Раздел III
ТЕЛЕВИДЕНИЕ:
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
XX столетие называют веком автомобиля, компьютеров,
расщепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все это верно,
как безусловно верно и то, что XX столетие – век телевидения. В сущности ни одно
из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро
в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и
всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием – самым
массовым, а следовательно, изначально самым демократичным средством информации.
Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день
средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее
проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник
информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно
и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное
влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев
общества.
В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации,
существует немало телевизионных систем. Можно говорить о различных технических
системах производства и распространения информации, о региональных
телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных
системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при
всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует признать
стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который
превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения.
Современное электронное ТВ имеет весьма специфическую
техническую особенность: если радиоволны (длинно- и средневолнового диапазонов)
распространяются вокруг земного шара (поэтому Лондон, Вашингтон и Каир мы
прекрасно слышим в Москве, а московское радио слушают в Пекине, Дели и Мехико),
то телесигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством двигаться
прямолинейно, т.е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки.
Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную
аудиторию, и следовательно, где бы эта студия ни находилась – в центре
или на местах, в столице или в провинции, ее вещание было территориально
ограниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии
телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему
определению «местная».
Не так уж долго просуществовали отечественные
телеорганизации в режиме технической изоляции, но именно в это время складывались
традиции, кристаллизовалась организационная структура, отбирались, готовились,
воспитывались кадры, устанавливались планы и финансирование, заказывалось
необходимое оборудование.
В истории отечественного телевидения 50–60-е гг.
отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными
процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи
радиорелейных линий, затем строительства ретрансляционной сети, а впоследствии
благодаря созданию спутниковых систем связи преодолевался «островной» характер
телевизионного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно
сливались в архипелаги, в итоге превратившись в телевизионный материк единой
информационной системы отечественного телевидения. Эта система, получившая название
Центрального телевидения (ЦТ), дала возможность распространения информации по
всей территории страны и в тот период имела безусловно прогрессивный характер,
поскольку отражала и достаточно полно реализовала коммуникационную природу
телевещания.
Перестройка местного телевещания, которая была уместна уже
в 70-е гг., либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, поскольку
не имела научно обоснованной концепции. В результате возобладало явно ошибочное
мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ. По приказу свыше
был закрыт ряд местных студий. Процесс централизации отечественного телевидения
соответствовал тоталитарному характеру государственного устройства.
Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к
изменению политики и в этой области. Расширение и утверждение гласности,
демократизация общественной жизни обусловили понимание необходимости развития
всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания.
В 1986 г. было принято важное правительственное решение о
расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных
телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до
этого не было.
Итак, в середине 80-х гг., когда в подавляющем большинстве
развитых стран мира домашний экран стал инструментом для приема передач
антенного, спутникового, кабельного ТВ , просмотра видеокассет с использованием
дисплея персонального компьютера, в нашей стране 40% административных центров
не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли
смотреть 96% населения (оставшиеся 4% – это 12 млн. человек!), два канала
принимали 88% населения, три — только третья часть жителей страны. Несмотря на
повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных
телеприемников, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-белым.
Страна оказалась на обочине информационной революции.
Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном
состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме
ЦТ, телевизионные программы производили многочисленные региональные
(республиканские и областные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию
начали создавать видеоредакции Агентства информации Новости (РИА-ИАН),
ИТАР-ТАСС, журнала «Огонек», еженедельника «Совершенно секретно», ЦКТ (Центр
коммерческого телевидения), «Рен-ТВ Лтд» и др.
Разделение функций программных и вещательных организаций
(одни создают телевизионную продукцию, другие ее транслируют) – безусловно
продуктивный путь развития.
Без рынка кадров невозможен рынок программ и утрачивает
смысл рынок техники. Для его создания и успешного функционирования нужна
взвешенная, дальновидная государственная политика. Здесь нельзя скупиться, хотя
отдача будет не мгновенной и не подлежащей точным подсчетам. Речь идет о
подготовке и системе повышения квалификации кадров современного телевидения,
даже о появлении определенного избытка этих кадров.
Полноценное становление трех названных рынков в свою
очередь позволит насытить рынок зрительских интересов, т.е. даст
возможность удовлетворить запросы и потребности
многочисленных демографических групп, в совокупности составляющих потенциальную
телеаудиторию.
Как же выглядит сегодня отечественное телевидение?
Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто
не доходят до провинции, когда литературно-художественные журналы растеряли
своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие
книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение
бульварному чтиву в ущерб настоящей литературе, телевидение остается не только
главным, но и единственным для значительной части российской аудитории
средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения
знаний, организации досуга.
За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо
изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не
достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые
смелые мечты недавнего прошлого. Экономические стимулы, внедрение рыночных
отношений в телевизионное производство, изменение форм собственности – вот что
стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегодняшнее телеизобилие.
Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности
телевыбора.
Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система
Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансформировалось в
государственную телерадиокомпанию «Останкино». При этом попытки превратить ТВ
«Останкино» в межгосударственный телеканал СНГ завершились безрезультатно.
За короткий срок, именуемый «переходным периодом»,
отечественная система телевидения проделала гигантский путь преобразований:
перестала быть партийно-государственной монополией, произошло разделение
телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей
(появились и посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы). В результате возник
рынок программ.
Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к
делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется
более сложной классификацией:
1.
