Н.К. КРУПСКАЯ

(18691939)

 

Н.К. КрупскаяНадежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге. Окончив гимназию, с 1891 по 1896 г. занималась в воскресной школе и вечерних смоленских классах для рабочих (за Невской заставой), вела пропаганду в марксистских студенческих кружках, а затем социал-демократическую пропаганду среди рабочих. С 1895 г. вступила в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В августе 1896 г. во время стачки была арестована и после шестимесячного тюремного заключения приговорена к ссылке на 3 года в Минусинский округ в село Шушенское, здесь вышла замуж за В.И. Ульянова (Ленина), с которым раньше работала в "Союзе борьбы". Последний год ссылки провела в Уфе, где вела подпольную работу. В 1901 г. эмигрировала, работала секретарем "Искры". После II съезда РСДРП секретарь редакций большевистских газет "Вперед" и "Пролетарий"; в 19051907 гг. секретарь ЦК партии в России; в 1907 г. снова эмигрировала за границу. После Пражской конференции РСДРП (1912 г.) помогала В.И. Ленину налаживать связи с партийными организациями в России, с газетой "Правда" и большевистской фракцией IV Государственной думы. В 1917 г. после Февральской революции вместе с В.И. Лениным вернулась в Россию, работала в секретариате ЦК партии. После Октябрьской революции член коллегии Наркомпроса, с 1921 г. руководила Главполитпросветом. С 1929 г. заместитель наркома просвещения, почетный член Академии педагогических наук СССР. Написала ряд работ по вопросам народного образования, коммунистического воспитания, женского и молодежного движения. Автор книг и воспоминаний о В.И. Ленине. Участница почти всех съездов партии (кроме I и V). С 1927 г. член ЦК ВКП(б). Являлась членом ВЦИК и ЦИК СССР всех созывов, депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР первого созыва.

 

СТАТЬИ Н.К. КРУПСКОЙ

 

Еще об одном перегибе

Где жить детям в социалистическом городе?

 

ЕЩЕ ОБ ОДНОМ ПЕРЕГИБЕ[1]

 

Массовый переход на коллективное хозяйствование подымет нашу революцию на высшую ступень. Совершающийся переход творится руками сотен тысяч, ну а при таком размахе без промахов, без перегибов дело не обходится. Это не значит, конечно, что мы "философски" должны относиться к этим искажениям и перегибам и не принимать самых энергичных мер к их устранению. Каждый перегиб, каждое головотяпство бьют по тому, что строится, бросают палки под колеса социалистического строительства.

Борясь с кулаком, мы в этой борьбе не замечаем ребят, а о них надо подумать.

У кулаков, как правило, служили батрачата, няньки, пастушата и пр. Кулаку особенно выгодно было держать их охрана детского труда в деревне поставлена из рук вон плохо, или, вернее сказать, никак не поставлена. Интересуется ли кто судьбой этих батрачат, теряющих свой заработок? Боюсь, что нет. Батрачат надо, если они этого хотят, устраивать в колхозах и заботиться о них. Сельсовет должен взять на себя это дело. Надо последить, чтобы этих ребят учили, может быть, вне очереди надо принимать их в школы, заботиться, чтобы они были одеты и обуты.

Но гораздо больше, чем батрачат открытых, у кулаков было батрачат замаскированных: это были ребята, отданные им на воспитание из детских домов, это были дальние бедные родственники. Все эти "иждивенцы" кулака, а по сути дела его батраки, которых он в школу не посылал, которых кормил впроголодь, которых заставлял работать сверх меры, зная, что за них-то не вправе никакой союз сельхозлесрабочих вступиться, куда они деваются?

Это бедняки из бедняков. Все, что сказано о батрачатах, относится целиком и к этим замаскированным батрачатам.

И, наконец, дети кулаков. Бывает так: у малыша арестованы родители, ходит он по улице и плачет, все жалеют его и женщины, и мужчины, но усыновить, взять в дом не решаются: "Сын кулака все же, да еще активиста, как бы чего не вышло".

