◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования)
в информационный блок: Медиаобразование
◄► в раздел библиотека
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПРИЧИНЫ АКТУАЛЬНОСТИ
МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Тоискин В.С.,
Красильников В.В.
ТОИСКИН
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики
и информационных технологий Ставропольского государственного педагогического
университета. Родился 31.05.1952 г. в г. Самарканд. Окончил факультет
радиосвязи Ставропольского высшего военного училища связи в 1973 г. по
специальности «Инженер по эксплуатации средств связи» с золотой медалью. С 1973 г. по 1979 г. проходил службу на инженерных
должностях в ВС СССР. С 1979 г. по 1983 г. обучался в очной адъюнктуре
Военного инженерного краснознаменного института им. А.Ф. Можайского (г.
Ленинград). В 1983 г. в диссертационном совете института защитил
кандидатскую диссертацию. С 1983 г. по 2004 г. проходил службу в Ставропольском
военном институте связи на преподавательских должностях. В течение 14 лет был
начальником кафедры радиосвязи. Полковник запаса. С 2004 г. после увольнения из ВС РФ работает в
Ставропольском государственном педагогическом институте. В 2007 г. присвоено ученое звание «профессор». Награжден
орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени и 7 медалями. Почетный
радист Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального
образования Российской Федерации. Член диссертационного совета
Ставропольского военного института связи. Под его руководством подготовлены и
защищены 4 диссертации по техническим и педагогическим наукам. Тьютор
международной программы «Intel – Обучение для будущего». Руководитель
площадки «Intel – Обучение для будущего» при Ставропольском государственном
педагогическом институте. Обладатель гранта программы. Область научных интересов:
сети и системы спутниковой и подвижной связи, инфотелекоммуникационные
технологии в образовании, математическое моделирование образовательных
систем. Автор
более 160 научных, научно-методических работ, учебников и учебных пособий,
изобретений и зарегистрированных программных продуктов. |
КРАСИЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ – к.т.н., профессор кафедры
прикладной информатики и информационных технологий Родился
03.05.1953 г. Окончил военный инженерный институт им. А.Ф.Можайского (г.
Ленинград), по специальности: военный инженер по радиоэлектронике в 1975 г. Общий
стаж педагогической деятельности 24 года. Защитил
диссертацию по теме « – » 16 марта 1985 г. Автор
и соавтор более 30 публикаций научного и научно-методического характера, в
том числе руководитель научного студенческого объединения «IT – технологии и
системы». Получил
звание «доцент» 29 января 1992 года. Область
научных интересов: информатизация учебного процесса, концепция единого
информационного пространства вуза. Прошел
обучение и является тьютером американской программы «Intel. Обучение для
будущего». Постоянный
участник научно-практических и методических конференций, мастер-классов,
круглых столов. Ведет активную работу на кафедре по руководству и подготовке
студенческих олимпиад различного уровня. Совместно с другими преподавателями
кафедры была оформлена заявка на конкурс РГНФ по программе «Поддержка
приоритетных фундаментальных гуманитарных исследований» 2010 г. по теме
«Информационное обеспечение моделирования педагогических систем». Читаемые курсы: Программирование в среде VBA, Компьютерное
моделирование, Информатика и программирование, Пользование персональным
компьютером. |
Современный мир трудно представить
без медиасредств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать
печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему
Интернет). Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние
полвека. Медиа сегодня – одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты.
Социологи подсчитали, что в среднем «цивилизованный человек», проживший до 75
лет, располагает примерно 50 годами активной, лишенной сна деятельности. И ровно
девять лет из них он тратит на то, чтобы… смотреть. К примеру, на рубеже XXI
века в 99% американских семей у детей и подростков до 18 лет был хотя бы один
телевизор, у 97% – хотя бы по одному видеомагнитофону и радиоприемнику. 74%
семей пользовались кабельным или спутниковым телевидением, 69% – персональными
компьютерами (из них 45% – с подключением к Интернету). В среднем современный
школьник тратит более шести часов в день на общение с медиа (42% этого времени
уходит на просмотр телепередач и фильмов и лишь 12% – на чтение печатных
текстов). В начале XXI века без медиа немыслимо социокультурное развитие любой
нации практически во всех областях, включая, разумеется, образование.