По способу
трансляции:
а)
эфирное (все вещательные
организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от
телевышки до телесистемы потребителя);
б)
спутниковое (например,
«Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие,
предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных
компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996
г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»);
в)
кабельное (компания «КТВ-1»,
кабельные сети в городах России)[1].
2.
По типу
деятельности:
а)
вещательные (осуществляющие
телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации,
имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
б)
программопроизводящие
(продюсерские фирмы);
в)
дистрибьюторы (своеобразная
инфраструктура телевещания).
3.
По принципу
образования:
а)
из старых структур (ВИД, АТВ
и т.п.);
б)
новообразованные («ТВ-6
Москва», «Русская тройка видео» и др.).
4.
По охвату
аудитории:
а)
общероссийское (РТР) – аналог
Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему
пункту);
б)
межгосударственные (с
некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);
в)
региональные («Юг России»);
г)
местные (от областных
телестудий до кабельных сетей микрорайона).
5.
По способу
распространения телесигнала:
а)
общенациональные (ОРТ, РТР);
б)
сетевые («ТВ-6 Москва»);
в)
местные.
6.
По
специализации программ:
а)
общие (ВИД и т.п.);
б)
специализированные (ВоенТВ).
7.
По форме
собственности:
а)
государственные;
б)
негосударственные, среди
которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности:
·
частные (Рен-ТВ, Гимини фильм
Интернешнл);
·
акционерные общества:
открытого типа (Центр
коммерческого телевидения), закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»);
общества с ограниченной
ответственностью (Агентство Парадиз);
товарищества с ограниченной
ответственностью (Екатеринбург Арт Home Video).
Здесь можно встретить и другие названия:
корпорация (Видеофильм);
киноассоциация (Dixi – создатель
знаменитой программы «Куклы» на НТВ, пострадавшая сторона в истории с
программой «Национальный интерес»);
продюсерский центр
(«Московский стиль» – производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»;
«Джентльмен-шоу»);
концерн («Красная площадь» –
основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и
женские истории», «Моя семья»);
независимая телестудия
(ИМИ-ТВ, Уралфильм);
в)
смешанные компании с участием
зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация
«Ист-Вест»).
Однако сколь бы коренными ни были изменения, они базируются
на созданном за прошедшие десятилетия фундаменте:
1.
В СССР существовала
гигантская по своим масштабам, практически не имеющая аналогов в мировой
практике унифицированная техническая система распространения телевизионных
программ по всей необъятной территории страны, имеющей сдвиг по времени в шесть
часовых поясов.
2.
Имеющаяся
материально-техническая база распространения телепрограмм (спутниковая связь,
ретрансляционная сеть, тысячи километров радиорелейных линий), бывшая основой
общесоюзного вещания, по-прежнему может служить могущественным средством
консолидации общества в многоликом и разноязычном человеческом сообществе.
3.
Сочетание центрального и
местного, регионального вещания создавало предпосылки, с одной стороны, для
удовлетворения различных потребностей зрительской аудитории, а с другой – для
осуществления опосредованных управленческих функций на различном уровне. В
нынешних условиях нетрудно представить себе выполнение этих функций как на
региональном, так и на межгосударственном уровне.
4.
Многонациональный характер
телевидения.
5.
Отработанные формы
централизованного руководства телевизионной системой предполагали возможность
определенного преодоления стихийности в процессе развития, сбалансированности
центробежных и центростремительных тенденций, аккумуляции и быстрого
распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации
производства и творческого процесса, совершенствования форм вещания и
управления.
Однако партийно-государственный монополизм в любой
социальной сфере, в том числе и в сфере телевидения, становился тормозом в
развитии, доводил до абсурда даже самые положительные явления.
Следует различать, с одной стороны, диалектические
противоречия, неизбежные при тоталитарном режиме, когда всякий плюс неизменно
превращается в минус, и, с другой стороны, неиспользованные, нереализованные
возможности (тормозные функции монополизма):
1.
Уровень научно-технического
прогресса в области телевизионной техники у нас значительно ниже, чем в
развитых странах Запада. Это прежде всего касается технических средств создания
и воспроизведения телепрограмм, а также их распространения и приема.
2.
Ставка на общегосударственную
централизацию телевизионного вещания со временем стала тормозом в естественном
развитии телевизионной системы, а в идеологическом плане привела к
интеллектуальной и культурной унификации – «лучшему средству» манипулирования
общественным сознанием в угоду партийно-номенклатурной доктрине казарменного
социализма и как следствие к утрате телевизионным вещанием диалогических
свойств (речь идет не о жанровых особенностях, а о природном качестве ТВ,
являющемся основой его изначального демократизма).
3.
Жесткое регламентирование
деятельности регионального ТВ из центра, диктат местного партийного руководства
вели к вышеуказанным негативным явлениям, вдобавок еще более снижая авторитет
местных телеорганизаций (иногда этот «авторитет» становился величиной
отрицательной. Однако справедливости ради надо сказать, что в отдельных случаях
местные тележурналисты вопреки всему создавали популярные телепрограммы, в
творческом отношении опережая окостеневшее ЦТ).
4.
Коммунистические идеологии
недавнего прошлого проводили весьма зыбкую грань между национальным и
национализмом, а последний, трактуемый лишь с позиции «революционного
правосознания», влек за собой жесткие репрессии, поэтому национальное на ТВ по
преимуществу выражалось лишь в языке вещания. Наконец, телевизионное вещание в
СССР осуществлялось на 45 языках, а проживали на его территории больше ста
наций и народностей.