Тут вопрос ясен борьба ведется не с ребятами, а со взрослыми. Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить, как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста.

В декрете от 17 мая 1919 г. "О бесплатном детском питании", подписанном Владимиром Ильичем, есть специальный параграф, гласящий: "Право на бесплатное питание предоставить всем детям указанного выше возраста (до 14 лет. Н.К.) безотносительно к категории классового пайка их родителей". Взрослые одно, дети другое. И недопустимый перегиб мстить детям за родителей, преследовать тех (учителей, колхозников), которые берут на себя заботу о ребятах кулака.

Сложнее дело с подростками. Кулак заботится очень усердно о том, чтобы пропитать сына своим духом. Еще в 70-х годах Л. Толстой рассказывал, как скупщик из близлежащего села ни за что не хотел отдать сына в школу, держал его при себе и с малолетства учил, как обвешивать да надувать крестьян. Нельзя отрицать влияния кулачья на своих детей-подростков. Но мы недооцениваем других влияний на ребят влияния школы, товарищей, улицы. Наша деревенская школа оказывает громадное влияние на ребят. Это отмечают все товарищи, побывавшие в деревне, это видно из писем деревенского ребятья, которое принимает близко к сердцу все, чем живет страна. Скупщик, которого описывал Лев Толстой, в 70-х годах боялся влияния школы на своего сына, тогдашней религиозной школы, а школа теперешняя совсем ведь иная. Недооцениваем мы влияния на детей кулаков самого факта существования пионерорганизации. Это влияние велико. Мы все видели юных пионеров во время слета. Взрослые даже волновались. Думаете, не влияет пионерорганизация на всех детей, даже на тех, кто в нее не входит?

Влияет улица. Мы часто говорим об отрицательном влиянии улицы, причем имеем в виду главным образом "Охотные ряды", где все дышит спекуляцией, где проходящий мимо вас человек, не глядя на вас, скороговоркой говорит: "Мясо есть".

Но есть и другая улица улица революционная. Я помню улицу Выборгского района, Василеостровского в 17-м году. Эта улица дышала не спекуляцией, а революцией, захватывала под свое влияние всех и вся. Когда поставили в Выборгский район пулеметный полк, вначале был он настроен весьма антибольшевистски. Кто немедленно первый повел большевистскую агитацию среди солдат? Торговки снедью, квасом, семечками, большей частью жены рабочих, которые целый день проводили на улице, которые находились под влиянием этой кипящей, революционной улицы, на которой с утра до вечера обсуждались рабочими все события.

Сейчас революцией дышит деревенская, колхозная улица. Там идут споры горячие, страстные. И ребята слушают, слушают и дети кулаков.

Некоторые ребята, дети кулаков, переживают настоящую трагедию, бегут из дома, отстаивают дома свою линию и ничего не могут сделать, не могут стряхнуть с себя легшее на них пятно происхождения. Им кажется, что над ними висит какой-то рок.

"Я сам не желал бы быть сыном торговца, пишет один подросток, гораздо лучше быть сыном очень бедного крестьянина. Я сколько раз говорил отцу, чтобы он бросил свою мелочную торговлю, лучше заниматься крестьянством. И в конце концов он сделал это. Теперь отца у меня нет, его уже несколько дней как увезли неизвестно куда. Я даю слово, что, когда вырасту большой, я обязательно вступлю в партию и буду честно и усердно выполнять задачи пролетариата и буду также стараться перевоспитывать всех детей на новый быт".

Парень ни о чем не просит. Как изменились идеалы! Раньше все ребята хотели бы быть царевичами и царевнами, богачами, которые едят на золоте, живут в хоромах; теперь они хотели бы быть детьми самого бедного крестьянина, коммунистами.

Такие дети кулаков на ¾ уже перевоспитаны школой и жизнью. С ними работа будет сравнительно легка. Но есть такие, по отношению к которым нужна большая, длительная работа.