Начиная с 60-х годов XX века в
педагогической науке ведущих стран мира сформировалось специфическое
направление «медиаобразование» (media education), призванное помочь школьникам
и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств
массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. Так, в 90-х годах
XX века медиаобразование стало обязательным компонентом обучения во всех
средних школах Канады и Австралии (с 1-го по 12-й класс). Медиаобразование
интегрировано в уроки родного языка в школах Великобритании, где, к примеру, 25.000
старшеклассников и 8.000 студентов университетов ежегодно выбирают курс медиа
для сдачи итоговых экзаменов. Кстати, интенсивному развитию медиаобразования во
многих странах способствовала экспансия американских средств массовой
коммуникации: многие европейские медиапедагоги развивают «критическое мышление»
учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию заокеанской массовой
культуры.
Один из ведущих теоретиков
современного медиаобразования, британский ученый и педагог Л.Мастерман обосновал семь
причин актуальности медиаобразования в современном мире. Это:
1. Высокий уровень потребления медиа и
насыщенности современных обществ средствами массовой информации.
2. Идеологическая важность медиа и их
влияния на сознание аудитории.
3. Быстрый рост количества медийной
информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
4. Интенсивность проникновения медиа в
основные демократические процессы.
5. Повышение значимости визуальной
коммуникации и информации во всех областях.
6. Необходимость обучения
школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.
7. Нарастающие национальные
международные процессы приватизации информации.
К этим причинам сегодня можно
добавить еще одну: «пожелтение» средств массовой информации и снижение общего
уровня медийной продукции, которое, как ответную реакцию, вызывает к жизни
потребность в образовательных технологиях в области масс-медиа.
Информация, передаваемая масс-медиа,
– продукт индустрии смыслов, направленной на манипулирование сознанием
потребителя медиатекстов с политическими, экономическими или другими целями.
Технологии этой отрасли принимают все более изощренный, профессиональный
характер: изучаются объекты воздействия, их физиологические, психологические
особенности, разрабатываются эффективные методы и приемы привлечения и
удержания аудитории.
Общественные институты все громче
высказываются по поводу необратимых последствий воздействия на психику и
духовный мир подрастающего поколения сцен насилия, демонстрируемых на экране
телевизора, снятия табу с некогда интимных сторон человеческих отношений. Но
вопрос читать или не читать, смотреть или не смотреть лежит не в плоскости:
пускать или не пускать, показывать или запретить. Речь идет о вариативности
предложений и свободе выбора. И здесь простой медиаграмотности мало, необходимо
вырабатывать у аудитории независимость суждений по отношению к медиа- текстам,
способность иметь, формулировать и транслировать собственную точку зрения, в
целом повышать уровень медиакомпетентности.
Первыми о медиаобразовании
заговорили эксперты ЮНЕСКО. В 1978 году под эгидой этой межправительственной
организации была разработана программа массового медиаобразования – General
Curricular Model for Mass Media Education. Согласно основополагающим документам
ЮНЕСКО, медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития
личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью
формирования культуры общения с медиа.
Еще в начале 80-х годов
медиаспециалисты подчеркивали, что вместо того чтобы осуждать или одобрять
несомненную силу средств информации, мы должны признать их существенное влияние
и проникновение во все сферы жизни как установленный факт, а также учитывать их
важность как неотъемлемый элемент современной культуры. Мы не должны
недооценивать ни роль коммуникации и средств информации в процессе развития, ни
их функцию как инструмента активного участия граждан в жизни общества.
Политическим и образовательным системам необходимо признать, что их
обязанностью является содействие критическому пониманию гражданами феномена
коммуникации.