5.
Бюрократическая система
централизованного управления считает свою деятельность самоценной и
самодостаточной, стремится к выработанным ею же абстрактным унифицированным
показателям, омертвляя любое живое дело, препятствуя любым формам прогресса в
любой области, не укладывающимся в рамки плановой системы и устоявшихся
традиций.
Именно поэтому первые признаки крушения тоталитарного
режима, признания принципов парламентаризма, многопартийности и плюрализма
мнений со всей очевидностью продемонстрировали, что система Гостелерадио изжила
себя и требует таких же радикальных преобразований, как и многие другие
социально-политические институты в стране.
Движение к гражданскому обществу, строительство
общественно-правового телевидения требуют совершенствования законодательной
базы деятельности ТВ. Закон о средствах массовой информации снял некоторые
проблемы во взаимоотношениях властных структур и журналистских коллективов,
обеспечил определенную правовую базу деятельности СМИ, но не решил огромного
числа специфических телевизионных проблем.
Дальнейшему совершенствованию отечественной системы телевещания
способствовало бы достижение основных целей, сформулированных авторитетной
международной Комиссией по политике в области радио и телевидения («комиссия
Картера – Сагалаева»):
1)
внедрение неизменной,
предсказуемой, рациональной и независимой от политических соображений системы
лицензирования;
2)
диверсификация владельцев
средств распространения радио- и телесигналов;
3)
поощрение перехода от
связанного с государством к негосударственному общественному вещанию и создание
надлежащих источников финансирования общественного телевидения;
4)
использование преимуществ
новейшей телекоммуникационной технологии для расширения разнообразия источников
информации и снижение расходов на содержание телепрограмм.
Сюда же следует отнести два принципиально новых явления,
получивших развитие на отечественном ТВ в самое последнее время:
1)
переход от жесткой вертикали
(вершина пирамиды – Гостелерадио, которому подчиняются республиканские,
краевые, областные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным связям между
различными телеорганизациями;
2)
освоение хорошо знакомого на
Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа
распространения телепрограмм.
Оба эти явления взаимосвязаны.
Наиболее простая форма горизонтальных связей –
ассоциация. Первая в России Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ)
образовалась в 1991 г. как союз кабельного и эфирного телевидения (СКЭТ). В
настоящее время МАРТ объединяет 70 региональных телестанций. Ассоциация
помогает своим членам правильно оформить лицензии, приобрести необходимое
оборудование и съемочную технику, предоставляет высококвалифицированные
юридические консультации, бесплатно обеспечивает информацией с помощью
ежемесячного бюллетеня «Март».
Ассоциация спутникового телевидения (ACT) была создана в
1996 г. как открытое акционерное общество. «Телеканал 2х2» начал реализацию
проекта ACT в августе 1995 г. на базе существующей собственной сетки дневного
вещания. Этот проект предусматривал распространение ТВ-программ из Москвы через
систему спутниковой связи на всю территорию России, стран-членов СНГ, места
компактного проживания русскоязычного населения (страны Балтии, Болгария,
Израиль, Кипр) и привлечение местных телекомпаний для ее ретрансляции с
включением собственных программных блоков.
К середине 1996 г. успешно завершены несколько этапов
реализации проекта, что позволило перейти на вещание 17,5 часа в сутки, к
жесткому сетевому программированию, сформировать основы сети. Телеаудитория в
Российской Федерации, получающая программы ACT, составляла 25 млн. человек (214
городов и населенных пунктов, исключая московский регион) и 24 млн. человек в
странах СНГ.
Партнерские отношения с региональными телекомпаниями – основной
принцип работы ACT. Сотрудничество с открытыми телеканалами не предусматривает
оплаты программ. Региональным телекомпаниям ежедневно предоставляется около 50
минут для размещения местной рекламы в программах ACT. Также для них
предусмотрены окна общим объемом не менее четырех часов прайм-тайм (по местному
времени). Доход от размещения местной рекламы принадлежит региональным
телекомпаниям.
На 1 января 1997 г. программу телеканала ACT могли смотреть
в 270 городах и населенных пунктах, исключая московский регион. Вот такое
«наследство» получила новая телекомпания «ТВ-Центр», вещающая на третьей «кнопке»
метрового диапазона (вместо МТК и «2х2»).
В 1996 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания
Российской Федерации (ФСТР) создает Фонд федеральных проектов и целевых
программ телевещания (ТВ-фонд), деятельность которого включает:
Ø
обеспечение региональных
телекомпаний РФ отечественной телевизионной продукцией (цикловыми
телепрограммами и фильмами);
Ø
организацию производства и
распространения телепрограмм с участием региональных телекомпаний;
Ø
организацию и проведение
конкурсов, смотров, фестивалей, семинаров и других мероприятий, способствующих
обмену опытом и повышению уровня регионального телевидения РФ;
Ø
осуществление телевизионных
проектов и целевых программ телевещания, имеющих федеральное значение.
Договоры на регулярное получение телепродукции в 1996–1997 гг. от
ТВ-фонда заключили ГТРК республик Хакасия и Марий Эл, Камчатка, Бурятия,
Калмыкия, Дагестан, Удмуртия, Еврейская автономная область и еще 50 областных и
краевых государственных телерадиокомпаний.