Современная жизнь ломает психологию стариков, не то что подростков. Острая классовая борьба, которая сейчас идет в деревне, имеет ведь в конечном счете целью бесклассовое общество. Подрастающую молодежь надо перевоспитывать, помогать ей хорошенько вывариваться в котле коллективизации, в фабричном котле. Надо подросткам детям кулаков помогать поскорее забывать о прошлом и примыкать к строительству новой жизни.

 

Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М., 1959. Т. 6

 

в начало

 

ГДЕ ЖИТЬ ДЕТЯМ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ГОРОДЕ?

(В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ)[2]

 

Создание социалистического города одна из интереснейших задач социалистического строительства. Опыта в таком строительстве нет, постройка такого рода явится первой в мире. Поэтому эта труднейшая задача может быть разрешена только при самом активном участии и контроле широких масс.

Особенно важным представляется строителям города будущего вопрос о том, где и как будут жить дети. Вероятно, и читательницам "Женского журнала" этот вопрос покажется интересным. До сих пор жизнь наших детей была непосредственно связана с жизнью взрослых. На крохотном клочке жилплощади с утра до вечера толклись родители и ребятишки. Дети волей-неволей врастали в старый быт, часто воспринимали дурные навыки темных и несознательных родителей, наблюдали неподходящие картины и т.д. Воспитание? Но отец и мать работают, количество педагогических учреждений ограниченно, средств на специальную воспитательницу нет, и дети растут, предоставленные самим себе и вредным влияниям улицы.

Дошкольные походы занялись организацией детских садов, площадок и яслей. Но каждый клочок, предназначенный для "цветов земли", приходилось чуть ли не силой вырывать у жилтовари-ществ. А то бывает так, что выстроят дом, а самое негодное помещение, где-нибудь в темном подвале, дадут под детский сад. И на ближайшем собрании хвалятся: "Мы, мол, сознательные, мы даже детсад организовали".

Надо признаться, что в обычном современном городе наши дети поставлены в очень неблагоприятные и неподходящие условия.

Строители социалистических городов учитывают эти недостатки с тем, чтобы в городе будущего их не было.

В социалистическом городе будет создан специальный детский сектор.

Вокруг этого сектора идет оживленный спор, так как до сих пор не решено, как лучше воспитывать детей отдельно от родителей или при их непосредственном участии.

По одной теории, дети немедленно после своего рождения передаются в ясли и там под руководством воспитательниц находятся до того возраста, когда им нужно переходить в детский сад. После детского сада политехнизированная школа и мастерские, а затем завод-втуз. Детский городок должен быть совершенно отделен от города взрослых и находиться оттуда километров за 1520. Это действительно детский город, где дети живут, играют, учатся, где у них свое маленькое хозяйство и свое управление.

Этот проект ставил своей главной целью полное раскрепощение женщины от заботы о детях с момента их рождения и создание такой обстановки воспитания детей, при которой они были бы совершенно изолированы от взрослых.

Однако этот проект детского города встретил большие возражения. Работницы тех предприятий, где обсуждался проект, заявляли, что не отдадут своих детей с самого рождения в детский городок, который будет за пределами города, потому что и матери и отцу хочется поглядеть, как живет их ребенок, хочется поговорить с ребятами, приласкать их. В изолированные дома никто из родителей не пожелает отправить детей и будет держать их при себе, хотя на детей и не будет отводиться никакой площади.

Помилуйте, да разве я могу со своим дитем расстаться, говорит работница фабрики "Москвашвей" т. Фомина, да у меня все сердце изноет, никакая работа или занятие на ум не пойдет, руки опустятся.

Пусть наших ребят воспитывают в особых домах, но мы должны иметь право в любое время ходить и наблюдать за ними, заявляет работница фабрики "Красная Роза" т. Утина.

Таков отзыв большинства. Поэтому первый проект, как очень крайний и страдающий "перегибами", был отклонен и заменен новым, вполне приемлемым и рациональным.