На двадцать девятой Генеральной
конференции ЮНЕСКО, в рамках программы 1998–1999 гг., была провозглашена
необходимость обеспечения поддержки медиаобразования и создания
медиапространства для молодежи с помощью различных методик и видов
деятельности.
В результате в 1998 году Австрийской
национальной комиссией по делам ЮНЕСКО и Австрийским федеральным министерством
образования и культуры совместно с ЮНЕСКО была организована международная
конференция «Обучение медиа в цифровой эпохе». В принятых рекомендациях конференции
отмечалось, что медиаобразование имеет дело со всеми средствами массовой
информации и коммуникации и включает в себя печатный мир и графику, аудио,
фотографию и видео изображение, доставленные потребителю с помощью любых
технологий; расширяет возможности человека в понимании общественных СМИ и
характера их воздействия, а также в получении навыков использования этих медиа
для коммуникации с другими людьми; обеспечивает обучение людей следующим навыкам:
анализу,
критическому осмыслению и созданию медиатекстов;
определению
источников медиатекстов, их политических, социальных, коммерческих и/или
культурных интересов и их контекста;
верной
интерпретации содержания сообщений и ценностей, предлагаемых медиа;
выбору
соответствующего вида медиа для создания собственных сообщений и донесения их
до избранной аудитории;
требованию
и получению доступа к медиа с целью как восприятия, так и производства.
В рекомендациях Севильского семинара
«Медиаобразование и молодежь» 2002 года говорилось о развитии критического
медиаобразования, подчеркивалось особое значение развития критической
компетентности, способности реагировать на любого рода полученную информацию и
умения пользователей защищать свои права. Акцентировалось внимание на то, что медиаобразование
– часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу
самовыражения и получение информации. Признавая различия в подходах и развитии
медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено
везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же в рамках
дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей
жизни человека.
В 2007 г. был проведен Международный симпозиум «Media
Education – Advances, Obstacles, and New Trends Since Grunwald: Towards a Scale
Change?». Главной целью
симпозиума было выявить, как протекает процесс медиаобразования в мире, и какие
трудности встречаются на пути реализации такого рода образовательной политики,
а также разработать практические рекомендации, направленные на повышение уровня
медиаобразования и мобилизацию усилий его сторонников. Участники конференции
отметили, что заявления, сделанные в 1982 году, в связи с наступлением информационного
общества в контексте глобализации приобретают особую актуальность. Значительно
возросли роль и место медиа в современном мире. Чтобы лучше адаптироваться к
социальным и профессиональным переменам, сегодня все больше граждан нуждается в
приобретении умений критического анализа информации любых символических систем
(образных, звуковых, текстовых), создания собственных медиатекстов. В процесс
медиаобразования должны быть вовлечены как можно больше его сторонников.
За прошедшие годы в мире был
накоплен богатый опыт медиаобразования как в учебных, так и во внешкольных
учреждениях. На основе практических и теоретических наработок создан банк
исследований в этой области знаний. Однако накопленный опыт и результаты
исследований все еще остаются недостаточно известными и используются не в
полную силу, вследствие того, что медиаобразование не продвинулось от стадии
эксперимента к стадии широкого практического применения[1].
Участники симпозиума признали факт
крайней необходимости консолидации международного сообщества для
распространения медиаобразования. Результатом симпозиума 2007 года стала
разработка практических рекомендаций, способствующих выполнению основных
положений Грюнвальдской Декларации.
В 2007 г. в Австрии прошла
конференция Совета Европы «Медиаграмотность и права человека». Участники
конференции наметили стратегии Совета Европы в области медиаобразования на
ближайшие годы. В итоговом документе была отмечена необходимость введения
медиаобразования как обязательного компонента обучения в школах и вузах
европейских стран, важность развития медиаграмотности, медиакомпетентности в
современном демократическом обществе.
Медиаобразование в современном мире
рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств
массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа,
творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного
восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным
формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает
человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения,
радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык
медиакультуры.