Типичное явление последних лет – межрегиональные
телеассоциации. Союз независимых телерадиокомпаний Кубани «Контраст» создан в
1996 г. с целью расширения рекламного рынка, совместной закупки телепродукции,
обмена информацией и объединяет 29 ТРК Краснодара, Новороссийска, Армавира,
Геленджика, Сочи, в том числе небольшие компании станиц Мостовая, Отрадная,
Полтавская и др.
Телеканал «Восток» объединил 24 телекомпании: «10-й канал»
(Екатеринбург), «Панорама» (Асбест, Свердловская обл.), «Ветта» (Пермь),
«Антенна-7» (Омск), «Телемагнит» (Магнитогорск) и др. В каждой из компаний
ежедневно от 17.00 до 00.00 по местному времени идет четырехчасовой блок
программ телеканала «Восток»: художественный фильм, сериал, мультфильм,
развлекательная программа, документальный фильм.
Сюда же следует отнести такие общественные некоммерческие
организации, как Национальная ассоциация телевещателей (HAT) и Российская
ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ).
HAT создана в 1995 г. Основные направления деятельности:
представительство и защита
интересов телевещателей в законодательных и исполнительных органах
государственной власти (Государственная дума, Совет Федерации, ФСТР России,
Министерство связи РФ, Госсвязьнадзор, федеральная и региональные налоговые
службы);
информационное обеспечение
телекомпаний в вопросах законодательства, налогообложения, технического
контроля, лицензирования и др.;
практическое содействие
членам ассоциации в профессиональной подготовке кадров;
расширение деловых
международных контактов на рекламном, программном и техническом рынках с предоставлением
равных возможностей всем членам HAT.
Ассоциация разрабатывает спецификацию оборудования по
запросам телекомпаний и ведет переговоры с фирмами по групповым закупкам с
предоставлением пакета льгот и скидок для членов HAT.
Согласно уставу HAT, единственным условием членства в
ассоциации является наличие государственной лицензии на вещание и соблюдение
правовых и этических профессиональных норм деятельности. Сходные задачи ставит
перед собой Российская ассоциация региональных телекомпаний:
защита интересов телекомпаний
– членов РАРТ в федеральных органах государственной власти;
представление интересов своих
членов в международных неправительственных организациях;
организация и проведение
консультаций и семинаров по широкому кругу вопросов правового обеспечения
деятельности региональных телекомпаний;
информационные услуги по
широкому спектру организационных, технологических и материально-технических
проблем, связанных с развитием российской телевизионной сети;
проведение ежегодного
фестиваля российских региональных телекомпаний.
Членами РАРТ являются 58 телекомпаний от Архангельска до
Ярославля.
Первой сетевой принцип распространения телепрограмм начала
осваивать МНВК «ТВ-6 Москва». Таким же путем пошли владельцы Рен-ТВ, сделав
своим партнером в регионах независимую вещательную систему (НВС), которая
объединяет 125 региональных негосударственных телекомпаний России и стран СНГ.
Независимая вещательная система (НВС) – одна из
первых телевизионных сетей, объединившая региональные негосударственные
телекомпании России и СНГ. Программы НВС транслируются национальными
телевизионными сетями Украины («УШКА»), Казахстана и Киргизии («Сары-Арка»),
Белоруссии («ТВС»), Молдовы («DTG»), Грузии («TNG») и Армении («НВС Армении»).
НВС образовалась в 1993 г. из небольшой группы независимых
телекомпаний и в настоящее время объединяет 62 телевизионные станции России,
охватывающие своим вещанием 95 городов. Зрителям предлагается широкий набор
высококлассных программ, которые транслируются станциями сети по жесткому
сетевому расписанию. Однако внутри сетевого программирования предусмотрены
значительные окна для местных программ, имеющих в провинции высокие рейтинги.
Объединение сети НВС с одним из лучших производителей телевизионных программ –
телекомпанией «Рен-ТВ» дало мощный импульс для развития сети. Лучшие программы
«Рен-ТВ» уже заняли свое место в программной сетке НВС. Для реализации
совместного проекта «Рен-ТВ – НВС», осуществление которого началось в январе 1997 г.,
было приобретено уникальное программное обеспечение. Впервые в Россию был
продан пакет программ, содержащий такие мировые хиты, как «Секретные
материалы», «Закон Лос-Анджелеса», мультсериал «Симпсоны», большой пакет
художественных фильмов и другие программы, имеющие высокие рейтинги во всем
мире.
НВС – добровольное объединение телекомпаний. Для вступления в
него в первую очередь необходимо желание самой телекомпании работать по
принципам телесети. Вступительные или какие-либо другие взносы не требуются.
Самая молодая российская телевизионная сеть – СТС, созданная
на деньги американской телекоммуникационной корпорации «Стори-Ферст»,
контролирующей более 40 телеорганизаций Восточной Европы, начала работу 1
декабря 1996 г. Вещание на территории России от Калининграда до Красноярска
ведется со спутника «Горизонт» в цифровом стандарте с временным сдвигом 0, +2,
+4, +6 часов для соответствия местному времени региональных телестанций, что
обеспечивает выход программ в удобное для зрителей время.
Сеть располагает мощной инвестиционной базой для закупки и
собственного производства программ. В сетке вещания СТС соблюдается строгий
баланс между отечественными, европейскими и американскими передачами. Команда
профессионалов, работающих в СТС, наладила тесные отношения с ведущими мировыми
производителями телевизионной продукции – студиями «Уолт Дисней», «Уорнер
Бразерс», «Нью Уорлд». Событиями стали премьеры канала – сериалы
«Красавица и чудовище», «Альф», «Даллас».
