998 г. и последующие катаклизмы в нашей экономике делают весьма проблематичным прогнозирование развития книгоиздания России хотя бы на ближайшую перспективу и заставляют усомниться в том, что оно, как еще недавно отмечали многие эксперты, входит в фазу стабильного развития. На исправление ситуации в скором времени рассчитывать не приходится.

Замедлено внедрение новых информационных технологий в редакционно-издательский процесс. А ведь именно они становятся сейчас решающим фактором развития книгоиздательской отрасли, позволяют перенести допечатные процессы из типографии в издательство. Объединенные в настольно-издательские системы, а также редакционно-издательские системы и комплексы, электронные средства дают возможность перейти к автоматизированной подготовке авторских оригиналов, а затем к полностью автоматизированной технологии издательской деятельности. Применение компьютерных технологий позволяет издавать книгу оперативно и в значительной мере улучшает качество ее оформления.

Страдает и полиграфическое производство. Большой проблемой становится модернизация оборудования, без чего невозможен прогресс в отрасли. В то же время многие типографии не в состоянии были выделять средства для замены стареющего оборудования.

Тормозится перестройка книжного дела на основе книжного маркетинга как хозяйственного механизма, связывающего воедино всю систему от автора до читателя. Развитие издательского дела в России во многом зависит от изучения конъюнктуры рынка, состояния ценовой политики, платежеспособного спроса на книги.

В сфере книгораспространения положение дел также очень сложное. И в этой области использование новых информационных технологий является определяющим фактором. Необходима оперативная и достоверная информация о выпуске книжной продукции, о спросе на книжные издания и об их расходимости, чему способствуют развитие кумулятивных информационных систем, формирование рекламно-информационного поля книгораспространения, участие издательств в работе библиотечных информационных сетей.

Только использование компьютерных технологий и коммуникационных сетей поможет добиться успеха во всех сферах издательской практики.

Трудноразрешимыми остаются проблемы соотношения книгоиздательской деятельности центра и регионов. В первой половине 1998 г. здесь наметился некоторый положительный сдвиг. Сейчас вопрос о поддержке местными властями регионального книгоиздания снова стоит очень остро. Тем более что в ряде случаев местные издательства и полиграфические предприятия являются хорошей базой для его развития. Нужно при этом учитывать, что сокращение объема книжного рынка России во многом объясняется отсутствием дополнительных материальных и трудовых затрат на доставку книг в регионы.

Результатом кризисных явлений в экономике и социальной сфере стало то, что темпы прироста книжной продукции в последнее время оказались значительно ниже тех, которые имели место в докризисные годы. Это особенно касается числа названий, а оно в мировой практике является основным показателем при оценке степени развития книгоиздания.

Предварительные данные (на 1 февраля 2000 г.) Российской книжной палаты наглядно свидетельствуют об этой тенденции.

В 1999 г. имело место незначительное увеличение количества названий по ряду тематических разделов (имеется в виду политическая и социально-экономическая тематика, естественно-научная, техническая и медицинская литература, книги по физкультуре и спорту). Такая же картина наблюдалась и в издании художественной литературы (включая детскую). По сравнению с 1998 г. увеличилось количество названий отдельных видов социально значимой литературы (учебной на 0,7%, справочной на 2,9%, изданий для детей и юношества на 1,9%). Однако наметилось снижение выпуска книг и брошюр по целевому назначению массово-политической, научной и производственной литературы (он составлял соответственно 87,3, 94,4 и 99,4% от выпуска 1998 г.).

Доля государственных издательств в общем объеме выпускаемой продукции постоянно снижается[9].

Из сообщений Российской книжной палаты, распространенных по сети Интернет[10], следует, что в первом полугодии 2000 г. выпуск книг продолжает расти по сравнению с соответствующими показателями 1999 г.

Тем не менее рост объемов книгоиздания в стране остается проблематичным. В первую очередь это связано с постоянно уменьшающейся платежеспособностью населения России. Кроме того, произошло затоваривание рынка детективной литературой, любовными романами, фантастикой. Вместе с тем стало ясно, что на книжном рынке не хватает справочной литературы. Читательские приоритеты постепенно меняются, что не всегда своевременно учитывают издатели.

Перспективы развития книгоиздания, как и периодической печати, телевидения, радиовещания, других средств массовой информации, зависят от совокупности факторов, порожденных условиями реформирования нашего общества. Более полный учет их воздействия на систему средств массовой информации поможет оптимизации структуры СМИ, процессов их функционирования, а значит, будет способствовать удовлетворению растущих духовных потребностей широких слоев населения.

 

Таблица 4

Выпуск книг и брошюр группами издательств и другими организациями в 1999 г.

 

Издающая организация

Все издания

Число книг и брошюр

(печатных единиц)

Тираж

(тыс. экз.)

Печатных

листов-оттисков

(тыс.)

Всего

47300

409371,2

6301211,2

Все издательства

32480

391749,7

6084901,1

В том числе:

 

Государственные издательства

 

Прочие издательства

 

Министерства, комитеты, ведомства и другие организации, выпускающие печатную продукцию, минуя издательства

 

 

 

10024

 

22456

 

 

 

 

 

 

14820

 

 

 

70545,1

 

321204.6

 

 

 

 

 

 

17621,5

 

 

 

1011083,4

 

5073817,7

 

 

 

 

 

 

216310,1

 

к содержанию << >> на следующую страницу



[1] В 1997–1998 гг. Российской книжной палатой при участии ведущих специалистов Московского государственного университета печати, Международной академии информации и других учреждений было проведено исследование на тему «Место книги в современных информационных потоках». Результаты исследования нашли отражение в Материалах к заседанию Коллегии Госкомпечати России 29 января 1999 г., а также в публикациях в журнале «Книжный бизнес» (1999. №1, 2).

[2] Издательства России. М., 1995. С. 12.

[3] Современное состояние книгоиздания в России и за рубежом. М., 1999. С. 43.

[4] Новости книжной ярмарки. 1997. №2; Печать Российской Федерации в 1997 году. М., 1999.

[5] Здесь и далее тираж приведен в млн. экз.

[6] Книжный бизнес. 1995. №28. С. 5.

[7] См.: Митрюхин Г. Российская книжная палата: итоги 1999 года. Книжный бизнес. 2000. №2. С. 32 (предварительные данные).

[8] Там же.

[9] См.: Митрюхин Г. Российская книжная палата: итоги 1999 года// Книжный бизнес. 2000. №2. С. 32 (предварительные данные).

[10] http://www.biblio-globus.ru/news/miysur/1.html

Hosted by uCoz