Медиаобразование тесно связано не
только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями
гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение,
театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры
и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества)
и т.д. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности,
медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с
учащимися. А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео,
Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующего черты практически всех
традиционных средств массовой коммуникации) помогает исправить, например, такие
существенные недостатки традиционного художественного образования, как
одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или
живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых «выразительных
средств») и содержания при анализе конкретного произведения.
Медиаобразование предусматривает
методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и
др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося,
самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через
непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие,
интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре.
При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия,
представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений
медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных
медиапрофессий, что возможно как в автономном варианте, так и в процессе
интеграции в традиционные учебные предметы. Для того чтобы школьники и студенты
были медиаграмотными, они должны изучать не только то, как сконструированы те
или иные медиатексты, но также и то, как эти тексты выражают различные
политические, идеологические, экономические, социокультурные интересы[2].
Медиаобразование основано на
изучении медиакультуры. Именно медиакультура на новом уровне технических
возможностей (спутниковое телевидение, видео, Интернет и т.д.) эффективно
способствует объединению, создает новые возможности для диалога культур в
глобальном (диалог культур наций, стран), в межличностном, и в интровертном
(внутриличностном) уровнях. Медиаобразование опирается на возможности «диалога
культур», который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень
сопоставления, сравнительного анализа различных дидактических подходов в разных
странах планеты, а, следовательно, постоянно совершенствовать педагогическую
теорию и методику.
Глобализация мировой экономики и
информационно-образовательного поля (включая создание открытых мировых
образовательных сетей, преодолевающих политические, административные,
национальные, расовые, религиозные границы) может существенно помощь
позитивному синтезу социумов разных стран[3].
Процессы глобализации имеют как
позитивные, так и негативные последствия. Глобализация предоставляет
эффективные возможности для развития более открытого общества, более
информированных граждан, более динамичной и инновационной культуры. В самом
деле, новые информационные технологии (прежде всего, в сфере медиа) позволяют
относительно небольшим группам творчески мыслящих личностей создавать разного
рода международные, всемирные проекты в таких сферах, как торговля, искусство,
образование и т.д.
Одним из главных проводников
глобализации, бесспорно, являются медиа. К примеру, в 1980 году количество
пользователей системы Интернет было равно нулю, а к 2004 году число их
обладателей достигло 700 миллионов (из них 160 миллионов в США и 18 миллионов в
России). Аналогичная картина глобализации влияния наблюдается и со «старыми»
медиа во всем мире: 75 миллионов телезрителей в 1956 году и 2 миллиарда – в
2004, 57 миллионов радиослушателей в середине 30-х годов ХХ века и 2,5
миллиарда – в начале XXI века.
Известно, что в эпоху глобализации
взгляд людей на образование становится всё более прагматичным. «Клиенты»
высшего образования прежде всего ценят его доступность и удобство потребления
«товара» – конкретных знаний и умений (consumer satisfaction), то есть
сокращение усилий для получения нужного результата; экономическую усредненность
и эффективность; броскость и функциональность упаковки (CD-ROMной, интернетной
и т.д.) учебных программ; мобильность перехода/обмена
студентов/преподавателей/исследователей разных вузов/стран; последующую
максимальную коммерческую реализуемость, «конвертируемость»
полученных/преподаваемых знаний и умений.
Бесспорно, школьники (во всяком
случае, младших классов) еще не способны столь четко определить свои учебные
приоритеты. Однако их родители ничуть не хуже современных студентов
ориентируются в утилитарной выгоде начального и среднего образования, рассматривая
преподавателей в качестве простого обслуживающего персонала, а вовсе не как
носителей высоких, добрых, духовных, вечных и т.п. ценностей.
Стандартизация образовательных
систем разных стран, подкрепленная внедрением новых информационных технологий,
резким увеличением он-лайновых школ и вузов, мобильности преподавателей и
студентов, все больше подчиняется требованиям глобального рынка и конкуренции.
Успешная работа в сфере большинства современных профессий теперь практически
немыслима без развитых способностей постоянного самообразования в течение всей
жизни.