Департамент развития сети СТС активно заключает договоры с
региональными телевизионными станциями, которые хотят присоединиться к сети
СТС. К 1997 г. сетевые договоры подписали более 80 телекомпаний, которые
транслируют программы в 95 городах 44 регионов России, в том числе в Москве,
Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Самаре, Омске, Нижнем Новгороде,
Казани, Ульяновске, Саратове, Краснодаре, Ставрополе, Тамбове, Липецке, Орле,
Рязани, Новгороде, Ярославле, Воронеже и др.
Впервые в практике отечественного телевещания телекомпания
СТС в марте 1997 г. начала многопоясную передачу сигнала в режиме реального
времени для каждого из часовых поясов. Таким образом, уходит в прошлое
громоздкое и дорогостоящее вешание на каждый часовой пояс в отдельности.
Для формирования программы в студии применяется самое
современное цифровое оборудование, впервые использована комбинация ленточной и
дисковой технологий.
Традиционная выдача программ с видеолент осуществляется в
автоматическом режиме: группа выпуска формирует в компьютере «play-лист» с
порядком прохождения программ, компьютер управляет роботизированным портом,
который включает в себя четыре цифровых видеомагнитофона, шкаф для хранения
готовых к эфиру видеокассет и робота с «лапой»-манипулятором для смены кассет в
соответствии с «play-листом». Перед эфиром кассеты закладываются в шкаф, каждая
кассета снабжена штрих-кодом для фотосчитывателя, робот перед эфиром проверяет
кассеты на соответствие утвержденной программе и производит зарядку кассет в
нужной последовательности. «Сердцем» многоканальной системы является
видеосервер-накопитель, обеспечивающий возможность передачи нескольких цифровых
сигналов с временным сдвигом на все часовые пояса. Контроль над работой всей
передающей системы осуществляют всего два человека: выпускающий и инженер.
Освоение сетевого принципа организации телевещания успешно
проходит и в регионах. Негосударственная телекомпания «Ника-ТВ» (Калуга) с
целью расширения зрительской аудитории объединила в сеть вещания 14 других
независимых телекомпаний как равноправных партнеров, участвующих в формировании
общей программной политики.
Межрегиональная телесеть «Кавказский регион» объединила
независимые телекомпании Армавира, Владикавказа, Кисловодска, Лермонтова,
Нальчика, Пятигорска, Ставрополя и Черкесска. В подобную телесеть «Сибирский
регион» входят телекомпании Барнаула, Бийска, Владивостока, Иркутска, Кемерова,
Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ и Хабаровска.
Антенное (или эфирное) телевидение, исчерпав возможности
метрового диапазона, все активнее использует дециметровый. Растет число
кабельных сетей, меняется характер вещания КТВ – уходит в прошлое пиратский прокат
зарубежных кинолент, большинство станций использует только лицензионную
продукцию, а также готовит собственные передачи. Все большее развитие получает
спутниковое телевидение, в начале 90-х гг. казавшееся чрезвычайно далекой перспективой.
Большой резонанс получило осуществление проекта «НТВ плюс» – создание
первых отечественных каналов спутникового телевещания: I – «Спорт»,
II – «Музыка», III – «Мир кино», IV – «Наше кино».
Опережающими темпами развивается региональное телевещание.
В Нижегородской области, кроме государственной телерадиокомпании «Нижний
Новгород», вещает десяток других: «ННТВ» (учредитель – областное
Законодательное собрание, арендует 4-й метровый канал у областного телецентра,
вещание по понедельникам, четвергам и пятницам); коммерческие станции «Сети НН»
(свой 12-й метровый канал); «Волга» (свой 7-й метровый канал); «Стрежень» (свой
49-й дециметровый канал); «Нижегородская ярмарка» (3 часа в эфире на канале
телекомпании «Волга»); «Ника-ТВ» (свой 31-й дециметровый канал, среди
учредителей – американская компания GFC); «Эйкел-ТВ» (свой 44-й
дециметровый канал). Кроме того, в Дзержинске работает телекомпания «Ока-ТВ» – дочернее
предприятие телекомпании «Волга», в Сарове – «Канал-16», в Арзамасе –
муниципальная телекомпания.
В Красноярском крае, кроме ГТРК, работает знаменитая
компания «Афонтово», имеющая два своих канала – 9-й метровый и 22-й дециметровый;
вещает круглосуточно, входит в независимую вещательную сеть, ретранслирует
программы НТВ, Рен-ТВ, а также WTH, готовит ежедневные «Новости» (хронометраж
25 мин), ежедневный информационно-развлекательный блок «Утренний кофе с
Афонтово» (2,5 часа), еженедельную аналитическую программу, детскую – «Решето
чудес», «Спорт-ревю», «Ева+» и др.
В краевом центре работают коммерческие телестанции «ТВК – 6-й канал»
(учредители – алюминиевый завод и «Стройкомбанк»), «Прима-ТВ»,
«Телесфера», «Русская студия» (во всех учредители – физические
лица).
Есть ГТРК в Норильске и на Таймыре. В Норильске также
работает коммерческая телекомпания «Модем», в Канске – «Канск – 5-й
канал», в Ачинске – «Ачинск-ТВ», в Железногорске – «Канал-12»
и «Эридан».
По данным Госкомстата России, население России на 1 января
2000 г. составило 145561,1 тыс.
человек; в «телевизионном возрасте» – около 140 млн.; 97% семей имеют один
и более телевизионных приемников, 90% из них – цветного изображения (почти полное
вытеснение черно-белых телевизоров – один из первых признаков «телевизионной революции» в
постперестроечное время).