По этому новому проекту весь социалистический город строится "блоками", т.е. отдельными огромными комбинатами домов, в которых будут жить от 2 до 3 тысяч человек. Такие комбинаты, отделенные друг от друга большими парками, будут соединять в себе жилые помещения, фабрики-кухни, столовые, механические прачечные, гаражи и, наконец, школы, детские сады и ясли. Все это будет находиться тут же, при доме, рядом с жилищем родителей. И ясли, и детский сад, и школа будут соединены с помещениями взрослых утепленным коридором. Таким образом, родители смогут постоянно наблюдать за жизнью и воспитанием детей. Ясли, рассчитанные на много десятков детей, разбиваются на группы по 1015 ребят, и весь дом так и будет выстроен группами с отдельными спальнями, верандами, выходами и т.д. К детским учреждениям будут примыкать огромный физкультурный зал, спортплощадки и библиотека.

Ясли, в которых ребенок будет находиться постоянно до трехлетнего возраста, представляют собой законченный тип имеющихся у нас уже теперь яслей удлиненного дня.

Школы в социалистическом городе будут представлять собой интернаты с производственной практикой и политехнизированной программой. По внешнему виду все постройки для детей будут светлыми, застекленными домами с большими верандами.

Новый проект детского расселения был принят всеми строительствами социалистических городов: Сталинградом, Новосибирском, Автостроем и т.д.

На Западной ж.д. в городе Кричеве железнодорожники строят коммуну с отдельными яслями, детским садом, соединенным коридором с помещением взрослых.

Вероятно, у многих родителей возникает вопрос, зачем детям жить постоянно в этих детских учреждениях, пускай проводят там день, а ночь с родителями. Несомненно, что детям жить коллективно, под общим контролем удобнее и лучше. У нас есть опыт пионерских лагерей и лесных школ, откуда дети возвращаются совершенно обновленными, окрепшими и самостоятельными. Однако многие родители этого не понимают, и вероятно, пройдет немало времени, в течение которого более отсталые родители будут стараться удерживать детей у себя.

Что касается строительства школ, то у нас имеется уже целый ряд откликов и пожеланий самих детей о том, какой они хотели бы видеть школу в социалистическом городе. Вот что пишут пионеры г. Новосибирска Петя Корзинкин и Володя Соловьев:

"Мы очень интересуемся, какой это будет новый город. Мы знаем, что там будет школа, и слушайте наш наказ. Школа должна быть очень большая, с большим залом. При школе обязательно устройте гараж с автомобилями, чтобы ребята могли ездить и управлять. Потом ремонтные мастерские, столярную, разные спортплощадки и пляж с лодками. Тогда все ребята будут довольны. И еще пусть будет рядом планетарий".

Из этого письма видно, что дети стремятся к разным техническим знаниям. Само собой понятно, что при школе должны функционировать подсобные предприятия: лаборатория, технические станции, мастерские. Затем площадка для игр, для гимнастики и водная станция; широко будет развернуто общественно-политическое воспитание. Дети всегда интересуются производством. Эту их потребность должна обслужить новая школа, и в этом и будет состоять политехническое воспитание. Только связь с производством обеспечит школе действительно социальное воспитание.

Здесь намечены только основные моменты детского сектора в городе будущего. Из-за недостатка места указаны только некоторые проекты. Пока еще не поздно внести исправления, добавления и предложения в проекты. Дело это самым близким образом касается матерей. Поэтому на страницах "Женского журнала" мы предлагаем высказаться. Ибо только при участии масс может быть выстроен город будущего фабрика, на которой будет реконструироваться старый и создаваться новый человек.

 

Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 6. М., 1959

 

в начало

 

к содержанию << >> на следующую страницу



[1] Еще об одном перегибе. Впервые опубликовано в "Учительской газете" 15 марта 1930 г.

[2] Где жить детям в социалистическом городе? Впервые опубликовано в "Женском журнале" в №10 за 1930 г. ("Женский журнал" ежемесячный журнал, выходил в Москве в 19261930 гг.)

Hosted by uCoz