Некоторые исследователи связывают
глобализационные и кризисные тенденции в образовании с широким распространением
массовой аудиовизуальной культуры: дескать, она негативно влияет на подрастающее
поколение, которое не хочет ничему учиться. На самом деле, конечно же, аудитория
(пусть даже неграмотная) все равно учится. Правда, стихийное обучение с помощью
медиатекстов не носит системного, «упакованного» в рамки учебных планов и программ
характера и происходит не по долгу/принуждению/утилитарному расчету, а исходя
из реальных сиюминутных интересов конкретной аудитории в любом тематическом и
жанровом поле.
Вместе с тем и в школе, и в вузе
остаются учащиеся, заинтересованные не только в получении итогового документа
об образовании, но и в новых знаниях, в развитии творческих способностей,
критического мышления и т.д. Именно эти наиболее одаренные учащиеся, как
правило, сталкиваются с кризисной ситуацией в образовании, когда при огромном
объеме все время умножающейся информации, многие учителя продолжают опираться
на репродуктивные (лишенные творческого, критического подхода) методы обучения,
серьезно отставая от своих учеников/студентов технологически. Недаром,
социологические опросы показывают, что большинство российских учителей редко
применяют на своих занятиях медиааппаратуру, не умеют работать с Интернетом,
DVD, цифровой видеокамерой и т.д.
Между тем, созданная именно для
поддержки «диалога культур» разных стран и наций влиятельная международная
организация ЮНЕСКО считает, что масс-медиа играют важную роль в образовании
молодежи в духе мира, справедливости, свободы, взаимоуважения и взаимопонимания
с целью поддержки прав человека, равенства этих прав для всех людей и наций,
экономического и социального прогресса.
Усилению влияния медиа способствует
и то, что во всем мире стремительно увеличивается количество свободного
времени, сфера досуга. Следовательно, одна из задач современной педагогики –
разработка культурно-ценностной организации досуга детей и молодежи, поддержка
интересных творческих начинаний, борьба с такими, увы, популярными «формами
досуга», как потребление наркотиков, алкоголя, самоутверждение через насилие
над сверстниками и т.д. И здесь опять нельзя не отметить большие возможности
медиаобразования молодежи, как одного из путей развития творческой и гуманной
личности, возможности «диалога культур» в этом педагогическом направлении.
Исходя из этих факторов,
настоятельная необходимость интенсивного развития медиаобразования
представляется очевидной.
Воздействие медиа на аудиторию,
прежде всего, на учащуюся молодежь, не ограничивается эстетической сферой
(формированием эстетического сознания), но и, как показывают многочисленные
социологические исследования, имеет серьезное социальное, мировоззренческое
влияние.
Нельзя оставлять без внимания и
негативные последствия масс-медиа.
Крайним проявлением является медиатерроризм,
под которым понимается целенаправленное, планомерное, систематическое
использование возможностей средств массовой информации для создания и
тиражирования чувств страха, ужаса, беспокойства, тревоги и распространения их
в информационном пространстве в целях манипулирования общественным сознанием[4].
Медиапедагогами уделяется большое
внимание проблеме негативного воздействия (рискам) масс-медиа на школьную,
молодежную зрительскую аудиторию, поскольку по неутешительным результатам
последних исследований в этой области именно дети, подростки наиболее
подвержены неблагоприятному воздействию некачественной продукции масс-медиа.
Прежде всего, речь идёт о наиболее доступных масс-медиа таких, как телевидение,
Интернет, компьютерные игры, видеофильмы, мобильные телефоны. Многие
исследования показывают, что неоднородная зрительская аудитория воспринимает
продукцию масс-медиа по-разному. Особенно «чувствительны» к негативным эффектам
школьники младшего возраста, у которых только начинает формироваться личностная
система ценностей и отношений[5].