Исследователи телеаудитории отмечают заметное увеличение
времени (до 4,5 часа в сутки), которое расходуется на просмотр телепередач. Это
еще одна особенность переходного периода, во многом объясняемая кризисом
большинства учреждений культуры, дороговизной прессы и другой печатной
продукции, безработицей и неполной занятостью и т.д. В больших городах
увеличилась аудитория дневных и особенно ночных телепрограмм, в провинции
телепросмотр раньше начинают и раньше завершают.
Внедрение рыночных отношений, различных форм собственности,
свободное, нерегламентируемое ничем, кроме законов, развитие вызвали к жизни
принципиально новую телевизионную ситуацию в стране. Происходит тот самый
количественный скачок, прорыв на отечественном фронте телевизионной
многопрограммности, о котором в советские времена нельзя было даже помыслить.
В процессе бурного развития телесистемы важно осмыслить
необходимость сохранения вещательной структуры, соответствующей бывшему
общесоюзному телевещанию. Приведем некоторые аргументы в пользу упрочения,
развития и совершенствования на новом витке исторической спирали по-своему
уникального явления, называвшегося Центральным телевидением:
1.
Существующая
материально-техническая база бывшего общесоюзного ТВ при всех своих недостатках
в ряде основополагающих компонентов не подлежит дроблению, если мы не хотим
попросту уничтожить сложную коммуникационную систему. Спутники связи можно
использовать для получения телесигнала на локальной территории, но этот сигнал
все равно будет доступен в куда более обширном радиусе действия ИСЗ. И хотя запуск
спутника стоит не так уж дорого (60 млн. рублей в масштабе цен конца 90-х гг.),
дело даже не в том, что индивидуальные ИСЗ нерентабельны для небольшой
территории, – куда важнее, что и пространство космоса (околоземного
пространства) небеспредельно, и число вещательных частот ограничено.
2.
Борьба за общее экономическое
пространство на территории бывшего СССР, как считают специалисты, – залог
будущего оздоровления экономики. В то же время общее единое
телекоммуникационное пространство – очевидная реальность, созданная имеющейся
материально-технической базой телевидения.
3.
Чрезвычайно важным фактором
является почти полное совпадение телекоммуникационного пространства с
информационным пространством, т.е. наличие общезначимой информации и
потребность в ней совпадают с возможностями ее распространения. Специфическую
информацию, характерную для того или иного региона, той или иной группы
общества (части аудитории), распространяют региональные, профильные телеканалы.
Но существует и более общий пласт информации, представляющий интерес для
совокупности аудиторий, имеющих возможность приема интегрированного
(центрального) телеканала, который должен стать средством обмена телевизионной,
информацией, средством межнационального, межгосударственного общения. Это уже
экстерриториальный, транснациональный телеканал, распространяющий
интегрированные программы.
4.
Общая природа изобразительных
средств, видеоязыка современного телевидения очевидна. Содержание любой
«картинки», появляющейся на экране телевизора, понятно каждому телезрителю.
Однако главным носителем содержательной информации (идеи, мысли) является
вербальный язык как составная часть аудиовизуального образа. Языковой барьер
непреодолим в коммуникационном акте, в процессе обмена информацией. Но в
телекоммуникационном пространстве бывшего Советского Союза данной проблемы
практически не существует, ибо издавна установившееся официальное двуязычие во
всех национальных образованиях, широкое распространение русского языка как
средства межнационального общения делает доступной любую информацию на одной
шестой части планеты и везде, где есть русскоязычное население. Таким образом,
телевидение становится также инструментом обслуживания русской диаспоры во всем
мире[2]
(при наличии соответствующих технических условий).
5.
Если мы говорим о крахе
политики изоляционизма, об уничтожении вместе с «железным занавесом» его
информационного эквивалента, если мы строим гражданское общество, признаем
приоритет общечеловеческих ценностей, значит, не только желательна, но и
неизбежна наша интеграция в систему мировидения. Но для этого куда больше
возможностей у первично интегрированного (межгосударственного,
транснационального) ТВ, чем у различных его компонентов, какими бы развитыми
сами по себе они ни были.
6.
И наконец, интегрированный
межгосударственный телеканал со временем будет обладать суммарным авторитетом
территорий, которые окажутся в зоне его действия. Здесь рациональнее и
эффективнее проводить крупные культурные и пропагандистские акции, а также
сообща финансировать научные исследования, совместные программы технического
развития. Кроме того, участие в интегрированном телеканале (в том числе путем
купли-продажи цикловых передач или разовых программ, телесериалов и отдельных
рубрик) – стимул для саморазвития региональных телеорганизаций.
Дальнейшее развитие «экономического плюрализма» ведет к
подлинной многопрограммности. Когда-то считалось, что отечественному ТВ
достаточно пяти каналов, а сегодня в Москве, кроме семи эфирных каналов,
повсеместно принимают еще один-два кабельных, около десятка в дециметровом
диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки «тарелки» – антенны
спутникового телевидения) пакета программ 9 или 16 зарубежных каналов, среди
которых английская Би-би-си, французская ТВ-5, германская ПРО-7, американский Суперчэнел,
Евроспорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТВ и др.