Особенную актуальность проблема
негативного воздействия масс-медиа приобретает в связи с растущей ролью сети
Интернет в жизни школьников, молодежи. С одной стороны, всемирная сеть Интернет
– это наиболее доступное и удобное средство массовой коммуникации, но с другой
стороны, – это наименее регулируемое и практически анонимное средство
виртуального общения, вследствие чего, многие педагоги выражают серьёзные
опасения, что Интернет предоставляет широкий доступ к большему массиву
потенциально опасной для детей и молодежи информации. В данном случае речь идёт
не столько о запретах или ограничениях, сколько о политике просвещения, иначе
говоря, о медиаобразовании, о повышении медиакультуры личности.
Нынешнее состояние медиаобразования
в нашей стране можно коротко охарактеризовать: становление. Состояние
медиаобразования – следствие общего состояния информационной среды. К
настоящему времени сформированы новые информационные приоритеты, устойчивые информационные
сообщества, можно выделить приоритетные области исследования – формы и виды
медиаобразования, области формирования информационной культуры, ценности и
мотивации в области медиакультуры.
Целенаправленно работает Ассоциация
кинообразования и медиапедагогики России. Усилиями энтузиастов этого
направления, в первую очередь, профессора А.В. Федорова, создан и действует журнал
«Медиаобразование», открыта специализация «Медиаобразование» (03.13.30) в
Таганрогском государственном педагогическом институте. С 2005 года регулярно
выходи новый педагогический журнал «Медиаобразование». Движение
медиаобразования в России поддерживется Российским комитетом Программы ЮНЕСКО
«Информация для всех» (http://www.ifap.ru) и
Московским бюро ЮНЕСКО (http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php).
Активно развивается это направление
на Урале и Сибири. Однако ещё недостаточно осознана роль медиаобразования, как
в своё время и компьютеризации, в развитии современного образования на
государственном уровне. Проблемой в распространении медиаобразования является
недостаточный уровень подготовки педагогов в этой области, неумение отличить
использование технических средств в образовании от использования медиа для
целей образования.
Представляется весьма полезным
изучить богатый опыт в области медиаобразования. Творчески освоив его, будущие
и настоящие российские медиапедагоги смогут более эффективно развивать свои
теоретические идеи, методические подходы, экспериментальную работу в школах и
вузах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах.
] ] ]
Медиасреда современной России
представляет собой достаточно сложный организм, охватывающий экономику,
социальные институты, общественное сознание, духовную и материальную культуру –
все то, что окружает человека, способствуя его социализации.
Медиаобразование как набор средств и
методик для обучения молодежи адекватному восприятию средств массовой
коммуникации сегодня как никогда актуально. Умение работать с потоками
информации, воспринимать их, критически оценивать, интерпретировать и создавать
собственный информационный продукт – вот тот инструментарий, который
предполагает это современное направление образовательной деятельности
сегодняшней России.
Современная медиасреда – это
телевидение (эфирное, кабельное, спутниковое) и печатные СМК, кино видео, DVD,
CD-ROMы, электронная почта и сотовая связь, компьютерные каналы и Интернет как
пространство свободной коммуникации. Все это доказывает, что мы стали
обществом, основой которого является информация.
Становится очевидным, что на
повестке дня рождение новой науки – медиалогии,
начинающей обосновываться в теоретическом пространстве. Речь идет о комплексной
гуманитарной науке, которая опирается на культурологию, историю и политологию,
социологию и информатику, педагогику и менеджмент.
◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования)
в информационный блок:
Медиаобразование ◄► в раздел
библиотека
[1] Фатеева,
И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография /
И.А. Фатеева. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
[2] Вартанова
Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы,
модели // Информационное общество. – 2003. – № 3. С. 5–10.
[3] Бондаренко
Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. – 2002. – №
3. – С. 88–98.
[4] Цыганков
В.В. Медиа-терроризм. Терроризм и средства массовой информации. – Киев:
Ника-Центр, 2004. – 124 с.
[5] Григорова
Д.Е. Медиаобразование и проблема информационно-психологической безопасности
личности (на материале реалити-шоу) // Медиаобразование. – 2006. – № 3. – C. 21–29;
Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема //
Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 48–55.