Что же касается владельцев спутниковых антенн, то
специалисты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно принимать более
ста телеканалов. Спутники Intelsat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 – Норвегии,
3 – Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ
телевидения Германии, Англии, США. Спутник Turksat транслирует 9 турецких
телеканалов. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird (Жар-Птица) в
Москве можно принимать при помощи «тарелки» диаметром всего 90 см 16
телеканалов со всего света.
Таким образом, мировидение становится реальностью, и
российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному
телеобмену.
Что касается дифференциации, профилирования отечественных
телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она будет протекать:
Ø
по тематическому
признаку: информация; музыка; кино;
культура и искусство и т.д.;
Ø по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.;
Ø
по национальному
признаку: республиканская программа;
программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне
территорий своих национальных образований;
Ø
по территориальному
признаку: общегосударственная
(интеграционная – межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию)
телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка,
микрорайона) программа;
Ø
по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное
время (или с плавающим графиком вещания);
Ø
по источнику
финансирования: государственный
(бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы
телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный
(работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований
предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет
рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная
или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют
время у вещательной организации).
Независимо от технической и организационной базы реализации
вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал
будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими
признаками.
Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются
возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По
крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей
компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:
Ø
антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное
вещание;
Ø
спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение
(мировидение);
Ø
кабельное (абонентское) телевидение;
Ø кассетное (видеотечное) телевидение – видеодиски (лазеровидение);
Ø
титровое телевидение – видеотекс, телетекст.
Единственной средой бытования и формой существования
традиционного антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая
прежде всего необратимым временным фактором. Спутниковому и кабельному ТВ
далеко не в такой степени присущи характерные признаки программности, а система
повторов отдельных передач и целых программных блоков ослабляет фактор
необратимости времени трансляции. Более того, неограниченное по времени
(круглосуточное, не принимающее во внимание время суток, ибо зона приема
телесигнала нередко столь велика, что режим дня у различных групп телезрителей
не совпадает) вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего
тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из видов вещания:
Си-эн-эн – круглосуточные новости со всех уголков планеты, Эм-ти-ви – телеканал
современной музыки, действующий по принципу «нон-стоп».
На кабельном ТВ количество телевизионных каналов неизбежно
ведет к новому качеству дифференциации вещания по зрительским интересам. И все
же антенное, спутниковое и кабельное ТВ используют форму вещания, трактуемого
как специфический способ распространения общественно значимой информации
техническими (аудиовизуальными) средствами.
Для кассетного телевидения не характерны ни программность,
ни вещательные характеристики, что объясняется почти полной индивидуализацией
использования видеокассет зрителями, возможностями их просмотра в любое удобное
для владельца видеомагнитофона время. Воспринимаемое многими как продолжение
кинематографа, кассетное ТВ сейчас обретает черты самостоятельного, весьма
оригинального и эффективного средства массовой информации. В качестве примера
можно привести видеожурнал типа «Огонек-видео», кассеты которого не просто
служат иллюстрацией, видеодополнением популярного массового издания, но
обладают чертами нью-медиа с ярко выраженными информационными,
пропагандистскими, социокультурными, просветительскими и рекреативными
функциями.
Логически рассуждая, можно предположить, что при всемерном
распространении кассетного и многоканального кабельного ТВ, имеющего
значительное количество художественных программ, для антенного телевидения
появится необходимость в немалой степени сократить развлекательный раздел
вещания. Уместными здесь будут лишь яркие премьеры художественных произведений
собственно телевизионного производства, прямые трансляции уникальных публичных
выступлений художественных коллективов, хорошо сделанная культурная хроника.
Все виды телепродукции — от различных сериалов до классики киноискусства и
золотого фонда музыкальной культуры – удел специализированных каналов
кабельного ТВ, кассет и видеодисков.
Глобальный характер спутникового ТВ требует информации
соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и
яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории.
Разумеется, и степень интернационализации этой информации должна быть
несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от
национального своеобразия.
Первое спутниковое телевидение на русском языке – «НТВ плюс»
–
вещает с ноября 1996 г. Первоначально оно включало в себя четыре, потом пять
основных каналов, а также (за отдельную плату) ночной канал. За два с половиной
года на «НТВ плюс» подписались более 150 тыс. человек. Первое действительно
частное ТВ, совершенно независимое от государства, но действующее лишь при
наличии принимающей тарелки, пережило два кризиса. Первый – творческий.
По большому счету зрелищными оказались только спортивный канал и «Мир кино».
«Наше кино» грешило частыми повторами, что можно объяснить трудностями,
переживаемыми отечественным кинематографом. Эротика, которую так ждали
отдельные подписчики, не оправдала их ожиданий. Пошел вал критических писем,
некоторые отказывались вносить абонентскую плату. Однако сама плата была
стабильной и достаточно низкой, что дало возможность постоянно увеличивать
количество «тарелок».
Но тут разразился финансовый кризис 17 августа 1998 г. «НТВ
плюс» решило игнорировать крах рекламного рынка и резкое уменьшение доходности
от телепродукции и пошло на новый весьма смелый проект: переход с аналогового
на цифровое оборудование. На это холдинг «Медиа-Мост» затрачивает огромные средства.
В подмосковном Сколкове в рекордные сроки возводится первая очередь
приемно-передающего комплекса, предназначенного для цифрового вещания и
управления собственным спутником.
Спутник «Бонум-1/Мост-1» был выведен на орбиту с мыса
Канаверал в США 22 ноября 1998 г. В начале 1999 г. спутник обеспечивал
трансляцию 18 телеканалов, преимущественно на русском языке. Кроме старых,
выходящих на аналоговом ТВ, это еще один детский канал «Nickelodeon» западного
образца, из спортивных – два новых: «Eurosport» и собственный чисто футбольный
канал, популярные повсюду в мире научно-познавательные программы «Animal
Planet» и «Discovery». Любители боевиков получили возможность смотреть их 24
часа в сутки в режиме «non-stop». Канал «Romantica» удовлетворяет любителей латиноамериканских
мыльных опер. В апреле 1999 г. спутниковых каналов стало 20: добавился хорошо
раскрученный в США «Hillmark», показывающий телевизионные фильмы и
мини-сериалы, и еще один детский – «Fox Kids». Это количество программ укладывается в восемь вариантов
подписки. Продажу аналогового оборудования компания прекратила, но заверила
владельцев аналоговых комплектов, что будет продолжать вещание до тех пор, пока
последний из них не будет заменен на цифровой.
Для наших соотечественников за рубежом в Западной Европе и
Израиле русскоязычное вещание осуществляет «HTB-International».
В любом случае очевидно, что до тех пор, пока спутниковое
телевидение не станет столь же привычным, как и антенное, организаторам этой
формы вещания следует учитывать ожидания телеаудитории, ее потребности в
хроникальной и культурной информации мирового значения.
Спутниковое телевидение стало престижным и модным не только
в Западной Европе и Америке. В бывших социалистических странах и в бывших
советских республиках сегодня наблюдается откровенный «бум» спутникового ТВ. В
качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992
г. открытым акционерным обществом «Газпром», в которое, кроме газодобывающих
гигантов Тюмени, Надыма, Уренгоя и Ямбурга, вошла ракетно-космическая
корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. В настоящее время система «Ямал»
использует геостационарный космический аппарат «Горизонт», дающий возможность
распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе
спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и
уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.
Масштабы развития сети спутниковой связи «Ямал» таковы: в
1997 г. охват – 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. – расширение
зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. – охват 70% территории Российской
Федерации и СНГ. В 2000 г. ожидается полномасштабная реализация системы
распространения, включая территории стран Балтии, Центральной и Западной Европы
(Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.).
Пока возможности вещания системы «Ямал» не превышают 4 часа
в сутки, после запуска ретрансляторов «Ямал-100» предусматривается увеличение
времени передач до 12 часов в сутки. Спутники «Ямал-100» создаются ОАО «Газпром»
совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» при техническом участии
американских аэрокосмических фирм. Здесь применяются самые последние достижения
космической техники и технологии, электроники, двигателестроения.
Все большее распространение в мире получает так называемое
компьютеровидение – своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ
вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир
нынешнего подрастающего поколения – школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ
(и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры – один из
наиболее перспективных разделов компьютеровидения.
Но в электронные игры включаются не только дети.
Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной
электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле
президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего
поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные
ранее возможности для «бизнес-график» – машинного проектирования, особенно
промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана
инфографией.
Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в
оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению.
К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст,
видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования
потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс – принятое
во многих странах мира обозначение для интерактивных служб – систем
передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с
термином «видеотекст», означающим способ передачи текстовой и графической
информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными
программами. Этот способ во всем мире именуется «телетекстом». Получение
печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией.
Интерактивные мультимедиа – одно из наиболее перспективных
направлений в развитии ТВ. Телевидение впервые применило своеобразную систему
интерактивного ТВ во время Олимпийских игр в Барселоне. До начала соревнований
журналисты имели возможность выбирать потенциальных победителей, а в последний
момент перед финишем состязания могли получить конкретный результат прогноза,
который потом легко сравнить с истинным результатом.
Испанское телевидение (RTVE), не желая останавливаться на
достигнутом, совместно со специально созданным предприятием, приступило в 1993
г. к передаче экспериментальных программ в рамках интерактивной системы. Для
успешного приема интерактивных передач RTVE использует особый прибор под
названием TELEPICK. В его состав входят декодер, микрокомпьютер, монитор,
принтер и модем. Примечательно, что такая система не влияет на нормальную
работу обычной телесети.
«TELEPICK» подключается к телевизору и телефонной линии.
Таким образом телезритель получает, например, возможность участвовать в
разгадке слов во время телеигры типа «Поле чудес». Во время передачи о
кулинарном искусстве достаточно нажать клавишу автоматического запроса и через
несколько секунд можно получить на принтере запись того или иного рецепта. Так
же легко, путем нажатия специальной кнопки, большинство зрителей выбирают один
из двух блоков передач (в каждом один художественный и один документальный
фильмы или мультфильм и сериал). Используя клавиатуру приемной системы, можно
получить приз за победу, вступить в прямой контакт с участниками игры «по
другую сторону экрана».
Разработаны проекты использования такой интерактивной
системы для оперативного приобретения авиабилетов или билетов в кинотеатр, не
выходя из дома.
Недалек и тот день, когда можно будет «дозировать» объем
сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания «Video
Freedom» из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель
сможет легко и просто контролировать содержание любой программы. Специальная
система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и
нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность
убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий.
Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в
стадии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критически относится к
отдельным телепрограммам.
Современное развитие телевидения идет по пути все большей
массовизации производства и индивидуализации потребления. Несомненно, учет
специфики и возможностей каждого СМК, каждого вида тележурналистики, а также
потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией
телеэкрана, – перспективный путь организации деятельности и планирования
системы информации, распространяемой аудиовизуальными средствами